УДК 347.4
https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/3(48)/164-175
Л. В. Ращупкина, Е. В. Шоргина
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье освещаются вопросы нормативно-правового регулирования государственных закупок для государственных нужд уголовно-исполнительной системы, делается вывод о приоритете норм специального законодательства о контрактной системе, по своей правовой природе являющимся институтом гражданского права, перед Гражданским кодексом Российской Федерации. Особое внимание обращается на недостаточность содержания предмета правового регулирования, указанного в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ограничивающегося триадой правоотношений: поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, по факту регулирующими весь массив гражданско-правовых договоров, заключаемых государственным заказчиком, в том числе и учреждениями уголовно-исполнительной системы, в процессе своей деятельности.
Авторы акцентируют внимание на том, что при осуществлении закупок учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законом, имеют различное правовое регулирование. По мнению авторов, нормы, регулирующие указанные правоотношения требуют дополнительной проработки вплоть до внесения изменений в федеральное законодательство.
Ключевые слова: государственные закупки; государственный контракт; правовое регулирование; гражданско-правовой договор.
Для цитирования: Ращупкина Л. В., Шоргина Е. В. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования государственных закупок для нужд уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. 2021. № 3 (48). С. 164-175. https://doi.org/10.53 993/2078-3 914/2021 /3 (48)/164-175.
L. V. Rashhupkina, E. V. Shorgina
SOME PROBLEMIC ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC PROCUREMENT FOR THE NEEDS OF THE PENAL SYSTEMS
The article highlights the issues of legal regulation of public procurement for state needs of the penal system, concludes that the norms of special legislation on the contract system, which by its legal nature is an institution of civil law, are prioritized before the Civil Code of the Russian Federation. Particular attention is drawn to the lack of content of the subject of legal regulation specified in the Federal Law of 05.04.2013 No. 44 «On the contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs», limited to the triad of legal relations: the supply of goods ,
© Ращупкина Л. В., Шоргина Е. В., 2021 © Rashhupkina L. V., Shorgina E. V., 2021
the performance of work, the provision of services, in fact, regulating the entire array of civil contracts concluded by the state customer, including institutions of the penal system in the course of their activities.
The authors focus on the fact that when making purchases, institutions and enterprises of the penal system in cases established by law have different legal regulation. According to the authors, the norms governing these legal relations require additional elaboration up to the introduction of amendments to federal legislation.
Keywords: government procurement; government contract; legal regulation; civil contract.
For citation: Rashhupkina L. V., Shorgina E. V. Some problemic aspects of legal regulation of public procurement for the needs of the penal systems. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 3 (48), p. 164-175. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2021/3(48)/164-175.
В настоящее время размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).
Сфера данных правоотношений, начиная с 1992 г., находится в состоянии постоянного реформирования, при этом до сегодняшнего дня не выработана единая позиция среди ученых — юристов и экономистов и законодателя о приоритетности правовых норм гражданского законодательства и специального законодательства в вопросе осуществления процедуры и порядка проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. В последнее время сфера закупок для государственных и муниципальных нужд является одной из наиболее остро обсуждаемой и подверженной правовым изменениям. Преследуя цель совершенствования правового регулирования указанного направления, нередко вносимые поправки в законодательство были откровенно провальными и только усложняли их применение в практической деятельности.
Так, Л. В. Андреева говорит о постоянном совершенствовании правового регулирования государственных закупок,
приводя пример того, как сократилось расходование бюджетных средств с принятием Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) в 2005 г. [2, с. 2]. Да, согласимся, что благодаря принципам публичности, конкуренции, эффективности, провозглашенным в указанном законе, это стало возможным, но если посмотреть количество обращений в суд по данным вопросам, станет очевидным, что первоначальное законодательство о государственном заказе было далеко от совершенства именно с точки зрения используемой терминологии и формулировок, неохвата целых блоков объектов гражданских прав, несовершенства порядка проведения торгов и заключения государственных контрактов. И. В. Панова такое динамичное внимание к законодательству о размещении публичных заказов объясняет стремлением государства достичь трех основных целей: удовлетворить нужды органов власти и публичных учреждений, противодействовать коррупции и экономить бюджетные деньги [15, с. 7].
В процессе обеспечения государственных нужд, частью которых являются и нужды уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), регламентируется не только сама процедура проведения закупки, а также ее нормирование,
правовой статус участников, с учетом ведомственной специфики, порядок заключения, исполнения и расторжения государственных контрактов, способы защиты, обеспечения добросовестной конкуренции и оценки объектов закупки, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.
Любое приобретение товаров, работ, услуг учреждением УИС осуществляется через контрактную систему, основной нормативно-правовой базой которой является Закон № 44-ФЗ.
В 2020 г. учреждениями ФСИН России было совершено более 47 000 закупок, которые в подавляющем большинстве проведены в форме электронного аукциона (по Закону № 44-ФЗ), 1400 контрактов заключено предприятиями УИС в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в том числе во взаимодействии с субъектами малого и среднего предпринимательства [14].
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок представляет собой совокупность участников контрактной системы и их действий, осуществляемых ими в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок. При этом указанные действия участников закупок должны быть направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд. В этой же норме перечислены участники контрактной системы и содержится указание на правовое регулирование этих отношений. В свою очередь, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ), Зако-
на № 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ (ч. 1 ст 2 Закона № 44-ФЗ).
Приведенная норма дает повод для дискуссии о приоритетности и соотношении положений Закона № 44-ФЗ и ГК РФ. Закон № 44-ФЗ осуществляет правовое регулирование, отношений, имеющих гражданско-правовую природу и, в некотором смысле, является производным от ГК РФ, основанным на нем и развивающим его в определенной, специализированной части. В свою очередь, широкий круг отношений, регулируемый ГК РФ, указанный в его ст. 2, большинство ученых-юристов ставят во главу системы взаимосвязанных нормативных актов, образующих отрасль гражданского права, отмечая его системати-зированность и способность создавать более устойчивые, стабильные нормы права, рассчитанные на длительный период их действия [16, с. 49]. При этом общие принципы права говорят о приоритете специальных норм над общегражданскими нормами. Конституционным судом Российской Федерации в определении от 05.10.2000 № 199-О отмечено, что в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы [13].
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на свою «производ-ность», Закон № 44-ФЗ содержит специальные нормы, применяемые в первоочередном порядке при регулировании отношений, связанных с государственными или муниципальными закупками, а положения ГК РФ подлежат применению в порядке дополнения, если отсутствует специальная норма либо требуется ее конкретизация.
Установление соотношения между положениями Закона № 44-ФЗ и иными
федеральными законами, входящими в систему законодательства о контрактной системе в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, и положениями ГК РФ имеет большое значение для правильного разрешения судами указанной категории споров, на это указывается в преамбуле обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017 (далее — Обзор). В Обзоре приведена позиция, наиболее часто применяемая судами: «Суды руководствуются нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм — непосредственно нормами ГК РФ».
Р. В. Новиков, А. Н. Миронов определяют Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Закон № 44-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон № 275-ФЗ) как специальное законодательство, относящееся скорее к сфере финансового и административного права, нежели к гражданско-правовой сфере [6, с. 116].
Некоторые авторы, анализируя федеральное законодательство, регулирующее закупки, говорят не о взаимодействии, а о конкуренции указанных законов, например, В. В. Ванин отмечает: «Каждый из них, формально обладая равной по отношению к остальным юридической силой, закрепляет приоритет собственных норм» [5, с. 50].
Е. А. Цатурян настаивает, что Закон № 44-ФЗ является основным специальным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере закупок, а правовое регулирование отношений по размещению заказов сочетает в себе как частноправовые, так и публично-правовые начала [19, с. 12].
Как указывает Л. В. Андреева, несмотря на широкий массив юридических норм, регулирующих государственные и муниципальные закупки, от Конституции РФ и федерального законодательства до ведомственных нормативных актов, в них прослеживается определенная системность, объединяемая рядом одинаковых задач:
- во-первых, это требование к экономически обоснованным, качественным, безопасным, конкурентноспособ-ным закупкам (она говорит о поставке товаров, но мы спроецируем ее положения на все предметы закупок);
- во-вторых, повышение эффективности государственного управления при определении потребностей и формировании заказов в сфере государственных закупок;
- в-третьих, рациональное использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в соответствии с целевым назначением.
Немаловажной задачей правового регулирования является создание равных условий для всех участников государственных заказов, обеспечение конкуренции между поставщиками, а также открытость применения различных процедур. Не исключается и использование правовых средств защиты от правонарушений в сфере государственных закупок [2, с. 73].
Перечисленный ряд задач правового регулирования государственных закупок еще раз подтверждает его комплексный характер и определяет значимость каждого нормативного правового акта, в той или иной степени регламентирующего закупочные правоотношения, которые отличаются длящимся и сложным характером.
Правовое регулирование процедуры заключения государственных контрактов достаточно обширно, а для учреждений и органов УИС как особого субъекта гражданских правоотношений действуют специальные нормы, в том числе льготного характера, которые законода-
тельно выделяют рассматриваемые субъекты, ставя их наравне с социально ориентированными организациями и субъектами малого предпринимательства.
Начнем с того, что УИС осуществляет свою деятельность в двух организационно-правовых формах: казенное учреждение и государственное унитарное предприятие. Исходя из этого правовое регулирование закупок будет осуществляться двумя основными нормативными правовыми актами — Законом № 44-ФЗ и ГК РФ. Но для государственных унитарных предприятий есть возможность осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ в случаях, предусмотренных ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупки за счет средств, полученных безвозмездно (в качестве дара, пожертвования, грантов или по завещанию) или без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также если предприятие исполняет контракт и привлекает на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом своих обязательств.
К. В. Кичик допускает возможность «слияния» Закона № 223-ФЗ с Законом № 44-ФЗ в ближайшем будущем, говоря о тенденции постепенного исчезновения конкуренции в сфере закупок, что доказывается практикой применения Закона № 44-ФЗ, где большая часть закупок высшими органами государственной власти совершается у единственного поставщика [8, с. 21].
Также учреждения УИС могут осуществлять закупки в рамках государственного оборонного заказа. Соответствующими полномочиями в установленной сфере деятельности, а также возможностью выполнять функции государственного заказчика государственного оборонного заказа ФСИН России наделена также Указом Президента РФ
от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний». В территориальных учреждениях и органах ФСИН России регулярно осуществляются закупки в рамках государственного оборонного заказа. Большая часть таких закупок приходится на продукты питания, вещевое имущество и горюче-смазочные материалы, которые составляют более половины совокупного годового объема закупок [7, с. 160].
При этом форма и условия такого государственного контракта, заключенного учреждением УИС в рамках государственного оборонного заказа, должна соответствовать положениям постановления Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу». При определении цены заказчик обязан учитывать нормы постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В ст. 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон № 275-ФЗ) сказано, что этот закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также — продукция) по государственному оборонному заказу.
Согласно п. 3 ст. 7.1 и пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ государственным заказчиком должны быть определены Порядок уведомления уполномоченного банка о размере фактических расходов, понесенных головным
исполнителем за счет собственных средств на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, и Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк перечня иностранных исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки, что и сделано рядом ведомств, работающих в рамках государственного оборонного заказа, в том числе ФСИН России [10].
Е. А. Свинных определяет государственный оборонный заказ как основу установления специального правового режима закупок [17, с. 30], который представляет собой особое сочетание юридических средств. Данные средства, являющиеся преимущественно административно-правовыми, направлены на обеспечение бесперебойности поставок продукции для удовлетворения основных потребностей Российской Федерации в области обороны и безопасности [3, с. 60].
Далее, рассуждая о правовом регулировании государственных закупок, необходимо обратить внимание на объект закупок, который в Законе № 44-ФЗ обозначен как триада правоотношений «товары, работы, услуги», при этом Закон № 44-ФЗ не учитывает огромный массив отношений, используемый заказчиком при осуществлении закупок. А. Бычков настаивает, что используемая в нормах закона № 44-ФЗ и в самом его названии формулировка, включающая в себя эти три правоотношения, должна пониматься как юридический синоним термина «гражданский оборот» [4, с. 13]. Такого же мнения и другие авторы, считающие, что не следует толковать названную формулировку буквально [1, с. 102].
Некоторые авторы говорят, что формулировка «поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг», используемая законодателем в самом названии Закона № 44-ФЗ, а равно и при указании на сферу его действия (ч. 1 ст. 1), не должна вводить в заблуждение, ее надо понимать как юридический синоним термина «гражданский оборот», а не как указание на известную триаду договоров: куплю-продажу, подряд и услуги. Напротив, А. В. Солодилов считает, что в понятие государственного контракта включен четкий перечень тех гражданских отношений, в рамках которых он может быть заключен [18, с. 32].
На наш взгляд, правильную позицию занимают авторы первого направления о применении правового регулирования Закона № 44-ФЗ в отношении и других гражданско-правовых договоров, используемых в гражданском обороте. Так, основным критерием применения указанного закона все-таки является публичная цель его заключения — для государственных нужд и за счет бюджетных средств. Например, договор обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС, ежегодно заключаемый ФСИН России, прямо не поименован в Законе № 44-ФЗ, но его заключение проводится через закупку, при этом применяются нормы Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» в отношении установления предмета, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, страховых случаев и др. Также учитываются нормы гражданского законодательства (ГК РФ,
Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования») в отношении общих требований к форме и условиям договора страхования, правового положения и ответственности субъектов, основания возникновения и порядка осуществления их прав и обязанностей, ответственности субъектов страхования.
То же касается государственных контрактов, заключаемых учреждениями УИС, предметом которых являются отчуждение исключительного права, при закупке, например, автоматизированных информационных систем, антивирусных, сметных программ, справочных правовых систем.
Судебная практика подтверждает, что приобретение результатов интеллектуальной деятельности также попадает под регулирование Закона № 44-ФЗ (постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.09.2015 № Ф05-10787/15 по делу № А40-161200/14). Указанные позиции включены в каталог товаров работ услуг, используемый заказчиком для описания объектов закупки.
В соответствии с п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может предоставить другому лицу право использования результатов интеллектуальной деятельности посредством заключения лицензионного договора. Если учреждению необходимо закупить, например, компьютерную программу или базу данных, закупка, согласно данным ЕИС, оформляется как «Поставка программного обеспечения» или «Оказание услуг по предоставлению неисключительных прав использования программного обеспечения», при этом объектом закупки является кроме программного обеспечения, устанавливаемого на электронном носителе, еще и техническое обслуживание такого программного обеспечения, в некоторых случаях имея исключительные права на него, а в некоторых — нет, в зависимости от того, что было предметом контракта, заключаемого с правообладателем.
Сложившаяся практика заключения государственных контрактов на результаты интеллектуальной деятельности показывает, что закупка оформляется договором поставки или услуги, при этом во время составления закупочной документации заказчиком уделяется внимание требованиям к исполнителю, в которые включаются предоставление участником закупки в составе заявки копии лицензионного договора с правообладателем программного продукта (письмо Минэкономразвития от 21.04.2017 № Д28и-1624). Также не следует исключать того, что участником закупки может выступать сам правообладатель программного обеспечения, тогда достаточно свидетельства о государственной регистрации или договора об отчуждении исключительного права.
Отсутствие прямого указания в специальных нормах, что передача результатов интеллектуальной деятельности является предметом государственного контракта, приводит к неправильной квалификации судами указанных правоотношений. Примером может быть судебное решение, когда явно лицензионный договор суд квалифицировал как договор поставки применив положения ст. 525-534 ГК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2012 № Ф07-1311/12 по делу № А56-41541/2011).
Такое комплексное правовое регулирование осуществляется при заключении государственных контрактов в отношении любых объектов закупки, указанных и не указанных в Законе № 44-ФЗ: договор аренды, найма, проката, страхования, комиссии, лицензионный договор и другие. М. В. Шмелева говорит об острой проблеме упорядочивания и систематизации используемых в сфере закупок юридических понятий, поскольку они имеют огромное значение для регулирования закупочного процесса, в значительной степени определяя специфику механизма его реализации [20, с. 13]. Для решения вопроса о применении или неприменении законодатель-
ства, регулирующего закупки для тех или иных отношений, необходимо расширить предмет государственного контракта, включив в него, кроме указанной триады договоров, другие договоры, используемые в гражданском обороте.
Ведомственный уровень регулирования государственных закупок обусловлен ст. 100 Закона № 44-ФЗ и включает в себя контроль в сфере закупок, кроме этого, согласно ст. 39 Закона № 44-ФЗ государственный заказчик обязан создать комиссию по осуществлению закупок. В отношении ФСИН России комиссия по осуществлению заказов функционирует на основании приказа ФСИН России от 13.03.2006 № 94 «Об организации работы по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд уголовно-исполнительной системы», принятого еще в период действия утратившего силу Закона № 94-ФЗ. Ведомственными правовыми актами также определяется нормирование в сфере закупок. Правительством РФ разработаны общие правила того, как нормировать закупки, обязательные для применения всеми субъектами нормирования. Эти правила отражены в трех нормативных актах:
- постановление Правительства РФ от 18.05.2015 № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» устанавливает общий порядок издания документов в сфере нормирования;
- постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 регламентирует общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг [11];
- постановление Правительства от 13.10.2014 № 1047 содержит общие правила определения нормативных затрат
на обеспечение государственных органов [12].
Таким образом, можно сделать вывод, что нормативные правовые акты, регулирующие закупки для государственных нужд, включают в себя достаточно большой массив правовых норм, начиная с Конституции РФ, федерального законодательства и заканчивая ведомственными нормативными актами. Область данных правоотношений, как нам представляется, на сегодняшний момент нуждается в упорядочении и унификации.
Основу правового регулирования государственных закупок для нужд в УИС определяет Закон № 44-ФЗ, который содержит специальные нормы, регулирующие правоотношения государственного заказчика и участников закупки в контрактной сфере. Поэтому необходимо внести изменения в Закон № 44-ФЗ, а именно в п. 8 ч. 1 ст. 3, изменив формулировку юридического понятия государственного (муниципального) контракта. На наш взгляд, государственный контракт, муниципальный контракт — это гражданско-правовой договор, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, а также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. Данные изменения позволят участникам закупки более логично и четко определить предмет контракта, что в дальнейшем будет способствовать реализации самой процедуры закупки для государственных и муниципальных нужд.
Литература
1. Авхадеев, В. Р., Асташова, В. С., Андриченко, Л. В. и др. Договор как общеправовая ценность: монография. — Москва: ИЗиСП, Статут, 2018. — 381 с.
2. Андреева, Л. В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. — Москва: Волтерс Клувер, 2009. — 296 с.
3. Беляева, О. А., Кабытов, П. П., Кузнецов, В. И. Правовое регулирование государственного оборонного заказа: цивилистический и административно-правовой аспекты // Журнал российского права. — 2019. — № 9.
4. Бычков, А. Предоставление конференц-услуг // ЭЖ-Юрист. — 2016. — № 48.
5. Ванин, В. В. Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночной экономике России: теория и практика : дис. ... д-ра юрид. наук. — Ростов на-Доу, 2007.
6. Закупка товаров, работ, услуг учреждениями УИС: монография / Р. В. Новиков, А. Н. Миронов. — Пермь: ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2018. — 188 с.
7. Зарубин, А. В. Осуществление закупок в рамках государственного оборонного заказа // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. Рязань: Академия ФСИН России, 2017. — С. 158-162.
8. Кичик, К. В. К Обзору судебной практики применения законодательства о контрактной системе // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2017. — № 4. — С. 21-23.
9. Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: утв. Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017 // Бюллетень Верховного суда РФ. — 2017. — № 12 (декабрь).
10. Об утверждении Порядка уведомления уполномоченного банка о размере фактических расходов, понесенных головным исполнителем за счет собственных средств на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа: приказ ФСИН России от 14 марта 2017 г. № 192 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг): постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 37. — Ст. 5141.
12. Об Общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и подведомственных им организаций. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047 // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 42. — Ст. 5753.
13. Определение Конституционного суда РФ от 05.10.2000 № 199-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями части 1 статьи 40.1 Кодекса
законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс».
14. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет // URL: https://zakupki.gov.ru/epz/order/extendedsearch/results.html7searchString (дата обращения? 05.04.2021).
15. Панова, И. В. Законодательство о государственных закупках: история вопроса и актуальные проблемы правоприменения // Государство и право. — 2015. — № 4. — С. 5-12.
16. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. академика РАН, д-ра юрид. наук, проф. В. С. Нерсесянца. — Москва: НОРМА, 2002.
17. Свининых, Е. А. Правовой режим закупок в рамках государственного оборонного заказа // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2020. — № 6. — С. 29-34.
18. Солодилов, А. В. Государственный (муниципальный) контракт как специальный режим гражданско-правового договора. Некоторые вопросы теории и практики // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. — 2017. — № 1.
19. Цатурян, Е. А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики : монография. — Москва, 2020.
20. Шмелева, М. В. Проблемы понятийного наполнения сферы государственных закупок и пути их решения // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2020. — № 1. — С. 12-15.
References
1. Avkhadeev V. R., Astashova V. S., Andrichenko L. V. and other. Dogovor kak ob-shchepravovaya cennost' [Treaty as a general legal value]. Monograph. Moscow, Statut, 2018. 381 p.
2. Andreeva L. V. Zakupki tovarov dlya federal'nyh gosudarstvennyh nuzhd: pravovoe reg-ulirovanie [Procurement of goods for federal state needs: legal regulation]. Moscow, Walters Kluver, 2009. 296 p.
3. Belyaeva O. A., Kabytov P. P., Kuznetsov V. I. Pravovoe regulirovanie gosudarstven-nogo oboronnogo zakaza: civilisticheskij i administrativno-pravovoj aspekty [Legal regulation of the state defense order: civil law and administrative-legal aspects]. Zhurnal ros-sijskogoprava [Journal of Russian law], 2019, no. 9.
4. Bychkov A. Predostavlenie konferenc-uslug [Provision of conference services]. EZH-Yurist [EJ-Lawyer], 2016, no. 48.
5. Vanin V. V Pravovoe regulirovanie udovletvoreniya gosudarstvennyh nuzhd v rynochnoj ekonomike Rossii: teoriya i praktika [Legal regulation of meeting state needs in the market economy of Russia: theory and practice]. Dr. of law thesis. Rostov-on-Don, 2007.
6. Zakupka tovarov, rabot, uslug uchrezhdeniyami UIS [Purchase of goods, works, services by institutions of the penal system]. Monograph. By R. V. Novikov, A. N. Mironov. Perm, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2018. 188 p.
7. Zarubin A. V. Osushchestvlenie zakupok v ramkah gosudarstvennogo oboronnogo zakaza [Implementation of purchases within the framework of the state defense order]. In: III Mezhdunarodnyj penitenciarnyj forum «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» (k 20-letiyu vstupleniya v silu Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii) [III International Penitentiary Forum «Crime, Punishment, Correction». (to the 20th anniversary of the entry into force of the Criminal Executive Code of the Russian Federation)]. Collection of abstracts of speeches and reports of the participants of the International Scientific
and Practical Conference. Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2017. P.158-162.
8. Kichik K. V. Obzoru sudebnoj praktiki primeneniya zakonodatel'stva o kontraktnoj sisteme [To the Review of Judicial Practice in the Application of Legislation on the Contract System]. Zhurnalpredprinimatel'skogo i korporativnogo prava [Journal of Entrepreneurial and Corporate Law], 2017, no. 4, p. 21-23.
9. Obzor sudebnoj praktiki primeneniya zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i mu-nicipal'nyh nuzhd [Review of judicial practice in the application of the legislation of the Russian Federation on the contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs, approved. Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on June 28, 2017]. Byulleten' Verhovnogo suda RF [Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation], 2017, no. 12, December.
10. Ob utverzhdenii Poryadka uvedomleniya upolnomochennogo banka o razmere faktich-eskih raskhodov, ponesennyh golovnym ispolnitelem za schet sobstvennyh sredstv na formirovanie zapasa produkcii, syr'ya, materialov, polufabrikatov, komplektuyushchih izdelij, neobhodimogo dlya vypolneniya gosudarstvennogo oboronnogo zakaza [On the approval of the Procedure for notifying the authorized bank about the amount of actual expenses incurred by the head contractor at his own expense for the formation of a stock of products, raw materials, materials, semi-finished products, components necessary for the fulfillment of the state defense order]. Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated March 14, 2017 №. 192. The document has not been published. In: Help Legal System «Consultant Plus».
11. Ob utverzhdenii Obshchih pravil opredeleniya trebovanij k zakupaemym zakazchikami otdel'nym vidam tovarov, rabot, uslug (v tom chisle predel'nyh cen tovarov, rabot, uslug) [On the approval of the General rules for determining the requirements for certain types of goods, works, services purchased by customers (including the marginal prices of goods, works, services)]. Resolution of the Government of the Russian Federation of 09.02.2015 No. 926. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2015, no. 37, art. 5141.
12. Ob Obshchih pravilah opredeleniya normativnyh zatrat na obespechenie funkcij gosudar-stvennyh organov, organov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami i municipal'nyh organov, opredelennyh v sootvetstvii s Byudzhetnym kodeksom Ros-sijskoj Federacii naibolee znachimyh uchrezhdenij nauki, obrazovaniya, kul'tury i zdra-voohraneniya, vklyuchaya sootvetstvenno territorial'nye organy i podvedomstvennye ka-zennye uchrezhdeniya, a takzhe Gosudarstvennoj korporacii po atomnoj energii «Rosatom», Gosudarstvennoj korporacii po kosmicheskoj deyatel'nosti «Roskosmos» i podvedomstvennyh im organizacij [On the General Rules for Determining the Normative Costs for Providing the Functions of State Bodies, Bodies of Management of State Extra-budgetary Funds and Municipal Bodies, determined in accordance with the Budget Code of the Russian Federation for the most significant institutions of science, education, culture and health, also the State Atomic Energy Corporation «Rosatom», the State Corporation for Space Activities «Roskosmos» and their subordinate organizations]. Decree of the Government of the Russian Federation of 13.10.2014 No. 1047. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2014, no. 42, art. 5753.
13. Opredelenie Konstitucionnogo suda RF ot 05.10.2000 № 199-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Kushnareva Andreya Mihajlovicha na narushenie ego konstitucionnyh prav polozheniyami chasti 1 stat'i 40.1 Kodeksa zakonov o trude Rossijskoj Federacii i punkta 1 stat'i 12 Zakona Rossijskoj Federacii «O zanyatosti naseleni-ya v Rossijskoj Federacii» [Determination of the Constitutional Court of the Russian
Federation dated 05.10.2000 №. 199-O «On the refusal to accept for consideration the complaint of the citizen Andrey Mikhailovich Kushnarev about the violation of his constitutional rights by the provisions of Part 1 of Article 40.1 of the Labor Code of the Russian Federation and paragraph 1 of Article 12 of the Law of the Russian Federation» On employment of the population in the Russian Federation]. In: Help Legal System «Consultant Plus».
14. Oficial'nyj sajt edinoj informacionnoj sistemy v sfere zakupok v informacionno-telekommunikacionnoj seti Internet [The official website of the unified information system in the field of procurement in the information and telecommunications network Internet]. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/order/extendedsearch/results.html7searchString (accessed 4/5/2021).
15. Panova I. V. Zakonodatel'stvo o gosudarstvennyh zakupkah: istoriya voprosa i aktual'nye problemy pravoprimeneniya [Public Procurement Legislation: History of the Issue and Topical Problems of Law Enforcement]. Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2015, no. 4, p. 5-12.
16. Problemy obshchej teorii prava i gosudarstva [Problems of the general theory of law and state]. Textbook for universities. Under total. ed. academician of the Russian Academy of Sciences, doctor of Law, prof. V. S. Nersesyants. Moscow, Norma, 2002.
17. Svinnykh E. A. Pravovoj rezhim zakupok v ramkah gosudarstvennogo oboronnogo zaka-za [Legal regime of procurement within the framework of the state defense order]. Za-kony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: experience, analysis, practice], 2020, no. 6, p. 29-34.
18. Solodilov A.V. Gosudarstvennyj (municipal'nyj) kontrakt kak special'nyj rezhim gra-zhdansko-pravovogo dogovora. Nekotorye voprosy teorii i praktiki [State (municipal) contract as a special regime of a civil contract. Some questions of theory and practice]. Ekonomicheskoe pravosudie na Dal'nem Vostoke Rossii [Economic Justice in the Far East of Russia], 2017, no. 1.
19. Tsaturyan E. A. Gosudarstvennyj kontrakt v grazhdanskom prave Rossii: problemy teorii i praktiki [State contract in civil law of Russia: problems of theory and practice]. Monograph. Moscow, 2020.
20. Shmeleva M. V. Problemy ponyatijnogo napolneniya sfery gosudarstvennyh zakupok i puti ih resheniya [Problems of Conceptual Content of the Sphere of Public Procurement and Ways to Solve Them]. Zhurnalpredprinimatel'skogo i korporativnogoprava [Journal of Entrepreneurial and Corporate Law], 2020, no. 1, p. 12-15 p.
Cведения об авторе
Людмила Валерьевна Ращупкина: ВЮИ ФСИН России (г. Владимир, Российская Федерация), начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Елена Васильевна Шоргина: ВЮИ ФСИН России (г. Владимир, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета. E-mail: [email protected]
Information about authors
Lyudmila V. Rashhupkina: VLI of the FPS of Russia (Vladimir, Russia) the head of the Chair of the Civil Law Studies Chair, candidate of law, associate professor. E-mail: [email protected].
Elena V. Shorgina: VLI of the FPS of Russia (Vladimir, Russia), lecturer of the Civil Law Studies Chair. E-mail: [email protected]