ет избежать негативных нравственных, психологических и физических последствий изоляции, поскольку при альтернативном наказании навыки социального взаимодействия сохраняются и развиваются под воздействием социальной среды и при активной помощи сотрудников служб пробации.
В-третьих, санкции, не связанные с изоляцией от общества, обладают также значительными экономическими преимуществами, их применение дает возможность разгрузить учреждения лишения свободы, перераспределить ресурсы, направить усилия государства на более адресную работу с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке
и не представляющими угрозы для безопасности общества и государства.
Государственная служба пробации — это государственное учреждение, которое заботится об общественной безопасности, работая с людьми, которые отбывают уголовное наказание не в местах лишения свободы, а в обществе (условные наказания, принудительные работы), и помогает бывшим заключенным вернуться в общество. Основными направлениями работы служб пробации являются развитие и организация политики исполняемых в обществе уголовных наказаний и оказание помощи лицам после освобождения из учреждений лишения свободы.
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПОЛИГРАФОЛОГОВ
Аннотация: в статье на конкретном примере автор рассматривает проблемы организации подготовки специалистов-полиграфологов на базе ведомственного высшего учебного заведения, ранее опыта работа по данному направлению не имевшего.
Ключевые слова: полиграф, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, Академия ФСИН России.
The summary: This article on a specific example, the author examines the problem of providing training of polygraph-based departmental institution of higher education, previous experience working in this area who had not.
Keywords: polygraph, special physiological investigating the use of the
В. Ю. Неклюдов
polygraph, the Academy of the FPS of Russia.
В соответствии с распоряжением директора ФСИН России от 31 марта 2010 г. № 68-р «О применении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфных устройств» управлению кадров было поручено организовать подготовку сотрудников военно-врачебных комиссий по учебной категории «Специалист по опросам с использованием полиграфа в УИС». Подготовку специалистов планировалось осуществлять на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (ВИПК МВД России, г. Домодедово). Однако в силу того обстоятельства,
что ВИПК МВД России отказал в подготовке специалистов на своей базе, было принято решение об организации курсов в Академии ФСИН России (г. Рязань).
С учетом того, что подготовку специалистов необходимо было начать в 2011 г., в экстренном порядке была разработана программа обучения для данной категории сотрудников — «Специалист по опросам с использованием полиграфа в УИС», а также предприняты меры по оборудованию помещения для проведения занятий. В качестве преподавателя по подготовке специалистов в области инструментальной детекции лжи был привлечен один сотрудник из числа преподавателей Академии ФСИН России, который прошел подготовку по проведению специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа (далее — СПФИ) в ВИПК МВД России. Поскольку данный сотрудник не обладает достаточными практическими навыками, которые крайне необходимы для проведения занятий с будущими полиграфологами, автор настоящей статьи был привлечен для оказания содействия в их обучении.
Учитывая изложенное, считаем необходимым высказать свое мнение по программе обучения указанной категории специалистов. Однако прежде всего напомним, что в уголовно-исполнительной системе подготовка специалистов в области инструментальной детекции лжи возложена на одно из структурных подразделений центрального аппарата и проводится в полном объеме самостоятельно уже свыше 10 лет. При этом осуществляется как теоретическое, так и практическое обучение, методическое сопровождение, контроль над качеством
работы специалистов, а также обеспечение техникой.
Именно качеству обучения и работы все эти годы уделялось особое внимание. Так сложилось, что сотрудники центрального аппарата, принимающие участие в обучении, несут практически личную ответственность за работу каждого специалиста, а в связи с этим и требования к сотрудникам во время обучения выдвигаются самые жесткие. Не все кандидаты выдерживают такую нагрузку и из группы периодически отчисляют 1-2 сотрудников. Обучение очень непростое в силу своей информативности, необычности, объемности, длительности. Как-то через несколько дней после начала обучения курсанты с грустной улыбкой сказали: «Вы говорили, что обучение настолько необычное, и ни на что не похожее, что «вывернет нам мозги». Мы думали, что на это уйдет не меньше недели. Но нет — хватило трех дней».
Менять свое мировосприятие хотят и могут не все. И надо иметь известное мужество, чтобы признаться и себе, и окружающим в том, что эта профессия не для тебя.
Бытует мнение, что всю работу при проведении СПФИ делает полиграф, а специалист просто нажимает кнопки; специалистов, порой, называют «операторами полиграфа» — приехал с чемоданчиком, поговорил пару часов—уехал. Это типичное мнение обывателей, руководителей силовых структур, работодателей, сотрудников служб безопасности различных фирм, имеющих либо поверхностную информацию об инструментальной детекции лжи из СМИ, либо вообще не имеющих представления о том, что конкретно делают грамотные специалисты-полиграфологи.
Только по окончании обучения будущие специалисты понимают, насколько трудна, деликатна и ответственна новая работа. Специалисты, проходившие подготовку в центральном аппарате, после освоения материала стажируются в течение года в своих подразделениях, и только после этого, при условии выполнения всех требований сложнейшей программы стажировки имеют право на получение документа государственного образца, позволяющего осуществлять деятельность в области детекции лжи с применением полиграфа. На то, чтобы набраться опыта и понять, чем ты все-таки занимаешься, уходит около трех лет. В связи с этим раз в 3 года, специалисты ФСИН России проходили курсы повышения квалификации, что существенно снижает риск профессионального выгорания.
В 2011 году во исполнение распоряжения директора ФСИН России Академией ФСИН России были приняты экстренные меры по реализации обучения полиграфологов:
1. Оборудован полигон рабочего места специалиста СПФИ, который отвечает всем требованиям к помещениям для проведения СПФИ. Кабинет оборудован по последнему слову техники, со стационарным видеонаблюдением, которое позволяет негласно оценивать работу специалиста и поведение субъекта во время СПФИ. Также был оборудован класс для обучения специалистов. Вместе и класс и полигон представляют собой отличное место для получения специальных знаний и проведения СПФИ. Что, конечно, достойно внимания.
2. В ВИПК МВД России прошли обучение два специалиста по проведению СПФИ из числа преподавателей Акаде-
мии ФСИН России. О качестве данного обучения можно спорить долго. Даже если предположить, что целью этого обучения было получение исключительно теоретических знаний для дальнейшего преподавания по направлению СПФИ, то этого недостаточно потому, что не-практикующий специалист не может в полном объеме донести до слушателей суть метода и ответить на их вопросы в дальнейшем.
3. В кратчайшие сроки специалистами была разработана уже упоминавшаяся рабочая программа профессиональной переподготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы категории «Специалист по опросам с использованием полиграфа в УИС». Из названия программы сразу же возникает вопрос: специалист по опросам с использованием полиграфа в УИС по какому направлению? Как указано в распоряжении — для подбора кадров (скрининга)? Или для проведения служебных проверок? Для расследования преступлений? Для всех направлений? Мы уже отмечали, что в УИС есть подразделение, которое всем этим занимается уже более 10 лет.
Следует отметить, что программа обучения не выдерживает никакой критики потому, что составлена без анализа различных программ обучения МВД, ФСБ, Минобороны России, без учета уже сложившегося опыта ФСИН России в обучении специалистов СПФИ.
В частности, по тексту программы не прослеживается главная цель — подготовка сотрудников по единой методической схеме; материал не поддается логическому осмыслению, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на усвоении слушателями материала. На-
пример, лекция по основам физиологии «Кожа человека, ее функциональное значение» была доведена до слушателей не на начальном этапе обучения, когда это важно и своевременно, а перед убытием на стажировку, когда они уже должны были уметь составлять тесты и выделять информативные физиологические признаки, что является грубым нарушением всех методических правил.
Состав дисциплин в расписании носил хаотичный характер, не учитывалось единое методическое раскрепление по блокам. Занятия начинались ежедневно с отдельно взятой темы, которая не завершалась закреплением знаний в ходе семинарских занятий, и сразу переходили к другой практической части, что не позволяло слушателям усваивать материал, данный в ходе лекционных занятий.
Заметим, что преподавательский состав для реализации учебной программы был подобран из числа штатных преподавателей Академии ФСИН России, с которыми (практически с каждым) знаком лично. Отношусь к преподавателям кафедр психологического факультета с глубоким уважением. Все преподаватели — заслуженные, высокообразованные специалисты, прекрасные ораторы, профессионалы, имеют ученые степени. Однако они не имеют представления о специфике подготовки специалистов СПФИ, не обладают специальными знаниями в области инструментальной детекции лжи, что привело к их формальному участию в обучении слушателей. Они всего лишь участвовали в лекционном процессе. Это стало причиной отсутствия какого-либо вида контроля над усвоением материала и заданий для самостоятельной и лабора-
торной работы, что в направлении СПФИ крайне важно.
Еще одна проблема заключается в отсутствии методического, практического и раздаточного материала, подготовкой которого обязано заниматься образовательное учреждение. Организаторами обучения не было подготовлено ни одной полиграммы, которые просто необходимы для закрепления навыков специалистов-полиграфологов. Именно полиграммы, полученные в ходе СПФИ, являются тем наглядным материалом, с которым работает специалист. Специалист должен четко определять информативные физиологические признаки, на основании которых он принимает решение об искренности или неискренности субъекта, также при анализе полиграмм закрепляются навыки их обсчета, что играет важнейшую роль в принятии специалистом того или иного решения по результатам исследования. Мы подготовили необходимый материал, но работа в авральном режиме неприемлема для уважающего себя вуза. За время практических занятий полиграммы пришли в негодность, для следующей группы нужно готовить новый материал.
Так называемый раздаточный материал, своего рода помощь, подсказка, которую можно использовать, если по пройденному материалу возникают вопросы (а они возникают, они не могут не возникать), также пришлось готовить самому, потому что по себе знаю, что он необходим, как воздух. Особенно по месту прохождения службы, где рядом нет преподавателя и не с кем обсудить возникающие проблемы. Раздаточный методический материал нужен именно в распечатанном виде, а не в электронном, так как особенности вос-
приятия человека таковы, что материал полиграфолог усваивает лучше с листа, нежели с экрана компьютера, а все то, что дается слушателям в электронном виде, как показывает практика, просто «забрасывается» в компьютер, в лучшем случае в отдельно созданную папку. Это аксиома.
Группа обучающихся состояла из 18 человек, что привело к тому, что занятия пришлось проводить не в подготовленной для этого аудитории, а в коридоре. Специфика обучения специалистов-полиграфологов и подачи теоретического материала не позволяет качественно обучать группы составом более 12 человек. В идеале численность группы не должна превышать 8-12 сотрудников при условии, что с ними будет заниматься группа практических специалистов. Именно группа специалистов нужна для того, чтобы «достучаться» до каждого слушателя, обсудить с каждым недостатки и пробелы в усвоении материала, ответить на все вопросы, возникающие в процессе обучения по работе с полиграфом. К сожалению, в Академии ФСИН России я оказался единственным специалистом-практиком.
Техническая сторона обучения также не соответствовала требованиям. Слушатели прибыли с полиграфами одной фирмы, но с различными версиями программного обеспечения, не имея навыков работы с данным оборудованием. Что добавило сложностей в обучении, так как у разных версий программного обеспечения полиграфов «ДИАНА» различные интерфейсы. Представители или заинтересованные лица фирмы-разработчика данного оборудования не были приглашены для доведения до слушателей особенностей функциони-
рования программного обеспечения и работы с интерфейсами различных версий оборудования, которое им предстоит использовать в дальнейшем.
В процессе обучения обязательно должен принимать участие преподаватель-«технарь», отслеживающий все изменения в программном обеспечении полиграфов, на которых обучаются и работают специалисты, чтобы грамотно доносить до слушателей все нюансы по работе с техникой, а также консультировать слушателей по своему направлению во время стажировки и службы в дальнейшем.
Стажировка была определена программой в 40 суток. Это очень, очень, очень мало! Исключаем 10 выходных, учитываем требования о том, что на проведение одного СПФИ отводиться 3 суток, заключение подготавливается не позднее 10 суток со дня проведения СПФИ, нагрузка составляет не более 2 человек в день... Очень сложно за 40 суток провести 15-20 качественных СПФИ, повторяю, качественных с полной их обработкой, обсчетом и принятием решения.
Работа специалиста-полиграфолога заключается не в количестве, а в качестве проделанной работы, потому что в руках специалиста деликатный метод детекции лжи, требующий высочайшего профессионализма. Тот, кто хотя бы раз проходил полиграфную проверку, ощутил на себе «тяжесть датчиков», общение со специалистом и прочувствовал настроение, которое грамотный специалист формирует в ходе СПФИ, согласится со мной.
Помимо практического задания за те же 40 суток нужно было подготовить объемную дипломную работу, на подго-
товку которой в вузах дается не менее 4 месяцев.
Сложность еще заключается и в том, что специалисты в данном случае были первыми на местах. У них возникнет много проблем и вопросов, которые они привезут со стажировки, и с учетом этих проблем нужно будет вносить изменения в процесс обучения, корректировать программу. Не уверен, что каждый справится с условиями стажировки и успешно закончит курс. Однако только после этого, после проработки всех тонкостей, которые возникнут, можно набирать последующие группы. Специалисты убыли на стажировку без какого-либо временного удостоверения, позволяющего проводить СПФИ. Вопрос: на каком основании они будут их проводить? Без подобного документа специалисты не имеют права составлять заключения по результатам проведенного СПФИ. Не уверен, что руководитель подразделения, выдавший задание на проведение СПФИ, и не получивший ответы на свои вопросы, выдаст его еще раз, даже если ему будет разъяснено, что СПФИ проводилось в качестве «домашнего задания», то есть было учебным.
Еще вопрос, кто будет контролировать деятельность новоявленных специалистов. В Инструкции 2011 г. вроде бы прописаны категории — кто и как. Однако в кадровой службе ФСИН России, на которую возложены обязанности по исполнению распоряжения директора ФСИН России, нет подразделения, которое может этим заниматься. Нет полиграфолога должного уровня подготовки, обладающего специальными знаниями и достаточным практическим опытом работы в направлении СПФИ, который квалифицированно и четко ответит на
вопросы специалистов с мест, даст четкие инструкции по устранению тех или иных недостатков, а также квалифицированные разъяснения по методике проведения СПФИ. Кто будет отслеживать материал, отработанный специалистами? Кто будет давать оценку их практической деятельности? У кого специалисты с мест будут получать качественные консультации по теоретическим, правовым и практическим вопросам по направлению своей деятельности?
Нужно отдавать себе отчет, что полиграфные проверки — это не дань моде, а очень сложный, тонкий и деликатный процесс работы с отдельно взятым человеком со своей психикой, нравственностью, моралью, принципами, устоями, и если непрофессионально на все это воздействовать, результат будет, мягко говоря, отрицательный. Отсюда вопрос: КОГО ГОТОВИМ? НАСКОЛЬКО КАЧЕСТВЕННОЙ БУДЕТ РАБОТА ТЕХ, КОГО ГОТОВИМ?
В связи с изложенным считаю, что каждое подразделение УИС должно заниматься своим делом. В частности, Академия ФСИН России, обладающая огромнейшим потенциалом в ряде областей различных наук, но не имеющая опыта в деле подготовки специалистов по направлению инструментальной детекции лжи, готовит кадры как для силовых ведомств, так и для гражданских структур, а подготовкой специалистов СПФИ должны заниматься сотрудники, обладающие соответствующими теоретическими и практическими навыками и знаниями. Только такой подход можно считать ГОСУДАРСТВЕННЫМ. Считаю необходимым функции подготовки специалистов СПФИ оставить за структурным подразделением центрального
аппарата уголовно-исполнительной системы, на которое возложено обучение специалистов в области инструментальной детекции лжи, которое проводит обучение в данном направлении в полном объеме самостоятельно уже более 10 лет.
Почему мы решили поделиться этими мыслями? Очень хочется сохранить лицо Академии ФСИН России — сильнейшего вуза по подготовке различного рода специалистов ФСИН России (и не только). Каждый выпускник Академии ФСИН России обладает тем необходимым объемом знаний, который позволяет ему работать в любой силовой и гражданской структуре. «Бывших не бывает», именно Академия ФСИН России и УИС дали автору настоящей статьи путевку в жизнь. УИС имеет свою отличную, устоявшуюся полиграфную школу, где автор и еще много специалистов проходили и проходят обучение полиграфному делу, и сколько бы потом нам не приходилось повышать квалификацию, можно сказать, что так трепетно и профессионально к обучению специалистов СПФИ, как в центральном аппарате ФСИН России, мало где подходят.
Справка:
Неклюдов Владимир Юрьевич имеет высшее психологическое образование, в 1998 г. окончил психологический факультет Рязанского института права и экономики МВД России, так же прошел обучение:
- в Вологодском институте права и экономики Минюста России по программе «Подготовка специалистов по проведению инструментальных психофизиологических опросов при рассле-
довании преступлений»(свидетельство № 164 выдано в 2002 г.);
- краткосрочное повышение квалификации по программе «Подготовка специалистов по проведению инструментальных психофизиологических опросов» ФГОУ«Учебный центр УФСИН России по городу Москве» (удостоверение № 478 от29.04.06 г.);
- краткосрочное повышение квалификации по программе «Подготовка специалистов по проведению инструментальных психофизиологических опросов» ФГОУ «Межрегиональный учебный центр ФСИН России» (сертификат № 609 от23.04.09 г.);
- краткосрочное повышение квалификации по направлению «Информационное и правовое обеспечение психофизиологических исследований с использованием полиграфа в уголовном судопроизводстве» ФПКП Московского Государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета) (удостоверение № 09-71 от 18.12.09 г.);
- краткосрочное повышение квалификации по «Программе повышения квалификации специалистов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в области применения полиграфа в работе с кадрами» в Региональном учебно-научном центре «Безопасность» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (удостоверение П-042 22.02.11 г.).
Основной опыт своей работы получил в подразделениях ФСИН по Республике Коми, ФСИН по Рязанской области. Общий стаж работы в качестве специалиста полиграфолога —10 лет.