Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СЕРВИСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мишунина А.А., Горшкова Н.Ф.

Статья посвящена вопросам правового регулирования цифровизации налогового администрирования как одного из перспективных направлений повышения эффективности управленческой деятельности налоговых органов с одной стороны и обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц (налогоплательщиков) - с другой. В статье приводится авторское определение понятия налогового администрирования, также рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования цифровизации деятельности Федеральной налоговой службы России и ее территориальных органов, динамичности изменения законодательства и внедрения информационных систем и сервисов в целях обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц с позиций конституционной категории Российской Федерации как социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANT ISSUES OF LEGAL REGULATION FOR DIGITALIZATION OF SOCIALLY-ORIENTED TAX ADMINISTRATION

The article is devoted to the issues in the legal regulation of digitalization of tax administration as one of the promising directions in increasing the efficiency of the management of tax authorities on the one hand and ensuring the rights and legitimate interests of citizens and legal entities (taxpayers) on the other. The article provides the authors' definition of the concept of tax administration. It discusses current issues of legal regulation of digitalization of the activities of the Federal Tax Service of Russia and its territorial bodies, the dynamics of changes in legislation and the introduction of information systems and services in order to ensure the rights and legitimate interests of citizens and legal entities, from the perspective of the constitutional category of the Russian Federation as a social state.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

УДК 342.743

DOI 10.34822/2312-3419-2020-3-88-95

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

А. А. МишунинаН. Ф. Горшкова

Институт государства и права, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия ЕE-mail: MishuninaAA@duma72.ru

Статья посвящена вопросам правового регулирования цифровизации налогового администрирования как одного из перспективных направлений повышения эффективности управленческой деятельности налоговых органов с одной стороны и обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц (налогоплательщиков) - с другой.

В статье приводится авторское определение понятия налогового администрирования, также рассматриваются актуальные вопросы правового регулирования цифровизации деятельности Федеральной налоговой службы России и ее территориальных органов, динамичности изменения законодательства и внедрения информационных систем и сервисов в целях обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц с позиций конституционной категории Российской Федерации как социального государства.

Ключевые слова: социальное государство, права и законные интересы граждан, налоговое администрирование, Федеральная налоговая служба России, информационные технологии и сервисы, электронные государственные услуги, цифровизация налогообложения.

Для цитирования: Мишунина А. А., Горшкова Н. Ф. Актуальные вопросы правового регулирования цифровизации социально ориентированного налогового администрирования // Вестник Сургутского государственного университета. 2020. № 3 (29). С. 88-95. DOI 10.34822/2312-3419-2020-3-88-95.

IMPORTANT ISSUES OF LEGAL REGULATION FOR DIGITALIZATION OF SOCIALLY-ORIENTED TAX ADMINISTRATION

A. A. MishuninaN. F. Gorshkova

University of Tyumen, Tyumen, Russia EE-mail: MishuninaAA@duma72.ru

The article is devoted to the issues in the legal regulation of digitalization of tax administration as one of the promising directions in increasing the efficiency of the management of tax authorities on the one hand and ensuring the rights and legitimate interests of citizens and legal entities (taxpayers) on the other.

The article provides the authors' definition of the concept of tax administration. It discusses current issues of legal regulation of digitalization of the activities of the Federal Tax Service of Russia and its territorial bodies, the dynamics of changes in legislation and the introduction of information systems and services in order to ensure the rights and legitimate interests of citizens and legal entities, from the perspective of the constitutional category of the Russian Federation as a social state.

Keywords: social state, rights and legitimate interests of citizens, tax administration, Federal Tax Service of Russia, information technology and services, electronic government services, digitalization of taxation.

For citation: Mishunina A. A., Gorshkova N. F. Important Issues of Legal Regulation for Digitalization of Socially-Oriented Tax Administration // Surgut State University Journal. 2020. No. 3 (29). P. 88-95. DOI 10.34822/2312-3419-2020-3-88-95.

ВВЕДЕНИЕ

С позиций эффективного публичного управления налоговая система России на сегодняшний день динамично развивается. Осо-

бенно активно проявляет себя такой элемент налоговой системы, как налоговое администрирование.

Налоговое администрирование как вид управленческой деятельности выступает в качестве комплексной процедуры организации взаимодействия между органами публичной власти - налоговыми органами - с одной стороны и гражданами (юридическими лицами) - налогоплательщиками - с другой стороны, исполняющими свою конституционно-установленную обязанность «... платить законно установленные налоги и сборы» (статья 57 Конституции РФ) [1].

Налоговое администрирование, на наш взгляд, имеет явно выраженные признаки публично-управленческой деятельности в целях построения гибкого, максимально мобильного механизма функционирования налоговых органов, способного своевременно и адекватно реагировать на социальные изменения в стране и социальные запросы граждан по комфортному формату осуществления своих конституционных прав и обязанностей, в том числе путем использования цифровых информационных технологий.

Обеспечение действенного налогового администрирования может осуществляться с внедрением самого массивного в наше время экономического ресурса - информационных технологий. Федеральной налоговой службой России (далее - ФНС) уделяется большое внимание цифровым технологиям, о чем говорит тот факт, что по степени оснащения информационными технологиями налоговые органы занимают одно из ключевых мест среди иных федеральных структур. Поэтому предстоящее улучшение информационного и технического обеспечения работы ФНС, внедрение новых социально ориентированных информационных технологий, развитие электронных услуг и сервисов для граждан считается важной задачей налоговых органов Российской Федерации и ее территориальных органов.

Внедрение цифровых технологий в налоговое администрирование указывает на очевидные практические успехи управленческой деятельности налоговых органов и их социальную направленность. Это подтверждается и в юридической литературе. Так, развитие налогового администрирования в цифровом пространстве, по мнению

Л. Д. Кузнецова, «... может обеспечить разумную нагрузку на налогоплательщиков и надлежащий контроль со стороны налоговых органов» [2, с. 171]. Исследователь также считает, что сама цифровизация обеспечивает «. прозрачность и порядок в налоговой системе». Такими способами будет стимулироваться правомерное подведение налогоплательщика к добросовестному исполнению своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Кроме того, внедрение цифровизации в налоговое администрирование гарантирует осуществление деятельности налоговой политики по разработке программ и форм отчетности, понятных и удобных для налогоплательщиков, а также по контролю за исполнением налогового законодательства [2].

Благодаря преобразованию деятельности налоговых органов из простой сервисной службы в цифровую сервисную службу, ФНС России сможет конкурировать и сравнивать себя не только с государственными структурами, но и с весомыми представителями на рынке электронных услуг, контролируя все больше и больше фискальных функций и взаимодействуя с налогоплательщиками на высоком информационном уровне, освобождая их от бремени исчисления налогов, отчетности и совершения ошибок и рисков, а значит, обеспечивая гарантированную государством возможность гражданам (юридическим лицам) осуществлять их конституционные права и выполнять обязанности в сфере налогообложения.

На сегодняшний день ФНС России не собирается останавливаться на достигнутом и продолжает внедрять современные цифровые технологии в управленческий процесс налогового администрирования. И вопрос стоит не только в сервисном электронном обслуживании, но и в разработке новой стратегической направленности социально ориентированного взаимодействия между налоговыми органами как субъектом публичного управления с одной стороны и гражданами (юридическими лицами) - налогоплательщиками - с другой.

В настоящее время в отечественной юридической литературе категория «налоговое администрирование» представляется дискус-

сионной. Причина состоит в том, что обозначенный термин был заимствован из практики зарубежных стран.

Важную роль в изучении понятия и назначения (сущностных характеристиках) налогового администрирования играет анализ генезиса этого явления, его правовые, экономические и социальные аспекты.

Исследование показало, что понятие «налоговое администрирование» неразрывно связано с развитием рыночных отношений и изменением принципов и структуры самой экономики. Таким образом, в современных условиях успешность налогового администрирования имеет немаловажное значение для роста экономического благосостояния государства, а также требует последующего теоретического осмысления и совершенствования соответствующего сегмента законодательства в целях соблюдения и развития конституционно установленных гарантий нашего социального государства.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

При проведении исследования применялись общенаучные методы, такие как метод наблюдения и сравнения, анализа и синтеза. Также использовались специально-юридические методы, позволяющие выявить и описать специфику темы данного исследования.

Формально-юридический и догматический методы позволяли сформировать понятие; метод толкования и сравнительно-правовой метод использовались для последовательного изучения, уяснения обозначенной темы.

Методы исследования позволили выполнить достоверный правовой анализ, определить тенденции развития налоговых отношений в сфере налогового администрирования, их социальную ориентированность, выявить уязвимые места и причины возникновения противоречий в законодательном массиве.

Статистической базой послужили информационные материалы государственных органов Российской Федерации, таких как Правительство Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики России, Федеральная налоговая служба России.

Цель работы заключается в исследовании актуальных вопросов налогового администрирования, его цифровизации как вида управленческой социально ориентированной деятельности налоговых органов по оказанию и предоставлению государственных услуг населению, изучении правовых, экономических и социальных аспектов этого процесса и выработке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в данной сфере, в том числе в части законодательного закрепления терминологической категории «налоговое администрирование».

Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:

- изучение и обобщение теоретических подходов к сущности и содержанию определения понятия «налоговое администрирование», выявление его социальной направленности;

- анализ практической правоприменительной деятельности налоговых органов по осуществлению процессов цифровизации налогового администрирования в интересах соблюдения конституционных прав граждан и юридических лиц (налогоплательщиков);

- обоснование необходимости совершенствования правовых подходов к эффективной цифровизации процессов налогового администрирования как динамичному и перспективному направлению развития современной социально ориентированной налоговой системы.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере цифровизации налогового администрирования, их структура, закономерности и перспективы развития в условиях современного общества и социально ориентированного государства в целом.

Предметом исследования выступают генезис, современное состояние, перспективы развития системы правового регулирования управленческих и организационных отношений в сфере цифровизации процессов социально ориентированного налогового администрирования в Российской Федерации и пути их совершенствования с позиций юридической науки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для того чтобы социальное государство эффективно развивалось, а действующая налоговая система гарантировала высокий уровень экономики страны, необходима, в том числе, и эффективная работа в сфере цифровизации социально ориентированного налогового администрирования.

Бесспорно, на сегодняшний день в Российской Федерации активно развивается и совершенствуется налоговое администрирование, разрабатываются различные информационно-коммуникационные сервисы, которые ставят его на высокий технологический уровень. Чтобы в полной мере способствовать развитию современного социально ориентированного налогового администрирования, необходимо иметь четкое представление о том, что оно собой представляет как вид управленческой деятельности, а главное -в чем его социальная составляющая.

В исследовании [3] уточняется, что определение «администрирование» имеет латинские корни и происходит от слова «administration» (с англ. яз.) - руководство, управление. Многие ученые предлагали свои формулировки определения понятия «налоговое администрирование». Так, например, В. В. Мороз рассматривает налоговое администрирование в качестве деятельности уполномоченных органов власти в области налогового контроля и деятельности, связанной с привлечением лиц к налоговой ответственности [4].

Такие авторы, как А. З. Дадашев и А. В. Лобанов, утверждают, что налоговое администрирование составляет организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений, включающую совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России [5].

Учитывая отсутствие единого научного подхода к определению понятия «налоговое администрирование» и законодательно установленного термина, полагаем целесообразным рассмотреть опыт практической деятельности ФНС России и практику правового регулирования в данной сфере и на их основе попытаться предложить авторское определение понятия «налоговое администрирование».

Так, в практической деятельности Федеральной налоговой службы России длительное время ведется работа по активному созданию и внедрению интерактивных сервисов, а также уделяется большое внимание информационным технологиям. Ярким примером этого является такой технологический цифровой продукт, как автоматизированная информационная система ФНС России (АИС «Налог-3»), введенная в эксплуатацию с 2015 г., обеспечивающая автоматизацию работы данной службы по всем осуществляемым направлениям деятельности, включая прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям [6].

Помимо этого, с 1 октября 2018 г. законодательно обеспечено введение в эксплуатацию информационной федеральной системы «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния» (ЕГР ЗАГС), а полномочия по созданию ЕГР ЗАГС возложены на ФНС России. Основа единого Реестра - это программное обеспечение, разработанное ФНС России, в котором проводится государственная регистрация всех видов записей актов гражданского состояния, вырабатываются действия, касающиеся изменения уже существующих записей, в том числе действия по выдаче гражданам повторных документов (дубликатов) [7].

На основе ЕГР ЗАГС в нашем государстве через несколько лет планируется организовать электронный федеральный регистр, содержащий полную информацию обо всем населении страны - особенное «электронное досье». Законопроект по данному вопросу прошел первое чтение в Государственной Думе Российской Федерации. В настоящее время законопроект проходит рассмотрение во втором чтении.

Как следует из указанного законопроекта, разработанного и внесенного Правительством Российской Федерации, который поступил в Государственную Думу Российской Федерации 23 июля 2019 г. [8], с 2025 г. в России единая база данных о населении страны приступит к полноценному функционированию.

Созданием ресурса займется ФНС России. В единую базу будут включаться основные сведения о человеке: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН и иные данные. Включена будет и дополнительная информация - семейное положение, родственные связи и иные сведения о физическом лице [9].

Несомненно, переход на новую цифровую систему налогового администрирования обеспечил увеличение информативного наполнения электронных серверов налоговых органов для удобства налогоплательщика в силу повышения качества оказываемых электронных услуг и возрастания их многообразия. Так, благодаря эффективной работе ФНС России, в Российской Федерации собираемость налогов на 2020 г. составила 98,72 %, тогда как на 2019 г. данный показатель составил 92,65 %.

Результаты контрольных мероприятий по соблюдению валютного законодательства Российской Федерации на 2020 г. составили 57 %, на 2019 г. - 53 % [10]. Также количество камеральных проверок по состоянию на 01.02.2020 составило 1 071 864, из них в 21 724 проверках выявлены нарушения [11]. Для сравнения: по состоянию на 01.02.2019 количество камеральных проверок составило 1 070 575, а количество выявленных нарушений - 25 407 [12]. Таким образом, благодаря цифровизации налогового администрирования налоговым органам дается возможность снизить количество нарушений в сфере налогового законодательства при осуществлении камеральных проверок.

Также, по замыслу разработчиков, внедрение информационных технологий в налоговое администрирование должно снизить нагрузку на налоговые органы, а также должно способствовать понижению задолженности как по налогам, так и по страховым взносам [13].

Однако главное в совершенствовании цифровизации социально ориентированного налогового администрирования - это то, что оно нацелено на нужды и потребности граждан и должно быть более понятным и удобным для населения, а не только для правоприменителя.

Необходима доступность понимания изменений налогового законодательства и практического осуществления своих прав и выполнения обязанностей для налогоплательщиков. Это облегчит своевременное и качественное осуществление гражданами (юридическими лицами) конституционно установленных налоговых прав и выполнение обязанностей, сделает эту процедуру более прозрачной, понятной и менее обременительной для них, будет способствовать организации работы налоговых органов таким образом, чтобы налогоплательщикам была комфортна и понятна юридическая процедура по налоговому администрированию, было ясно, как все организовано и какова практическая польза от этого процесса.

Еще в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2018 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул, что нужно сделать понятной, удобной и комфортной систему взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином [14].

Действительно, благодаря совершенствованию системы социально ориентированного налогового администрирования в условиях его цифровизации появились реальные возможности обеспечения социальных гарантий нашего государства. Так, например, в настоящее время при сложившейся ситуации в стране (в условиях пандемии коронавиру-са) можно эффективно отслеживать рост цен на товары и продукты первой необходимости, а также на лекарственные препараты и медикаменты.

На заседании Правительства РФ 19 марта 2020 г. Председатель Правительства Российской Федерации М. В. Мишустин отметил, что Минпромторг России, Федеральная налоговая служба России, Росстат России и Коммуникационный центр Правительства Российской Федерации с 20 марта 2020 г. начнут оперативный мониторинг всех цен в каждом регионе, в каждой торговой сети и фармацевтической организации. Это будет относиться и к продуктам питания, и к детским товарам, а также к лекарственным средствам и медицинским изделиям, средствам дезинфекции и индивидуальной защиты [15].

Еще одна социально значимая задача, которая также могла бы быть решена в рамках

налогового администрирования в условиях его цифровизации, - это обеспечение возможности предоставлять семьям, чей доход не превышает одного прожиточного минимума на человека, соответствующие государственные выплаты. Причем эта процедура, в соответствии с требованиями Президента Российской Федерации В. В. Путина, должна быть максимально удобной и простой для граждан.

Учитывая важность социальной составляющей в налоговом администрировании, полагаем целесообразным законодательно установить определение этого понятия и изложить его в следующей редакции:

«Налоговое администрирование - это социально ориентированная организационно-управленческая деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по контролю и надзору в области налогов и сборов, и их территориальных органов, основанная на нормативно-правовом регулировании, строящаяся на принципах налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля с использованием средств цифровизации и электронных сервисов и обеспечивающая плановое поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в целях обеспечения прав и законных интересов граждан (юридических лиц) - налогоплательщиков, а также социальных обязательств и гарантий государства».

Указанный термин предлагается закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации (часть первая) (п. 2 ст. 11).

Вводимое определение понятия и официальное его закрепление даст отчетливое понимание прозрачности и открытости деятельности налоговых органов по осуществлению социально ориентированного налогового администрирования, что позволит устранить правовую неопределенность и установить более четкие рамки действия этого юридического процесса, а также исключит расширенное и неопределенное толкование отдельных норм законодательства, которые взаимосвязаны с данной деятельностью, и подчеркнет неоспоримое преимущество в понимании социальной сущности (направленности) нашего государства как социального.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговое администрирование признается ключевым элементом налоговой системы, функционирование которой определяет постоянный приток финансовых ресурсов в государственный бюджет и гармонизацию интересов участников налоговых отношений.

Разработка и развитие цифровизации социально ориентированного налогового администрирования должны основываться на предотвращении рисков совершения налоговых правонарушений со стороны налогоплательщиков и создании условий, побуждающих граждан добровольно осуществлять права и выполнять законно установленные налоговые обязанности.

Исследование показало, что основным условием будущего успешного становления и совершенствования социально ориентированного налогового администрирования является его максимально удобное, комфортное и простое для налогоплательщиков функционирование. Именно благодаря этому возможно эффективное формирование сервисно-цифровых условий деятельности налоговых органов, которые в дальнейшем обеспечат ясность и прозрачность взаимоотношений органов публичной власти и граждан в налоговой сфере. Само по себе социально ориентированное автомати-зированно-цифровое сотрудничество субъектов налогообложения обеспечит стойкое выполнение экономических функций для благоприятной финансовой составляющей страны.

В Российской Федерации определение понятия «налоговое администрирование» так и не нашло закрепления в нормативных правовых актах, что существенно снижает доступность для граждан его понимания и приводит к существованию множества правовых различных позиций относительно содержательной стороны и сущностных характеристик налогового администрирования.

Полагаем, что в целях совершенствования правового регулирования налоговых правоотношений, дальнейшего укрепления развития социальной направленности государства, гласности и прозрачности информации для налогоплательщика, создания комфортных условий для прохождения налоговых процедур, целесообразно законодательно закрепить определение понятия «налоговое администрирование».

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобр. в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202007040001 (дата обращения: 04.07.2020).

2. Кузнецов Л. Д. Налоговое администрирование как элемент налоговой системы России // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2020. № 1 С. 170-172.

3. Майоров В. И. Налоговое администрирование в Российской федерации: организационно-правовые проблемы // Социально политические науки. 2017. № 3. 89 с.

4. Мороз В. В. Сущность и основные формы налогового администрирования // Бизнес в законе. 2012. № 5. С. 139-143.

5. Дадашев А. З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2002. С. 4-5.

6. Автоматизированная информационная система «Налог-3» // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. URL: https://www.nalog.ru/ rn77/about_fts/gos_inf/4045827/ (дата обращения: 02.05.2020).

7. Запуск реестра ЗАГС // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 03.05.2020).

8. О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации : законопроект // Система обеспечения законодательной деятельности : офиц. сайт. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/759897-7 (дата обращения: 02.05.2020).

9. Игорь Шувалов и Даниил Егоров обсудили развитие цифровых сервисов на примере проектов ФНС России // Федеральная налоговая служба России : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/ rn77/news/activities_fts/9605633/ (дата обращения: 04.05.2020).

10. Эффективность работы ФНС // Федеральная налоговая служба России : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistic s_and_analytics/effectiveness/ (дата обращения: 15.05.2020).

11. Отчет по форме № 2-НК за 2020 // Федеральная налоговая служба России : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistic s_and_analytics/forms/9649235/ (дата обращения: 13.05.2020).

12. Отчет по форме № 2-НК по состоянию за 2019 // Федеральная налоговая служба России : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/8591671/ (дата обращения: 17.05.2020).

13. Итоги подведения работы налоговых органов за восемь месяцев 2019 года // Федеральная налоговая служба России : офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9030004/ (дата обращения: 14.05.2020).

14. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации // Президент России :

REFERENCES

1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniiami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovani-ia 01.07.2020). URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202007040001 (accessed: 04.07.2020). (In Russian).

2. Kuznetsov L. D. Tax Administration as an Element of the Russian Tax System // Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossii. 2020. No. 1 P. 170-172. (In Russian).

3. Mayorov V. I. Tax Administration in the Russian Federation: Organizational and Legal Problems // Socio-Political Sciences. 2017. No. 3. 89 p. (In Russian).

4. Moroz V. V. Essence and Main Forms of Tax Administration // Business in Law. 2012. No. 5. P. 139-143. (In Russian).

5. Dadashev A. Z., Lobanov A. V. Nalogovoe adminis-trirovanie v Rossiiskoi Federatsii. Moscow, 2002. P. 4-5. (In Russian).

6. Automated information system "Nalog-3". URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827/ (accessed: 02.05.2020). (In Russian).

7. Zapusk reestra ZAGS. URL: https://www.nalog.ru/ (accessed: 03.05.2020). (In Russian).

8. O edinom federalnom informatsionnom resurse, soderzhashchem svedeniia o naselenii Rossiiskoi Fed-eratsii: zakonoproekt. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/759897-7 (accessed: 02.05.2020). (In Russian).

9. Igor Shuvalov i Daniil Egorov obsudili razvitie tsifrovykh servisov na primere proektov FNS Rossii. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_ fts/9605633/ (accessed: 04.05.2020). (In Russian).

10. Effektivnost raboty FNS. URL https://www.nalog.ru/ rn77/related_activities/statistics_and_analytics/effecti veness/ (accessed: 15.05.2020). (In Russian).

11. Otchet po forme No. 2-NK za 2020. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/9649235/ (accessed: 13.05.2020). (In Russian).

12. Otchet po forme No. 2-NK po sostoianiiu za 2019. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/8591671/ (accessed: 17.05.2020). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Itogi podvedeniia raboty nalogovykh organov za vosem mesiatsev 2019 goda. URL: https://www.nalog.ru/ rn77/news/activities_fts/9030004/ (accessed: 14.05.2020). (In Russian).

14. Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobraniiu Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/62582 (accessed: 20.05.2020). (In Russian).

15. Zasedanie Pravitelstva RF ot 19 marta 2020. URL: http://government.ru/meetings/39215/stenograms/ (accessed: 21.05.2020). (In Russian).

офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/62582 (дата обращения: 20.05.2020). 15. Заседание Правительства РФ от 19 марта 2020 // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://government.ru/meetings/39215/stenograms/ (дата обращения: 21.05.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Мишунина Алена Александровна - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия.

E-mail: MishuninaAA@duma72.ru

Горшкова Наталья Федоровна - магистрант, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. E-mail: natulya0808@rambler.ru

ABOUT THE AUTHORS

Akna A. Mishunina - Doctor of Sciences (Law), Professor, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Institute of State and Law, University of Tyumen, Tyumen, Russia.

E-mail: MishuninaAA@duma72.ru

Natalya F. Gorshkova - Masters Degree Student, Institute of State and Law, University of Tyumen, Tyumen, Russia.

E-mail: natulya0808@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.