Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / СИСТЕМА / ИНДИВИД / КОРРУПЦИЯ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметов Арман Серикович

В данной статье раскрываются наиболее актуальные вопросы современного правового образования с учетом текущей ситуации в отечественной системе образования и положительным зарубежным опытом. Целью научной работы является раскрытие содержания, особенностей и педагогических основ системы правового образования. В ходе написания статьи был использован весь комплекс общенаучных методов, таких как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, накопление и отбор фактов, статистические данные. В процессе раскрытия содержания правового образования было показано место отечественной системы образования в международном рейтинге на основе данных независимых источников. В статье раскрыты педагогические основы и принципы реализации правового образования, определена роль преподавателя как не просто носителя знаний, а посредника между обучающимся и искомым учебным материалом. Проблема развития правового образования затрагивает все стороны общественной жизни, т.к. получение правовых знаний индивидом, опирается на его способность в будущем применить их в практической деятельности. Для наиболее успешной реализации системы правового образования важно опираться на личностно-ориентированный подход обучения, который является наиболее оптимальным решением для достижения поставленных задач. Результаты научной работы обладают практической значимостью и имеют область применения, которая сводится к тому, что материалы и выводы статьи могут быть использованы в учебном процессе, дальнейших научных исследований, при создании проектов и концепций по улучшению качества правового образования. В конце статьи сделан вывод о том, что развитие правового образования опирается главным образом, на полное признание значения прав и свобод индивида, т.е. осознание им своей значимости, понимания своих основных прав и свобод, а также умение применять правовые знания в повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметов Арман Серикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF LEGAL EDUCATION

This article reveals the most pressing issues of modern legal education, taking into account the current situation in the domestic education system and positive foreign experience. The purpose of the scientific work is to reveal the content, features and pedagogical foundations of the system of legal education. In the course of writing the article, the whole complex of general scientific methods was used, such as analysis and synthesis, abstraction, comparison, accumulation and selection of facts, and statistical data. In the process of disclosing the content of legal education, the place of the domestic education system in the international ranking was shown based on data from independent sources. The article reveals the pedagogical foundations and principles for the implementation of legal education, defines the role of the teacher as not just a carrier of knowledge, but an intermediary between the student and the desired educational material. The problem of the development of legal education affects all aspects of public life, because the acquisition of legal knowledge by an individual is based on his ability to apply them in practice in the future. For the most successful implementation of the system of legal education, it is important to rely on a student-centered approach to learning, which is the most optimal solution for achieving the goals. The results of scientific work have practical significance and have a scope, which boils down to the fact that the materials and conclusions of the article can be used in the educational process, further scientific research, when creating projects and concepts to improve the quality of legal education. At the end of the article, it was concluded that the development of legal education relies mainly on the full recognition of the importance of the rights and freedoms of the individual, i.e. his awareness of his importance, understanding of his fundamental rights and freedoms, as well as the ability to apply legal knowledge in everyday life.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК: 342.733

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Ахметов Арман Серикович

Доктор философии (PhD), ассоциированный профессор (доцент), профессор НАО «Павлодарский педагогический университет»; г.Павлодар, Республика Казахстан; e-mail: arman.ahmetov@mail.ru

Аннотация. В данной статье раскрываются наиболее актуальные вопросы современного правового образования с учетом текущей ситуации в отечественной системе образования и положительным зарубежным опытом. Целью научной работы является раскрытие содержания, особенностей и педагогических основ системы правового образования. В ходе написания статьи был использован весь комплекс общенаучных методов, таких как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, накопление и отбор фактов, статистические данные. В процессе раскрытия содержания правового образования было показано место отечественной системы образования в международном рейтинге на основе данных независимых источников. В статье раскрыты педагогические основы и принципы реализации правового образования, определена роль преподавателя как не просто носителя знаний, а посредника между обучающимся и искомым учебным материалом. Проблема развития правового образования затрагивает все стороны общественной жизни, т.к. получение правовых знаний индивидом, опирается на его способность в будущем применить их в практической деятельности. Для наиболее успешной реализации системы правового образования важно опираться на личностно-ориентированный подход обучения, который является наиболее оптимальным решением для достижения поставленных задач. Результаты научной работы обладают практической значимостью и имеют область применения, которая сводится к тому, что материалы и выводы статьи могут быть исполь- С зованы в учебном процессе, дальнейших научных исследований, при создании проектов и Ел концепций по улучшению качества правового образования. В конце статьи сделан вывод ^ о том, что развитие правового образования опирается главным образом, на полное при- с знание значения прав и свобод индивида, т.е. осознание им своей значимости, понимания Т своих основных прав и свобод, а также умение применять правовые знания в повседневной Т

жизни. 3

>

Ключевые слова: право, правовое образование, правовая культура, правосознание, госу- О дарство, общество, личность, система, индивид, коррупция, правовой нигилизм. о

А

кгеьщтьщ Б1Л1М БЕРУДЩ ДАМУЫНЫЦ ЦАЗ1РГ1

МЭСЕЛЕЛЕР!

сг

В

СП А

Арман Серж^лы Ахметов о

Философия докторы (PhD), цауымдастырлылган профессор (доцент), КеАК, «Павлодар педагогикалыцуниверситетi» профессоры; Павлодар, Цазацстан Республикасы; e-mail: arman.ahmetov@mail.ru

Аннотация. Бул мацалада отандыц бшм беру ЖYйесiндегi цазiргi жагдай мен шетелдт оц тэжiрибенi ескере отырып, цазiргi замангы цуцыцтыц бшм берудщ взектi мэселелерi ашылган. Fылыми жумыстыц мацсаты - цуцыцтыц тэрбие ЖYйесiнiц мазмунын, ерек-шелттерт жэне педагогикалыц негiздерiн ашу. Мацаланы жазу барысында талдау мен синтез, абстракциялау, салыстыру, фактiлердi жинацтау жэне iрiктеу, статистикалыц мэлiметтер сияцты жалпы гылыми эдттердщ тутас кешет цолданылды. Кууцыцтыц бшм беру мазмунын ашу барысында тэуелЫз дерекквздердщ деректерi негiзiнде отан-

X

е о

"U

2 А

JZ

дыц бшм беру ЖYйесiнiц халыцаралыцрейтингтег1 орны кврсетглдг. Мацалада цуцыцтыц тэрбиет ЖYзеге асырудыц педагогикалыц негiздерi мен принциптерi ашылып, мугалiмнiц жай гана бтм тасымалдаушысы емес, оцушы мен цалаган оцу материалы арасындагы делдал ретiндегi рвлi айцындалган. Куцыцтыц тэрбиеш дамыту мэселеЫ цогам вмiрiнiц барлыц жацтарына эсер етедi, вйткет жеке тулганыц цщыцтыц бiлiмдi мецгеруi оныц болашацта тэжiрибеде цолдана бшуте негiзделедi. Куцыцтыц бшм беру ЖYйесiн барын-ша табысты ЖYзеге асыру Yшiн мацсатца жетудщ ец оцтайлы шешiмi болып табыла-тын оцытудыц студентке багытталган тэсшне CYйену мацызды. Fылыми жумыстыц нэтижелернц практикалыц мацызы бар жэне мазмуны бар, ол мацаланыц материалда-ры мен цорытындыларын оцу процестде, одан эрi гылыми зерттеулерде, цуцыцтыц бшм сапасын арттыру бойынша жобалар мен концепцияларды цуруда пайдалануга болатын-дыгына байланысты. бтм беру. Мацаланыц соцында цуцыцтыц бшмтц дамуы негiзiнен адамныц цуцыцтары мен бостандыцтарыныц мацыздылыгын толыц тануга CYйенедi, ягни оныц мацыздылыгын сезiнуi, взтщ негiзгi цуцыцтары мен бостандыцтарын тYсiнуi, сондай-ац цуцыцтыц бiлiмдi кYнделiктi вмiрде цолдана бiлуi.

Ty^h свздер: цуцыц, цуцыцтыц тэрбие, цуцыцтыц мэдениет, цуцыцтыц сана, мемле-кет, цогам, тулга, ЖYйе, жеке тулга, сыбайлас жемцорлыц, цуцыцтыц нигилизм.

CURRENT ISSUES OF THE DEVELOPMENT OF LEGAL EDUCATION

Akhmetov Arman Serikovich

Doctor of Philosophy (PhD), associate professor, Professor of NPJSC «Pavlodarpedagogical University»; Pavlodar, Republic of Kazakhstan; e-mail: arman.ahmetov@mail.ru

Abstract. This article reveals the most pressing issues of modern legal education, taking into

g account the current situation in the domestic education system and positive foreign experience.

a. The purpose of the scientific work is to reveal the content, features and pedagogical foundations

^ of the system of legal education. In the course of writing the article, the whole complex of

^ general scientific methods was used, such as analysis and synthesis, abstraction, comparison,

g accumulation and selection offacts, and statistical data. In the process of disclosing the content

§ of legal education, the place of the domestic education system in the international ranking was

< shown based on data from independent sources. The article reveals the pedagogical foundations g and principles for the implementation of legal education, defines the role of the teacher as not £ just a carrier of knowledge, but an intermediary between the student and the desired educational

material. The problem of the development of legal education affects all aspects of public life, 2 because the acquisition of legal knowledge by an individual is based on his ability to apply them in practice in the future. For the most successful implementation of the system of legal education, c it is important to rely on a student-centered approach to learning, which is the most optimal

< solution for achieving the goals. The results of scientific work have practical significance and k have a scope, which boils down to the fact that the materials and conclusions of the article can be £ used in the educational process, further scientific research, when creating projects and concepts <t to improve the quality of legal education. At the end of the article, it was concluded that the o development of legal education relies mainly on the full recognition of the importance of the ° rights and freedoms of the individual, i.e. his awareness of his importance, understanding of his ™ fundamental rights andfreedoms, as well as the ability to apply legal knowledge in everyday life.

Key words: law, legal education, legal culture, legal consciousness, state, society, personality, g system, individual, corruption, legal nihilism.

X

S

^

s

X

b LU

DOI: 10.52026/2788-5291 2022 71 4 59

Введение

Вопросы изучения правового образования всегда относились к одной из важных областей общей системы образования любого государства, т.к. успешность проводимых правовых реформ напрямую зависит от уровня правовой культуры населения, степени развития правового сознания каждого гражданина. В этом направлении государственная политика направлена на поэтапное развитие образования на всех уровнях с учетом международного опыта.

В современном Казахстане, текущая правовая политика определяет не только вектор развития модели правового регулирования, но и обеспечивает эффективность реализации системы юридического образования и правовой науки в целом [1, с. 22].

Сама возможность получения образования, в том числе и правового - это одно из основополагающих конституционных прав каждого гражданина, обеспечение основ реализации правового статуса личности со стороны государства. Здесь важно то, что именно значение роли государства в обеспечении личностью получения качественного образования показывает успешность реализации конституционных основ правовой реформы [2, с. 23].

Повышение качества правового образования во многом зависит от нормативно-правовой базы, которая является фундаментом в обеспечении эффективности работы в данной сфере.

Реализация правового образования регулируется следующими нормативными источниками:

Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-Ш.

Закон Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля 2011 года № 407-1У

Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125.

Квалификационные требования, предъ-

являемые к образовательной деятельности, и перечень документов, подтверждающих соответствие им, утвержденные приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2015 года № 391 (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июля 2021 года № 339.

Типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего и послевузовского образования, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 600.

Одним из важных нормативных документов является Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 «Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года», в котором прописано, что правовое образование на основе формирования необходимого уровня правовой грамотности, в полной мере обеспечивает создание модели правомерного поведения индивида в обществе. В данном документе прописывается о необходимости модернизации системы юридического образования посредством уменьшения количества вузов, осуществляющих подготовку специалистов юридической сферы, в пользу повышения качества оказываемых образовательных услуг, а также дальнейшее внедрение в таких вузах системы академической честности и повышения квалификации педагогических кадров1.

В другом не менее важном нормативном источнике - Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726 «Об утверждении национального проекта «Качественное образование «Образованная нация»» ставятся конкретные задачи для достижения поставленных целей, что обуславливает необходимость решения вопросов, связанных с обеспечением всех школ, комфортной, современной и главное, безопасной образовательной средой. Другая задача сводится к повышению конкурентоспособности отечественных вузов на мировом уровне2.

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

1 Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 «Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года» //https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000674 (дата обращения: 08.06.2022г.)

2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726 «Об утверждении национального проекта «Качественное образование «Образованная нация»» //https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000726 (дата обращения: 08.06.2022г.)

CL

< z

CL

О в х

о

СП

О

СП <

< СП

ь

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

X

ь

Кроме вышеназванных нормативных источников, большое значение имеют ежегодные Послания Главы государства Ка-сым-Жомарта Токаева по вопросам развития правового образования и подготовки специалистов юридической сферы.

Так, 1 сентября 2021 года в ежегодном Послании Главы государства Касым-Жомар-та Токаева было озвучено, что казахстанская система образования должна успевать за новыми мировыми трендами и в данном направлении, быть на шаг впереди, интегрировать положительную зарубежную практику3.

В другом своем выступлении 21 января 2022 года на встрече с представителями бизнес-сообщества, Глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил, что назрела необходимость получения высшего образования нашими гражданами в ведущих вузах ближнего и дальнего зарубежья, особенно технического направления, т.к. на сегодняшний день отечественные вузы выпускают большое количество юристов, экономистов, менеджеров и т.п. Для этого будут внесены изменения в программу Болашак, в пользу расширения возможностей получения технического высшего образования в передовых вузах мира. Ранее Главой государства было озвучено, что к 2025 году в Казахстане планируется открыть пять филиалов ведущих технических российских вузов4. Поэтому на наш взгляд, необходимо уменьшить количество вузов, осуществляющих подготовку специалистов юридической сферы, но при этом повысить требования к подготовке юристов профильными вузами, посредством дальнейшего развития системы академической честности, открытости и доступности получения образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие правового образования напрямую имеет отношение к уровню научных исследований в данной сфере. В этом направлении проводится большая работа по поддержке научной работы со стороны государства. В этом году был принят значимый нормативный документ - Концепция развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы, целью которого является

повышение уровня науки, создание условий для исследователей и в конечном итоге, формирование конкурентоспособного государства на мировом уровне. За последние два года (2020-2021гг.) финансирование науки из республиканского бюджета возросло почти вдвое и составило в 2020 году - 50,1 млрд. тенге, в том числе по МОН - 35,6 млрд. тенге; в 2021 году - 71,6 млрд. тенге, в том числе по МОН - 48,6 млрд. тенге. В 2021 году по данным международной организации «Global Innovation Index», Республика Казахстан расположилась на 79 позиции из стран с индексом 28,6. Данный показатель формируется на основе 82 разных переменных, которые описывают уровень инновационной составляющей стран мира на основе качества образования, степени развития инфраструктуры и бизнеса5.

Все эти данные наглядно показывают необходимость более глубокого изучения уровня общей системы образования и исследование содержания правового образования, влияющего на эффективность реализации правовой политики.

Материалы и методы исследования

В процессе написания данного исследования были использованы различные материалы как отечественных, так и зарубежных исследователей, нормативно-правовые источники, статистические данные независимых организаций и уполномоченных государственных органов по данному вопросу. В ходе научного исследования правового образования использовалось множество разных научных методов, к которым можно отнести: анализ и синтез, аксиологический, абстрагирование, формально-логический, сравнение, поиск и отбор фактов, диалектический, которые дали возможность раскрыть содержание данной научной работы.

Обсуждение

Исследование содержания правового образования имеет прямую зависимость от текущего уровня общей системы образования, ее конкурентоспособности на междуна-

3 Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» от 01.09.2021 г. //https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 (дата обращения: 29.06.2022г.)

4 Мы производим слишком много экономистов, юристов и менеджеров - Токаев. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://liter.kz/my-proizvodim-slishkom-mnogo-ekonomistov-iuristov-i-menedzherov-tokaev-1642749069/ (дата обращения: 29.06.2022г.)

5 Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2022 года № 336 «Обутверждении Концепции развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000336 (дата обращения: 10.06.2022г.).

родном уровне. Для анализа этого вопроса обратимся к статистическим данным независимых источников и информации уполномоченных государственных органов.

Рис. №1 Рейтинг стран по качеству системы образования. 2020

В международном рейтинге стран по качеству образования Казахстан в 2020 году занял 62 место из 93 стран мира, причем показатель «Индекс страны» составил - 51, показатель «Индекс возможностей» - 43,65 из 100 возможных. Данный рейтинг включает в себя оценку системы образования страны, стремление и готовность студентов обучаться в отечественных вузах, развитие науки и количество вузов. В этом рейтинге уже продолжительное время лидируют такие страны как: США, Великобритания, Австралия. Если сравнивать данные этого рейтинга среди стран СНГ, лучше система образования оказалась в России - 36 место и Кыргызстане - 55 место6.

Рис. №1 Рейтинг лучших стран для образования. 2021

По данным US News & World Report в 2021 году Казахстан занял 71 место из 78 стран мира. В данном рейтинге на лидерских позициях находятся США, Великобритания и Германия7.

В 2022 году наблюдается положительная динамика в развитии системы образования. Так, по данным министерства образования и науки РК, в этом году 16 отечественных вузов вошли в международный престижный академический рейтинг Quacquarelli Symonds World University Rankings, включающий в себя самые успешные и известные вузы мира. Стоит отметить тот факт, что за последние 3 года количество казахстанских вузов в данном рейтинге выросло в 2раза (в 2018 году входило 8 вузов, в 2021 -уже 14 вузов). Кроме того, 3 университета

6 В рейтинге стран по качеству системы образования Казахстан занял 62-е место из 93, уступив Кыргызстану и России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ranking.kz/ru/a/infopovody/v-rejtinge-stran-po-kachestvu-sistemy-obrazovaniya-kazahstan-zanyal-62-e-mesto-iz-93-ustupiv-kyrgyzstanu-i-rossii (дата обращения: 08.06.2022г.)

7 В рейтинге лучших стран для образования 2021 года Казахстан занял 71-е место. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://24.kz/ru/news/obrazovanie-i-nauka/item/526423-v-rejtinge-luchshikh-stran-dlya-obrazovaniya-2021-goda-kazakhstan-zanyal-71-e-mesto (дата обращения: 08.06.2022г.)

Н

X

Т

ы А

о х

о о

А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

CL

< z

CL

О в х

о

СП

О

СП <

< СП

ь

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

X

ь

входят в число ТОП - 500 вузов мира (Казахский национальный университет имени аль-Фараби (150 позиция), Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (277 позиция), Satbayev University (405 позиция))8.

Таким образом, все эти данные дают нам возможность говорить о том, что государственная политика в сфере развития системы образования и науки достигла определенных успехов и движется по вектору соответствия мировым трендам образования.

Изучению юридического образования посвящено большое число научных исследований различных авторов по всему миру. Дефиниция «юридическое образование» содержит в себе не просто процесс получения правовых знаний, а является частью общественных отношений, обеспечивает правовую связь человека с государством.

Юридическое образование - это уникальный процесс усвоения накопленных правовых знаний, выработка навыков критического мышления и анализа полученных знаний, а также умение применять их в практической деятельности [3, с.48].

Под «юридическим образованием» понимается обособленная часть всей глобальной экосистемы образования, которая характеризуется наличием специфических черт развития, способов управления общими закономерностями общественного развития [4, с.199].

Главной целью правового образования выступает формирование высокого уровня правосознания у молодого поколения, правовой культуры и модели правомерного поведения. С одной стороны, правовое образование формирует у личности устойчивую модель правомерного поведения, основанную на получении соответствующих знаний, с другой стороны, стоит вопрос о развитии правовой культуры, которая включает в себя не просто полученные знания, а способность применять их в практической деятельности [5, с.48].

В содержание правового образования, несомненно, входит правовая информированность, которая содержит следующие элементы: совокупность правовых знаний и понимание права, открытый интерес личности к праву. Можно согласиться с тем, что большую часть таких правовых знаний, обучающиеся получают через СМИ (интернет),

а также в процессе практическом деятельности. Однако, важно понимать, что правовая информированность обучающихся обуславливается именно уровнем образования, жизненным опытом и собственными психологическими установками. Все это в совокупности развивает правовое мышление индивида и формирует у него мировоззрения и идеи в области права.

Процесс преподавания правовых дисциплин обладает своей спецификой, потому что, условная передача правовой информации и знаний во многом не могут обеспечивать повышение правовой культуры обучающихся. Отсюда следует, что преподавателю следует определить наиболее оптимальный круг правовых знаний, которые будут жизненно необходимы в реализации профессиональной деятельности и просто в обычной жизни человека. В этом и состоит педагогическое мастерство преподавателя-новатора, а не просто транслятора информации.

Любое правовое государство обладает определенным комплексом правовых черт и признаков, основанных на главном принципе верховенства права. Для любого законопослушного гражданина важно не просто понимать законы, а формировать способность использовать их в случае нарушений своих прав и свобод, а также нести ответственность за свои поступки. Поэтому, чтобы формировать такие знания и навыки, необходимо с раннего возраста (школьного периода) обучать базовым правовым знаниям. Организации образования всех уровней играют определяющую роль в данном направлении на этапе индивидуального развития и формирования личности.

Правовое образование является составным важнейшим элементом всего образовательного процесса и должно соответствовать методам и формам педагогической науки, которые обеспечивают усвоение учебного материала и его направленность на практическую деятельность, т.е. в данном случае на правоприменительную практику [6, с.112].

Современная педагогическая концепция определяет три подхода в реализации правового образования: 1) предметный; 2) институциональный; 3) интегрированный, которые включает в себя все виды учебной работы и особенности всего педагогического процесса [7, с.270].

Если обратиться к зарубежному опыту

8 Рекордное количество казахстанских вузов вошло в мировой рейтинг вузов QS WUR. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/press/news/details/386032?lang=ru/ (дата обращения: 10.06.2022г.)

системы образования (высшего образования), то тут большой интерес представляет образовательная система Великобритании, в которой реализуются программы высшего образования в более 130 вузах и 250 колледжах дополнительного образования [8, с.50].

Данные программы обучения создаются в самих высших учебных заведениях, т.е. тут присутствует полная автономия и свобода проектирования. Процедура получения высшего образования регулируется специальной организацией - Совет финансирования высшего образования в Англии (HEFCE). Вся системы образования имеет три цикла программ [9, с.259].

В рамках программ первого цикла реализуются на уровне 6 рамок квалификаций высшего образования в самой Англии, а также в Уэльсе, Северной Ирландии (FHEQ), т.е. это уровень бакалавриата. Программы второго уровня (цикла) действует на уровне 7 системы квалификаций высшего образования, т.е. тут содержится возможность получения магистерской степени. Программы третьего цикла - это уровень докторантуры (PhD), которые находятся на уровне 8 системы квалификаций высшего образования и включают в себя уже научные исследования по заданной тематике, которые обладают статусом научной новизны и оригинальности [10, с.135].

В Испании система правового образования делает акцент на стимулирование обучающихся в изучении правовых дисциплин, причем упор делается на разработку дисциплин с учетом интересов и личного опыта обучающихся. В Бельгии правовое образование опирается на обучение правам человека, вопросам разрешения конфликтов юридического характера (медиация) и др. [11, с.122].

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение правового образования требует дальнейших научных исследований, особенно в области обеспечения его реализации с учетом особенностей отечественной системы образования.

Результаты

Важное место в реализации правового образования имеет формирование у обучающихся навыков работы с совокупностью нормативно-правовых актов, которые обеспечивают наиболее эффективное усвоение специфического правового материала. К таким умениям следует отнести: 1) способность дать полную характеристику норма-

тивно-правового акта, т.е. описать его структуру и особенности, определить основные понятия и круг субъектов; 2) способность определить место нормативного документа в общей системе права, т.е. провести его систематизацию; 3) способность на качественной основе изучить нормативный документ, сделать анализ и определить степень его релевантности; 4) способность выявить главный смысл в нормативно-правовом акте, а также извлекать и обобщать полученную информацию из двух и более источников; 5) умение находить наиболее точный нормативный источник при возникающих юридических ситуациях и коллизиях. Вся эта работа по развитию у обучающихся умений и навыков по работе с нормативными источниками направлена на развитие правосознания индивида.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что современное правовое образование осуществляется с помощью комплекса методик и алгоритмов обучения. К наиболее популярным методам обучения можно отнести активные (проблемные ситуации, деловые игры, игровое проектирование и др.) и интерактивные методы (тренинги, проекты, мозговой штурм и др.). Любой процесс обучения всегда обладает специфическими характеристиками и принципами Е обучения. Преподаватель должен соблюдать р эти принципы для эффективности педагоги- К ческого процесса. К таким установкам мож- и но отнести: р

любой процесс обучения необходимо У осуществлять с учетом личностно-ориенти- А рованного подхода, т.е. материал и его пода- А ча должен быть легко понятен и усвоен;

правовое образование должно обеспечи- Д ваться важным принципом - вариативности Е и выборности, для повышения интереса из- Ь учаемого учебного материала; В

получение правовых знаний необходимо И связывать с исследовательской и познава- р тельной работой, т.е. обучающийся должен самостоятельно производить поиск новых О знаний, а преподаватель только направляет и его к получению ответа; ф

создание духа партнерства и атмосферы р к обучению, через получение новых знаний; Ц активное использование современных и технических средств (программы, платфор- к мы, площадки) для более удобного получе- =§ ния информации; (

воспитание у обучающихся научной куль- — туры и академической честности. 2

В связи с этим, считаем необходимым 2

включить в Раздел 7 «Концепции правовой юридического направления - увеличение

политики Республики Казахстан до 2030 учебных часов (кредитов) по дисциплине

года», утвержденной Указом Президента Ре- «Основы права». спублики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 следующие положения: Заключение

разработка и утверждение государствен- Таким образом, на основании вышеска-ной программы развития правовой культу- занного можно резюмировать, что вопросы ры населения с четкими критериями оценки развития правового образования имеют ор-уровня правовой культуры общества; ганическую зависимость от действующей создание специального общественного нормативной базы, объема финансирования органа - Совет по правовому воспитанию, в системы образования, качества и квали-состав которого должны входить правоохра- фикации педагогических кадров, осущест-нительные органы, педагоги, общественные вляющих подготовку работников правовой деятели, ученые и исследователи в данном сферы, использование положительной межнаправлении; дународной практики и соответствие общей при подготовке специалистов в вузах не- системы образования запросам общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жанузакова Л.Т., Караев А.А. Некоторые вопросы развития конституционного права в свете реализации концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года // Научно-правовой журнал «Вестник института законодательства и правовой информации Республики Казахстан». - 2022. - №1 (68). - С.22-31.

2. Есентимирова А.М., Балмагамбетова В.М. Некоторые вопросы становления законодательства о высшем и послевузовском образовании в Республике Казахстан // Наука и жизнь Казахстана. - 2019. - № 8/2. - С. 22-30.

3. Марченко М.М. К вопросу о понятии и содержании качества юридического образования //Вестник Московского университета. Серия «Право». - 2019. - №6. - С.48-56.

4. Пашнева В.А. Современные тенденции юридического образования //Проблемы совре-g менного педагогического образования. - 2019. - №65-1. - С.199-201.

а, 5. Махашева Я.Я. Некоторые проблемы правового образования будущих педагогов //На-S. учный журнал «Мир науки, культуры, образования». - 2022. -№1 (92). - С.47-49. Z 6. Демидова И.А. Правовое образование и правовое воспитание: теоретико-юридиче-^ ский аспект // Общество и право. - 2021. - № 2 (76). - С. 112-117.

7. Гаджиева П.Д. Современные тенденции развития правового образования учащейся р- молодежи: теория и практика //Научный журнал «Мир науки, культуры, образования». -2018. - №2 (69). - С.279-281.

<

е 8. Воронин Д.М., Идрисов Р.Г. Анализ системы высшего образования Великобритании,

X

Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-4. - С. 50-54. о 9. Cheng M. Audit cultures and quality assurance mechanisms in England: a study of their о perceived impact on the work of academics // Teaching in Higher Education. - 2010. - № 15 (3). | - P. 259-271.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Cook R., Butcher I. and Raeside R. Recounting the scores: An analysis of the QAA Subject 3 Review grades 1995-2001 // Quality in Higher Education,. - 2016. - № 12 (2). - P. 135-144. ^ 11. Гаджиева П.А., Раджабова Р.В. Правовое образование подрастающего поколения: ш отечественный и зарубежный опыт //Научный журнал «Мир науки, культуры, образования». - 2019. - №5 (78). - С.122-124.

REFERENCES

о х о

ы <

сп <

1. Zhanuzakova L.T., Karaev A.A. Nekotorye voprosy razvitija konstitucionnogo prava v svete ^ realizacii koncepcii pravovoj politiki Respubliki Kazahstan do 2030 goda // Nauchno-pravovoj ^ zhurnal «Vestnik instituta zakonodatel'stva ipravovoj informacii Respubliki Kazahstan». - 2022. * - №1 (68). - S.22-31.

^ 2. Esentimirova A.M., Balmagambetova V.M. Nekotorye voprosy stanovlenija zakonodatel 'stva m o vysshem i poslevuzovskom obrazovanii v Respublike Kazahstan // Nauka i zhizn' Kazahstana. -

2019. - № 8/2. - S. 22-30.

3. Marchenko M.M. K voprosu o ponjatii i soderzhanii kachestva juridicheskogo obrazovanija // VestnikMoskovskogo universiteta. Serija «Pravo». - 2019. - №6. - S.48-56.

4. Pashneva V.A. Sovremennye tendencii juridicheskogo obrazovanija //Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. - 2019. - №65-1. - S.199-201.

5. Mahasheva Ja.Ja. Nekotorye problemy pravovogo obrazovanija budushhih pedagogov // Nauchnyj zhurnal «Mir nauki, kul'tury, obrazovanija». - 2022. - №1 (92). - S.47-49.

6. Demidova I.A. Pravovoe obrazovanie i pravovoe vospitanie: teoretiko-juridicheskij aspekt // Obshhestvo ipravo. - 2021. - № 2 (76). - S. 112-117.

7. Gadzhieva P.D. Sovremennye tendencii razvitija pravovogo obrazovanija uchashhejsja molodezhi: teorija ipraktika //Nauchnyj zhurnal «Mir nauki, kul'tury, obrazovanija». - 2018. -№2 (69). - S.279-281.

8. Voronin D.M., Idrisov R.G. Analiz sistemy vysshego obrazovanija Velikobritanii //Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. - 2018. - № 58-4. - S. 50-54.

9. Cheng M. Audit cultures and quality assurance mechanisms in England: a study of their perceived impact on the work of academics // Teaching in Higher Education. - 2010. - № 15 (3). - P. 259-271.

10. Cook R., Butcher I. and Raeside R. Recounting the scores: An analysis of the QAA Subject Review grades 1995-2001 // Quality in Higher Education,. - 2016. - № 12 (2). - P. 135-144.

11. Gadzhieva P.A., Radzhabova R.V. Pravovoe obrazovanie podrastajushhego pokolenija: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt // Nauchnyj zhurnal «Mir nauki, kul 'tury, obrazovanija». -2019. - №5 (78). - S.122-124.

ZQAI

q

x

Т

(JÜ

А

о x о

Д А

er

q

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

"U

2 А

JZ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.