Научная статья на тему 'Иностранный язык в современной профессиональной подготовке специалистов медико-профилактического дела: ответы на вызовы ФГОС 3++'

Иностранный язык в современной профессиональной подготовке специалистов медико-профилактического дела: ответы на вызовы ФГОС 3++ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс в медицинском университете / Профессиональный стандарт / иноязычная подготовка в медицинском университете. / educational process at medical university / professional standard / foreign language training at medical university.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Е. Механтьева, А. В. Карпова, А. О. Стеблецова, И. И. Торубарова

Подготовка специалистов медико-профилактического профиля является делом первостепенной государственной важности, так как основная сфера их профессиональной деятельности – это обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей. Однако эксперты в сфере медицинского образования отмечают противоречия между требованиями к профессиональной подготовке и организацией образовательного процесса, ориентированного на требования потребителя. Авторы статьи проанализировали качественный потенциал и результаты внедрения нового курса «Деловой иностранный язык» в профессиональную подготовку специалистов медико-профилактического дела. Был сделан вывод о том, что результаты инновационного курса «Деловой иностранный язык», разработанного и апробированного на медико-профилактическом факультете Воронежского государственного медицинского университета, демонстрируют значительный качественный потенциал иностранного языка для решения задач Федерального государственного образовательного стандарта 3++.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. Е. Механтьева, А. В. Карпова, А. О. Стеблецова, И. И. Торубарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE IN UPDATED PROFESSIONAL TRAINING OF MEDICAL AND PREVENTIVE HEALTHCARE SPECIALISTS: RESPONSES TO THE CHALLENGES OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD 3++

The training of preventive healthcare specialists is of paramount national importance, since the main area of their professional activity is ensuring the sanitary and epidemiological welfare of the population and protecting consumer rights. However, experts in the field of medical education point out the contradictions between the requirements for vocational training and the organization of the educational process oriented towards the consumer. The authors of the article have analyzed the qualitative potential and the results of the new course “Business Foreign Language” introduced into the professional training of preventive healthcare specialists. It was concluded that the results of the innovative course “Business Foreign Language”, developed and tested at the preventive medical faculty of the Voronezh State Medical University, demonstrate a significant qualitative potential of a foreign language for solving the tasks of the Federal State Educational Standard 3 ++.

Текст научной работы на тему «Иностранный язык в современной профессиональной подготовке специалистов медико-профилактического дела: ответы на вызовы ФГОС 3++»

Использование Торонской алекситимической шкалы позволило получить следующие результаты (см. рис. 2).

Выраженность алекситимии у испытуемых

■ алекситимический тип

Рис. 2. Выраженность алекситимии в выборке

76% студентов-психологов продемонстрировали алекситимический тип личности, 24% студентов-психологов с неалекситимическим типом.

Сложность с вербализацией чувств, скудность в выражении не только чувств, но и в цветовом выражении своих переживаний является одним из при-знаковпсихосоматическихрасстройств.

У студентов (будущих психологов) алекситимический тип личности может существенно осложнить процесс психологической помощи клиентам в силу сложности осознания и вербализации своих собственных чувств, следовательно, понимание их как возможность проявления конгруэнтности в профессиональной деятельности существенно падает.

Также для выявления связи между изученными показателями - когнитивными искажениями и аклеситимией мы использовали коэффициент линейной

Библиографический список

корреляции Пирсона. Итак, наиболее выраженная корреляционная связь проявилась между компонентами - когнитивное искажение «долженствование» и высокий уровень алекситимии. При этом корреляционный коэффициент при оценке статистической значимости корреляционной связи г = 0,68 при степенях свободы (р > 0,05 (0,31) и при р > 0,01 (0,40). Также ярко выраженная корреляционная связь была выявлена между показателями: когнитивное искажение «чтение мыслей» и выраженность алекситимии. Коэффициент корреляционной связи этих показателей г = 0,63 при степенях свободы (р > 0,05 (0,31) и при р > 0,01 (0,40).

Проведенное экспериментальное исследование подтверждает значимость не только профессионального, но и личностного развития студентов-психологов. Опираясь на ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 - «Психология», мы видим, что именно в общекультурной компетенции - ОК-7 - способность к самоорганизации и самообразованию отражена эта идея [11]. Понимание этой компетенции существенно обогатит обращение внимания на психологическую проработку личностного жизненного опыта в процессе профессиональной подготовки будущих психологов.

Результаты теоретического осмысления и экспериментального исследования проблемы позволяют определить направления личностно-профессионально-го развития студентов-психологов: осознание субъектного опыта, принятие его как личностный ресурс в профессиональной деятельности, осознание сложностей в осознании, понимании и вербализации собственных чувств и переживаний поможет существенно обогатит профессиональную деятельность в дальнейшем. Однако наше исследование дало возможность наметить ещё важные направления в личностном становлении студентов-психологов, которые также следует изучать: рефлексивность личности будущих психологов, эффективные копинг-стратегии через призму ценностного выбора, мотивация достижений, способы ценностно-рефлексивного взаимодействия, которыми владеют будущие психологи. Перенос аспекта личностно-профессиональной подготовки будущих психологов на становление профессионального «авторства» позволит в процессе профессиональной подготовки увидеть специалиста не только с необходимым объемом психологических знаний, но и умеющим неординарно их использовать в психологическойдеятельности.

Переосмысление студентами-психологами собственного жизненного опыта соотносимы с глубокими интенсивными переживаниями, которые стимулируют новые психологические ресурсы личности. Результатом такой личностной работы будущих психологов нам видится в развитии самобытности, ориентации на профессиональное «авторство» в дальнейшем.

1. Вязникова Л.Ф. Психологические основания процесса профессиональной переподготовки руководителей системы образования. Автореферат диссертации ... док-торапсихологическихнаук.Москва,2002.

2. Слободчиков В.И. Психология образования человека. Москва: Литагент «ПСТГУ», 2003.

3. Зволейко Е.В. Системапрофессиональной подготовкибакалавров-специальныхпсихологов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Чита, 2013.

4. Ильязова М.Д. Проблема компетентностного подхода в образовании. Интеграция образования. 2007; Т. 21, № 1 (86): 34.

5. Анцыферова Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б.Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. Психологический журнал. 1998; № 1: 315.

6. Цветкова Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала. Автореферат диссертации ... кандидата психологиче-скихнаук,Ярославль.

7. Козырева О.А. Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития. Educational Technology & Society. 2007; № 10 (4).

8. ЛевковаТ.В.К вопросуопрофессиональнойподготовкебудущих психологов. Международныйнаучно-исследовательский журнал. 2017; № 8-2 (62): 107 - 110.

9. Моисеева Т.В., Левкова Т.В. Психологическое здоровье студентов вуза в контексте антропологического подхода. Alma mater (Вестник высшей школы). 2014; №9:117 - 120.

10. Журавкова М.А., Левкова Т.В. Когнитивные стратегии обработки информации в контексте личностного развития студентов. Современные научные исследования и инновации. 2016; № 5 (61).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки. 37.03.01 Психология (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г N 946). Available at; http://fgosvo.ru/news/7/477

References

1. Vyaznikova L.F. Psihologicheskie osnovaniya processa professional'nojperepodgotovkirukovoditelej sistemy obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2002.

2. Slobodchikov V.I. Psihologiya obrazovaniya cheloveka. Moskva: Litagent «PSTGU», 2003.

3. Zvolejko E.V. Sistema professional'nojpodgotovkibakalavrov- special'nyh psihologov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chita, 2013.

4. Il'yazova M.D. Problema kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Integraciya obrazovaniya. 2007; T. 21, № 1 (86): 34.

5. Ancyferova L.I. Psihologicheskoe uchenie o cheloveke: teoriya B.G. Anan'eva, zarubezhnye koncepcii, aktual'nye problemy. Psihologicheskijzhurnal. 1998; № 1: 315.

6. Cvetkova N.A. Professional'noe samoopredelenie lichnosti na raznyh 'etapah stanovleniya professional. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk, Yaroslavl'.

7. Kozyreva O.A. Osnovnye aspekty otechestvennyh i zarubezhnyh koncepcij professional'nogo razvitiya. Educational Technology & Society. 2007; № 10 (4).

8. Levkova T.V. K voprosu o professional'noj podgotovke buduschih psihologov. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2017; № 8-2 (62): 107 - 110.

9. Moiseeva T.V., Levkova T.V. Psihologicheskoe zdorov'e studentov vuza v kontekste antropologicheskogo podhoda. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2014; № 9: 117 - 120.

10. Zhuravkova M.A., Levkova T.V. Kognitivnye strategii obrabotki informacii v kontekste lichnostnogo razvitiya studentov. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016; № 5 (61).

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya. Bakalavriat. Napravlenie podgotovki. 37.03.01 Psihologiya (utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 avgusta 2014 g. N 946). Available at; http://fgosvo.ru/news/7/477

Статья поступила в редакцию 19.03.20

УДК 378.14:372.881.1

Mekhantjeva L.Ye., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Dean of Medical and Preventive Faculty, Head of Department of Disaster and Life Safety, Voronezh N.N. Burdenko State Medical University (Voronezh, Russia), E-mail: medkat@vrngmu.ru

Karpova A.V., Cand. of Sciences (Medicine), Head of International Institute of Medical Education and Cooperation, senior lecturer, Department of Normal Physiology, Voronezh N.N. Burdenko State Medical University (Voronezh, Russia), E-mail: anna_v_karpova@mail.ru

Stebletsova A.O., Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Foreign Languages Department, Voronezh N.N. Burdenko State Medical University (Voronezh, Russia), E-mail: annastebl@mail.ru

Torubarova I.I., senior teacher, Foreign Languages Department, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Voronezh N.N. Burdenko State Medical University", Voronezh, Russia; torubarova69@mail.ru

FOREIGN LANGUAGE IN UPDATED PROFESSIONAL TRAINING OF MEDICAL AND PREVENTIVE HEALTHCARE SPECIALISTS: RESPONSES TO THE CHALLENGES OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD 3++. The training of preventive healthcare specialists is of paramount national importance, since the main area of their professional activity is ensuring the sanitary and epidemiological welfare of the population and protecting consumer rights. However, experts in the field of medical education point out the contradictions between the requirements for vocational training and the organization of the educational process oriented towards the consumer. The authors of the article have analyzed the qualitative potential and the results of the new course "Business Foreign Language" introduced into the professional training of preventive healthcare specialists. It was concluded that the results of the innovative course "Business Foreign Language", developed and tested at the preventive medical faculty of the Voronezh State Medical University, demonstrate a significant qualitative potential of a foreign language for solving the tasks of the Federal State Educational Standard 3 ++.

Key words: educational process at medical university, professional standard, foreign language training at medical university.

Л.Е. Механтьева, д-р мед. наук, проф., декан медико-профилактического факультета, зав. каф. медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко», E-mail: medkat@vrngmu.ru, ORCID iD: http://orcid.org//0000-0002-2439-3625

А.В. Карпова, канд. мед. наук, директор Международного института медицинского образования и сотрудничества, доц., ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко», E-mail: anna_v_karpova@mail.ru, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-9551-6381

А.О. Стеблецова, д-р филол. наук, доц., зав. каф. иностранных языков ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет

имени Н.Н. Бурденко», E-mail: annastebl@mail.ru, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-4682-4887

И.И. Торубарова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко»,

E-mail: torubarova69@mail.ru, ORCID id: https://orcid.org/0000-0002-6712-1865

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ДЕЛА: ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ ФГОС 3++

Подготовка специалистов медико-профилактического профиля является делом первостепенной государственной важности, так как основная сфера их профессиональной деятельности - это обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей. Однако эксперты в сфере медицинского образования отмечают противоречия между требованиями к профессиональной подготовке и организацией образовательного процесса, ориентированного на требования потребителя. Авторы статьи проанализировали качественный потенциал и результаты внедрения нового курса «Деловой иностранный язык» в профессиональную подготовку специалистов медико-профилактического дела. Был сделан вывод о том, что результаты инновационного курса «Деловой иностранный язык», разработанного и апробированного на медико-профилактическом факультете Воронежского государственного медицинского университета, демонстрируют значительный качественный потенциал иностранного языка для решения задач Федерального государственного образовательного стандарта 3++.

Ключевые слова: образовательный процесс в медицинском университете, Профессиональный стандарт, иноязычная подготовка в медицинском университете.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей является основной целью профессиональной деятельности специалиста в области медико-профилактического дела. Очевидно, что работник здравоохранения, получивший специальность «Медико-профилактическое дело», должен быть готов решать задачи первостепенной государственной важности.

Эксперты в сфере здравоохранения и медицинского образования говорят о повышающихся требованиях, предъявляемых к будущим медицинским работникам и санитарным врачам [1 - 4]. Однако как отечественные, так и зарубежные эксперты еще недавно заявляли о расхождениях между требованиями к профессиональной подготовке и организацией образовательного процесса, ориентированного на требования потребителя [2, 5, 6]. Многие российские авторы отмечали необходимость переработки ФГОСов с учетом требований Профессионального стандарта, а также о необходимости внедрения новых методологических подходов на основе принципов доказательной медицины (evidence-based integrative medicine) и проблемного обучения (problem-based learning) в процесс подготовки специалистов медико-профилактического профиля. 15 июня 2017 года был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 32.05.01 - «Медико-профилактическое дело» (ФГОС 3++), который призван решить противоречия, возникающие между процессом подготовки специалиста в вузе и конечным результатом этого процесса -выпуском специалиста медико-профилактического профиля со всей совокупностью профессиональных и универсальных компетенций. ФГОС 3++, отмечает, что «Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории, иностранному языку (выделено авторами), ... в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)» (ФГОС 3++), которые являются обязательными и обеспечивают формирование общепрофессиональных компетенций.

Материалы и методы. В настоящей статье рассматривается роль иностранного языка (далее ИЯ) при реализации новых ФГОС. Целью работы является оценка качественного потенциала и результатов внедрения нового курса «Деловой иностранный язык» в профессиональную подготовку специалистов медико-профилактического дела. Для достижения поставленных целей был проведен сопоставительный анализ требований ФГОС к иноязычной компетенции

обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело» на разных этапах новейшей истории высшего медицинского образования, изучена динамика произошедших изменений в структуре и содержании обучения иностранным языкам; рассмотрен опыт внедрения новых форм и методов формирования иноязычной компетенции в рамках ФГОС 3++ на примере курса «Деловой иностранный язык» медико-профилактического факультета Воронежского государственного университета имени Н.Н. Бурденко.

Результаты и обсуждение

Иностранный язык в структуре профессиональной подготовке специалистов медико-профилактического дела: эволюция требований к компетенциям и содержанию.

Обзор теоретической и методической литературы дает возможность утверждать, что ИЯ вносит значительный вклад в формирование и развитие личностных и профессиональных компетенций будущих специалистов здравоохранения [7 - 11]. Динамика изменений в объеме и качестве знаний и умений, формируемых у обучающихся в процессе иноязычной подготовки в медицинских вузах на разных этапах развития современного высшего образования, представлена в табл. 1.

Динамика изменений в требованиях свидетельствует о том, что на раннем этапе (ФГОС 2000 и 2010 гг.) владение ИЯ считалось общекультурной компетенцией (ОК), а уровень этого владения определялся как «бытовой». На последующем этапе (ФГОС 3 и 3+) иноязычная подготовка специалиста переходит в разряд общепрофессиональной компетенции (ОПК), и уровень владения ИЯ определяется как «готовность к устной и письменной коммуникации для решения профессиональных задач». На настоящем этапе, то есть в рамках ФГОС 3++, владение ИЯ считается компонентом коммуникативной компетенции и свидетельством межкультурной грамотности специалиста. При этом, как наглядно демонстрирует таблица, количество часов, отводимое на освоение дисциплины, значительно уменьшается. Таким образом, повышение требований к объему, качеству и уровню сформированности иноязычной компетенции входит в явное противоречие с уменьшением количества часов, выделяемых на их формирование.

Изменения в иноязычной подготовке специалистов медико-профилактического дела происходят и на уровне целей обучения, его форм и содержания. Мы

Таблица 1

Динамика требований к иноязычной подготовке в структуре высшего медицинского образования

2000 - 2017 гг.

Формулировка дисциплины «Иностранный язык» Требования к знаниям и умениям по дисциплине ИЯ Коды формируемых компетенций Всего часов/зачетных единиц

ГОС 2000

Иностранный язык (ГСЭ) Закрепление программы средней школы, изучение нового лек-сико-грамматического материала, необходимого для чтения и перевода оригинальной иноязычной литературы по специальности. Различные виды речевой деятельности, чтение и др., позволяющие использовать иностранный язык как средство профессионального общения (письменного и устного). Навыки обработки текстов по специальности для использования полученной информации в профессиональных целях: перевод, аннотирование, реферирование (на родном и иностранном языках). Навыки устного общения (аудирование, диалогическая и монологическая речь), позволяющие участвовать в профессиональном общении с иностранными коллегами в объеме тем, указанных в программе по дисциплине «Иностранный язык» для студентов медицинских и фармацевтических вузов (указаны блоком для всех дисциплин ГСЭ цикла): ОК-1 - 8 ПК-1 ПК-3 - 4, ПК-25 - 26 ПК-28 ПК-31 Для ИЯ: ОК-6 (способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке) ПК-31 (условно): (способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования) 388 часов

ФГОС 2010

Иностранный язык входит в базовый блок ГСЭ дисциплин Знать: лексический минимум в объеме 4 000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка). Уметь: специальные умения, присущие ИЯ и необходимые для профессиональной деятельности будущего специалиста не выделены. Владеть: иностранным языком в объеме, необходимом для возможности коммуникации и получения информации из зарубежных источников ОК-6 (способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке) ПК-31 (условно): (способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования) 3 зачетные единицы, что составляет 108 академических часов

ФГОС 2013

БЛОК 1. Дисциплины (модули) Базовая часть (отдельные дисциплины не выделены) 6.4. В рамках базовой части Блока 1 программы специалитета должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности». Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно ОПК-2 - готовность к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; ПК 20 (условно) - готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины 288 - 294 зачетные единицы (на все дисциплины базовой части БЛОКА 1)

ФГОС 2016

БЛОК 1. Дисциплины (модули) Базовая часть (отдельные дисциплины не выделены) 6.4. В рамках базовой части БЛОКА 1 программы специали-тета должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности». Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно ОПК-2 - готовность к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности; ПК 20 (условно) - готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины 288 - 294 зачетные единицы (на все дисциплины базовой части БЛОКА 1)

ФГОС 2017 (Медико-профилактическое дело)

БЛОК 1. Дисциплины (модули) 2.2. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории, ИЯ УК-4 - способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах) для академического и профессионального взаимодействия. УК-5 - способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия Не менее 291 зачетная единица (на все дисциплины базовой части БЛОКА 1)

Таблица 2

Иноязычная подготовка в медицинских вузах: сравнительный анализ

РАНЕЕ (до 2013) СЕЙЧАС (2013 - ФГОС 3, 3+, 3++)

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИЯ - заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. (Щукин 2004:106) - развитие личности обучающегося и формирования ее базовой культуры - готовность к профессиональной деятельности на ИЯ в условиях межкультурной коммуникации

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИЯ включает лингвистический, психологический, методологический, социолингвистический и социокультурный компоненты Из всех компонентов обучения ИЯ главная роль принадлежит лингвистическому и психологическому компонентам - строго заданный лексико-грамматический минимум (количество обязательных для усвоения ЛЕ), тематика материала для развития устной и письменной речи Из всех компонентов обучения ИЯ на первое место выходит социолингвистический и социокультурный компоненты - умение осуществлять различные виды речевой деятельности адекватно ситуации общения; умение осуществлять общение в соответствие с культурной спецификой страны изучаемого языка

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИЯ - это специфические способы педагогического общения между преподавателем и студентами в процессе учебно-воспитательной деятельности - групповая фронтальная: 12 - 13 человек в группе, акцент на совместную деятельность всей группы (введение новой лексики, чтение текста, обсуждение), не учитывает индивидуальные особенности обучающегося - групповая индивидуальная: 15 - 18 человек в группе, акцент на индивидуальную самостоятельную работу обучающегося, что позволяет каждому проявлять свои способности; - электронное обучение (информационных и электронных технологий); - дистанционное обучение (обучение на расстоянии)

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИЯ - система целенаправленных действий преподавателя и учебных действий обучающегося Структурный (грамматико-переводной, аудио-лингвистический): язык - система структурно связанных элементов Функциональный (ситуационное обучение, управляемая практика): язык - средство реализации определенной функции Интерактивный метод (коммуникативное обучение): язык - средство создания и поддержания социальных отношений

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИЯ - методическое действие, направленное на решение определенной педагогической задачи - заучивание лексических и грамматических единиц; - письменный перевод текстов; - многократное прослушивание и повторение аудиозаписей; - заучивание языковых конструкций и их ситуативное использование - ролевое общение; - обучение речевому взаимодействию; - систематизация речевых знаний; - углубление и расширение содержательности; - повышение интенсивности самостоятельной работы; - стимулирование речемыслительной деятельности ТСО; - стандартизированный контроль

разделили эти параметры по двум временным этапам: ранний этап ФГОС до 2013 года (см. табл. 2 Ранее) и современный этап - ФГОСы 3, 3+ и 3++ (см. табл. 2 Сейчас).

Представленные в таблице данные демонстрируют явные положительные изменения: содержательный акцент делается на межкультурную коммуникацию, интерактивное взаимодействие в профессиональной среде. Одновременно повышается планка целей обучения, что влечет за собой усложнение содержания. Изменяются условия обучения: появляются новые академические формы. Оптимизация системы высшего медицинского образования приводит к укрупнению групп и увеличению учебной нагрузки на преподавателя. Это еще больше повышает значимость индивидуальной работы с обучающимися, а также стимулирует появление и развитие новых форм обучения, в частности дистанционное (электронное) обучение.

Иностранный язык в структуре ООП 32.05.01 - «Медико-профилактическое дело»: современное состояние

Проведенный анализ последних изменений в требованиях к иноязычной компетенции специалистов медико-профилактического дел наглядно свидетельствует о необходимости в преодолении возникшего дисбаланса между существенным повышением уровня этих требований и уменьшением академических часов на формирование иноязычной компетенции. Решение этой проблемы возможно только путем введения новых форм преподавания ИЯ в условиях ФГОС 3++.

Поэтому в 2018 гг медико-профилактический факультет Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко поставил задачу по разработке и внедрению курса «Деловой иностранный язык». Данный курс был разработан на кафедре иностранных языков и успешно апробирован в 4-х группах (58 студентов) 1 курса МП факультета. Трудоемкость дисциплины составила 72 часа / 2 зачетные единицы, преподавание велось на английском и французском языках. Целями освоения учебной дисциплины «Деловой иностранный язык» являлись:

• профессионально ориентированное обучение деловому иностранному языку будущих специалистов;

• формирование основ иноязычной компетенции, необходимой для профессиональной коммуникации;

• овладение устными и письменными формами делового общения на иностранном языке как средством информационной деятельности и дальнейшего самообразования.

Курс состоит из двух основных разделов - Основы работы с научной литературой в сфере медицинской профилактики и Основы работы с деловой документацией. Основные результаты освоения учебной дисциплины представлены в табл. 3.

О широком и актуальном диапазоне рассматриваемых в рамках курса профессиональных проблем свидетельствует список контрольных вопросов, таких как:

1) Is there a connection between air pollution and dearth-rate from all types of cancer (Существует ли связь между загрязнением воздуха и смертностью от всех типов рака)?

2) What is epidemiology (Что такое эпидемиология)?

3) What diseases have the highest incidence in your country/region (Какие заболевания имеют наибольшую распространенность в вашей стране/ регионе)?

4) What is the commonest cause of death in men and women (Какова наиболее частая причина смерти среди мужчин и женщин)? и др. (перевод авторов статьи)

В инновационной форме было проведено и вызвало интерес одно из итоговых занятий по темам «Эпидемиология» / «Деловая документация». Обучающимся было предложено выполнить проектное задание по составлению информационного бюллетеня на тему «Global health issues» с использованием инфографики. На подготовительном этапе студенты изучали информационно-профилактические ресурсы официальных англоязычных сайтов Всемирной организации здравоохранения, Центра по контролю и предотвращению болезней США (Center for disease control and prevention). Затем в малых группах студенты создавали собственный информационный буклет на английском языке о наиболее актуальных заболеваниях в мире и способах их предотвращения. Все студенты смогли проявить свой творческий потенциал, навыки анализа и синтеза, реферирования информации и, наконец, навыки создания малоформатного англоязычного текста профилактического характера. Все информационные бюллетени получили хорошие и отличные оценки, что особенно ценно, так как исходный уровень владения иностранным языком был очень неоднороден и варьировался от A1 до В2 по общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками.

По результатам анкетирования, проведенного среди студентов, курс понравился и был признан полезным 100% респондентов. Ниже приведем некоторые ответы:

«Я считаю, что курс делового английского нужно расширять и продолжать потому, что он расширяет кругозор и творческие способности студентов. Кроме

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Результаты освоения учебной дисциплины «Деловой иностранный язык»

Результаты образования Краткое содержание и характеристика (обязательного) порогового уровня сформированное компетенций Номер компетенции

Знать основы работы с деловой документацией на иностранном языке, об особенностях деловой переписки как жанра письменной речи; структуру делового письма. Уметь работать с наиболее распространенными жанрами делового письма в профессиональной коммуникации с иностранными партнерами. Владеть основами письменного профессионального общения на иностранном языке Способен подготовить и применять научную, научно-производственную, проектную, организационно-управленческую и нормативную документацию в системе здравоохранения ОПК-11

Знать принципы работы с международными научными базами данных; специальные методы тематического поиска медицинской и справочной литературы на иностранном языке; основные виды словарно-справочной литературы. Уметь пользоваться двуязычными переводческими словарями, включая электронные словари и справочники для перевода специализированных медицинских текстов с иностранного языка на русский; использовать навыки переводческой деятельности для решения научно-исследовательских задач. Владеть основными приемами и техниками перевода для решения научно-исследовательских задач; комплексом иноязычных компетенций для последующего выполнения профессиональных и научно-исследовательских задач в сфере медицины и здравоохранения, связанных с работой с источниками на иностранном языке Способность и готовность к анализу научной литературы, к оценке уровня доказательности научных исследований в соответствии с поставленными целями и задачами, к публичному представлению результатов в виде публикаций и участия в научных конференциях, к участию в решении научно-исследовательских и научно-прикладных задач ПК-16

того, деловой английский - это дополнительные знания для будущей профессии, т.е. он дает возможность хорошо устроиться в будущем».

«Эта тема вполне полезна, ведь в процессе работы над ней мы познакомились с большим количеством полезной информации».

«Курс понравился; информация, представленная на занятиях, интересная и полезная. Творческое задание - одно из самых оригинальных. Его выполнение позволяет выйти из стандартных рамок работы, начать мыслить неформально» и т.п.

Таким образом, в ходе апробации инновационного курса «Делового иностранного языка» были успешно реализованы поставленные задачи, а именно:

- сформированы языковые и речевые навыки, позволяющие использовать деловой иностранный язык для получения профессионально значимой информации, используя разные виды чтения;

- сформированы языковые и речевые навыки, позволяющие участвовать в письменном и устном профессиональном общении на деловом иностранном языке.

По предварительным оценкам курс способствовал формированию и развитию у студентов системного и критического мышления (УК-1), способности к разработке и реализации проектов (УК-2), умению работать с электронными справочными ресурсами, мотивации к дальнейшему изучению ИЯ, что, в свою очередь, ведет к саморазвитию и образованию на протяжении всей жизни.

Библиографический список

Внедрение в современную профессиональную подготовку новых ФГОС ставит перед высшим медицинским образованием новые задачи по подготовке грамотных, способных к саморазвитию специалистов медико-профилактического дела, которые будут решать самые разнообразные задачи по обеспечению санитарно-гигиенической безопасности России, профилактической и здоровьесбере-гающей деятельности среди населения страны. Иностранные языки могут быть эффективным инструментом по подготовке таких специалистов, знающих и умеющих применять международные методы и достижения мирового сообщества для здоровья и благополучия собственного народа.

Результаты инновационного курса «Деловой иностранный язык», разработанного и апробированного на медико-профилактическом факультете Воронежского государственного медицинского университета, демонстрируют значительный качественный потенциал иностранного языка для решения задач ФГОС 3++.

Актуальная тематика курса, инновационные формы проектной работы, профессионально ориентированный и практически значимый конечный продукт познавательной деятельности студентов позволяют решать задачи по формированию иноязычной компетенции, отвечая на современные вызовы государственных федеральных стандартов высшего медицинского образования.

1. Баймуратова М.А., Сапарбеков М.К. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов медико-профилактического направления по эпидемиологии и микробиологии. Вестник Алматинского государственного института усовершенствования врачей. 2013; № 2: 95 - 96.

2. Хурцилава О.Г., Мельцер А.В., Трегубова Е.С., Ерастова Н.В., Крюкова Т.В. Система подготовки специалистов медико-профилактического профиля: проблемы и пути решения. Профилактическая и клиническая медицина. 2014; № 1 (50): 6 - 12.

3. Суворова А.В., Якубова И.Ш. Организация деятельности врача по гигиене детей и подростков в общеобразовательных организациях и его роль в совершенствовании системы медицинской помощи обучающимся в условиях реформирования общего образования. Профилактическая и клиническая медицина. 2017; № 4 (65): 5 - 11.

4. Хурцилава О.Г, Мельцер А.В., Пронина А.А., Аристова Т.И., Ерастова Н.В., Самсонова Т.В. Первичная аккредитация выпускников медико-профилактического профиля: оценивание профессиональных компетенций для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Профилактическая и клиническая медицина. 2018; № 4 (69): 5 - 14.

5. Asim A. Jani, Jennifer T., Pharm D., Ather A. Integrative Medicine in Preventive Medicine Education: Competency and Curriculum Development for Preventive Medicine and Other Specialty Residency Programs. Am J Prev Med. 2015; № 49 (503): 222 - 229. Available at: https://doi:10.1016/j.amepre.2015.08.019

6. Ding X., Zhao L., Chu H. et al. Assessing the Effectiveness of Problem-Based Learning of Preventive Medicine Education in China. Scientific Reports. 2015; № 4: 5126. Available at: https://doi.org/10.1038/srep05126

7. Третьяк С.В. Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования: На материале преподавания иностранного языка в медицинском вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2002.

8. Тихонова Т. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения в медицинском училище. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

9. Бирюкова Т.И. Формирование личностных компетентностей студентов медицинского вуза в процессе изучения иностранного языка. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Карачаевск, 2009.

10. Ильнинская Е.П. Формирование основ профессиональной направленности социальных работников в процессе изучения студентами иностранного языка в вузе. Диссертация . кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

11. Новикова О.М. Формирование прагматической компетенции будущего врача при изучении иностранного языка в медицинском вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Орел, 2014.

References

1. Bajmuratova M.A., Saparbekov M.K. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki specialistov mediko-profilakticheskogo napravleniya po epidemiologii i mikrobiologii. Vestnik Almatinskogo gosudarstvennogo instituta usovershenstvovaniya vrachej. 2013; № 2: 95 - 96.

2. Hurcilava O.G., Mel'cer A.V., Tregubova E.S., Erastova N.V., Kryukova T.V. Sistema podgotovki specialistov mediko-profilakticheskogo profilya: problemy i puti resheniya. Profilakticheskaya i klinicheskaya medicina. 2014; № 1 (50): 6 - 12.

3. Suvorova A.V., Yakubova I.Sh. Organizaciya deyatel'nosti vracha po gigiene detej i podrostkov v obscheobrazovatel'nyh organizaciyah i ego rol' v sovershenstvovanii sistemy medicinskoj pomoschi obuchayuschimsya v usloviyah reformirovaniya obschego obrazovaniya. Profilakticheskaya i klinicheskaya medicina. 2017; № 4 (65): 5 - 11.

4. Hurcilava O.G., Mel'cer A.V., Pronina A.A., Aristova T.I., Erastova N.V., Samsonova T.V. Pervichnaya akkreditaciya vypusknikov mediko-profilakticheskogo profilya: ocenivanie professional'nyh kompetencij dlya obespecheniya sanitarno-'epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya. Profilakticheskaya i klinicheskaya medicina. 2018;

№ 4 (69): 5 - 14.

5. Asim A. Jani, Jennifer T., Pharm D., Ather A. Integrative Medicine in Preventive Medicine Education: Competency and Curriculum Development for Preventive Medicine and Other Specialty Residency Programs. Am J Prev Med. 2015; № 49 (503): 222 - 229. Available at: https://doi:10.1016/j.amepre.2015.08.019

6. Ding X., Zhao L., Chu H. et al. Assessing the Effectiveness of Problem-Based Learning of Preventive Medicine Education in China. Scientific Reports. 2015; № 4: 5126. Available at: https://doi.org/10.1038/srep05126

7. Tret'yak S.V. Formirovanie u studentov cennostnogo otnosheniya k gumanitarnomu komponentu professional'nogo obrazovaniya: Na materiale prepodavaniya inostrannogo yazyka v medicinskom vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2002.

8. Tihonova T.A. Formirovanie professional'no-kommunikativnoj kompetentnosti studentov v processe obucheniya v medicinskom uchilische. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

9. Biryukova T.I. Formirovanie lichnostnyh kompetentnostej studentov medicinskogo vuza v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2009.

10. Il'chinskaya E.P. Formirovanie osnov professional'noj napravlennosti social'nyh rabotnikov v processe izucheniya studentami inostrannogo yazyka v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

11. Novikova O.M. Formirovanie pragmaticheskoj kompetencii buduschego vracha pri izuchenii inostrannogo yazyka v medicinskom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2014.

Статья поступила в редакцию 17.03.20

УДК 52

Lopatkin V.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ifmo-fmof@altspu.ru Golub P.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, E-mail: golubpd@yandex.ru

Novichikhina T.I., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Altai State Pedagogical University, E-mail: ifmo-fmof@altspu.ru Nasonov A.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: nasonov211@mail.ru Wolf A.V., senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ifmo-fmof@altspu.ru

FROM HISTORY OF THE FORMATION OF CELESTIAL MECHANICS AND FIRST RESEARCH OF PLANETS. The article discusses stages of scientific research in the field of ancient astronomy. The history of the formation of celestial mechanics is analyzed in detail. The first scientific researches of planets are described in depth. These are I. Nyton's opening of the Law of World Gravity, discovery by H. Huygens of rings of Saturn and satellite of Saturn, O. Roemer's definition of the speed of light, observation by M.V. Lomonosov of Venus, discovery of the planet Neptune (Joseph Le Verrier). These questions are also described in the modern way. The information given in the article can be used in the organization of extracurricular activities of students. The practical significance of the work is that it can serve to basis for the preparation of essays and term papers of students, for the preparation of astronomy lessons.

Key words: history of astronomy, geocentrism, theory of epicycles, gravitation, universal gravitation, celestial mechanics, discovery of planets, movement of planets, computational astronomy.

В.М. Лопаткин, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: ifmo-fmof@altspu.ru П.Д. Голубь, канд. физ.-мат. наук, проф., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: golubpd@yandex.ru Т.И. Новичихина, канд. физ.-мат. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: ifmo-fmof@altspu.ru АД. Насонов, канд. физ.-мат. наук, проф., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: nasonov211@mail.ru А.В. Вольф, ст. преп., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: ifmo-fmof@altspu.ru

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НЕБЕСНОЙ МЕХАНИКИ И ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛАНЕТ

В статье рассмотрены этапы научных исследований в области древней астрономии. Достаточно подробно анализируется история становления небесной механики и первые исследования планет: открытие И. Ньютоном закона всемирного тяготения, Х. Гюйгенсом колец Сатурна и его спутника, определение О. Рёмером скорости света, наблюдение Венеры М.В. Ломоносовым, открытие Ж. Леверрье планеты Нептун. Приводятся современные данные по описанию этих вопросов. Обсуждаемые в работе сведения из истории астрономии особенно полезны при организации внеучебной деятельности учащихся. Практическая значимость работы состоит в том, что материал статьи может служить основой для подготовки рефератов и курсовых работ студентов.

Ключевые слова: история астрономии, геоцентризм, теория эпициклов, гравитация, всемирное тяготение, небесная механика, открытие и движение планет, вычислительная астрономия.

Развитие науки, в том числе астрономии, сопровождается описанием новых фактов, которые по-разному вклиниваются в существующую систему знаний, и отношение изменяется в зависимости, например, от происходящих нововведений в науке. Очевидно, что обращение к подобным материалам является актуальным и востребованным, так как позволит решить следующие задачи:

- расширить и углубить познания студентов в области астрономии;

- ознакомить их с проблемами развития астрономии как науки;

- сформировать у студентов навыки научно-исследовательской деятельности при изучении астрономии.

История развития астрономии описана в ряде источников [1 - 5]. Первые астрономические представления о мироздании зародились еще в глубокой древности [6 - 8]. Они целиком основывались на примитивных наблюдениях и допущениях. Еще первобытные кочевники и путешественники обращали внимание на небо, пытаясь отыскать на нем знаки, которые могли бы подсказать правильный путь в незнакомых местах, указать время суток и года. Благодаря подобным наблюдениям накопились первые сведения о небесных телах. Даже у самых отсталых племен можно найти какой-либо отсчет времени, какие-то сведения о движении Солнца, Луны и других космических тел. Сведения такого рода впервые приобретают научный характер, когда начинает развиваться земледелие и торговля.

Древнейшие наблюдатели выделили на звездном небе пять светил, очень похожих на звезды, но отличающихся от них своими медленными перемещениями. Перемещения этих светил совершались довольно странным образом - то в

одну, то в другую сторону, то есть они как бы блуждают по небосводу. Эти звездообразные светила древними греками были названы «планетами», что в переводе с греческого означает «блуждающие».

Большой вклад в изучение планет внес древнегреческий астроном Пто-ломей (2-й век до н.э.). На основе анализа собранных его предшественниками сведений по наблюдению и с учетом уже устоявшихся взглядов по поводу планет, их движений Птоломей пришел к достаточно сложной модели мироздания. Его представления основывались на общепринятом в то время принципе, что в центре мира находится неподвижная Земля, а вокруг нее движутся все небесные светила.

Прототипу астрономических взглядов Птоломея придерживался известнейший греческий ученый, философ, физик и астроном Аристотель [9].

Аристотель благодаря своим усилиям смог познать почти все знания древнего мира. Древний философ признавал, что материальный мир существует объективно, также в его понимании процесс познания происходит «от более явного для нас к более явному по природе». Аристотель также верил в Бога, противопоставляя земное небесному.

По мнению Аристотеля, в центре ограниченной Вселенной неподвижно находилась Земля, и утверждал, что вокруг нее вращаются твердые прозрачные сферы: 7 сфер, к которым прикреплены планеты (в том числе - для Луны и Солнца), к 8-й сфере прикреплены звезды, а девятая (самая дальняя) - «первый двигатель», благодаря которому вращаются все остальные сферы. Авторитет Аристотеля в ученом мире был тогда настолько велик, что Птоломей не мог не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.