УДК 657.6
Торопова Ирина Семеновна,
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры учета, анализа и аудита,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Toropova Irina Semenovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Account, Analysis and Audit,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
DISTINCTIVE FEATURES OF STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL
Рассмотрена сущность, состав и содержание государственного (муниципального) финансового контроля с точки зрения нормативно-законодательной базы Российской Федерации. Государственный (муниципальный) контроль изучен с точки зрения видов и органов его проводящих. Представлен анализ результатов проведения государственного (муниципального) финансового контроля выявленных нарушений всего, по видам и контрольным мероприятиям за период 2014-2017 гг. Исследована сущность и назначение внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита, проводимых главными администраторами и главными распорядителями бюджетных средств.
Ключевые слова: аудит, государственный (муниципальный) финансовый контроль, нарушения, контрольные мероприятия, внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит.
The essence, composition and content of state (municipal) financial control from the point of view of the regulatory and legislative framework of the Russian Federation is considered. State (municipal) control is studied in terms of the species and organs of its conductors. The analysis of results of carrying out of the state (municipal) financial control of the revealed infringements of all, on kinds and control actions for the period 2014-2017 is presented. The essence and purpose of internal financial control and internal audit conducted by the chief administrators and chief administrators of budgetary funds was investigated.
Keywords: audit, state (municipal) financial control, violations, control measures, internal financial control, internal financial audit.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное использование средств бюджетных организаций определяется налаженной системой управления этим процессом. Одним из важнейших элементов системы управления использования бюджетных средств является государственный финансовый контроль.
Особенностью государственного финансового контроля является то, что его виды, формы, предмет, объект, методы проведения и документирования регламентируются нормативно-законодательной базой Российской Федерации. Однако вызовы, стоящие перед экономикой Российской Федерации в условиях экономических санкций, изменяющиеся условия хозяйствования повышают требования к государственному финансовому контролю. На протяжении 2013-2017 гг. были внесены изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и в русле этих изменений принят ряд нормативных документов Кабинетом Министров Российской Федерации, что было призвано повысить эффективность государственного финансового контроля как с точки зрения внешней, так и внутренней его составляющей частей. В связи с этим, в статье рассмотрены вопросы влияния принятых изменений на повышение эффективности государственного финансового контроля, исследованы различия между внешним государственным финансовым контролем, внутренним финансовым контролем и внутренним финансовым аудитом, необходимость организации и проведения, которых обусловлены нормативно-законодательными документами Российской Федерации [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является раскрытие отличительных особенностей государственного (муниципального) финансового контроля в зависимости от его вида и органа проводящего такой контроль. С целью раскрытия результативности государственного (муниципального) контроля, в статье проведен анализ результатов его за 2014-2017 гг. На основании изучения теоретического и практического материала разработка направлений совершенствования внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
76
РЕЗУЛЬТАТЫ
Необходимость проведения государственного финансового контроля закреплены Бюджетным Кодексом Российской Федерации (БК РФ) [1]. В соответствии со статьей 157 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляют: «Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций)» [1].
Нормативно-законодательной базой разграничены бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля (рис. 1).
Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
контроль соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета
контроль достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета
аудит эффективности, направленный на определение рациональности и результативности использования бюджетных средств
экспертиза проектов ний) о бюджетах
законов (реше-
экспертиза государственных (муниципальных) программ, анализ и мониторинг бюджетного процесса
контроль в других сферах, установленных Федеральными законами [1, 3]
Федеральное казначейство РФ, органы государственного финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций)
контроль соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий
Рис. 1. Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля (Составлено на основании [1, 2, 3])
Форма отчетности по результатам проведения внешнего государственного финансового контроля определяется формой проводимых контрольных мероприятий, а именно: контрольное и экспертно-ана-литическое [3]. В результате проведения контрольного мероприятия формируется акт, который доводится до сведения руководителя проверяемого органа и является основанием для составления отчета по проведенной проверке. Результаты экспертно-аналитического мероприятия оформляются отчетом или заключением. Кроме того, по итогам проведенных контрольных мероприятий, соответствующим орга-
77
нам, направляются сведения для применения бюджетных мер принуждения. В порядке, который определен нормативно-законодательной базой РФ, по результатам проверки также может быть осуществлено производство по делам об административных правонарушениях [1, 2, 3].
Анализ объемов проводимых контрольных мероприятий органами государственного финансового аудита показал, что отклонение по объему запланированных контрольных мероприятий произошло только в 2017 г. и составило недовыполнение в размере 6 ед. (табл. 1).
Анализ результатов проведенных контрольных мероприятий государственного и муниципального аудита за период 2014-2017 гг. показал, неуклонный рост объемов контрольных мероприятий, количества выявленных нарушений и сумм оценки выявленных нарушений (табл. 2). Вышеуказанные показатели следует рассматривать как с точки зрения абсолютного отклонения, так и с точки зрения темпов роста указанных показателей. Так, за период 2014-2015 гг. количество контрольных мероприятий было сокращено на 23% или 91 ед., а количество выявленных нарушений составило на 1536 ед. больше периода 2014 г., что в стоимостном выражении приравнялось к +207,55 млрд руб., при этом темп прироста по количеству выявленных нарушений (+65 %) был ниже темпа прироста, по стоимостной оценке, выявленных нарушений (+67 %), что является косвенным свидетельством того, что были выявлены серьезные нарушения.
Таблица 2. Результаты проведенных контрольных мероприятий государственного и муниципального финансового аудита *
Показатели 2014 г 2015 г. 2016 г. 2017 г. Отклонение (+,-)
2015 г. к 2014 г 2016 г. к 2015 г 2017 г. к 2016 г. 2017 г. к 2014 г.
Абс. Т пр., % Абс. Т пр., % Абс. Т пр., % Абс. Т пр., %
Выявлено нарушений, кол-во 2364 3900 7606 18678 +1536 +65 +3706 +95 +11072 + 146 +16323 +691
Сумма, млрд руб. 308,20 515,75 1056,81 2133,48 +207,55 +67 +541,06 +105 +1076,67 + 102 +1825,28 +592
Количество рублей, приходящихся на одно нарушение, млн. руб. 13,04 13,22 13,9 11,4 +0,18 + 1,4 +0,68 +5,14 -2,5 -18 -1,64 -12,6
Контрольные мероприятия 394 303 2383 5370 -91 -23 +2080 +687 +2987 + 125 +4976 + 1263
* Составлено на основании [26].
Аналогичная ситуация в соотношении темпов прироста количества выявленных нарушений и их стоимостной оценки сохраняется и на протяжении 2015-2016 гг., на фоне роста количества контрольных мероприятий как в абсолютном выражении (+2080 контрольных мероприятий), так и в процентном — в шесть раз увеличилось количество проводимых контрольных мероприятий органами государственного финансового аудита. Темп прироста количества выявленных нарушений составляет 95 % против 105 % роста стоимостной оценки выявленных нарушений. Однако уже в период 2016-2017 гг. данная ситуация изменяется. Рост количества контрольных мероприятий в 2017 г. по сравнению с 2016 г. составляет +2987 или +125 %, что меньше темпа прироста этого показателя в 2016 г. на -562 процентных пункта. Темп прироста количества выявленных за 2017 г. составил 146 %, а вот темп прироста в стоимостном выражении по данному показателю ниже и составляет +102 %, что является положительной тенденцией и характеризует результативность проводимого государственного финансового аудита. Анализ базисных отклонений за период 2014-2017 гг. подтвердил наметившуюся тенденцию в 2017 г., темп прироста количества выявленных нарушений в стоимостном выражении (+592 млрд руб.) ниже самого количества выявленных нарушений (+691).
Сделанные выводы о снижении нарушений в стоимостном выражении подтверждаются данными о количестве рублей, приходящихся на одно нарушение. Так, на протяжении всего периода 2014-2016 гг.
78
Таблица 1. Выполнение плана по контрольным мероприятиям проведения государственного и муниципального финансового аудита *
Годы Конт юльные мероприятия, ед.
План Факт Отклонение (+,-)
2014 г. 394 394 0
2015 г. 303 303 0
2016 г. 2383 2383 0
2017 г. 5376 5370 -6
* Составлено на основании [26].
происходил неуклонный рост количества рублей, приходящихся на одно нарушение, как в абсолютном выражении, так и по темпам прироста, однако уже за период 2017 г. происходит перелом сложившейся ситуации и темпы роста одного нарушения в стоимостном выражении снижаются на 18 %, что, несомненно, является положительной тенденцией. Эта же ситуация получила свое отражение и за весь период 2014-2017 гг., по стоимости одного выявленного нарушения темп снижения составил -12,6 %. Все это подтверждает ранее сделанные выводы по соотношению темпов прироста количества выявленных нарушений и их стоимостной оценки.
Исходные данные к анализу выявленных нарушений в стоимостной оценке в разрезе видов выявленных нарушений и его результаты представлен в табл. 3. и табл. 4.
Таблица 3. Результаты проведенных контрольных мероприятий государственного и муниципального финансового аудита по видам *
№ п\п Виды выявленных нарушений 2014 г. 2015 г 2016 г. 2017 г.
млрд руб. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, % млрд ру6. уд. вес, % млрд руб. уд. вес, %
1. Ведение бухгалтерского учета и составления отчетности 12,25 3,97 78,18 15,16 116,51 11,02 817,28 38,30
2. Формирование и исполнение бюджетов 197,55 64,07 119,96 23,26 419,95 39,74 299,65 14,05
3. Осуществление закупок 5,64 1,83 18,15 3,52 55,74 5,27 48,67 2,28
4. Неэ ффективно е использование средств — — 74,49 14,44 36,48 3,45 32,05 1,5
5. Распоряжение государственной собственностью 4,93 1,59 2,44 0,47 4,25 0,4 3,11 0,15
6. Банковская сфера, государственные компании — — — — 0,04 0,01 0,24 0,01
7. Иные нарушения 87,82 28,54 222,53 43,15 423,84 40,11 932,46 43,71
8. Итого 308,2 100 515,75 100 1056,81 100 213 3,48 100
* Составлено на основании [26].
Согласно данным табл. 3 наибольший удельный вес в 2014 г. приходился на нарушение «Формирование и исполнение бюджетов» - 64,07%. В течение 2015-2017 гг., удельный вес по данному виду нарушения снижался, тогда как доля «Иные нарушения» с 2015 г. росла и в 2017 г. стала занимать наибольший удельный вес - в 2017 г. 43,71 %. Вторым по значимости видом нарушения по итогам 2017 г. стал такой вид нарушения как «Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности» -38,30 % в общем объеме нарушений. С 2015 г. появляется такой вид нарушения как «Неэффективное использование средств», удельный вес которого в общей стоимости нарушений снижается к 2017 г. и в 2016 г. — «Банковская сфера, государственные компании» размер нарушений по которому составил как в 2016 г, так и в 2017 г. — 0,01 % на фоне роста в абсолютном выражении.
Согласно данным табл. 4, за весь период 2014-2017 гг. общая сумма выявленных нарушений увеличилась в 5 раз или на +1825,28 млрд руб. Прежде всего это обусловлено увеличением выявленных нарушений по такому комплексному виду как «Иные нарушения, Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности», увеличение произошло на +844,6 млрд руб. Вторым по значимости видом нарушений является «Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности», рост по которому за период 2014-2017 гг. составил 805,03 млрд руб. При этом, темп прироста по виду нарушения «Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности» самый высокий за анализируемый период. Косвенными причинами такого отклонения за период 2014-2017 гг. являются: уровень квалификации работников, изменения нормативно-законодательной базы на протяжении 2016-2017 гг. в части ведения учета и составления отчетности в бюджетных организациях.
Рассматривая динамику за период 2016-2017 гг., следует отметить положительную тенденцию снижения темпов роста выявления нарушений, кроме таких видов как «Ведение бухгалтерского учета и
79
Таблица 4. Анализ результатов проведенных контрольных мероприятий государственного и муниципального финансового аудита по видам *
№ п\п Виды выявленных нарушений Отклонение (+,-)
2015 г к 2014 г. 2016 г. к 2015 г 2017 г к 2016 г. 2017 г к 2014 г
млрд руб. по уд. вес, % Т пр., % млрд руб. по уд. вес, % Т пр., % млрд руб. по уд. вес, % Т пр., % млрд руб. по уд. вес, % Т пр., %
1. Ведение бухгалтерского учета и составления отчетности 65,93 11,19 538 38,33 -4,14 + 49 +700,8 +27,3 +602 +805,03 +34 В 65 раз
2. Формирование и исполнение бюджетов -77,59 -40,87 -39 +299,99 +16,5 +250 -120,3 -25,7 -29 +102,1 -50 +52
3. Осуществление закупок +12,51 +1,69 +222 +37,59 +1,75 +207 -7,07 -2,99 -13 +43,03 +0,5 В 7 раз
4. Неэффективное использование средств +74,49 +14,44 — -38,01 -11 -51 -4,43 -1,95 -12 +32,05 +1,5 —
5. Распоряжение государственной собственностью -2,49 -1,12 -51 + 1,81 -0,07 + 74 -1,14 -0,25 -27 -1,82 -1,4 -37
6. Банковская сфера, государственные компании — — — +0,04 +0,01 — +0,2 0 В 5 раз +0,24 +0,01 —
7. Иные нарушения +134,7 +14,61 +153 +201,31 +14,6 + 91 +508,6 +3,6 +120 +844,6 +15 В 9 раз
8. Итого +207,55 — +67 +541,06 — +105 +1076,67 — +102 +1825,28 — В 5 раз
* Составлено на основании [26].
составление отчетности», «Иные нарушения», что в свою очередь подтверждает выявленную негативную тенденцию выше.
По результатам выявленных нарушений были применены административные и уголовные наказания (табл. 5).
Таблица 5. Наказания по результатам выявленных нарушений органами государственного финансового контроля *
№ п/п Наказание 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Отклонение (+,-)
2015 г. к 2014 г. 2016 г к 2015 г. 2017 к 2016 г. 2017 г к 2014 г.
1. Административные наказания 3 12 201 337 +9 +189 +136 +334
2. Привлечено к уголовной ответственности — — 45 35 — +45 -10 +45
* Составлено на основании [26].
Согласно данным табл. 5, основным видом наказания являются административные, по которым наблюдается значительный рост в период 2016 г. (+189) и 2017 г. (+136). Уголовные наказания стали применяться с 2016 г. и в 2017 г. их количество сократилось.
Анализ результатов контрольных мероприятий проведенных Счетной палатой, Федеральным казначейством и контрольно-счетными органами показывает, что наибольшее количество объектов в период 2016-2017 гг. проверяет Федеральное казначейство, что в большей степени обусловлено нормами законодательства, однако наибольшую величину нарушений выявила Счетная палата, как в количественном выражении, так и в стоимостном (табл. 6). Темп прироста количества проверяемых объектов незначительный (+0,57 %), а темп прироста выявленных нарушений значительно выше (+68 %) и темп прироста суммы выявленных нарушений выше темпа прироста количества выявленных нарушений, что косвенно свидетельствует о том, что были выявлены значительные нарушения.
80
Таблица 6. Контрольные мероприятия государственного и муниципального аудита за период 2016— 2017 гг. *
№ п/п Показатели Счетная палата Федеральное казначейство Контрольно-счетные органы
1. Количество объектов, ед.:
1.1. 2016 г 519 932 588
1.2. 2017 г 522 2153 1490
1.3. Абсолютное отклонение, ед. +3 +1221 +902
1.4 Темп прироста, % +0,57 +131 +153
2. Суммы выявленных нарушений, млрд руб.
2.1. 2016 г 959,11 84,35 13,36
2.2. 2017 г 1830,65 274,42 28,41
2.3. Абсолютное отклонение, млрд руб. +871,54 +190,07 +15,05
2.4. Темп прироста, % +91 +69 +113
3. Количество выявленных нарушений, ед.:
3.1. 2016 г 3862 1469 2275
3.2. 2017 г 6496 4436 7739
3.3. Абсолютное отклонение, ед.: +2634 +2967 +5464
3.4. Темп прироста, % +68 +202 +240
* Составлено на основании [26].
Федеральным казначейством в период 2017 г. темп прироста по количеству проверенных объектов составил 131 %, а темп прироста выявленных нарушений — +202 %, при этом темп прироста суммы выявленных нарушений — всего лишь 69%, что несомненно является положительной тенденцией.
Самый высокий темп прироста количества и суммы выявленных нарушений наблюдается в результате контрольных мероприятий, проводимых контрольно-счетными органами. При этом темп прироста количества выявленных нарушений (+153 %) опередил темп прироста количества проверенных объектов (+240 %), что, несомненно, является положительной тенденцией. Следует также отметить, что за рассматриваемый период на фоне увеличения количества выявляемых нарушений, наблюдается снижение средней стоимости такого нарушения, что несомненно подтверждает эффективность проводимых контрольных мероприятий.
Одним из факторов, обеспечивающих повышение эффективности государственного (муниципального) финансового контроля, за период 2014-2015 гг., стал переход от ведомственного финансового контроля в виде проверок и ревизий к организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Вышеуказанные изменения были осуществлены путем принятия Закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ [2]. При этом, Методические указания в части рекомендаций по ведению и организации внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля были приняты в 2016 г. с последующими изменениями в 2017 г. [7, 8, 9], что положительно сказалось на повышении эффективности государственного финансового контроля.
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит организуются согласно БК 160.2-1 главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита бюджета [1]. При этом их бюджетные полномочия различны (рис. 2).
Таким образом, в бюджетной сфере произошел переход от констатации сложившейся ситуации за контролируемый период (ведомственный контроль) к контролю соблюдения, прогнозирования и анализу складывающейся ситуации в части поступления и использования бюджетных средств, что обеспечивается в совокупности внутренним финансовым контролем и внутренним финансовым аудитом. Результаты проведения внутреннего финансового аудита могут быть использованы органами внешнего государственного контроля, а также внешними аудиторами в соответствии с положениями принятого и одобренного в РФ МСА 610 «Использование работы внутренних аудиторов». Такая организация контроля, положительно влияет на упреждение нарушений в формировании и использовании бюджетных средств с одной стороны, с другой повышает оперативность реагирования на отклонения главными администраторами и распорядителями бюджетных средств. Это также косвенно повлияло и на снижение нарушений в бюджетной сфере в 2017 г., согласно проведенного анализа результатов государственного финансового контроля за 2014-2017 гг.
81
Цели внутреннего финансового контроля
Соблюдение нормативно-законодательной базы РФ в части составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров работ, услуг и, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным распорядителем бюджетных средств
Подготовка и организация мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств
Соблюдение нормативно-законодательной базы РФ в части составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором доходов бюджета
Соблюдение нормативно-законодательной базы РФ в части составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором источников финансирования дефицита бюджета
Цели внутреннего аудита
Оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности
Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации
Формирование рекомендаций по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств
Рис. 2. Цели внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля в соответствии с бюджетными полномочиями субъекта его проведения (Составлено на основании [1, 7, 8, 9])
ВЫВОДЫ
Изучение государственного финансового контроля показало, что Бюджетным Кодексом Российской Федерации установлено осуществление внешнего и внутреннего финансового государственного контроля. Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральным Казначейством Российской Федерации. Каждый из вышеперечисленных субъектов внешнего государственного финансового контроля достигает установленные законодательством цели и задачи. Проведенный анализ результатов государственного финансового контроля за 20142017 гг. показал, что за рассматриваемый период расширилось количество проверяемых объектов, при этом показатель «Количество рублей, приходящихся на одно нарушение» в млн. руб. уменьшился за рассматриваемый период. Применение такого показателя является целесообразным для оценки общей динамики результатов проводимого государственного финансового контроля.
Организация и проведение внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными администраторами и распорядителями бюджетных средств положительно повлияло на снижение количества и стоимости, выявляемых внешним государственным контролем, нарушений. Отказ от ведомственного контроля и переход на внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит повлек за собой повышение информативности управленческого звена бюджетных организаций в части соблюдения бюджетного законодательства по поступлению и расходованию бюджетных средств, экономичности и рациональности их использования, а также ведения бюджетного учета и формирования отчетности бюджетных организаций. При этом в результате проведения внутреннего финансового
82
контроля и внутреннего финансового аудита достигаются различные цели, что повышает информативность и оперативность контроля и коррелируется с МСА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.06.2018) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 10-14.08.2018).
2. О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150289/ (дата обращения: 10-14.08.2018).
3. Об обшцх принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 07.02.20131 № 6-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110266/ (дата обращения: 1014.08.2018).
4. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 10-14.08.2018).
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 г № 402-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения: 10-14.08.2018).
6. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 29.12.2008 г № 307-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения: 10-14.08.2018).
7. О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Ро ссийской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 822: Приказ Минфина Ро ссии от 29.12.2017 № 1401 [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_289699/ (дата обращения: 10-14.08.2018).
8. Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля: Приказ Министерство Финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. № 356 [Электронный ресурс] // Консультант плюс. —Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204594/ (дата обращения: 10-14.08.2018).
9. О внесении изменений в Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. № 356: Приказ Минфина России от 29.12.2017 № 1394 [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_289460/ (дата обращения: 10-14.08.2018).
10. Об утверждении Порядка проведения анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита: Приказ Федерального казначейства от 23 июня 2017 г. № 16н [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_277226/ (дата обращения: 10-14.08.2018).
11. Об утверждении положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения: 10-14.08.2018).
12. О введении на территории Российской Федерации Международного стандарта аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов»: Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 24.10.2016 № 192н [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения: 10-14.08.2018).
13. Информация о ходе признания документов, содержащих международные стандарты аудита, применимыми на территории Российской Федерации за 2016 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения: 10-14.08.2018).
14. Об утверждении профессионального стандарта «Внутренний аудитор»: Приказ Минтруда России от 24.06.2015 № 398н [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184462/ (дата обращения: 10-14.08.2018).
15. Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля: Протокол Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 12 мая 2012 г № 21К (854) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: docviewer.yandex.ru/view/574246130/ (дата обращения: 10-14.08.2018).
16. Андреев В.Д. Внутренний аудит [Текст]: учеб. пособие / В.Д. Андреев. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 462 с.
17. Бобошко В.И. Контроль и ревизия [Текст]: учеб. пособие / В.И. Бобошко. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 311 с.
18. Внутренний аудит [Текст]: учеб. пособие / ред. Ж.А. Кеворкова. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 319 с.
19. Внутренний аудит [Текст]: учебник / О.С. Дьяконова [и др.]; ред. Т.М. Рогуленко. — М.: Кнорус, 2016. — 180 с.
20. Парушина Н.В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Форум-ИНФРА-М, 2015. — 558 с.
21. Ситнов А.А. Международные стандарты аудита [Текст]: учебник / А.А. Ситнов. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 239 с.
22. Юдина Г.А. Основы аудита [Текст]: учеб. пособие / Г.А. Юдина, М.Н. Черных. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Кнорус, 2016. — 388 с.
23. Шеремет А.Д. Аудит / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 352 с.
24. Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России [Электронный ресурс] // Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит. — Режим доступа: www.audit-it.ru/articles/audit/a105/933933.html (дата обращения: 10-14.08.2018).
25. Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России [Электронный ресурс] // Институт внутренних аудиторов. — Режим доступа: www.iia-ru.ru/contact/S_IA%20rus%20FIN.pdf (дата обращения: 1014.08.2018).
26. Портал государственного и муниципального финансового аудита [Электронный ресурс]. — Режим доступа: portal.audit.govru/#/main-page(дата обращения: 10-14.08.2018).
83
SPISOK LITERATURY
1. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 04.06.2018) [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
2. O vnesenii izmeneniy v Byudzhetnyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii i otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 23.07.2013 № 252-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150289/ (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
3. Ob obshchikh printsipakh organizatsii i deyatel'nosti kontrol'no-schetnykh organov sub"yektov Rossiyskoy Federatsii i munitsipal'nykh obrazovaniy: Federal'nyy zakon ot 07.02.20131 № 6-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110266/ /(data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
4. O Schetnoy palate Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 № 41-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
5. O bukhgalterskom uchete: Federal'nyy zakon ot 06.12.2011 g. № 402-FZ [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.minfin.ru (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
6. Ob auditorskoy deyatel'nosti: Federal'nyy zakon ot 29.12.2008 g. № 307-FZ [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.minfin.ru (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
7. O vnesenii izmeneniy v Metodicheskiye rekomendatsii po osushchestvleniyu vnutrennego finansovogo audita, utverzhdennyye prikazom Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2016 g. № 822: Prikaz Minima Rossii ot 29.12.2017 № 1401 [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_289699/ (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
8. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po osushchestvleniyu vnutrennego finansovogo kontrolya: Prikaz Ministerstvo Finansov Rossiyskoy Federatsii ot 7 sentyabrya 2016 g. № 356 [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204594/ (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
9. O vnesenii izmeneniy v Metodicheskiye rekomendatsii po osushchestvleniyu vnutrennego finansovogo kontrolya, utverzhdennyye prikazom Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii ot 7 sentyabrya 2016 g. № 356: Prikaz Minfina Rossii ot 29.12.2017 № 1394 [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_289460/ (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
10. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya analiza osushchestvleniya glavnymi administratorami sredstv federal'nogo byudzheta vnutrennego finansovogo kontrolya i vnutrennego finansovogo audita: Prikaz Federal'nogo kaznacheystva ot 23 iyunya 2017 g. № 16n [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_277226/ (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
11. Ob utverzhdenii polozheniya o priznanii mezhdunarodnykh standartov audita podlezhashchimi primeneniyu na territorii Rossiyskoy Federatsii: Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 11 iyunya 2015 g. № 576 [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: wwwminfin.ru (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
12. O vvedenii na territorii Rossiyskoy Federatsii Mezhdunarodnogo standarta audita 610 «Ispol'zovaniye raboty vnutrennikh auditorov»: Prikaz Ministerstva Finansov Rossiyskoy Federatsii ot 24.10.2016 № 192n [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.minfin.ru (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
13. Informatsiya o khode priznaniya dokumentov, soderzhashchikh mezhdunarodnyye standarty audita, primenimymi na territorii Rossiyskoy Federatsii za 2016 god [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.minfin.ru (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
14. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Vnutrenniy auditor»: Prikaz Mintruda Rossii ot 24.06.2015 № 398n [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184462/ (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
15. Obshchiye trebovaniya k standartam vneshnego gosudarstvennogo i munitsipal'nogo finansovogo kontrolya: Protokol Kollegii Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii ot 12 maya 2012 g. № 21K (854) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: docviewer.yandex.ru/view/574246130/ (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
16. Andreyev V.D. Vnutrenniy audit [Tekst]: ucheb. posobiye / V.D. Andreyev. — M.: Finansy i statistika, 2003. — 462 s.
17. Boboshko V.I. Kontrol' i reviziya [Tekst]: ucheb. posobiye / V.I. Boboshko. — M.: YUNITI, 2015. — 311 s.
18. Vnutrenniy audit [Tekst]: ucheb. posobiye / red. Zh.A. Kevorkova. — M.: YUNITI, 2015. — 319 s.
19. Vnutrenniy audit [Tekst]: uchebnik / O.S. D'yakonova [i dr.]; red. T.M. Rogulenko. — M.: Knorus, 2016. — 180 s.
20. Parushina N.V. Audit: osnovy audita, tekhnologiya i metodika provedeniya auditorskikh proverok [Tekst]: ucheb. posobiye / N.V. Parushina, Ye.A. Kyshtymova. — 2-ye izd., pererab. i dop. — M.: Forum-INFRA-M, 2015. — 558 s.
21. Sitnov A.A. Mezhdunarodnyye standarty audita [Tekst]: uchebnik / A.A. Sitnov. — M.: YUNITI, 2015. — 239 s.
22. Yudina G.A. Osnovy audita [Tekst] : ucheb. posobiye / G.A. Yudina, M.N. Chernykh. — 6-ye izd., pererab. i dop. — M. : Knorus, 2016. — 388 s.
23. Sheremet A.D. Audit / A.D. Sheremet, V.P. Suyts. — M.: INFRA-M, 2009. — 352 s.
24. Issledovaniye tekushchego sostoyaniya i tendentsiy razvitiya vnutrennego audita v Rossii [Elektronnyy resurs] // Bukhgalterskiy uchet. Nalogi. Audit. — Rezhim dostupa: www.audit-it.ru/articles/audit/a105/933933.html (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
25. Issledovaniye tekushchego sostoyaniya i tendentsiy razvitiya vnutrennego audita v Rossii [Elektronnyy resurs] // Institut vnutrennikh auditorov. — Rezhim dostupa: www.iia-ru.ru/contact/S_IA%20rus%20FIN.pdf (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
26. Portal gosudarstvennogo i munitsipal'nogo finansovogo audita [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: portal.audit.gov.ru/ #/main-page (data obrashcheniya: 10-14.08.2018).
Статья поступила в редакцию 30 августа 2018 года Статья одобрена к печати 19 сентября 2018 года
84