Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - ВАЖНЕЙШИЙ ОРГАН ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - ВАЖНЕЙШИЙ ОРГАН ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОН / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ТОЛКОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Караев Алипаша Агаханович

Утверждение в Республике Казахстан новых конституционных ценностей вызвало необходимость в расширении правовых механизмов защиты прав и свобод личности. Одним из важнейших институтов, при помощи которого обеспечивается нормативность Конституции и гарантируются права и свободы личности является Конституционный суд, функционирование которого в Казахстане начнется в 2023 году. В статье на основе сравнительного анализа приведены некоторые решения конституционных судов зарубежных стран по вопросам защиты прав и свобод личности. Учреждение в нашей стране нового органа конституционного контроля говорит о стремлении государства построить полноценное правовое государство, в котором личность, его права и свободы рассматриваются в качестве высших конституционных ценностей. Конституционные суды выступают определяющим фактором становления конституционализма и формирования правового государства на принципах Права. Среди прочего, одним из полномочий данного органа власти станет рассмотрение конституционных жалоб физических лиц. Данная функция представляет собой важнейший правовой инструмент, обеспечивающий доступ граждан к правосудию и повышающий правозащитный потенциал Конституции. Правовые позиции конституционных судов по вопросам защиты прав человека способны формировать конституционное мышление в стране и моделировать конституционно-правовую политику в направлении прогрессивного правового развития. Мировой опыт показывает, институт судебного конституционного контроля, имея богатую историю, рассматривается как важнейший элемент поликратического государства, посредством которого разрешаются правовые споры между ветвями власти и территориальными образованиями, обеспечивается непрерывность конституционных процессов, гарантируется режим конституционной законности. Посредством конституционного правосудия в государстве утверждаются гуманистические принципы взаимоотношений индивида с государством, восполняются правовые пробелы, совершенствуется законодательный процесс, а также повышается уровень конституционной культуры субъектов законотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL COURT IS THE MOST IMPORTANT BODY FOR THE PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS: HISTORICAL AND LEGAL EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIE

The adoption of new constitutional values in the Republic of Kazakhstan has caused the need to expand the legal mechanisms for the protection of individual rights and freedoms. One of the most important institutions through which the normativity of the Constitution is ensured and the rights and freedoms of the individual are guaranteed is the Constitutional Court, the functioning of which in Kazakhstan will begin in 2023. Based on a comparative analysis, the article presents some decisions of the constitutional courts of foreign countries on the protection of individual rights and freedoms. The establishment of a new constitutional control body in our country speaks of the state's desire to build a full-fledged rule of law state in which the individual, his rights and freedoms are considered as the highest constitutional values. Constitutional courts are the determining factor in the formation of constitutionalism and the formation of a rule-of-law state based on the principles of Law. Among other things, one of the most important of this authority will be the consideration of constitutional complaints of individuals. This function is the most important legal instrument that ensures citizens' access to justice and increases the human rights potential of the Constitution. The legal positions of the constitutional courts on the protection of human rights are capable of shaping constitutional thinking in the country and modeling constitutional and legal policy in the direction of progressive legal development. World experience shows that the institution of judicial constitutional control, having a rich history, is considered as the most important element of a polycratic state, through which legal disputes between branches of government and territorial entities are resolved, continuity of constitutional processes is ensured, and the regime of constitutional legality is guaranteed. Through constitutional justice, the humanistic principles of the individual's relationship with the state are being approved in the state, legal gaps are being filled, the legislative process is being improved, and the level of constitutional culture of law-making subjects is being increased.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - ВАЖНЕЙШИЙ ОРГАН ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

УДК 342.537.1

КОНСТИТУЦИОННЫМ СУД - ВАЖНЕИШИИ ОРГАН ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Караев Алипаша Агаханович

Главный научный сотрудник Отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Ведущий научный сотрудник Института публичного права Каспийского университета, кандидат юридических наук. Республика Казахстан, г. Алматы, e-mail: ali_agahan@mail.ru

Аннотация. Утверждение в Республике Казахстан новых конституционных ценностей вызвало необходимость в расширении правовых механизмов защиты прав и свобод личности. Одним из важнейших институтов, при помощи которого обеспечивается нормативность Конституции и гарантируются права и свободы личности является Конституционный суд, функционирование которого в Казахстане начнется в 2023 году.

В статье на основе сравнительного анализа приведены некоторые решения конституционных судов зарубежных стран по вопросам защиты прав и свобод личности.

Учреждение в нашей стране нового органа конституционного контроля говорит о стремлении государства построить полноценное правовое государство, в котором личность, его права и свободы рассматриваются в качестве высших конституционных ценностей. Конституционные суды выступают определяющим фактором становления конституционализма и формирования правового государства на принципах Права.

Среди прочего, одним из полномочий данного органа власти станет рассмотрение конституционных жалоб физических лиц. Данная функция представляет собой важнейший правовой инструмент, обеспечивающий доступ граждан к правосудию и повышающий правозащитный потенциал Конституции.

Правовые позиции конституционных судов по вопросам защиты прав человека способ- И ны формировать конституционное мышление в стране и моделировать конституцион- С но-правовую политику в направлении прогрессивного правового развития.

Мировой опыт показывает, институт судебного конституционного контроля, имея А богатую историю, рассматривается как важнейший элемент поликратического госу- а дарства, посредством которого разрешаются правовые споры между ветвями власти

кование, правовая позиция, предварительный контроль.

О

X

о

и территориальными образованиями, обеспечивается непрерывность конституционных о

А

процессов, гарантируется режим конституционной законности.

Посредством конституционного правосудия в государстве утверждаются гуманисти- Ь ческие принципы взаимоотношений индивида с государством, восполняются правовые В пробелы, совершенствуется законодательный процесс, а также повышается уровень кон- И ституционной культуры субъектов законотворчества.

Ключевые слова: Конституция, закон, конституционная жалоба, права человека, тол- О

В

1

е о

"U

2 А JZ

7

КОНСТИТУЦИЯЛЫЦ СОТ - АДАМ МЕН АЗАМАТТЬЩ Ц¥К;ЬЩТАРЫ МЕН БОСТАНДЬЩТАРЫН ЦОРГАУДЬЩ МАЦЫЗДЫ ОРГАНЫ: ШЕТ ЕЛДЕРДЩ

тарихи - ;¥;Ы;ТЫ; ТЭЖ1РИБЕС1

Алипаша Агахан^лы Караев

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институты конституциялыц, зюмшШк зацнама жэне мемлекеттж басцару белгмгшц бас гылыми щызметкер1, Каспий университет1 жария цуцыц Институтыныц жетекшг гылыми щызметкерг, зац гылымдарыныц кандидаты, Казацстан Республикасы, Алматы ц., e-mail: ali_agahan@mail.ru

Аннотация. Казацстан Республикасында жаца конституциялыц цундылыцтардыц орныгуы жеке адамныц цуцыцтары мен бостандыцтарын цоргаудыц цуцыцтыц тетт-терт кецейту цажетттн тугызды. Оныц квмег1мен Конституцияныц нормативтшт цамтамасыз етшетт жэне жеке адамныц цуцыцтары мен бостандыцтарына кетлдж бершетт аса мацызды институттардыц бгрг Конституциялыц сот болып табылады, оныц жумыс iстеу1 Казацстанда 2023 жылы басталады.

Мацалада салыстырмалы талдау негiзiнде жеке адамныц цуцыцтары мен бостандыцтарын цоргау мэселелерi бойынша шет елдердщ конституциялыц соттарыныц кейбiр шешiмдерi келтiрiлген.

Бiздiц елiмiзде жаца конституциялыц бацылау органыныц цурылуы мемлекеттщ то-лыццанды цуцыцтыц мемлекет цуруга деген умтылысын бiлдiредi, онда адам, оныц цуцыцтары мен бостандыцтары жогары конституциялыц цундылыцтар реттде цара-стырылады.

Конституциялыц соттар конституционализмнщ цалыптасуыныц жэне цуцыц цаги-даттары бойынша цуцыцтыц мемлекеттщ цалыптасуыныц айцындаушы факторы бо-лып табылады.

Сонымен цатар, билжтщ мацызды органыныц бiрi жеке тулгалардыц конституциялыц а, шагымдарын царау болады.Бул функция азаматтардыц сот тврелтне цол жетшзут С^ цамтамасыз ететт жэне Конституцияныц цуцыц цоргау элеуетт арттыратын мацыз-5* ды цуцыцтыц цурал болып табылады.

g Адам цуцыцтарын цоргау мэселелерi бойынша Конституциялыц соттардыц цуцыцтыц s устанымдары елде конституциялыц ойлауды цалыптастыруга жэне прогрессивтi

< цуцыцтыц даму багытында конституциялыц-цуцыцтыц саясатты модельдеуге цабшетти

Элемдж тэжiрибе кврсеткендей, бай тарихы бар сот конституциялыц бацылау ин-g ституты поликратиялыц мемлекеттщ мацызды элементi реттде царастырылады, ол арцылы билт тармацтары мен аумацтыц цурылымдар арасындагы цуцыцтыц даулар 2 шешшедi, Конституциялыц процестердщ Yздiксiздiгi цамтамасыз етiледi, конституци-

ялыц зацдылыцрежимiне кетлдт берiледi. с Конституциялыц Сот тврелт арцылы мемлекетте жеке адамныц мемлекетпен вза-

< ра царым-цатынасыныц гуманисты цагидаттары беютшедi, цуцыцтыц олцылыцтардыц (з орны толтырылады, зац шыгару процеЫ жетiлдiрiледi, сондай-ац зац шыгару субъек-£ тшертщ Конституциялыц мэдениеттщ децгеш арттырылады.

fe; TyrnHdi свздер: Конституция, зац, конституциялыц шагым, адам цуцыгы, тYсiндiру, о цуцыцтыц устаным, алдын ала бацылау.

о

<

СП

S

ь

X S

S X

ь

ш

СП

THE CONSTITUTIONAL COURT IS THE MOST IMPORTANT BODY FOR THE PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS: HISTORICAL AND LEGAL EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES

Karaev Alipasha Agakhanovich

Chief Researcher of the Department of Constitutional, Administrative Legislation and Public Administration of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Leading Researcher of the Institute of Public Law of the Caspian University, PhD in Law. Republic of Kazakhstan, Almaty, e-mail: ali_agahan@mail.ru

Abstract. The adoption of new constitutional values in the Republic of Kazakhstan has caused the need to expand the legal mechanisms for the protection of individual rights andfreedoms. One of the most important institutions through which the normativity of the Constitution is ensured and the rights and freedoms of the individual are guaranteed is the Constitutional Court, the functioning of which in Kazakhstan will begin in 2023.

Based on a comparative analysis, the article presents some decisions of the constitutional courts of foreign countries on the protection of individual rights and freedoms.

The establishment of a new constitutional control body in our country speaks of the state's desire to build a full-fledged rule of law state in which the individual, his rights and freedoms are considered as the highest constitutional values. Constitutional courts are the determining factor in the formation of constitutionalism and the formation of a rule-of-law state based on the principles of Law.

Among other things, one of the most important of this authority will be the consideration of constitutional complaints of individuals. This function is the most important legal instrument that ensures citizens' access to justice and increases the human rights potential of the Constitution.

The legal positions of the constitutional courts on the protection of human rights are capable of shaping constitutional thinking in the country and modeling constitutional and legal policy in the direction of progressive legal development. С

World experience shows that the institution of judicial constitutional control, having a rich 0 history, is considered as the most important element of a polycratic state, through which legal и disputes between branches of government and territorial entities are resolved, continuity of с constitutional processes is ensured, and the regime of constitutional legality is guaranteed.

Through constitutional justice, the humanistic principles of the individual's relationship with Bj the state are being approved in the state, legal gaps are being filled, the legislative process is ы being improved, and the level of constitutional culture of law-making subjects is being increased. О

Keywords: Constitution, law, constitutional complaint, human rights, interpretation, legal о position, preliminary control. Т

DOI: 10.52026/2788-5291_2022_71_4_41 Ь

В >

>

Введение В казахстанском обществе сложилось А

Президент Республики Казахстан, высту- ясное понимание, что строительство но- °

пая 16 марта 2022 года перед депутатами вого Казахстана невозможно без глубокой О

Парламента со своим ежегодным послани- трансформации судебной системы, которая И

ем, обозначил новые векторы модернизации должна функционировать в рамках Консти- ф

политической и правовой системы, направ- туции и правовых законов. Особое место в м

ленной на повышение политической конку- этом процессе должен занять новый орган Ц

ренции и совершенствования правозащит- конституционного контроля - Конституци- >

ных институтов 1. онный суд Республики Казахстан, функци- >

онирование которого начнется в 2023 году. _ 7

1 Послание Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана 16 марта 2022 года // https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1623953. (Дата обращения 5 сентября 2022 г.)

Расширение правозащитных механизмов обеспечения прав человека является важнейшей задачей современного правового государства, провозглашающего интересы личности в качестве высшей ценности. Такой подход направлен на дальнейшую демократизацию политического режима в Казахстане и расширение доступа граждан к правосудию.

Материалы и методы

Основными материалами для проведения данного научного исследования явились положения Конституции РК, конституции зарубежных стран, Послания Президента РК, а также труды казахстанских и зарубежных ученых в области конституционного контроля.

При работе над данной статьей были использованы общие и частные методы научного исследования: исторический, диалектический, формально-логический, функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.

Основные положения

Результаты и обсуждения

Как известно, в ходе конституционной реформы 2022 года был учрежден новый ™ орган конституционного контроля - Консти-¡3 туционный суд. К сожалению, действующий £ до настоящего времени Конституционный ^г Совет, в силу ограниченности компетенции, 1 довольно узкого круга субъектов обращения, а также пассивности судов, не мог пол-^ ноценно обеспечивать защиту прав и свобод ^ физических лиц.

Практика Конституционного Совета по-I казала, что вне конституционной проверки оставались многие вопросы, затрагивающие § права и свободы граждан. Так, например, за

< все годы функционирования Конституци-<=■ онного Совета от субъектов обращения не

< поступило ни одного обращения о правиль-(З ности проведения выборов или республикан-£ ского референдума, а также о конституци-^ онности международных договоров.

Среди прочего, одним из недостатков о действующей модели было отсутствие у т граждан и юридических лиц права непо-^ средственно обращаться в орган конститу-ЁЕ ционного контроля за защитой нарушенных Ь прав.

Обозначенные недостатки, а также веле-

X

Ь

ш

т 2 Конституции стран мира на русском языке. https://legalns

3 Конституции стран мира на русском языке. Там же.

ние времени, в итоге привели к необходимости трансформации Конституционного Совета в кельзеновскую модель конституционного контроля.

Примечательно также, что институт судебного конституционного контроля сегодня функционирует как в развитых странах (Германия, Испания, Австрия и др.), так и в странах, движущихся к демократии (Венгрия, Украина, Турция и др.). Так, например, согласно статье 92 Основного закона Германии Судебная власть осуществляется Федеральным конституционным судом». Статья 124 Конституции Украины также устанавливает, что «правосудие осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции 2.

Анализ юридической литературы показывает, что институт судебного конституционного контроля представляет собой важнейший институт современного демократического общества, назначение которого состоит в обеспечении верховенства Конституции и защите прав и свобод личности [1].

Являясь важным элементом системы сдержек и противовесов, конституционные суды призваны гарантировать верховенство Конституции, разъяснять нормы Конституции, разрешать противоречия между публичными властями, а также гарантировать защиту прав и свобод граждан. Огромную роль конституционное правосудие играют в федеративных странах (Россия, Индия, США и др.), а также в сложных унитарных государствах (Испания, Италия, Узбекистан и др.), при возникновении противоречий между субъектами союзного государства.

Данное полномочие предусмотрено в Основном законе Германии, согласно которому «Федеральный конституционный суд разрешает дела о толковании настоящего Основного закона по поводу споров об объеме прав и обязанностей высшего федерального органа или других участников, которые настоящим Основным законом или регламентом высшего федерального органа наделяются собственными правами».

В Испании Конституционный суд, среди прочего наделен также полномочием по осуществлению контроля за деятельностью органов автономных сообществ (ст. 153 Конституции)3.

.сот. (Дата обращения 20 октября 2022 г.)

Вместе с тем, среди полномочий органов конституционного контроля наиболее востребованными остаются вопросы защиты конституционных прав и свобод личности. В этом отношении одним из важнейших полномочий конституционных судов является рассмотрение конституционных жалоб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт конституционной жалобы является важнейшим средством защиты прав и свобод человека и гражданина, реализация которого, по мнению ученых «составляет основу современного демократического государства» [2]. Так, профессор Н.С. Бондарь право на конституционную жалобу считает «проявлением комплекса конституционных прав, включающих в себя не только право на судебную защиту, но и на участие в управлении делами государства» [3].

Сегодня, в разных вариациях институт конституционной жалобы действует не только в странах общего права (США, Австралия, Канада и др.), но в государствах континентального права (Германия, Грузия, Испания и др.). Конституционная жалоба может быть подана как физическим, так и юридическим лицом. В некоторых странах, например, в России, наряду с индивидуальными жалобами предусмотрены и коллективные жалобы.

Посредством рассмотрения конституционных жалоб конституционные суды затрагивают проблемы допустимости смертной казни и защиты интеллектуальной собственности, неприкосновенности личной жизни и свободы вероисповедания, защиту жилищных и налоговых прав и многие другие вопросы.

Правовые позиции судей конституционных судов в защите указанных выше прав способны корректировать законодателя и правоприменителя, оказать позитивное воздействие на формирование конституционного правосознания государственных служащих, граждан и институтов гражданского общества.

Между тем, в нашей стране, в силу доминирования предварительного конституционного контроля защита конституционных прав и свобод в основном проявлялась в рамках официального толкования норм Конституции, а также при рассмотрении обра-

щений судов республики в порядке, определенном статей 78 Конституции РК.

Обновленная Конституция предусматривает право граждан самостоятельно обращаться в Конституционный суд4. При этом объектами конституционного контроля могут быть нормативные правовые акты Республики Казахстан, которые непосредственно затрагивает их права и свободы. Необходимо также отметить, что Конституционный суд будет принимать к производству обращения лишь в том случае, если исчерпаны все иные механизмы их зашиты.

Наряду с этим, в целях повышения правозащитного потенциала Конституции и механизмов защиты прав и свобод граждан предусмотрено положение о праве Генерального Прокурора и Уполномоченного по правам человека обращаться в Конституционный Суд (п.3 ст. 72)5.

Расширение субъектов конституционного производства, несомненно, должно усилить правовые механизмы защиты прав и свобод личности.

Вместе с тем, не совсем ясным остается вопрос о праве иностранных граждан и обращаться в Конституционный Суд, в случае если действующие правовые акты будут нарушать их права, предусмотренные Конституцией РК.

Анализ компетенции конституционных судов показывает, что в таких странах как Германия, Грузия, и др., конституционная жалоба может быть подана любым лицом, полагающим, что его права и свободы нару-шены6.

На наш взгляд, смысл статьи 1 Конституции РК, определяющей, что в Казахстане высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы допускает возможность для иностранных граждан и лиц без гражданства обращаться в Конституционный суд.

Практика показывает, что чаще всего в практике конституционного контроля встречаются дела, затрагивающие личные (гражданские) права и свободы, среди которых весьма заметными стали дела о смертной казни.

4 Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.08.2022 г.)

5 Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.08.2022 г.) https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution. (дата обращения

5 августа 2022 г) .

6 Конституция ФРГ 1949. ст. 93. П. 4а, //http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs.; Конституция Грузии 1995 г. ст.89. //https://legalns.com/download/books/cons/georgia.pdf (дата обращения 5 августа 2022 г).

X

Т

ы А

о х о Д А

сг

В

сп А

>

го О го О

X

е о

2 А

С

7

Не затрагивая уголовно-правовые, морально-психологические и иные аспекты проблемы рассмотрим, правовые позиции некоторых органов конституционного контроля.

Так, например, в Литовской Республике были приняты нормативные акты, отменяющие смертную казнь как вид наказания. По данному делу Конституционный суд сформулировал ряд важных правовых позиций, суть которых заключалась в следующем: «право на жизнь является неделимым естественным правом, устанавливая запрет на применение пыток, причинение увечий и других мер, унижающих человеческое достоинство; при назначении смертной казни может быть допущена судебная ошибка, которую невозможно исправить» [4, с 47]. Схожие правовые позиции были сформулированы конституционными судами Украины [5, с. 68], Беларуси [6, с. 163] и др. стран.

Проблемы нормативного обеспечения конституционного права на жизнь были развиты и в решении Конституционного суда России, правовые позиции которого установили запрет на ее применение до тех пор, пока повсеместно не заработают суды присяжных заседателей [7].

Вопрос о целесообразности применения ™ смертной казни неоднократно затрагивался ¡3 и Верховным Судом США. Так, например, £ в одном из своих решений этот орган отме-^г тил, что «смертная казнь как вид наказания 1 не нарушает Конституцию», а в другом признал, что «смертная казнь как обязатель-^ ное наказание противоречит Конституции»

< [8, с. 127].

В практике конституционного контроля I весьма заметными являются дела по защите свободы совести. Это право относится к ос-§ новным гражданским правам, и в силу этого

< нуждается в дополнительном разъяснении с со стороны органов конституционного кон-<1 троля.

(З Проблемы свободы совести были предел метом рассмотрения в таких странах как ^ Россия, Италия, Германия, Испания, Франса ция и в др. странах. Учитывая их большое о количество, в данной статье фрагментарно но приведем некоторые решения. Так, еще ^ в 2005 году в граждане России пытались 5 оспорить слова гимна Российской Феде-Ь рации, в котором содержится слово «Бог». ^ Атеисты усмотрели в этом слове нарушение ^ конституционных прав и свобод. По их мне-£ нию, это слово «не соответствуют принципу

оа

светского государства, ущемляет права атеистов, навязывая светской части населения религиозные стереотипы». Данный вопрос получил свое развитие в 2020 году, когда в Конституцию РФ были внесены поправки. По мнению Конституционного суда «упоминание в Конституции слов «О вере в Бога» не означает отказа России от светского характера государственности» [9].

Учитывая многоконфессиональность казахстанского общества указанные подходы должны представлять предметный интерес и для Конституционного Суда Республики Казахстан, которому, возможно придется давать толкование «спящей» нормы Конституции, закрепляющей право каждого на свободу совести.

Практика конституционных судов Европейских стран (Германия, Италия, и др.) показывает, что значительная часть обращений была связана с защитой конституционного права на образование. Проникновение конституционного контроля в эту сферу объясняется, прежде всего, миграционными потоками, ростом в европейских странах мусульманского населения, и как следствие проблемой гарантирования их права на образование.

Так, принимая во внимание социальные реалии и фактор многоконфессиональности, Конституционный суд Германии установил, что «свобода частных школ, в которых могут обучаться представители различных социальных групп, означает отказ от какой-либо школьной монополии государства». В другом деле, рассматривая спор о возможности ношения головного платка мусульманами, Суд пришел к выводу, что «реализация указанного права возможна лишь в том случае, если в действующем законодательстве земель созданы для этого правовые предпосылки. Ношение платка, по мнению Суда, нельзя рассматривать как дань традиции, поскольку это является неотъемлемой частью религиозного убеждения и входит в противоречие с принципами светского государства [10, с. 40].

На наш взгляд, указанные проблемы актуальны и для Республики Казахстан, особенно в части ношения мусульманского платка, и возможно в ближайшее время они станут предметом рассмотрения в новом органе конституционного контроля.

В практике конституционных судов также встречаются дела, связанные с правомерностью контроля со стороны правоохранитель-

ных органов за содержанием телефонных переговоров, иных конфиденциальных сообщений.

Среди многочисленных примеров, изложенных в научных публикациях [11], рассмотрим правовые позиции Конституционного суда Чехии, который, изучая нормы УПК, закрепляющие право на прослушивание, указал, что «результаты прослушивания телефонных переговоров обвиняемого и адвоката, произведенного по приказу судьи в рамках закона, действовавшего на тот момент, не могут быть признаны допустимыми при рассмотрении дела в суде после вступления в силу новой Конституции и Уголовно-процессуального кодекса».

Практика показывает, что защита конституционных прав и свобод личности может проявляться и при в порядке последующего контроля. Яркий прецедент в этом направлении был зафиксирован в практике Конституционного Трибунала Польши. В этой стране объектом проверки на конституционность стал принятый в марте 2007 года Сеймом Закон «О люстрации», предусматривающий лишение льгот и пенсионного обеспечения всех граждан польской республики, которые в годы социализма сотрудничали со службами безопасности. Конституционный трибунал, изучив материалы дела, и осознавая политические и морально-этические последствия закона признал его противоречащим Конституции и основным правам и свободам личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека [12].

Конституционный суд Венгрии по аналогичному делу констатировал, что этот вопрос может быть разрешен только при рассекречивании материалов прежних секретных служб. Гриф секретности, установленный политической полицией прежнего режима, не может ограничивать право на информацию тех лиц, которых затрагивают эти материалы. Кроме того, в решении было подчеркнуто, что «сведения о государственных должностных лицах, занимавшихся деятельностью, противоречащей принципам правового государства, является информацией, представляющей общественный интерес, и ее разглашение не противоречит провозглашенному праву на неприкосновенность личной жизни» [13].

В контексте защиты прав человека особую актуальность представляют вопросы, связанные с защитой информационных прав граждан, и прежде всего «право на забвение», или «право быть забытым в интерне-

те». Это право решением Европейского суда по правам человека было признано важнейшим личным правом человека [14].

Сегодня во многих зарубежных странах приняты законы, которые обязывает поисковые системы удалять ссылки с нежелательной информацией, затрагивающей права и свободы граждан. Примечательно, что данная проблема обсуждается и в Казахстане, и не исключено, что ближайшее время аналогичный закон может быть принят и казахстанским Парламентом.

Примечательно также, что в практике конституционных судов рассматривались дела о защите медицинской информации и вопросы собственности, пенсионного обеспечения и защиты прав потребителей, конфискации имущества и конституционности штрафов, и многие другие вопросы, анализ которых дан в юридической литературе [15].

Рассматривая конституционные жалобы конституционные суды выступают проводниками идей правового государства, нормативные решения которых оказывают заметное влияние на процесс внедрения конституционных принципов в сферу социально-экономических и политических отношений.

Заключение го

Таким образом, фрагментарно приведен- р ные примеры из практики конституционных К судов по вопросам защиты прав и свобод Н граждан позволяют сформулировать вывод р о том, что сегодня практически все сферы У человеческой жизни, нуждаются в институ- ТА те конституционного контроля. А

Защита конституционных прав и свобод о личности в рамках института конституцион- Д ного судопроизводства является существен- Е ной правовой гарантией восстановления Ь справедливости и соблюдения режима кон- В ституционной законности во взаимоотноше- И ниях между личностью и государством. р

Правовые позиции конституционных су- В дов имеют существенное значение не только О для уяснения юридической природы инсти- и тута прав человека, но и представляют собой ф практический интерес для всей правовой р системы государства. Исходя из сказанного, Ц задача Конституционного суда Республики и Казахстан видится в его способности быть к независимым и беспристрастным арбитром №

в спорах между государством и личностью. (

7

ЛИТЕРАТУРА

1. Митюков М.А. Конституционный судебный процесс: Учебник. - М.: НОРМА, 2017.

- 352 с.; Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие /Н.В. Витрук; Российская академия правосудия. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 592 с.; Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. - М., 2016.

- 318 с.; Конституционный контроль в Казахстане: доктрина и практика утверждения конституционализма. Монография / Под ред. Рогова И.И. и Малиновского В.А. - Алматы, 2015. - 384 с. и др.

2. Петина М.М. Конституционная жалоба в системе средств защиты прав человека в России https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnaya-zhaloba-v-sisteme-sredstv-zaschity-prav-cheloveka-v-rossii (Дата обращения 6 сентября 2022 г).

3. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным судом Российской Федерации. - М., 2005. - С.42-43 // https:// cyberleninka.ru/article/n/institut-(Дата обращения 6 сентября 2022 г).

4. Абрамавичус А., Прапиестис Й. Литва: Проблема смертной казни в конституционном правосудии // Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. - М., 2004.

- №2. (47). - С. 47.

5. Михеева Т. О правовых аспектах отмены смертной казни в Украине //Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. -М., 2004. - №2 (47) - С. 68-70.

6. Василевич Г. Конституционные факторы демократического развития белорусского государства //Конституционное правосудие. - 2004. - №2 (24). - С. 163-164.

7. Коняев С.А. Мораторий на применение смертной казни в России: конституционно-правовой аспект. https:/^yberieшnka.m/artide/n/moratoriy-na-primeneшe-smertnoy-kazш-v-rossii-konstitutsionno-pravovoy-aspekt (дата обращения 5 августа 2022 г).

8. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии: Отв. Редактор. Кузнецова Н.Ф. Общая часть уголовного права. - М.: Юридическая литература, 1991. -288 с.

9. Дашков А. Конституционный суд РФ разъяснил упоминание Бога в поправке к Кон™ ституции // https://ria.ru (дата обращения 6 сентября 2022 г).

¡3 10. Социальные и гуманитарные науки // Государство и право. Реферативный журнал. £ - М., 2004. - №4. - С. 40-47.

11. Серегин В.А. Органы конституционного контроля на страже прайвеси: опыт стран ^ СНГ и дальнего зарубежья //Материалы международной научно-практической конферен-^ ции «Конституционный контроль на рубеже веков». - Тирасполь, 2004.https://www.kspmr.

idknet.com/press_pub.php?pubType=3 (Дата обращения 5 сентября 2022 г).

12. Водо В., Габуев А. Закон о свободе прошлого //http://www.kommersant.ru(Дата обра-о щения 3 сентября 2022 г).

^ 13. А. Гайдамацкий. Люстрация: «оружие возмездия» или «торжество справедливости»? http://nmnby.eu/news/express. (Дата обращения 2 сентября 2022 г). § 14. И.Ю. Пащенко. Право быть забытым: зарубежный и российский опыт правового < регулирования // https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-byt-zabytym-zarubezhnyy-i-rossiyskiy-^Е opyt-pravovogo-regulirovaniya (Дата обращения 7 сентября 2022 г).

15. Митюков М.А. Конституционное правосудие. Систематизированный библио-Ь графический указатель (2011-2016). https://litgid.com/read/konstitutsionnoe_pravosudie_ 5 sistematizirovannyy_bibliograficheskiy_ukazatel_2011_2016/page-1.php; Бондарь Н.С., Джа-^ гарян А.А. Правосудие: ориентация на Конституцию. -М.: Норма, 2018. - 224 с; Абдрасулов

0 Е.Б. Толкование закона и норм Конституции: теория, опыт, процедура. А., 2009. 160 с.; § Караев А.А. Конституционная безопасность Республики Казахстан: состояние, проблемы т и механизм обеспечения. - Алматы, 2017. -602 с. и др.

1

Ь

X X

ь

ш со

REFERENCES

1. Mitjukov M.A. Konstitucionnyj sudebnyj process: Uchebnik. - M.: NORMA, 2017. - 352 s.; Sudebno-konstitucionnoe pravo i process: Uchebnoe posobie / N.V. Vitruk; Rossijskaja akademija pravosudija. - 4-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Norma: NIC Infra-M, 2012. - 592 s.; Habrieva T.Ja. Konstitucionnaja reforma v sovremennom mire. -M., 2016. - 318 s.; Konstitucionnyj kontrol' v Kazahstane: doktrina i praktika utverzhdenija konstitucionalizma. Monografija / Pod red. Rogova I.I. i Malinovskogo V.A. - Almaty, 2015. - 384 s. i dr.

2. Petina M.M. Konstitucionnaja zhaloba v sisteme sredstv zashhity prav cheloveka v Rossii https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnaya-zhaloba-v-sisteme-sredstv-zaschity-prav-cheloveka-v-rossii (Data obrashhenija 6 sentjabrja 2022 g).

3. Bondar 'N.S. Vlast' i svoboda na vesah konstitucionnogopravosudija: zashhitaprav cheloveka Konstitucionnym sudom Rossijskoj Federacii. - M., 2005. - C.42-43 // https://cyberleninka.ru/ article/n/institut-(Data obrashhenija 6 sentjabrja 2022 g).

4. AbramavichusA., Prapiestis J. Litva: Problema smertnoj kazni v konstitucionnompravosudii //Konstitucionnoepravo: Vostochnoevropejskoe Obozrenie. - M., 2004. - №2. (47). - S. 47.

5. Miheeva T. O pravovyh aspektah otmeny smertnoj kazni v Ukraine //Konstitucionnoe pravo: Vostochnoevropejskoe Obozrenie. -M., 2004. - №2 (47) - S. 68-70.

6. Vasilevich G. Konstitucionnyefaktory demokraticheskogo razvitija belorusskogo gosudarstva //Konstitucionnoe pravosudie. - 2004. - №2 (24). - S. 163-164.

7. Konjaev S.A. Moratorij na primenenie smertnoj kazni v Rossii: konstitucionno-pravovoj aspekt. https://cyberleninka.ru/article/n/moratoriy-na-primenenie-smertnoy-kazni-v-rossii-konstitutsionno-pravovoy-aspekt (data obrashhenija 5 avgusta 2022 g).

8. Prestuplenie i nakazanie v Anglii, SShA, Francii, FRG, Japonii: Otv. Redaktor. Kuznecova N.F. Obshhaja chast' ugolovnogoprava. - M.: Juridicheskaja literatura, 1991. - 288 s.

9. Dashkov A. Konstitucionnyj sudRF raz#jasnil upominanie Boga vpopravke k Konstitucii // https://ria.ru (data obrashhenija 6 sentjabrja 2022 g).

10. Social'nye i gumanitarnye nauki // Gosudarstvo i pravo. Referativnyj zhurnal. - M., 2004. - №4. - S. 40-47.

11. Seregin V.A. Organy konstitucionnogo kontrolja na strazhe prajvesi: opyt stran SNG e i dal'nego zarubezh'ja // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii q «Konstitucionnyj kontrol' na rubezhe vekov». - Tiraspol', 2004.https://www.kspmr.idknet.com/ K press_pub.php?pubType=3 (Data obrashhenija 5 sentjabrja 2022 g). s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Vodo V., Gabuev A. Zakon o svobode proshlogo // http://www.kommersant.ru(Data q obrashhenija 3 sentjabrja 2022 g). y

13. A. Gajdamackij. Ljustracija: «oruzhie vozmezdija» ili «torzhestvo spravedlivosti»? http:// 5 nmnby.eu/news/express. (Data obrashhenija 2 sentjabrja 2022 g). K

14. I.Ju. Pashhenko. Pravo byt' zabytym: zarubezhnyj i rossijskij opytpravovogo regulirovanija o // https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-byt-zabytym-zarubezhnyy-i-rossiyskiy-opyt-pravovogo- g regulirovaniya (Data obrashhenija 7 sentjabrja 2022 g).

15. Mitjukov M.A. Konstitucionnoe pravosudie. Sistematizirovannyj bibliograficheskij ? ukazatel' (2011-2016). https://litgid.com/read/konstitutsionnoe_pravosudie_sistematizirovannyy_ B bibliograficheskiy_ukazatel_2011_2016/page-1.php; Bondar' N.S., Dzhagarjan A.A. Pravosudie: ^ orientacija na Konstituciju. - M.: Norma, 2018. - 224 s; Abdrasulov E.B. Tolkovanie zakona p i norm Konstitucii: teorija, opyt, procedura. A., 2009. 160 s.; Karaev A.A. Konstitucionnaja 0 bezopasnost' Respubliki Kazahstan: sostojanie, problemy i mehanizm obespechenija. - Almaty, g

2017. -602 s. i dr. ^

o

A p

5 № 5

5 7

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.