УДК 613.6
В.А. Никифорова, Е.А. Видищева, А.А. Никифорова, Д.Д. Видищева
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА16
Братский государственный университет, г. Братск, nikiforovabr@mail.ru
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В основополагающих документах МОН РФ сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях. Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных сегодня перед нашим образованием начиная с ранних этапов онтогенеза.
Сохранение здоровья населения в условиях выраженной депопуляции приоритетная национальная задача. Однако возрастающее антропогенное воздействие на природную и окружающую среду, неблагоприятные социальные условия подвергают все большей опасности жизнь и здоровье человеческой популяции.
В настоящее время, учитывая изменения, происходящие в политической и экономической жизни нашей страны, подход к воспитанию и формированию здоровья человека должен носить комплексный характер. Основой формирования здоровья следует считать внедрение профилактических и оздоровительных технологий в работу образовательного учреждения, которые учитывают индивидуальные социально-биологические условия жизни и развития студентов и сотрудников. В условиях технологических шоков, информационных стрессов, экологической напряженности молодежь, с одной стороны, наиболее уязвимая часть нации, с другой, - молодые люди обладают адаптивными способностями, необходимыми для реакций и действий в культурном жизненном цикле человека, что
16 V.A. Nikiforova, E.A. Vidishcheva, A.A. Nikiforova, D.D. Vidishcheva Topical issues of realization of health saving technologies in the conditions of modern university.
часто недоступно взрослым. На фоне резких технологических, биотехнических, социальных, политических и культурных изменений, которые сочетаются так, что ставится под угрозу само существование и выживание нации, цель оздоровления подрастающего поколения - вопрос будущего нации и страны.
Анализ состояния литературных данных и собственного опыта по оценке здоровья студентов, в том числе получающих профессиональное образование позволили сформулировать основы системного подхода и определить принципы проведения врачебного консультирования в современных условиях. Ведущие положения системного подхода заключаются в следующем:
- необходимости проведения врачебной консультации по коррегированию нарушений физического развития и функциональных возможностей организма не только на этапе выбора реабилитационных программ, но и в период проведения профилактических мероприятий;
- целесообразности многократного консультирования обучающихся с поэтапным решением задач оптимального подбора реабилитационных программ, участии педагогов и тренеров при определении рациональной специализации студентов, магистрантов активно занимающихся физической культурой и спортом, их «переквалификации» в случае необходимости;
- строго индивидуальном и дифференцированном подходе к вынесению врачебных и экспертных заключений и рекомендаций с учетом этио-патогенети-ческих, клинико-физиологических, социальных и психологических особенностей, а также условий и режима тренирующих занятий.
В предлагаемой схеме количественной оценки здоровья выделены три степени. При первой степени здоровья человек в специальных рекомендациях не нуждается, ему следует продолжать поддерживать свое здоровье на прежнем уровне. При второй степени необходима консультация у специалиста. При третьей степени здоровья требуются углубленное медицинское обследование и получение соответствующих рекомендаций. Таким образом, весьма актуальным, является характеристика различных подходов к реабилитации учащихся, занимающихся в специальных медицинских группах. Согласно существующей классификации, все средства восстановления подразделяются на педагогические, медико-биологические и психологические.
Педагогические средства - это, в первую очередь, варьирование интервалов отдыха между выполнением отдельных упражнении, вариативное планиро-
вание нагрузок в месячном, годичном цикле учебных занятий; использование активного отдыха, различных видов переключений с одной работы на другую, разумная организация дня. Педагогические средства являются основными, так как применение любых средств восстановления не может осуществляться без участия педагога, без внесения с его стороны корректив в организацию и проведение учебного процесса занятий.
Медико-биологические средства восстановления. К ним относятся рациональное питание и витаминизация организма - специальными питательными смесями, белковыми препаратами, комплексами витаминов и другими веществами, относящимися к витаминам; физиотерапевтические процедуры; различные виды массажа, электрофорез, облучение ультрафиолетовыми лучами; различные солевые и контрастные ванны, температурные воздействия в виде парной и суховоз-душной бань и т.д.
К психологическим средствам относятся: психорегулирующие, аутогенные занятия, внушенный сон-отдых, специально подобранная музыка, организация комфортных условий быта и досуга студентов, соблюдение правил психогигиены.
Комплексное использование педагогических, медико-биологических, психологических средств и составляет единую систему восстановления здоровья студентов, занимающихся в медицинских группах. Необходимо следить за соблюдением гигиенического режима, гигиены питания, работы, сна, существенное значение имеют выработка определенной последовательности отдельных элементов распорядка дня и строгое выполнение их в течение суток. Такое длительное, на протяжении многих суток, недель, месяцев, повторение стереотипного уклада жизни оказывает влияние на физиологические процессы, протекающие в организме человека. Закономерности этого влияния связаны с деятельностью высших отделов центральной нервной системы, определяющих возможность индивидуального приспособления организма к условиям существования.
Таким образом, только совместные усилия врачей различных профилей, педагогов, особенно специализирующихся на физической культуре, психологов могут привести к реализации единой для каждого индивидуума, общества в целом, задачи - сохранения здоровья студенческой молодёжи.
В ФГБОУ ВПО «Братский Государственный Университет» была разработана целевая программа на 2008-2010 гг. «Сохранение здоровья студентов и ра-
ботников». Основной целью программы являлось сохранение здоровья и повышение качества жизни студентов и работников ФГБОУ ВПО «БрГУ».
Указанная программа содержит подробную характеристику проблемы состояния здоровья, анализ причин возникновения проблем со здоровьем, обоснование связи проблемы с целями развития ФГБОУ ВПО «БрГУ» и необходимости ее решения программно-целевым методом.
В рамках данной программы был проведен анализ различных вариантов решения проблемы, а также дана оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы. В результате реализации данной программы в настоящее время в вузе сформирован комплекс мероприятий, направленный на решение вопросов адаптации в условиях образовательного пространства, находящегося на территории экологического неблагополучия, к которым относится г. Братск.
Здоровьесбережение молодежи - одна из приоритетных государственных задач, потому как от здоровья сегодняшней молодежи зависит состояние здоровья нации и её социально-экономический потенциал в будущем.
Содержательная сторона здоровьесберегающих технологий предполагает индивидуальный подход к обучающимся с учетом личности студента и социальных факторов ее развития с одной стороны и учет состояния высших психических функций - с другой.
Анализ работ, посвященных здоровьеобразовательным технологиям, позволил выделить следующие их основные функции:
формирующая - осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности;
информативно-коммуникативная - обеспечивает трансляцию ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая - заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля;
адаптивная - воспитание у учащихся направленности на здравотворче-ство, здоровый образ жизни, оптимизацию состояния собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Эта функция обеспечивает адаптацию студентов к социально-значимой деятельности;
рефлексивная - заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная - объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
К комплексным здоровьеформирующим технологиям относят технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.
Исследование научно-практических материалов позволило определить основные компоненты технологий, направленных на формирование здоровья участников образовательного процесса:
- аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.
- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, различных методик по его укреплению.
- здоровьесберегающий, представляющий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, по уходу за собой, одеждой, местом проживания и окружающей средой.
- эмоционально-волевой, включающий в себя проявление психологических механизмов. Положительный эмоциональный фон жизнедеятельности человека имеет серьезное значение для сохранения его здоровья и формирования валеоустановок.
- экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природе, которая обеспечивает человеческую личность определенными биологическими, экономическими и производственными ресурсами.
- физкультурно-оздоровительный, предполагающий овладение способами
деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждении гиподинамии. Он обеспечивает закаливание организма, повышение адаптационных резервов и общей работоспособности, самочувствия человека.
В Братском государственном университете в настоящее время сформировано «здоровьесберегающее пространство». Это понятие определенное, как среда, направленная на создание оптимальных условий для сохранения и поддержания соматического, физического и психического здоровья участников образовательного процесса, формирования у них мотивации к ведению здорового образа жизни.
Деятельность по здоровьесбережению носит комплексный характер и осуществляется посредством реализации ряда технологий:
- медицинских (технологии профилактики заболеваний, коррекция и реабилитация соматического здоровья);
- образовательных (информационно-обучающие, воспитательные);
- социально-психологических (технологии организации здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции аддиктивного поведения; социальной адаптации личности к современным условиям жизнедеятельности общества).
Таким образом, здоровьесберегающие аспекты в системе образования рассматриваются как самый мощный резерв для обеспечения качественного образования без ущерба для формирования интеллектуально развитой, физически и духовно зрелой, социально адаптированной и психологически устойчивой личности.
Ключевые слова: здоровье, студенты, функциональные возможности, профилактические мероприятия.
Keywords: health, students, features, preventive measures.