Научная статья на тему 'Направления повышения действенности контрольной среды системы государственного финансового мониторинга'

Направления повышения действенности контрольной среды системы государственного финансового мониторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕРВИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбачёв Владимир Александрович

Рассмотрены основные вопросы по определению места и роли системы внутреннего финансового мониторинга организации в обеспечении функционирования эффективной системы государственного финансового надзора в сфере легализации доходов, полученных преступным путем. Актуальность данного направления исследования обусловлена постоянным ростом финансовых операций потенциально связанных с отмывание доходов, полученных приступным путем, проводимых не только на международном, но и на внутригосударственном уровнях. Органы государственного финансового контроля должны постоянно совершенствовать свою деятельность, не только в сфере методов и методик проведения контрольных мероприятия, но и путем формирования действенной контрольной среды. Формирование действенной контрольной среды значительно расширяет сферу эффективного финансового мониторинга и позволит на начальном уровне осуществления финансовых операций выявлять и прекращать рисковые операции, а также своевременно уведомлять органы государственного финансового надзора о попытках их осуществления. Отражено значение функционирования системы внутреннего финансового мониторинга в организациях и ее значение в системе государственного финансового надзора. В исследовании выделены основные направления повышения действенности контрольной среды организаций, обеспечивающие эффективность такой формы контроля, как финансовый мониторинг в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Полученные результаты ориентированы на повышение эффективности функционирования контрольной среды системы финансового мониторинга для обеспечения повышения действенности контрольных мероприятий. Что, в свою очередь, обеспечит повышение эффективности всей системы финансового мониторинга функционирующей в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления повышения действенности контрольной среды системы государственного финансового мониторинга»

УДК 336.1

Горбачёв Владимир Александрович,

старший преподаватель кафедры учёта, анализа и аудита,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Gorbachev Vladimir Alexandrovich,

Senior Lecturer of the Department of the Account, Analysis and Audit,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ СРЕДЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА

DIRECTIONS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF CONTROL ENVIRONMENT THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL MONITORING

Рассмотрены основные вопросы по определению места и роли системы внутреннего финансового мониторинга организации в обеспечении функционирования эффективной системы государственного финансового надзора в сфере легализации доходов, полученных преступным путем. Актуальность данного направления исследования обусловлена постоянным ростом финансовых операций потенциально связанных с отмывание доходов, полученных приступным путем, проводимых не только на международном, но и на внутригосударственном уровнях. Органы государственного финансового контроля должны постоянно совершенствовать свою деятельность, не только в сфере методов и методик проведения контрольных мероприятия, но и путем формирования действенной контрольной среды. Формирование действенной контрольной среды значительно расширяет сферу эффективного финансового мониторинга и позволит на начальном уровне осуществления финансовых операций выявлять и прекращать рисковые операции, а также своевременно уведомлять органы государственного финансового надзора о попытках их осуществления.

Отражено значение функционирования системы внутреннего финансового мониторинга в организациях и ее значение в системе государственного финансового надзора. В исследовании выделены основные направления повышения действенности контрольной среды организаций, обеспечивающие эффективность такой формы контроля, как финансовый мониторинг в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Полученные результаты ориентированы на повышение эффективности функционирования контрольной среды системы финансового мониторинга для обеспечения повышения действенности контрольных мероприятий. Что, в свою очередь, обеспечит повышение эффективности всей системы финансового мониторинга функционирующей в Российской федерации.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, контрольная среда, первичный финансовый мониторинг, внутренний контроль.

The main issues of determining the place and role of the internal financial monitoring system of the organization in ensuring the functioning of an effective system of state financial supervision in the sphere of legalization of proceeds from crime are considered. The relevance of this area research determines the constant growth of financial transactions potentially related to the laundering of proceeds of crime, carried out not only at the international but also at the domestic level. The state financial control bodies should constantly improve their activities not only in the field of methods and techniques of control measures, but also by creating an effective control environment. The formation of an effective control environment significantly expands the scope of effective financial monitoring allows at the initial level of financial operations to identify and stop risky operations, as well as timely notify the state financial supervision authorities of attempts to implement them.

The importance of the system of internal financial monitoring in organizations and its importance in the system of state financial supervision is reflected. The study highlights the main directions of improving the effectiveness of the control environment of organizations that ensure the effectiveness of such forms of control as financial monitoring in the field of combating legalization (laundering) of proceeds from crime.

The results are aimed at improving the efficiency of the control environment of the financial monitoring system to ensure the effectiveness of control measures. That, in turn, will ensure the efficiency of the entire system of financial monitoring functioning in the Russian Federation.

Keywords: financial monitoring, control environment, primary financial monitoring, internal control.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития экономических процессов свободное перемещение финансовых ресурсов является одним из условий эффективного развития любых экономических систем. При этом такое движение содержит в себе риски, связанные с отмыванием доходов, полученных преступным путем, так как значительные финансовые ресурсы, сконцентрированные в обеспечении теневых оборотов хозяйственной деятельности или операций криминалитета, постоянно пытаются пройти механизмы легализации.

39

Чем значительней движение финансовых потоков, тем эффективнее развивается экономика с одной стороны, и тем значительнее риски параллельного движения «теневых» финансовых потоков.

Это ведет к повышению требований относительно действенности системы государственного финансового контроля в сфере легализации доходов, полученных преступным путем.

В условиях глобализации экономических процессов практически не осталось государств не осуществляющих контроль операций, потенциально связанных с попытками легализации преступных доходов. Общемировые тенденции развития форм и методов государственного финансового контроля свидетельствуют о постоянном возрастании значимости эффективности функционирования систем финансового мониторинга операций с финансовыми ресурсами.

При этом изучение мирового опыта развития систем государственного финансового мониторинга свидетельствует о формировании двух уровневых систем такого контроля.

Основным звеном государственного финансового мониторинга, операций потенциально связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, являются органы государственного финансового контроля, но их деятельность практически невозможна без второго элемента системы контроля — внутреннего финансового контроля в организациях непосредственно связанных с осуществлением финансовых операций.

Таким образом, можно утверждать, что системы внутреннего финансового контроля в организациях являются важным и неотъемлемым элементом систем государственного финансового мониторинга и эффективная организация их функционирования является одним из основных условий успешного контроля в сфере борьбы с легализацией доходов полученных преступным путем.

Исследование путей повышения эффективности действующей системы финансового мониторинга является одним из важнейших направлений реформирования деятельности органов государственного финансового контроля. А формирование действенной контрольной среды позволит с минимальными затратами государственных ресурсов значительно повысить эффективность контрольных мероприятий в сфере государственного финансового мониторинга. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является раскрытие направлений формирования действенной контрольной среды в организациях для обеспечения функционирования эффективной системы внутреннего финансового мониторинга за операциями потенциально связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем. А также оценка влияния данных предложений на повышение эффективности работы системы государственного финансового мониторинга. РЕЗУЛЬТАТЫ

В современных условиях осуществления контрольно-ревизионной деятельности одним из основных критериев эффективности любого контрольного мероприятия является его действенность — результат всего комплекса мер, полученных по результатам его проведения, от выявления отклонений хозяйственной деятельности от заданных параметров, до разработки мероприятий по организации возмещения причинённого ущерба и устранения причин возникновения выявленных в ходе контроля отклонений.

Практика организации и проведения государственного финансового контроля в Российской Федерации свидетельствует о частом выпадении из общих критериев оценки эффективности контрольного мероприятия таких элементов как устранение причин и условий, способствовавших возникновению отклонений при выполнении финансово-хозяйственных заданий или реализации государственных программ, а так же такого элемента как оценка возможности достижения контролируемой организации заданных параметров деятельности с учетом результатов проведенного контроля и предложений (корректив) внесенных по результатам контрольного мероприятия.

В отечественной практике основное внимание уделяется факту выявления отклонений от заданных параметров (ошибки и нарушения), а также выявлению ответственных лиц, допустивших либо способствовавших возникновению данных отклонений.

Эти тенденции привели к снижению эффективности проводимых контрольных мероприятий практически во всех направлениях проведения государственного финансового контроля, так как из системы оценки эффективности контрольного мероприятия практически ушла оценка достижения организацией поставленных целей деятельности после корректировки, внесенной результатами контрольного мероприятия.

В Российской Федерации органом государственного финансового контроля от лица исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, ответственным за выработку государственной политики и разработку нормативно-правового регулирования в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также

40

выполняющим функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам является Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг).

Постоянное возрастание значимости контроля в сфере борьбы с отмыванием доходов полученных преступным путем является основанием формирования системы законодательной регламентации организации и осуществления деятельности органами государственного финансового контроля в данной сфере.

Основным нормативным актом, регламентирующим организацию и осуществление финансового контроля в сфере противодействия введению в легальное обращение доходов полученных преступным путем, является Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данный нормативный акт не только закладывает основы организации деятельности государственного органа финансового контроля в сфере борьбы с отмыванием доходов полученных преступным путем, но и формирует систему внутреннего финансового мониторинга, которая является базисом эффективного функционирования всей системы финансового мониторинга.

Важным вопросом эффективного взаимодействия всех элементов системы государственного финансового мониторинга является создание действенной структуры органов, действующих в данной сфере. Структура Росфинониторинга и вопросы организации ее деятельности регламентируются положениями Указа Президента Российской Федерации «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Действующая структура Росфинмониторинга позволяет осуществлять постоянный надзор за организацией и функционированием всех элементов, формирующих систему внутреннего финансового мониторинга. Качество и оперативность взаимодействия Росфинмониторинга со службами внутреннего финансового мониторинга созданных организациями, действующими в сфере применения законодательства о противодействии введению в легальное обращение доходов полученных преступным путем.

Одной из основных функций Росфинмониторинга является осуществление контроля и надзора за выполнением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также привлечение к ответственности за нарушение этого законодательства.

Развитие и совершенствование системы государственного финансового мониторинга может осуществляться только с учетом текущих тенденций в сфере повышения эффективности контрольных мероприятий, осуществляемых органами государственного финансового контроля.

Одним из инструментов повышения эффективности форм государственного финансового контроля в соответствии с достижениями мировой практики контрольно-ревизионной деятельности является увеличение удельного веса текущих контрольных процедур, проводимых на этапах осуществления финансово-хозяйственных операций и снижение общего количества последующих контрольных мероприятий, которые осуществляются уже после завершения проверяемых финансово-хозяйственных операций.

Данное смещение акцентов в контрольно-ревизионной деятельности является достаточно сложным, но очень необходимым процессом.

Значительный удельный вес последующего контроля в общем объеме контрольных процедур обусловлен значительной упрощенностью его проведения за счет работы с уже полностью сформированной учетно-аналитической информацией объекта контроля. Проверяющий имеет возможность использовать не только данные первичных учетных документов, но и показатели учетных регистров, форм отчетности. По данным исследуемых документов сразу можно определить круг ответственных должностных лиц по проверяемым финансово-хозяйственным операциям и т. д.

Все это ведет к упрощению реализации решений, принятых по результатам таких контрольных мероприятий, но значительно снижает их эффективность, так как вернуть значительные финансовые ресурсы, использованные не по целевому назначению или расхищенные в результате нарушений при проведении хозяйственных операций, в большинстве случаев не представляется возможным.

В противовес недостаткам последующего контроля его текущая форма более сложна в процессе осуществления, но позволяет выявлять отклонения и нарушения в процессе финансово-хозяйственной деятельности на этапе осуществления хозяйственных операций, и соответственно дает возможность вносить корректировки в хозяйственный процесс для обеспечения реализации запланированных целей.

Эффективность деятельности в сфере государственного финансового контроля обеспечивается Рос-финмониторингом за счет интеграции осуществляемых контрольных процедур непосредственно в практику финансово-хозяйственной деятельности организаций, являющихся объектами проводимого финансового контроля.

Эта интеграция осуществляется путем обязательного формирования систем внутреннего финансового мониторинга в таких организациях и разработки жестких критериев организации их деятельности,

41

прав, обязанностей и полномочий, а также ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований действующего законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Это позволяет в значительной степени перевести осуществляемый контроль из сферы последующих контрольных мероприятий в сферу текущего контроля.

По своей сути работа Росфинмониторинга в большей степени сводится к надзорному контролю за функционированием систем внутреннего финансового мониторинга на объектах контроля, и только при выявлении отклонений в организации их функционирования или методах осуществления контрольных мероприятий проводятся контрольно-ревизионные действия.

Такая практика позволяет выявлять рисковые операции на этапе их осуществлении, блокировать при необходимости их проведение и оперативно уведомлять заинтересованные органы государственной власти и управления.

Основной проблемой организации такой формы контроля является формирование эффективной контрольной среды у субъектов первичного (внутреннего) финансового мониторинга.

Контрольная среда представляет собой общее состояние общее состояние, практические действия, мероприятия и процедуры руководителей и(или) собственников экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

По своей сути контрольная среда это — набор характеристик, определяющий служебные взаимоотношения, благоприятные для контроля в компании. Состояние контрольной среды зависит от стиля работы руководителей, их философии и эффективной системы разъяснения целей контроля и надзора за деятельностью персонала.

Контрольная среда включает выполнение функций управления и руководства, а также мнение, осведомленность и действия представителей собственника и руководителей относительно системы внутреннего контроля проверяемой организации, понимание значения такой системы для деятельности такой компании. Контрольная среда является основой эффективного функционирования системы внутреннего контроля для поддержания дисциплины и порядка.

Для системы государственного финансового мониторинга можно выделить сразу две контрольных среды — общую, в которой работают субъекты первичного финансового мониторинга и специфическую, представленную совокупностью контрольных сред, сформированных у субъектов первичного финансового мониторинга.

Соответственно для обеспечения эффективного контроля и регулирования в системе финансового надзор Росфинмониторинг должен обеспечить эффективное информационное взаимодействие всех участников контрольного процесса, формирующих общую контрольную среду финансового мониторинга.

Основным направлением формирования действенной контрольной среды в системе финансового мониторинга может являться постепенное повышение ответственности субъектов первичного (внутреннего) финансового мониторинга за непредставление или некачественное представление информации об операциях, имеющих критерии подлежащих финансовому мониторинга.

В настоящее время основное внимание сосредоточено на ответственности субъектов первичного финансового мониторинга за организацию функционирования систем внутреннего финансового мониторинга, то есть за формирование контрольной среды осуществления финансового надзора.

Для повышения действенности функционирования таких контрольных сред необходимо смещение, а точнее расширение, акцента ответственности на участников контрольного процесса формирующих взаимоотношения в рамках контрольной среды. Чем выше уровень такой ответственности, тем выше показатели эффективности функционирования систем первичного финансового мониторинга при сохранении независимости внутренних систем контроля от управления со стороны Росфинмониторинга.

Это обеспечит, с одной стороны сохранение подотчетности и управления деятельностью внутренних систем финансового мониторинга руководству организаций, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга, а с другой стороны значительно повысит эффективность контрольных процедур, осуществляемых такими контрольными системами.

Важнейшим условием при повышении ответственности внутренних систем контроля перед внешними контролирующими организациями является сохранение их ориентации на внутренние интересы руководства компании и полную подконтрольность ему.

Исходя из общемировой практики внутренний контроль осуществляется специальным структурным подразделом предприятия или его работниками, непосредственно подчиненными руководству предприятия. Внутренние контролеры кроме основной деятельности, направленной на оценку и совершенствование системы учета организации, могут выполнять и специальные задачи руководства предприятия.

Соответственно внутренний финансовый мониторинг должен развиваться в российских организациях в том же направлении.

42

Необходимость роста ответственности непосредственных исполнителей функций внутреннего финансового мониторинга обусловлена сложившимся отношением к ответственности в действующих системах внутреннего контроля в отечественных организациях.

Во многих случаях руководство отделов внутреннего контроля в организациях не несет ответственности за качество проведенных контрольных мероприятий, а возможные негативные последствия некачественного контроля, которые возникают по результатам проверок со стороны органонов государственного финансового контроля в подавляющем большинстве случаев, затрагивают только руководство организации и главного бухгалтера.

Это привело к тому, что многие организации рассматривают вполне достаточным для себя проведение только внутрибухгалтерского контроля.

Внутрибухгалтерский контроль в первую очередь представлен контролем со стороны главного бухгалтера за деятельностью подчиненных сотрудников и качеством информации, поступающей от первичных звеньев учета на предприятии.

Вторая составляющая внутрибухгалтерского контроля — проведение инвентаризаций, как способ проверки достоверности формируемых учетных данных и контроль за качеством информации, поступающей от первичных звеньев учета на предприятии (материально-ответственные лица, экономисты структурных подразделений, табельщики и др.).

Важным преимуществом внутрибухгалтерского контроля является простота его организации, оперативность в осуществлении и практически полное отсутствие дополнительных затрат для предприятия.

Однако существует ряд недостатков присущих внутрибухгатерскому контролю:

1. Ограниченность сферы применения внутрибухгалтерского контроля.

2. Ограниченный круг пользователей информации о результатах внутрибухгалтерского контроля.

3. Полученные результаты контроля касаются только сферы учета и не предназначены для совершенствования управления предприятием в целом.

Такая ситуация является совершенно неприемлемой в сфере финансового мониторинга, так как о оперативности и качества проведения контрольных мероприятий именно в системе первичного (внутреннего) финансового мониторинга зависит эффективность функционирования всей системы государственного финансового мониторинга.

Поэтому сохранение разумного баланса между ростом ответственности систем внутреннего финансового мониторинга с одной стороны и сохранением подотчетности руководству организации и ориентации контрольной деятельности на достижение общих целей компании является обязательным условием формирования действенной контрольной среды для систем внутреннего финансового мониторинга.

Интересным является зарубежный опыт привлечения к оценке эффективности сформированных систем внутреннего финансового мониторинга аудиторских компаний при проведении как обязательного, так и инициативного аудита.

В практике многих стран в законодательно закрепленные обязанности аудиторских компании входит оценка степени качества работы систем внутреннего финансового мониторинга в проверяемых организациях, а также обязательное уведомление надзорных органов при выявлении, в результате осуществления контроля, хозяйственных операций, имеющих критерии подлежащих обязательному финансовому мониторингу или рисковых операций.

Эта практика позволяет задействовать аудиторские компании в финансовом надзоре в сфере финансового мониторинга с высокой степенью эффективности, так как невыполнение данных функций будет вести к отзыву разрешительных документов на осуществление аудиторской деятельности при проведении контроля за деятельностью самой аудиторской компании.

Данное требование обеспечивает выполнение аудиторскими компаниями функций надзора в сфере финансового мониторинга на стыке работы систем внутреннего финансового мониторинга и систем государственного финансового мониторинга. Что позволяет дополнительно контролировать осуществленные финансовые операции субъектов хозяйственной деятельности и оперативно информировать органы государственного финансового контроля о недостатках в организации и проведении внутреннего финансового контроля.

Данная практика положительно зарекомендовала себя и заслуживает повышенного внимания по разработке рекомендаций по внедрению в деятельность отечественных аудиторских компаний.

Внедрение таких требований в систему аудиторского контроля приведет к расширению функционала контрольной среды финансового мониторинга и повышению ее действенности при проведении финансового надзора за операциями потенциально связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем. ВЫВОДЫ

Проведенные исследования показывают, что действенная контрольная среда функционирования систем внутреннего финансового мониторинга является одним из ключевых условий эффективности его проведения.

43

Для повышения действенности функционирования контрольной среды при проведении внутреннего финансового мониторинга необходимо сместить акцент ответственности с руководства организаций за формирование систем внутреннего финансового мониторинга на руководителей служб внутреннего финансового мониторинга организаций за качество проводимого контроля.

Так, действующая практика формирования систем внутреннего финансового мониторинга часто ведет к формальному подходу, ориентированному на номинальное формирование систем внутреннего финансового мониторинга с целью снижения ответственности руководства организаций и низкому фактическому функциональному исполнению надзорных функций в системах внутреннего финансового мониторинга. Что существенно снижает эффективность системы государственного финансового мониторинга.

Так же целесообразно рассмотреть применение международной практики привлечения аудиторских компаний к оценке организации систем внутреннего финансового мониторинга в проверяемых компаниях и контролю рисковых операций, потенциально связанных с нарушением законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Данные меры позволят существенно изменить сложившуюся контрольную среду в сфере финансового мониторинга путем повышения качества и оперативности выполнения контрольных функций, а также внедрения дополнительных контрольных элементов.

Таким образом можно констатировать, что при обеспечении должного внимания к формированию контрольной среды у субъектов первичного финансового мониторинга можно обеспечить высокую действенность работы всей системы государственного финансового контроля в сфере финансового мониторинга, что позволит, путем проведения текущего контроля, эффективно выявлять возможные отклонения и нарушения, а также своевременно их устранять, обеспечивая успешную реализацию запланированных целей финансово-хозяйственной деятельности.

Система внутреннего финансового контроля в организациях являются важным и неотъемлемым элементом системы государственного финансового мониторинга и эффективная организация ее функционирования на основе формирования качественной контрольной среды является одним из основных условий успешного контроля в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зубков В.А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма / В.А. Зубков, С.К. Осипов. — М.: Изд-во Спецкнига, 2007. — 752 с.

2. Зубков В.А. Международная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма / В.А. Зубков, С.К. Осипов. — М.: Изд-во Финансы и статистика, 2008. — 416 с.

3. Зубков В.А. Международные стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма / В.А. Зубков, С.К. Осипов. — М.: Изд-во Юриспруденция, 2012. — 364 с.

4. Международная финансовая система: вызовы XXI века: монография / Бошесн Б., Каиседо Пита Д.П. де ла И., Каиседо Питта Л.А. — М.: Буки Веди, 2013. — 184 c.

5. Отчет о реализации публичной декларации целей и задач Федеральной службы по финансовому мониторингу на 2017 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fedsfm.ru/about/legal/752 (дата обращения 12.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова и др.; под ред. Е.Ю. Грачева. — М.: Инфра-М, НОРМА, 2013. — 384 с.

7. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) / М.М. Прошунин, М.А. Татчук. — Калининград: Изд-во БФУ им. Канта, 2014. — 417 с.

8. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Монография / М.М. Прошунин. — М.: Изд-во РУДН, 2010. — 392 с.

9. Ревенков П.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках / П.В. Ревенков, А.Б. Дудка, А.Н. Воронин — М.: Изд-во КноРус, 2012. — 280 с.

10. Вопросы федеральной службы по финансовому мониторингу: Указ президента Российской федерации от 13.06.2012 № 808 (ред. от 08.03.2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33838/ (дата обращения 12.04.2018).

11. Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33838/ (дата обращения 12.04.2018).

12. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fedsfm.ru/ about/legal/748 (дата обращения 12.04.2018).

13. Шашкова А.В. Борьба с легализацией незаконных доходов в контексте соблюдения конституционных прав граждан / А.В. Шашкова. — М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2013. — 168 с.

SPISOK LITERATURY

1. Zubkov V.A. Rossiyskaya Federatsiya v mezhdunarodnoy sisteme protivodeystviya legalizatsii (otmyvaniyu) prestupnykh dokhodov i finansirovaniyu terrorizma / V.A. Zubkov, S.K. Osipov. — M.: Izd-vo Spetskniga, 2007. — 752 s.

2. Zubkov V.A. Mezhdunarodnaya sistema protivodeystviya otmyvaniyu deneg i finansirovaniyu terrorizma / V.A. Zubkov, S.K. Osipov. — M.: Izd-vo Finansy i statistika, 2008. — 416 s.

44

3. Zubkov V.A. Mezhdunarodnyye standarty v sfere protivodeystviya otmyvaniyu prestupnykh dokhodov i finansirovaniyu terrorizma / V.A. Zubkov, S.K. Osipov. — M.: Izd-vo Yurisprudentsiya, 2012. — 364 s.

4. Mezhdunarodnaya finansovaya sistema: vyzovy XXI veka: monografiya / Boshesn B., Kaisedo Pita D.P. de la I., Kaisedo Pitta L.A. — M.: Buki Vedi, 2013. — 184 c.

5. Otchet o realizatsii publichnoy deklaratsii tseley i zadach Federal'noy sluzhby po finansovomu monitoringu na 2017 god [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.fedsfm.ru/about/legal/752 (data obrashcheniya 12.04.2018).

6. Pravovoye regulirovaniye finansovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii: problemy i perspektivy: Monografiya / L.L. Arzumanova i dr.; pod red. Ye.YU. Gracheva. — M.: Infra-M, NORMA, 2013. — 384 s.

7. Proshunin M.M. Finansovyy monitoring (protivodeystviye legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma) / M.M. Proshunin, M.A. Tatchuk. — Kaliningrad: Izd-vo BFU im. Kanta, 2014. — 417 s.

8. Proshunin M.M. Finansovyy monitoring v sisteme protivodeystviya legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma: Monografiya / M.M. Proshunin. — M.: Izd-vo RUDN, 2010. — 392 s.

9. Revenkov P. V. Finansovyy monitoring: upravleniye riskami otmyvaniya deneg v bankakh / P. V. Revenkov, A.B. Dudka, A.N. Voronin — M.: Izd-vo KnoRus, 2012. — 280 s.

10. Voprosy federal'noy sluzhby po finansovomu monitoringu: Ukaz prezidenta Rossiyskoy federatsii ot 13.06.2012 № 808 (red. ot 08.03.2016) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33838/ (data obrashcheniya 12.04.2018).

11. Ob upolnomochennom organe po protivodeystviyu legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 1 noyabrya 2001 g. № 1263 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33838/ (data obrashcheniya 12.04.2018).

12. O protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma: Federal'nyy zakon ot 7 avgusta 2001 g. № 115-FZ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.fedsfm.ru/about/legal/748 (data obrashcheniya 12.04.2018).

13. Shashkova A.V. Bor'ba s legalizatsiyey nezakonnykh dokhodov v kontekste soblyudeniya konstitutsionnykh prav grazhdan / A.V. Shashkova. — M.: Izd-vo MGIMO-Universitet, 2013. — 168 s.

Статья поступила в редакцию 11 июня 2018 года Статья одобрена к печати 19 сентября 2018 года

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.