Научная статья на тему 'АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ КАК ВИД ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ'

АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ КАК ВИД ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
521
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТА / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PUBLIC PROCUREMENT / FINANCIAL CONTROL / STATE CONTROL / STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL / STATE AUDIT / AUDIT IN THE FIELD OF PROCUREMENT / CONTRACT SYSTEM / AUDIT RESULTS / PERFORMANCE AUDIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев Игорь Петрович, Матвеева Елена Юрьевна

Предметом исследования являются нормы отечественного права, регулирующие аудит в сфере государственных закупок и применение стандартов государственного аудита, а также теоретические подходы к вопросам понимания аудита в сфере государственных закупок как вида внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, и мер его практической реализации на современном этапе.Методы: общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и частно-научные (формально-логический, сравнительно-правовой). Результаты: на основе анализа нормативно правовой базы и официальных отчетов сделан вывод о том, что деятельность органов внешнего государственного финансового контроля направлена главным образом на совершенствование контрактной системы. Полномочия органов внешнего государственного финансового контроля направлены на проведение комплексного анализа деятельности объектов контроля. Определено место аудита в сфере закупок как элемента системы государственного финансового контроля. Научная новизна: в статье впервые системно проанализированы стандарты государственного аудита, в контексте регламентации контроля в сфере государственных закупок. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы органами государственного аудита, иными органами финансового контроля в целях осуществления контрольных мероприятий и разработки методических рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воробьев Игорь Петрович, Матвеева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIT IN THE SPHERE OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, AND SERVICES AS A TYPE OF EXTERNAL STATE FINANCIAL CONTROL

The subject of the study is the norms of domestic law governing the audit in the field of public procurement and the application of public audit standards, as well as theoretical approaches to understanding audit in the field of public procurement as a form of external state (municipal) financial control, and measures for its practical implementation at the present stage. Methods: general scientific (analysis, synthesis, comparison, generalization) and private-scientific (formal logical, comparative legal). Results: based on the analysis of the regulatory framework and official reports, it was concluded that the activities of the bodies of external state financial control are mainly aimed at improving the contract system. The powers of the bodies of external state financial control are aimed at conducting a comprehensive analysis of the activities of control objects. The place of audit in the field of procurement as an element of the state financial control system is determined. Scientific novelty: for the first time, the article systematically analyzes state audit standards in the context of regulation of control in the field of public procurement. Practical relevance: the results of the study can be used by state audit bodies, other financial control bodies in order to carry out control measures and develop guidelines.

Текст научной работы на тему «АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ КАК ВИД ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

юридические Воробьев Игорь Петрович, Матвеева Елена Юрьевна

науки АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ ...

УДК 347.440.2

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0085

АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ КАК ВИД ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

© 2020

SPIN: 5621-4569

AuthorlD: 991003

Воробьев Игорь Петрович, главный специалист-эксперт Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, магистр Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации (109097, Россия, Москва, улица Ильинка, 9, e-mail: V_I_P_19_88@mail.ru)

SPIN: 8521-8408

AuthorlD: 841375

Матвеева Елена Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент Департамент правового регулирования экономической деятельности, финансовый директор МСК БЛ-Групп Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Россия, Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, 49, e-mail: eyumatveeva@fa.ru)

Аннотация. Предметом исследования являются нормы отечественного права, регулирующие аудит в сфере государственных закупок и применение стандартов государственного аудита, а также теоретические подходы к вопросам понимания аудита в сфере государственных закупок как вида внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, и мер его практической реализации на современном этапе.Методы: общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и частно-научные (формально-логический, сравнительно-правовой). Результаты: на основе анализа нормативно правовой базы и официальных отчетов сделан вывод о том, что деятельность органов внешнего государственного финансового контроля направлена главным образом на совершенствование контрактной системы. Полномочия органов внешнего государственного финансового контроля направлены на проведение комплексного анализа деятельности объектов контроля. Определено место аудита в сфере закупок как элемента системы государственного финансового контроля. Научная новизна: в статье впервые системно проанализированы стандарты государственного аудита, в контексте регламентации контроля в сфере государственных закупок. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы органами государственного аудита, иными органами финансового контроля в целях осуществления контрольных мероприятий и разработки методических рекомендаций.

Ключевые слова: государственные закупки, финансовый контроль, государственный контроль, государственный (муниципальный) финансовый контроль, государственный аудит, аудит в сфере закупок, контрактная система, результаты аудита, аудит эффективности.

AUDIT IN THE SPHERE OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, AND SERVICES AS A TYPE OF EXTERNAL STATE FINANCIAL CONTROL

© 2020

Vorobyev Igor Petrovich, chief specialist-expert Department of budget policy in the field of contract system, master Financial University under the Government of the Russian Federation

Ministry of Finance of the Russian Federation (109097, Russia, Moscow, Ilyinka street, 9, e-mail: V_I_P_19_88@mail.ru) Matveeva Elena Yuryevna, candidate of legal sciences, associate professor Department of Legal Regulation of Economic Activities, CFO of MSC BL-Group Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, GSP-3, 49 Leningradsky prospekt, e-mail: eyumatveeva@fa.ru)

Abstract. The subject of the study is the norms of domestic law governing the audit in the field of public procurement and the application of public audit standards, as well as theoretical approaches to understanding audit in the field of public procurement as a form of external state (municipal) financial control, and measures for its practical implementation at the present stage. Methods: general scientific (analysis, synthesis, comparison, generalization) and private-scientific (formal logical, comparative legal). Results: based on the analysis of the regulatory framework and official reports, it was concluded that the activities of the bodies of external state financial control are mainly aimed at improving the contract system. The powers of the bodies of external state financial control are aimed at conducting a comprehensive analysis of the activities of control objects. The place of audit in the field of procurement as an element of the state financial control system is determined. Scientific novelty: for the first time, the article systematically analyzes state audit standards in the context of regulation of control in the field of public procurement. Practical relevance: the results of the study can be used by state audit bodies, other financial control bodies in order to carry out control measures and develop guidelines.

Keywords: public procurement, financial control, state control, state (municipal) financial control, state audit, audit in the field of procurement, contract system, audit results, performance audit.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- сударственного финансового контроля. К проблематике

ными научными и практическими задачами. В настоя- следует отнести и то, что в настоящее время ведется

щее время в законодательстве Российской Федерации активная дискуссия в отношении определения таких по-

особое внимание отведено повышению результативно- нятий как «финансовый контроль», «государственный

сти контрольных мероприятий, направленных на вы- (муниципальный) финансовый контроль» с целью их ут-

явление, устранение и пресечение нарушений в финан- верждения на законодательном уровне.

сово-бюджетной сфере. В связи с тем, что проведение Анализ последних исследований и публикаций, в кото-

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госу- рых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-

дарственных и муниципальных нужд (далее - закупок) торых обосновывается автор; выделение неразрешен-

осуществляется за счет бюджетных средств, особая роль ных раньше частей общей проблемы. Генезис государ-

в развитии контрактной системы в сфере госзакупок, а ственного контроля раскрыт в научном исследовании

также в экономии и эффективном использовании финан- Лапиной М.А., конечной целью которого определено

совых ресурсов, отведена осуществлению процедур го- улучшение качества жизни населения страны. Кроме

Vorobyev Igor Petrovich, Matveeva Elena Yuryevna juridical

AUDIT IN THE SPHERE OF PROCUREMENT OF GOODS ... science

того, Лапиной М.А. предложено структурировать положения государственного контроля путем разработки отдельного федерального закона о государственном контроле (надзоре) в Российской Федерации [1]. По мнению Карпухина Д.В., Лапина А.В. проведение финансового контроля путем объединения форм и методов бюджетной, налоговой, таможенной и банковской контрольной деятельности предлагается унифицировать в отдельный законопроект [2]. На основании исследований Лапиной М.А., Карпухина Д.В., Лапина А.В., учитывая позиции иных исследователей, необходимо продолжить работу по формированию правового определения понятий «контроль», «государственный (муниципальный) финансовый контроль», с учетом их роли и места в контрактной системе.

Структура государственного (муниципального) финансового контроля (далее - госфинконтроль) установлена статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) [3]. Госфинконтроль подразделяется на внешний и внутренний, при этом каждый из них осуществляются посредством предварительных и последующих контрольных мероприятий.

Счетная палата Российской Федерации (далее -Счетная палата), контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются уполномоченными органами, на проведение внешнего госфинконтроля в соответствии с частью 2 статьи 265 БК РФ (далее - высшие органы аудита (контроля)).

Проведением внутреннего госфинконтроля занимается Федеральное казначейство, органы госфинконтро-ля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ТОФК) [4].

Деятельность Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, их полномочия, как органов внешнего госфинконтроля, регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее - Закон № 41-ФЗ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетным кодексом Российской Федерации, стандартами государственного аудита и разрабатываемыми методическими рекомендациями [5; 6].

Актуальность исследования состоит в том, что аудит в сфере закупок является относительно новым явлением в российском законодательстве, представляет собой отдельный элемент структуры внешнего госфинконтроля, который был утвержден с момента принятия Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) [7]. Кроме того, деятельность Счетной палаты как высшего органа аудита (контроля) осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита и иными документами, утвержденными Международной организацией высших органов финансового контроля [8; 9; 10].

Главными предпосылками введения в правовой оборот положений об аудите в сфере закупок являлись недостаточно эффективное расходование бюджетных средств государства, отсутствие независимого внешнего контроля и несогласованность в деятельности контрольных органов в сфере закупок, а также потребность аккумулирования данных в целях разработки предложений совершенствования контрактной системы.

Например, при проведении контрольного мероприятия в сфере закупок затрагивающего заключение и исполнение энергосервисных контрактов аудитор должен не только выявить нарушения закупочного процесса, но и учесть критерии энергосбережения и энергетической 344

эффективности которые обязан выполнить исполнитель такого договора [11]. В итоге формируются предложения, направленные на эффективность расходования бюджетных средств при заключении энергосервисных контрактов. Актуальность энергосбережения, которую учитывают государственные аудиторы в ходе контрольных мероприятий в сфере закупок, определена исследованиями Матвеевой Е.Ю., Ручкиной Г.Ф. [12]. Поэтому в ходе проведения аудита в сфере государственных закупок необходимо учитывать специфичность каждой закупочной процедуры, установленной в Законе № 44-ФЗ.

Актуальность проведения аудита в сфере закупок связана с постоянным ежегодным ростом общей суммы закупок, динамика которого представлена в виде аналитической таблицы, составленной на основании ежегодных отчетов Счетной палаты и данных официального сайта Минфина России [13; 14; 15].

Таблица 1 - Динамика объема осуществленных государственных закупок в соотношении с расходами федерального бюджета

№п'п 2017 год 201S год 2019 год

Сумма {млрд. '5,1-а я Сумма (млрд. Прирост (млрд. (млрд. Прирост (млрд.

1 Общий объем осуществленных госзакупок 6300 6790 490 6842 52

2 Исполнение федерального бюджета по расходам 16420 16713 293 18220 1507

3 Удельный вес госзакупок к общему расходу федерального бюджета {%) 38,37 40,63 36,35

Рост количества государственных закупок по данным 2017-2019гг., указанных в Таблице 1 увеличился на 542 млрд. руб. при увеличении расходов федерального бюджета на 1507 млрд. руб. Общая доля закупок на 2019 год составила 36,35% от общих расходов средств федерального бюджета, поэтому осуществление внешнего контроля (аудита) в сфере закупок в целях их экономии, качества проведения закупок и эффективности имеет особое значение в настоящее время. Аудит в сфере закупок существенно отличается от контрольно-проверочных мероприятий в закупочной деятельности, осуществляемых Казначейством России и его территориальными органами, направленных на выявление нарушений (как со стороны заказчиков, так и исполнителей), на предъявление требований к их устранению в установленное в предписаниях время и привлечение их к административной ответственности, применению иных мер [16]. Аудит (контроль) в сфере закупок в дополнение к вышеуказанным мерам в ходе контрольных процедур включает экс-пертно-аналитическую, информационную деятельность, а также контроль за исполнением решений, установленных по результатам мероприятий [18; 24].

Поэтому внешний госфинконтроль в сфере закупок проводится в более широком диапазоне показателей в отличие от внутреннего госфинконтроля, установленного положениями статьи 99 Закона № 44-ФЗ. В результате законодательного расширения функционала при проведении контрольных мероприятий в сфере закупок высшими органами аудита (контроля) формируются решения, направленные на планомерное развитие и совершенствование контрактной системы, указанные в Таблице 2 [13; 14; 17].

Положениями статьи 98 Закона № 44-ФЗ установлен функционал осуществления аудита в сфере закупок на основании установленных стандартов государственного аудита. Законом № 44-ФЗ предусмотрено отдельное место аудита в сфере закупок от положений, регулирующих контроль в сфере закупок, в связи с чем смысловое значение дефиниции «контроль» в указанном законе следует понимать в двух значениях:

1) как внутренний госфинконтроль в сфере закупок, осуществляемый уполномоченными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, установленный положениями статьи 99 Закона № 44-ФЗ [7; 16];

2) как внешний госфинконтроль, осуществляемый независимо высшими органами аудита (контроля), уста-

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

юридические науки

Воробьев Игорь Петрович, Матвеева Елена Юрьевна АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ ...

новленный положениями статьи 98 Закона № 44-ФЗ.

Таблица 2 - Результаты по итогам проведения контрольных мероприятий органами внешнего госфинкон-троля

№ П'П Критерий Отчет за 2016 год Отчет за 2017 год Отчет за 2018 год

1 Основные контрольные мероприятия, проводимые Счетной палатой 1)проверка законности эффективности направления финансовых ресурсовна закупки товаров, р абот, 2)монигоринг развития системы государственных и корпоративных закупок. 1)проведено 175 контрольных мероприятий, проверено 340 объектов аудита (контр оля); 2)мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок. 1)проверка законности и эффективности закупок товаров, работиуслут госсобственности за период 20162017 годов; 2)мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок.

2 Общее нарушений, конгр ОЛЯ Выявлено 523 случаев нарушения законодательства на общую сумму 48,8 млрд руб. Выявлено 2178 случаев нарушения законодательства на общую сумму 104,6 млрд.руб. Выявлено 2261 случай нарушения законодательства на общую сумму 104,6 млрд.руб.

3 Позитивные тенденции, контрольных процедур 1)Рост экономии закупок составил 5,8%по сравнению с7,6%по итогам2015 года; 2)на 35% увеличился рост закупок у СМП. 1) снизилась доля закупок у единственного поставщика с 20,1% до 18,8%; Счетной палаты по статью 94 Закона № 44-ФЗ (в части фотофиксации этапов исполнения контр актов по строительству). 1)увелнченне доли объявленных закупок у СМП и СОНО на 33,1 % по сравнению с 2017г.; 2)перевод закупок в электр онную форму; 3) возрастание конкуренции на электр онных закупках; 4)внедрение EAT и т.д.

4 Негативные факторы, контрактной 1)только 1 вид закупок осуществляется в электронной форме; 2) отсутствие роста конкуренции в закупках. экономия до 6,7%; 2) сохр аняется р азбр о с цен на одноименные товары у ФОИВов (от 2 до 7 р аз); 3) отсутствие взаимодействиямежду контрольными органами отсутствие возможности сформировать целостную картину нарушений в го сзакупках и т д. дополнительных нагрузок на банки, на участниковзакупокв законодательства; 2)не урегулирован НМЦКв Законе № 44-ФЗ и т.д.

в Стандарте СГА 103 и СГА 104, следовательно указанные стандарты государственного аудита также должны применяться при осуществлении контрольных мероприятий.

Таблица 3 - Особенности применения СГА при осуществлении внешнего госфинконтроля в сфере контрактной системы

В целях наиболее полного сущностного раскрытия в Законе № 44-ФЗ дефиниции «аудит в сфере закупок» следует подробно рассмотреть стандарты государственного аудита (далее - СГА), которые регламентируют проведение аудита в сфере государственных закупок.

Общие требования к проведению контрольных мероприятий для органов внешнего контроля устанавливает «СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля).

Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 07.09.2017 № 9ПК (далее - СГА № 101). В ходе аудиторских процедур проводится проверка, анализ и дается оценка результатов осуществляемых закупок и конкурентных процедур, уровня обеспечения государственных нужд и эффективности использования бюджетных средств [18].

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона № 41-ФЗ Счетная палата осуществляет контрольную и экспертно-аналитическую деятельность [19]. Принято выделять три основных блока проведения контрольных и экспертно-аналитических процедур, которые затрагивают осуществление процедур внешнего госфинконтроля в сфере контрактной системы, а именно:

- финансовый аудит (контроль);

- аудит (контроль) эффективности;

- аудит (контроль) в сфере закупок.

Указанные блоки аудита (контроля) регулируются соответствующими СГА и направлены на реализацию комплексного анализа и контроля системы государственных закупок.

Признак комплексности выявляется в случае проведения анализа основных элементов, затрагивающих сферу закупок при проведении государственного аудита и рассмотрен в таблице 3.

Результаты исследования. Анализ стандартов государственного аудита, приведенный в Таблице 3 показал, что органами внешнего госфинконтроля наиболее глубоко и подробно рассматривается проблематика системы закупок с трех основных направлений: финансового процесса в целях закупок, закупочного процесса и аудита эффективности проводимых закупок. Отмечается, что положения Стандарта СГА 302 содержат в себе финансовую оценку, оценку эффективности содержащиеся

Критерии Аудит в сфере закупок Финансовый аудит Аудит эффективности

Стандарт, р егулирующин контрольные процедуры «СГА 302. Стандарт аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работиуслут, осуществляемых объектами аудита (контроля)»,утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протоколом от 21.042016 №17К (1092) (далее-СГА 302) [20]. «СГА 103. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит (контр оль)», утвержденный постановлениемКоллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017Ш41Ж (далее -СГА103) [21]. «СГА 104. Стандарт аудита (контр оля). Аудит эффективности», утв. постановленнемКоллепш СчетнойпалатыРФ от 30.11201бтПК)(далее-СГА104) [22].

проверяется и анализирует ся Пункт 2.5,42.1-42.5 СГА 302. Пункт 2.1.1,2.12,32-3.5 СГА 103. Пункт 1.5 СГА 104

Предмет аудита (контроля) Процесс использования объектом аудита (контроля) средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и иных средств при осуществлении закупок. Пр оцес сы фор мир о вания и использования бюджетных и внебюджетных фондов; финансовая и иная деятельность. Ведение бюджетного учета при о существлении учр еждением имени публично-правового образованнягосконтрактов. Использование федеральных (средства федерального бюджета, средства бюджетов го судар ственных внебюджетных фондов Российской Федерации) и иных ресурсов.

Этапы аудита Подготовительный, Подготовительный (в соответствии с СГА 101), основной, заключительный. Подготовительный,

Итог аудита (контроля) Оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных и иных средств, планирования, включая обоснование закупки, р еалнзу емо ста и эффективности осуществления закупок. Выводы о достоверности финансовых операций, бюджетного учета, о целевом использовании средств, о соблюдении объектом аудита законодательства РФ. Выводы о соответствии фактическнхрезультатов использования бюджетных ср едств у становл енным критериям Рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Документы заключительно аудита Отчет о результатах контрольного мероприятия, представления, предписания объекту аудита в с луч а е Акт по результатам контрольного мероприятия, р езулыатах контр ольного мероприятия. Оформление отчета о результатах контрольного мероприятия, представление Счетнойпалаты, информационные письма Счетнойпалаты.

Итогом аудита в сфере закупок согласно положениям СГА 302 является оценка обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных и иных средств, обоснованности планирования, включая обоснование закупки, реализуемости и эффективности осуществления закупок. То есть при подведении итогов проверки аудитор должен руководствоваться не только применением положений СГА 302, но и опираться на особенности использования положений СГА 103 и СГА 104, отмеченных в Таблице 3. Экспертно-аналитическая деятельность в сфере закупок и последующий контроль за выполнением решений регулируются соответствующими стандартами государственного аудита [23; 24]. В связи с этим проведение аудита в сфере закупок осуществляется наиболее качественно с применением комплекса вышеуказанных стандартов государственного аудита, затрагивающих с разных сторон сферу государственных закупок.

Сравнительная аналитика указанных в Таблице 2 показателей и предложений Счетной палаты наглядно показывает, что аудит проводимый в сфере закупок осуществляется системно и комплексно с применением стандартов государственного аудита, указанных в Таблице 3. В ходе осуществленного аудита формируются концептуальные предложения и идеи, направленные на улучшение системы государственных закупок, улучшение основных показателей, упрощение закупочных процедур Ежегодно с учетом указанных предложений контрактная система постоянно совершенствуется.

Например, предложения Счетной палаты о проведении закупок в электронной форме в 2018 году уже реализованы.

По состоянию на 2020 год, с учетом предложений Счетной палаты, указанных в отчете 2018 года, производится работа по улучшению функционирования контрактной системы в части сокращения количества закупочных процедур, а также в части определения поставщика в автоматическом режиме в ЕИС.

Документы, составленные на заключительном этапе контрольных мероприятий, отчет по результатам кон-

Vorobyev Igor Petrovich, Matveeva Elena Yuryevna

AUDIT IN THE SPHERE OF PROCUREMENT OF GOODS .

juridical science

трольного мероприятия, содержат информацию о нарушениях законодательства, которая передается в контрольные или правоохранительные органы власти для принятия соответствующих мер. Отчеты о результатах контрольных мероприятий содержат выводы по каждой цели контрольного мероприятия, на основании которых аудиторы подготавливают предложения и публикуются на сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Вывод. На основании исследуемых данных можно констатировать, что особая роль аудита в сфере закупок как вида внешнего госфинконтроля заключается в определении вектора развития контрактной системы как механизма эффективного управления бюджетными средствами, разработки предложений, направленных на совершенствование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Отмечая, что дефиниции «аудит» и «контроль» в законодательстве о контрактной системе используются совместно без отличительных признаков, предлагается понимать дефиницию «аудит в сфере закупок» как вид внешнего госфинконтроля и конкретизировать данное предложение в дальнейшей разработке понятийного аппарата сферы финансового контроля на законодательном уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лапина М.А. Сущность государственного контроля (надзора) и генезис его законодательного определения // Вестник финансового университета. 2016 Т. 20. № 4 (94). С. 152-157.

2. Карпухин Д.В., Лапин А.В. Специфические признаки финансового контроля и формы его осуществления //Карпухин Д.В., Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20. № 4 (94). С. 137-145.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 15.06.2019) «О Федеральном казначействе».

5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О Счетной палате Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

7. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020).

8. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (РеспубликаПеру) в 1977 г.) // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 15.05.2018).

9. Московская декларация (принята XXIII Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Москве, (Российская Федерация) в 2019 г.) // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://audit.gov.ru/upload/medialibrary/news.

10. «Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н).

11. Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 (ред. от 10.12.2016) «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)».

12. Ручкина Г.Ф., Матвеева Е.Ю. Энергосбережение в сфере государственных публичных интересов //Государство и право. 2015. № 2. С. 74-79.

13. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2017 году // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://audit.gov.ru/reports/9280.

14. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2018 году // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://audit.gov.ru/reports/9279.

15. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета // Официальный сайт Минфина России URL: https://www.minfin.ru/ ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g.

16. «Инструкция по осуществлению в Федеральном казначействе деятельности по контролю в сфере закупок» (утв. Казначейством России 25.04.2019).

17. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2016 году// Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://audit.gov.ru/reports/9281.

18. «СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия» (утв.

постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017N 9ПК) (ред. от 08.11.2019).

19. «Основные направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2019 - 2021 годы» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 26.04.2019 N ОНД 2019-2021, протокол от 23.04.2019 N 16К (1312)).

20. «СГА 302. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 21.04.2016N17К (1092)) (ред. от 20.01.2017).

21. «СГА 103. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит (контроль)» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017N14ПК).

22. «СГА 104. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016N 4ПК) (ред. от 23.04.2019).

23. «СГА 102. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 20.10.2017N12ПК) (ред. от 08.11.2019).

24. «СГА 106. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Контроль реализации результатов контрольных и экспер-тно-аналитических мероприятий» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 27.07.2018N10ПК) (ред. от 26.03.2019).

Статья поступила в редакцию 22.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

346

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.