УДК 343.9 © Е. В. Михайлова, 2021 Р01: 10.24411/1999-625X^021-11004
Криминологическая характеристика вооруженных нападений в образовательных учреждениях Российской Федерации (schoolshooting)
Е. В. Михайлова, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя
В последнее время в мире наблюдается тенденция к росту вооруженных нападений в образовательных учреждениях, в результате которых жертвами становятся учащиеся и педагоги; преступником оказывается обучающийся того же учебного заведения. Это криминологическое явление получило название Бсоо^ЬюоШд и стало причиной возникновения в молодежной среде субкультуры «Колумбайн», которая набрала популярность и немалое количество поклонников в России. Подобные молодежные движения, пропагандирующие насилие, представляют серьезную угрозу. Зафиксировано повышение фона агрессивности и жестокости в поведении подростков. Анализ структурных характеристик подобных преступлений показывает, что механизм их совершения аналогичен другим, что приводит к необходимости изучения их криминологических особенностей, причинности, личностных характеристик лиц, их совершающих, тем более что субъектами преступлений являются молодые люди, в том числе несовершеннолетние.
Ключевые слова: вооруженное нападение; образовательное учреждение; «Колумбайн»; несовершеннолетние;
профилактика.
Criminological Characterization of Armed Attacks in Educational Institutions of the Russian Federation (schoolshooting)
Е. V. Мikhailova, V. Ya. Kikot' Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs
Recently the world has witnessed a tendency of increased armed attacks in educational institutions resulted in the students' and teachers' being the victims and the student of the same institution being the criminal. This criminological phenomenon has gained the name of school shooting and become the cause of «Columbine» subculture in the youth environment, the latter having gained popularity and a considerable number of enthusiasts in Russia. Suchlike youth movements promoting violence constitute a serious threat. The increased aggressiveness and juvenile violent behaviour was recorded. Analysis of structural features of suchlike crimes shows that the mechanism of their commission is analogous to others, which leads to the necessity of studying their criminological features, causation, individual characteristics of persons who commit them, especially when the subjects of crimes are young people including juveniles.
Keywords: armed attack; educational institution; «Columbine»; juveniles; prevention.
За последние несколько лет российское общество столкнулось с новым явлением в подростковой и молодежной преступности — массовыми убийствами в образовательных учреждениях, в результате которых жертвами становятся учащиеся и педагоги. При этом преступником оказывается ученик или студент того же учебного заведения. Несмотря на то что для России это достаточно новый феномен, в зарубеж-
ных странах случаи нападения на людей в школах известны с начала XX в.
Начало популяризации криминологического явления, получившего названия massshooting, schoolshooting ', было положено 20 апреля 1999 г., когда старшеклассники школы «Колумбайн» Э. Харрис и Д. Клиболд (округ Джефферсон штата Колорадо, США) устроили массовый расстрел учащихся, в ре-
1 Англ. massshooting, schoolshooting — массовая стрельба, стрельба в школах. Этот термин применяется к массовым убийствам учащихся, которые производятся одним учеником или посторонними лицами, проникшими в школу с оружием.
зультате которого погибли 13 человек и ранены 23 человека. Известно, что молодые люди посещали психоаналитика. Эрик Харрис страдал от аффективного расстройства (расстройство настроения) с депрессивными и маниакальными чертами, вызванного приемом психотропного препарата. Атака в школе была приурочена к 110-му дню рождения Адольфа Гитлера.
Трагедия, получившая широкий общественный резонанс, сформировала в молодежной среде США, а затем и в других странах, субкультуру поклонников Харриса и Клиболда — «Колумбайн». Случай в школе «Колумбайн» был не первым 2, но именно он стал символом для миллиона подростков благодаря постановочному сценарию расправы над одноклассниками и последующему суициду ее виновников. В дневниках подростки подробно описали травлю одноклассниками, безразличие родителей и педагогов, став в сознании «колумбайнеров» мучениками, изгоями, отомстившими обидчикам [1, с. 46].
Нападения на школы с использованием оружия встречаются в мире достаточно часто: за 20132015 гг. в США имели место 154 случая нападения на учебные заведения [2, р. 321-322]. Вооруженные нападения также происходили в Германии, Венгрии, Канаде, Греции, Бразилии и других странах, хотя и в меньшем количестве [3, р. 185].
По данным Совета Безопасности Российской Федерации, за 2017-2019 гг. в образовательных учреждениях было совершено более 20 преступлений с использованием оружия и взрывных устройств, в результате которых получали ранения и гибли преподаватели и учащиеся 3; предотвращено свыше 50 вооруженных нападений 4.
Субкультура «Колумбайн» быстро набрала популярность и получила немалое количество поклонников в России. Ежедневно в социальных сетях регистрируется по нескольку интернет-формирований, пропагандирующих «поступок» В. Рослякова. Так, только в феврале-марте 2020 г. Федеральной службой безопасности Российской Федерации пресечена подготовка четырех террористических актов в образовательных учреждениях Керчи, Саратова и Сахалинской области, организаторами которых были подростки 2003-2005 годов рождения. Наряду
с подготовкой терактов подростки администрировали в социальных сетях и мессенджерах так называемые группы смерти, пропагандирующие идеологию массовых убийств и суицида. Юные террористы из Керчи являлись сторонниками экстремистской идеологии, с одним из них ранее проводились профилактические беседы по факту размещения в социальных сетях одобрительных комментариев под статьями о совершенном преступлении в Керчи, что не помешало молодому человеку вступить в интернет-сообщество неонацистов, одним из участников которого был В. Росляков.
Совершаемые в разных странах и в разное время акты скулшутинга имеют сходные черты: замкнутый, неуверенный в себе молодой человек, испытывающий проблемы в общении с окружающими, с чувством собственной недооцененности обществом, несправедливости, одиночества, безысходности и отсутствием видения перспектив, в ряде случаев страдающий психологическими дисфункциями, использует огнестрельное оружие в учебном заведении по отношению к учащимся, учителям и заканчивает (планирует закончить) жизнь самоубийством.
В основе подражательных убийств или самоубийств, значительное количество которых совершается после неординарного убийства (самоубийства), изложенного в литературном произведении или освещенного в СМИ, лежит так называемый синдром Вертера 5. Подростки, наиболее подверженные влиянию, часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали, узнали из каких-либо источников, что способствует распространению субкультуры «Колумбайн» по всему миру.
За 2018-2019 гг. Федеральной службой безопасности России в сети Интернет выявлено 150 крупных молодежных экстремистских сообществ численностью около 50 000 пользователей. Ежедневно в различных социальных сетях («Вконтакте», Face-book, Telegram) регистрируется около 5 интернет-формирований, пропагандирующих идеологию «Колумбайн» и распространяющих агрессивно-депрессивный контент.
В 2017 г. фракцией «Единая Россия» в Государственную Думу РФ внесен законопроект о правовом регулировании деятельности социальных сетей 6,
2 Бойня в школе Бата — самое крупное в истории США массовое убийство в школе, в результате которого погибли 44 человека, пострадали 56 человек (18 мая 1927 г., штат Мичиган, США).
3 Более 20 резонансных случаев насилия в школах отмечено в России за два года. URL: https://www.mterfax.ru/rus-sia/651125 (дата обращения: 20.04.2020).
4 В Республике Крым пресечена подготовка террористических актов в двух образовательных учреждениях. URL: http://nac. gov.ru/terrorizmu-net/v-respublike-krym-presechena-podgotovka-terroristicheskih-aktov-v.html (дата обращения: 20.04.2020).
5 Выявлен в 1974 г. американским социологом Дэвидом Филлипсом из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который исследовал волну подражающих самоубийств, прокатившуюся по всей Европе в конце XVIII в. и спровоцированную популярным для своего времени романом И. В. Гёте «Страдания юного Вертера» (отсюда и произошло название феномена).
6 О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : проект федерального закона № 145507-7. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
предлагающий введение регистрации в соцсетях по паспорту (т. е. только под настоящим именем и фамилией), запрет пользования социальными сетями лицам, не достигшим 14 лет, а также усиление ответственности руководства сети за появление и продвижение деструктивно-агрессивного контента вплоть до ликвидации сети. Законопроект подвергся критике как лишающий подростков возможности пользоваться аккаунтами в социальных сетях в качестве привычного инструмента коммуникации, используемого не только в развлекательных, но и образовательных целях [4, с. 218].
Однако нельзя отрицать, что в эпоху появления информационно-телекоммуникационной сети Интернет молодежь ушла от уличной преступности и переместилась во всемирную паутину, где ненавидят, «убивают», обманывают, совершают мошеннические действия, зарабатывают средства к существованию. При этом интернет позволяет подростку, испытывающему проблемы в отношениях с одноклассниками, сверстниками, найти единомышленников в новом социуме, познать иные, в том числе деструктивные знания и идеи.
Проведенный анализ интернет-сообществ на тему массовых расстрелов позволил условно разделить их на два типа. Первые создаются для заработка, занимаются продвижением товаров и услуг и существуют главным образом за счет рекламы. Вторые являются проводниками идеологии насилия, формируя среду, которая становится почвой для появления подростков, вынашивающих террористические намерения различной направленности. При этом между участившимися нападениями в школах и группами смерти существует, скорее, обратная связь: подростки проявляют агрессию, применяют насилие не потому, что состоят в таких сообществах, а ищут их, так как готовы к противоправным действиям. То есть, если в группу по случайности попадет ребенок из любопытства, через некоторое время ему станет скучно и противно: на кровь, на убийства у здорового человека возникает реакция отвращения [5, с. 523]. Но если у подростка искажена эмоционально-волевая сфера, то в подобных группах он находит оправдание и мотивацию. Именно такие молодежные движения представляют серьезную угрозу — контролируемое изменение поведения подростков с целью подтолкнуть их в определенный момент к совершению суицидальных или, наоборот, агрессивных (преступных) действий, которым, в зависимости от контекста, может придаваться общественно-политическая, религиозная или иная мотивация [6, с. 49-50].
Повышение фона агрессивности и жестокости поведения подростков отражается и в данных статистики: в 2019 г. наблюдается тенденция увели-
чения числа несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления: убийства (17,0%), умышленное причинение вреда здоровью: тяжкого (2,1%) и средней тяжести (0,4%). В целом количество тяжких (8010) и особо тяжких (2103) преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, повысилось на 3,4% и 6,9% соответственно (в сравнении с 2018 г.) [7, с. 41].
Основными детерминантами скулшутинга исследователи называют бесконтрольное использование интернет-ресурсов подростками, заполняемость интернет- и медиапространства деструктивно-агрессивной информацией, существование интернет-сообществ, пропагандирующих субкультуру «Ко-лумбайн», отсутствие контроля за их деятельностью и недостаточность профилактической работы [8; с. 446].
Необходимо также отметить, что решение совершить преступление в большинстве случаев является не только заранее обдуманным и хорошо спланированным, но и анонсированным в тех же социальных группах. Следовательно, подростку необходимо какое-то время для того, чтобы принять окончательное решение, в течение которого он укрепляется в мысли о том, что окружающие его люди заслуживают смерти, так как на его заявление (а может быть, своеобразный призыв о помощи) никто не отреагировал, не обратил внимания, не придал значения.
В массовых убийствах, совершенных подростками, можно заметить одну закономерность: практически каждый из них хотел совершить самоубийство. Наверное, другого выхода они не видели или думали, что так избавятся от ответственности, от конфликтов, непонимания, одиночества. Несомненно, среди факторов, которые приводят к подобным трагедиям, является невключенность, отстраненность субъектов профилактики от жизни, которую ведут дети как в реальной, так и в виртуальной действительности, неспособность и нежелание построить с детьми открытые, доверительные отношения. Реальная угроза общественной безопасности, которую представляет навязчивое распространение агрессивно-депрессивного материала в подростковой среде, рост насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, остро ставит вопрос о необходимости не только введения запретительно-репрессивных мер, направленных на ограничение его распространения, но и профилактической работы с активными участниками подобных сообществ, их подписчиками, а также подрастающим поколением в целом.
Профилактика преступности несовершеннолетних — важная общегосударственная задача. В Федеральном законе от 24 июня 2016 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» 7 определены задачи субъектов профилактики, важное место среди которых оно занимают организации, осуществляющие образовательную деятельность. Поскольку именно образовательное учреждение становится местом совершения преступления, то и среди субъектов предупреждения оно занимает особое место. Тем более, большинство субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних (например, органы внутренних дел) контактирует с детьми эпизодически, во время проведения профилактических мероприятий или по факту уже совершенного правонарушения. Образовательное учреждение взаимодействует с ребенком ежедневно и становится ключевым субъектом предупредительного воздействия. Именно педагог (школьный психолог, социальный педагог) в процессе ежедневного общения может обратить внимание на отклонения в поведении несовершеннолетнего (депрессивное и подавленное состояние, конфликты с педагогами, трудности в общении со сверстниками, изменение отношения к учебе), скорректировать его и предотвратить дальнейшее развитие. При этом важна как общая профилактика по снижению уровня насилия, созданию благоприятного психологического климата, так и индивидуальная профилактика, ориентированная на учащихся, проявляющих склонность к асоциальному поведению.
Тем не менее администрация образовательного учреждения часто не в состоянии справиться с проявлениями девиантного поведения подростков самостоятельно. В связи с тем, что причины противоправного поведения несовершеннолетних многогранны, борьба с ними требует многосторонних действий с привлечением специализированных субъектов профилактики, прежде всего, правоохранительных органов. Таким образом, проведенное исследование позволило выделить несколько направлений предупреждения вооруженных нападений в образовательных учреждениях Российской Федерации.
1. Блокировка деструктивных групп в социальных сетях.
Деструктивные группы, пропагандирущие субкультуру «Колумбайн», запрещены на территории Российской Федерации как побуждающие детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству либо жизни и (или) здоровью иных лиц.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная
система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети „Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети „Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Созданием, формированием и ведением реестра занимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор). Основанием для включения в реестр и, соответственно, блокировки такого сайта является решение суда либо уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (например, Роскомнадзор, Роспотребнадзор, Росмолодежь, ФСБ, МВД России и др.).
Однако, несмотря на практику блокировок (например, Facebook и ВКонтакте предоставляют своим пользователям возможность пожаловаться на сообщество, аккаунт, публикацию, комментарий, если контент распространяет запрещенную информацию), в социальных сетях все еще присутствуют запрещенные деструктивные группы, которые проявляют свою активность.
2. Своевременное выявление в сети Интернет сторонников групп смерти, что позволит сотрудникам правоохранительных органов организовать профилактическую работу и не допустить противоправных акций.
При мониторинге сети Интернет необходимо обращать внимание на наименование аккаунта (имена лидеров различных молодежных субкультур и движений), аватара (изображения с использованием депрессивной стилистики), цифрового адреса профайла в социальных сетях (цифровое значение изменено на слова «смерть», «суицид»), на информацию, размещенную пользователем на своей странице (информация депрессивного характера, об отсутствии понимания со стороны сверстников и родителей, и др.), сообщества, на которые подписан пользователь (суицидальные игры, культ оружия, призывы к насилию), комментарии, оставляемые в сообществах.
При установлении несовершеннолетних пользователей, разделяющих идеологию данных течений, необходимо проводить с ними и с их родителями профилактическую работу, при необходимости обеспечивать участие психолога, доводить подросткам информацию о недопущении вступления в группы деструктивной направленности. Целесообразно рекомендовать родителям усилить контроль за общением их несовершеннолетних детей в социальных сетях, установить специализированные программ-
7 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 2016 г. № 120-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ные фильтры и отслеживать журналы посещений интернет-ресурсов в целях недопущения ознакомления с противоправной информацией.
3. Корректность изложения информации при освещении темы вооруженных нападений в образовательных учреждениях и насилия в них российскими медиа.
Вооруженные нападения в образовательных учреждениях — событие резонансного характера, широко освещаемое в средствах массовой информации. Однако во многих медиатекстах наблюдается детальный анализ избиений, убийств, преступного поведения, привлекающий излишнее внимание и вызывающий подражательное поведение со стороны подростков. Наиболее приемлемой можно считать краткую фактическую информацию, опирающуюся на официальные источники, сопровождающуюся мнением экспертов в области педагогики, психологии, юриспруденции.
4. Улучшение качества защищенности образовательного учреждения от различного вида угроз, обеспечивающей его безопасное функционирование.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» 8, в первую очередь, организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить безопасность обучающегося во время пребывания в школе (ограждение по периметру школьной территории, охрана, наличие тревожной, пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля, оборудование входными дверями, обеспечивающими защиту от незаконного проникновения). В настоящее время охрана не может в полной мере обеспечить безопасность учащихся и административно-педагогического состава. Охранные подразделения не входят в структуру организации, часто меняются, не всегда отличаются качеством подготовки сотрудников с учетом специфики образовательных учреждений.
5. Ориентированность образовательного учреждения не только на повышение качества учебного процесса, но и на создание психологического комфорта для обучающихся, их социализацию и форми-
рование неприятия насилия в любых его формах.
Необходимо тщательное изучение личностных особенностей учащихся с использованием групповых и индивидуальных психологических приемов; выявление групп риска для оказания своевременной правовой, психологической и медицинской помощи как потенциальным правонарушителям, так и жертвам; своевременное реагирование на полученную информацию об угрозах безопасности (мониторинг информации среди учащихся и сотрудников, анализ доступной информации в социальных сетях); активное взаимодействие с представителями правоохранительных органов (например, подразделения по делам несовершеннолетних) по взаимному обмену информацией, проведению профилактических мероприятий, индивидуальной работе с правонарушителями.
6. Активное взаимодействие образовательного учреждения с родителями учащихся по профилактике вооруженных нападений: тематические родительские собрания; памятки по раннему выявлению увлечения ребенком агрессивно-деструктивным контентом и готовности к насилию, указывающие на особенности поведения (замкнутость, вспышки агрессии, ярости, угрозы совершения убийства или самоубийства, склонность к насилию), внешнего вида (изменение стиля одежды, цвета волос, использование соответствующей атрибутики), увлечений (оружие, стрельба, неонационалистическая идеология), виртуальной жизни (участие в интернет-сообществах, пропагандирующих идеи скулшутин-га, смерти, насилия). К сожалению, часто родители ничего не знают ни о внутреннем мире детей, ни об интересах и круге общения, поэтому появление новых увлечений и пристрастий остается незамеченным семьей.
На практике оценить вероятность нападения в образовательных учреждениях не так просто. Такая оценка должна носить комплексный характер, учитывать не только конкретные особенности поведения, личностные особенности и психологические проблемы личности, но и взаимоотношения в семье, в среде сверстников, психологический климат в школе.
Список литературы
1. Мосечкин И. Н. Виктимологические аспекты противодействия вооруженным нападениям на учебные заведения (school-shooting) // Виктимология. 2019. № 1(19).
2. Kalesan B. [et al.] School shootings during 2013-2015 in the USA // Injury prevention. 2017. Т. 5.
3. Malkki L. Political elements in post-Columbine school shootings in Europe and North America // Terrorism and political violence. 2014. Т. 26.
8 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Хальзова Н. А, Синякина Д. Е. Законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей: за и против // Тихоокеанский государственный университет. 2018. Т. 9. № 2.
5. Позднякова М. Е. Особенности девиантного поведения современной российской молодежи: на пути криминализации и десоциализации // Россия реформирующаяся : ежегодник. Вып. 15 / отв. ред. М. К. Горшков. М., 2017.
6. Амелина Я. «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России // Аналитический доклад (18+): Кавказский геополитический клуб. М., 2017.
7. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2019 года и тенденции ее развития / М. В. Гончарова, М. М. Бабаев, В. И. Шиян [и др.]. М., 2020.
8. Карпов В. О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 4(34).