Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
757
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР ПОСТАВКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / SUPPLY CONTRACT / STATE ORDER / CONTRACT / STATE NEEDS / MUNICIPAL NEEDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батеева Елена Владиславовна, Заикина Инна Викторовна, Питерская Александра Леонидовна

В статье рассматриваются отдельные аспекты правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд, определены проблемы юридической характеристики договора поставки для государственных и муниципальных нужд, а также его специфические свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Батеева Елена Владиславовна, Заикина Инна Викторовна, Питерская Александра Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of legal regulation of the supply agreement for State and municipal needs in the Russian Federation

The article deals with some aspects of the legal regulation of the supply contract for state and municipal needs, the problems of the legal characteristics of the supply contract for state and municipal needs, as well as its specific properties.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАТЕЕВА Елена Владиславовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета. E-mail: bateeva.l@yandex.ru;

ЗАИКИНА Инна Викторовна,

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института мировых цивилизаций. E-mail: zainna@mail.ru;

ПИТЕРСКАЯ Александра Леонидовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Международного юридического института. E-mail: ayks@post.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются отдельные аспекты правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд, определены проблемы юридической характеристики договора поставки для государственных и муниципальных нужд, а также его специфические свойства.

Abstract: The article deals with some aspects of the legal regulation of the supply contract for state and municipal needs, the problems of the legal characteristics of the supply contract for state and municipal needs, as well as its specific properties.

Ключевые слова: договор поставки, государственный заказ, контракт, государственные нужды, муниципальные нужды.

Keywords: supply contract, state order, contract, state needs, municipal needs.

Договор поставки является частью системы реализации государственного контракта, который определяется нормами бюджетного законодательства. Договоры поставки товаров для государственных и муниципальных нужд и договоры подряда для проведения работ для нужд государственных и муниципальных образований играют наиболее важную роль в оформлении, проведении и осуществлении государственного контракта, как важного спектра хозяйственной и предпринимательской деятельности. Как известно, договор поставки представляет собой договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать в строго обусловленный срок покупателю (заказчику) товары для использования в хозяйственных целях, и этими же нормами регулируется договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд (§ 4 главы 30 ГК РФ).

Однако, зачастую оказывается недостаточно тех норм права, которые существуют на данный момент или они оказываются устаревшими, не соответствующими современным правовым реалиям, государственный заказ, осуществляемый при помощи договора поставки, обеспечивает не только государ-

ственные и муниципальные потребности, но и является основой реализации целевых программ бюджета и внебюджетного финансирования, а также формирование государственного фонда благосостояния [1, с. 16]. Согласно нормам действующего федерального законодательства, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Согласно российскому законодательству (ст. 526 ГК РФ), государственный договор (муниципальный контракт) на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд - это двусторонняя (многосторонняя) гражданско-правовая сделка, закрепленная в письменном виде, по которой поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику, либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Таким образом, договор поставки, в данном случае, близок по своим юридическим характеристи-

кам к договору купли-продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в четко определенный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием [16, с. 10]. Среди характеристик подобного договора нужно отметить, что договор поставки, прежде всего, является консенсу-альным, т.е. между сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Такой договор также является возмездным [2, с. 24]. Интересующий нас тип договора отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков, или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

По мнению известного цивилиста и специалиста по договорным правоотношениям А.П. Сергеева: «договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд опосредует возмездное перемещение материальных благ в народном хозяйстве, без которого немыслимо нормальное функционирование экономики» [5, с. 71]. Среди существенных отличий государственного и муниципального контракта мы можем выделить следующие: в качестве покупателя всегда одной из сторон договора является государственный и муниципальный заказчик (или юридические лица, их представляющие); особенности оформления документов, порядок и сроки заключения договора подобного типа, поскольку государственный заказ формируется в определенной законом форме; главным способом размещения заказов для закупки товаров является проведение открытых торгов или конкурсов; оплата товаров, в том числе и возмещение возможных убытков, причиненных поставщику в процессе реализации контракта, производится за счет средств бюджетов разных уровней; за нарушение договоров предусмотрена неустойка; неразрешённые участниками подобного типа контрактов споры, которые могут возникнуть при их заключении и реализации, рассматриваются арбитражным судом, даже при отсутствии обязанности заключить договор какой-либо из сторон [3, с. 75].

Практически по каждому из указанных отличий, характеризующих данный тип договора, мы мо-

жем найти споры в научной литературе. К примеру, профессора М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, подробно разбирая в своих произведениях порядок заключения договоров поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, отмечают, что особые сложности возникают с понятием сроков поставки и с их возможными нарушениями, с размерами партий товаров и др. Выходом из создавшегося положения, по мнению юристов, может стать создание особых правил, где были бы прописаны отдельные условия поставки, вытекающие из специфики поставляемых товаров (способы упаковки, порядок погрузки и др.) [4, с. 16].

Ещё одним предметом дискуссий среди цивилистов является трактовка понятия «возможной упущенной выгоды» в связи с участием в аукционе по поставке товаров различных видов. Известный юрист В.С. Евтеев указывает на то, что в данном случае упущенная выгода характеризует деформацию имущественных интересов в будущем, существенно отличаясь от реальных убытков. Также отмечается проблема в возможном исчислении убытков подобного типа [6, с. 10].

Правовая специфика государственного и муниципального контракта исследуется разными группами ученых, рассматривающими различные взаимодополняющие аспекты данной проблемы. С одной стороны, наиболее существенный вклад в изучение данного вопроса внесли «хозяйственники», специалисты в области административного права (А.В. Демин, О.Н. Садиков, О.А. Беляева, Ю.М. Козлов и ряд других ученых) [2, с. 22]. По их мнению, подобный тип контракта нельзя рассматривать в большей степени с позиций гражданского права, поскольку в данном случае нельзя говорить об изначальном равенстве сторон - участниц договора, т.е. в таком типе контракта преобладают императивные, а не диспозитив-ные правоотношения.

Обратившись к содержанию ранее существовавших административных договоров, авторы указывают на такие его важные характеристики, как отсутствие истинной правовой равноценности воли сторон, в случае неисполнения условий такого договора наступление административной ответственности, налагаемой органом, которому подчиняется один из участников договора, формально не до конца проясненной ответственности государственного органа за нарушение условий договора, присутствие публично-правовых элементов в договорах. Однако, наличие конку-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 2(170)

рентной борьбы между предпринимателями, обязательственный характер правоотношения должны, по мнению ученых, сигнализировать о принадлежности их и к гражданскому правовому полю. Таким образом, в данном случае применим комплексный подход к осмыслению структуры и специфики договоров подобного типа. Отраслевые элементы и специфика в подобном виде контрактов выражаются именно в его административной составляющей.

С другой стороны, группа ученых-цивилистов, такие как В.И. Новоселов, П.С. Тарабаев, Н.Н. Заботина, М.В. Волынкина и другие, которые указывают на преобладание в государственном и муниципальном контракте юридических элементов гражданско-правового договора. К юрисдикции административного права относятся только отдельные элементы, а публичный характер правоотношений подобного типа компенсируется большой вовлеченностью и частных юридических интересов [15, с. 60]. Кроме самого процесса заключения государственного и муниципального контракта, а также общего содержания обязательных положений, которые должны в нем содержаться, в гражданском законодательстве практически нет никакой дополнительной информации, а к сфере административного права мы можем обратиться уже по факту правоприменения [13, с. 23]. Закрытость с правовой точки зрения основных этапов системы государственных закупок приводит к несогласованности и отсутствию четкого правового регулирования как гражданско-правовых действий в процессе заключения таких договоров, так и на последующем этапе правоприменения [12, с. 37].

Логичным выходом из сложившейся ситуации было бы четкое разделение терминов «государственный контракт (договор)», «государственный заказ» и «государственная закупка» [14, с. 24]. Однако и на этом уровне возникает много проблем, связанных с различными точками зрения ученых разных школ на сходства и различия в данных формулировках. Как отмечалось выше, формальное определение государственного (муниципального) контракта содержится в Законе о закупках, в котором под таким видом контракта понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Если же мы обратимся к термину «государственный заказ», то обнаружим отсутствие обяза-

тельственного правоотношения, оформленного надлежащим образом. Заказ представляет собой в большей степени экономическую, а не юридическую категорию, включающую в себя список необходимых государству или муниципальному образованию товаров, работ и(ли) услуг, которые будут оплачены за счет бюджетных и(ли) внебюджетных средств. Правовая составляющая в данном случае прослеживается, прежде всего, на этапе составления соответствующего контракта и затем - правоприменения [16, с. 23], при проверках эффективности расходования указанных выше средств. Известный ученый А.А. Демин считает, что «государственный заказ» и «государственные закупки» являются этапами процесса взаимоотношений поставщиков и государственных и муниципальных образований [10, с. 60]. Первый из указанных этапов предваряет оформление обязательственных правоотношений, а второй - является их непосредственным практическим. Кроме того, сам термин «государственные закупки» может трактоваться в двух значениях: чисто экономическом (как произведенные в России или за границей товаров и услуг, закупленных соответствующими органами при помощи средств государственного бюджета) и юридическом (сделка между поставщиками и подрядчиками и государственными и муниципальными заказчиками).

Вывод ученого можно охарактеризовать следующим образом: государственные и муниципальные закупки являются инструментом, реализующим сам заказ. При этом, именно в нашей стране к государственным закупкам относят не только те из них, которые необходимы для нормального функционирования институтов государственной власти, но и те, которые возможно в дальнейшем перепродать.

С правовой точки зрения термины «государственный заказ» и «государственная закупка» очень схожи. Понятие «государственная закупка» содержится и в Бюджетном кодексе Российской Федерации, где она трактуется как бюджетные ассигнования на закупку государственных и муниципальных услуг. Здесь основной вопрос заключается в том, рассматривать ли трансфертные платежи как часть таких закупок или нет, какими партиями должны реализовы-ваться товары и услуги, а также можно ли рассматривать вместе закупки в нашей стране и за рубежом. [9, с. 25]. Если мы обратимся к ФЗ-44 от 05.04 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившим в силу в 2014 г., то

в статье 3 указано: «закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта» [11, с. 51].

Таким образом, под государственной закупкой мы понимаем последний этап процесса осущест-

Библиография:

вления государственного заказа, состоящего в приобретении государственными и муниципальными органами определённых видов товаров, работ и услуг исключительно для удовлетворения потребностей указанных органов власти, а не в других целях. Система государственных и муниципальных закупок содержит в себе множество отдельных элементов таких как, определение и оформление заказов, размещение последних, заключение государственных и муниципальных договоров, их исполнение, проверка со стороны вышестоящих инстанций и другие.

1. Андреева Л.В. Реформа государственных и муниципальных закупок: основные нововведения // Право и экономика. 2014. № 8. С. 3-14.

2. Беляева О.А. Предпринимательское право России: Курс лекций М.: Юрист, 2016. С. 23-25.

3. Брагинский М.И. Участие органов исполнительной власти в отношениях, регулируемых гражданским законодательством // Право и экономика. 2011. № 7. С. 72-75.

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая. Договоры о передаче имущества. М.: Статут,

2013.

5. Гражданское право: Учебник. Том 3. 2-ое издание / Под ред. А.П. Сергеева М.: Проспект, 2016.

6. Воробьев А.С. Специфика имущественного комплекса // ЭЖ-Юрист. 2017. № 21. С. 9-14.

7. Волынкина М.В. Правовая природа государственного контракта // Вестник гражданского права. 2014. № 4. С. 24-28.

8. Гражданское право: Ученик. Том II. / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Контакт, ИНФРА-М, 2014.

9. Демин А.В. Публично-правовой аспект государственного контракта // Право. 2014. № 3. С. 23-27.

10. Евтеев В.С. Возмещение убытков как вид ответственности в коммерческой деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014.

11. Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. М.: Юрист, 2015.

12. Матанцев Д.А. Некоторые проблемы учреждения некоммерческих организаций по законодательству РФ // Актуальные проблемы современного законодательства Российской Федерации: Сборник статей. Автор-составитель О.В. Ефимова. Москва, 2018. С. 36-44.

13. Матанцев Д.А. Отказ в защите права как санкция за злоупотребление правом: понятие и функциональное значение // Гражданское право. 2013. № 2. С. 22-23.

14. Новоселов В.И. О государственных закупках // Вестник гражданского права. 2014. № 2. С. 23-36.

15. Тарабаев П.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд // Госзакупки. 2016. № 1. С. 58-67.

16. Чинарян Е.О. Российское законодательство о кооперации: этапы становления и развития // Правозащитник. 2017. № 4. С. 10.

17. Чинарян Е.О. Юридическая техника как составляющая качества закона и целостности права // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. № 6. С. 20-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.