Научная статья на тему 'Современные тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации'

Современные тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3522
592
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / STATE FINANCIAL CONTROL / BUDGET / FEDERAL TREASURY / ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION / FINANCIAL POLICY / FINANCIAL LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Дмитрий Сергеевич

В данной статье рассмотрены современные тенденций развития государственного финансового контроля. Обозначены проблемы, связанные с деятельностью органов государственного финансового контроля. Предложены пути решения выявленных проблем, способствующие повышению эффективности осуществления деятельности органов как внутреннего, так и внешнего государственного финансового контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses current trends in the development of state financial control. The problems connected to the activities of state financial control bodies are indicated. The ways of solving the identified problems to promote improvement the efficiency of the activities of bodies of both internal and external state financial control are proposed

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации»

ЕГОРОВ Дмитрий Сергеевич,

студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, специальность: Экономика (38.03.01),

e-mail: egorow. dimka@gmail. com

Научный руководитель: ТЕРЕХОВА Татьяна Борисовна,

магистр экономики, старший преподаватель Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены современные тенденций развития государственного финансового контроля. Обозначены проблемы, связанные с деятельностью органов государственного финансового контроля. Предложены пути решения выявленных проблем, способствующие повышению эффективности осуществления деятельности органов как внутреннего, так и внешнего государственного финансового контроля.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджет, Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, финансовая политика, финансовое право.

EGOROV Dmitry Sergeevich,

Student Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Research supervisor: TEREKHOVA Tatyana Borisovna,

master of economics, senior lecturer Department of public finance Financial University under the Government of the Russian Federation

CONTEMPORARY TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article discusses current trends in the development of state financial control. The problems connected to the activities of state financial control bodies are indicated. The ways of solving the identified problems to promote improvement the efficiency of the activities of bodies of both internal and external state financial control are proposed.

Key words: state financial control, budget, Federal Treasury, Accounts Chamber of the Russian Federation, financial policy, financial law.

Развитие современной российской экономики и финансовой системы требуют решения задач, непосредственно связанных с управлением различными сферами жизни общества, государства, его институтов. Решение данных задач является необходимым условием благополучного и устойчивого социально-экономического развития страны. На современном этапе развития экономики и социальной сферы в России реализуются процессы, связанные с дальнейшим развитием институтов государственной власти, проводится работа по обеспечению антикоррупционной среды, осуществляется борьба с, правонарушениями в экономической

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

сфере, что, в свою очередь, способствует повышению роли государства в системе управления экономикой. Таким образом, решение вопросов, связанных с управлением государственными и муниципальными финансами, организацией государственного финансового контроля трудно переоценить.

Для построения эффективной системы управления, контроля в сфере государственных и муниципальных финансов необходима адекватная характеру решаемых задач политика управления государственными финансами посредством совершенствования финансового планирования и прогнозирования, оперативного управления и

финансового контроля, являющихся их функциональными элементами, с позиций методологии и правовой базы.

Государственный финансовый контроль (далее - ГФК) выступает, как один из значимых функциональных элементов управления государственными финансами. В широком смысле, объектом ГФК выступают денежные отношения, складывающиеся в ходе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием государственных, в том числе, бюджетных средств [4]. Реализуя свои функции ГФК обеспечивает законность, целесообразности и эффективность действий по управлению государственными финансовыми ресурсами. Важнейшей сферой деятельности контрольных органов государства является сфера бюджетных правоотношений. Целью ГФК выступает обеспечение соблюдения положений нормативных актов, которые регулируют сферу бюджетный правоотношений, актов, обуславливающих возникновение обязательств у публичных правовых образований перед физическими лицами, условий государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующих бюджетов.

Многоуровневая система нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление государственного и муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, включает: Бюджетный кодекс Российской Федерации [1], ФЗ от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»[2], Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» [3], законы субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетный процесс и так далее [7].

Субъектом внешнего ГФК на федеральном уровне является Счётная палата Российской Федерации, а субъектом внутреннего ГФК в нашей стране является Федеральное казначейство. Органы внешнего ГФК, в отличии от органов внутреннего ГФК, находятся вне структуры исполнительной власти и не связаны с контролируемыми исполнительными органами, то есть являются независимым, что чётко определено в нормативном законодательстве [4]. На сегодняшний день система ГФК в целом сформирована, определены основные законодательные понятия, распределены полномочия между уровнями финансового контроля, определены на законодательном уровне субъекты, объекты, предметы контроля, сформирована контрольная среда. Но практический опыт показывает, что есть определённые проблемы, которые существуют и мешают выстроить максимально эффективную контрольную среду. Это

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

может быть связано с многообразием форм и видов контроля, с пробелами в методологии квалификации нарушений и несогласованность действий между контролёрами разных уровней.

В рамках Московского финансового форума - 2018 [5] были выделены существенные проблемы функционирования ГФК в Российской Федерации, к ним относится: дублирование контрольной деятельности при осуществлении ГФК и иных видов контроля (ведомственного, бухгалтерского, учредительского); как следствие из первой проблемы, трудовые ресурсы на осуществление контрольной деятельности используются нерационально; отсутствие единых стандартов и правил осуществления контроля.

Для решения проблемных вопросов, а также в целях совершенствования ГФК подготовлены законодательные инициативы, которые расширяют сферу ГФК, обеспечивают формирование федеральной системы стандартов внутреннего ГФК, а также совершенствуют порядок реализации результатов ГФК. Значительные изменения в части совершенствования нормативной базы, касающейся ГФК, привнёс ФЗ от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита»[1]. В рамках данного федерального закона расширяется предмет ГФК и детализируется перечень объектов ГФК, наделяются органы ГФК полномочиями по контролю за соблюдением положений законов, которые определяют расходные обязательства бюджета.

В целях обеспечения подконтрольности бюджетных расходов будет осуществляться введение и применение единых федеральных стандартов внутреннего ГФК, которые определяют: единые принципы деятельности в процессе осуществления мероприятий по государственному финансовому контролю, права и обязанности должностных лиц как органов контроля, так и объектов контроля, риск-ориентированные подходы к планированию контрольной деятельности и способы (правила) планирования этой деятельности, а также позволяющие исключить дублирование контрольных мероприятий органов внешнего ГФК [6].

Ещё в 2016 г. был создан Совет по вопросам внутреннего ГФК при Федеральном казначействе в целях внесения предложений по совершенствованию деятельности, связанной с осуществлением внутреннего ГФК. В состав совета входят должные лица Минфина России, Федерального казначейства и органов внутреннего ГФК субъек-

тов Российской Федерации. Деятельности данного коллегиального органа направлена на предоставление предложений по внесению изменений в нормативные акты, рассмотрение проектов нормативных актов и вопросов, связанных по с межведомственным взаимодействием органов внутреннего ГФК.

Реализован обмен информацией между Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации посредством создания интернет-портала, который выступает в качестве единого источника информации о деятельности органов внешнего ГФК в целях повышения эффективности его осуществления.

Внедрение в бюджетную систему национальных проектов 2019 г., согласно указам президента, требуют трансформации системы финансового контроля, и в первую очередь, внешнего ГФК за планированием и реализацией национальных проектов. В данной концепции начинают серьезно меняться подходы высших органов аудита в своей деятельности, то есть во главу угла ставятся вопросы эффективности и увязки поставленных национальных целей и выделенных средств с результатами деятельности.

Речь идет о переходе к такой форме аудита, как стратегический аудит, когда органы внешнего государственного аудита становятся по сути консультантами и стратегическими партнёрами органов власти и бизнес сообщества. Большую работу по перестройки в своей деятельности в этом плане проводит Счётная палата Российской федерации. По итогам деятельности за 2018 г. в структуре Счётной палаты появилось такое структурное подразделение, как департамент стратегического аудита и появился соответствующий аудитор.

В 2019 г. Счётной палатой был осуществлён мониторинг 8 из 13 национальных проектов, результаты которого характеризуются существенными рисками, влияющими на достижение запланированных результатов. Отмечался низкий уровень освоение бюджетных средств и, следовательно, остатки неиспользованных средств на конец года, низкий уровень нормативного регулирования и аналогичное качество стратегического планирования. Последнее исходит из того, что 55% показателей национальных проектов и 26% показателей государственных программ не нашли своего отражения в планах деятельности федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации. Исходя из этого, встает вопрос в принятии комплексных мер по выявленным рискам, что касается не только нормативного регулирова-

ния, но и подготовки достоверных отчётов о достигнутых результатах деятельности в рамках национальных целей, которые помогут в принятии правильных управленческий решений.

Происходит совершенствование процессов, которые касаются вопросов взаимодействия органов внутреннего и внешнего ГФК. В конце мая 2019 года между руководителем Федерального Казначейства и председателем Счётной палаты был подписан приказ, касающийся создания рабочей группы в деятельности которой будут входит вопросы ГФК [6]. Деятельность рабочей группы направлена на разработку согласованных подходов для принятия решений, к которым относится планирование контрольных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению нарушений НПА, регулирующих бюджетные правоотношения, а также определение возможности в проведении совместных контрольных мероприятий на объектах, заинтересовавших данные органы ГФК; анализ и оценка рисков в финансово-бюджетной сфере и т. д.

Помимо этого, осуществляется проведение совместных контрольных мероприятий, объекты контроля которых совпадают и у Счётной палаты РФ, и у Федерального Казначейства. К примеру, было проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за 2017 - 2018 гг. и истекший период 2019 г. на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона», в котором были задействованы как органы внутреннего ГФК, так и внешнего. По результатам данного мероприятия была отмечена высокая эффективность в процессе проведения совместных мероприятий [6]. За последние годы была проделана колоссальная работа в области ГФК (таблица 1). За 2018 год было проведено 7 319 контрольных мероприятия органами ГФК на федеральном уровне в 2018 г., число которых уменьшилось на 1 167 по сравнению с 2017 г., но количество выявленных нарушений и сумма выявленных нарушений возросли на 4 368 шт. и 559, 1 млрд. рублей соответственно, что говорит о повышении эффективности выявления нарушений при меньшем количестве проведённых контрольных мероприятий. Однако, количество возвращённых бюджетных средств в 2018 г. уменьшилось на 31,8 млрд. рублей по сравнению с 2017 г. В 2018 г. было направлено 3 566 представлений и 1 051 предписание объектам контроля в целях устранения не только самого бюджетного нарушения, но и причин и условия его возникновения [6].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

Таблица 1 - Основные показатели итогов деятельности органов ГФК на федеральном уровне.

Наименование показателя С 2016 г нетная пала 2017 г. та 2018 г Федера 2016 г. пьное казначе 2017 г. эйство 2018 г.

Количество проведённых контрольных мероприятий 259 236 278 5 014 8 250 7 041

Количество выявленных нарушений 3 845 6 455 9235 13 742 23 471 25 059

Сумма выявленных нарушений (млрд. руб.) 965,8 1 865,60 772,7 682 735,9 2 387,90

Возвращено средств в бюджеты бюджетной системы (млрд.руб.) 8,8 19,10 7,5 20 33,9 13,7

Направлено представлений 376 374 408 2 418 3 561 3 158

Направлено предписаний 58 63 28 655 1 011 1 023

Источник: Составлено на основе итоговых отчетов деятельности соответствующих органов (архив автора).

Также, в рамках Московского финансового форума - 2018 была представлена перспективная модель ГФК, которая изображена на рисунке 1 [5]. Модель включает все уровни внутреннего и внеш-

него контроля и взаимодействие между ними в части карт риска, обмена информацией и взаимного признания результатов деятельности.

Рисунок 1. Перспективная модель государственного финансового контроля

Источник: Московский финансовый форум - 2018 // URL: https://mff.minfin.ru/ (дата обращения: 21.11.2019) [5] ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

Федеральное Казначейство взаимодействует с органами внутреннего ГФК в рамках проведения анализа исполнения ими бюджетных полномочий, занимается подготовкой рекомендаций по совершенствованию их работы, но это взаимо-

действие на данный момент одностороннее. Следовательно, в перспективе следует организовать и обратное взаимодействие. Данное взаимодействие представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Взаимодействие между субъектами государственного финансового контроля

Источник: Московский финансовый форум - 2018. URL: https://mff.minfin.ru/ (дата обращения: 21.11.2019) [5]

Главной целью современного ГФК ставится не только выявление нарушений и организация мероприятий по их устранению, но и их предупреждение. То есть формат деятельности органов финансового контроля должен смениться на недопущение нарушений и предложение рекомендаций объекту контроля по повышению качества осуществляемого им финансового менеджмента. Недопущение нарушений реализуется в части карт рисков. Подводя итог, можно сказать, что намечаются положительные перспективы развития ГФК как в нормативно-правовой части, так и в практической, что является основой для эффективного и рационального расходования средств федерального бюджета и уменьшения нарушений, связанных с использованием бюджетных средств.

Очень важно отметить, что эффективность ГФК, его влияние на результаты контрольной деятельности и на повышение эффективности зависит, в большой степени, от участников этих процедур, то есть от эффективности исполнения обязанностей, связанных с пониманием методик и основных характеристик осуществляемой в рамках их полномочий деятельности.

Список литературы:

[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 № 145-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Информационная правовая поисковая система. -Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.11.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

[2] ФЗ от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Информационная правовая поисковая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.11.2019).

[3] Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Информационная правовая поисковая система. -Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.11.2019).

[4] Косаренко Н.Н. Государственный финансовый контроль: публично-правовое регулирование: монография. - М.: Русайнс, 2018. - 214 с.

[5] Материалы Московского финансового форума - 2018 и Московского финансового форума - 2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://mff.minfin.ru/ (дата обращения: 21.11.2019).

[6] Официальный сайт Федерального казна-чейства[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://roskazna.ru/ (дата обращения: 21.11.2019);

[7] Финансы: учебник /Под ред. Е.В. Маркиной. - М.: КноРус, 2017. - 424 с.

Spisok literatury:

[1] Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 31 iyulya 1998 № 145-FZ //

Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]:

Informacionnaya pravovaya poiskovaya sistema. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 21.11.2019).

[2] FZ ot 05.04.2013 № 41-FZ «O Schetnoj palate Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]: Informacionnaya pravovaya poiskovaya sistema. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 21.11.2019).

[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.12.2004 № 703 «O Federal'nom kaznachejstve» // Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]: Informacionnaya pravovaya poiskovaya sistema. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 21.11.2019).

[4] Kosarenko N.N. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol': publichno-pravovoe regulirovanie: monografiya. - M.: Rusajns, 2018. - 214 s.

[5] Materialy Moskovskogo finansovogo foruma

- 2018 i Moskovskogo finansovogo foruma - 2019 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https:// mff.minfin.ru/ (data obrashcheniya: 21.11.2019).

[6] Oficial'nyj sajt Federal'nogo kaznachejstva[Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://roskazna.ru/ (data obrashcheniya: 21.11.2019);

[7] Finansy: uchebnik / Pod red. E.V. Markinoj.

- M.: KnoRus, 2017. - 424 s.

ЮРКОМ ПАНИ

www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

V.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.