УДК 347.451
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дикова Ирина Владимировна
преподаватель кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова irinadikowa@yandex. ru
В статье рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования гражданских правоотношений в сфере поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Отмечено, что актуальность темы обусловлена направленностью такой разновидности договора поставки на достижение специфических результатов в виде эффективного расходования бюджетных средств, а также особенностями субъектного состава, а именно участием в данных правоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления, что предопределяет необходимость создания условий, максимально приближенных к рыночной конкуренции, а также требует обеспечения прозрачности используемых механизмов во избежание коррупционной составляющей.
Ключевые слова: поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, публичные образования, закупки, государственный или муниципальный заказчик, экономика.
TOPICAL ISSUES OF LEGAL REGULATION OF THE SUPPLY OF GOODS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS
Dikova Irina Vladimirovna
Lecturer of the Department of Civil Law and Economic Disciplines
Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov
irinadikowa@yandex.ru
The article deals with the actual problems of legal regulation of civil legal relations in the field of supply of goods for state and municipal needs. It is noted that the relevance of the topic is due to the orientation of this type of supply contract to achieve specific results in the form of effective spending of budget funds, as well as the peculiarities of the subject composition, namely, participation in these legal relations of state bodies and local self-government bodies, which determines the need to create conditions as close as possible to market competition, and also requires transparency of the mechanisms used in order to avoid the corruption component.
Key words: supplies of goods for state and municipal needs, public entities, procurement, state or municipal customer, economy.
На современном этапе российское государство стремится к активному развитию своей экономико-правовой системы. Одним из значимых критериев результативности деятельности государственного и
муниципального аппарата управления следует признать дальнейшее развитие и совершенствование системы поставок товаров для государственных и муниципальных нужд.
И ранее и в настоящее время крупнейшими потребителями товаров и услуг
считались публичные образования. В этой связи изучение вопросов поставки товаров для нужд государства и муниципалитетов остается актуальным, что обусловлено также целевой направленностью такого рода поставок - для удовлетворения потребностей указанных органов в формировании материального резерва, который необходим для обеспечения нормального функционирования всех систем государства, обеспечения его безопасности, а
также для обеспечения жизни и здоровья населения.
Основной направленностью договора поставки товара для государственных и муниципальных нужд является достижение специфических результатов в виде эффективного осуществления расходования бюджетных средств в случае наличия разнообразных объектов закупки, а в качестве основного механизма достижения таких итогов следует считать создание условий, максимально приближенных к конкуренции при рыночных отношениях.
Несмотря на ежегодное
реформирование законодательства о поставках товаров для государственных и муниципальных нужд, издание новых нормативных правовых актов,
регламентирующих различные ситуации, возникающие при заключении таких договор, все же возникают проблемы эффективности правового регулирования, связанные с обеспечением прозрачности закупок, конкурентным отбором поставщиков, а также с ограничением возможности покупки товаров иностранных производителей и иные.
Одной из проблемных ситуаций при заключении договора поставки товаров является определение существенных условий договора. Следуя нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, существенные условия могут быть установлены как законом, так и подзаконным нормативными правовыми актами. Зачастую из-за подобных трактовок возникают коллизии. На наш взгляд, указание существенных условий и их конкретика в законе существенно облегчило бы процедуру заключения такого типа договоров.
При этом, анализируемая судебная практика также не предоставляет единого механизма в определении существенных условий. Чаще всего суд соглашается с представленным договором и признает имеющиеся там условия в качестве существенных.
Так, например, Арбитражный суд Республики Мордовия в своем решении пришел к выводу о том, что стороны, осуществлявшие поставку железобетонной продукции, по сложившемуся между ними деловому обычаю, своими конклюдентными действиями
согласовали существенные условия договора поставки, а именно наименование, цену и срок поставки продукции [1].
Стоит обратить также внимание, что по сложившейся практике заключения договоров поставки товаров для государственных и муниципальных нужд срок зачастую указывают в перечне существенных условий. Однако, если обратиться к судебной практике высших судов, то, зачастую, они не признают срок поставки существенным условием. Допускаются ситуации, когда сторонами срок
поставки не указан и при этом из договора не вытекает, что она должна быть осуществлена отдельными партиями. В таких ситуациях срок поставки определяется по правилам, которые устанавливаются статьей 314 Гражданского кодекса РФ [2].
В этой связи, в целях более эффективного и результативного применения договора поставки в законодательстве требуется обратить внимание на конкретику в перечне его существенных условий.
Также стоит обратить внимание на тот факт, что договор поставки относят к одному из видов договора купли-продажи. Однако он имеет свою специфику, заключающуюся в следующем: в роли покупателя всегда выступает государственный или
муниципальный заказчик, формирование самого заказа происходит в строго регламентированной законом форме, оплата поставляемых товаров и возмещение убытков по договору происходит за счет средств бюджетов различных уровней.
В общем, государственные закупки можно рассматривать как завершающий этап процесса осуществления государственного заказа, который состоит в приобретении государственными и муниципальными органами конкретных видов товаров, работ и услуг для определенных целей: удовлетворения потребностей указанных органов власти.
Государственную закупку можно представить как некую систему, сочетающую в себе множество составляющих, которые формируют представление о договоре поставки как некой совокупности определения и оформления заказов, их последующего размещения, заключения государственных и муниципальных контрактов, их исполнения и проверки.
С правовой точки зрения основные этапы системы государственных закупок считаются непрозрачными, что создает своего рода несогласованность и отсутствие четкого правового регулирования как гражданско-правовых действий в процессе заключения таких договоров, так и на последующем этапе правоприменения [3], что вызывает определенные трудности в функционировании самой системы госзакупок и сказывается на ее эффективности.
Таким образом, стоит заметить, что в науке давно ведутся споры о природе договора поставки и его положении в гражданском праве. Возможно, стоит рассмотреть вопрос о более подробном регулировании договора поставки товаров и закреплении его существенных условий в нормативных правовых актах, в частности в Гражданском кодексе РФ.
Подводя итоги, необходимо сделать вывод, что в настоящее время система поставки товаров для государственных и
муниципальных нужд является динамично развивающейся, в законодательство вносятся постоянные изменения, влияющие на эффективность и результативность закупок.
Государство стремится использовать закупки в качестве инструмента воздействия на экономику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31 июля 2020 года по делу №А39-3927/2020 - Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/JOmTstW6GrQ7/ (дата обращения: 19.01.2021).
2. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» // «Вестник ВАС РФ» №3, 1998.
3. Батеева Е.В., Заикина И.В., Питерская А.Л. Актуальные вопросы правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. - №2/2019. - С.66 - 69.