Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ НАПАДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ НАПАДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
преступность несовершеннолетних и молодежи / вооруженные нападения / скуллшутинг / профилактико-предупредительная деятельность / борьба с преступностью.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геляхова Л.А.

Преступность отдельных категорий населения представляет наиболее существенную опасность для развития российского государства. В данном контексте особое внимание следует уделить распространению преступного поведения среди несовершеннолетних лиц и представителей молодежи, которые выступают будущим потенциалом стабильного функционирования общества. В последние годы существенно увеличилось количество совершенных указанными лицами вооруженных нападений в образовательных учреждениях, в результате которых пострадало достаточно большое количество человек из числа обучающихся и сотрудников. Подобные тенденции распространения преступного поведения среди указанных категорий населения представляют существенную общественную опасность, в связи с чем необходимо постоянно оценивать эффективность существующих предупредительных механизмов. Целью представленного исследования выступает изучение актуальных вопросов предупреждения вооруженных нападений в образовательных учреждениях. Автор приходит к выводу о том, что предупреждение распространения вышеназванного преступного поведения среди указанных категорий населения становится единым направлением функционирования для правоохранительных органов, образовательных учреждений и иных организаций, вовлеченных в процесс воспитания подростков и молодежи. Акцентируется внимание на актуальных тенденциях восприятия преступных идей и взглядов среди несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 14 до 23 лет, которые проявляются в наличии весьма схожих целей и мотивов совершения вооруженных нападений в образовательных учреждениях и разнообразных способах их организации. Отмечается необходимость проведения предупредительных мероприятий непосредственно представителями молодежи в целях формирования неприятия к насильственным методам разрешения конфликтных ситуаций и иного преступного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ НАПАДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-8-119-123 NIION: 2022-0079-8/22-089 MOSURED: 77/27-025-2022-08-089

ГЕЛЯХОВА Лейла Абдулаховна,

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры ОПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России, e-mail: mail@law-books.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ НАПАДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. Преступность отдельных категорий населения представляет наиболее существенную опасность для развития российского государства. В данном контексте особое внимание следует уделить распространению преступного поведения среди несовершеннолетних лиц и представителей молодежи, которые выступают будущим потенциалом стабильного функционирования общества. В последние годы существенно увеличилось количество совершенных указанными лицами вооруженных нападений в образовательных учреждениях, в результате которых пострадало достаточно большое количество человек из числа обучающихся и сотрудников. Подобные тенденции распространения преступного поведения среди указанных категорий населения представляют существенную общественную опасность, в связи с чем необходимо постоянно оценивать эффективность существующих предупредительных механизмов. Целью представленного исследования выступает изучение актуальных вопросов предупреждения вооруженных нападений в образовательных учреждениях.

Автор приходит к выводу о том, что предупреждение распространения вышеназванного преступного поведения среди указанных категорий населения становится единым направлением функционирования для правоохранительных органов, образовательных учреждений и иных организаций, вовлеченных в процесс воспитания подростков и молодежи. Акцентируется внимание на актуальных тенденциях восприятия преступных идей и взглядов среди несовершеннолетних и молодежи в возрасте от 14 до 23 лет, которые проявляются в наличии весьма схожих целей и мотивов совершения вооруженных нападений в образовательных учреждениях и разнообразных способах их организации. Отмечается необходимость проведения предупредительных мероприятий непосредственно представителями молодежи в целях формирования неприятия к насильственным методам разрешения конфликтных ситуаций и иного преступного поведения.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних и молодежи, вооруженные нападения, скуллшутинг, профилактико-предупредительная деятельность, борьба с преступностью.

GELYAKHOVA Leila Abdulakhovna,

Candidate of Law, Deputy Head of the Department of OPD North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

CURRENT ISSUES OF PREVENTION OF ARMED ATTACKS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Annotation. Crime of certain categories of the population poses the most significant danger to the development of the Russian state. In this context, particular attention should be paid to the spread of criminal behavior among minors and representatives of youth who are the future potential for the stable functioning of society. In recent years, the number of armed attacks committed by these persons in educational institutions has significantly increased, as a result of which a fairly large number of students and employees have suffered. Such trends in the spread of criminal behavior among these categories of the population represent a significant public danger, and therefore it is necessary to constantly assess the effectiveness of existing preventive mechanisms. The purpose of the presented study is to study topical issues of preventing armed attacks in educational institutions.

The author concludes that the prevention of the spread of the above-mentioned criminal behavior among these categories of the population becomes a single direction of functioning for law enforcement

agencies, educational institutions and other organizations involved in the process of educating adolescents and youth. Attention is paid to current trends in the perception of criminal ideas and views among minors and youth aged 14 to 23, which are manifested in the presence of very similar goals and motives for committing armed attacks in educational institutions and various ways of organizing them. The need to carry out preventive measures directly by representatives of young people in order to form a rejection of violent methods of resolving conflict situations and other criminal behavior is noted.

Key words: juvenile and youth delinquency, armed attacks, skullshooting, preventive and preventive activities, crime fighting.

Введение

Преступность в современном мире активно совершенствуется, что проявляется в том числе и в вовлеченности в данную деятельность отдельных категорий населения. В данном случае наибольшие опасения вызывает интенсификация распространения преступного поведения среди несовершеннолетних лиц и представителей молодежи, что наглядно демонстрируется увеличением количества преступлений различной направленности, совершаемых указанными категориями. С одной стороны, подростки и молодежь всегда достаточно остро реагируют на процессы, происходящие в государстве и обществе, в связи с чем весьма закономерным представляется их протестное восприятие отдельных ситуаций, с другой - вне зависимости от мировосприятия указанных лиц недопустимым является совершение преступных деяний, причиняющих существенный вред другим индивидам, вне зависимости от мотивов подобного поведения [1, с. 163].

За последние пять лет в России стремительно увеличилось количество вооруженных нападений, совершенных в образовательных учреждениях, что обуславливает необходимость детального исследования подобного преступного поведения и факторов, влияющих на его распространение среди обучающихся. Принципиальное значение в данном случае имеет совершенствование профилактико-предупредительной деятельности, осуществляемой в рамках борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи. Все вышесказанное предопределяет актуальность проблематики, заявленной в рамках представленного научного исследования.

Актуальные тенденции распространения преступных взглядов среди несовершеннолетних и молодежи

В российском государстве пристальное внимание уделяется вопросам охраны и обеспечения интересов несовершеннолетних лиц и представителей молодежи, поскольку именно указанные категории населения выступают будущим потенциалом стабильного функционирования общества. Непосредственно от ориентиров и ценностей, заложенных и сформировавшихся в подростковом возрасте во многом зависит лич-

ность каждого человека и дальнейшие его возможности взаимодействия в социуме [7, с. 12].

Однако вышеназванные возрастные категории индивидов характеризуются целым рядом особенностей психоэмоционального восприятия окружающих процессов, которые также необходимо учитывать в процессе исследования преступного поведения подростков и представителей молодежи. Наиболее проблемным видится оперативное реагирование указанных лиц, в том числе и в негативном плане, на любые ситуации, возникающие в обществе. Подросткам не всегда хватает развитости различных компетенций для полноценного формирования выводов в отношении возникающих обстоятельств, однако желание проявить собственную позицию достаточно часто опережает ее реальное наличие. Кроме того, несовершеннолетние лица и молодежь наиболее уязвимы к восприятию мнений иных членов социума, которые наиболее ярко и эпатажно демонстрируют собственные позиции, в связи с чем масштабное распространение получает так называемый «эффект подражания», в том числе и в части поддержки и копирования противоправного поведения [3, с. 274].

Проблемы совершения вооруженных нападений в образовательных учреждениях являются далеко не новыми ни для российской практики, ни для зарубежных государств. Так, с момента совершения в 1999 году двумя учениками старших классов массового убийства в школе «Колум-байн» (США) подобное преступное поведение формируется в международное движение, имеющее последователей по всему миру [2, с. 104]. На территории российского государства также имеются примеры преступников, вдохновленных вышеназванной трагедией, которым удалось совершить нечто подобное в своих образовательных учреждениях.

Важно отметить, что анализируемые нападения также весьма разнообразны. Во-первых, имеются различия в возрасте преступников, а также учебных учреждениях, в которых совершаются вооруженные нападения. В российской практике подобное преступное поведение распространено среди лиц в возрасте от 14 до 23 лет и нападения совершались в школах, учреждениях среднего профессионального образования и

высших учебных заведениях. Во-вторых, существенно отличается оружие, которое используют нападающие. Среди наиболее распространенных в российской практике следует выделить ножи, топоры и огнестрельное оружие. В-третьих, отличаются цели и мотивы совершения преступления. Так, в одних случаях нападение используется в качестве средства решения существующего конфликта с учениками и учителями, в других -основной целью является причинение вреда здоровью и смерть как можно большего количества людей вне зависимости от факта наличия или отсутствия взаимоотношений с ними [4, с. 179].

Единым в рамках рассматриваемого преступного поведения несовершеннолетних и молодежи является желание быть замеченными посредством совершения соответствующего нападения, для чего осуществляется весьма длительная и тщательная подготовка преступления. Вне зависимости от возраста преступника с его стороны осуществляется все необходимое для совершения вооруженного нападения, и в случае, например, невозможности легального приобретения оружия, оно получается неправомерными способами или посредством самостоятельного изготовления.

Практические аспекты предупреждения вооруженных нападений в образовательных учреждениях

С увеличением количества случаев вооруженных нападений в образовательных учреждениях России со стороны государства был принят ряд мер, направленных на борьбу с указанные преступным поведением:

1) ужесточение законодательства, регламентирующего оборот оружия на территории РФ, в том числе повышение возраста, с которого можно получить лицензию на отдельные виды оружия;

2) изменение отдельных процедур, прохождение которых выступает необходимым условием для получения лицензии на оружие;

3) активизация контрольно-надзорной деятельности в сфере оборота оружия;

4) ужесточение ответственности за незаконный оборот оружия;

5) совершенствование систем охраны образовательных учреждений и ужесточение требований к сотрудникам, осуществляющим данные функции и т.д.

Вышеназванные меры представляются весьма эффективными, поскольку законодательное регламентирование дозволительного поведения многих субъектов в сфере оборота оружия создает дополнительные угрозы получения его в пользование со стороны лиц, имеющих преступный умысел. Однако в отношении вооруженных нападений в образовательных учреждениях сле-

дует отметить, что даже если преступник не будет иметь легального или незаконного доступа к огнестрельному оружию, всегда найдутся иные виды оружия, которыми также можно нанести существенный ущерб здоровью и жизни людей при наличии соответствующего желания.

В рамках представленного исследования видится необходимым сконцентрировать внимание на предупреждении подобных вооруженных нападений, которое направлено в первую очередь на исследование и проработку обстоятельств, влияющих на активизацию соответствующего преступного поведения несовершеннолетних и молодежи. Отметим, что лица, совершившие нападения в образовательных учреждениях в России, достаточно по-разному характеризуются со стороны окружающих их лиц. В одних случаях, они совершенно никак не проявляли себя в коллективе и в целом были незаметны среди обучающихся, в других же имели определенные конфликтные ситуации, но их незначительный масштаб не вызывал обеспокоенности со стороны учеников и преподавателей [5, с. 22]. Отсутствие явных негативных условий, создаваемых со стороны коллектива образовательного учреждения, вокруг личности преступника не может выступать гарантией его мировосприятия происходящих процессов. Кроме того, отдельные преступники допускали распространение отдельных идей и взглядов, позволяющих сделать выводы о поддержки ими насильственных методов решения возникающих конфликтов, что достаточно часто окружающими воспринималось несерьезно.

Предупреждение вооруженных нападений в настоящее время активно осуществляется посредством проведения различных мероприятий в образовательных учреждениях, в которых принимают участие как сотрудники правоохранительных органов, так и сами сотрудники указанных организаций. В большинстве своем подобные мероприятия носят коллективный характер, что направлено на становление и развитие неприятия в учебных коллективах к подобным противоправным идеям. Кроме того, в последние годы все больше внимания уделяется подробному разбору произошедших трагедий с учениками в целях наглядной демонстрации объема негативных последствий преступного поведения нападающих как для них самих, так и для всех лиц, которые невольно могут быть вовлечены в данный процесс. Пристальное внимание СМИ уделяется вопросам информирования населения по продвижению расследования вооруженных нападений, совершенных в последние годы, по ряду из которых до сих пор еще нет решения суда.

Предупредительные мероприятия также затрагивают и особенности пропускного режима

образовательных учреждений, поскольку от слаженности работы компетентных сотрудников во многом зависит количества жертв при возникновении соответствующей ситуации [8, с. 484]. На уровне образовательных учреждений под эгидой правоохранительных органов разработаны и внедряются алгоритмы поведения учащихся и преподавателей в условиях вооруженного нападения и террористического акта, что также способно сохранить жизни и здоровье многим потенциальным жертвам преступников.

Выводы

Несмотря на то, что в настоящее время со стороны государства оказывается достаточно пристальное внимание вопросам предупреждения вооруженных нападений в образовательных учреждениях, подобные мероприятия нуждаются в постоянном совершенствовании с учетом процессов, происходящих в молодежной среде. Так, видится необходимым уделять особое внимание информации, распространяемой в сети «Интернет», поскольку именно данная площадка в большинстве своем способствует не только организации соответствующего нападения, но и из интернет-ресурсов потенциальные преступники черпают необходимую информации об изготовлении оружия, возможности улучшения его технических характеристик в плане поражения и др. Безусловно, учитывая специфику регулирования отношений в сети «Интернет», компетентные органы далеко не всегда имеют доступ и возможность отслеживания подобной информации, однако в данном контексте принципиальным является реагирование общественности на появление и распространение подобных материалов [6, с. 126].

Говоря о предупредительных мерах, организуемых и проводимых правоохранительными органами, следует обратить особое внимание на актуальность индивидуальной работы с лицами, относящимися к группам риска (неблагополучные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей и др.). Подобная работа должна вестись с учетом особенностей психоэмоционального развития каждого конкретного индивида, что представляется весьма сложным, учитывая загруженность сотрудником компетентных подразделений, но и выступает наиболее эффективным в части выявления процесса становления и развития противоправных взглядов.

Важно отметить, что правоохранительные органы в данном контексте наиболее эффективны все-таки в части выявления и расследования совершенных преступлений, а профилакти-ко-предупредительная деятельность с их стороны достаточно часто негативно воспринимается несовершеннолетними лицами и представителями молодежи. В данном контексте

справедливым видится вовлечение в указанную деятельность образовательных учреждений, а также иных организаций, занимающихся воспитанием молодого поколения. Формирование преступных взглядов у подростков осуществляется непосредственно в той среде, в которой они взаимодействуют с иными лицами, поэтому принципиальное значение имеет исследование соответствующей среды и особенностей их коммуникаций. Учитывая тот факт, что большинством нападающих в образовательных учреждениях движет желание выделиться, целесообразным видится обеспечение возможности проявления личности каждого обучающегося в образовательном и вне-учебном процессе. Кроме того, пристального внимания заслуживают любые конфликтные ситуации, возникающие как среди обучающихся, так и в их взаимоотношения с сотрудниками и преподавателями. Речь не идет о необходимости безосновательного произвольного поведения обучающихся под предлогом предупреждения противоправного поведения среди них, однако все устанавливаемые границы и запреты должны учитывать и частные интересы несовершеннолетних лиц и представителей молодежи. Иными словами, социальный климат, создаваемый в образовательных учреждениях, во многом может предупредить распространение противоправных взглядов среди указанных категорий населения. На основе проведенного исследования следует сделать вывод о том, что предупреждение вооруженных нападений в образовательных учреждениях становится единым направлением функционирования для правоохранительных органов, образовательных учреждений и иных организаций, вовлеченных в процесс воспитания подростков и молодежи. Комплексный подход к кругу субъектов указанной деятельности позволит своевременно определять возникающие угрозы до момента наступления негативных последствий для общества.

Заключение

За последние 5 лет в России был совершен целый ряд вооруженных нападений в образовательных учреждениях, в связи с чем пристального внимания заслуживают современные механизмы предупреждения распространения противоправных идей и взглядов среди подростков и молодежи. Несмотря на то, что профилакти-ко-предупредительная деятельность по данному направления весьма активно осуществляется в настоящее время, видится необходимым более масштабное вовлечение в нее представителей гражданского общества и самой молодежи в целях формирования неприятия к насильственным методам разрешения конфликтных ситуаций и иного преступного поведения.

Список литературы:

[1] Ганузин В.М. Анализ современной литературы по вооруженным нападениям в школах и мерам по их профилактике // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов IV Международного симпозиума психологов. Рязань, 2022. С. 162-164.

[2] Михайлова Е.В., Хазов Е.Н. Террористическое молодежное движение «Колумбайн»: сущность, причины, предупреждение // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2022. № 1. С. 103-109.

[3] Новиков А.А. Эффект Колумбайна в Российской Федерации // Образование и право. 2021. № 11. С. 271-275.

[4] Орлова М.С. Некоторые криминологические особенности личности обучающихся (выпускников), совершивших вооруженные нападения на образовательные организации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 177-180.

[5] Пастыка Е.А., Питанова М.Е. Проблема вооруженных нападений подростков в образовательных учреждениях // Вестник ПензГУ. 2020. №3 (31). С. 21-25.

[6] Фейзуллаев Ф.М., Пантелеев В.А. Направления совершенствования деятельности органов власти по предупреждению и профилактике преступности несовершеннолетних // Право и государство: теория и практика. 2021. № 10 (202). С. 125-127.

[7] Шайкова М.В. Предупреждение и профилактика преступности несовершеннолетних в России и за рубежом (сравнительный анализ) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2022. № 2. С. 11-14.

[8] Шумова Т.В. Безопасность в современных бюджетных организациях: причины возникновения угроз, их последствия и предотвращение // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. № 7. С. 480-488.

Spisok literatury:

[1] Ganuzin V.M. Analiz sovremennoj literatury po vooruzhennym napadeniyam v shkolah i meram po ih profilaktike // Psihologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya: sbornik materialov IV Mezhdunarodnogo simpoziuma psihologov. Ryazan', 2022. S. 162-164.

[2] Mihajlova E.V., Hazov E.N. Terroristicheskoe molodezhnoe dvizhenie «Kolumbajn»: sushchnost', prichiny, preduprezhdenie // Ugolovnoe sudoproizvodstvo: problemy teorii i praktiki. 2022. № 1. S. 103-109.

[3] Novikov A.A. Effekt Kolumbajna v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. 2021. № 11. S. 271275.

[4] Orlova M.S. Nekotorye kriminologicheskie osobennosti lichnosti obuchayushchihsya (vypusknikov), sovershivshih vooruzhennye napadeniya na obrazovatel'nye organizacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2022. № 2. S. 177-180.

[5] Pastyka E.A., Pitanova M.E. Problema vooruzhennyh napadenij podrostkov v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah // Vestnik PenzGU. 2020. №3 (31). S. 21-25.

[6] Fejzullaev F.M., Panteleev V.A. Napravleniya sovershenstvovaniya deyatel'nosti organov vlasti po preduprezhdeniyu i profilaktike prestupnosti nesovershennoletnih // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 10 (202). S. 125-127.

[7] Shajkova M.V. Preduprezhdenie i profilaktika prestupnosti nesovershennoletnih v Rossii i za rubez-hom (sravnitel'nyj analiz) // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. 2022. № 2. S. 11-14.

[8] Shumova T.V. Bezopasnost' v sovremennyh byudzhetnyh organizaciyah: prichiny vozniknoveniya ugroz, ih posledstviya i predotvrashchenie // Byulleten' nauki i praktiki. 2022. T. 8. № 7. S. 480-488.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.