ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Д.С. Никольский
Кафедра гражданского права и процесса Российского государственный социальный университет
ул. Вильгельма Пика, 4, Москва, Россия, 129226
В статье подчеркивается важность отношений, возникающих по поводу заключения государственного контракта. Раскрываются особенности ответственности участников договора поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Выявлены цели данной ответственности. Раскрывается значение позитивной ответственности в правоотношениях, связанных с государственным контрактом. Проанализированы особенности административной ответственности участников договора поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Выявлены особенности ответственности поставщика в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе. Проанализированы особенности ответственности, устанавливаемой в Федеральном законе «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
Ключевые слова: юридическая ответственность, гражданско-правовая ответственность, административная ответственность, государственный контракт, поставка товаров, государственные и муниципальные нужды, поставщик, заказчик, закон.
Важность вопросов, связанных с ответственностью участников договора поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, определяется высоким уровнем значимости данного вида договоров для развития общественных отношений в сфере экономики и для успешного функционирования государства. Развитие государственно-частного партнерства в экономической сфере, которое служит залогом формирования системы общественных связей и создания гражданского общества, осуществляется, в первую очередь, в системе государственных контрактов [4].
Так как договор поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд имеет гражданско-правовую природу, логично предположить, что в основе ответственности по этому договору лежат принципы гражданско-правовой ответственности. В то же время, коль скоро данный вид договоров связан не только с частноправовыми отношениями, но и с публичным интересом, то и ответственность по нему должна отличаться определенной спецификой.
В современной доктрине отсутствуют единые подходы как к юридической ответственности в целом, так и к пониманию гражданско-правовой ответственности [3. С. 7-12]. К тому же общие принципы гражданско-правовой ответственности в российской цивилистике разработаны пока недостаточно [5. С. 95].
При рассмотрении особенностей ответственности участников договора поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд мы будем исходить из следующих положений:
- обязательной предпосылкой гражданско-правовой ответственности является наличие гражданско-правового отношения;
- гражданско-правовая ответственность возникает из материально-правового отношения, а не из судебного решения, и потому должна рассматриваться как частноправовая ответственность;
- гражданско-правовая ответственность имеет, как правило, имущественный характер, она связана с определенными имущественными обременениями для субъекта ответственности;
- гражданско-правовая ответственность в договорных отношениях возникает в силу правонарушения;
- гражданско-правовая ответственность требует наличия определенных правовых средств для восстановления нарушенных прав, то есть предусмотренных законом мер ответственности.
Важнейшим условием гражданско-правовой ответственности является нарушение норм гражданского права, то есть гражданское правонарушение.
В соответствии с п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса РФ, нарушение возмездных обязательств влечет за собой обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные их неисполнением или ненадлежащим исполнением.
При этом основанием ответственности за нарушение обязательств является наличие вины (умысла или неосторожности), кроме тех случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания, то есть кроме случаев безвиновной ответственности.
Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства, в соответствии п. 1 ст. 401 ГК РФ.
Рассматривая особенности ответственности по договору поставки для государственных и муниципальных нужд, необходимо отметить, что такая ответственность преследует следующие цели:
- стимулирование государственных и муниципальных заказчиков для эффективного и экономного осуществления закупок;
- стимулирование поставщиков для своевременного и качественного выполнения условий контракта;
- борьба со злоупотреблениями и правонарушениями в сфере государственных контрактов.
По поводу первого из указанных пунктов в качестве подтверждения приведем название статьи 12 Федерального закона о контрактной системе, которая именуется «Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок».
Пункт 1 этой статьи устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные ор-
ганы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По нашему мнению, в этом пункте идет речь о так называемой позитивной или перспективной ответственности. Некоторые современные авторы, рассматриваю юридическую ответственность как сложное, многоплановое явление, выделяют данный вид ответственности, связанный с правильным пониманием гражданами и должностными лицами возложенных на них обязанностей, обусловливающих надлежащее отношение к обществу и к другим лицам [3]. Юридическая ответственность была бы неполной без позитивных элементов, которые способствуют сознательному и активному выбору субъектами моделей правомерного поведения.
Пункт 1 ст. 12 Федерального закона о контрактной системе говорит именно о том, что должностные лица при заключении государственных контрактов должны подходить к этому вопросу ответственно, ориентируя свои усилия на достижение наилучшего в качественном отношении результата, на достижение максимальной пользы для государства и общества.
Позитивная ответственность должностных лиц подкрепляется мерами негативной ответственности. Например, согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона о контрактной системе в случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований федерального законодательства, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае мы имеем дело именно с административной ответственностью, которая устанавливается на основании ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».
Данная статья устанавливает административную ответственность в виде штрафа для должностных и юридических лиц за такие нарушения законодательства о закупках, как нарушение сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о размещении заказа путем проведения торгов или путем запроса котировок либо на аукционе; нарушение сроков направления в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти приглашений принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, протоколов оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе, протоколов рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе, протоколов аукциона.
Также административный штраф предусмотрен для должностных лиц и членов конкурсных комиссий за такие процедурные нарушения, как нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе; требований к содержанию протокола, составленного в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса котировок и т.д.
Статья 7.31 устанавливает административную ответственность за предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков.
Статья 7.32 устанавливает ответственность за нарушение условий контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Она касается нарушений, допускаемых при заключении контракта, в том числе нарушения объявленных условий торгов, сроков заключения и т. д.
Указанные выше, а также иные нарушения, предусмотренные рассматриваемыми статьями Федерального закона о контрактной системе и влекущие за собой наложение административного наказания в виде штрафа, имеют следующие особенности:
- они относятся, как правило, не к сторонам договора, а к должностным лицам и членам конкурсных комиссий;
- они влекут ответственность за нарушения процедурного характера, которые могут повлечь за собой принятие неправильного решения о размещении заказа;
- они связаны с нарушениями в сфере «до-договорных» отношений, то есть возникших до момента вступления договора в законную силу.
Из этого можно сделать вывод, что наложение мер административной ответственности вызвано публичным характером государственного контракта и связано с процедурой размещения государственных заказов. Эти меры «не вмешиваются» в сферу договорного регулирования, не влияют на гражданско-правовой характер договора поставки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Ответственность участников такого договора на его неисполнение или ненадлежащее исполнение должна наступать в соответствии с нормами гражданского права.
Статья 34 Федерального закона о контрактной системе предусматривает ответственность и для заказчика.
Анализ положений действующего законодательства показывает, что ответственность для поставщика по данному договору имеет следующие характерные признаки:
- ответственность должна быть предусмотрена контрактом и относится к числу его существенных условий;
- ответственность выражается в виде неустойки, штрафов и пеней;
- основанием для данной ответственности выступает ненадлежащее исполнение обязательств, включая просрочку исполнения обязательства.
Все перечисленные особенности свидетельствуют в пользу гражданско-правовой природы ответственности по договору поставки для государственных (муниципальных) нужд. Анализ ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» показывает, что данная статья имеет слишком сложную структуру. В ее состав входят три группы норм:
- нормы, регулирующие порядок заключения контракта и устанавливающие его существенные условия;
- нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушения на стадии заключения контракта, включая ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление обязательной информации;
- нормы, устанавливающие гражданско-правовую ответственность поставщика за ненадлежащее исполнение обязательств. Столь сложная структура позволяет поставить вопрос о необходимости изменения данной статьи путем ее разделения на две части.
Как отмечает Д.В. Ладугина, гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов используется пока что в недостаточной мере. Хотя отдельные примеры, связанные с возмещением должностными лицами имущественного ущерба, причиненного государству при размещении заказов, есть [2. С. 44].
В Федеральном законе «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» ст. 8 «Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» устанавливает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон государственного контракта обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причиненные в результате такого неисполнения или ненадлежащего исполнения убытки и несет иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и государственным контрактом [6].
Также в данной статье устанавливается, что уплата неустойки и возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают виновную сторону от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено государственным контрактом.
Комментируя данный пункт, Е.Е. Богданова отмечает, что представляет интерес позиция законодателя в вышеприведенной норме, которая заключается в возложении на неисправную сторону исполнения обязательства в натуре в зависимости от наличия вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства. Такой подход законодателя, на наш взгляд, не совсем верен, так как вина является условием наступления гражданско-правовой ответственности. Установление принципа вины в решении вопроса о возмещении убытков,
уплате неустойки обусловливается тем, что и возмещение убытков, и уплата неустойки представляют собой формы гражданско-правовой ответственности. Что касается присуждения к исполнению обязательства в натуре, то большинство авторов не рассматривает данную конструкцию как форму ответственности [1].
В п. 7 данной статьи также установлено, что за несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства потребители (покупатели) уплачивают пеню в пользу товаропроизводителей (поставщиков) в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней — в размере 3%.
Споры о возмещении причиненных убытков рассматриваются судом или арбитражным судом в установленном порядке, а по соглашению сторон — третейским судом.
Таким образом, законодательство предусматривает юридическую ответственность в сфере поставок продукции, товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Эта ответственность может быть гражданско-правовой, уголовной, дисциплинарной и административной. Так как договор поставки для государственных нужд имеет гражданско-правовой характер, то и ответственность за нарушение условий данного договора является гражданско-правовой ответственностью, которая наступает на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Богданова Е.Е. Принцип реального исполнения обязательств в договорах купли-продажи и поставки: проблема реализации // Законодательство и экономика. — 2005. — № 3.
[2] Ладугина Д. В. Правонарушения в сфере государственных и муниципальных заказов // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — № 8.
[3] Пашенцев Д.А., Гарамита В.В. Вина в гражданском праве. — М.: Юркомпани, 2010.
[4] Рогачева Л.И. Взаимодействие государства и общества в условиях евразийской интеграции // Евразийский юридический журнал. — 2013. — № 2.
[5] Ситдикова Л.Б. Проблемы страхования ответственности в сфере оказания риелторских услуг // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». — 2013. — № 1.
[6] Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. — 1994. — № 32.
RESPONSIBLE CONTRACTORS SUPPLYING GOODS, WORKS AND SERVICES FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS
D.S. Nichkolskiy
The Department of Civil Law and Procedure Russian State Social University
4, Wilhelm Pieck st., Moscow, Russia, 129226
The article emphasizes the importance of relations arising concerning a state contract. The peculiarities of the liability of the members contract to supply goods, works and services for state and municipal needs. Identified objectives of this responsibility. The significance of positive responsibility in the legal relationship associated with the state contract. The features of the administrative responsibilities of the participants a contract to supply goods, works and services for state and municipal needs. The features of the liability of in accordance with Federal law on the contract system. The features of liability as set forth in the Federal Law "On the procurement and supply of agricultural products, raw materials and food for the state needs."
Key words: legal liability, civil liability, administrative responsibility, government contract, the delivery of goods , state and municipal needs, suppliers, customers, law.
REFERENCES
[1] Bogdanova E.E. Princip real'nogo ispolnenija objazatel'stv v dogovorah kupli-prodazhi i postavki: problema realizacii // Zakonodatel'stvo i jekonomika. — 2005. — № 3.
[2] Ladugina D.V. Pravonarushenija v sfere gosudarstvennyh i municipal'nyh zakazov // Gosu-darstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. — 2012. — № 8.
[3] PashencevD.A., Garamita V.V. Vina v grazhdanskom prave. — M.: Jurkompani, 2010.
[4] Rogacheva L.I. Vzaimodejstvie gosudarstva i obshhestva v uslovijah evrazijskoj integracii // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. — 2013. — № 2.
[5] Sitdikova L.B. Problemy strahovanija otvetstvennosti v sfere okazanija rieltorskih uslug // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Juridicheskie nauki». — 2013. — № 1.
[6] Federal'nyj zakon «O zakupkah i postavkah sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija dlja gosudarstvennyh nuzhd» // SZ RF. — 1994. — № 32.