УДК 614.2:613:342.7
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
© 2005 г. Е. Ю. Яценко
Департамент здравоохранения администрации Архангельской области
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования сферы здравоохранения, обозначены проблемы, существующие в данной области, и возможные пути их решения. С медицинских и правовых позиций раскрываются понятия «общественное здоровье» и «личное здоровье человека». Указывается на необходимость официального признания медицин ского права Российской Федерации в качестве самостоятельной отрасли права, а также на возможность создания Медицинского кодекса России.
Ключевые слова: правовая защита, общественное здоровье, личное здоровье человека, законодательное регулирование, медицинское право, Медицинский кодекс, Национальная ассоциация медицинского права.
Человек, его жизнь и здоровье являются высшими первичными ценностями, относительно которых должна определяться политика социально-экономического развития государства и общества. Право на жизнь и право на здоровье относятся к категории естественных и неотчуждаемых прав человека. Их признание и охрана предусмотрены как важнейшими национальными законодательными актами, включая конституции большинства государств, так и целым рядом актов международного права, в том числе такими значительными правовыми документами, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и др. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи» [3]. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах за каждым человеком признано право на наивысший достижимый уровень психического и физического здоровья [10]. Подобные положения содержатся и в ст. 2 протокола № 1 от 20 марта 1952 года к Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года.
Общественные отношения, связанные со здоровьем человека, во многом специфичны, ибо обусловлены его физическим, нередко и психическим состоянием в различных ситуациях общественной, политической, профессиональной, семейной, бытовой жизни. Удельный вес такого рода общественных отношений, потребности в поддержании здоровья человека в надлежащем состоянии и его восстановлении постоянно увеличиваются. Здоровье отдельных людей, особенно руководителей государства, народа в целом становится порой положительным или отрицательным фактором внутриполитической и международной стабильности, развития и прогресса в экономике и социальной жизни. Последнее десятилетие характеризуется крупными сдвигами в медицинской науке и биологии, в связи с чем возникает множество вопросов и проблем не только чисто медицинского, но и этического, правового характера, требующих специального законодательного решения и особого юридического регулирования [2].
Необходимо разобраться, что включает в себя понятие «здоровье».
Как уже говорилось, здоровье есть высшее неотчуждаемое первостепенное благо человека, без которого, по справедливому замечанию А. В. Тихомирова, в той или иной степени утрачивают значение многие другие блага. Приобретение иных ценностей и обладание ими лишаются смысла, искажаются или усложняются по причине нездоровья. Душевнобольному безразличны все богатства мира. Человек в состоянии
алкогольной или наркотической зависимости отдает предпочтение иным, отличным от общепринятых, приоритетам. Нездоровье вообще меняет, переориентирует шкалу ценностей. Инвалиду, например, необходимы особые средства сообщения и перемещения, и если он их лишается — что ему другие блага [16, 17].
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека вне зависимости от расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения [18].
Итак, здоровье — это полное физическое, душевное и социальное благополучие человека. Независимость индивидуального поведения в значительной мере определяется таким благополучием. Следовательно, нездоровье обусловливает те или иные ограничения свободы поведения индивида, которые носят субъективный или объективный характер. Если нездоровье не позволяет человеку в полной мере воспользоваться доступными другим людям благами, то такие ограничения обусловлены субъективными факторами: на время болезни человек лишен возможности выполнять работу и реально зарабатывать, травмированный индивид вынужден соблюдать режим обездвиженности, у инвалидов возникают затруднения с получением информации, общением, передвижением без посторонней помощи или специальных устройств и т. п. Но в том случае, если нездоровье одного чревато опасными последствиями для другого или многих окружающих, появляется объективная необходимость наложения ограничений на свободу его поведения: возникновение грозящего эпидемической вспышкой заболевания или непредсказуемость действий впавшего в агрессию психически больного человека требуют изоляции от здоровых людей. Тем самым независимость индивидуального поведения не только снижается по причине нездоровья, но и подвержена ограничениям извне, если характером или течением заболевания либо своим поведением заболевший представляет опасность для окружающих.
Иными словами, если личное нездоровье одного или нескольких людей, распространение болезнетворных агентов среди населения угрожают интересам общества, для их предотвращения государство принимает меры в интересах общественного здоровья. Кроме того, А. В. Тихомиров подчеркивает, что интересами общественного здоровья определяется необходимость заботы государства, в пределах и объеме, не противоречащих им, о личном здоровье тех, кто не имеет возможности или не способен позаботиться о нем самостоятельно. Остальным предоставляется свобода заботиться о личном здоровье по собственному усмотрению [17].
Таким образом, можно выделить два понятия — «общественное здоровье» и «личное здоровье че-
ловека». Под первым понимается совокупное состояние здоровья каждого отдельного гражданина в масштабах всего населения страны, поддержание стабильного уровня которого гарантируется государством в качестве минимального допустимого предела. Личное здоровье человека — это медико-биологический статус индивида в условиях физического и психического благополучия организма при надлежащей его деятельности. Граждане поддерживают личное здоровье самостоятельно, используя для этого существующие в государстве возможности оздоровления и лечения. Неблагополучие с личным здоровьем влечет снижение уровня общественного здоровья, отражаясь на социально-гигиенических и медико-санитарных показателях [17].
З. С. Гладун также отмечает, что жизнь и здоровье не только личные, но и общественные блага и их закрепление и защита в качестве одного из основных прав человека относятся к сфере общественной и государственной жизни, составляют основу социальной политики государства. Именно вследствие того, что качество жизни и уровень здоровья в значительной степени определяются материальными и культурными условиями, можно говорить об общественном здоровье [4].
Основополагающее значение хорошего здоровья в жизни человека как важнейшего компонента благополучия обусловливает необходимость его всемерной охраны, в том числе и правовой, и важность исследований общественных отношений в области медицины с позиций права [9].
При этом, как отмечают А. В. Чичикалов и А. В. Тихомиров, имеются существенные различия в медицинском и правовом понимании здоровья [20].
В ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (РФ) здоровье названо в ряду объектов гражданских прав в виде защищаемых законом нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения, неотчуждаемых и непередаваемых иным способом [7].
Из содержания данной нормы права следует, что
1) здоровье есть первостепенное неотчуждаемое благо каждого, принадлежащее ему от рождения;
2) здоровье каждого есть объект защиты законом — каждый имеет право на физическую неприкосновенность;
3) здоровье каждого в качестве принадлежащего ему блага защищается законом как право, но не как обязанность;
4) здоровье каждого защищается законом против неопределенного круга лиц — никто не вправе посягать на физическую неприкосновенность лица.
Возникает вопрос о правомерности медицинской помощи гражданину — обладателю здоровья, этого защищаемого законом блага. Иными словами, в каких пределах правомерна охрана здоровья гражданина.
Следует иметь в виду, указывают А. В. Чичикалов и А. В. Тихомиров, что охрана здоровья столь же под-
вержена наступлению правовой ответственности, как и любое посягательство на защищаемое законом здоровье граждан. Охрана здоровья не тождественна его защите. Любое отождествление этих понятий является пренебрежением к приоритету права в регулировании отношений.
Охрана здоровья не подменяет его защиту законом. Под защитой закона находится не деятельность в отношении здоровья, а само здоровье как названная законом правовая категория.
В сфере охраны здоровья возникают отношения по поводу здоровья граждан. Здоровье же остается в принадлежности его обладателя.
Если причинителем вреда охраняемым законом интересам и защищаемым законом благам является лицо, осуществляющее деятельность в сфере охраны здоровья, оно не имеет иммунитета против правовой ответственности.
Данные положения характерны для любого правового государства и действуют в любом открытом гражданском обществе.
В нашей же стране, по мнению названных авторов, государство обладает и полномочиями распоряжаться здоровьем граждан, и монополией его охраны. На деле это оборачивается гарантиями, имеющими декларативный характер, а также подменой понятия защиты здоровья законом понятием охраны здоровья, что может приводить к узурпации власти закона административным произволом [20].
Множество пространств правовой неопределенности, пробелов в законодательстве также приводят к тому, что неурегулированные законом области вынуждена заполнять своими актами исполнительная, подзаконная власть, и прежде всего — ведомства.
Становится очевидной необходимость реформирования здравоохранения, одним из обязательных условий которого, как свидетельствует мировая практика, является создание соответствующего национального законодательства в виде юридической основы знаний и информационно-правовой системы управления в медико-социальной сфере деятельности. В период построения правового государства усиление роли права в сфере охраны здоровья населения приобретает особое значение, так как многие отношения в здравоохранении, необходимость правовой регламентации которых не вызывает сомнений, до сих пор остаются неурегулированными. Недостаточно изученными и научно определенными являются правовое обоснование стратегии и тактики осуществления реформ, технология и механизмы разработки прогрессивного и эффективного законодательства и нормотворчества. В государстве еще не полностью сложилась соответствующая новому социально-экономическому укладу законодательная техника, чему в немалой степени способствует и непричастность либо устранение от участия в разработке правовых актов в этой сфере юристов [5]. Тем не менее в настоящее время на федеральном уровне и в субъектах РФ действуют десятки законов,
которые включают элементы медико-социального назначения. Все это обусловливает необходимость выделения на современном этапе развития российского общества новой отрасли права — медицинского права Российской Федерации, что предопределено возрастанием социальной значимости регулируемых данной отраслью общественных отношений. Фактическое ее существование подтверждается Общеправовым классификатором отраслей законодательства, в котором под номером 220.000.000 представлено «Законодательство об охране здоровья граждан» [9, 12].
Российские ученые сейчас находятся в начале пути: медицинское право как отрасль российского права теоретически разработано не в полном объеме. Имеются трудности с определением предмета регулирования. Юристов, специализирующихся в области медицинского права, как и медицинских работников, имеющих специальную юридическую подготовку, очень мало. Существует реальная, жизненно важная необходимость применения положений, норм и требований современного международного медицинского права для развития здравоохранения РФ и совершенствования правовых норм в области охраны здоровья граждан, в профессиональной защите законных интересов пациентов и медицинских работников, в подготовке специалистов в этой области [1].
За рубежом имеется обширная монографическая литература по проблемам медицинского права, издаются специализированные журналы, содержащие результаты исследований, комментарии законодательства, материалы научных дискуссий и судебной практики. В них рассматриваются правовые проблемы судебной медицины, психиатрии, сексологии, стоматологии, фармации, деятельности среднего медицинского персонала, алкоголизма, наркомании, СПИДа, проведения медицинских экспериментов, генной инженерии, трансплантологии, искусственного прерывания беременности, контрацепции, стерилизации, эвтаназии. В контексте медицинского права рассматриваются вопросы медицинской этики, психолого-правовые вопросы, проблемы клинической криминологии и другие. Отрадно, что подобные издания появляются и в России. Наиболее серьезным из них, безусловно, можно считать федеральный научно-практический журнал «Медицинское право», главным редактором которого является заведующий первой в РФ кафедры медицинского права при Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова член-корреспондент РАМН заслуженный юрист России доктор медицинских наук, профессор Ю. Д. Сергеев.
В 1967 году в г. Генте (Бельгия) на I Всемирном конгрессе по медицинскому праву была создана Всемирная ассоциация медицинского права (WAML). Этот форум объединил врачей, юристов, специалистов в области медицинской этики, других работников, участвующих в оказании медицинской помощи, представителей общественных организаций. Затем был успешно проведен ряд конгрессов в Вашингтоне, Мани-
ле, Праге, Иерусалиме, Сан-Сити. Такие конгрессы стали традицией и проводятся раз в два года [1].
Таким образом, уже в течение нескольких десятилетий существует практика международного сотрудничества в сфере медицинского права. Одним из главных достижений последних лет в этой области стало учреждение в России Национальной ассоциации медицинского права (НАМП), которая сразу же была принята в аналогичную всемирную ассоциацию. Президентом НАМП стал Ю. Д. Сергеев. Важнейшей задачей, стоящей в настоящее время перед российскими юристами и медиками (а также представителями некоторых других специальностей), является использование передового международного опыта и наработок в названной области для формирования теоретической базы медицинского права РФ как отрасли права, его становления и развития, что послужит существенным позитивным фактором в процессе преодоления кризисного состояния отечественной медицины. Под эгидой НАМП 25—27 июня 2003 года в Москве состоялся I Всероссийский съезд (Национальный конгресс) по медицинскому праву, который без преувеличения можно назвать историческим, являющимся точкой отсчета нового этапа в человеческих и правовых взаимоотношениях в сфере здравоохранения, деятельности по защите прав пациентов и медицинских работников, в развитии медико-правовой культуры всего российского общества. В единогласно принятой съездом резолюции определены основные научные направления и практические задачи по развитию и совершенствованию новой отрасли науки — медицинского права РФ [13].
Не секрет, что уровень здоровья населения страны за последние полтора десятилетия ухудшился. Усиливаются депопуляционные процессы. Подобное положение в значительной мере обусловлено негативными последствиями экономической депрессии, снижением уровня жизни большинства населения страны. Резкое отрицательное влияние оказали разрушение вертикали управления здравоохранением, принижение роли здравоохранения в обществе, постоянный дефицит финансовых средств [21]. Немаловажное значение имеет и несовершенство законодательной базы в сфере охраны здоровья граждан, долгие годы сопровождавшее отечественное здравоохранение, монополизм государственной формы собственности, практически полное отсутствие действенных (а не декларативных) механизмов обеспечения прав пациентов, которые сыграли существенную роль в том, что национальный уровень взаимоотношений в системе здравоохранения и медицины во многом отстает от уровня цивилизованных, правовых государств.
В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране диктует свои правила игры. Здравоохранение распалось на федеральное, региональное, муниципальное. Активно формируется частное здравоохранение. Разделение проходило без продуманной стратегии, не была подготовлена законодательная,
нормативно-правовая база. В результате этих преобразований была получена несбалансированная и нестабильная система национального здравоохранения, которая характеризовалась нарушением вертикальной структуры управления на всех уровнях, зачастую преобладанием интересов отдельных муниципальных образований, регионов в ущерб единой политике в области здравоохранения.
Недостаточная нормативно-правовая база федерального уровня активизирует законотворческую работу в субъектах РФ. Однако далеко не всегда принятые в них законы в полной мере отвечают интересам национального здравоохранения и согласуются с федеральными законами [15, 19]. Этому способствует противоречивость, неполнота, в ряде случаев декларативность федерального законодательства. Характерной чертой отечественного медицинского законотворчества настоящего времени является бессистемность.
С учетом вышеизложенного нельзя не согласиться с мнением С. Н. Шишкова, который видит выход из сложившейся ситуации в систематизации медицинского законодательства. При этом оптимальным было бы принятие кодифицированного законодательного акта — Медицинского кодекса Российской Федерации [22]. Подобного мнения придерживается и ряд других авторов [6, 11, 14].
Данную точку зрения можно считать вполне обоснованной. Так, в случае принятия Медицинского кодекса России отпадет необходимость в разработке многочисленных законодательных актов, посвященных отдельным аспектам медицины, а также смежным с нею проблемам. Именно кодекс будет способен задать верный сбалансированный ориентир законодательному регулированию в рассматриваемой сфере, позволит избежать недопустимых повторов и противоречий в тексте разных законов, явится солидной законодательной базой для выделения медицинского права в самостоятельную отрасль права. Это позволит последнему окончательно сформироваться и занять достойное место в ряду с его традиционными отраслями, такими, как гражданское, уголовное, трудовое право и др. [22]. Необходимость разработки Медицинского кодекса обусловлена в настоящее время и причинами сугубо прагматического характера. В действующем медицинском законодательстве практика выявляет немало пробелов и иных недостатков, которые в значительной степени затрудняют его реализацию. В ходе работы над Медицинским кодексом появится возможность устранить их. На данном этапе необходим проект такого кодекса, а это в немалой степени зависит от юристов и медиков, от их научной активности и продуктивности, взаимопонимания и сотрудничества [11].
На этом направлении имеется определенный (хотя и незначительный) опыт. В конце 20-х и в 30-х годов ХХ века в одной из республик СССР (правопреемницей которого, как известно, является Россия), а именно — в тогдашней УССР, было разработано несколько
вариантов Кодекса законов об охране здоровья, окончательный из которых состоял из 515 статей, разделенных на 14 разделов [4]. К сожалению, условия того времени не привели к его принятию. Затем, в конце 70-х годов, в научной литературе было высказано и обосновано предложение о разработке и принятии Медицинского кодекса СССР (вместо Основ законодательства о здравоохранении СССР и союзных республик и соответственно республиканских Основ законодательства о здравоохранении). В дальнейшем, в 80-е, а затем в 90-е годы, была разработана, сформулирована и предложена теоретическая модель структурно-содержательной части Медицинского кодекса РСФСР (РФ) [11]. Предложение о разработке и принятии законодателем Медицинского кодекса РФ нашло поддержку среди научных и практических работников, что свидетельствует об актуальности поставленной проблемы, практической потребности в ее научном осмыслении специалистами и своевременности ее разрешения на законодательном уровне. Об этом же говорит и п. 2 резолюции упомянутого выше Всероссийского съезда по медицинскому праву, которым Комитету по охране здоровья и спорту Государственной думы РФ и НАМП рекомендовано инициировать подготовку Медицинского кодекса РФ с привлечением к этой работе высококвалифицированных специалистов [13].
Создание кодифицированного законодательного акта в области здравоохранения должно отвечать насущным требованиям практики правового регулирования рассматриваемых отношений и нормам международного гуманитарного права, в том числе предписаниям и стандартам ВОЗ. Национальные законодательства о здравоохранении многих развитых стран мира (Германия, Австрия, США, Франция, Италия, Испания и др.) содержат медицинские, или врачебные, кодексы, нормы которых регулируют отношения между медицинскими работниками и их пациентами, а также их родственниками, профессиональные отношения медиков между собой, с администрацией учреждений здравоохранения и государственных органов. Данные кодексы помимо чисто правовых, процедурных норм содержат правила, касающиеся морально-этических вопросов. Таким образом, в Медицинском кодексе России наряду с профессиональными правами и обязанностями могли бы быть закреплены детальные требования деонтологии (науки о врачебном долге) и врачебной этики. Морально-этическую основу такого акта смогли бы составить, как справедливо отмечает З. С. Гладун, получившие всеобщее распространение нормы клятвы Гиппократа, современной клятвы врача [4].
Таким образом, проблема правовой регламентации медицинской деятельности и защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации в области охраны здоровья имеет исключительное политическое и социальное значение и является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных и в то же время разработанных далеко не в полном объеме.
Анализ действующего законодательства, а также большого количества публикаций, научных исследований, материалов научно-практических конференций и т. п., позволяет сделать вывод о том, что решить данную проблему поможет реализация на практике следующих условий:
1. Правовое обеспечение и защита общественного здоровья и здравоохранения в целом, а также личного здоровья граждан РФ должны стать неотъемлемой составной частью, приоритетной задачей российского государства и общества, что явится существенным позитивным фактором в процессе преодоления кризисного состояния отечественной медицины.
2. Следует разработать научно обоснованную концепцию нормативно-правового обеспечения российского здравоохранения и определить общие принципы законотворческой деятельности в этой важнейшей сфере.
3. Законодательная и исполнительная ветви государственной власти не должны ограничиваться лишь декларированием права граждан на охрану здоровья. Необходимо осуществление комплекса мер, связанных с реализацией данного конституционного права, в частности путем установления правовых гарантий получения каждым необходимой ему медицинской помощи (в т. ч. платной), а также развития существующих систем здравоохранения.
4. В основу политики развития отечественного здравоохранения должно быть положено создание перспективного и приоритетного законодательного и иного нормативно-правового обеспечения не только стратегии, но и тактики проведения реформ в сфере охраны здоровья населения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. При этом должны быть использованы передовые юридические технологии создания прогрессивного медицинского законодательства в развитых странах мира, а также опыт современного международного медицинского права.
5. Необходимо ввести в правовое поле юридической системы страны, выделить и официально признать новую, фактически уже сформировавшуюся на практике отрасль права, реализуемую в области охраны здоровья населения, — медицинское право России, что позволит объективно и более эффективно осуществлять правовое регулирование отношений в названной области.
6. В целях совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы здравоохранения необходимо создать специальный свод медико-социальных правовых актов. Оптимальным вариантом явится принятие кодифицированного законодательного акта — Медицинского кодекса России.
7. Особое внимание должно уделяться преодолению противоречий и устранению разобщенности между представителями юридической и медицинской науки.
8. В качестве одного из наиболее важных элементов совершенствования системы управления здравоохранением следует рассматривать подготовку специ-
алистов, обладающих высоким уровнем современных знаний, в том числе и в области юриспруденции, а также организацию специального блока дополнительного правового образования медицинских и вспомогательных кадров органов управления и учреждений здравоохранения.
Список литературы
1. Аргунова Ю. Н. Об ассоциации медицинского права / Ю. Н. Аргунова // Медицина и право / Материалы конференции, Москва, февраль 1999 г. — М.: Изд-во «МАП», 1999. — С. 1—5.
2. Буланова Л. В. О некоторых вопросах медицинского права / Л. В. Буланова, Н. И. Воробьев // Там же. — С. 149—152.
3. Всеобщая декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека. — М., 1990. — 280 с.
4. Гладун З. С. Законодательство о здравоохранении: проблемы формирования новой теоретической модели / З. С. Гладун // Государство и право. — 1994. — № 2. — С. 116—122.
5. Истомина Л. Б. Организационные основы нормативно-правового регулирования в сфере охраны здоровья населения: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Л. Б. Истомина. — М., 2000. — 42 с.
6. Клык Н. Медицинский кодекс России: каким ему быть? / Н. Клык, В. Соловьев // Российская юстиция. — 1997. — № 9. — С. 20—22.
7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). / Отв. ред. О. Н. Садиков. — М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1999. — 778 с.
8. Косарева В. Ю. Право и медицина: проблемы взаимодействия. К итогам Всероссийской научно-практической конференции / В. Ю. Косарева // Журнал российского права. — 2003. — № 7. — С. 154—158.
9. Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве / М. Н. Малеина. — М.: Изд-во «БЕК», 1995. — 272 с.
10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международная защита прав и свобод человека. — М., 1990. — 280 с.
11. Михеев Р. И. Пути научного сотрудничества юристов и медиков на рубеже столетий / Р. И. Михеев // Медицина и право: Материалы конференции, Москва, февраль 1999 г. — М.: Изд-во «МАП», 1999. — С. 46— 57.
12. Общеправовой классификатор отраслей законодательства // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 7. — Ст. 679.
13. Резолюция I Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву // Медицинское право. — 2003. — № 3. — С. 63—64.
14. Сергеев Ю. Д. Лучшая защита и пациента, и врача
— в знании законов / Ю. Д. Сергеев // Медицинская газета. — 1997. — 9 апр. — С. 8—9.
15. Сергеев Ю.Д. Согласие и право на медицинское вмешательство / Ю.Д. Сергеев // Там же. — 1996. — 22 мая. — С. 6—7.
16. Тихомиров А. В. Грань нравственно дозволенного в отношении здоровья как защищаемого законом блага / А. В. Тихомиров // Медицина и право: материалы конференции, Москва, февраль 1999 г. — М.: Изд-во «МАП», 1999. — С. 6—38.
17. Тихомиров А. В. Медицинское право: Практическое пособие / А. В. Тихомиров. — М.: Статут, 1998. — 418 с.
18. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения // Всемирная организация здравоохранения. Основные документы. — Женева, 1977. — 354 с.
19. Черниенко Е. Национальное здравоохранение как единая система / Е. Черниенко, Г. Тихонов // Врач. —
1999. — № 10. — С. 39—40.
20. Чичикалов А. В. Здоровье как защищаемое законом благо / А. В. Чичикалов, А. В. Тихомиров // Медицина и право: материалы конференции, Москва, февраль 1999 г. — М.: Изд-во «МАП», 1999. — С. 39—45.
21. Шевченко Ю. Л. Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в стране на 2000—2004 гг. и на период до 2010 г. / Ю. Л. Шевченко // Здравоохранение Российской Федерации. —
2000. — № 6. — С. 3—9.
22. Шишков С. Н. Будет ли в России Медицинский кодекс? / С. Н. Шишков // Российская юстиция. — 1997.
— № 1. — С. 37—39.
HUMAN HEALTH AS AN OBJECT OF LEGAL DEFENCE: PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION
E. Yu. Yatsenko
Healthcare Department of Arkhangelsk Region Administration
The article is devoted to the questions of legal regulations in the sphere of public health care. The author discusses the problems existing in this sphere and possible ways of their solution. Such concepts as "public health" and "personal human health" are defined in the article from medical and juridical points of view. The necessity of official recognition of the Medical Law in the Russian Federation as an independent branch of the law and the possibility of creating a Medical Code of Russia are pointed out.
Key words: legal defence, public health, personal human health, legislative regulation, Medical Law, Medical Code, National Association of Medical Law.