Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ЭТИКА СЛЕДОВАТЕЛЯ / КРИМИНАЛИСТИКА / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / КАБИНЕТ СЛЕДОВАТЕЛЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сташина Юлия Сергеевна, Краснослободцева Екатерина Анатольевна, Кулешов Георгий Николаевич, Смагин Андрей Андреевич, Чинарян Елена Олеговна

Высшее учебное заведение это не только следование порядку обучения по утверждённой программе, но и множество шансов для развития студента: дополнительные дисциплины по выбору, гранты и стажировки. Именно в стенах университета начинается планирование карьеры юриста, изучающего уголовно-правовые дисциплины. Получение высшего юридического образования должно не только позволить студенту в будущем построить успешную высокооплачиваемую карьеру, но и привить определённые высоконравственные, этические стандарты, которые также необходимы успешному юристу в работе. Задача университета, в том числе юридического факультета, заключается в преподавании студентам образовательного процесса по современной методике, которая должна базироваться на комплексном подходе с использованием интерактивных методов обучения, на основе существующего практического подхода к юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сташина Юлия Сергеевна, Краснослободцева Екатерина Анатольевна, Кулешов Георгий Николаевич, Смагин Андрей Андреевич, Чинарян Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF TEACHING METHODS OF CRIMINAL LAW DISCIPLINES AT THE FACULTY OF LAW

A higher educational institution is not only following the order of study according to the approved program, but also many chances for student development: additional disciplines of choice, grants and internships. It is within the walls of the university that the planning of a career as a lawyer studying criminal law disciplines begins. Obtaining a higher legal education should not only allow the student to build a successful, highly paid career in the future, but also instill certain highly moral, ethical standards that are also necessary for a successful lawyer in his work. The task of the university, including the faculty of law, is to teach students the educational process according to modern methods, which should be based on an integrated approach using interactive teaching methods, based on the existing practical approach to jurisprudence.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ»

Актуальные вопросы методики преподавания уголовно-правовых дисциплин на юридическом факультете

Сташина Юлия Сергеевна,

преподаватель, Колледж РГСУ, ФГБОУ ВО РГСУ E-mail: DrygoJUS@rgsu.net

Краснослободцева Екатерина Анатольевна,

преподаватель, Колледж РГСУ, ФГБОУ ВО РГСУ E-mail: KrasnoslobodtsevaEA@rgsu.net

Кулешов Георгий Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, АНО ВО «Московский международный университет» E-mail: Kuleshovgeorge2@gmail.com

Смагин Андрей Андреевич,

преподаватель, Колледж РГСУ, ФГБОУ ВО РГСУ E-mail: SmaginAA@rgsu.net

Чинарян Елена Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры общей юриспруденции, ФГБОУ ВО РГСУ E-mail: berendeevaeo@mail.ru

Высшее учебное заведение это не только следование порядку обучения по утверждённой программе, но и множество шансов для развития студента: дополнительные дисциплины по выбору, гранты и стажировки. Именно в стенах университета начинается планирование карьеры юриста, изучающего уголовно-правовые дисциплины. Получение высшего юридического образования должно не только позволить студенту в будущем построить успешную высокооплачиваемую карьеру, но и привить определённые высоконравственные, этические стандарты, которые также необходимы успешному юристу в работе. Задача университета, в том числе юридического факультета, заключается в преподавании студентам образовательного процесса по современной методике, которая должна базироваться на комплексном подходе с использованием интерактивных методов обучения, на основе существующего практического подхода к юриспруденции.

Ключевые слова: студент, юридический факультет, следователь, этика следователя, криминалистика, криминалистическая лаборатория, кабинет следователя, следственные действия, закон.

Актуальность в разработке методики преподавания уголовно-правовых норм рассматривается в научно-учебной литературе уже на протяжении длительного времени. Существует множество авторов, научных работников и действующих сотрудников органов государственной власти, участвующих в данных разработках, и в настоящее время актуальность данного вопроса не снизилась, а только возрастает. Динамика современной жизни, ее изменения очень высоки. Видоизменяются способы совершения преступлений, появляются новые их виды, в связи с чем законодатель вынужден реагировать на данные изменения путем криминализации уголовно-правовых отдельных норм. Вместе с тем возрастает роль профессиональной этики в работе сотрудников правоохранительных органов, что связано со сложными общественно-политическими процессами, происходящими в обществе и волнующими современных граждан. Сегодня сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с вызовами нового времени, требующие от них самой современной многосторонней профессиональной подготовки. В связи с этим методика преподавания по уголовно-правовым дисциплинам юридического факультета должна постоянно изменяться, «подстраиваться» под современные реалии жизни. Дипломированные выпускники юридического факультета приступят к выполнению своих должностных обязанностей в профильных ведомствах, таких, как МВД, рядах Следственного Комитета, адвокатуры и других служб, конечно, после проведения необходимой стажировки. Но и в период стажировки необходим определенный уровень познания в области уголовного права.

Уголовно-правовые дисциплины готовят будущих юристов к работе в правоохранительных органах государства (таких, как Следственный Комитет, Прокуратора, Суды и пр.), то есть должны давать знания и навыки, необходимые для расследования преступлений уголовного профиля, подготовки и представлению обвинений перед Судом.

Особенностью подготовки студентов по данному курсу является тесная связь теории с практикой. Закрепление теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях, необходимо отрабатывать на практических занятиях, что должно стать неотъемлемой частью учебного процесса, для этого создаются специальные учебные пространства.

На базе юридического факультета РгСу функционирует криминалистическая лаборатория, которая является специализированной учебно-методической аудиторией.

Криминалистика является важнейшей дисциплиной будущих юристов уголовно-правового профиля, поскольку формирует знания о расследовании преступной деятельности, а в частности, о конкретных методах раскрытия, способах работы с доказательной базой. Особенно важным является усвоение студентами методов и тактики проведения конкретных следственных действий, которые в будущем им необходимо будет применять в работе ежедневно.

Всякая наука как единое целое складывается из совокупности элементов, проникнутых внутренним единством и образующих ее систему. Для лучшего запоминания, усвоения необходимого материала и детального погружения в особенности науки, разрабатываются и изготавливаются информационно-наглядные пособия, плакаты, стенды по предмету на темы из различных областей права, используются компьютерные программы, позволяющие на моделях изучить тактику проведения отдельных следственных действий.

Лаборатория криминалистики на юридическом факультете высшего заведения даёт уникальная возможность так организовать учебный процесс, чтобы будущие специалисты сразу же во время обучения получали практические навыки по раскрытию преступлений на основе доказательной базы, обнаруженных следов совершенных преступлений, и все это на основе применениях самых современных научно-технических средств. Оборудование, которое уже используется ведущими следователями и криминалистами в профильных ведомствах, будет более доступно студентам именно благодаря наличию такой специализированной лаборатории криминалистики.

Главными направлениями деятельности лаборатории, связанными с техническими, организационными, тактическими и методическими основами расследования преступлений, являются:

- выработка у выпускников прочных практических навыков работы со следами преступления: их обнаружением, фиксацией, изучением, предварительным исследованием, оценкой и использованием обнаруженных следов в расследовании, раскрытии преступлений;

- проведение следственных действий, выдвижение версий, составление планов расследования отдельных категорий преступлений, т.е. всего комплекса профессиональных познаний, которыми должен обладать молодой специалист и которые позволяют ему быстро включиться в технологический процесс, связанный с расследованием, раскрытием и предупреждением преступлений;

- организация занятий по овладению студентами навыками работы с новыми криминалистическими средствами, в том числе с информационно-поисковыми системами, программным комплексом по составлению фоторобота и с автоматизированными рабочими местами следователя;

- осуществление организационно-методической работы по изучению положительного опыта

правоохранительных органов, результаты которой будут использоваться выпускниками при написании дипломных работ [4]. Проведение практических занятий со студентами с использованием наглядных пособий, специального программного обеспечения, специализированного оборудования, повышает профессиональный уровень обучающихся и интерес студентов к данной дисциплине, влияет на качество образовательного процесса, а также дает возможность проведения заседаний студенческого научного кружка по криминалистике, открытых практических занятий и круглых столов со студентами на более высоком профессиональном уровне.

Важное значение в формировании будущих юристов имеет нравственно-психологическая подготовка студентов, необходимая для дальнейшей службы в органах государственной власти. Хотелось бы затронуть такую актуальную тему, как этика сотрудника правоохранительной деятельности. Данное направление заслуживает внимание: выпускники юридического факультета являются претендентами к поступлениюна службу в правоохранительные органы (следственных, прокурорских, судебных и других служб), поэтому необходимо разъяснять и объяснять в стенах университета требования, которые будут применяться к ним с первых шагов на службе в выбранных государственных должностях. Согласно разработанной программе по дисциплинам: «Криминалистика», «Уголовное право», «Уголовный процесс», не предусматривает ознакомление студентов с основными этическими нормами, необходимых сотруднику правоохранительных органов для выстраивания правильной тактики при общении с подозреваемыми, свидетелями, потерпевшими, адвокатами и другими участниками уголовного судопроизводства.

Важной темой в работе следователя является профессиональная этика. Прежде всего, потому что следователь представляет государственную власть, имеет полномочия по применению различных мер государственного принуждения в пределах своей компетенции и УПК. От его решений и того, насколько он сможет сохранять независимую позицию при проведении предварительных следственных действий по расследованию уголовного дела зависят судьбы граждан. Поскольку расследование уголовных преступлений накладывает на следователя, с одной стороны, ответственность за исполнение профессиональных задач, раскрытия преступлений, необходимость тщательной и кропотливой уголовно-процессуальной работы, а с другой, сталкивает следователя с самыми различными жизненно-бытовыми обстоятельствами, гражданами различных характеров, судеб, и моральных устоев, то следователь вынужден приме- р нять в ежедневной работе наивысшие волевые, Д морально-нравственные и психологические каче- Ч

т

ства. При этом следователь полномочен обширны- К ми властными полномочиями, вплоть до ограниче- ё ния прав и свобод граждан, находящихся под след- у ствием, даже если впоследствии будет доказана А

невиновность причастных лиц. Поэтому общество ожидает от следователей не только неукоснительного соблюдения всех нормативно-правовых актов и Законов, но и высокого уровня профессиональной этики, нравственности. Учитывая сложность криминалистической, следственной работы представляется чрезвычайно необходимым для следователя обладать высокой моральной устойчивостью.

Только правильно выстроенная позиция следователя именно с учетом этики - это залог успеха проведения следственного действия. Обучение этическим нормам сближается с изучением курса психологии, но имеется тонкая грань в данных направлениях. На последнем курсе науке не обучают необходимому: как проводить отдельные следственные действия с учетом личности обвиняемого (свидетеля, потерпевшего). Вся профессиональная деятельность следователя протекает в общении с людьми, так или иначе причастными к преступлениям или испытывающими горе, стрессы в связи с преступлением, нередко в условиях противодействия установлению истины, борьбы противоположных интересов. Следователь связан жесткими сроками расследования и в настоящий период работает во многих случаях с высокими психофизиологическими нагрузками [5].

Методические рекомендации, изучаемые по предмету криминалистика, помогают следователю запланировать тактику проведения отдельных следственных действий, приемы и методы, позволяющие наиболее эффективно выполнять стоящие перед следователем задачи: быстро и полно раскрыть преступление, изобличить виновных.

Нравственные нормы следователя дают возможность оценить допустимостьтех или иных приемов расследования с точки зрения морали. Следователь несет личную нравственную ответственность за выполнение предварительного следствия, своего профессионального долга. Он должен быть объективен, беспристрастен, справедлив, гуманен, бдителен.

Несомненно, необходимо уделить внимание процессу «профессиональной деформации» в деятельности сотрудника Органа Внутренних дел, Следственного Комитета. На всем протяжении службы в правоохранительных органах под влиянием условий, в которых ему приходится действовать, происходят определенные изменения во внутренней структуре его личности, ценностных ори-ентациях, установках поведения, представлениях о границах нравственно дозволенного. Низкие моральные устои, слабые знания в области юриспруденции, безразличное отношение к судьбам людей способствуют появлению «профессиональной деформации».

К числу значимых и наиболее распространен-5= ных проявлений профессиональной деформации ^ относят: следователь руководствуется правиль-^ ной целью, но забывает, что для достижения цели ^ (раскрыть преступление) «не все средства хоро-Ц ши»; неверно понимает чувство долга и интересы

службы. Необходимо будущим юристам в стенах университета раскрывать эту тему, предупреждать о возможности «профессиональной деформации».

Практически на всех юридических факультетах университетов действуют криминалистические лаборатории, в которых проводятся практические занятия, связанные с техническими, организационными, тактическими и методическими основами расследования преступлений. Однако нигде не создан учебный класс «Кабинет следователя». С использованием кабинета следователя предполагается проведение занятий, имеющих практическую направленность: изучить на примере проведения отдельных следственных действий не только правильное оформление процессуальных документов, но и разъяснить, как следователь должен поступать в ходе их проведения в неординарных ситуациях. Например, в ходе проведения следственного действия: избрания образцов подписи и почерка участник (обвиняемый, потерпевший, свидетель) отказывается их выдавать, при этом в УПК РФ не предусмотрено, что должен сделать следователь, т.к. он вынес постановление об их избрании, в связи с чем обязан их избрать. В этом случае, необходимо разъяснить следователю, что он обязан соблюдать этические нормы: не имеет права повышать голос, принуждать к выдаче образцов и иным способом, повлиять на выдачу образцов недобровольным способом. Или в ходе допроса в качестве свидетеля (подозреваемого, обвиняемого) лицо отказывается давать показание в отношении другого лица, не являющегося родственником в соответствии со статьей 51 Конституции РФ [3]. Данный участник процесса злоупотребляет своими правами и обязанностями, но следователь не должен превышать в данном случае свои должностные обязанности, это необходимо «донести» студенту. Кроме того разъяснить студенту, как он должен себя вести при проведении следственных действий, когда участник провоцирует его, ведет себя аморально. Соотношение рекомендаций следственной тактики с правовыми и нравственными нормами - один из актуальных теоретических и практических вопросов. Тактические рекомендации и лежащие в их основе общие положения следственной тактики, теоретические концепции не могут находиться в противоречии с нормами права и требованиями морали. В данном учебном классе имеется возможность проведения тактических игр со студентами, в которых один является участником со стороны обвинения, другой - со стороны защиты. При применении технологии модерации активно формируется навык работы с нормативными материалами, апробируется приобретаемое в процессе обучения правовое логическое мышление, происходит закрепление пройденного теоретического материала по уголовным дисциплинам.

Данный учебный класс послужит кроме того площадкой для проведения открытых занятий, круглого стола, т.к. он будет оборудован необходимым для этого материалом.

Следует еще в стенах университета студенту объяснить, что неисполнением и/или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, осуществлением профессиональной деятельности должно считаться: нарушение установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства: нарушение, неразъяснение, необеспечение, закрепленных в законе прав и свобод личности; вынесение незаконного, необоснованного, немотивированного решения по уголовному делу; иное нарушение или несоблюдение норм УПК РФ и норм профессиональной этики [6]. Совершение любого из вышеназванных проступков (при отсутствии в них признаков какого-либо состава преступления) влечет применение мер дисциплинарной ответственности и решение вопроса о несоответствии занимаемой должности, за исключением случаев, когда будет установлено, что данное нарушение имело место по независящим от соответствующего должностного лица причинам.

Профессиональная этика и морально-нравственные ожидания, которые общественность предъявляет к правоохранителям, действительно представляют собой важный элемент нормативно-правового регулирования работы следователей. Это можно заключить из того, что нарушения этического характера регулируются нормами уголовного кодекса, и квалифицируются как нарушение закона, поскольку представляют собой общественную опасность различной степени тяжести. Примерами такого регулирования могут быть следующие статьи:

- за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ);

- незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ);

- принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ);

- укрывательство преступлений (ст. 316 УК РФ);

- фальсификацию доказательств по уголовному делу (ч. 2, ч. 3 ст. 303 УК РФ) [7].

Поэтому так важно, чтобы следователи не только обладали специальными профессиональными знаниями и качествами, но и применяли профессиональную этику и обладали высокими нравственными качествами. За нарушения этических норм предусмотрено увольнение из органов внутренних дел по основанию: утрата чести и достоинства офицером, совершение поступков, противоречащих требованиям законодательства, предъявляемым к моральному облику сотрудника органов внутренних дел.

Согласно статье 13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ предъявляются требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел:

1. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:

1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;

2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;

3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;

4) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;

5) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

6) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие;

7) выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

8) выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленной законодательством Российской Федерации [8].

Иные требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут содержаться в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел, утверждаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел [2].

Необходимо студентам юридического факультета проводить семинарские и практические занятия по данному направлению. Подготовка студентов уголовно-правовых дисциплин обязательно должна включать изучение норм профессиональной этики, а также такую специфику в работе служащих правоохранительных органов, как психологическая устойчивость. Эти направления особенно важны во взаимодействии с адвокатами, представителями Прокураторы, судебно-медицинскими экспертами, и другими служащими государственных ведомств. На семинарских и практических занятиях особенно важно дать обучающимся обширную базу знаний и отработать практические навыки о том, как применять профессиональную этику

5 -о

сз

<

в будущей работе, на всех её этапах - от выстраивания служебно-деловых отношений с коллегами, участниками уголовно-правового процесса, до оценки любых фактов служебной деятельности. На сегодняшний день юридическая психология предоставляет такие методы, позволяющие находить не только юридически чистые, но и этически позитивные варианты решения ситуаций, и программа преподавания уголовно-правовых дисциплин на юридическом факультете обязательно должна освящать такие методы.

Задачами университета, в том числе по уголовно-правовым дисциплинам, является создание многопрофильного высшего учебного учреждения, как единого научно-образовательного комплекса для подготовки специалистов, умеющих на практике применять современные технологии, реализовывать свои передовые идеи, не допускать проступков в свой служебной деятельности. Необходимой мерой для реализации этой задачи является внедрение новых, интерактивных методик преподавания, которые строятся на личностно-ориентированном подходе во взаимодействии преподавателя и обучающегося.

Таким образом, были обозначены актуальные вопросы в методике преподавания уголовно-правовых дисциплин на юридическом факультете. Анализ проблемы позволяет нам сделать вывод о том, что методику преподавания уголовно-правовых дисциплин необходимо строить на продуманном сочетании как классических методов преподавания, таких, как теория и лекционные материалы, работа на семинарах, так и новых методов. Образовательный процесс может и должен быть укреплён применением технических новшеств. Необходимо избегать и радикального неприятия инновационных методов обучения и чрезмерного применения только лишь технологических методов. Ключевым в методике преподавания уголовно-правовых дисциплин в рамках обучения в высшем учебном заведении по-прежнему остаётся личное общение преподавателя и студента, поскольку студентам необходимо в наилучшем виде освоить навыки аргументирования, последовательного и убедительного изложения своей позиции, анализа, и рассуждения [1]. Эти компетенции чрезвычайно необходимы всем будущим высококвалифицированным специалистам вообще, и в области современной юриспруденции, в частности.

Литература

1. Казакова В.А. Методика преподавания уголовно-правовых дисциплин // Юридическое образование и наука. 2012. № 4.С. 32-35.

2. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (утв. Следственным комитетом РФ 11.04.2011 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.10.2022 г.).

3. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // URL: http:// pravo.gov.ru/ (дата обращения 21.10.2022 г.

4. Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищен-ко.М.: Контакт, Инфра-М.2010.С. 69.

5. Курышева Н.С. Этические основы в деятельности следователя органов внутренних дел // Бюллетень Уральского отделения международной ассоциации содействия правосудию (УрОМАСП). 2009. № 2. С. 54-55.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 24.09.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996.№ 25. Ст. 2954.

8. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 (ред. от 30.04.2021) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

TOPICAL ISSUES OF TEACHING METHODS OF CRIMINAL LAW DISCIPLINES AT THE FACULTY OF LAW

Stashina Ju.S., Krasnoslobodtseva E.A., Kuleshov G.N., Smagin A.A., Chinaryan E.O.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education RSSU College RSSU, ANO VO Moscow International University

A higher educational institution is not only following the order of study according to the approved program, but also many chances for student development: additional disciplines of choice, grants and internships. It is within the walls of the university that the planning of a career as a lawyer studying criminal law disciplines begins. Obtaining a higher legal education should not only allow the student to build a successful, highly paid career in the future, but also instill certain highly moral, ethical standards that are also necessary for a successful lawyer in his work. The task of the university, including the faculty of law, is to teach students the educational process according to modern methods, which should be based on an integrated approach using interactive teaching methods, based on the existing practical approach to jurisprudence.

Keywords: student, law faculty, investigator, investigator's ethics, criminalistics, forensic laboratory, investigator's office, investigative actions, law.

References

1. Kazakova V.A. Methods of teaching criminal law disciplines // Legal education and science. 2012. No. 4.S. 32-35.

2. Code of Ethics and Official Conduct of Federal Public Servants of the Investigative Committee of the Russian Federation (approved by the Investigative Committee of the Russian Federation on April 11, 2011) // Consultant Plus SPS (accessed on October 25, 2022).

3. The Constitution of the Russian Federation» (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020) // URL: http://pravo.gov.ru/ (date of access 10/21/2022).

4. Criminalistics: textbook / ed. E.P. Ishchenko.M.: Contact, Infra--M.2010.S. 69.

5. Kurysheva N.S. Ethical foundations in the activities of the investigator of the internal affairs bodies // Bulletin of the Ural Branch of the International Association for the Promotion of Justice (UrOMASP). 2009. No. 2. S. 54-55.

6. Code of Criminal Procedure of the Russian Federation dated December 18, 2001 No. 174-FZ (as amended on October 7, 2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 12/24/2001. No. 52 (part I). Art. 4921.

7. The Criminal Code of the Russian Federation dated June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on September 24, 2022) // Col-

lection of Legislation of the Russian Federation. 06/17/1996. No. 25. Art. 2954.

8. Federal Law No. 342-FZ of November 30, 2011 (as amended on April 30, 2021) «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» (as amended and supplemented, entry. In force from 01.09.2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. 12/05/2011. No. 49 (part 1). Art. 7020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.