Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1485
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / налоговое право / налоговая система / налоги / электронные ресурсы / digitalization / tax law / tax system / taxes / electronic resources

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олег Владимирович Пономарев, Никита Русланович Мартьянов, Ксения Владимировна Липовская, Никита Дмитриевич Иващенко

В данной статье рассматриваются основы правового регулирования цифровизации налогового администрирования как одного из перспективных направлений повышения эффективности управленческой деятельности налоговых органов, с одной стороны, и обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (налогоплательщиков) — с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олег Владимирович Пономарев, Никита Русланович Мартьянов, Ксения Владимировна Липовская, Никита Дмитриевич Иващенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of digitalization of the tax system

This article discusses the basics of legal regulation of digitalization of tax administration as one of the promising areas for improving the efficiency of management activities of tax authorities on the one hand and ensuring the rights and legitimate interests of citizens and legal entities (taxpayers) on the other.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ»

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

УДК 336.2 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-9-66-69

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Олег Владимирович ПОНОМАРЕВ, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета

Никита Русланович МАРТЬЯНОВ, студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета martianov.nr@mail.ru

Ксения Владимировна ЛИПОВСКАЯ, студентка Юридической школы Дальневосточного федерального университета

Никита Дмитриевич ИВАЩЕНКО, студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.04 — финансовое право;

налоговое право; бюджетное право

Аннотация. В данной статье рассматриваются основы правового регулирования цифровизации налогового администрирования как одного из перспективных направлений повышения эффективности управленческой деятельности налоговых органов, с одной стороны, и обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц (налогоплательщиков) — с другой.

Ключевые слова: цифровизация, налоговое право, налоговая система, налоги, электронные ресурсы.

Annotation. This article discusses the basics of legal regulation of digitalization of tax administration as one of the promising areas for improving the efficiency of management activities of tax authorities on the one hand and ensuring the rights and legitimate interests of citizens and legal entities (taxpayers) on the other.

Keywords: digitalization, tax law, tax system, taxes, electronic resources.

На сегодняшний день практически все государства стараются выйти на этап постиндустриального развития, одной из особенностей которого выступает цифровая экономика. В Российской Федерации обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в общественные сферы является одной из национальных целей развития (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Цифровизация коснулась всех государственных ведомств, и Федеральная налоговая служба

(далее — ФНС) не стала исключением. Автоматизированные системы и онлайн-сервисы ФНС России развиваются ежегодно: расширяются возможности налогоплательщиков по получению необходимой для них информации; при этом совершенствуется налоговое администрирование и налоговый контроль.

ФНС становится наиболее эффективной 1Т-организацией в России благодаря цифровой трансформации, которая не только обязывает налогоплательщиков выполнять налоговые обязательства, но и позволяет минимизировать налоговые риски, поэтому поиск «лазеек» для

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

уклонения от уплаты налогов становится невыгодным.

Налоговая служба использует в своей деятельности основные цифровые технологии, при которых необходимо информировать налогоплательщиков в лице бизнес-сообщества, населения и организации. К таким технологиям относятся автоматизированные информационные системы под названием НДС-2 и НДС 3, а также Налог. Теперь контролирующая система строится на ис -пользовании кассовых аппаратов (ККТ), ФГИС «ЕГР ЗАГС», системы маркировки товаров, механизме 1ах&ее, создании виртуальной транзак-ционной среды — замкнутой цифровой экосистемы, где все субъекты хозяйствования будут проводить операции без подачи налоговой декларации. На этом разработки не заканчиваются.

Необходимо также отметить развитие онлайн-сервисов ФНС России, доступных налогоплательщикам: «Личный кабинет налогоплательщика», сервисы «Прозрачный бизнес», «Налоговая нагрузка» и др. Указанные ресурсы способствуют минимизации налоговых рисков бизнеса1.

По мнению М.В. Мишустина, АСК НДС-2 дала очень многое: фирмы-однодневки стали не просто невыгодны, создание их стало опасно, а также невозможно возместить НДС, который раньше не уплачивался. Так, ФНС обновила рекорд в борьбе с такими фирмами, их количество упало до 4,7%, что составляет 186,9 тыс. В 2011 г. их насчитывалось 1,8 млн. Налоговики также снижают количество выездных проверок, тем самым увеличивая эффективность2.

Не секрет, что к 2024 г. Правительство Российской Федерации хочет создать специальную систему, или электронную платформу, для отслеживания оборота создаваемых товаров от производителя до его потребителя.

Как известно, впервые обязательная маркировка меха на территории Российской Федерации началась в 2016 г. Данный проект позволил увеличить рынок чуть ли не в десять раз. Анализируя статистику, отметим, что оборот меховых изделии стал расти буквально на глазах. Благодаря этому проекту в первой половине 2016 г. легализовались более чем 25% участников рынка.

По такому же принципу будет создана электронная система для производства лекарств. Этот проект Правительство РФ хочет осуществить в 2020 г. Не стоит также забывать, что в январе 2018 г. был разработан экспериментальный период для маркировки не только табачной продукции, но и обувных изделии. На сегодняшний день Правительство Российской Федерации

в процессе разработки так называемого физичес -кого Интернета для грузоперевозок товаров. Данная система позволит проследить движение абсолютно любых товаров от производителя до конечного потребителя3.

Нельзя не отметить и одну из разработок — налог на доходы от цифровых услуг. Она заключается в том, что компании международного уровня должны с доходов от цифровых услуг платить налоги в странах, где они получают прибыль, а не только там, где они зарегистрированы. В результате такой налог будут платить не только 1Т-компании, но и компании различных секторов экономики, предоставляющие цифровые услуги.

Некоторые исследователи полагают, что данные пользователей можно использовать для налогообложения при заказе и продаже рекламных услуг. План по борьбе с размыванием налоговой базы (ВЕРБ) в части разработки механизма налогообложения цифровых услуг на данный момент подписали 137 стран, но по этому вопросу пока не достигнуто единой позиции.

Российские специалисты, продолжая работать с ОЭСР в этом направлении, в данных условиях для обеспечения экономической безопасности одновременно работают над российским налогом на выручку от предоставления цифровых услуг для российских пользователей4.

Следует отметить также, что ФНС России намерена автоматизировать процесс получения налоговых вычетов к весне 2021 г. В данном случае речь идет о подключенных к Интернету аппаратах, которые передают данные о платежах в режиме реального времени. Это позволяет автоматизировать и ускорить процесс, избавиться от излишней бюрократии. Имущественные вычеты будут предоставляться автоматически, для этого разработана технология поставки данных от кредитных организации.

Таким образом, при покупке квартиры ФНС сможет автоматически предоставлять вычет без бумажной волокиты. Сейчас разрабатывают вторую и третью очереди — по инвестиционным и социальным вычетам.

Некоторые страны, такие, как Япония, Сингапур и Эстония, на основе блокчейн-техноло-гий зарегистрировали всех своих граждан в единой государственной базе данных, где у каждого гражданина имеется личный код. К этой базе данных в различной степени подключены все министерства и департаменты страны, в том числе и налоговые органы. Соответственно, для контроля над уплатой налогов конкретного че-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

ловека или организации сотруднику налогового департамента достаточно сделать несколько щелчков мышкой.

На основе этой базы данных государственным банком и государственными финансовыми учреждениями выборочно проверяются и контролируются финансовые отчетности и налоговые выплаты юридических лиц. Данный вариант цифровизации смог бы упростить всю процедуру налогового контроля в Российской Федерации, а также сэкономить природные ресурсы страны, так как на ведение налогового учета в компаниях и налоговых органах тратится огромное количество бумаги.

В России, однако, существует множество преград для реализации предложенного проекта:

1) высокая численность населения;

2) бумажные носители и оцифровка документов.

При оцифровке создаются неупорядоченные архивы отсканированных документов, только не на бумажном носителе, а в папках на компьютере ;

3) нехватка ИТ-специалистов. К сожалению, многие выпускники технических специальностей российских вузов уезжают из страны в поисках высокого заработка за границу, так как там эта специальность в настоящее время развита и ценится значительно выше, чем на родине. Соответственно, талантливых специалистов, которые могли бы воплотить предложенный авторами проект в жизнь в предстоящих масштабах деятельности, крайне мало. Исходя из этого России стоит сделать упор на привлечение молодых специалистов в государственный сектор для разработки новых приложений и информационных ресурсов, упрощающих функционирование государственного аппарата и его взаимодействие с гражданами;

4) доступ к Интернету и компьютерная грамотность5.

По мнению Б.Б. Коваленко, именно возможности цифровой трансформации позволяют создавать устойчивые конкурентные преимущества. Аналогичной позиции придерживаются Eling Martin, Lehmann Martin в работе «The Impact of Digitalization on the Insurance Value Chain and the Insurability of Risks». Опираясь на результаты более чем 80 исследований, они делают выводы о возрастающей зависимости современных организаций от информационных технологий, что способствует развитию организаций, но в то же время требует значительных ресурсов и кардинальных изменений в работе. Jacobi Robert, Brenner Ellena считают, что эффективное управление рисками, повышение гибко-

сти управления и организации процессов является обязательным условием развития6.

В условиях цифровой экономики необходимость модернизации налоговой деятельности подразумевает такие цели, как: улучшение качества работы органов фискальной системы в сфере производительности, информирование налогоплательщиков по новым изменениям, а также построение дорожной карты налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Необходимо введение налогового контроллинга. Удаленный налоговый контроллинг позволит сделать весомый рывок вперед, объединив все площадки рассмотренных выше информационно технологических решений в единое поле с централизацией всех ими собираемых, обрабатываемых и анализируемых данных.

Помимо этого, удаленный налоговый контроллинг будет способствовать решению таких острых проблем, как несбалансированность национальной бюджетной системы и высокий уровень территориальной дифференциации. Решение их позволит улучшить исполнение федерального бюджета, усилить самостоятельность регионов, уменьшить объем выделяемых дотаций из бюджета страны, что тем самым даст возможность перераспределить эти средства или средства профицита на улучшение социальных условий для граждан страны и сократить межрегиональные различия в уровне и качестве жизни населения. Если говорить о мерах государственного воздействия, то главным приоритетом 2020 — 2021 гг. является задача по выявлению теневых доходов физических лиц.

Удаленный налоговый контроллинг можно также назвать цифровым налоговым администрированием, позволяющим перейти на технологии бесконтактной работы с налогоплательщиками. Удаленная форма налогового контроллинга позволяет создавать унифицированный лицевой счет виртуального взаимодействия, обеспечивая налоговое администрирование местных, региональных и федеральных налогов7.

При этом необходимо помнить, что цифро-визация любых процессов — это в первую очередь согласие государства на цифровизацию путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, а не бюджетные затраты.

Далее в работу включается бизнес, который находится в постоянном поиске новых сфер, новых направлений, готов инвестировать в создание сервисов, программного обеспечения, технологий искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальностей. Здесь важная роль отводится цифровизации процессов налоговой системы РФ8 (см. табл.).

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

Таблица

Основные направления деятельности налоговой службы в части развития цифровых технологий в налогообложении

Направление Описание

Взаимодействие с налогоплательщиками — гражданами РФ Улучшение качества услуг и создание комфортных условий для уплаты налогов с целью обеспечения справедливых и равных условий для всех граждан РФ, в том числе реализация открытости государственных ведомств

Взаимодействие с налогоплательщиками — субъектами предпринимательства Улучшение качества услуг и создание комфортных условий для ведения бизнеса

В дальнейшей перспективе развития цифровых технологий в налоговой сфере могут быть проработаны вопросы в аспекте полного дистанционного взаимодействия с налогоплательщиками. На данный момент некоторые возникающие вопросы все же требуют непосредственного посещения налогового органа и бумажного сопровождения. Электронный документооборот даст возможность государству отслеживать все действия, а также финансовые, товарные потоки хозяйствующих субъектов, что обеспечивает честность и прозрачность, а также способствует развитию экономики РФ.

1 Зубайрова A.A., Шеина А.Ю. Цифровизация как фактор развития налоговой системы Российской Федерации // Междунар. журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. № 6. С. 243—256.

2 Бабкин A.B., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровои экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер.: Экономич. науки. 2017. Т. 10. № 3. С. 9—25.

3 Комиссарова М.С., Рудченко Н.В. Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Молодой ученый. 2018. № 52 (238). С. 120—123.

4 Зубайрова A.A., Шеина А.Ю. Указ. соч.

5 Aксенов A. С. Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Инновационные технологии развития отраслей экономики на российском и международном рынках: Сб. матер. Междунар. (очно-заочной) науч.-практ. конф. 2019. С. 12—14.

6 Юрьева A.A. Развитие информационного общества как условие формирования инновационной экономики // Проблемы рыночной экономики. 2016. № 3. С. 14—20.

7 Савина Л.Л. Проблемы и перспективы цифровизации налоговой системы РФ // Вестник Чебоксарского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ. 2021. № 1 (24). С. 68—77.

8 Aртеменко Ä.A., Василенко J.A. Трансформация налоговой системы в условиях цифровизации российской

экономики как ключевой инструмент выхода экономики из рецессии // Вестник Тверского гос. ун-та. 2021. № 1(53). С. 216—223.

Библиографический список

1. Мсенов A.C. Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Инновационные технологии развития отраслей экономики на российском и международном рынках: Сб. матер. Междунар. (очно-заочной) науч.-практ. конф. 2019.

2. Aртеменко Д.А., Василенко JI.A. Трансформация налоговой системы в условиях цифровизации российской экономики как ключевой инструмент выхода экономики из рецессии // Вестник Тверского гос. ун-та. 2021. № 1 (53). С. 216—223.

3. Бабкин A.B., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровои экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер.: Экономич. науки. 2017. Т. 10. № 3. С. 9—25.

4. Зубайрова A.A., Шеина AM. Цифровизация как фактор развития налоговой системы Российской Федерации // Междунар. журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. № 6. С. 243—256.

5. Комиссарова М.С., Рудченко Н.В. Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Молодой ученый. 2018. № 52 (238). С. 120—123.

6. Савина Л.Л. Проблемы и перспективы цифровизации налоговой системы РФ // Вестник Чебоксарского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ. 2021. № 1 (24). С. 68—77.

7. Юрьева A.A. Развитие информационного общества как условие формирования инновационной экономики // Проблемы рыночной экономики. 2016. № 3. С. 14—20.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.