Научная статья на тему 'Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства'

Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образовательное пространство / принцип единства образовательного пространства / методология исследования / мониторинг / ФГОС / педагогическое образование / педагогические кадры / educational space / the principle of the unity of the educational space / research methodology / monitoring / Federal State Educational Standards / teacher education / teaching staff

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Вениаминовна, Иванов Олег Борисович

В статье изложены основные проблемы формирования и развития единого образовательного пространства нашего государства в современных условиях; дан анализ некоторых аспектов развития методологии его исследования; определены ключевые направления совершенствования самой методологии исследования образовательного пространства. Представлены требующие решения проблемы педагогического образования, значение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в современных условиях обновления содержания общего образования. Показаны необходимость и возможности осуществления мониторинга реализации принципа единства образовательного пространства с предложениями направлений мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF IMPROVING THE METHODOLOGY FOR STUDYING THE EDUCATIONAL SPACE

The authors outline the main problems of the formation and development of a unified educational space of our state in modern conditions; propose an analysis of some aspects of the development of the methodology of its research as well as identify key directions for improving the very methodology for studying the educational space. The paper presents a number of problems of pedagogical education that need to be solved, the importance of training and further professional training of teaching staff in modern conditions of updating the content of general education. The authors show necessity and possibilities of monitoring the implementation of the principle of the unity of the educational space with proposals for areas of monitoring.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

Ценности и смыслы. 2023.№ 3 (85). С. 61-73 Values and Meanings. 2023. No. 3 (85). P. 61-73 (In Rus) УДК 37.014.5

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-3-61-73

Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства

Иванова Светлана Вениаминовна1, Иванов Олег Борисович2

1 Академик РАО, доктор философских наук, профессор, Российская академия образования, Институт стратегии развития образования, г. Москва

E-mail: sv_ivanova@instrao.ru https://orcid.org/0000-0002-9101-6213

2 Доктор экономических наук, профессор, председатель редакционного совета, главный редактор журнала «ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика», г. Москва E-mail: etapmagazine@gmail.com

Аннотация. В статье изложены основные проблемы формирования и развития единого образовательного пространства нашего государства в современных условиях; дан анализ некоторых аспектов развития методологии его исследования; определены ключевые направления совершенствования самой методологии исследования образовательного пространства. Представлены требующие решения проблемы педагогического образования, значение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в современных условиях обновления содержания общего образования. Показаны необходимость и возможности осуществления мониторинга реализации принципа единства образовательного пространства с предложениями направлений мониторинга.

Ключевые слова: образовательное пространство, принцип единства образовательного пространства, методология исследования, мониторинг, ФГОС, педагогическое образование, педагогические кадры.

Для цитирования: Иванова С. В., Иванов О. Б. Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства // Ценности и смыслы. 2023. № 3 (85). С. 61-73

С.В. Иванова

О. Б. Иванов

© Иванова С. В., Иванов О.Б., 2023

TOPICAL ISSUES OF IMPROVING THE METHODOLOGY FOR STUDYING THE EDUCATIONAL SPACE

Abstract. The authors outline the main problems of the formation and development of a unified educational space of our state in modern conditions; propose an analysis of some aspects of the development of the methodology of its research as well as identify key directions for improving the very methodology for studying the educational space. The paper presents a number of problems of pedagogical education that need to be solved, the importance of training and further professional training of teaching staff in modern conditions of updating the content of general education. The authors show necessity and possibilities of monitoring the implementation of the principle of the unity of the educational space with proposals for areas of monitoring.

Keywords: educational space, the principle of the unity of the educational space, research methodology, monitoring, Federal State Educational Standards, teacher education, teaching staff.

For citation: Ivanova S. V., Ivanov O. B. // Values and Meanings. 2023. No.3 (85). P. 61-73 (In Rus).

Svetlana V. Ivanova1, Oleg B. Ivanov2

1 Academician of RAO, Doctor of Philosophy, Professor, Russian Academy of Education, Institute of Education Development Strategy, Moscow

E-mail: sv_ivanova@instrao.ru https://orcid.org/0000-0002-9101-6213

2 Dr. Sc. (Economics), Professor; Chair of the editorial board, Editor-in-chief of the ETAP journal, Moscow, Russia

E-mail: etapmagazine@gmail.com

Введение

В связи с остро напряженным состоянием современного мира, царящей в нем неопределенностью и непредсказуемостью, усилившимся до предела межгосударственным и межблоковым противостоянием в политической, экономической, ценностной (аксиологической) плоскостях рушатся десятилетиями создававшиеся связи, прекращается сотрудничество практически во всех сферах взаимодействия, в том числе в науке и образовании. Как следствие, лишь начавшее приобретать контуры создание мирового образовательного пространства отброшено назад на неопределенное время [4].

В данной статье мы сосредоточимся на современных явлениях в области методологии исследования образовательного пространства и рассмотрении некоторых направлений формирования и развития единого образовательного пространства в нашей стране. В этой части мы пока имеем нерешенные проблемы.

Образовательное пространство и актуальные вопросы методологии

его исследования

Рассматривая актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства, прежде всего, необходимо учитывать, что современный мир меняется, как никогда, стремительно. Это привносит в нашу жизнь новые открытия, современные достижения науки, техники, технологий, что в свою очередь требует системной трансформации сферы образования. Именно трансформация становится важной составляющей движения вперед. Однако само это явление может оцениваться двояко. Система образования, являясь достаточно консервативной, с одной стороны, обеспечивает сохранение накопленных веками и проверенных временем традиционных форм и методов обучения, с другой — приводит к перманентному отставанию образовательных практик от актуальных запросов общества, к недостаточно быстрому обновлению содержания образования. Это серьезное противоречие, разрешение которого должно происходить при условии выполнения принципа единства образовательного пространства страны. Все это требует совершенствования методологических подходов как к процессу трансформации системы образования, так и к формировпнию образовательного пространства нашего государства.

Решение проблемы формирования и развития единого образовательного пространства Российской Федерации в настоящее время, как никогда, актуально и должно быть комплексным, ориентированным на длительную перспективу. Эта проблема связана с решением множества задач, начиная от психологической готовности и педагогической подготовки субъектов этих изменений до различий в материально-техническом оснащении региональных систем образования. Мы исходим из того, что система образования — это, образно говоря, «живой» организм, основу которого и составляют люди: дошкольники, школьники, студенты, воспитатели, учителя, преподаватели, ученые, управленцы, родители... Все решения в области образования должны учитывать этот фактор. Это первое, о чем важно говорить, так как и по сей день звучат упреки в адрес управленцев по поводу бюрократического отношения и в адрес ученых по поводу «бездетной» педагогики.

Второе — это то, что важно осознавать масштаб российской системы образования. Напомним цифры: в России более чем 120 тыс. образовательных организаций всех уровней образования; в них — 32 млн

обучающихся, включая 7,3 млн — в дошкольном образовании; 17,3 млн учащихся школ; более 3,4 млн обучающихся в среднем профессиональном образовании; свыше 4,0 млн студентов высших учебных заведений. В системе образования работают: 0,5 млн воспитателей; около 1,8 млн учителей и работников дополнительного образования; 0,4 млн преподавателей высшего и среднего профессионального образования [6, 8].

Особым обстоятельством являются различия в социально-экономическом положении как регионов России, так и конкретных городов и иных населенных пунктов. От этого зависит и материально-техническое оснащение общеобразовательных организаций. Для иллюстрации различий представим всего один показатель: обеспеченность на 100 учащихся персональными компьютерами (с доступом в Интернет) составляет: в республиках Дагестан, Тыва, Калмыкия, Ставропольском крае и Брянской области — 5, в Москве — 25, Камчатском крае — 31, в Ямало-Ненецком автономном округе — 57 [2, 8].

Следовательно, методология исследования образовательного пространства должна учитывать все эти факторы и обстоятельства при достижении главной цели — формирования единого образовательного пространства страны, с учетом региональных и территориальных особенностей, социокультурных традиций и задач трансформации системы образования. Методология анализа, оценки и исследования такого глобального организма имеет специфические особенности. Ключевые элементы методологии исследования образовательного пространства представлены на рис. 1.

Для обеспечения комплексной оценки образовательного пространства совершенствование методологии его исследования должно осуществляться по всем ключевым параметрам. Так, важное значение имеет изучение:

— нормативной правовой базы, научных трудов, практики и существующих методических документов по исследуемому направлению;

— социально-экономических параметров образовательного пространства;

— эффективности управления в сфере образования на всех уровнях;

— территориального устройства с учетом национальных, культурно-исторических, конфессиональных и иных особенностей;

— других методологических аспектов образовательного пространства.

Во избежание методологического «плюрализма» необходимо обозначить

основные методологические принципы исследования образовательного

Комплексная оценка состояния образовательного пространства по основным (ключевым) параметрам

Образовательное пространство:

- конкретного субъекта;

- отдельной образовательной организации;

- муниципального уровня;

- субъекта Российской Федерации;

- Российской Федерации.

Оценка реального состояния

образовательного

пространства

Определение отклонений от

норм, нормативов, плановых

параметров

Разработка плана

мероприятий по

совершенствованию

функционирования

образовательного

пространства, проект его

развития

Системный Междисциплинарный

Теоретические Эмпирические Статистические (математические)

Рисунок 1. Ключевые элементы исследования образовательного пространства

пространства. Прежде всего, исходя из того, что педагогические исследования используют теоретические и практические (эмпирические) методы, следует определить один из ключевых принципов — это общеметодологический принцип единства теории и практики. С ним неразрывно связаны принципы объективности, системности и всесторонности (комплексности) исследования. Особое место при исследовании образовательного пространства занимают принцип историчности и принцип единства исторического и логического. В современном сложном мире все большее значение приобретает принцип междисциплинарности, так как «появление новых факторов влияния, изменение ситуаций и обстоятельств протекания процессов на практике, углубление теоретического характера изучения приводят к тому, что требуется привлечь закономерности, теории, аналитические материалы по исследованию практики других наук» [1]. Безусловно, существенными для характеристики образовательного пространства являются аксиологические аспекты исследования (принципы гуманизации, общечеловеческих ценностей, уважения к личности, этического поведения). Также одним из ключевых принципов исследования образовательного пространства России является законодательный принцип единства образовательного пространства государства. Здесь важно не только его учитывать в исследованиях, но и проводить мониторинг его реализации.

Исследование образовательного пространства предполагает использование определенного алгоритма, который схематично представлен на рисунке 2.

Безусловно, серьезные меры для решения задачи формирования и развития единого образовательного пространства предусмотрены и реализуются. Прежде всего, это национальный проект «Образование» — системный документ, включающий девять федеральных проектов и одну программу и определяющий на ближайшую перспективу стратегию развития образования [3, 5].

В условиях системных трансформаций сферы образования необходима своевременная реакция на изменения окружающей среды в широком смысле слова (экономической, социальной, политической, технологической, информационно-коммуникационной, гуманитарной, культурной и других). Осуществление педагогической деятельности в изменившихся технологических, социальных, геополитических условиях требует анализа, критического отношения к новациям и заимствованиям, поиска

собственного пути развития и тщательного выбора методологических подходов в целях обеспечения единства образовательного пространства.

Рисунок 2. Алгоритм методологии исследования образовательного пространства

В этом направлении ведется значительная и последовательная работа. Обновлены федеральные государственные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования |Ъир8:/^800. ги/МогтаЙУше_^китепИН1т].

На следующем этапе была проведена работа по созданию образовательных программ для всех уровней общего образования. Внесены необходимые изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [7]. Продолжается обновление нормативных правовых актов и научно-методического обеспечения общего образования, направленных на реализацию принципа единства образовательного пространства Российской Федерации и выполнение требований федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования. Со всеми документами можно своевременно знакомиться на портале edsoo.ru. В настоящее время ведется активная работа по созданию учебников и учебных, методических пособий, способствующих реализации ФГОС, и, как следствие,— реализации принципа единства образовательного пространства.

Вместе с тем системная работа, необходимая для решения задачи формирования и развития единого образовательного пространства нашей страны, на этом не завершается. Это значимый, но первый этап. Далее — на следующем этапе начата необходимая разносторонняя деятельность: апробация, внедрение в практику ряда документов, значительная работа по продвижению разработанного научно-методического сопровождения, создание новых (обновленных) учебников в целях реализации обновленных стандартов всех уровней общего образования и программ, разработка и применение определенных механизмов адаптации управленцев и учителей к работе в сложных условиях перманентных и последовательных изменений как содержательных, так и технологических, обновление и/или совершенствование системы контроля с учетом изменившихся условий обучения и воспитания, обновления содержания образования. Немаловажной частью системной работы должны стать: переход на риск-ориентированное управление системой образования, включение в алгоритмы действий («дорожные карты») корректировки проводимых мероприятий и нормативных актов с учетом мониторинга по направлениям; специальное проектирование развития региональных систем повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Особого внимания в связи с глубокими изменениями образовательного пространства общего образования требует обновление системы педагогического образования, причем оно должно быть синхронизировано и проводится как в педагогических университетах, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, так и на педагогических факультетах (в институтах) классических университетов Министерства науки и высшего образования РФ. В силу разной ведомственной подчиненности велика опасность содержательной и научно-методической разобщенности, что приведет к снижению качества педагогического образования. Однако это отдельная сложная задача, которая в данной статье не рассматривается.

Возвратимся к мысли о контроле и мониторинге проводимых масштабных преобразований в системе общего образования. Вероятно, возможно создать комплексный мониторинг реализации принципа единства образовательного пространства, научно-методологические предпосылки для которого в настоящее время имеются.

Предположительно мониторинг сможет дать результаты по ряду аспектов:

— нормативному аспекту (исследование законодательных актов и стратегических документов по развитию образования в субъектах Российской Федерации на предмет включения принципа единства образовательного пространства согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»);

— содержательному аспекту (исследование реализации требований ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования, что должно вести к реализации принципа единства образовательного пространства; исследование внедрения новых образовательных программ, учебников);

— научно-методическому аспекту (исследование применения научно-методических рекомендаций, наличия механизмов введения в практику работы учителей постоянно обновляемого научно-методического обеспечения, деятельности в этом направлении региональных и муниципальных методических служб);

— кадровому аспекту (исследование эффективности региональных систем дополнительного педагогического образования, системности и содержательного наполнения курсов повышения квалификации педагогов и управленцев; изучение состава кадров, обеспечивающих повышение квалификации учителей);

— информационно-технологическому аспекту (исследование состояния информационно-образовательной среды региона/муниципалитета, наличие сетевых коммуникаций, наличие контроля за контентом, исключение рисков и обеспечение информационной безопасности обучающихся и педагогов);

— материально-техническому аспекту (изучение и оценка материально-технической базы региональной системы образования, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и детей, и педагогов):

— просветительскому аспекту и аспекту взаимодействия со средствами массовой информации; в силу того, что деятельность как всей системы образования, так и каждой отдельной школы не может осуществляться в отрыве от взаимодействия с родителями, общественными организациями региона и страны, без контакта со СМИ.

Разумеется, что высказаны самые общие позиции в отношении комплексного мониторинга, однако все научные возможности для его проработки имеются. Конечно, к методологическим основам важно раз-

работать специальные технологические программы и инструментарий по каждому аспекту предлагаемого мониторинга.

Мониторинг, как известно, может быть разным, не осуществляющимся по всем аспектам одномоментно. Какие-то задачи могут стоять на первом месте. Так, в настоящее время пристального внимания требуют педагогические кадры — те специалисты, которым следует эффективно решить серьезные задачи по обновлению содержания образования, реализации принципа единства образовательного пространства, обновлению воспитательной работы и т.п. На всех уровнях управления существуют три позиции: вера в талант и энтузиазм наших учителей, понимание проблемы невысокого престижа учительской профессии и обеспокоенность реальным состоянием подготовки современного учительства, включая мотивацию будущих учителей к педагогическому труду. Разговоры по этим трем позициям пока не привели к кардинальному изменению ситуации. Аксиомой является то, что от качества подготовки педагогических кадров, от укомплектованности ими образовательных организаций всех уровней, от системы непрерывного повышения квалификации во многом зависит эффективность функционирования всей сферы образования. К сожалению, известные аксиомы не всегда реализуются на практике. По экспертным оценкам, существенной проблемой сегодня является отрыв педагогического образования, с одной стороны, от наук в сфере образования, с другой — от практики образования. Так, изучение научно-педагогических исследований на протяжении ряда лет (выполненных как по государственному заданию, так и в рамках диссертационных исследований) показывает, что тематика исследований зачастую не соотнесена с современными задачами образования, исследование не сможет помочь в реализации новых задач, стоящих перед педагогами, актуальность исследований также слабо соотнесена с уровнем научного знания, с реальным состоянием практики, с нормативно-правовым обеспечением и стратегическими документами в изучаемой области. Большой редкостью становится проведение опытно-экспериментальной работы в школах, в колледжах, в университетах. Нередко профессорско-преподавательский состав вузов, работая по научно-педагогической тематике, не предлагает новых результатов, а подчас и не опирается на широкий массив имеющейся современной научной литературы, оставаясь в рамках предыдущих собственных исследований или используя теории и концепции известных ученых прошлого. Конечно, надо опи-

раться на корифеев («Мы стоим на плечах гигантов»,— все это помнят), однако неразвитость научной мысли ведет к риску отсутствия развития образовательной практики. Ведь методики, методическое обеспечение образовательного процесса что в школе, что в вузе строится на методологии и научных основах. К сожалению, следует констатировать, что глубокие научные темы не часто встречаются даже в докторских исследованиях, и все реже предлагаются в качестве государственного задания научным организациям и университетам. Это риск, которого можно избежать путем пристального внимания к проблеме и учета существующего в нашей стране опыта научных исследований в сфере наук об образовании. Вторым условием отсутствия потерь в объемах и качестве фундаментальных научно-педагогических исследований является повышение качества экспертной работы, проведение особой деятельности по подготовке экспертов и — в дальнейшем — их отбору для проведения той или иной экспертной работы в области педагогики, психологии.

Так, в ближайшем будущем видится важным ракурсом исследования образовательного пространства — его изучение с позиции педагогической экспертизы. Также и проработка всех аспектов педагогической экспертизы на примере оценки с ее помощью формирования образовательного пространства.

Заключение

Резюмируя, представляется важным подчеркнуть несколько важных позиций:

— методология исследования образовательного пространства совершенствуется и актуализируется в соответствии с изменяющимися условиями: образовательной среды, геополитическими, социально-экономическими, социокультурными, технологическими и др.;

— всестороннему исследованию образовательного пространства и эффективной реализации принципа единства образовательного пространства может способствовать комплексный мониторинг, включающий ряд аспектов: нормативный, содержательный, кадровый, информационно-технологический, просветительский, аспект взаимодействия со СМИ и др.;

— в целях формирования и развития единого образовательного пространства страны важно уделить особое внимание подготовке, пере-

подготовке и повышению квалификации учителей, профессорско-преподавательского состава университетов и организаций дополнительного профессионального образования педагогических работников;

— важно создавать условия для обеспечения высокого уровня теоретических научных исследований и связи науки с практикой в сфере образования;

— в целом требуется повышение качества экспертной работы в области наук об образовании, а новым направлением совершенствования методологии образовательного пространства видится его оценка с помощью инструментов педагогической экспертизы. В свою очередь, это может способствовать совершенствованию и самой педагогической экспертизы, в области изучения которой имеются существенные пробелы.

Литература

1. Иванова С. В. Междисциплинарность и системный подход как методологические основы исследования образовательного пространства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. № 6. С. 6-18.

2. Иванова С. В. Цифровое образовательное пространство России: состояние и вектор развития // «Образовательное пространство в информационную эпоху»: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (International conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2021)), 7-8 июня 2022 г. Под редакцией С. В. Ивановой, И. М. Елкиной. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2022. С. 17-25.

3. Иванова С. В., Иванов О. Б. Национальные проекты — основной фактор формирования и развития единого образовательного пространства // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 4. С. 107-121.

4. Иванова С. В., Иванов О. Б. Трансформация систем образования под влиянием глобальных вызовов современного мира // Россия — Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке: монография / под научной редакцией С. В. Ивановой (Россия), Д. Кароли (Италия). Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Факультет наук об образовании «Джиованни Мария Бертин» Болонского университета. 2021. 1100 с. С. 894-915.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Национальный проект «Образование». Сайт Правительства России. [Электронный ресурс]. URL: https://government.ru/projects/selection/741/35675 (дата обращения 04.04.2023).

6. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник. Росстат, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Федеральное казначейство, ОЭСР, НИУ ВШЭ / Гохберг Л. М., Кульмичева Л. Б., Озерова О. К., Сутырина Т. А. и др. М.: НИУ ВШЭ. 2022. 132 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 (дата обращения: 04.04.2023).

8. Федеральное статистическое наблюдение. Форма № ОО-2 «Сведения о материально-технической базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации». 2019, 2020, 2021 годы. [Электронный ресурс]. URL: https:// edu.gov.ru/ activity/statistics/general edu. (дата обращения: 04.04.2023).

Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования... References

• Ivanova S. V. Mezhdisciplinarnost' i sistemnyj podhod kak metodologicheskie osnovy issle-dovaniya obrazovatel'nogo prostranstva // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2022. № 6. S. 6-18. [In Rus].

• Ivanova S. V. Cifrovoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: sostoyanie i vektor razvitiya // «Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu»: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (International conference \"Education Environment for the Information Age\" (EEIA-2021)), 7-8 iyunya 2022 g. Pod redakciej S. V. Ivanovoj, I. M. Elkinoj. Moskva: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO». 2022. S. 17-25. [In Rus].

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Nacional'nye proekty — osnovnoj faktor formirovaniya i razvitiya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva // ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika.

2019. № 4. S. 107-121. [In Rus].

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Transformaciya sistem obrazovaniya pod vliyaniem global'nyh vyzovov sovremennogo mira // Rossiya — Italiya: sotrudnichestvo v sfere gumanitarnyh nauk i obrazovaniya v XXI veke: monografiya / pod nauchnoj redakciej S. V. Ivanovoj (Rossiya), D. Karoli (Italiya). Moskva: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», Fakul'tet nauk ob obrazovanii «Dzhiovanni Mariya Bertin» Bolonskogo universiteta. 2021. 1100 s. S.894-915. [In Rus].

• Nacional'nyj proekt «Obrazovanie». Sajt Pravitel'stva Rossii. [Elektronnyj resurs]. URL: https://government.ru/projects/selection/741/35675 (data obrashcheniya 04.04.2023). [In Rus].

• Obrazovanie v cifrah: 2022: kratkij statisticheskij sbornik. Rosstat, Minprosveshcheniya Rossii, Minobrnauki Rossii, Federal'noe kaznachejstvo, OESR, NIU VShE / Gohberg L. M., Kul'micheva L.B., Ozerova O. K., Sutyrina T. A. i dr. M.: NIU VShE. 2022. 132 s. [In Rus].

• Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (data obrashcheniya: 04.04.2023). [In Rus].

• Federal'noe statisticheskoe nablyudenie. Forma № OO-2 «Svedeniya o material'no-tekh-nicheskoj baze, finansovo-ekonomicheskoj deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii». 2019,

2020, 2021 gody. [Elektronnyj resurs]. URL: https:// edu.gov.ru/activity/statistics/general edu. (data obrashcheniya: 04.04.2023). [In Rus].

Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 07.05.2023; принята к публикации 08.05.2023.

The article was submitted 04.05.2023; approved after reviewing 07.05.2023; accepted for publication 08.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.