В. Е. МАТВЕЕНКО
v. E. matveenko
начальник кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы
о. А. майоров
o. A. MAjoRov
заместитель начальника кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, майор внутренней службы
Актуальные вопросы проведения специальных психофизиологических исследований курсантов в образовательных организациях
ФСИН России
Topical issues of special psychophysiological studies in educational institutions FPS of Russia
Аннотация. Статья посвящена правовым и организационным вопросам проведения специальных психофизиологических исследований курсантов в образовательных организациях ФСИН России. В настоящее время применение метода специальной психофизиологической диагностики находит широкое использование в качестве инструмента, применяемого в работе с кадрами уголовно-исполнительной системы как на этапе профессионального отбора кандидатов на обучение (на службу), так и в процессе сопровождения профессиональной деятельности.
Ключевые слова: специальное психофизиологическое исследование, полиграф, образовательная организация, факторы риска, профессионально-психологический отбор.
Abstract. The article is devoted to legal and organizational issues of special psychophysiological studies in educational institutions of FPS of Russia. At present, the application of the method of special psychophysiological diagnostics is widely spread as a tool used in the work with the staff of the correctional system, both at the professional selection of candidates for training (the service), and in the process of career support.
Key words: special psychophysiological research, printing, educational organization, risk factors, professional psychological selection.
Одними из важнейших задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации, являются профилактика правонарушений и преступлений в рядах сотрудников и укрепление служебной дисциплины среди личного состава. В связи с этим при подборе кандидатов на обучение и в ходе их дальнейшего сопровождения применяется эффективный и достаточно экономичный инструмент специ-
альной психофизиологической диагностики -полиграф (так называемый детектор лжи).
Практика использования специального психофизиологического исследования (далее -СПФИ) в УИС насчитывает относительно недолгое время, если не брать во внимание использование детектора лжи в оперативной работе. Процедура отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему с применением полиграфа проводится фактически с 2011 года.
Ведомственное нормативно-правовое регулирование данной деятельности осуществляется посредством следующих нормативных правовых актов:
- приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 25.05.2011 № 165 «Об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в уголовно-исполнительной системе» [1];
- приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2013 № 51 «Об утверждении категорий должностей в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые проводится психофизиологическое исследование с применением полиграфа» [2];
- методических рекомендаций от 18.07.2011 № 7-13191-01 «О порядке психологических и психофизиологических исследований в УИС» [3].
Проведение СПФИ в отношении обучающихся в вузах ФСИН России дополнительно (помимо вышеуказанных документов) регламентируют распоряжение ФСИН России от 06.05.2013 № 92-р «Об организации работы по отбору кандидатов на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования ФСИН России, проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа и порядке осуществления перемещения сотрудников уголовно-исполнительной системы на службу в другие территориальные органы ФСИН России» [4] и разъяснения к данному распоряжению (письмо ФСИН России от 15.05.2013 № 14739 [5]).
Согласно указанным нормативным правовым актам в целях профилактики правонарушений и преступлений среди сотрудников УИС, обеспечения качественного подбора и расстановки кадров (именно данные цели закладывает законодатель) начальникам территориальных органов ФСИН России вменено в обязанность обеспечение проведения СПФИ с использованием полиграфа всех кандидатов на поступление в образовательные организации ФСИН России в рамках прохождения ВВК и профессионально-психологического отбора, а начальникам образовательных организаций - курсантов в период обучения и, начиная с 2014 года, с их добровольного согласия, непосредственно перед выпуском (что осуществлялось в прошедшем учебном году в образовательных
организациях ФСИН России). При этом результаты исследований должны учитываться при определении подразделений и должностей для последующего назначения выпускников [4, абз. 3 п. 1, абз. 1 п. 2].
Основной задачей СПФИ, осуществляемой с целью профессионального отбора, является получение информации по следующим факторам риска [3, п. 6]:
а) искажение анкетных данных (наличие второго гражданства, использование фальшивых документов и т. д.);
б) выявление отрицательных мотивов поступления на службу (перемещения по службе);
в) выявление расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя;
г) устойчивые формы агрессивного реагирования в конфликтных ситуациях;
д) участие в деятельности запрещенных общественных организаций;
е) наличие недекларированных доходов, имущества и обязательств имущественного характера;
ж) наличие не связанных с выполнением оперативно-служебных задач отношений с людьми, имеющими криминальное прошлое;
з) наличие заболеваний (травм), препятствующих службе;
и) факты употребления психоактивных и наркотических веществ в немедицинских целях;
к) совершение правонарушений и дисциплинарных проступков, за которые обследуемый не привлекался к ответственности;
л) игровая зависимость;
м) хранение (использование) незарегистрированного оружия.
СПФИ проводится также при наличии выраженного установочного поведения при проведении психодиагностического обследования (получении недостоверных результатов психодиагностического обследования).
По решению руководителя учреждения и органа УИС может осуществляться изучение иных факторов риска, связанных со спецификой прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно разъяснениям к распоряжению ФСИН России от 06.05.2013 № 92-р [5, абз. 2] СПФИ необходимо проводить в отношении кандидатов, поступающих в образовательные организации ФСИН России (на очную форму обучения), в соответствии с методическими
рекомендациями от 18.07.2011 № 7-13191-01 «О порядке психологических и психофизиологических исследований в УИС» [3], в которых приведен широкий спектр вышеперечисленных факторов риска. Вместе с тем в указанных разъяснениях предписывается проводить СПФИ только по двум факторам:
- участие в деятельности запрещенных общественных организаций;
- факты употребления психоактивных и наркотических веществ в немедицинских целях.
Данное обстоятельство подчеркивает особую важность и актуальность выявления указанных негативных явлений, присутствующих, к сожалению, в современном российском обществе среди молодежи.
Выше мы отмечали, что согласно распоряжению ФСИН России от 06.05.2013 № 92-р речь идет о выборочном проведении специальных психофизиологических исследований курсантов в период их обучения, однако конкретной регламентации категорий обучающихся, которые должны пройти обследование на полиграфе, не приводится [4, абз. 1 п. 2]. Представляется целесообразным проведение полиграфных проверок курсантов, в отношении которых существует информация о высокой вероятности наличия определенного фактора риска либо есть объективные предпосылки для подозрения в причастности к проверяемым фактам (например, наличие экстремистских материалов на страницах в социальных сетях, факт освидетельствования на употребление психоактивных веществ и т. п.). При этом субъектами предоставления такой информации в первую очередь могут выступать командиры учебно-строевых подразделений, сотрудники отдела по работе с личным составом, сотрудники оперативных подразделений, обслуживающих образовательные организации.
Целесообразность проведения именно выборочных специальных психофизиологических обследований курсантов образовательных организаций ФСИН России актуализируется еще и в связи с тем, что, как правило, выпускники, прибывшие для прохождения службы, проходят проверку на полиграфе и в территориальном органе ФСИН России.
Распоряжением ФСИН России от 06.05.2013 № 92-р установлено, что результаты исследова-
ний на полиграфе должны учитываться при определении подразделений и должностей для последующего назначения выпускников [4, абз. 1 п. 2], однако если в образовательных организациях ФСИН России осуществляется целевое обучение по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, то возможность назначить выпускника на должность не в соответствии со специальностью для руководства территориального органа ФСИН России сужается достаточно существенно. Вместе с тем становится очевидным, что выпускники, показавшие в процессе проверки на полиграфе причастность к исследуемым факторам риска, не должны быть назначены на ключевые позиции (должности в управлении территориального органа УИС, руководящие должности в учреждениях УИС).
Согласно нормативным документам проведение СПФИ осуществляется психологом, психологом-экспертом, медицинским психологом учреждений и органов УИС, имеющими необходимую подготовку, подтвержденную соответствующим документом [1, п. 7], либо психологами центров психофизиологической диагностики, при их отсутствии - психологами по работе с личным составом, или иными специалистами, которые прошли подготовку в области проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа [3, абз. 3 п. 1].
При этом подразумевается, что СПФИ в отношении обучающихся и выпускников в образовательных организациях ФСИН России должны проводить сотрудники отделения психологического обеспечения образовательного процесса либо иные специалисты, которые прошли подготовку в области проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа (преподаватели либо иные лица).
Однако учитывая недостаточное количество данных специалистов, значительное число курсантов и выпускников, а также регламентированную рабочую нагрузку на полиграфолога (не более двух-трех человек в течение рабочего дня и один день для оформления документов по результатам СПФИ), необходимо освобождение специалистов от своих обязанностей по основной должности для проведения СПФИ, что не всегда представляется возможным. В данном случае существует объективная необходимость введе-
ния в штаты образовательных организаций экспертов-полиграфологов для осуществления функций по проведению специальных психофизиологических исследований.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что СПФИ с использованием полиграфа является одной из составных частей в ряду мероприятий, проводимых для обеспечения высокой профессиональной пригодности лиц, отбираемых для обучения в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы, а также оценки их благонадежности в период обучения и в процессе распределения на конкретные должности. Однако, хорошо понимая, какое положительное значение может иметь использование полиграфа для оценки надежности персонала, все же не следует впадать в крайность - считать, что полиграф является панацеей от всех проблем в сфере безопасности, и уповать только на него. Как и любой другой прикладной научный метод, СПФИ обладает вполне определенными ограничениями и обязательно должно использоваться не изолированно, а в совокупности с другими методами и средствами диагностики. ^
1. Об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в уголовно-исполнительной системе : приказ Минюста России от 25.05.2011 № 165 // Российская газета. 2011. 24 июня (№ 5511). С. 17.
2. Об утверждении категорий должностей в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые проводится психофизиологическое исследование с применением полиграфа : приказ Минюста России от 16.04.2013 № 51 // Ведомости УИС. 2013. № 6. С. 73.
3. О порядке психологических и психофизиологических исследований в УИС : методические рекомендации от 18.07.2011 № 7-13191-01. Документ опубликован не был.
4. Об организации работы по отбору кандидатов на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования ФСИН России, проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа и порядке осуществления перемещения сотрудников уголовно-исполнительной системы на службу в другие территориальные органы ФСИН России : распоряжение ФСИН России от 06.05.2013 № 92-р. Документ опубликован не был.
5. Разъяснения к распоряжению ФСИН России от 06.05.2013 № 92-р : письмо ФСИН России от 15.05.2013 № 14739. Документ опубликован не был.