Научная статья на тему 'Медико-биологические аспекты состояния здоровья студентов в условиях техногенного загрязнения'

Медико-биологические аспекты состояния здоровья студентов в условиях техногенного загрязнения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РИСК ОСНОВНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ / ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HEALTH / STUDENTS / PHYSICAL DEVELOPMENT / THE RISK OF MAJOR PATHOLOGICAL SYNDROMES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никифорова В. А., Видищева Е. А., Никифорова А. А., Видищева Д. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-биологические аспекты состояния здоровья студентов в условиях техногенного загрязнения»

УДК 612.6

В.А. Никифорова, Е.А. Видищева, А.А. Никифорова, Д.Д. Видищева

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ17

Братский государственный университет, г. Братск, nikiforovabr@mail.ru

Проблема сохранения, укрепления и восстановления здоровья является актуальной на протяжении многих лет функционирования отечественного здравоохранения и образования.

В последние годы проблема ухудшения здоровья населения приобретает характер нарастающей угрозы как в целом по России, так и по отдельным ее регионам. В настоящее время можно считать доказанным, что антропогенное загрязнение окружающей среды оказывает выраженное воздействие на формирование популяционного здоровья, особенно в связи с изменением социально-экономических условий [2, 4, 7]. Вклад антропогенных факторов в формирование отклонений здоровья составляет от 10 до 57%. В неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке проживают 109 млн. человек, или 73% всего населения.

Геохимические особенности биосферы отдельных регионов и их загрязнение являются и могут стать причиной неблагоприятного влияния на здоровье всех групп населения. Постоянное увеличение в количественном отношении различных по природе факторов среды затрудняет выявление зависимостей здоровья от средовых детерминант.

В настоящее время отмечается ухудшение официальных статистических показателей, характеризующих состояние здоровья студенческой молодежи [3, 4, 7, 8].

Период обучения в университете завершает восходящую ветвь в процессе онтогенеза, которая совпадает с заключительным периодом физиологического и социального созревания организма [1, 7, 10]. Адаптация к комплексу новых тре-

17 V.A. Nikiforova, E.A. Vidishcheva, A.A. Nikiforova, D.D. Vidishcheva Medico-biological aspects of the state of health of students in the conditions of technogenic pollution.

бований, специфичных для высшей школы, протекает на фоне быстрого взросления и становления личности, т.е. на фоне очередного критического периода в развитии человека [4, 5, 8]. Изменения, возникающие на этом фоне, отличаются напряжением защитно-приспособительных механизмов.

Серьезные эколого-гигиенические проблемы характерны и для г. Братска, который, согласно заключению Государственной экологической экспертизы от 23.04.93 г. является зоной чрезвычайной экологической ситуации. В связи с чем, актуальность обсуждаемых вопросов по оценке воздействия техногенных факторов определяет необходимость исследований, позволяющих оценивать текущее состояние и структурно-функциональные сдвиги в деятельности систем организма у различных групп населения.

Цель исследования - провести оценку состояния здоровья студенческой молодежи в условиях образовательной среды.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие студенты Братского государственного университета I курса - 268 чел. и IV курса - 155 чел., все они уроженцы г. Братска, проживающие в общежитиях, имеющие примерно одинаковый доход, осмотренные перед исследованиями терапевтом и не имеющие острых и обострений хронических заболеваний. Согласно классификации периодов роста и развития и их возрастных границ, принятой Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.) обследуемые группы отнесены к юношескому возрасту (17-21 год для юношей,16-20 - для девушек).

На этапе исследования для выявления особенностей формирования организма в условиях образовательной среды изучено состояние молодых людей в возрасте 16 - 21 года I и IV курсов обучения.

Для комплексной оценки физического развития была применена методика Никитюк Б.А. с соавт., (1983), позволяющая определить длину тела, массу тела, окружность грудной клетки.

Метод кистевой динамометрии применен для измерения мышечной силы кисти рук с использованием динамометра ДМЭР-120 - ручной медицинский (Апанасенко Г.Л. с соавт., 2000).

Метод спирометрии использован для измерения жизненной емкости легких (Апанасенко Г.Л. с соавт., 2000). Проведены три измерения с 15-секундным промежутком времени и регистрация наибольшего показателя. Использован компьютерный спирометр «Спиро-Спектр», производство «Нейрософт». Прибор

производит приведение полученных результатов к стандартным условиям и автоматическое вычисление должных значений ЖЕЛ с учетом возраста, пола.

Гармоничность физического развития оценивалась по индексу массы тела согласно Апанасенко Г.Л. с соавт., 2000.

Анализ структуры и динамики заболеваемости студентов вуза был проведен по данным медицинской карты амбулаторного больного (учетная форма №131). Данные медицинских осмотров обрабатывались на основании Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Заболеваемость студентов была распределена по трехгрупповой классификации их здоровья.

Автоматизированная система количественной оценки рисков основных патологических симптомов (АСКОРС) позволяет на основе данных о самочувствии человека, образе жизни, питания и материалов объективных исследований, получить заключение о количественной мере риска наиболее распространенных среди населения патологических синдромов. Конечный результат представляет собой вероятность формирования синдрома или синдромокомплекса, выраженной в интервале от 0,0 до 1,0. На основании количественных показателей вероятности риска общепатологических синдромов и состояний, устанавливаемых в результате работы автоматизированной системы, проводили оценку риска патологии в соответствии с тремя группами риска.

Обработка результатов исследования проведена с применением методов стандартной вариационной и сравнительной статистики, реализованной на ПК с помощью пакета прикладных программ БХБЬ и «^аЙБЙса, версия 7.0». В том числе, применялись методы оценки распределения данных на нормальность, расчет средних показателей, среднего квадратичного отклонения, ошибки среднего значения, сравнение средних значений двух нормальных выборок с помощью параметрического критерия Стьюдента, непараметрического критерия Вилкок-сона.

Результаты исследования

Морфофункциональные показатели являются критериями физического состояния юношеского организма.

Для оценки физического развития проведено комплексное исследование морфофункционального состояния студентов во время обучения в университете.

Сравнительной анализ средних антропометрических параметров обследованных студентов I и IV курсов выявил, что основные показатели антропометрии

соответствуют нормам физического развития. Однако при обследовании было установлено, что параметры юношей IV курса несколько увеличились. Так, средние показатели длины тела незначительно выше, чем у юношей I курса.

По массе тела и окружности грудной клетки в покое различие среднегруп-повых показателей статистически достоверно по критериям Стьюдента (71,3±2,7 кг и 62,1±1,8 кг соответственно и 95,6±1,9 против 86,9±1,33). При аналогичной оценке параметров соматометрии у девушек, обследованных на I и IV курсах обучения, выраженных различий не выявлено. У обследованных студенток IV курса за период исследований длина тела и окружность грудной клетки увеличились незначительно. По массе тела большинство студентов имеют гармоничное физическое развитие - 70,8 ± 7,4 % обследованных (72,7 ± 6,7% девушек и 68,8 ± 7,8% юношей).

При оценке морфофункционального состояния было установлено, что дисгармоничное физическое развитие отмечается как за счет избыточной массы тела, так и за счет сниженных длины и массы тела у 29,2±5,1% студентов (27,3±5,9% девушек и 31,2±4,3% юношей).

При анализе динамики показателей гармоничности физического развития юношей и девушек, обследованных на IV курсе обучения, выявлено, что к IV курсу показатель удельного веса гармонично развитых обучающихся возрос в 1,2 раза по сравнению с I курсом. Дисгармоничность на I курсе объяснялась сниженной или повышенной массой тела. Девушек с массой тела ниже средних параметров для данного возраста не выявлено.

Интегральный показатель ИМТ, отражающий физическое развитие, в течение четырех лет изменялся у всех исследуемых.

ИМТ - индекс Кетле, определяемый отношением массы тела (в кг) к росту (в м), меньше связан с ростом, больше зависит от массы и отражает соотношение активных и пассивных тканей тела, т.е. соотношение мышц и жировых отложений. Оценка пищевого статуса по ИМТ является информативным показателем соответствия энергетической и биологической ценности рациона питания потребностям организма. Средние значения ИМТ выявлены у 81,8±8,6% девушек и 68,8±7,8% юношей (выявлена тенденция к статистически значимым различиям, р < 0,1).

Анализ габаритных параметров с помощью индекса Кетле (ИМТ) у студентов, обследованных на I и затем на IV курсе обучения, выявил достоверные раз-

личия в распределении как юношей, так и девушек (%2 = 3,78 и %2 = 4,2 соответственно, р < 0,05), а также, что с оптимальной массой тела больше юношей IV курса.

Процент юношей с нормальной массой тела увеличился на 13,3%, а с дефицитом массы тела и избытком снизился на 11,7% и 1,4% соответственно.

Установлено, что у девушек IV курса наблюдается повышение массы тела на 4,9 %, а девушек с массой тела ниже среднестатистической нормы не выявлено.

Отмеченный дефицит массы тела у обследованных студентов свидетельствует о хронической энергетической недостаточности в организме, что говорит о глубоких нейроэндокринных перестройках и нарастании напряжения адаптационных процессов.

Таким образом, антропометрические параметры у студентов в процессе обучения практически не изменялись. Это подтверждает тот факт, что морфологическое признаки относительно стабильны по сравнению с функциональными и психофизиологическими.

Средний показатель мышечной силы рук юношей, обследованных на I курсе обучения, составлял 44,6±1,7кг, а на IV - 76,5±2,0 кг (различия достоверны по критерию Вилкоксона). Средние параметры у юношей IV курса превышают среднестатистические показатели для данного возраста. У девушек IV курса средний уровень мышечной силы кисти рук в 2 раза выше, чем у девушек I курса обучения.

Установлено, что данные показатели соответствуют только среднему, выше среднего и высокому уровням (табл.5). На IV курсе юношей с высоким уровнем мышечной силы кисти в 1,7 раз больше, чем на I курсе (различия достоверны по критерию Стьюдента, р<0,05).

При анализе динамики уровней ЖЕЛ у студентов, обследованных на I и IV курсах обучения, выявлены статистически значимые различия в частоте распределения (р<0,01). Обследование на IV курсе показало, что увеличилось число студентов со средним и выше среднего уровнями жизненной емкости легких и соответственно показатели низкого уровня ЖЕЛ снизились в 1,7 раза (различия достоверны).

С целью анализа заболеваемости обследуемых студентов нами взяты данные первичной обращаемости. Общеизвестно, что важнейшей характеристикой заболеваемости является анализ ее уровня, динамики и структуры.

Заболеваемость на 1000 человек всех категорий обучающихся в течение учебного года составила 1719,7. Этот показатель среди обследованных первокурсников был 1729,1; на втором курсе - 1722,3; на третьем - 1718,2 и на четвертом - 1708,3. Таким образом, выявлена тенденция к снижению уровня заболеваемости студентов в процессе обучения.

Структура и динамика заболеваемости студентов в период обучения в вузе показали: в период с 2007 по 2010 годы отмечалось незначительное снижение показателей заболеваемости в процессе обучения, что указывает на начальный этап процессов адаптации обследуемых к конкретным условиям.

В структуре заболеваемости среди студентов первое место занимают заболевания органов дыхания (более 41%), при этом 78 % в данном классе болезней составляют острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей, 19 % острый бронхит и 13 % бронхиальная астма. На втором месте патология органов пищеварения - более 26%. Третье место занимают заболевания костно-мышеч-ной системы и соединительной ткани - 13,0%, что вероятно обусловлено неблагоприятными для здоровья эффектами, вызываемыми воздействием загрязняющих веществ токсического и раздражающего действия.

Анализ структуры заболеваемости по курсам обучения примерно повторяет таковую в вузе в целом. Традиционно во всех группах на первом месте болезни системы органов дыхания, уровень которых на 1000 человек составил на первом и четвертом курсах 68,1 % и 67,4 % соответственно. Анализ заболеваемости показал (рис.1), что количество лиц, обратившихся за медицинской помощью в период обучения в вузе практически одинаково на всех курсах, показатели заболеваемости ненамного отличаются, тем не менее, на I курсе они составили 51,2 %, по сравнению с IV курсом.

Рисунок 1 - Анализ заболеваемости обследуемых по классам болезней в зависимости от курса обучения (%)

В условиях урбанизированной среды по таким классам болезней как болезни системы кровообращения, кожи и подкожной клетчатки выявили увеличение показателей заболеваемости в 1,2-2,3 раза.

На основании проведенных медицинских осмотров контингент обучающихся был распределен по группам здоровья в соответствии с классификацией оценки здоровья.

Проведенный анализ показал высокий уровень заболеваемости студентов на всех курсах обучения. Более половины студентов при поступлении в вуз уже имеют вторую и третью группы здоровья. В структуре данной категории лиц 51,2% имеют вторую группу здоровья, которая предполагает наличие функциональной патологии или одного хронического заболевания.

У 9,1% обучающихся имеет место сочетанная хроническая патология, и они относятся к третьей группе здоровья. Данная категория лиц подлежит диспансерному наблюдению участковыми службами, а в период ремиссии заболевания - лечебно-профилактическому оздоровлению в санаторно-курортных учреждениях, в том числе и в санатории-профилактории.

На завершающем году обучения отмечается прирост лиц, имеющих первую группу здоровья (3%); установлено также снижение заболеваемости в 1,4 - 3 раза болезней органов пищеварения, нервной системы, что связано со здоро-вьесберегающей деятельностью университета, а также с лечебно-оздоровительной и профилактической работой с группами лиц, имеющих функциональные нарушения здоровья.

Полученные нами исследования указывают, что лидирующее место в структуре заболеваемости по классу болезней органов дыхания занимают острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей, процент которых практически не изменяется в процессе обучения и составляют на I и IV курсах 57% и 52% соответственно. Отмечается снижение заболеваемости в целом по классу болезней органов пищеварения, выявлено 12% практически здоровых студентов после оздоровления.

Обращает на себя внимание сохранение уровня заболеваемости в течение всего оздоровительного периода класса болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани. Влияние экологических, социальных и внутри вузовских факторов вызывает увеличение заболеваний системы кровообращения, кожи и подкожной клетчатки, несмотря на проведение оздоровительных мероприятий.

На основании комплекса исследований проведена автоматизированная оценка рисков основных патологических синдромов. Анализ результатов автоматизированной оценки риска основных патологических синдромов выявил, что к числу приоритетов должна относиться профилактика заболеваний органов дыхания, органов пищеварения, костно-мышечной системы, кожи и подкожной клетчатки.

Таким образом, интенсивное и длительное воздействие вредных факторов, в том числе экологических, может вызывать перенапряжение адаптационных механизмов и тем самым способствовать развитию предболезненнных состояний и усиливать патологические изменения на уровнях всех систем организма, что проявляется склонностью патологических изменений к комплексному поражению органов и систем. Полученные данные дают основание предполагать, что представленные морфофункциональные показатели могут быть использованы в качестве критериев комплексной оценки эффективности проведения программ оздоровления студентов. Правильно организованный врачебно-педагогический контроль позволит достоверно оценивать изменения показателей физического развития и функционального состояния организма студентов под комплексным воздействием стрессоров различной природы.

Выводы

1. Сравнительная оценка морфометрических показателей студентов юношеского возраста не выявила существенных отклонений от нормы. Гармоничность физического развития обследуемых характеризовалась положительной тенденцией, к IV курсу обучения количество гармонично развитых студентов увеличилось; динамика физиометрических показателей обследуемых к IV курсу обучения характеризовалась увеличением функциональных возможностей дыхательной системы.

2. На урбанизированной территории г. Братска в структуре заболеваемости студентов вуза первое место занимают болезни органов дыхания - 41%, второе место - болезни органов пищеварения - 26%, третье место - заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани - 13,0%.

3. В условиях экологического неблагополучия у студентов установлен высокий риск возникновения патологических синдромов по органам дыхания и пищеварения, коже и подкожной клетчатке, костно-мышечной системе и соединительной ткани.

Литература

1. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: сущность, механизмы, проявления / Г.Л. Апанасенко // Гигиена и санитария. - 2004. - № 1. - С. 60-62.

2. Гичев Ю.П. Здоровье человека и окружающая среда // SOS. Сер. Экологическая политика. - М., 2007. - 184 с.

3. Косолапов А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов. - Владивосток, 2003. - 116 с.

4. Куценко Г.И. Сохранение и восстановления здоровья студентов в современных условиях / Г.И. Куценко, Л.Г. Розенфельд, И.П. Круглякова. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2001. - 152 с.

5. Никифорова В.А., Перцева Т.Г., Прохоренко Е.А. Эколого-физиологичес-ский портрет студенческой молодежи в условиях воздействия техногенных факторов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. - №4 (24).- с. 144-150.

6. Никифорова В.А. Физическое развитие детей и подростков Восточной Сибири/ В.А. Никифорова, Н.Е. Ефимова, Т.Г. Перцева. - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2007. - 130 с.

7. Никифорова В.А. Экология и здоровье молодого поколения Восточной Сибири / В.А. Никифорова, Т.Г. Перцева. Е.А.Прохоренко, А.А.Никифорова -Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2014. - 91 с.

8. Тищенко О.В. Сохранение здоровья субъектов образовательного процесса в условиях образовательного пространства университета / О.В.Тищенко, Т.Г.Пер-цева // Научная дискуссия: Вопросы педагогики и психологии: сб. ст. XIX меж-дун. заочной научно-практ. конф. - Москва. - 2013. - С. 35-41.

9. Deckro J.R. The evaluation of a ninabody intervention to reduce Psychoioqicai distress and perceived stress in collede students / Deckro J.R., K.M. Ballinqer, M. Hoyt // Journal Am. Coll. Heath. - 2002. may. - v.50(6). - P. 281-287.

10. Van Praag H.M. Can stress cause depression?/H.M. Van Praag // The World J. of Biological Psychiatry. - 2005. - v.6 (suppl 2). - P. 5-22.

Ключевые слова: окружающая среда, образовательное пространство, здоровье, студенты, показатели физического развития, риск основных патологических синдромов.

Keywords: environment, educational environment, health, students, physical development, the risk of major pathological syndromes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.