Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАНДЗОРА'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАНДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСПОТРЕБНАДЗОР / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ / ROSPOTREBNADZOR / STAFFING OF ROSPOTREBNADZOR / TRAINING / HEALTH CARE WORKFORCE / MEDICO-PREVENTIVE BUSINESS / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCES / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / EDUCATIONAL CLUSTERS / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просалова Вероника Сергеевна, Осипова Наталья Анатольевна

Обеспечением контроля и профилактики здоровья населения является одной из основных стратегических национальных задач. Решение которых возложено, в т.ч. и на органы Роспотребнадзора, посредством обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан. Современная, эффективная деятельность органов Роспотребнадзора невозможна без сформированной, сбалансированной стратегии кадрового обеспечения. В связи с этим, наиболее актуальными становятся вопросы качественной подготовки будущих специалистов, с целью обеспечения их профессионализма. Реализация данной стратегии возможна лишь посредством совместной работы органов Роспотребнадзора и образовательных организаций. Систематически проводится повышение эффективности контроля за уровнем подготовки будущих специалистов медико-профилактического профиля, в т.ч. посредством внедрения профессиональных образовательных стандартов, внедрения в процесс обучения современных образовательных технологий. Внедрение первичной аккредитации также нацелено на повышение качества подготовки будущих сотрудников, гарантию их эффективной подготовки. Специалисты территориальных органов Роспотребнадзора принимают непосредственное участие в проведении аккредитационных процедур, могут оценить уровень подготовки аккредитуемых и их потенциальные возможности для работы в органах государственной службы. Актуальным также становится вопрос взаимодействия подразделений органов Роспотребнадзора с муниципальными образовательными учреждениями - школами. Совместная работа нацелена на организацию профессиональной ориентации, чтобы ученики могли ознакомиться со спецификой работы специалистов, целями и задачами их работы и ее значимости для населения. Это взаимодействие позволяет обеспечить органы Роспотребнадзора кадрами, которые осознанно делают шаг в будущую профессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Просалова Вероника Сергеевна, Осипова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF PERSONNEL SUPPORT OF ROSPOTREBANZOR BODIES

Monitoring and prevention of public health is one of the main strategic national objectives. The decision of which is entrusted, including to the bodies of Rospotrebnadzor, by ensuring the sanitary and epidemiological well-being of citizens. The modern, effective activities of the bodies of Rospotrebnadzor are impossible without a formed, balanced strategy of personnel support. In this regard, the most relevant issues are the quality training of future specialists in order to ensure their professionalism. The implementation of this strategy is possible only through the joint work of the bodies of Rospotrebnadzor and educational organizations. Systematic improvement of efficiency of control over the level of training of future specialists of medical and preventive profile is carried out, including through introduction of professional educational standards, introduction of modern educational technologies into the training process. The introduction of primary accreditation is also aimed at improving the quality of training of future employees and guaranteeing their effective training. Specialists of the territorial bodies of Rospotrebnadzor take a direct part in the accreditation procedures, can assess the level of training of accreditation and their potential opportunities for working in public service bodies. The issue of interaction of units of Rospotrebnadzor bodies with municipal educational institutions - schools is also becoming relevant. The joint work is aimed at organizing professional orientation so that students can familiarize themselves with the specifics of the work of specialists, the goals and objectives of their work and its significance for the population. This interaction allows the bodies of Rospotrebnadzor to provide personnel who consciously take a step into the future profession.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАНДЗОРА»

экономические науки

Просалова Вероника Сергеевна, Осипова Наталья Анатольевна АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ...

УДК 338.108.2

DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0069

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ РОСПОТРЕБНАНДЗОРА

© 2020

AuthorID: 633760 SPIN: 8768-6358 ResearcherID: Е-2886-2019 ORCID: 0000-0001-8498-7719

Просалова Вероника Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента» Осипова Наталья Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Экономики и менеджмента» Тихоокеанский государственный медицинский университет (690002, Россия, Владивосток, проспект Острякова, 2, e-mail: ona03011964@mail.ru) Аннотация. Обеспечением контроля и профилактики здоровья населения является одной из основных стратегических национальных задач. Решение которых возложено, в т.ч. и на органы Роспотребнадзора, посредством обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан. Современная, эффективная деятельность органов Роспотребнадзора невозможна без сформированной, сбалансированной стратегии кадрового обеспечения. В связи с этим, наиболее актуальными становятся вопросы качественной подготовки будущих специалистов, с целью обеспечения их профессионализма. Реализация данной стратегии возможна лишь посредством совместной работы органов Роспотребнадзора и образовательных организаций. Систематически проводится повышение эффективности контроля за уровнем подготовки будущих специалистов медико-профилактического профиля, в т.ч. посредством внедрения профессиональных образовательных стандартов, внедрения в процесс обучения современных образовательных технологий. Внедрение первичной аккредитации также нацелено на повышение качества подготовки будущих сотрудников, гарантию их эффективной подготовки. Специалисты территориальных органов Роспотребнадзора принимают непосредственное участие в проведении аккредитационных процедур, могут оценить уровень подготовки аккредитуемых и их потенциальные возможности для работы в органах государственной службы. Актуальным также становится вопрос взаимодействия подразделений органов Роспотребнадзора с муниципальными образовательными учреждениями - школами. Совместная работа нацелена на организацию профессиональной ориентации, чтобы ученики могли ознакомиться со спецификой работы специалистов, целями и задачами их работы и ее значимости для населения. Это взаимодействие позволяет обеспечить органы Роспотребнадзора кадрами, которые осознанно делают шаг в будущую профессию.

Ключевые слова: Роспотребнадзор, кадровое обеспечение Роспотребнадзора, подготовка кадров, медицинские кадры, медико-профилактическое дело, профессиональное образование, профессиональные компетенции, образовательные организации, образовательные кластеры, управление трудовыми ресурсами.

TOPICAL ISSUES OF PERSONNEL SUPPORT OF ROSPOTREBANZOR BODIES

© 2020

Prosalova Veronica Sergeevna, Ph.D., Associate Professor of the department of «Economics and Management» Osipova Natalia Anatolievna, Senior lecturer of the department of «Economics and Management» Pacific State Medical University (690002, Russian Federation, Vladivostok, Ostryakov Avenue, 2, e-mail: ona03011964@mail.ru) Abstract. Monitoring and prevention of public health is one of the main strategic national objectives. The decision of which is entrusted, including to the bodies of Rospotrebnadzor, by ensuring the sanitary and epidemiological well-being of citizens. The modern, effective activities of the bodies of Rospotrebnadzor are impossible without a formed, balanced strategy of personnel support. In this regard, the most relevant issues are the quality training of future specialists in order to ensure their professionalism. The implementation of this strategy is possible only through the joint work of the bodies of Rospotrebnadzor and educational organizations. Systematic improvement of efficiency of control over the level of training of future specialists of medical and preventive profile is carried out, including through introduction of professional educational standards, introduction of modern educational technologies into the training process. The introduction of primary accreditation is also aimed at improving the quality of training of future employees and guaranteeing their effective training. Specialists of the territorial bodies of Rospotrebnadzor take a direct part in the accreditation procedures, can assess the level of training of accreditation and their potential opportunities for working in public service bodies. The issue of interaction of units of Rospotrebnadzor bodies with municipal educational institutions - schools is also becoming relevant. The joint work is aimed at organizing professional orientation so that students can familiarize themselves with the specifics of the work of specialists, the goals and objectives of their work and its significance for the population. This interaction allows the bodies of Rospotrebnadzor to provide personnel who consciously take a step into the future profession.

Keywords: Rospotrebnadzor, staffing of Rospotrebnadzor, training, health care workforce, medico-preventive business, professional education, professional competences, educational organizations, educational clusters, human resource management.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В современных условиях социально-экономического развития как России, так и зарубежных стран особое внимание уделяется установлению баланса в регулировании общественных отношений, контролю за соблюдением законодательства. Одним из регуляторов этих отношений выступает Федеральная служба по надзору

в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Грамотный, стратегически обоснованный подход к организации деятельности данного государственного органа, а также подготовки государственных служащих для работы в нем играет большое значение в обеспечении эффективного контроля в области эпидемиологического, санитарного надзора, а также защите прав потребителей. Государственные служащие Роспотребнадзора берут на себя фронтальную

Prosalova Veronica Sergeevna, Osipova Natalia Anatolievna TOPICAL ISSUES OF PERSONNEL SUPPORT ...

economic sceinces

работу при взаимодействии с гражданами. Сложность и ответственность данной работы подразумевает необходимость использования качественных, современных и инновационных подходов при подготовке специалистов данной области. Таким образом, актуальным становится вопрос кадрового обеспечения и организации повышения квалификации работников Роспотребнадзора.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Россию, также, как и страны Европейского Союза, постепенно охватывает кадровый дефицит, происходит старение кадровых ресурсов. Особенно заметна данная тенденция в государственных органах. Не исключением является и органы Роспотребнадзора. Проблемами подготовки специалистов Роспотребнадзора и их решением уже изучалось рядом авторов [1-7]

Одним из решений данной проблемы мы видим в создании образовательных кластеров. Идея создания образовательных кластеров не нова и уже рассматривалась в исследованиях различных авторов [8-13].

Тем не менее, вопросы кадрового обеспечения органов Роспотребнадзора недостаточно освящены в научной литературе и требуют более подробного изучения.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Целью проводимого в рамках данной статьи исследования является исследование актуальных вопросов кадрового обеспечения органов Роспотребнадзора, а также разработка механизмов их решения.

Постановка задания. Для достижения поставленной в ходе исследования цели, нами были изучена статистика и проведен анализ количества выпускников вузов по специальности МПД, изучена нормативная база документов, регламентирующих организацию прохождения аккредитации сотрудников органов Роспотребнадзора. Разработаны рекомендации по решению вопросов кадрового обеспечения органов Роспотребнадзора.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

В качестве основных методов исследования использовались эмпирические и теоретические методы. К ним относились: изучение источников информации, анализ, синтез, аналогия и пр.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: эпидемиологический надзор, санитарный надзор, защита прав потребителей, деятельность в рамках ВТО и Таможенного союза. Специфика спектра задач обусловила тот факт, что большинство сотрудников должны иметь медицинское образование. Основными кадровыми ресурсами учреждения являются выпускники медицинских вузов, обучившиеся по специальности «Медико-профилактическое дело» (МПД), в России 29 медицинских университетов обучают студентов по специальности МПД. На сегодняшний день около половины студентов (в ТГМУ 49%) поступают по договору о целевой контрактной подготовке от органов и учреждений Роспотребнадзора, что позволяет привлекать на работу молодежь. Учитывая требования непрерывного медицинского образования (НМО) врачи поддерживают и повышают уровень своей квалификации посредством последипломной подготовки [14]. Согласно Положению о кадровом резерве Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, гражданские служащие Роспотребнадзора осуществляют профессиональное развитие на основании индивидуального плана. С этой целью разрабатываются графики прохождения курсов повышения квалификации и проведения аттестации.

Первый набор студентов на по специальности МПД

начался в 1996 г., когда ТГМУ еще не приобрел статус Тихоокеанского университета и осуществлял свою деятельность, как Владивостокский государственный медицинский университет. В 2006 году 60% абитуриентов поступали на основании договора целевой контрактной подготовки. В течении четырех лет стабильно увеличивалось количество выпускников, получивших диплом по специальности МПД в ТГМУ, исключение составляет 2020 г. (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика количества выпускников, получивших диплом по специальности МПД в ТГМУ

Количество студентов, получивших диплом Годы

2016 2017 2018 2019 2020

Всего, б т.ч.: 40 50 52 55 36

с отличием 1 2 1 6 0

без отличия 39 48 51 55 36

На сегодняшний день ТГМУ является единственной базой для подготовки специалистов Роспотребнадзора медико-профилактического профиля в Дальневосточном федеральном округе, к практическим занятиям привлекаются государственные служащие, являющиеся профессионалами в практических областях. Кроме того, университет участвует в программе НМО для специалистов надзорных органов Федеральной службы. Осуществление НМО является одним из основных принципов работы как врачей, так и специалистов Роспотребнадзора. Преподаватели ТГМУ учитывают современные тенденции в образовании, а также международные медико-санитарные правила при подготовке курсов повышения квалификации. Организация повышения квалификации таких специалистов осложнена тем, что отечественное и зарубежное законодательство часто претерпевает ряд изменений, что приводит к необходимости постоянного обновления методического материала. Инновационная составляющая образовательного процесса заключается в использовании современных дистанционных технологий, с помощью: Электронной образовательной среды университета, электронных образовательных ресурсов. Они позволяют не только организовать непрерывный образовательный процесс специалистов Роспотребнадзора без отрыва от производственной деятельности, но обладают технологическими возможностями по обеспечению визуализации курсов, не смотря на их дистанционный формат. Благодаря этому возможно использование активных методов обучения при проведении как практических, так и лекционных занятий; обсуждение и решение на практике реальных ситуационных задач; обмен опытом со специалистами из различных регионов страны, посредством дискуссий в ходе проведения круглых столов. Молодые специалисты, начинающие работать на государственной службе должны уже обладать компетенциями в области информационных технологий, современными техническими средствами. Использовать полученные знания в практических ситуациях.

Проведение всеобщей цифровизации экономики обусловило необходимость освоения новых информационных программ всеми сотрудниками. Однако, возникают проблемы низкой мотивации персонала в прохождении учебы, повышении квалификации. Руководству Территориальных отделов следует проводить разъяснительную работу о необходимости профессионального развития среди работников, установить строгий регламент проведения и принятия квалификационных экзаменов, разработать систему мотивации для обеспечения профессионального роста сотрудников. Несомненно, большую роль здесь играет введение НМО, которое является обязательным для врачей, которые составляют наибольший удельный вес среди специалистов Рособрнадзора.

Решению вопросов в области кадрового обеспечения органов Роспотребнадзора, на наш взгляд, должно способствовать создание образовательных кластеров. В качестве образовательного кластера понимается объ-

298

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 4(33)

экономические науки

Просалова Вероника Сергеевна, Осипова Наталья Анатольевна

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ...

единение образовательных и научных организаций и потенциальных работодателей будущих выпускников, а также заказчиков результатов научной и образовательной деятельности. Логично, что объединение должно происходить по отраслевому признаку или партнерскому взаимодействию. Основными направлениями совместной работы участников образовательного кластера являются:

- создание и реализация механизмов совместной подготовки будущих специалистов по заказу работодателей;

- проведение совместных научных исследований;

- выполнение практико-ориентированных исследований;

- проведение совместных образовательных мероприятий (курсы повышения квалификации, симпозиумы, круглые столы);

- организация профориентационных мероприятий.

Участие в образовательном кластере выгодно как образовательным организациям, которые в тесном взаимодействии с органами Роспотребнадзора будут готовить будущих выпускников, решать реальные задачи, с которыми сталкиваются специалисты на рабочих местах. Научные организации, получают возможность, как заказов на проведение исследований, так и новые кадры (преподавателей и студентов университетов) для выполнения научных проектов. Органы Роспотребнадзора смогут обеспечить себя молодыми специалистами, уже обладающими практическими компетенциями, необходимыми для будущей работы.

ВЫВОДЫ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Результаты проведенного исследования позволяют сказать, что цель, поставленная нами, была выполнена. Были определены основные вопросы кадрового обеспечения органов Роспотребнадзора, а также предложены основные механизмы их решения. Авторы согласны с мнениями, предложенными в уже проводимых исследованиях, что наиболее эффективным инструментом повышения качества подготовки специалистов органов Роспотребнадзора является создание образовательного кластера.

Выводы исследования. На сегодняшний день вопросы кадрового обеспечения органов Роспотребнадзора являются одними из наиболее актуальных проблем в данной отрасли. Решение которых возможно лишь при совместном взаимодействии университетов и органов Роспотребнадзора.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Основной тенденцией кадрового обеспечения является развития профориентационной деятельности, а также совместная работа с образовательными организациями по созданию кейсов, с целью последующего их решения потенциальными кандидатами на работу. Решая данные кейсы, студенты могут ознакомиться с профессиональными задачами, с которыми они могут столкнуться на своей будущей работе. Данный подход помогает мотивировать молодежь к последующему трудоустройству. Поэтому использование совместного внедрения практических кейсов в обучении студентов МПД будет расширяться и совершенствоваться, что ставит задачу проведения дальнейших исследований в данной области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Организация научно-исследовательской работы по гигиене студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело» / Г.Г. Онищенко, О.Л. Попова, Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова, А.А. Силаев, А.А. Королев, Е.И. Никитенко //Профилактическая и клиническая медицина. — 2014. — № 1. — С. 13-17.

2. Белых А.И. Опыт проведения первичной профессиональной аккредитации выпускников по специальности «Медико-профилактическое дело» на базе ИГМУ /А.И. Белых, М.О. Потапова // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. — 2018. — № 7. — С. 70-72.

3. Система подготовки специалистов медико-профилактического профиля: проблемы и пути решения / О.Г. Хурцилава, А.В. Мельцер,

Е.С. Трегубова, Н.В. Ерастова, Т.В. Крюкова // Профилактическая и клиническая медицина. — 2014. — № 1. — С. 6-12.

4. Мельцер А.В. Вопросы современных технологий Роспотребнадзора при подготовке врачей медико-профилактического профиля /А.В. Мельцер, Н.В. Ерастова //Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. — Пермь: Книжный формат. — 2015. — С. 635-638.

5. Медико-профилактическое дело как основа обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения / О.Г. Хурцилава, А.В. Мельцер, Н.В. Ерастова, И.Ш. Якубова, В.П. Чащин //Роль и место гигиенической науки и практики в формировании здоровья нации: сб. тез. межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященная 130-летию кафедры МПФ Первого МГМУ имени И.М. Сеченова (6 ноября 2014 года, г. Москва). — М.: Изд-во Первого Моск. гос. мед. ун-та им. И.М. Сеченова, 2014. — С. 301-303.

6. Профессиональный стандарт как инструмент регулирования деятельности специалистов медико-профилактического направления / А.Ю. Попова, О.Г. Хурцилава, А.В. Мельцер, А.А. Пронина, Т.И. Аристова, Е.С. Трегубова, Н.В. Ерастова //Гигиена и санитария. — 2017. № 4. С. 376-382.

7. Первичная аккредитация выпускников медико-профилактического профиля: оценивание профессиональных компетенций для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения // Профилактическая и клиническая медицина. - 2018. №4 (69). С. 5-14.

8. Модель подготовки специалистов железнодорожного транспорта в рамках образовательного кластера в Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта - филиале Иркутского государственного университета путей сообщения в г. Улан-Удэ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. еurekanet.ru.

9. Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов- конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// conference.kemsu.ru.

10. Карамурзов Б.С. Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе //Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 27-41.

11. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. Казань: РИЦ «Школа», 2010. 102 с.

12. Волков С.Н., Денисов М.В., Землянский В.В. Проблема взаимодействия образовательных организаций и предприятий в теории профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 51-56.

13. Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. Кластерный подход как основа сетевого взаимодействия образовательных организаций в системе вуз-школа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 126-129.

14. Новосельская О.М., Баранов В.И., Шестопалов Н.В. Последипломная подготовка кадров в организациях Роспотребнадзора (проблемы и пути решения) // Подготовка кадров. - 2009. №4(33). С. 79 - 82.

Статья поступила в редакцию 31.07.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.