DOI 10.475776/2712-7516_2021_1_2_86 УДК 343.163:338.984
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСОБОРОНЗАКАЗА
Абдреев Тимур Ирекович,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры прокурорского надзора за исполнением законов и участия прокурора в администра-тивном, арбитражном и гражданском процессе, Казанский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Россия, г. Казань, e-mail: kasan2003@mail.ru
В статье анализируются вопросы осуществления контроля при реализации гособоронзаказа, который направлен на решение стратегической задачи государства - обеспечение военного потенциала страны и поддержание его на высоком уровне. Рассматриваются особенности ценообразования и организации закупочного процесса в системе гособоронзаказа, функционирование системы «Электронный бюджет». Отмечается особое место органов прокуратуры в проведении контрольных мероприятий. Делается вывод о том, что вопросы контроля при реализации гособоронзаказа носят комплексный характер.
Ключевые слова: контрольные мероприятия; финансовый контроль; закупки для государственных и муниципальных нужд; государственный оборонный заказ; органы прокуратуры.
UDC 343.163:338.984
TOPICAL ISSUES OF CONTROL IN THE IMPLEMENTATION OF THE STATE DEFENSE ORDER
Abdreev Timur Irekovich,
Candidate of Law, Senior Lecturer at the Department of Prosecutor's Supervision over the Execution of Laws and Prosecutor's Participation in Administrative, Arbitration and Civil Proceedings, Kazan Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Russia, Kazan, e-mail: kasan2003@mail.ru
The article analyzes the issues of control over the implementation of the state defense order, which is aimed at solving the strategic task of the state - ensuring the country's military potential and maintaining it at a high level. The features of pricing and organization of the procurement process in the state defense order system, the functioning of the "Electronic budget" system are considered. The special place of the prosecutor's office in carrying out control measures is noted. It is concluded that the issues of control in the implementation of the state defense order are of a complex nature.
Keywords: control activities; financial control; purchases for state and municipal needs; state defense order; bodies of the prosecutor's office.
Обеспечение военного потенциала и поддержание его на высоком уровне - стратегическая задача государства. В связи с этим государственный оборонный заказ направлен на решение данной задачи. Правоотношения, складывающиеся в рамках формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа, явля-
ется частью системы закупок для государственных нужд, при этом в большей мере отягощены публично-правовым элементами, что выражается в применении специальных методов государственного регулирования в сфере государственного оборонного заказа (квотирование (государственное бронирование); государственное регулирование цен на
продукцию; соблюдение антимонопольных требований; казначейское и банковское сопровождение.
Кроме того, государственный оборонный заказ включает в себя не только закупки, необходимые для удовлетворения нужд армии, но и закупки услуг по уборке, охране, работ по ремонту и даже закупки малого объема (например, канцелярские товары), при этом закупки в системе гособоронзаказа направлены на достижение в том числе экономии бюджетных средств путем использования различных конкурентных способов [4; 6].
Одной из острых проблем является вопрос ценообразования в государственном оборонном заказе, а также обеспечения эффективной производственной кооперации по комплектации готового изделия, при этом головной исполнитель (единственный поставщик) обязан включать в цену контракта размер предельной нормы прибыли. Вместе с тем исполнители других уровней государственного оборонного заказа (ст. 6 и 10 Федерального закона «О государственном оборонном заказе») не ограничены в определении цены поставляемого товара [2; 3].
Кроме того, отсутствие конкретности в количестве и уровне юридических лиц, допускаемых к участию в выполнении государственного оборонного заказа, создают вопросы и по системе организации. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» [7] закреплен особый порядок осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства. С принятием указанного постановления закрытыми стали и закупки общехозяйственного назначения.
Указанные вопросы создают дополнительные сложности при организации и проведении контрольных мероприятий в обозначенной теме. Например, Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» устанавливает особый режим использования бюджетных средств: деньги на исполнение заказа зачисляются и списываются с отдельного специального счета, который открыт в уполномоченном банке на каждый договор между исполнителями и заказчиками.
С целью цифровизации и повышения качества планирования и исполнения федераль-
ного бюджета, системы контроля в финансово-бюджетной сфере, развития контрактной системы в сфере закупок в соответствии с государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» создана государственная интегрированная информационная система «Электронный бюджет». Данная система положительно себя зарекомендовала и позволила повысить качество финансового управления за счет формирования единого информационного пространства и использования информационных и телекоммуникационных технологий в управлении государственными и муниципальными (общественными) финансами.
Благодаря системе «Электронный бюджет» стали возможными интеграция и автоматизация процессов, связанных с бюджетным планированием, управлением доходами, расходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, закупками, нефтегазовыми активами, кадровыми ресурсами, с бухгалтерским и управленческим учетами, а также с финансовым контролем.
Вместе с тем, как отмечалось ранее, государственный оборонный заказ налагает определенные ограничения на открытость закупок, дифференцирует допуск к информации о закупках разных субъектов, что предопределено вопросами национальной безопасности.
В связи с этим развитие информационной системы государственного оборонного заказа имеет определенные особенности. Так, ИАС ГОЗ должна обеспечивать ценовую ана -литику продукции и ее составляющих на соответствие рыночным ценам, осуществлять регистрацию цен для единственных поставщиков, формирование прогнозных и начальных максимальных цен на продукцию. Кроме того, необходима и система каталогизации продукции для решения задач технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на протяжении жизненного цикла вооружения, военной и специальной техники. Таким образом, данная информационная система мотивирует на соблюдение финансовой дисциплины.
Вопросам контроля при реализации государственного оборонного заказа уделяют внимание и органы прокуратуры. Так, решением коллегии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации от 17.03.2020 «Об итогах работы органов прокуратуры за 2019 год и задачах по укреплению законности и правопорядка на 2020 год» прокурорам всех уровней поручено осуществлять системную работу по надзору за исполнением бюджетного законодательства. При этом одним из актуальных направлений прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства является надзор за исполнением законов при выполнении государственного оборонного заказа [8].
Кроме того, приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 14.01.2021 № 6 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» работники прокуратуры ориентированы при взаимодействии с уполномоченными органами финансового контроля и правоохранительными органами ставить на контроль вопросы исполнения законов при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа [5].
При осуществлении проверок исполнения бюджетного законодательства в обязательном порядке изучается и выясняется законность и обоснованность закупок. анализи-
Список литературы:_
руются схемы кооперации при выполнении государственных и муниципальных контрактов, устанавливаются среди контрагентов неблагонадежные организации, которые в силу объективных причин не имеют необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для выполнения определенных условий, фирмы-однодневки и номинальные посреднические фирмы, аффилированные с юридическими и физическими лицами заказчика. При этом сотрудники прокуратуры ориентируются на обеспечение соблюдения прав субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок [1].
Подводя итоги, необходимо отметить, что вопросы контроля при реализации государственного оборонного заказа носят комплексный характер, и задачи контрольных мероприятий представляются его сущностными характеристиками и являются фундаментом для его реализации. Именно поэтому при рассмотрении процесса проведения контроля, его объектов, субъектов и других составных частей всегда необходимо ориентироваться на его основные векторы, идеи, то есть на цель и принципы.
1. Абдреев, Т. И. Принцип добросовестности в Российском праве: межотраслевой анализ / Т. И. Абдреев, Э. В. Краснов // Теория и практика общественного развития. - 2020. - № 7 (149).
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе : законопроект № 1005078-7 // Система обеспечения законодательной деятельности. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/biN/1005078-7 (дата обращения: 25.02.2020).
3. О государственном оборонном заказе : федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 25.02.2021).
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 25.02.2021).
5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок : приказ Генерального Прокурора Российской Федерации от 14.01.2021 № 6 // Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. - URL: https://genproc.gov.ru (дата обращения: 25.02.2020).
6. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции : указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: https://www. garant.ru (дата обращения: 21.02.2021).
7. Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства : постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 № 1428(с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 19.02.2021).
8. Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг. : распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 19.02.2021).
References:_
1. Abdreev T. I., Krasnov E\ V. Princip dobrosovestnosti v Rossijskom prave: mezhotraslevoj analiz, Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya, 2020, no. 7 (149).
2. O vnesenii izmenenij v Federal'ny'j zakon «O gosudarstvennom oboronnom zakaze : zakonoproekt № 1005078-7,
Sistema obespecheniya zakonodatel'nojdeyatel'nosti. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1005078-7 (data obrashheniya:
25.02.2020).
3. O gosudarstvennom oboronnom zakaze : federal'ny'j zakon ot 29.12.2012 № 275-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami), Informacionno-pravovaya sistema «Garant». URL: https://base.garant.ru (data obrashheniya: 25.02.2021).
4. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd : federal'ny'j zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami), Informacionno-pravovaya sistema «Garant». URL: https://base.garant.ru (data obrashheniya: 25.02.2021).
5. Ob organizacii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonodatel'stva v sfere zakupok : prikaz General'nogo Prokurora Rossijskoj Federacii ot 14.01.2021 № 6, Ofícial'ny'j sajt General'noj Prokuratury' Rossijskoj Federacii. URL: https://genproc.gov.ru (data obrashheniya: 25.02.2020).
6. Ob osnovny'x napravleniyax gosudarstvennoj politiki po razvitiyu konkurencii : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.12.2017 № 618, Informacionno-pravovaya sistema «Garant». URL: https://www.garant.ru (data obrashheniya:
21.02.2021).
7. Ob osobennostyax osushhestvleniya zakupki dlya nuzhd oborony' strany' i bezopasnosti gosudarstva : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 27.11.2017 № 1428(s izmeneniyami i dopolneniyami), Informacionno-pravovaya sistema «Garant». URL: https://www.garant.ru (data obrashheniya: 19.02.2021).
8. Ob utverzhdenii Koncepcii povy'sheniya e'ffektivnosti byudzhetny'x rasxodov v 2019-2024 gg. : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.01.2019 № 117-r, Informacionno-pravovaya sistema «Garant». URL: https://www. garant.ru (data obrashheniya: 19.02.2021).