инициируемыми извне.
Таким образом, сопоставляя результаты корреляционного анализа в группах испытуемых, можно отметить тот факт, что в целом эмоциональная оценка детьми сиротами событий своего будущего негативная.
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений о жизненных перспективах детей-сирот, раскрывается в выраженности внутренних конфликтов, в системе ценностных ориентаций, противоречивом эмоциональном отношении к будущему. Межфункциональные изменения ценностно-смысловой и эмоциональной составляющих представлений о жизненных перспективах проявляются в изменении эмоционального отношения к будущему.
2. У воспитанников детского дома отрицательное эмоциональное отношение к будущему обусловлены значимостью счастливой семейной жизни, здоровья, красотой природы и искусства. В основе негативного эмоционального отношения к будущему у воспитанников школы-интерната лежит важность интересной работы, активной деятельной жизни, любви, красоты природы и искусства. Позитивное эмоциональное отношение к будущему у детей из детского дома и школы-интерната связано с ценностью материально-обеспеченной жизни, у воспитанников школы-интерната также еще с ценностью свободы в поступках и действиях.
3. Продумывание планов на будущее у детей-сирот связано с эмоциональным отношением к будущим событиям. Чем более насыщенным представляется будущее, тем более выражена его негативная оценка как тяжелого и скучного.
4. Специфика планирования ближней, средней и дальней перспективы у детей-сирот опосредуется особенностями эмоциональных представлений о событиях будущего. Для воспитанников детского дома настрой на ближайший год связан с ожиданием стандартных событий, предстоящее пятилетие они связывают с нестабильностью. Для воспитанников школы-интерната события ближайшего года представляются плохими, тяжелыми и пессимистичными. События среднеудаленного будущего для них нестабильные и пустые. События дальней перспективы представляются инициируемыми извне.
Контактная информация^е^1оуа1973@таП.ги
Статья поступила в редакцию 10.10.2016
УДК 159.9.072
ПРАКТИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Ольга Игоревна Юрина, старший преподаватель, Инна Валериевна Лаврентьева, кандидат психологических наук, доцент, заместитель
начальника кафедры, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (Академия ФСИНРоссии, Рязань)
Аннотация
Проведенное авторами исследование позволяет выделить особенности проведения полиграфных проверок на современном этапе развития УИС. Возможность применения полиграфных исследований в образовательных учреждениях ФСИН России позволяет выявить риски негативного поведения курсантов, решить ряд проблем, возникающих в процессе их обучения и службы, а также обеспечивает, по окончании обучения, определённую обоснованность назначения на должность наиболее подходящего кандидата. Основной задачей практического применения специальных психофизиологических исследовании в УИС является приведение к единообразию методик и тестов, используемых экспертами-полиграфологами УИС в зависимости от тематики и целей об-
следований; осуществление экспертами-полиграфологами своей деятельности на основании единых методологических и диагностических требований.
Ключевые слова: опрос с использованием полиграфа, полиграфные проверки, полиграф в УИС, курсанты образовательных учреждений ФСИН России, эксперт-полиграфолог.
PRACTICE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL RESEARCH WITH USE OF POLYGRAPH IN THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE PENAL
SYSTEM
Olga Igorevna Yurina, the senior teacher, Inna Valeryevna Lavrentyeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Deputy
Department chairman, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan
Annotation
The authors' research allows highlighting the peculiarities of conducting the polygraph testing at the present stage of development of the correctional system. The possibility of application of the polygraph examinations in the educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia allows revealing the risk of the negative behavior of cadets, solving a number of the problems arising in the process of their learning and services, and also provides, upon completion of training, a certain validity of appointing the most suitable candidate. The main task of the practical application of polygraph examination in penal system is bringing to uniformity of methods and tests used by the UIS expert in polygraph tests depending on the topic and the objectives of the surveys; the implementation by the expert polygraph examiners their activities on the basis of unified methodological and diagnostic requirements.
Keywords: survey with using the polygraph, polygraph examination, polygraph in prison, cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, polygraph examiner.
На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы (далее УИС) Российской Федерации, руководство ФСИН России, в целях повышения эффективности кадрового отбора, а также дальнейшего сопровождения служебной деятельности персонала УИС организует и обеспечивает проведение специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа (далее СПФИ) в подразделениях ФСИН России. Поэтому при подборе кандидатов на службу в УИС, поддержании высокого статуса его работников, а также при решении ряда служебных задач применяется эффективный и экономичный метод специальной психофизиологической диагностики - исследование на полиграфе. В связи с этим, повышается актуальность качества полиграфных проверок на местах с целью подбора компетентных сотрудников обладающих высокими моральными качествами и высокой мотивацией к работе в подразделениях ФСИН России. Своевременное выявление возможных факторов риска в отношении персонала УИС, а также при комплексном изучении личности, актуализирует необходимость СПФИ и в таком направлении применения, как оперативно-розыскная деятельность в УИС.
Наиболее часто СПФИ в УИС проводятся в двух направлениях:
- в скрининговых исследованиях при отборе кандидатов на службу (учебу в образовательные учреждения УИС), при перемещении, а также оценке работающего персонала УИС (по ряду оснований);
- в оперативно-розыскных мероприятиях, при расследовании правонарушений в
УИС.
В проекте ФЗ «О применении полиграфа» впервые закреплено понятие полиграф, под которым понимается «техническое средство, предназначенное для гласной синхронной регистрации в процессе опроса человека параметров его физиологических процессов, позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и (или) цифровом виде» [2]. Также в указанном законопроекте закрепляется ряд других понятий, связанных с проведением опросов с использованием полиграфа, принципы и цели проведения полиграфных проверок, права и обязанности лиц, которые осуществляют опрос, порядок про-
ведения опросов. Данный законопроект разделяет и предполагает введение в жизнь добровольный и обязательный опросы с использованием полиграфа, ставит условия их выполнения и регламентирует последствия отказа от них. По мнению Е.К Волчинской и Ю.И. Холодного, указанный закон призван воплотить в жизнь положение о том, что общество обязано строго соблюдать паритет между правами человека на неприкосновенность личной жизни и правом общества ограждать свои интересы и безопасность от преступных посягательств [1].
Кроме того, необходимо отметить, что на современном этапе развития УИС существуют предпосылки возникновения нового, требующего значительного научного исследования и нормативно-правового регулирования направления использование СПФИ -при комплексном изучении личности осужденных.
Настоящее исследование посвящено изучению особенностей проведения СПФИ в образовательных организациях ФСИН России.
Методами исследования выступили: анализ нормативных документов и научной литературы, анализ практики СПФИ в кадровой работе в УИС методом интервью экспертов-полиграфологов; непосредственно в процессе СПФИ применена скрининг-процедура методики контрольных вопросов.
При проведении исследования с курсантами предварительно проведен сбор необходимой информации об испытуемых: изучение личных дел, определение проблемных тем «рисков», которые необходимо проверить при скрининге. Курсанты заблаговременно были предупреждены о цели, датах обследования, добровольности участия в данной процедуре. Интересно отметить, что уже на данном этапе проведения СПФИ, некоторые курсанты отказывались от участия в обследовании.
В соответствии с методикой контрольных вопросов были сформулированы вопросы многозадачного скрининга, в которые были заложены темы «рисков». Определены цели предтестовой беседы.
На этапе тестирования, в ходе предтестовой беседы с курсантом, было обсуждено содержание вопросов теста в соответствии с порядком обсуждения вопросов теста метода контрольных вопросов.
Непосредственно в ходе тестирования, визуально осуществлялась предварительная оценка результатов по выраженности психофизиологических реакций на предъявляемые стимулы (вопросы), в связи с чем, по окончании обследования (этап заключительного собеседования), задавались уточняющие вопросы по наиболее ярким реакциям.
С целью анализа практической деятельности экспертов-полиграфологов, проводящих СПФИ в рамках профессионально-психологического отбора, был проведен опрос-интервью эксперта-полиграфолога. Эксперты проводят СПФИ в отношении кандидатов при приеме на службу в подразделения ФСИН России.
Анализ интервью позволяет сделать следующие выводы:
- СПФИ в подразделениях МВД и ФСИН России проводятся в основном в отношении кандидатов на службу;
- методики и тесты СПФИ, используемые экспертами определяются не только целями и задачами исследований, в целом аналогичных в рассматриваемых ведомственных структурных подразделениях, но и зависят от стажа, опыта работы и предпочтений специалиста-полиграфолога;
- специалисты используют в основном компьютерную и экспертную оценку полиграмм и реже балльную; общий анализ СПФИ осуществляется с учетом результатов психологической диагностики, а также внешних реакций и особенностей поведения обследуемого;
- «факторы риска» - злоупотребление алкоголем и прием наркотических веществ, наиболее часто выявляемые в ходе специального психофизиологического исследования граждан (кандидатов на службу), как части общества, в частности отражает про-
блемы общества;
- случаи противодействия со стороны обследуемых носят единичный характер; в решении проблем организационного плана, с которыми сталкиваются специалисты, необходимо участие инициаторов СПФИ.
Использование полиграфа в обследовании кандидатов на службу в УИС, повышает эффективность отбора сотрудников, позволяет внести свой положительный вклад в проблему текучести кадров, предупреждает риски коррумпированного, деструктивного девиантного, аутоагрессивного поведения работников.
В целом, по результатам проведенного исследования можно сделать выводы о том, что возможность применения полиграфных исследований в образовательных учреждениях ФСИН России позволяет выявить риски негативного поведения курсантов, решить ряд проблем, возникающих в процессе их обучения и службы, а также обеспечивает, по окончании обучения, определённую обоснованность назначения на должность наиболее подходящего кандидата.
На современном этапе развития УИС происходит расширение и детализация правовой базы применения СПФИ в учреждениях и органах ФСИН России, что обуславливает более четкое понимание возможностей, процедуры и результатов применения данного метода, как при кадровом отборе, так и по ряду других оснований. Как следствие этого - просвещение руководителей и сотрудников территориальных органов ФСИН России в области практики применения СПФИ, формирование правильного понимания и отношения к задачам и процедуре подобных исследований.
Основная задача практического применения СПФИ в УИС на данном этапе ее развития - приведение к единообразию методик и тестов, используемых экспертами-полиграфологами УИС в зависимости от тематики и целей обследований; осуществление экспертами-полиграфологами своей деятельности на основании единых методологических и диагностических требований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волчинская, Е.К. Пора наводить порядок (несколько замечаний к законопроекту «О применении полиграфа») / Е.К. Волчинская, Ю.И. Холодный // Вестник Академии экономической безопасности МВД РФ. - 2009. - № 11. - С. 61.
2. Проект Федерального закона «О применении полиграфа» // Вестник Академии экономической безопасности МВД РФ. - 2009. - № 11. - С. 62-73.
REFERENCES
1. Volchinskaya, E.K., Holodny, Y.I. (2009) "It's time to restore order (some comments to the draft law "About polygraph application")", Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, No 11, pp. 61.
2. "Draft federal law on the use of the polygraph" (2009), Bulletin of the Academy of economic security interior of Russia, No 11, pp. 62-73.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2016