УДК 159.923; ББК 67.401
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-1003 5
© Шелепова М.А. 2020
TOPICAL ISSUES OF PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Mary A Shelepova,
head of the department of personnel and moral and psychological support of activity internal affairs bodies of the Tyumen institute of advanced training of the MIA of Russia, candidate of pedagogical sciences E-mail: [email protected]
Мэри Амирамовна Шелепова,
начальник кафедры кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации МВД России, кандидат педагогических наук
E-mail: [email protected]
Для цитирования: Шелепова М.А. Актуальные вопросы профилактики профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2020. С. 53-57. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.
Abstract. The Problems of professional deformation of the individual as a whole and professional deformation of employees of internal Affairs bodies are one of the most urgent problems both in practical and applied, and in scientific and psychological terms. This is due to the fact that every profession, and especially an employee of the internal Affairs bodies, requires certain psychophysiological qualities necessary for successful activity. At the same time, the latter have quite high requirements for the neuropsychic sphere. This is due to many factors: working in extreme conditions, increased responsibility, and irregular working hours. The article presents various points of view of scientists on the definition of professional deformation, the causes of its occurrence in employees of internal Affairs bodies, objects and subjects of prevention of such deformation. On the basis of which the main tasks of prevention of professional deformation of employees of internal Affairs bodies are identified. Prevention of professional deformity is a set of measures that include both psychological and educational measures. The role of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in such prevention, as well as in General training and education of employees of internal Affairs bodies, is highlighted.
Keywords: deformation, personality, professional deformation, an employee of internal Affairs bodies, prevention.
Аннотация. Проблемы профессиональной деформации личности в целом и профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел являются одной из актуальных проблем как в практически-прикладном, так и в научно-психологическом плане. Обусловлено это тем, что каждая профессия, а тем более сотрудника органов внутренних дел требует наличия определенных психофизиологических качеств, необходимых для успешной деятельности. При этом к последним предъявляются достаточно высокие требования к нервно-психической сфере. Это обусловлено многими факторами: работой в экстремальных условиях, повышенной ответственностью, не нормированным служебным временем. В статье приводятся различные точки зрения ученых на определение понятия профессиональная деформации, причины ее появления у сотрудников органов внутренних дел, объекты и субъекты профилактики такой деформации. На основе чего выделены основные задачи профилактики профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дели мероприятия по ее проведению. Профилактика профессиональной деформации это комплекс мер, включающих как меры психологического воздействия, так и воспитательного характера. Особо выделена роль в такой профилактике образовательных организаций системы МВД России, а также в целом обучению и воспитанию сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: деформация личности, профессиональная деформация, сотрудник органов внутренних дел, профилактика.
Профессиональная деформация у большинства людей может ассоциироваться с фразой «мой отец был военным, потому дома царила жесткая дисциплина...».
Одними из первых специалистов в области юридической психологии, раскрывших понятие профессиональной деформации был А.Р. Ратинов. Теоретические и эмпирические исследования
по данному вопросу нашли свое отражение в работах Г.Г. Шиханцева, В.Л. Васильева, К.Р. Така-саевой. Наиболее подробное изучение профессиональной деформации сотрудников милиции изложено в трудах А.В. Буданова, А.М. Столярен-ко, В.С. Медведева и др. Кроме того, профессиональной деформацией занимались такие ученые, как Э.Ф. Зеер, С.Е. Борисова, С.П. Безносов. Причины профессиональной деформации раскрыты в работах Р.М. Грановской, А.К. Маркова, Д.Г. Трунова и др.
На сегодняшний день вопрос профилактики профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел остается проблемным и актуальным. Правильная организация данной работы, может позволить грамотно работать профессиональным коллективам подразделений органов внутренних дел и эффективно справляться с задачами оперативно-служебной деятельности, а также существенно уменьшить количество совершаемых сотрудниками преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, количество несчастных случаев, суицидов и т.д. Общение населения с грамотными, образованными и правильно воспитанными сотрудниками полиции, так или иначе, приведет к росту авторитета полиции в целом перед населением нашей страны.
Термин «professio^l deformatiоn» впервые использовал Х. Ландероком в своей статье «Профессионализм: Исследования профессиональной деформации», которая была опубликована в 1915 г. в «Американском журнале социологии». В своей статье автор пишет о том, что профессиональная деформация -это изменение процессов мышления у отдельного человека и нездоровое оценивание важности его деятельности в общей работе всего трудового коллектива [1, С. 56].
Профессор Э.Ф. Зеер указывает на неизбежность деформации личности профессионала, от-меча я то, что у каждой профессии существует свой «ансамбль» деформаций[2, С. 27].
Согласно работам профессора А.В. Буданова, профессиональная деформация может рассматриваться как отклонение от профессиональной нормы и утеря профессиональной надежности сотрудника, как изменение в отрицательную сторону его профессиональных способностей и личных качеств под влиянием содержания, условий и опыта профессиональной деятельности [3, С. 44].
По мнению Е.В. Змановской и В.Ю. Рыбникова выполнение одной и той же профессиональной деятельности на протяжении нескольких лет способствует появлению таких признаков как:
— профессиональное утомление;
— оскудение репертуара способов выполнения деятельности;
— потеря профессиональных умений и навыков;
— общее понижение работоспособности;
— попытки найти кардинальные методы выполнения работы;
— усиление различных форм психологической защиты;
— усиление чувства неудовлетворенности профессией;
— изменение характера (усиление тех качеств, которые необходимы в профессиональной деятельности) [4, С. 223].
В случае если профессиональная деформация активно поглощает сотрудников профессионального коллектива, развиваются такие проявления в поведении сотрудников, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой.
Как отмечается в научных исследованиях, основной причиной развития профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел является влияниеспецифики профессиональной деятельности и профессиональной роли [5, С. 188].
В этой связи весьма интересны исследования И.В. Понамарева, который в своей работе приводит исследования по стилям общения молодых сотрудников и сотрудников со стажем, где четко видно, что стили общения сотрудников со стажем отличаются значительной агрессией. И молодой сотрудник, как правило, попадая в среду с другими стандартами, вынужден приспосабливаться и, как правило, уже начинает профессионально деформироваться [6, С. 29-40].
Кроме профессиональной деятельности, как основной причины профессиональной деформации выделяют и другие предпосылки.
На наш взгляд, профессионалы, склонные к эмоциональному выгоранию не умеют или не владеют достаточным инструментарием для конструктивного разрешения конфликта. Они используют для разрешения конфликтной ситуации установки доминирования либо ухода (отстранения) от конфликта. В то же время лица, не поддающиеся «выгоранию» имеют в своем пользовании наоборот, достаточно широкий инструментарий и проявляют гибкость в поведенческой сфере [7].
В процессе служебной деятельности отдельных сотрудников становится преобладающим обвинительный уклон. По мнению В.А. Лазарева обвинительный уклон это предрасположенность сотрудника органов внутренних дел занимать об-
виняющую позицию по отношению к людям, с которыми приходится сталкиваться в процессе выполнения служебных обязанностей [8, С. 148].
Одним из ярких примеров является незаконное применение физической силы сотрудниками полиции, в том числе сотрудниками оперативных подразделений, совершение других неправомерных поступков, в отношении граждан, которых оперативный сотрудник зачастую считает преступником, вопреки презумпции невиновности. Однако следует признать, что такое поведение сотрудников полиции не всегда вызвано профессиональной деформацией. Возможен вариант, при котором кандидат на службу в органах внутренних дел, изначально уже был профессионально не пригоден к несению службы подобного рода. И в этой связи, конечно, на первое место выходит необходимость тщательного и всестороннего изучения кандидатов на службу в органы внутренних дел, уделяя особое внимание лицам, устраивающимся в оперативные подразделения ОВД.
Можно ли выявить закономерности возникновения профессиональной деформации и специфика ее проявления у сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел? По нашему мнению, да, для чего необходимо проводить психодиагностические мероприятия с применением следующих психодиагностических материалов:
— опросник диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
— опросник по выявлению степени профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона;
— экспериментально-психологическая методика «Уровень невротизации» (УН);
— опросник по теме профессиональная деформация.
Кроме того работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического (организационно-управленческого, воспитательного) характера.
Профилактика профессиональной деформации это целый комплекс мероприятий, которые включают в себя профилактические мероприятия, направленные на минимизацию появления предпосылок профессиональной деформации, т.е. меры психологического воздействия и меры воспитательного характера.
Профессор А.В. Буданов выделяет следующих основных субъектов профилактической работы в органах внутренних дел: руководство ОВД; воспитательный аппарат ОВД; кадровая служба; подразделения собственной безопасности; психологи и др. [3, С. 44].
К ним же, на наш взгляд, можно отнести и педагогов образовательных учреждений системы МВД России. Основная задача педагогов, наряду с передачей необходимых в профессиональной деятельности знаний, еще и воспитать курсанта (будущего сотрудника), заложить в него модель и алгоритм правильной реализации полученных знаний,научить работать с людьми и мыслить не стандартно.
Кроме того, следует добавить еще два субъекта профилактической работы - это руководство структурных подразделений ОВД и члены профессионального коллектива, особенно занимающих вышестоящие должности, в том числе старших по возрасту членов коллектива, (неформальных лидеров).
В работах профессора А.В. Буданова если и отражена роль этих двух последних субъектов, то не на прямую, вместе с тем, на наш взгляд, именно эти два субъекта и оказывают главную и решающую роль как в становлении личности молодого сотрудника, путем прививания ему «правильных» профессиональных навыков, моральных качеств и правильного поведения в дальнейшем на службе и в быту. Но это лишь в том случае, если речь идет именно о молодом или рядовом сотруднике и мы рассматриваем его как объект профилактической работы.
Из вышесказанного делаем вывод, что объектами профилактической работы, должны быть не только молодые, вновь прибывшие на службу сотрудники, но и другие, в том числе прослужившие в органах внутренних дел значительный срок, а также их командиры (руководители).
Как справедливо отмечает В.С. Олейников, «личность, в силу объективных и субъективных причин сопоставляет себя с окружающими, оценивает их и на этом фоне старается быть похожей на принятые идеалы» [9, С. 108].
Таким образом, профилактика профессиональной деформации сотрудников ОВД должна решать следующие основные задачи:
1) сформировать благоприятный морально-психологический климат в служебных коллективах подразделений органов внутренних дел;
2) сформировать устойчивость сотрудников в моральной и нравственной сфере, деловую направленность и культуру в работе;
3) сформировать у сотрудника уважение, принятие и четкое следование кодексу профессиональной чести.
К мерам психологического воздействия, как составной части профилактики профессиональной деформации относятся предупредитель-
ные меры, которые направлены на предотвращение этого явления.
Представляется, что достижение данной задачи, как одна из мер профилактики профессиональной деформации, возможно не только путем проведения воспитательной работы с личным составом, но также и в рамках процесса обучения или образовательного процесса. Основными субъектами профилактической работы в территориальных ОВД являются практические психологи. Основная задача штатных психологов территориальных ОВД: выявлять, корректировать и профи-лактировать профессиональную деформацию у сотрудников.
Несомненно, для занятия данной деятельностью психологу просто необходимо хорошо знать это явление, причины, механизмы образования, виды, признаки. Уметь их выявлять, прогнозировать и организовывать, наряду с руководством соответствующего территориального ОВД, мероприятия по психологическому воздействию и мерам воспитательного характера на объекты профилактики.
Штатный психолог обязан заниматься в первую очередь аналитической работой, которая, не входит в составляющую профилактики, а является, первоначальным этапом, при определении, так сказать, глубины проблемы, или объема работы, то есть формирование картины, пораженности личного состава. В ходе аналитики необходимо выяснить, например, причины высокой текучести кадров, основные причины служебной дисциплины и т.д. Аналитическая работа крайне важна для правильного планирования профилактических мероприятий. Известно, что до 5 лет службы появление деформации маловероятно, 6-10 лет - вероятность средняя, 11-15 лет - вероятность высокая или очень высокая, свыше 15 лет - деформация неизбежна или очень высока ее вероятность.
Таким образом, морально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел, является важнейшим аспектом в системе служебной подготовки, так как помимо образовательного, она несет еще и воспитательную функцию, которая крайне важна и необходима, в том числе и с точки зрения профилактики профессиональной деформации.
Морально-психологическая подготовка в территориальных ОВД должна формировать у сотрудников устойчивость к негативным факторам оперативно-служебной деятельности, напряженности, ответственности, дефициту времени, конфликтным ситуациям.
Кроме того, крайне важно обучить сотрудников, методам психологической саморегуляции.
Владение этими приемами зачастую позволяет преодолевать весьма критические, неблагоприятные обстоятельства, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности, а также в повседневной жизни, иными словами в быту. Сотрудник, грамотно применяющий и пользующийся данными методами, становится более устойчив психологически к тяжелым стрессовым ситуациям.
Один из исследователей данной проблематики Н.Л. Гранат считает, что такая тема как профилактика профессиональной деформации остается до конца не исследована, и тем не менее, он приводит перечень основных, по его мнению мероприятий, способствующих серьезным профилактическим мерам. В частности:
— плановые переводы на другую работу (смена сфер деятельности, один раз в 5-10 лет);
— возможность реального продвижения по служебной лестнице;
— материальное и моральное стимулирование на основе индивидуального подхода;
— планирование и обеспечение служебной перспективы;
— систематическая самоподготовка и самообучение;
— выработка привычки соблюдать правовой закон [10, С. 30].
М.В. Дугина предлагает дополнить все вышеуказанные мероприятия по профилактике рассматриваемого явления, следующими:
— разработка специальных программ по объединению усилий различных подразделений и служб системы МВД России по профилактике профессиональной деформации;
— проведение обучающих семинаров с целью ознакомления каждого сотрудника с возможными причинами, условиями и факторами, конкретным ситуациям и способам преодоления профессиональной деформации [11, С. 306].
Поэтому первым и очень важным шагом по пути личностного саморазвития сотрудника ОВД, является процесс самопознания своей личности на основе знания психологических закономерностей и принципов, характеристик психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, состояний и свойств.
Действительно, указанные меры, особенно первые две являются эффективными способами отдыха, снятия напряженности, профессиональной усталости и, соответственно, противодействия профессиональной деформации. Об этом же говорят и многие из экспертов - исследователей явления профессиональной деформации.
Так, например, А.Р. Беренов, исследователь профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы, в своих работах говорит, что большего успеха в работе добиваются те сотрудники, кто ориентирован не только на профессиональную деятельность, но и на поддержание общения со значимым микросоциумом - семьей, друзьями и т.д. Эти же сотрудники, с точки зрения автора, в меньшей степени подвержены возникновению профессиональной деформации личности [12, С. 89-90].
Говоря о самовоспитании, как мере профилактики профессиональной деформации, думается, достаточно сказать, что данная мера, включающая в себя самообучение, самосовершенствование и саморегуляцию, безоговорочно указана в трудах практически всех исследователей, как обязательная и высокоэффективная в противодействии профессиональной деформации.
Таким образом, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств сотрудника органа внутренних дел под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. При отсутствии у сотрудника органов внутренних дел достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации в таких сферах как: профессионально-нравственной, про-фессионально-интелектуальной, эмоционально-волевой, и, как производное, в сфере профессиональных действий.
На современном этапе в системе МВД России, для профилактики профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел, первоочередная роль отводится обучению и воспитанию сотрудников.
Очевидно, что единого, универсального подхода к решению рассматриваемой проблемы не существует. Необходима постоянная, кропотливая, работа по профилактике и минимизации негативных изменений личности полицейского со стороны руководителей всех уровней, непосредственных начальников и наставников.
Библиографический список
1. Полякова, О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 1(13). -С. 55-62.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 336 с.
3. Буданов А.В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников ОВД // Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел. - М., 2009. - С. 44.
4.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиант-ное поведение личности и группы. - СПб., 2010.
5. Михайлова В.П. Юридическая психология : учебное пособие / В.П. Михайлова, Н.И. Корыт-ченкова, Л.А. Александрова. - 2-е изд. - М. : Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010.
6. Пономарев И.В. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. -М. : Норма. 2008.
7. Шевченко А.А. Деформация межличностных отношений и жизненных целей у лиц с профессиональными деструкциями [Электронный ресурс] // Мир науки. - 2016. - Т. 4. - № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/02PSMN416.pdf (дата обращения: 12.02.2017).
8. Лазарева В.А. Психология следователя и вопросы профессиональной деформации // Реализация уголовной ответственности: уголовно-правовые ипроцессуальные проблемы : межвузовский сборник статей / отв. ред. С.А. Шейфер. - Куйбышев : Изд-во Куйбышевского государственного университета, 1987. - С. 146-154.
9. Олейников В.С. Индивидуальная работа, как форма воспитания // Методологические проблемы воспитательной работы в органах внутренних дел. - СПб., 1991.
10. Гранат Н.Л. Деформация профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможность ее профилактики // Проблемы действия права в новых исторических условиях. Труды Академии МВД Российской Федерации - М., 1993. - С. 30-43.
11. Дугина М.В. Значение изучения личностной позиции сотрудников в рамках психологического сопровождения служебно-боевой деятельности // Борьба с преступностью: теория и практика : Материалы международной научно-практической конференции. - Могилев, 2013. - С. 306.
12. Беренов А.Р. Способы предотвращения профессионально-нравственной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2014. - № 3. - С. 89-90.