Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СТУДЕНЧЕСТВО / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ольга Александровна, Хусаинова Татьяна Алексеевна, Иванова Лидия Александровна, Азаров Дмитрий Николаевич

Статья посвящена проблеме студенческого спорта в системе работы организаций высшего профессионального образования. Студенческое спортивное движение является отдельным звеном спортивного роста в российском и мировом спорте. В работе проанализировано состояние развития физической культуры и студенческого спорта в вузах Самарской и Волгоградской областях, определены основные проблемы и направления совершенствования. Авторами делается вывод о том, что действующая система физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования является несовершенной, так как она не выполняет в полной мере социальный заказ государства на обеспечение здоровья, общей и специальной профессионально-прикладной готовности студентов к полноценной жизнедеятельности, к надлежащему выполнению своих профессиональных обязанностей и защите Отечества. Решение данной проблемы авторы видят в тесном сотрудничестве педагога и студента за счет дополнительных занятий спортом не входящих в обучающий процесс в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Ольга Александровна, Хусаинова Татьяна Алексеевна, Иванова Лидия Александровна, Азаров Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF STUDENT SPORTS DEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of student sports in the system of work of organizations of higher professional education. The student sports movement is a separate link of sports growth in Russian and world sports. The article analyzes the state of development of physical culture and student sports in universities of the Samara and Volgograd regions, it identifies the main problems and areas of improvement. The authors concluded that the current system of physical education in institutions of higher professional education is imperfect, since it does not fully fulfill the social order of the state to ensure the health, general and special professional and applied readiness of students for full-fledged life, for the proper performance of their professional duties and the protection of the Fatherland. The authors see the solution to this problem in close cooperation between the teacher and the student through additional sports activities that are not included in the learning process at the university.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА»

кова // Здоровье нации: современные ориентиры в физическом воспитании учащейся молодежи: сборник статей Всероссийской заочной научно-практической конференции - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2013. - С. 38-41.

2. Влияние компьютерных игр на организм человека // Л.А. Иванова, О.А. Казакова, И.В. Соловьева, Т.А. Хусаинова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2020. - № 1 (10). - С. 97-101.

3. Влияние физических упражнений на организм студентов с заболеваниями органов зрения // О.А. Казакова., Р.Р. Самигуллин, М.М. Разниченко, Л.А. Иванова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2022. - № 1 (14). - С. 33-36.

4. Влияние сидячего образа жизни на здоровье молодежи / С.В. Каримова, А.А. Скобелев, О.А. Казакова, Л.А. Иванова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2022. - № 1 (14). - С. 67-71.

REFERENCES

1. Ivanova, L.A., Luchkov, S.F. and Kazakova O.A. (2013), "Innovative means of psychophysical development and restoration of health of students of the special educational department of the university", Health of the nation: modern guidelines in physical education of students: sat. scientific of articles of the All-Russian correspondence scientific and practical conference, Samara, pp. 38-41.

2. Ivanova, L.A., Kazakova, O.A., Solovyova, I.V. and Khusainova, T.A. (2020), "The influence of computer games on the human body", OlymPlus. Humanitarian version, No 1 (10), pp. 97-101.

3. Kazakova, O.A., Samigullin, R.R., Raznichenko, M.M. and Ivanova, L.A. (2022), "The effect of physical exercises on the body of students with diseases of the visual organs", OlymPlus. Humanitarian version, No 1 (14), pp. 33-36.

4. Karimova, S.V., Skobelev, A.A., Kazakova, O.A. and Ivanova, L.A. (2022), "Influence of sedentary lifestyle on youth health", OlymPlus. Humanitarian version, No 1 (14), pp. 67-71.

Контактная информация: kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2022

УДК 796.06

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Алексеевна Хусаинова, старший преподаватель, Самарский национальный исследовательский университет им. Академика С.П. Королева, Самара; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самара; Дмитрий Николаевич Азаров, подполковник полиции, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России, Волгоград

Аннотация

Статья посвящена проблеме студенческого спорта в системе работы организаций высшего профессионального образования. Студенческое спортивное движение является отдельным звеном спортивного роста в российском и мировом спорте. В работе проанализировано состояние развития физической культуры и студенческого спорта в вузах Самарской и Волгоградской областях, определены основные проблемы и направления совершенствования. Авторами делается вывод о том, что действующая система физического воспитания в учреждениях высшего профессионального образования является несовершенной, так как она не выполняет в полной мере социальный заказ государства на обеспечение здоровья, общей и специальной профессионально-прикладной готовности студентов к полноценной жизнедеятельности, к надлежащему выполнению своих профессиональных обязанностей и защите Отечества. Решение данной проблемы авторы видят в тесном сотрудничестве педагога и студента за счет дополнительных занятий спортом не входящих в обучающий процесс в университете.

Ключевые слова: спорт, студенчество, студенческий спорт, система высшего профессионального образования, физическое воспитание, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p227-231

TOPICAL ISSUES OF STUDENT SPORTS DEVELOPMENT

Olga Alexandrova Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tatiana Ale-kseevna Husainova, the senior teacher, Samara University; Lidiya Alexandrovna Ivanova, the

candidate ofpedagogical sciences, docent, Samara State University of Economics; Dmitry Ni-kolaevich Azarov, the colonel, senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of internal

Affairs of Russia, Volgograd

Abstract

The article is devoted to the problem of student sports in the system of work of organizations of higher professional education. The student sports movement is a separate link of sports growth in Russian and world sports. The article analyzes the state of development of physical culture and student sports in universities of the Samara and Volgograd regions, it identifies the main problems and areas of improvement. The authors concluded that the current system of physical education in institutions of higher professional education is imperfect, since it does not fully fulfill the social order of the state to ensure the health, general and special professional and applied readiness of students for full-fledged life, for the proper performance of their professional duties and the protection of the Fatherland. The authors see the solution to this problem in close cooperation between the teacher and the student through additional sports activities that are not included in the learning process at the university.

Keywords: sport, student body, student sport, system of higher professional education, physical education, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших этапов реализации распоряжений Правительства Российской Федерации о дальнейшем росте массовости в студенческом спорте является введение в структуру всех вузов студенческих спортивных клубов до 2024 г.

В 2013 году по инициативе студентов была создана ассоциация спортивных студенческих клубов, которую поддержал президент нашей страны Владимир Путин. Главная ее цель - сделать студенческий спорт интересным, доступным и популярным.

Известно, что сегодня дисциплина физическая культура и спорт развивается в вузах по «современной» стратегии, т. е. совместной деятельности преподавателя и студента, где студенты вовлечены в образовательный процесс. При этом делается упор на возможность самостоятельного получения знаний и умений, ценностей и мотивов, необходимых студентам для собственных физкультурно-оздоровительных занятий. Таким образом, в сложном процессе формирования индивидуальности студента играет важную роль неспециальное физкультурное образование в процессе собственной активной спортивной деятельности молодого человека.

Согласно современным представлениям, образовательный процесс в вузе, с одной стороны, соотносится со своим социально значимым содержанием, с другой - обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры [1].

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить уровень сформированно-сти физической культуры студентов в вузах.

Данный уровень сформированности мы оценивали по уровню показателей физической и функциональной подготовленности (сдача нормативов), отношению студентов к духовным ценностям физической культуры (стиль ЗОЖ) и вовлеченности студентов в деятельность спортивных клубов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе вузов города Самара в 2021-2022 гг.

На первом этапе исследования нами проводился контент-анализ документальных материалов по данной проблеме исследования. На основании анализа научной литерату-

ры была определена цель исследования, задачи и методы.

На втором этапе было проведено анкетирование студентов 1-3 курсов Самарской и Волгоградской областей. Всего, в зависимости от задач, в анкетировании приняли участие 310 человек. Все полученные показатели были обработаны методом математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сегодня среди форм организации воспитательной работы в вузах огромный воспитательный потенциал приобретают спортивные клубы или студенческие спортивные клубы. Их основной задачей является формирование в университетах культуры здорового стиля жизни и спортивной среды через планирование, организацию и проведение спортивных и спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе и современных нетрадиционных молодежных видов спортивных рекреаций.

В то же время специалисты кафедр физического воспитания наблюдают тенденцию перевода руководителями вузов занятий физической культуры и спорта в самостоятельную работу для студентов.

Однако человек по своей природе не склонен проявлять какую бы то ни было двигательную активность без большой на то необходимости.

Поэтому нами проведено анкетирование у студентов 1-3 курсов нефизкультурных вузов Самарской и Волгоградской областей с целью выявления студентов, регулярно занимающихся самостоятельно спортом и посещающих обязательные занятия физической культурой.

мы получили следующие результаты, кото-

Из диаграммы видно, что студенты к третьему курсу отдают больше времени получению знаний в выбранной специальности, чем для занятий спортом. При поступлении в высшие учебные заведения студенты стремятся познать что-то новое, хотят заниматься разными видами спорта, однако к третьему курсу физкультурно-спортивная деятельность не становиться насущной потребностью для них.

На просторах интернета непрерывно увеличивается количество информации по физической культуре и спорту и оказанию онлайн услуг в этой сфере. Однако этот процесс развивается стихийно, в условиях рыночной конкуренции и недостаточного развития механизмов оценки качества этих услуг и практик. Возникает эффект дезориентации молодого человека в информационной среде, выражающейся в его неспособности освоить самостоятельно необходимые практические двигательные навыки без внешней поддержки.

Поэтому практически все студенты отметили, что для сохранения и укрепления их здоровья необходим практический опыт, который они получают на занятиях по физическому воспитанию и им недостаточно одного раза в неделю занятий по практической физической культуре.

1-2 декабря 2022г в Санкт Петербурге проходил всероссийский форум «Актуальные вопросы развития студенческого спорта», где было отмечено важное значение развития студенческого спорта.

С этой целью кафедры физического воспитания сегодня оказывают содействие студенческим спортивным клубам в проведения спортивно-массовых мероприятий, при-

По результатам нашего исследования рые отражены на рисунке ниже.

5,1%

■ 1 курс ■2 курс ■3 курс

Рисунок - Результат анкетирования студентов Самарской и Волгоградской областей

меняя весь свой накопленный опыт и профессионализм.

Поэтому вторым этапом нашего исследования было изучение оценки студентов качества проводимых мероприятий студенческими спортивными клубами. Был проанализирован план мероприятий спортивных клубов и было проведено анкетирование участников данных мероприятий.

Все студенты отметили, что профессионализм данных мероприятий всегда зависит от преподавателей кафедр физического воспитания (100%), которые организуют эти мероприятия. Да, студенты сегодня лучше разбираются в продвижении спортивного продукта в интернете (54%), созданы красочные сайты различных клубов, яркие рекламы спортивных мероприятий, но проведение и содержание таких мероприятий всегда зависит от тренерско-преподавательского состава кафедр физического воспитания.

Далее мы проанализировали результаты сдачи нормативов студентами первого и второго курсов, около 220 студентов всех факультетов, отдельно мужчин и женщин, отнесенных к основной медицинской группе, где занятия по физическому воспитанию и элективным курсам по физической культуре и спорту проходят 1 раз в неделю. По результатам сдачи нормативов студентов можно было классифицировать на 3 группы. В первую из них мы отнесли успешно сдавших нормативы. Вторая группа была сформирована из студентов, сдавших отдельные нормативы близко к выполнению минимального количества. В третью группу мы отнесли студентов, которые не смогли выполнить нормативы.

Условно можно считать, что студенты указанных групп имели соответственно хороший, средний и неудовлетворительный уровень физической подготовленности.

Затем сравнили данные с результатами студентов обучающихся в 2010 г., когда занятия по физической культуре были два раза в неделю на протяжении 6 семестров.

Таблица 1 - Выполнение нормативов студентами в 2010 г (%)

Студенты Гр. по полу 100 м 2000 км жен. / 3000 км муж. Прыжок в длину Силовой норматив

1курс Муж 70 57 63 72

Жен. 41 55 50 64

2 курс Муж 82 78 89 93

Жен. 66 81 73 87

Таблица 2 - Выполнение нормативов студентами в 2022 г (%)

Студенты Гр. по полу 100 м 2000 км / 3000 км Прыжок в длину Силовой норматив

1курс Муж 45 31 30 34

Жен. 30 27 30 45

2 курс Муж 50 54 61 66

Жен. 46 56 55 67

Как известно, уровень результатов сдачи нормативов находится в прямой взаимосвязи от уровня физического развития и функционального состояния занимающихся. Студенты 2010 года показывали более высокие результаты своей физической подготовленности вследствие правильного подхода формирования физических качеств и морфо-функциональных показателей. Конечно, на студентов 2022 года большое влияние оказала пандемия 2019-2021 гг, что также способствовало снижению физической формы. Но организация одного обязательного занятия в неделю по дисциплине «физическая культура и спорт» не может обеспечить наличие хорошей физической подготовленности студентов, из исследования выше не все студенты регулярно занимаются самостоятельно спортом, а следовательно не могут продемонстрировать своё хорошее развитие физических качеств и морфофункциональных способностей.

ВЫВОДЫ

Сегодня наблюдается резкая критика молодыми специалистами «традиционной» стратегии образования, сложившейся в системе образования до периода перестройки нашего общества, где акцент был направлен на преподавателя физического воспитания, его личную активность и заинтересованность. Однако наше исследование показало, что

уровень сформированности физической культуры студентов в вузах находится не на должном уровне даже по сравнению с 2010 годом. Формирование личности студента не может проходить без квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта, а уменьшение контактных часов по предметам «физическая культура и спорт» и «элективные курсы по физической культуре и спорту» не способствует возможности полноценного обучения наших студентов. Если даже студент будет знать наизусть всю теорию дисциплины, у него не будет сформирован навык правильного физического действия без контроля со стороны квалифицированного преподавателя, и тем более он не сможет участвовать в спортивно-массовых мероприятиях, а это может навредить его здоровью.

На наш взгляд, здоровье и физическая подготовленность не входят в число ведущих ценностей существенной части нашей молодежи в период обучения в вузе, хотя большая часть наших респондентов ставят перед собой цель в области сохранения и укрепления своего здоровья в будущем. Поэтому физическая культура как часть профессиональной подготовки будущих специалистов должна занять свое ведущее место в формировании физической культуры личности студента, но не за счет уменьшения часов по предмету, что не дает возможность преподавателям передать свой опыт и сформировать потребность в физической культуре в дальнейшей жизни нашей молодежи, а в тесном сотрудничестве педагога и студента за счет дополнительных занятий спортом, не входящих в обучающий процесс в университете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давиденко Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза / Д.Н. Давиденко// Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 2-6.

2. Иванова Л.А. Педагогические условия применения личностно ориентированного обучения студентов (на материале занятий по физическому воспитанию) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Иванова Лидия Александровна - Саратов, 2003. - 22 с.

3. Кадровый аспект в сфере физической культуры и спорта / А.О. Алексина, А.М. Данилова, Л.А. Иванова, О.А. Казакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 9-14.

4. Казакова О.А. К вопросу о мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза / О.А. Казакова, Л.А. Иванова // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона : материалы международной научно-методической конференции «. - Самара, 2014. - С. 318-320.

5. Савельева О.В. К вопросу о реализации культурно-целевой программы по развитию физической культуры и спорта в РФ / О.В. Савельева О.В., Л.А. Иванова, Д.Р. Суркова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 198-202.

REFERENCES

1. Davidenko, D.N. (2006), "Assessment of the formation of physical culture of students in the educational process of a technical university", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp.2-6.

2. Ivanova, L.A. (2003), Pedagogical conditions for the use ofpersonality-oriented teaching of students (based on the material of physical education classes), dissertation, Saratov.

3. Aleksina, A.O., Danilova, A.M., Ivanova, L.A. and Kazakova, O.A. (2017), "Personnel aspect in the field of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 3 (145), pp. 9-14.

4. Kazakova, O.A. and Ivanova, L.A. (2014), "On the question of motivation of physical culture and sports activity of university students", Education in the modern world: the role of universities in the socio-economic development of the region, materials of the international scientific and methodological conference, Samara, pp. 318-320.

5. Savelyeva, O.V., Ivanova, L.A. and Surkova, D.R. (2016), "On the question of the implementation of the cultural-target program for the development of physical culture and sports in the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 5 (135), pp. 198-202.

Контактная информация: kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.