Научная статья на тему 'Актуальные вопросы привлечения должностного лица организации к административной ответственности за выплату заработной платы иностранным гражданам, минуя счета в уполномоченном банке'

Актуальные вопросы привлечения должностного лица организации к административной ответственности за выплату заработной платы иностранным гражданам, минуя счета в уполномоченном банке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / административное правонарушение в сфере валютного регулирования и валютного контроля / заработная плата иностранному гражданину / несоразмерность административного наказания / судебная практика / administrative responsibility / administrative offense in the field of currency regulation and currency control / wages to a foreign citizen / disproportionate administrative punishment / judicial practice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мадина Олеговна Дубровина

В статье рассматриваются вопросы административной ответственности должностного лица, за административное правонарушение по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, выразившееся в совершении незаконной валютной операции по выплате заработной платы иностранному гражданину в российских рублях, миную счета в уполномоченном банке, несоразмерность административного наказания, назначенного виновному должностному лицу в сравнении с административным наказанием за данное правонарушение, назначенное юридического лицу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of bringing an official of an organization to administrative responsibility for paying wages to foreign citizens, bypassing accounts in an authorized bank

The article deals with the issues of administrative responsibility of an official for an administrative offense under Part 1 of Article 15.25 of the Administrative Code of the Russian Federation, expressed in the commission of an illegal currency operation to pay wages to a foreign citizen in Russian rubles, bypassing accounts in an authorized bank, the disproportionality of the administrative punishment imposed on the guilty official in comparison with the administrative punishment for this offense imposed on a legal entity.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы привлечения должностного лица организации к административной ответственности за выплату заработной платы иностранным гражданам, минуя счета в уполномоченном банке»

Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 48 — 52. State service and personnel. 2021. No.5. P. 48 — 52. Научная статья УДК 342

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-48-52

ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)

NIION: 2012-0061-05/21-087 MOSURED: 77/27-008-2021-05-286

Актуальные вопросы привлечения должностного лица организации к административной ответственности за выплату заработной платы иностранным гражданам, минуя счета в уполномоченном банке1

Мадина Олеговна Дубровина1, 2

1 Оргэнергострой, mmamasheva@mail.ru

2 Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы административной ответственности должностного лица, за административное правонарушение по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, выразившееся в совершении незаконной валютной операции по выплате заработной платы иностранному гражданину в российских рублях, миную счета в уполномоченном банке, несоразмерность административного наказания, назначенного виновному должностному лицу в сравнении с административным наказанием за данное правонарушение, назначенное юридического лицу.

Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение в сфере валютного регулирования и валютного контроля, заработная плата иностранному гражданину, несоразмерность административного наказания, судебная практика

Для цитирования: Дубровина М. О. Актуальные вопросы привлечения должностного лица организации к административной ответственности за выплату заработной платы иностранным гражданам, минуя счета в уполномоченном банке // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 48—52. ЭОТ: 10.24411/2312-0444-2021-5-48-52.

Original article

Topical issues of bringing an official of an organization to administrative responsibility for paying wages to foreign citizens, bypassing accounts in an authorized bank

Madina O. Dubrovina1, 2

1 Orgenergostroy, mmamasheva@mail.ru

2 Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

Abstract. The article deals with the issues of administrative responsibility of an official for an administrative offense under Part 1 of Article 15.25 of the Administrative Code of the Russian Federation, expressed in the commission of an illegal currency operation to pay wages to a foreign citizen in Russian rubles, bypassing accounts in an authorized bank, the disproportionality of the administrative punishment imposed on the guilty official in comparison with the administrative punishment for this offense imposed on a legal entity.

Keywords: administrative responsibility, administrative offense in the field of currency regulation and currency control, wages to a foreign citizen, disproportionate administrative punishment, judicial practice

For citation: Dubrovina M. O. Topical issues of bringing an official of an organization to administrative responsibility for paying wages to foreign citizens, bypassing accounts in an authorized bank // State service and personnel. 2021. (5):48—52. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-48-52.

Одной из наиболее острых проблем россий-Ькой экономики настоящего времени явля ется вывод капитала за рубеж, что негативно сказывается на состоянии платежного баланса страны. Центральный Банк ухудшил прогноз по чистому оттоку капитала из России в

© Дубровина М.О., 2021.

2020 г. — с $25 млрд до $53 млрд. Об этом говорится в среднесрочном прогнозе регулятора по итогам заседания совета директоров ЦБ по ключевой ставке.

С целью предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного

№ 5/2021

баланса Российской Федерации, в связи с увеличивающимся оттоком капитала из страны, необходимо принятия таких мер государственного принуждения, которые реально будут способствовать формированию в обществе позитивного аспекта ответственности, а в случае нарушения положений Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» [1] (далее —Закона № 173-Ф3) лицо будет претерпевать неблагоприятные последствия административного наказания равного (соразмерного) содеянному.

Общие правила назначения административного наказания установлены в ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [2] (далее - КоАП РФ) и сводятся к следующему: дминистративное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (ч. 1).

Следует согласиться с Н.В. Макарейко в том, что: «значительное число изменений и дополнений, внесенных в главу 4 КоАП РФ, не только не решили проблему оптимизации назначения административных наказаний, а во многом ее усугубили» [3].

В связи с принятием Федерального закона от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 КоАП РФ» [4] введены новые части 2.2, 2.3 и 3.2, 3.3 в ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которым предусмотрено назначение административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, только в исключительных случаях и, соответственно, обеспечено назначение справедливого и соразмерного административного наказания. При этом, наказание в виде административного штрафа ниже минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, возможно назначить, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 10 000 руб., для должностных лиц — не менее 50 000 руб. и для юридических лиц — не менее 100 000 руб.

Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ. «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения» [5] (далее - № 325-Ф3), санкции частей 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ дополнены мерами административной ответственности в виде фиксированного размера штрафа для должностных

лиц за осуществление незаконных валютных операций, а также за совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств. В пояснительной записке к проекту Закона № 325-ФЗ отмечено, что административная ответственность в отношении должностных лиц применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, указанная санкция малоэффективна, поскольку не препятствует недобросовестным лицам становиться учредителями новых юридических лиц, создаваемых для совершения противоправных действий. Законопроектом предлагается расширить понятие должностного лица, что позволит привлечь к ответственности руководителей организаций, и установить возможность передачи органом или должностным лицом дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, совершенных повторно, на рассмотрение судье. Предлагаемые законопроектом изменения позволят пресечь возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности [6].

Согласно санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ установлен административный штраф на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции (пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка РФ); на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Поскольку административный штраф, назначаемый должностному лицу, за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ равен двадцати тысячам рублей, возможность назначения штрафа ниже низшего предела отсутствует.

Следует отметить, что в настоящее время практика применения нормы ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ относительно назначения административного штрафа при привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, а именно выплата заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, свидетельствует о несоразмерности административных штрафов, налагаемых на должно-

№ 5/2021

стных лиц, в сравнении с административными штрафами в отношении юридических лиц, и с суммой самого нарушения.

Рассмотрим пример. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

При этом возможность осуществления валютной операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит.

Следовательно, если юридическим лицом -резидентом будет выплачена заработная плата нерезиденту наличными денежными средствами, такие действия будут квалифицированы административным органом как незаконная валютная операция, что влечет привлечения юридического лица — резидента к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Допустим, что юридические лицо (резидент) выплатило сотруднику — нерезиденту заработную плату наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации. Если предположить, что заработная плата выплачена сотруднику — нерезиденту, в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, то в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ минимальный штраф для юридического лица составит 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей, а штраф, наложенный за тоже административное правонарушение на должностное лицо организации будет равен 20 000 (двадцати тысячам) рублей.

Заметим, что на юридическое лицо, с учетом математических правил, независимо от того будет ли составлен один протокол, которым будет выявлена общая сумма незаконных валютных операций, или сто протоколов, по каждой валютной операции, сумма административного штрафа будет аналогичной.

Так, если обществом выплачена заработная плата 42 сотрудникам — нерезидентам в сумме 5 000 (пяти тысяч) рублей, то сумма административного штрафа, назначенная юридическому лицу, с учетом санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающей от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции, может быть рассчитана следующим образом: 1) Путем сложения всех сумм незаконной валютной операции —

5 000 * 42 = 210 000 (если брать минимальный штраф от этой суммы, то юридическому лицу будет назначен административный штраф в размере 157 500 рублей). 2) По каждому факту незаконной валютной операции, то есть 42 протокола, минимальный административный штраф будет равен 3 750 рублей каждый, общая сумма по каждому протоколу будет равна 157 500 руб.

Таким образом, административный орган с целью оптимизации работы вправе составить один протокол, в котором будет зафиксирован каждый факт незаконной валютной операции на общую сумму, сумма административного штрафа при этом не изменится, права лица не будут нарушены [7].

А вот если по приведенному примеру будет привлекаться должностное лицо, в силу положений ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, сумма минимального административного штрафа составит 840 000 рублей, поскольку за каждый факт административного правонарушения (42 протокола) ему будет назначен минимальный штраф равный 20 000 рублей.

В данном случае административным органом должно быть составлено 42 протокола, по каждому факту незаконной валютной операции, поскольку санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрен административный штраф, выраженный в твердой сумме, что не предусматривает сложение сумм незаконной валютной операции в одном протоколе.

Несоразмерность административного штрафа, установленного действующим законодательством, для данной категории субъектов административной ответственности, по незаконной валютной операции, связанной с выплатами заработной платы иностранным гражданам, проявляется в том, что он не увязан с суммами допущенных правонарушений.

Изложенные примеры и выводы поддерживаются принятыми по аналогичным делам судебными решениями [8].

Полагаем, при данных обстоятельствах санкция ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении должностных лиц, не отвечает положениям, закрепленным Постановлением Конституционного суда от 12.05.2021 № 17-П, о том, что «меры публично-правовой ответственности должны быть адекватны тяжести содеянного, величине и характеру причиненного ущерба, степени вины, другим определяющим их индивидуализацию обстоятельствам и не должны допускать ограничений прав и свобод граждан...» [9].

Заметим, что Конституционным судом Российской Федерации проводилась проверка конституционности положений ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,

№ 5/2021

в том числе и в отношении санкции, предусмотренной данной статьей [10]. Однако, полагаем, что, давая характеристику санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, Конституционный суд Российской Федерации не учёл административное наказание, назначаемое должностному лицу.

С учетом изложенного, считаем, что выявленная несоразмерность административного наказания в виде административного штрафа по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, налагаемого на должностных лиц, требует внесений изменений, поскольку действующая редакция санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении должностных лиц организаций, существенно нарушает принципы справедливого и соразмерного наказания.

Список источников

1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // С3 РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-Ф3 // С3 РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.

3. Макарейко Н.ВАдминистративная ответственность в системе юридической ответственности // Административное право и процесс.2019. № 12.

4. Федеральный закон от 31.12.2014 №515-Ф3 «О внесении изменений в статью 4.1 КоАП РФ» // С3 РФ.2015. № 1 (ч. 1). 5 января. Ст. 68.

5. Федеральный закон от 14.11.2017 г. № 325-Ф3. «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения» // С3 РФ. 2017. № 47. 20 ноября. Ст. 6851.

6. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». 3аконопроект № 1166026-6 — Система обеспечения ..., http://www.pravo.gov.ru

7. kad.arbitr.ru. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2021 по делу № А40-209940/2020 оставлено в силе Решение Арбитражного суда от 28.12.2020, которым обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления ИФНС №8 по г. Москве от 27.08.2020. Арбитражный суд г. Москвы оставил без изменения постановление налогового органа о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, за совершение незаконных валютных операций по платежной ведомости № 101 от 14.09.2018, согласно кото-

рой обществом выплачены наличные денежные средства из кассы общей суммой 233.374,01 рублей, по ранее заключенным трудовым договорам, 42 иностранным гражданам — нерезидентам.

8. kad.arbitr.ru. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2020 по делу № А40-186497/ 20-17-1330. Решение не обжаловано, вступило в законную силу. Решение Хамовнического районного суда Москвы от 21 апреля 2021 года по делу № 7-10781/2021. Решения Хамовнического районного суда Москвы от 21 апреля 2021 года по делу № 7-10782/2021; по делу № 7-10783/2021; по делу № 7-10784/2021, по делу № 7-10785/2021 по делу № 7-10786/2021, по делу № 7-10787/2021, по делу № 7-10788/2021, по делу № 7-10794/2021, года по делу № 7-10795/2021. Решение Хамов-нического районного суда Москвы от 26 апреля 2021 года по делу № 7-11920/2021, по делу № 711922/2021, по делу № 7-11926/2021, по делу № 7-11928/2021; Решения Хамовнического районного суда Москвы от 21 апреля 2021 года по делу № 7-10782/2021; по делу № 7-10783/2021; по делу № 7-10784/2021, по делу № 7-10785/2021 по делу № 7-10786/2021, по делу № 7-10787/2021, по делу № 7-10788/2021, по делу № 7-10794/2021, года по делу № 7-10795/2021. Решение Хамов-нического районного суда Москвы от 26 апреля 2021 года по делу № 7-11920/2021, по делу № 711922/2021, по делу № 7-11926/2021, по делу № 7-11928/2021.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2021 № 17-П «По делу о проверке конституционности статьи 1.5, части 1 статьи 2.1, части 1 статьи 15.6, пункта 1 части 1, части 3 статьи 28.1 и примечания к этой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки H.H. Корецкой».

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2021 № 34-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15.25 и пункта 2 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 6 части 1 статьи 1, частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также части 2 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с жалобой гражданина H.B. Кузнецова".

References

1. Federal Law No. 173-FZ of 10.12.2003 "On Currency regulation and Currency control" // SZ RF. 2003. No. 50. Article 4859.

№ 5/2021

2. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 No. 195-FZ // SZ RF. 2002. No. 1 (Part 1). Article 1.

3. Makareiko N.V. Administrative responsibility in the system of legal responsibility // Administrative law and process., 2019. No. 12.

4. Federal Law No. 515-FZ of December 31, 2014 "On Amendments to Article 4.1 of the Administrative Code of the Russian Federation" // SZ RF. 05.01.2015. No. 1 (Part 1). Article 68.

5. Federal Law No. 325-FZ of 14.11.2017. "On Amendments to Articles 19 and 23 of the Federal Law "On Currency Regulation and Currency Control" and the Code of Administrative Offences of the Russian Federation" // SZ RF. 20.11.2017. No. 47. St. 6851.

6. Explanatory Note to the draft Federal Law "On Amendments to Article 23 of the Federal Law "On Currency Regulation and Currency Control" and the Code of Administrative Offences of the Russian Federation". Bill No. 1166026-6 - The system of ensuring ..., http://www.pravo.gov.ru

7. kad.arbitr.ru. The Decision of the Arbitration Court of the Moscow District of 19.08.2021 in case No. A40-209940/2020 upheld the Decision of the Arbitration Court of 12/28/2020, which denied the company the application for recognition illegal and cancellation of the resolution of the Federal Tax Service No. 8 in Moscow of 27.08.2020. Arbitration Court of Moscow has left unchanged the resolution of the tax authority on bringing the company to administrative responsibility under Part 1 of Article 15.25 of the Administrative Code of the Russian Federation, for committing illegal currency transactions according to payroll No. 101 dated 14.09.2018, according to which the company paid cash from the cash register in the total amount of 233.374.01 rubles, under previously concluded employment contracts, 42 non-resident foreign citizens.

8. kad.arbitr.ru. The decision of the Arbitration Court of Moscow dated 10.12.2020 in case No. A40-186497/20-17-1330. The decision has not been appealed, it has entered into legal force. The

decision of the Khamovnichesky District Court of Moscow dated April 21, 2021 in case No. 7-10781/ 2021. Decisions of the Khamovnichesky District Court of Moscow dated April 21, 2021 in case No. 7-10782/2021; in case No. 7-10783/2021; in case No. 7-10784/2021, in case No. 7-10785/2021, in case No. 7-10786/2021, in case No. 7-10787/2021, in case No. 7-10788/2021, in case No. 7-10794/ 2021, in case No. 7-10795/2021.Decision of the Khamovnichesky District Court of Moscow dated April 26, 2021 in case No. 7-11920/2021, in case No. 7-11922/2021, in case No. 7-11926/2021, in case No. 7-11928/2021; Decisions of the Khamovnichesky District Court of Moscow dated April 21, 2021 in case No. 7-10782/2021; in case No. 7-10783/2021; case No. 7-10784/2021, case No. 7-10785/2021, case No. 7-10786/2021, case No. 7-10787/2021, case No. 7-10788/2021, case No. 7-10794/2021, the year in case No. 7-10795/ 2021. The decision of the Khamovnichesky district court of Moscow on 26 April 2021, case No. 711920/2021, case No. 7-11922/2021, case No. 711926/2021, case No. 7-11928/2021.

9. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 12.05.2021 N 17-P "In the case of checking the constitutionality of Article 1.5, Part 1 of Article 2.1, part 1 of Article 15.6, paragraph 1 of Part 1, Part 3 of Article 28.1 and notes to this article of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation in connection with the complaint of citizen N.N. Koretskaya".

10. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 09.07.2021 № 34-P "In the case of checking the constitutionality of Part 1 of Article 15.25 and paragraph 2 of Part 1 of Article 25.11 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, paragraph 6 of Part 1 of Article 1, parts 4 and 5 of Article 12 of the Federal Law "On Currency Regulation and Currency Control", as well as part 2 of Article 2 of the Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Currency Regulation and Currency Control" in connection with the complaint of citizen N.V. Kuznetsov".

Информация об авторе

М.О. Дубровина — специалист отдела казначейства АО «Оргэнергострой», аспират Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия.

Information about the author M.O. Dubrovina — specialist of the Treasury Department of Orgenergostroy, postgraduate student of the correspondence course of the department of administrative and financial law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)" Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию 18.10.2021; одобрена после рецензирования 10.11.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 18.10.2021; approved after reviewing 10.11.2021; accepted for publication 15.11.2021.

№ 5/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.