Научная статья на тему 'Актуальные вопросы материальной ответственности сотрудников УИС'

Актуальные вопросы материальной ответственности сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы материальной ответственности сотрудников УИС»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

то теперь учитываются два предшествующих календарных года. При этом для расчета берется количество календарных, а не реально отработанных дней.

В юридической литературе на протяжении последних десяти лет доказывается, что система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, к сожалению, не несет карательного содержания, заложенного в них. Это в первую очередь касается обязательных и исправительных работ. Правда, в отличие от первых, исправительные работы являются более строгим видом наказания и назначаются только в качестве основного вида наказания: а) по основаниям, предусмотренным ст. 64 или ст. 80 УК РФ; б) взамен штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты. Но, как свидетельствует практика, большинство осужденных к исправительным работам все-таки уклоняются от их отбывания. Может показаться странным, но уклоняться от отбывания исправительных работ осужденным выгодно. Теоретически, даже в случае если их определят на максимальный срок в два года, в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ исправительные работы могут быть заменены на 8 месяцев лишения свободы (240 дней исправительных работ разделим на 3 дня лишения свободы). Отбывать лишение свободы они будут в колонии-поселении, где на них распространяется закон об условно-досрочном освобождении. Реальность такова, что они уже через четыре месяца могут быть освобождены в соответствии со ст. 79 УК РФ. ф

Подполковник внутренней службы

а. в. перевозчиков,

слушатель факультета управления Академии ФСИН России, кандидат юридических наук

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС

Вопросы материальной ответственности сотрудников УИС представляют несомненный научный и прикладной интерес ввиду их недостаточной разработанности в научной литературе и законодательстве и одновременно большой актуальности и практической значимости. Так, по словам директора ФСИН России, в результате только одной коррупционной схемы «государству... был нанесен ущерб на десятки, а то и сотни миллионов рублей»1. В этой работе мы кратко остановимся на отдельных правовых и управленческих проблемах, которые возникают в практике работы руководителей учреждений и органов УИС при реализации ими юрисдикционных полномочий в этой сфере.

Говоря о правовой составляющей, следует отметить, что по данным анонимных опросов только 9,5 % сотрудников удовлетворяет качество нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление ведомственного государственного финансового контроля в учреждениях и органах ФСИН России; 23,8 % - скорее удовлетворяет, чем нет; 28,6 % - скорее нет, чем да; 19,0 % - совершенно не удовлетворяет2.

Если спроецировать эти цифры на моменты, которые касаются собственно материальной ответственности сотрудников как формы компенсации выявленного материального ущерба, то ситуация должна быть еще хуже. В нормативных правовых документах, регламентирующих порядок прохождения службы в УИС, вообще нет упоминаний о материальной ответственности сотрудников3. Вместе с тем многие положения о материальной ответственности нанимателя в них заложены, хотя термин «материальная ответственность» не употребляется

[эо]

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 - 2011

vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

у_09_11.1паа зо

25.08.2011 14:20:52

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ни в том, ни в другом случае. При этом не следует думать, что такой перекос на практике всегда оборачивается в пользу сотрудника. Не урегулированы и большинство сопутствующих форм компенсации сотрудниками материального ущерба нанимателю, которые формально не рассматриваются как материальная ответственность. Например, невыплаты денежных средств за время прогула, за период отстранения от службы по вине сотрудника и т. д.

На практике этот правовой пробел восполняется за счет субсидиарного применения (по аналогии) норм главы 39 и иных положений Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующих материальную ответственность работника как стороны трудового договора, и другие схожие правоотношения. Применительно к государственным гражданским и муниципальным служащим это правило прямо закреплено в законе4, применительно к военнослужащим - по данному вопросу даже издан отдельный федеральный закон5, применительно же к сотрудникам правоохранительных органов - это правило предусмотрено лишь рядом ненормативных межведомственных программных документов и сложившейся судебной практикой6. Такая ситуация существует не один десяток лет, что естественным образом порождает немало сложностей.

Во-первых, с научно-теоретической точки зрения абсолютно ненормально, когда вопросы юридической ответственности решаются на основании аналогии закона.

Не исключается восполнение аналогией правового пробела в отношении отдельных процедурных или содержательных моментов, связанных с реализацией норм о юридической ответственности. Но в нашем случае законодательством не предусмотрена сама по себе возможность привлечения сотрудника к материальной ответственности как таковая. И, строго говоря, в настоящее время привлечение сотрудников УИС к материальной ответственности не основано на законе, а доводы высших судебных инстанций больше походят на поиск выхода из сложной юридической ситуации, чем на сугубо правовое и юридически безупречное решение.

Во-вторых, возникает резонный вопрос о том, почему в качестве аналога взят именно ТК РФ. Ведь в настоящее время существуют нормативные правовые документы, регламен-

тирующие правоотношения, которые значительно ближе и имеют больше общего с отношениями, возникающими при прохождении службы в правоохранительных органах, чем трудовые отношения. Это и федеральный закон о государственной гражданской службе, и федеральный закон о статусе военнослужащих, и другие документы.

Это отнюдь не праздный вопрос. Так, например, законодательством предусмотрено, что за большинство нарушений «военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет»7. В большинстве же территориальных органов УИС по аналогии с документами, регламентирующими прохождение военной службы, до сих пор распространена практика ограниченной материальной ответственности сотрудников, но в еще меньших пределах (до одного оклада денежного содержания). А ТК РФ, в свою очередь, устанавливает значительно больший предел ограниченной материальной ответственности в размере до среднемесячного заработка. Этим же путем идет и судебная практика.

Таким образом, финансовые интересы учреждений и органов УИС в большинстве регионов ущемляются применением по аналогии одних правовых норм вместо других (гораздо более «аналогичных» по содержанию).

В-третьих, еще больше неопределенностей при реализации компенсационных мер, формально не связанных с материальной ответственностью сотрудников. Здесь также остро чувствуется дефицит прямого правового регулирования на фоне отсутствия в законодательстве единообразных подходов.

Если говорить о невыплате денежных средств за время прогула, то следует упомянуть действовавший ранее до 2002 года в УИС порядок, который предусматривал, что «сотрудникам, отсутствовавшим на службе без уважительных причин, оклад по занимаемой должности за время прогула не выплачивается»8. В настоящее время в органах внутренних дел действует другой порядок: «За время отсутствия на службе без уважительных причин (прогул) денежное довольствие не выплачива-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 - 2011 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

Е

ется» .

у_09_11.1п<И 31

25.08.2011 14:20:53

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аналогичным образом и во многих учреждениях и органах УИС сложилась практика полного вычета денежного довольствия за рабочий день (дежурную смену) сотрудника, допустившего прогул10. В некоторых регионах она подкреплена положительными судебными решениями со ссылками на статью 155 ТК РФ, регламентирующую порядок оплаты труда при невыполнении работником трудовых (должностных) обязанностей11.

Однако здесь могут возникнуть другие вопросы, в частности:

если исходить из этой аналогии, то не подлежит оплате не только время прогула, но и время опоздания на службу (самовольного убытия со службы). И наоборот, фактически отработанное время должно быть оплачено, хотя по установленным сейчас формам табелирования учет при прогуле отработанной части рабочего времени не обязателен;

сотрудник в период прогула не утрачивает специального звания и от выполнения связанных с ним юридических обязанностей не уклоняется. Поэтому насколько обосновано фактическое удержание у него за время прогула оклада по специальному званию и ряда компенсационных выплат в составе денежного довольствия, - пока до конца не ясно.

По нашему мнению, окончательные ответы на все поставленные вопросы должен дать подробный закон, регламентирующий прохождение правоохранительной государственной службы, или специальный закон о службе в уголовно-исполнительной системе. Без них юридически корректное и единообразное их решение невозможно.

В заключение обратим внимание еще на один - управленческий аспект проблем материальной ответственности сотрудников. И попробуем взглянуть на них не только глазами юрисконсульта, но и глазами руководителя учреждения или органа УИС.

ТК РФ предоставляет работодателю возможность привлечь своими правами работника к материальной ответственности и лишить его среднемесячного заработка. Учитывая, что заработная плата для большинства из нас является основным источником средств к существованию, это очень серьезная мера воздействия. Поэтому вполне оправданно желание законодателя «перестраховаться» от злоупотреблений работодателя, произвольного применения им подобных санкций без достаточных основа-

ний. Это выражается в различных правовых гарантиях работнику, которые в совокупности выливаются в сложную и ступенчатую процедуру привлечения его к материальной ответственности. Как следствие, возрастает и риск нарушений при реализации этой процедуры в процессе правоприменения. Поэтому следует признать законной и рациональной распространенную в УИС практику привлечения сотрудников к материальной ответственности только в исключительных случаях, когда сам подчиненный отказывается добровольно компенсировать причиненный по его вине материальный ущерб. Это значительно снижает риск ошибок и негативных правовых последствий, многие из которых сложно предвидеть до начала судебного разбирательства. Компенсация материального ущерба в добровольном порядке на основании письменного заявления работника - самый простой и предпочтительный вариант и для руководителя, и для юрисконсульта организации.

Другим источником затруднений при реализации мер материальной ответственности нередко становится одна из наиболее сложных проблем управления в УИС - проблема «работы на рейтинг» (а не на реальный результат). Это заметно и на примере работы ряда контрольно-ревизионных служб12. Когда размеры выявленного ущерба и количество лиц, привлеченных к материальной ответственности, становятся мерой качества их деятельности13, нередко получается так, что этот ущерб придумывается (например, за реально возникший выдается потенциально возможный ущерб) либо завышается, остается недоказанным, взыскивается не с того, с кого следует по закону, а с того, с кого легче взыскать, используя административные рычаги, и т. д.

Формализм финансового контроля порой порождает противоположную крайность -формализм при реализации мер материальной ответственности. И тогда якобы компенсированный по результатам ревизии ущерб через некоторое время возвращается руководителями (под предлогом «премиальных» и (или) других выплат) в обратном направлении реальным или мнимым нарушителям.

В таком случае, ни о каком воспитательном воздействии и педагогической эффективности мер материальной ответственности говорить уже не приходится. Определенный отрица-

Ф Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 - 2011 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

у_09_п.шаа 32

Ф

25.08.2011 14:20:53

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

тельный эффект системы рейтингов и крайне низкий уровень доверия к ведомственной статистике хорошо известны и практическим работникам, и специалистам, и руководству страны.

1 Коррупционеры чуть не оставили исправительные зоны без систем охраны // Росс. газ. 2010. № 259. 17 ноября.

2 См.: Карпов Э. Финансовый контроль в УИС // Ведомости УИС. 2009. № 12. С. 30.

3 См.: Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» и приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» / СПС «КонсультантПлюс».

4 Статья 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статья 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» / СПС «КонсультантПлюс».

5 Федеральный закон от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» / СПС «Консультант-Плюс».

6 См., например: Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2005 № 78-Г05-72 / СПС «Консультант-Плюс».

7 Статья 4 Федерального закона от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» / СПС «Консультант-Плюс».

8 Приказ МВД РФ от 25.06.1993 № 300 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» / СПС «КонсультантПлюс».

9 Приказ МВД РФ от 14.12.2009 № 960 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» / СПС «КонсультантПлюс».

10 См., например: указание УФСИН России по Ярославской области от 28.07.2006 № 78/014-5544.

11 См., например: архив Кировского районного суда г. Ярославля дело № 2-394/09 по иску Кошлева Д. А. к УФСИН России по Ярославской области и ФБУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Ярославской области».

12 См.: приказ Минюста России от 14.07.2008 № 467 «Об утверждении форм отчетности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний о результатах контрольно-ревизионной работы и инструкций по их заполнению» / СПС «КонсультантПлюс».

13 Об объективных критериях оценки эффективности работы контрольно-ревизионных подразделений УИС см.: Белов М. Ю. Система контрольно-аналитического обеспечения приносящей доход деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Автореф. дис... канд. эконом. наук. Воронеж, 2009. С. 17-19. ф

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 - 2011 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

[зз]

у_09_11.1паа зз

Ф

25.08.2011 14:20:53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.