Научная статья на тему 'Актуальные вопросы обеспечения пожарной безопаности проектируемых объектов капитального строительства'

Актуальные вопросы обеспечения пожарной безопаности проектируемых объектов капитального строительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИЩЕННЫЙ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОЕКТИРУЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ / ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ / ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / НОРМАТИВНО-ЗАКОНАДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чекурашев А.Г., Потапова С.О.

В статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения пожарной безопасности проектируемых объектов капитального сторительства. Проведен краткий анализ нормативно-законодательной базы направленной на проектирование объектов капитального строительства, определены документы обязательного и добровольного применения, выявлены некоторые недостатки в уже имеющееся нормативной документации, касаемые проектирования объектов капитального строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы обеспечения пожарной безопаности проектируемых объектов капитального строительства»

и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности данных объектов защиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет-ресурс https://minenergo.gov.ru [доступ 03.09.2018].

2. Кириди Г.П. Проблемы и перспективы развития экспорта и доставки сжиженного природного газа //Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - С. 52 - 57.

УДК 614.8

А. Г. Чекурашев, С. О. Потапова

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАНОСТП ПРОЕКТИРУЕМЫХ ОБЬЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения пожарной безопасности проектируемых объектов капитального сторительства. Проведен краткий анализ нормативно-законодательной базы направленной на проектирование объектов капитального строительства, определены документы обязательного и добровольного применения, выявлены некоторые недостатки в уже имеющееся нормативной документации, касаемые проектирования объектов капитального строительства.

Ключевые слова: пожарная безопасность, обеспечение, проектируемые объекты, перечень мероприятий, объекты капитального строительства, нормативно-законадательная база.

A. G. Chekurashev, S. О. Potapova

TOPICAL ISSUES OF FIRE SAFETY OF PROJECTED OBJECTS OF CAPITAL CONSTRUCTION

The article deals with topical issues of fire safety of the designed capital construction projects. A brief analysis of the regulatory framework aimed at the design of capital construction projects, defined documents of mandatory and voluntary application, identified some shortcomings in the existing regulatory documentation relating to the design of capital construction projects.

Keywords: fire safety, provision, designed objects, list of measures, capital construction objects, regulatory and legislative base.

Введение

Согласно Градостроительному кодексу РФ наличие в составе проекта раздела о противопожарных мероприятиях является обязательным. Требования к его содержанию даны в постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87. В кодексе раздел обозначен как «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности», в постановлении - «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности». Более предпочтительной является вторая формулировка, соответствующая требуемому содержанию раздела и являющаяся однозначной, в то время как «Перечень...» часто воспринимается как список, содержание составляющих которого не раскрыто.

Обеспечение пожарной безопасности проектируемых объектов Следует отметить, что противопожарные мероприятия были прописаны в различных разделах проектной документации, наиболее часто в общей пояснительной записке. Однако зачастую они приводились без достаточного обоснования и в небольшом объеме (только

956

пожарная сигнализация, противопожарный водопровод, первичные средства тушения). Основные же мероприятия, закладываемые в объемно-планировочные, конструктивные и технологические решения, а также в инженерные системы проектируемого объекта, отражались в соответствующих разделах проекта. Такой подход не позволял обеспечить оптимальности предлагаемых решений с позиций инвестора (заказчика объекта), а также не способствовал повышению уровня защищенности проектируемых объектов. Требовалось нормативное урегулирование проблемы, и оно начало осуществляться на уровне ведомств и территорий. В качестве примеров можно привести руководящие документы ТРД 11-501-2004 СПб «Порядок проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге» и РД 153-34.0-49.101-2003 РАО «ЕЭС» «Инструкция по проектированию противопожарной защиты энергетических предприятий», где противопожарные мероприятия предписывалось проводить комплексно и выделять их описание в самостоятельный раздел.

В приказе Госэкспертизы проектов МЧС России, изданном 20 июня 2006 г., указывалось рекомендуемое содержание раздела о противопожарных мероприятиях. За отсутствием нормативных актов более высокого уровня он, безусловно, сыграл свою роль в повышении качества подготовки проектной документации.

Согласно приказу «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» должен был включать в себя следующее:

- список помещений, зданий, сооружений и наружных установок с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, объема горючей нагрузки и максимального количества единовременно находящихся в них человек;

- обоснование и описание всех принятых технических решений генерального плана, конструктивных и объемно-планировочных решений, обеспечивающих пожарную безопасность объекта;

- обоснование и описание всех принятых инженерных систем обеспечения пожарной безопасности, включая системы противопожарного водоснабжения, пожарной сигнализации и тушения пожара, вентиляции и противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;

- расчетное обоснование времени эвакуации людей;

- расчетное обоснование динамики развития и наступления опасных факторов пожара;

- сведения о реальной обстановке в территориальном подразделении пожар-но-спасательной службы, обслуживающем район размещения проектируемого объекта;

- обоснование количества пожарных депо, сил и средств пожарно-спасатель-ных подразделений, необходимых для тушения модельного пожара;

- организационные мероприятия, включающие схемы путей эвакуации в зданиях, на территории, а также планы тушения пожара.

Постановление Правительства Российской Федерации «О составе проектной документации и требованиях к их содержанию». В этом постановлении была подтверждена комплексность раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» и регламентированы требования к его содержанию для документов на проектируемые объекты производственного и непроизводственного назначения, а также на линейные объекты.

Описанный в постановлении состав раздела в целом соответствует традиционной структуре проекта:

- генеральный план (противопожарные расстояния, проезды и подъезды, наружные сети водоснабжения);

- конструктивны решения (степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности);

- объемно-планировочные решения (в том числе и, в основном, обеспечивающие безопасность людей);

- технологические решения (в части категорирования зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности);

- инженерные системы (внутренний противопожарный водопровод, автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, оповещение и управление эвакуацией людей, противодымная защита);

- взаимодействие противопожарных систем с другими инженерными системами объекта защиты;

- организационно-технические мероприятия.

Появились и новые элементы: мероприятия по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара и расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества (в необходимых случаях).

Вместе с тем в содержание рассматриваемого раздела не включены вентиляция (воздуховоды, в том числе транзитные, противопожарные клапаны, вентиляционные камеры), теплоснабжение и отопление (отопительные приборы, системы лучистого отопления, арматура, дымовые трубы), газоснабжение (наружные и внутренние газопроводы, газораспределительные установки), электроснабжение (категория надежности, аварийное освещение).

Также имеются отдельные неточности и упущения:

- термин «класс конструктивной пожарной опасности» относится к зданиям, а не к строительным конструкциям, как указано в п. 26 г;

- расчет пожарного риска уничтожения имущества (п. 26 м) пока не обеспечен методической основой.

В практике проектирования нередки случаи, когда раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» разрабатывается субподрядной организацией практически без привязки к конкретному объекту. Содержание раздела при этом представляет собой тщательно переписанные нормативные требования с измененными глаголами (вместо «предусматривать» - «предусматривается»). Такие содержания можно включать практически без изменений в проект любого аналогичного объекта, что, безусловно, снижает трудозатраты разработчиков. Однако признать этот подход квалифицированным нельзя.

Иногда раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» разработан грамотно и подробно, но практически не связан с проектом - предложенные мероприятия не отражены в других его разделах.

И, наконец, следует рассмотреть вопрос, который является главным, - нужен ли отдельный раздел о противопожарных мероприятиях в составе проекта, и если да, то какое место он должен занимать в процессе проектирования.

Действительно, во многом создание дополнительного раздела является формальным актом, обеспечивающим, однако, удобство последующей работы экспертных и надзорных органов, подрядных организаций и эксплуатирующих компаний.

Практика экспертной работы однозначно свидетельствует о том, что наличие отдельного раздела, разработанного с учетом современной культуры проектирования, является необходимым. Работа над этим разделом должна начинаться сразу же после (или в процессе) выбора основных техниче-ских решений и появления первых архитектурных чертежей, и в дальнейшем ее необходимо вести совместно с разработчиками-смежниками.

На современном этапе, в связи с появлением новых законодательных актов (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), нормативная база проектирования разделилась на документы обязательного и добровольного применения. К обязательным для исполнения относится, например, упомянутый Технический регламент, а к приметаемым на добровольной основе -национальные стандарты и своды правил.

Оформление требований пожарной безопасности в виде закона безусловно повышает их официальный статус, хотя приметаемые ранее госстроевские строительные нормы и правила (СНиП), в сущности, являлись законами для проектировщиков и экспертов.

Термин «нормативно-технический документ добровольного применения» способен ввести исполнителя в заблуждение: "норма" ли это, если она не является обязательной? Но поскольку это название уже закреплено в законодательном порядке, попытаемся разобраться, какие же именно документы следует использовать в дополнение к Федеральному закону № 123-ФЭ.

МЧС России подготовило 12 сводов правил (СП) по различным аспектам пожарной безопасности. В эти документы включены требования применявшихся ранее СНиП, а также нормы пожарной безопасности (ИЛЬ). В дальнейшем количество СП может увеличиваться.

На целые группы объектов (энергетические объекты, железнодорожный транспорт, морские и речные порты, объекты нефте- и газодобычи и другие) строительные нормы и правила в прошлом не разрабатывались. Требования к безопасности, являвшиеся обязательными для исполнения, содержались в ведомственных документах (ВСН, ОНТП, РД и другие). Об этих объектах не сказано ни слова в Федеральном законе № 123-ФЭ. Ведомственные документы де-юре превращаются в документы добровольного применения. Остается надеяться, что соответствующие требования пожарной безопасности смогут войти в разрабатываемые в настоящее время специальные отраслевые технические регламенты и документы, которые будут изданы в их развитие.

На современном этапе, в связи с появлением новых законодательных актов (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), нормативная база проектирования разделилась на документы обязательного и добровольного применения. К обязательным для исполнения относится, например, упомянутый Технический регламент, а к применяемым на добровольной основе -национальные стандарты и своды правил.

В ряде случаев имеет место отсутствие или недостаточность нормативных требований. Так, в СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» написано следующее: «Для зданий, на которые отсутствуют нормы... должны быть разработаны технические условия, отражающие специфику их противопожарной защиты». В приведенной формулировке пропущены поименованные там конкретные объекты, так как интерес вызывают те, на которые нормы отсутствуют. В постановлении Правительства Российской Федерации № 87 имеется формулировка «недостаточность требований по безопасности». Действительно, если в здании планируется, например, наличие атриумного пространства, то соответствующих требований в нормативных документах мы не найдем (за исключением московских территориальных строительных норм).

В таких ситуациях предусматривается разработка специальных технических условий (СТУ), являющихся недостающим элементом нормативной базы, то есть «мини-СНиП» для конкретного объекта. При этом надо не только разработать СТУ, но и согласовать их в двух инстанциях (МЧС России и Минрегион России).

Однако прежде надо обосновать необходимость разработки СТУ. Здесь открывается простор для фантазий, иногда абсурдных. Так, приходилось видеть обоснование, которое заключалось в том, что у нас, оказывается, нет норм для «больших» магазинов. И их действительно нет. «Большие» магазины, так же как и «средние» и «малые», являются предприятиями торговли, на которые были и есть сегодня определенные нормативные требования. И «большие» магазины следует разделять на пожарные отсеки нормативной площади, вот и все решение.

Очень популярным «мотивом» для разработки СТУ является многофункциональность объекта, хотя концепция его противопожарной защиты была исчерпывающе изложена в трех пунктах СНиП 21-01-97. «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Следует отметить, что возможность разработки СТУ для легитимного фиксирования отступлений от норм проектирования или компенсации их отсутствия при условии обязательности их исполнения введена в практику задолго до вступления в силу Технического регламента по пожарной безопасности. Подход же, зафиксированный в ФЗ №

123, предусматривает безусловное исполнение требований самого регламента и добровольное исполнение требований нормативных документов в области пожарной безопасности (СП и национальные стандарты). В случае отказа от применения технических и организационных решений, установленных нормативными документами добровольного применения, инвестор вправе использовать любые другие, однако они должны обеспечить нормативный уровень пожарного риска, величина которого установлена Техническим регламентом (статья 79). В этом случае выполняется расчет пожарного риска, который входит в состав обязательной для большинства объектов декларации пожарной безопасности (для проектируемых объектов капитального строительства она разрабатывается в составе проектной документации). Таким образом, в условиях нового правового регулирования пожарной безопасности разработка СТУ для большинства объектов теряет актуальность. Единственным основанием для разработки СТУ Федеральный закон № 123-ФЭ (статья 78) признает отсутствие нормативных требований пожарной безопасности применительно к объекту защиты.

Таким образом, при наличии отступлений необходимо их устранять, а не разрабатывать СТУ. Не секрет, что большинство СТУ разрабатывается именно для возведения отступлений в разряд нормы.

К сожалению, существенно упрощенная в последние годы система государственной экспертизы, передача значительной части соответствующих полномочий из «профильных» федеральных органов исполнительной власти субъектам РФ, существенные и частые изменения правового поля, а также неблагоприятная экономическая конъюнктура обусловили снижение качества проектной документации по многим направлениям. Это не только приводит к частым конфликтам инвесторов с государственными экспертными органами, органами государственного строительного надзора, а также с органами, осуществляющими государственный надзор за объектами на стадии их эксплуатации, но и существенно повышает инвестиционные риски, а кроме того, обуславливает дополнительные издержки при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов экономики и социальной сферы.

Эти негативные моменты могут и должны быть сглажены. Для этого созданы и внедряются новые инструменты - механизмы негосударственного регулирования экономики. Из наиболее актуальных хотелось бы отметить создание систем саморегулируемых организаций (СРО), объединенных по роду деятельности, отраслевому или территориальному принципу, а также распространение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. И если с членством в СРО инвестор соприкасается фактически лишь при выборе подрядчика (в том числе проектировщика), то проведение негосударственной экспертизы проектной документации призвано:

- защитить инвестора от недобросовестного или некомпетентного проектировщика;

- подстраховать его перед государственной экспертизой (и уберечь от неприятных сюрпризов при ее проведении);

- снизить соответствующие риски на создаваемых объектах и повысить их привлекательность в глазах общественности;

- решить дополнительные задачи, которые государственные экспертные и надзорные органы выполнять не могут и не должны, например, проверить соответствие объекта международным требованиям (что важно для зарубежных инвесторов), требованиям корпоративных нормативно-технических документов, а также требованиям еще только разрабатываемых проектов нормативных правовых актов/технических регламентов, которые, однако, могут вступить в силу до завершения или даже до начала строительства объекта и т.д.

Таким образом, стоит острая необходимость серьезно относиться к выбору проектных организаций и не пожалеть средств на то, чтобы вовремя подстраховаться с помощью нового инструмента оценки проектной документации - негосударственной экспертизы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 21.04.2018) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

3. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

4. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

УДК 614.8

А. Г. Чекурашев, С. О. Потапова

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

К ВОПРОСУ ПО РАСЧЕТУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЖАРНОГО РИСКА

В статье рассмотрены вопросы по расчету пожарного риска, виды пожарных рисков, их квалификация. Дано определение пожарному риску, индивидуальному, социальному и допустимому пожарным рискам. Рассмотрена методика проведения расчетов индивидуального пожарного риска.

Ключевые слова: пожарный риск, индивидуальный , социальный и допустимый пожарный риск, классификация, оценка, методика.

A. G. Chekurashev, S. О. Potapova

ТО THE QUESTION ON THE CALCULATION OF INDIVIDUAL FIRE RISK

The article deals with the calculation of fire risk, types of fire risks, their qualification. The definition of fire risk, individual, social and acceptable fire risks is given. The technique of carrying out calculations of individual fire risk is considered.

Key words: fire risk, individual, social and acceptable fire risk, classification, assessment, methodology.

Введение

По мере развития строительной технологии (проектирования и строительства зданий) появились новые виды опасностей, увеличился пожарный риск. Развитие мегаполисов, расширение высотного и подземного строительства, обусловленное все более увеличивающейся стоимостью земли, используемой под строительство, применение искусственных полимерных строительных материалов сопровождаются появлением новых видов опасностей, например пожарной опасности, вызванной недостаточным знанием возникновения и развития процесса пожара в зданиях или нередко обусловленной злым умыслом. Пожары являются наиболее распространенной причиной чрезвычайных ситуаций в зданиях с массовым пребыванием людей, поэтому снижение пожарного риска до законодательно утвержденного уровня должно рассматриваться как важнейший индикатор и характеристика эффективности принимаемых решений по обеспечению пожарной безопасности.

Для обеспечения безопасности любого строительного объекта защиты нужно уметь противопоставить способы и методы угрожающим ему опасностям. Поэтому при анализе проблемы уровня безопасности строительных объектов необходимо оценивать два понятия: опасность и безопасность. Эти два понятия связывает понятие риска. Так возникает цепь

961

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.