Научная статья на тему 'Налоговое администрирование как элемент налоговой системы РФ'

Налоговое администрирование как элемент налоговой системы РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / КОНТРОЛЬ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / МЕТОДЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Л.Л.

Современная налоговая система Российской Федерации строится на принципах добровольности, полноты, своевременности и точности начисления уплаты налогов, что позволяет ей аккумулировать довольно большой объем денежных доходов, являющихся основой консолидированного бюджета страны. Для формирования налоговых доходов государства в стране сформирована налоговая служба, которая проводит контроль и мониторинг взимаемых средств посредством методов администрирования. В настоящее время используется большое количество методов администрирования, наиболее распространёнными среди которых являются: налоговое планирование, налоговое прогнозирование, налоговый контроль. Налоговыми органами реализуется проект автоматизации контроля и совершенствование методологии проверок с использованием новых инструментов. Таким образом, администрирование является важнейшим механизмом, способствующим полноте наполнения бюджета страны, а также объема услуг, оказываемых государством в социальном и других контекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое администрирование как элемент налоговой системы РФ»

Налоговое администрирование как элемент налоговой системы РФ

Савина Любовь Львовна

старший преподаватель , кафедра финансов и кредита, Нижегородского института управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Savina_LL@mail.ru

Современная налоговая система Российской Федерации строится на принципах добровольности, полноты, своевременности и точности начисления уплаты налогов, что позволяет ей аккумулировать довольно большой объем денежных доходов, являющихся основой консолидированного бюджета страны. Для формирования налоговых доходов государства в стране сформирована налоговая служба, которая проводит контроль и мониторинг взимаемых средств посредством методов администрирования. В настоящее время используется большое количество методов администрирования, наиболее распространёнными среди которых являются: налоговое планирование, налоговое прогнозирование, налоговый контроль. Налоговыми органами реализуется проект автоматизации контроля и совершенствование методологии проверок с использованием новых инструментов. Таким образом, администрирование является важнейшим механизмом, способствующим полноте наполнения бюджета страны, а также объема услуг, оказываемых государством в социальном и других контекстах.

Цель статьи заключается в том, чтобы рассмотреть механизм администрировать через призму современных технологий. Ключевые слова: налог, контроль, администрирование, мониторинг, методы, совершенствование, эффективность, циф-ровизация

Являясь важным механизмом собираемости налоговых платежей, налоговое администрирование представляет собой важнейший метод контроля и мониторинга сбора средств налогоплательщиков.

Основная цель налогового администрирования - препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Выделяется несколько основных форм налогового администрирования, которые приведены на рисунке 1.

Рисунок 1- Формы налогового администрирования Источник: составлено автором самостоятельно

В настоящее время используется большое количество методов администрирования, наиболее распространёнными среди которых являются: налоговое планирование, налоговое прогнозирование, налоговый контроль. Однако в условиях перехода страны на цифровизацию всех отраслей, администрирование также перестает быть непрозрачным, а методы мониторинга все более активно переходят в электронный формат. В рамках этого направления полностью автоматизирован документооборот по контролю НДС, который сейчас является эталоном для тиражирования на другие налоги, сформирована единая база данных обо всех операциях, облагаемых НДС, посте-

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 6

м о

а>

о

см

О!

О Ш

т х

<

т о х

X

пенно внедряется риск-ориентированныи подход, который утвержден на уровне закона в 2018 году [2]. С 2018 году налоговыми органами реализуется проект автоматизации контроля и совершенствование методологии проверок с использованием новых инструментов. План деятельности ФНС России в части автоматизации администрирования предусматривает решение задач, представленных на рисунке 2:

Рисунок 2 - Планы ФНС России в части автоматизации администрирования

Источник: составлено автором по материалам ФНС РФ

В 2019 году ФНС имеет доступ ко всем платежам, которые проходят через РКЦ Центрального банка. Интеграция данных налоговой с информацией, передаваемой посредством онлайн-ККТ в 2018 году позволило ФНС полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России. Имея данные банков, таможенных органов, онлайн ККТ и счетов-фактур из налоговых деклараций проводится автоматическая сверка товарного и денежного оборота налогоплательщиков [2].

Объектами налогового контроля АСК «НДС-2» становятся следующие налоговые декларации:

- с нарушениями НДС (1.27-1.28);

- с расхождениями по счетам-фактурам;

- с сомнительной задолженностью;

- поданные участниками схем «трехзвенной цепочки» или выгодоприобретателями, выявленными по результатам проведения мероприятий налогового контроля; за подписями должностных лиц, дисквалифицированных по решению суда, отказавшихся от управления деятельностью юридических лиц, «массовых подписантов»;

- с использованием «бумажного НДС»; с применением вычетов по счетам-фактурам до 2015 г.

Программа АСК НДС поводит контроль всех налоговых транзакции в автоматическом режиме, а это примерно 15 млрд. операций в год.

В 2017 г. налогоплательщикам было направлено 660 тыс. автоматических требований, в ре-

зультате чего они представили 90 тыс. уточненных деклараций с ростом НДС к уплате на 69 млрд руб. [4]

Система АСК НДС-2 позволяет не только повысить собираемость налогов, но и создавать преференции для законопослушного бизнеса: добросовестные компании, которые вовремя присылают электронные декларации, стали иметь право на сокращение сроков возмещения НДС с трех до двух месяцев. Также для таких налогоплательщиков стал действовать механизм налогового поручительства, который позволяет ускорить возмещение налога. Поэтому при малейшем неверном действии с любой стороны контрагентов компания может попасть в зону риска и под контроль налогового инспектора.

В сфере прослеживаемости товаров в РФ введен электронный документооборот, что дает возможность перестроить систему по НДС, исходя из контроля за движением товаров. Стало проще подтверждать экспорт, документы будут заменены реестрами сведений.

Завершить внедрение национального сегмента прослеживаемости товаров планируется в 20202021 гг. К этому времени операторы ЭДО смогут предоставлять счета-фактуры (УПД), выставленные всеми налогоплательщикам, осуществляющими покупку и продажу прослеживаемых товаров [1].

Проект изменений в Налоговом кодексе по системе прослеживаемости устанавливает: понятийный аппарат; обязанности налогоплательщиков, операторов ЭДО и ФНС России; порядок регистрации ввоза из ЕАЭС и остатков товаров; порядок вывоза товаров в ЕАЭС; новый вид контроля; меры ответственности участников прослеживаемости.

Автоматический анализ взаимосвязей инспекторами ИФНС применяется для поиска доказательств недобросовестных согласованных действий. Алгоритмы контроля сопоставляют законные и незаконные связи: учредители, руководители и признаки, которые могут говорить о скрываемом взаимодействии и о подконтрольности (общий сайт или Р адреса, общее местонахождение и т.п.). Новыми инструментами электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами становятся облачная электронная подпись, универсальный передаточный документ и договор в электронной форме. Участники конференции обсудили стратегии и модели защиты налогоплательщиков в современных реалиях налогового администрирования.

В полном соответствии с требованиями к цифровой трансформации государственного контроля камеральная налоговая проверка также подходит к полному бесконтактному общению с налогоплательщиком. Контрольные соотношения по всем налоговым декларациям будут исключительно

математические. Все подозрительные операции будут автоматически передаваться аналитическим отделам и на выездную проверку.

Реализация масштабного проекта цифровиза-ции налоговой сферы дает ощутимые результаты, которые выражаются в повышении собираемости налогов и выводе бизнеса из тени.

Дистанционный контроль доказал свою эффективность во всех сферах торговли, и уже завершился первый этап реформ по внедрению контрольно-кассовой техники, которая автоматически передает данные о покупках-продажах в налоговые органы, а в парке онлайн-касс уже зарегистрировано 1,6 млн ед. оборудования, что на 20% превышает дореформенный период [5].

По данным, публикуемым ФНС России, за 2018 г. в консолидированный бюджет страны поступило 17,3 трлн. руб., что на 20%, или на 2,9 трлн руб. больше соответствующего периода 2017 года. При этом такой приток поступлений обеспечили отнюдь не нефтегазовые доходы, как это было ранее. Одну из лидирующих позиций среди факторов, обеспечивших такой рост, занимает именно НДС, поступления от которого составили 3,1 трлн. руб., и чей рост по сравнению с 2017 г. составил 15,5%. Данные цифры свидетельствуют о том, что внедрение инновационных технологий в работу государственных органов -залог эффективной и результативной работы [1]

Однако при этом имеет место ряд юридических проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования, среди которых:

1. ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев,

2. ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности, правовой статус технических посредников (программистов и 1Т-структур),

3. проблемные вопросы открытости цифровых данных из налоговой сферы.

Стоит пояснить, что сегодня по прежнему многие компании плохо разбираются в качестве и точности налоговых данных, что мешает им проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов. Для решения этой проблемы ИФНС разрабатывает мобильное приложение, имеющее государственный статус, которое поможет организациям минимизировать свои риски за счет доступа к верифицированной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства. Пользователи приложения смогут получать необходимую информацию в виде консолидированных отчетов (рисунок 3).

Подобные отчеты и есть продукт цифровизации и автоматизации налогового администрирования.

Таким образом, налоговое администрирование представляет собой сложную иерархически построенную структуру, включающую в себя множе-

ство процессов. Поэтому для уменьшения негативного влияния разнообразных внешних и внутренних экономических ситуаций и исключения налоговых нарушений важно совершенствовать налоговую политику при помощи инструментов налогового администрирования. Вместе с тем, это позволит избежать негативного воздействия на экономику страны, а также снизить налоговое бремя, которое ложится на налогоплательщиков. Налоговое администрирование является важной частью государственного управления, направленной на реализацию эффективной налоговой политики, которая основывается на максимизации поступлений в бюджет страны и обеспечении своевременного выполнения всех функций налогообложения, что возможно при помощи инструментов налогового администрирования..

Модель матрицы риска - дли применения на каждом поъгиг а соответствии с историей соблюдении требований каждого такого объекта

Вероятность невыполнения требований на объекте

низкий Ни JKHH Средний высокий весьма высокий

Высокий Пониженный средний Повышенный средний Повышенный средний

Повышенный средний Пониженный средний Пониженный средний Повышенный средний Повышенный средний Повышенный средний

Пони женный с редкий Низкий Пониженный средний Пониженный средний Повышенный средний

Низкий Низкий Низкий Пониженный средний Пониженный средний Повышенный средний

Рисунок 3 - Формат мобильного приложения ФНС, позволяющее определить риски контрагента Источник: [3]

На основании вышеизложенного можно сказать, что управление и обеспечение всестороннего развития системы государственного налогового администрирования основывается не только на историческом и научном опыте, но и на применении усовершенствованных инструментов налогового администрирования, адаптированных под постоянно меняющуюся внутреннюю и внешнюю экономическую ситуацию страны, что позволяет достичь высокого темпа развития российского общества.

Литература

1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.ru/rn66/news/smi/5713368/; URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics _and_analytics/appeals_citizens/ (дата обращения: 15.04.2019).

2. Макурова Т.М, Цифровизация налогового администрирования: Россия в авангарде// Журнал «Метод», № 2 - 2018 г.

3. Налогообложение в условиях цифровой реальности: вызовы налогового администрирования

X X

о го А с.

X

го m

о

ю 6

м о

и решения для бизнеса// Палата налоговых консультантов// http://palata-nk.ru/ (дата обращения: 15.04.2019).

4. Информационные технологии в Федеральной налоговой служ-бе/^Нр://шшшЛа^1Бег.ги/Ыех^р (дата обращения: 15.04.2019).

5. МишустинМ.: ФНС России использует прорывные технологии,чтобы соответствовать новым требованиям к налоговой системе [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/697331 4/(дата обращения 10.03.2019)

Tax administration as an element of the tax system of the

Russian Federation Savina L.L.

Russian Academy of national economy and public administration

under the President of the Russian Federation The modern tax system of the Russian Federation is based on the principles of voluntariness, completeness, timeliness and accuracy of calculation of taxes, which allows it to accumulate a fairly large amount of cash income, which is the basis of the consolidated budget of the country. For the formation of tax revenues of the state in the country formed the tax service, which monitors and monitors the funds collected through the methods of administration. Currently, a large number of administrative methods are used, the most common among which are: tax planning, tax forecasting, tax control. The tax authorities are implementing a project to automate control and improve the audit methodology using new tools. Thus, administration is the most important mechanism that contributes to the completeness of the country's budget, as well as the volume of services provided by the state in social and other contexts. The purpose of the article is to consider the mechanism of

administration through the prism of modern technologies.. Keywords: tax, control, administration, monitoring, methods, improvement, efficiency

References

1. The official website of the Federal Tax Service. URL: https://www.nalog.ru/rn66/news/smi/5713368/; URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_ana lytics/appeals_citizens/ (appeal date: 04/15/2019).

2. Makurova TM, Digitization of tax administration: Russia at the

forefront // Magazine "Method", No. 2 - 2018

3. Taxation in the digital reality: challenges of tax administration

and business solutions // Chamber of Tax Consultants // http://palata-nk.ru/ (appeal date: 04/15/2019).

4. Information technology in the Federal Tax Service // http: //www.tadviser.ru/index.php (appeal date: 04/15/2019).

5. Mishustin.M.: FTS of Russia uses breakthrough technologies to

meet the new requirements for the tax system [Electronic resource] URL:

https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6973314/( circulation date 10.03.2019)

a>

о

CS

to

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ol

О Ш

m

X

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.