Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОБЛЕМЫ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафиуллаева Раиса Ильинична, Нещадимова Татьяна Александровна, Демченко Ирина Анатольевна

Цель исследования - разработка теоретических и организационно-методических рекомендаций по совершенствованию государственного финансового контроля. В статье проведен анализ показателей деятельности органов государственного финансового контроля, обозначены слабые стороны и "узкие места" в их деятельности, выделены 4 группы проблем и недостатков действующей системы государственного финансового контроля: организационные, правовые, экономические и методические. Научная новизна заключается в разработке комплекса мероприятий направленных на совершенствование действующей системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. В результате определены основные направления повышения эффективности деятельности органов ГФК и всей системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафиуллаева Раиса Ильинична, Нещадимова Татьяна Александровна, Демченко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF IMPROVING STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of the study is to develop theoretical and organizational and methodological recommendations for improving state financial control. The article analyses the main performance indicators of the state financial control bodies, identifies the weaknesses of their activities, groups of problems and shortcomings of the current state financial control system. The scientific novelty consists in the development of a set of measures aimed at improving state financial control in the Russian Federation. As a result, the main directions for improving the effectiveness of GfK bodies and the whole system were identified.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

CURRENT ISSUES OF IMPROVING STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Safiullaeva Raisa llyinichna, PhD of Economics

Neshchadimova Tatyana Alexandrovna, PhD of Economics

Demchenko Irina Anatofyevna, PhD of Economics

Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The purpose of the study is to develop theoretical and organizational and methodological recommendations for improving state financial control. The article analyses the main performance indicators of the state financial control bodies, identifies the weaknesses of their activities, groups of problems and shortcomings of the current state financial control system. The scientific novelty consists in the development of a set of measures aimed at improving state financial control in the Russian Federation. As a result, the main directions for improving the effectiveness of GfК bodies and the whole system were identified.

Keywords: state financial control; problems; areas of improvement; Accounts Chamber; Legal and regulatory framework; the State programme; monitoring bodies.

DON 0.24923/2222-243X.2021-41.16

УДК 336.1 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цель исследования - разработка теоретических и организационно-методи-ческих рекомендаций по совершенствованию государственного финансового контроля. В статье проведен анализ показателей деятельности органов государственного финансового контроля, обозначены слабые стороны и "узкие места" в их деятельности, выделены 4 группы проблем и недостатков действующей системы государственного финансового контроля: организационные, правовые, экономические и методические. Научная новизна заключается в разработке комплекса мероприятий направленных на совершенствование действующей системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. В результате определены основные направления повышения эффективности деятельности органов ГФК и всей системы в целом. Ключевые слова: государственный финансовый контроль; проблемы; направления совершенствования; Счетная палата; нормативно-правовая база; государственная программа; контрольные органы.

© Сафиуллаева Р.И., 2021 © Нещадимова Т.А., 2021 © Демченко И.А., 2021

САФИУЛЛАЕВА Раиса Ильинична, кандидат экономических наук

НЕЩАДИМОВА Татьяна Александровна, кандидат экономических наук

ДЕМЧЕНКО Ирина Анатольевна, кандидат экономических наук

Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

Введение

Организация и проведение государственного финансового контроля является приоритетной функцией государственного управления. Именно осуществление государственного финансового контроля посредством специальных методов, способов и приемов обеспечивает эффективность и законность как поступления финансовых ресурсов в государственный бюджет, так и их использования и распределения.

Организация "государственного финансового контроля на современном этапе развития" [6] нашего государства приобретает первостепенное значение, что обусловлено несколькими причинами:

- реализация финансовой политики государства тесно сопряжена с использованием значительных средств государственного бюджета, что повышает риск злоупотреблений со стороны участников бюджетного процесса;

- расширение границ взаимодействия государства с корпоративными структурами и доли его участия в их деятельности, требует пристального внимания со стороны контролирующих органов;

- модернизация отечественной экономики и переход к инновационному развитию, реформы бюджетной, пенсионной и административной системы влекут за собой необходимость совершенствования действующей системы государственного финансового контроля.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в необходимости совершенствования системы государственного финансового контроля в соответствии с современными тенденциями и условиями развития отечественной экономики.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) изучить особенности и оценить эффективность действующей системы государственного финансового контроля, 2) обозначить основные проблемы и недостатки системы государственного финансового контроля в стране, 3) разработать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы государственного финансового контроля в целом. В статье применяются следующие методы исследования: статистического и логического анализа, синтеза, сравнения, дедукции и обобщения, графический метод.

Теоретической базой исследования послу-жили публикации отечественных ученых и практических деятелей в области государственного финансового контроля, в частности таких авторов, как: A3. Бабаева, A.A. Тер-Гри-горьянц, O.A. Волкова, В.Ю. Щеглов, А.О. Скворцов, С.Е. Платонова, Э.А. Исаева, С.О. Шохина, Е.В. Овчарова, а также законодательные акты, регулирующие государственный финансовый контроль и отчеты органов ГФК Российской Федерации.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в процессе совершенствования системы государственного финансового контроля в стране.

Основная часть

В текущий момент система финансового контроля в Российской Федерации состоит из таких элементов, как контроль осуществляемый органами президента РФ, органами законодательной власти, органами исполнительной власти и органами местной власти. "Среди основных органов финансового контроля в нашей стране можно выделить Контрольное управление Президента РФ, Счетную палату, Федеральное казначейство, Федеральную службу по финансовому мониторингу, Федеральную налоговую службу и Федеральную таможенную службу" [3].

Смешанная модель финансового контроля, действующая в Российской Федерации, предполагает одновременное наличие парламентской и административной модели. Так, контрольно-ревизионные органы подчинены сразу

законодательной и исполнительной ветвям власти.

Финансовый контроль принято делить на внешний и внутренний. Внешний "контроль по линии законодательной власти" [6] осуществляется Счетной палатой и предполагает контроль со стороны уполномоченных органов независимо от их ведомственной принадлежности. Федеральное казначейство по линии исполнительной власти реализует внутренний контроль в Российской Федерации.

Деятельность Счетной палаты Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. "О Счетной палате Российской Федерации".

Анализ динамики мероприятий, реализованных Счетной палатой РФ за период 2017-2020 гг. (табл. 1), свидетельствует об увеличении общего числа реализованных мероприятий на 15 ед. или 4,7%. Наблюдается рост контрольных мероприятий в 2020 году по сравнению с 2017 годом на 3,3%. Их количество на конец отчетного года составило 244 ед. Число экспертно-аналитических мероприятий за исследуемый период, напротив, сократилось на 28,9% и составило в 2020 году 59 ед. Количество иных мероприятий реализованных Счетной палатой в 2020 году составило 31 ед.

Таблица 1 - Динамика мероприятий, проведенных

Счетной палатой Российской Федерации, ед.

Анализ данных представленных в таблице 2, показывает, что в исследуемом периоде значительно снижается количество выявленных Счетной палатой РФ нарушений в ходе реализованных мероприятий. Число нарушений, выявленных в 2020 году, по сравнению с 2017 годом снизилось на 42,7% и составило 3698 ед. В 2020 году сумма выявленных нарушений составила 355,5 млрд руб., что почти на 80% меньше, чем в 2017 году.

Средний размер одного нарушения, выявленного Счетной палатой в 2017 году, составил 289,1 млн руб., а в 2020 году - 96,1 млн руб., что свидетельствует о снижении числа выявленных нарушений на крупные суммы. Однако "доля возврата средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы" [4] остается мизерной, не бо-

Показатели 2017 2018 2019 2020 2020 в % к 2017

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, всего из них: 319 419 319 334 104,7

контрольных мероприятий 236 278 242 244 103,3

экспертно-аналитических мероприятий иных мероприятий 83 67 45 59 71,1

- 74 32 31 -

лее 0,005% от общей суммы выявленных нарушений.

Таблица 2 - Результаты мероприятий, проведённых Счетной палатой Российской Федерации

В структуре выявленных нарушений за 2020 год основная доля приходится на иные нарушения - 43,4%. Удельный вес нарушений при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц составляет 30,5% от общего числа выявленных нарушений. В этой сфере было выявлено 779 фактов на общую сумму 108,7 млрд руб. (рис. 1).

0.5

Рисунок 1 - Структура выявленных нарушений Счетной палатой в 2020 году, %

Оценка эффективности реализации государственных программ по результатам внешнего государственного контроля показала, что из 42 программ всего 13 имеют статус "высокоэффективные" и 11 "эффективность выше среднего". При этом 10 государственных программ наделены статусом "эффективность ниже среднего" и 8 программ признаны неэффективными.

Исследование условий функционирования органов ГФК и проведенный анализ результатов их деятельности позволяет обозначить основные группы проблем и недостатков действующей системы ГФК в целом (табл. 3).

Среди основных проблем организационного характера одной из самых наболевших является несогласованность действий органов ГФК, отсутствие четких связей (горизонтальных, вертикальных) и как результат - дублирование их полномочий. Указанная проблема напрямую связана с недостатками и пробелами в нормативно-правовой базе регламентирующей "функционирование системы государственного финансового контроля" [6].

Пробелы в законодательстве, регулирующем организацию и функционирование системы ГФК в Российской Федерации, тормозят политическое и экономическое развитие страны в целом. Значительная доля нарушений свя-занная с нецелевым использованием бюджетных средств, а также нарушений в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом требуют совершенствования законодательства в части ужесточения мер ответственности должностных лиц.

Важнейшее значение для повышения эффективности контрольной работы имеет грамотное планирование деятельности органов ГФК. Однако изучение процесса планирования их деятельности свидетельствует о наличии существенных недостатков. Это подтверждают частые корректировки планов в ходе реализации намеченных мероприятий: переносятся сроки проведения мероприятий, включаются в план дополнительные проверки, исключаются ранее запланированные мероприятия. Также, в соответствии с действующей методикой отбора контрольных мероприятий, разработанной Федеральным казначейством, в первую очередь в план включаются мероприятия по поручениям различных комиссий, министерств, комитетов, депутатов, Правительства РФ и др. Во вторую очередь - мероприятия по поручению центрального аппарата Федерального казначейства и только в третью очередь - по инициативе территориального органа. В результате применение риск-ориентирован-ного подхода к отбору контрольных мероприятий возможно только к определенной их час-

Показатели 2017 2018 2019 2020 2020 в % к 2017

Выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного контроля, всего ед. 6455 9235 4443 3698 57,3

Выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего государственного контроля, всего млрд руб. 1865,6 772,7 884,6 355,5 19,1

Обеспечен возврат средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы, всего, млн. руб. в том числе 19151,7 7 555,8 4 516,1 16423,3 85,7

в ходе контрольных мероприятий 289,5 228,3 2 147,7 22,2 7,7

по результатам проведения контрольных мероприятий 18862,2 7327,5 2368,4 16401,1 86,9

Нарушения при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

¡± Нарушения при формировании и исполнении бюджета

э Нарушения в сфере ведения бухгалтерского учета, составления и представления БФО

■ Иные нарушения

■ Нарушения в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом

ти, которая определяется территориальным органом Федерального казначейства.

Таблица 3 - Группировка проблем и недостатков системы государственного финансового контроля в Российской Федерации

Группы Проблемы и недостатки

Организационны е несогласованность действий органов ГФК, отсутствие четких связей (горизонтальных, вертикальных) и как результат дублирование их полномочий

отсутствие единой информационной базы выявленных нарушений, отсутствие практики согласования планов контрольно-аналитических мероприятий

нарушение транспорентности деятельности органов внутреннего государственного контроля

слабая степень автоматизации процессов контроля и как следствие нехватка квалифицированных кадров в контрольно-надзорной системе

Правовые несовершенство нормативно-правовой базы регламентирующей функционирование системы ГФК

отсутствие единого Федерального закона регулирующего ГФК и закрепляющий статус контрольно-счетных органов

мягкие «меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства» [5]

Экономические значительные расходы на организацию и осуществление финансового контроля

недостаток финансирования органовсударсгвенного финансового контроля

Методические фрагментарность применения риск-ориентированного подхода и аудита эффективности в системе контроля и как следствие не получение максимального эффекта от их использования

слабая проработка превентивных мероприятий, направленных на недопущение нарушений и сокращение их числа

отсутствие единого подхода к оценке эффективности деятельности контролирующих органов

Актуальным вопросом на сегодняшний день остается проблема оценки эффективности деятельности органов ГФК. Использование для ее оценки только количественных показателей влечет к формализованному подходу к организации финансового контроля, направленному на выявление наибольшего числа нарушений и не позволяет определить степень достижения конечной цели деятельности

Таблица 4- Комплекс мероприятий, направленных

на совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации

№ п/п Мероприятия Ожидаемый результат

1 Реформирование «нормативно-правовой базы регулирующей функционирование» [2] системы ГФК: - внесение в законодательство поправок, устанавливающих иерархическую подчиненность органов ГФК и четко разграничивающих их полномочия; - ужесточение ответственности должностных лиц за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств; - закрепление правовых норм, устанавливающих правила и порядок возврата бюджетных средств, использованных не по целевому назначению -обеспечение согласованности действий органов ГФК, устранение дублирования их полномочий; - сокращение числа нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, а также нарушений в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом; - увеличение процента возврата бюджетных средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы по результатам проведенных ревизий и проверок

2 Пересмотр практики планирования контрольных мероприятий органами ГФК отбор всех включенных в план контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с риск-ориентированным принципом

3 Разработка качественных показателей для оценки эффективности деятельности органов ГФК - устранение формализации в деятельности органов ГФК; - оценка деятельности органов ГФК на основе эффективности их работы, а не на основе количественных показателей, которые характеризуют лишь интенсивность их деятельности

4 Внедрение эффективного контракта для служащих органов финансового контроля, в частности для ревизоров, а также разработка обоснованных показателей для оценки эффективности их деятельности, системы матфиального стимулирования и ответственности повышение качества работы служащих органов финансового контроля и эффективности системы ГФК в цепом

5 Внедрение современных 1Т-технологий в процесс осуществления ГФК, повышение уровня автоматизации контрольных мероприятий - сокращение сроков проведения контрольных мероприятий; - повышение эффективности ГФК; - снижение «затрат на проведение контрольных мероприятий» [6]

6 Разграничение понятий «экономичность» и «эффективность» в отношении деятельности органов ГФК увеличение финансирования органов ГФК будет способствовать повышению качества контрольных мероприятий

Искоренить формальный подход к осуществлению контрольно-надзор-ной деятельности в Российской Федерации также позволит внедрение эффективного контракта для служащих органов финансового контроля, в частности для ревизоров, а также разработка обоснованных показателей для оценки эффективности их деятельности, системы материального стимулирования и ответственности. В конечном итоге использование данной меры будет способствовать повышению качества работы не только служащих органов финансового контроля, но и росту эффективности системы ГФК в целом.

В таблице 4 представлен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Следует заметить, что реализация указанных мероприятий по отдельности не приведет к решению выявленных проблем и недостатков системы государственного финансового контроля. Только реализация всего комплекса мероприятий положительно скажется на по-

вышении эс

>ективнос-

S

LU

S

a

LU

=r

s X

О X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о со

90

ти деятельности органов ГФКв Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Финансовый контроль - это неотъемлемая часть системы государственного управления. Осуществление государственного финансового контроля обеспечивает соблюдение законодательства в процессе формирования, распределения и использования государственных финансов.

2. Анализ деятельности Счетной Палаты РФ свидетельствует о положительной динамике количественных показателей ее деятельности (увеличивается число проведенным контрольно-аналитических мероприятий, снижается число выявленных нарушений). Однако качественные показатели работы Счетной палаты остаются низкими. Доля средств, возвращенных в бюджет страны продолжает оставаться крайне маленькой, не более 0,005% от общей суммы выявленных нарушений.

3. Система государственного финансового контроля характеризуется наличием проблем и недостатков организационного, правового, экономического и методического характера, отрицательно сказывающихся на эффективности контрольно-надзорной деятельности органов ГФК и всей системы финансового контроля в целом.

4. Основным направлением совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации должно сталь дальнейшее реформирование нормативно-правовой базы регулирующей финансовый контроль в части институциональных преобразований в структуре органов ГФК, ужесточения ответственности за нарушение законодательства и злоупотребление должностных лиц, закрепле-

ния правовых норм, устанавливающих правила и порядок возврата бюджетных средств использованных не по целевому назначению и др. Следует, также изменить подходы к оценке эффективности служащих органов финансового контроля, в частности для ревизоров и органов ГФК в целом. Дальнейшее развитие системы государственного финансового контроля невозможно без использования новейших IT-технологий, отвечающих требованиям развития цифровой экономики в стране.

Литература:

1. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Консультан-тПлюс". URL: www.ach.gov.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).

2. Педерсен И.А. Совершенствование норматив-но-правовой базы государственного финансового контроля в Донецкой народной Республике / И.А. Педерсен // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. - 2019. - № 10. - С. 53-62.

3. Финансы / ред. И.А. Куянцев. - М. : Студенческая наука, 2012. - Часть 2. Сборник студенческих работ. - 877 с, - (Вузовская наука в помощь студенту). - Режим доступа: по подписке. - URL: https:// bi bliocl ub. ru/index.php?page=book&id=214339 (дата обращения: 20.11.2021). - ISBN 978-5-906419-82-8. - Текст: электронный.

4. Черкашина А.И. Становление и развитие государственного финансового контроля в России / А.И. Черкашина, О.И. Костина // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - №1 (30). -С. 1090-1094.

5. Бутакова Н.М. К вопросу оценки эффективности деятельности Счетной палаты Российской Федерации / Н.М. Бутакова, A.B. Данилова // Современные проблемы права, экономики и управления. -2018.-№2(7).-С. 162-166.

6. Кондрат E.H. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность России: Правовые аспекты / E.H. Кондрат. - М. : Юстицинформ, 2013.-640 с.

REPRODUCTIVE OPPORTUNITIES OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION Sokolov Sergey Vladimirovich, Postgraduate student, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The purpose of the study is to characterize the reproductive capabilities of human capital at the regional level. The article presents the results of a study concerning the state of factors determining the reproduction of human capital in the conditions ofdigitalization. The analysis of each of the indicators characterizing the reproductive capabilities of the human capital of the region is carried out. Special attention is paid to the quantitative and qualitative characteristics of the factors of reproduction of human capital, as well as the role of the state in solving social problems of the region.

Keywords: human capital; digitalization; reproduction of human capital; indicators of reproduction of human capita/.

DOI 10.24923/2222-243X.2021-41.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.