УДК 631.1:331.108.22
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТАХ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ТОРИКОВ В.Е.,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры агрономии, селекции и семеноводства, проректор по научной работе и инновациям, ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, e-mail: [email protected], тел. 8 (483) 412-46-94.
ПОГОНЫШЕВ В.А.,
доктор технических наук, профессор кафедры автоматики, физики и математики, ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, e-mail: [email protected], тел. 8 9051760967.
ПОГОНЫШЕВА ДА.,
доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики и прикладной математики, «ФГБОУ ВО Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», e-mail: [email protected], тел. 8 9050541330.
ХВОСТЕНКО Т.М.,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и программного обеспечения, ЧОУ ВО Брянский институт управления и бизнеса, e-mail:[email protected], тел. 8 9102389620.
ОСИПОВ А.А.,
кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий региональным учебно-методическим информационно-консультационным центром, ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, e-mail: [email protected], тел. 89532732159.
Реферат. Статья посвящена исследованию современных проблем кадрового менеджмента в организациях цифрового сельского хозяйства. Установлено, что для проведения цифровой трансформации отрасли в ближайшие годы предстоит создать цифровые методы, алгоритмы, технологии, устройства для сбора и обработки цифровых данных о сельскохозяйственных объектах. Ключевой движущей силой в активизации инновационных процессов формирования и реализации стратегических направлений в сельскохозяйственной сфере являются квалифицированные кадры. Определены факторы-барьеры при цифровизации аграрной сферы. Отмечено, что повышение конкурентоспособности организаций отрасли, рост эффективности управления сотрудниками обусловлены использованием цифровых технологий, современных средств и инструментов. Особую актуальность в настоящее время приобретает подготовка специалистов для агробизнеса, обладающих необходимыми компетенциями в области сельского хозяйства и цифровой экономики, а также их закрепление в производстве. Выявлено, что цифровизация сельскохозяйственного производства, требуя полной смены технологий, актуализирует трансформацию системы управления, сотрудников цифровой сельскохозяйственной организации. Рассмотрены современные технологии управления персоналом, включая цифровой скрининг рынка труда, ключевые HR-процессы, а также управление развитием персонала. Проведен анализ HR-инструментов, установлены тренды их развития. Предложен подход к подбору персонала на основе использования интеллектуальных технологий.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровое сельское хозяйство, кадры, кадровый менеджмент.
CURRENT ISSUES OF PERSONNEL MANAGEMENT IN MARKET ENTITIES OF DIGITAL AGRICULTURE
TORIKOV V.E.,
doctor of Agricultural Sciences, Professor of the Department of Agronomy, Breeding and Seed Production, Vice-Rector for Research and Innovations at the FGBOU VO Bryansk State Agrarian University, e-mail: [email protected], tel. 8 (483) 412-46-94.
POGONYSHEV V.A.,
doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Automation, Physics and Mathematics at the FGBOU VO Bryansk State Agrarian University, e-mail: [email protected], тел. 8 9051760967.
POGONYSHEVA D.A.,
doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Informatics and Applied Mathematics at the FGBOU VO Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, e-mail: [email protected], тел. 8 9050541330.
KHVOSTENKO T.M.,
candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of computer science and Software, CHOU VO Bryansk Institute of Management and Business, e-mail: [email protected], тел. 8 9102389620.
OSIPOV A.A.,
candidate of Agricultural Sciences, Head of the regional educational and methodological information and consulting center Bryansk State Agrarian University, e-mail: [email protected], тел. 89532732159.
Essay. The article is devoted to the study of modern problems of personnel management in organizations of digital agriculture. It was established that in order to carry out the digital transformation of the industry in the coming years it is necessary to create digital methods, algorithms, technologies, devices for collecting and processing digital data on agricultural facilities. The key driving force in the activation of innovative processes for the formation and implementation of strategic directions in the agricultural sector is the qualified personnel. Factors-barriers in digitalization of the agricultural sphere have been determined. It was noted that the competitiveness of industry organizations, the increase in the efficiency of employee management were due to the use of digital technologies, modern tools and tools. The training of agribusiness professionals with the necessary agricultural and digital economy requirements, as well as their consolidation in production, was now of particular relevance. It was revealed that the digitalization of agricultural production, requiring a complete change in technology, updated the transformation of the management system, employees of the digital agricultural organization. Modern technologies of personnel management, including digital labor market screening, key HR processes, as well as personnel development management, are considered. Analysis of HR instruments has been carried out, trends of their development have been established. An approach to personnel selection based on the use of intelligent technologies is proposed.
Keywords: digital technologies, digital agriculture, shots, personnel management.
Введение. Стремительная цифровая трансформация экономики приводит к тому, что сегодня лидеров аграрного рынка определяет прежде всего способность трансформировать бизнес-модель в условиях технологического взрыва. Цифровые технологии меняют аграрный бизнес, демонетизируют и демократизируют отрасль, выступают источником устойчивого конкурентного развития хозяйствующих субъектов, опирающихся на клиентоориенти-рованность и синергию. Аграрному производству присущ ряд специфических особенностей, связанных с участием в сложных бизнес-процессах людей, техники, живых организмов, наличие ситуаций неопределенности и риска, распределенность сельскохозяйственных объектов. В аграрной сфере циркулируют мощные потоки асимметричных данных, и их оцифров-
ка становится необходимостью для принятия оптимальных управленческих решений. Циф-ровизация отрасли направлена прежде всего на автоматизацию ключевых бизнес-процессов посредством создания виртуальной модели всего цикла производства, планирования и прогнозирования. Технологический взрыв актуализирует потребность экономических субъектов в высококвалифицированных специалистах, имеющих специальную профессиональную подготовку, обладающих цифровыми компетенциями, демонстрирующих уверенное владение цифровыми технологиями в аграрной сфере [7, 9, 10, 11, 12].
Цель исследования. Анализ состояния кадрового менеджмента в аграрной сфере и возможности его совершенствования на основе использования цифровых инноваций.
Материал и методика исследования. Материалами для исследований послужили статистические отчеты, аналитические обзоры цифровых решений, научные публикации, официальные публикации на сайте Департамента экономического развития Брянской области, собственные аналитические наработки авторов. Методическую основу исследования составили общенаучные методы.
Результаты исследований и их обсуждение. Российские агроформирования успешно встраиваются в международные альянсы, формирующие технологические стандарты в постцифровом мире. Эксперты Фонда интернет-инициатив (ФРИИ) отмечают, что в ближайшее время произойдет массированная цифро-визация ведущих отраслей, включая аграрный сектор, значительно возрастет потребность в ИТ-специалистах. Эксперты BCG утверждают, что уже через пять лет более половины трудоспособного населения мира будет состоять из нынешней молодежи [11, 12].
В силу своей специфики уровень развития сельского хозяйства существенно влияет на занятость и доходы сельского населения. Данная точка зрения изложена в работах ведущих ученых Коваленко Е.Г., Бондаренко Л.В., Петрико-ва А.В., Баутина В.И., Ушачева И.Ф. Кравченко Р.П., Крылатых Э.Н., Лукьянова Б.В., Пошатае-ва А.В., Рак Н.Г. и др. В рамках нашего исследования мы опирались также на компетентно-стный подход (Асмолов А.Г., Зеер Э.Ф., Сла-стенин В.А. и др.), культурно-технологическую парадигму образования (Никандров Н.Д., Новиков А.М., Поляков В.А. и др.).
Согласно данным Росстата в 2019 году занятость в аграрной отрасли составила около 5 млн. человек. При этом в структуре сельхозпроизводства по типам хозяйств сельскохозяйственные организации занимают более 50 %, хозяйства населения составляют около 35 %, на долю фермеров приходится более 10%. Ведущей отраслью в РФ является растениеводство, доля животноводства - около 45 %. А в Центральном федеральном округе животноводческие хозяйства занимают более 50% [4].
Экспертное сообщество отмечает, что цифровая трансформация сельского хозяйства значительно расширяет спектр кадровых проблем. Если в России на 1000 человек в сельском хозяйстве приходится пять ГГ-специалистов, в это же время в Европе данный показатель в несколько раз больше. Российские «цифровые» предприятия инвестируют около 350-500 руб-
лей на гектар, а средние - около 10 рублей [1, 2].
«Умные» технологии в аграрной сфере возможно подразделить на четыре кластера: точное сельское хозяйство, сельскохозяйственные роботы, AIoT-платформы / AIoT-приложения, Big Data. Как показывает опыт лидеров цифро-визации, организации, использующие цифровые технологии и цифровые методы управления, гораздо прибыльнее конкурентов, не меняющих систему управления. Парадигма управления экономическим субъектом в условиях роботизации и автоматизации производства состоит в том, что стратегические решения принимаются сотрудниками, тактические же - компьютером на основе обработки информации. Таким образом, возрастает скорость бизнес-процессов, точность и оперативность принятия управленческих решений.
Объектом управления служит искусственный интеллект, способный самостоятельно выбирать наилучшие решения; иерархия управления - горизонтальная; субъектом принятия решений выступает автоматизированная система управления; форма управления - превентивная, стиль управления не имеет значения.
Характерными специфическими особенностями выступают компьютерное моделирование будущих значений ключевых показателей, компьютерное моделирование состояния живых организмов, выявление вероятных состояний объектов управления и выбор оптимальных из них, удаленное управление объектами, снижение уровня влияния природных и климатических факторов, модели системы «живой организм - техника», минимизация влияния сезонности, создание искусственных систем жизнеобеспечения. К основным принципам управления цифровым сельским хозяйством относят комплексность, системный подход, многофункциональность, децентрализация принятия и реализации управленческих решений, формирование информационного пространства, возможность в режиме онлайн удаленно управлять сельскохозяйственными объектами, формирование их цифровых двойников. По информации портала Tadviser, наиболее предпочтительными агрорешениями выступают ERP-системы, системы учёта, электронного документооборота, безопасности, контроля автотранспорта, спутниковая связь и системы управления персоналом.
Эксперты Россельхозбанка составили рейтинг готовности регионов к цифровизации отрасли, учитывающий инновационную, технологическую и кадровую компоненты. В топ-10
вошли регионы, обладающие современной технологической базой, включая покрытие сетями КБ1оТ для интернета вещей, обеспеченность высококвалифицированными специалистами. В остальных регионах, включая Брянскую область, продолжается работа над созданием необходимых условий для цифровой трансформации аграрной сферы [6].
Экспертное сообщество отмечает наличие ряда препятствий для успешной цифровизации сельского хозяйства России: недостаток накопленных за длительный период времени качественных агрономических данных, подключенных датчиков, передающих информацию в облачные приложения; отсутствие в хозяйствующих субъектах бизнес-процессов с использованием цифровых систем; активное поглощение средних и мелких хозяйств более крупными; недостаток собственных денежных средств, особенно в малом и среднем агробизнесе; отсутствие квалифицированных кадров, владеющих цифровыми компетенциями и др.
Для повышения уровня знаний работников отрасли предусмотрено создание электронной среды «Земля знаний». Обучение в течение периода 2020-2021 гг. пройдут более 50 000 специалистов сельскохозяйственных предприятий. Эксперты отмечают, что для кадрового обеспечения аграрной сферы необходимо модернизировать систему образования, поддерживать развитие талантливой молодежи в области математики, информатики, цифровых технологий. Одновременно уделяется внимание переподготовке уже имеющихся кадров. Так, в течение 2019-2024 гг. запланировано в рамках дополнительного образования переобучить более 2 миллионов человек. Помимо этого, в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» планируется популяризация цифровых технологий среди школьников путем выделения из центра грантов на проведение тематических смен в детских лагерях для школьников по актуальным направлениям математики, информатики и цифровых технологий. На данные цели планируется выделить к 2024г. более 12 млрд. рублей [1, 2, 8].
В настоящее время высококвалифицированный сотрудник цифрового сельскохозяйственного предприятия («человек+») обладает новыми технологическими возможностями, объединенными с его навыками и опытом, повышенной гибкостью и мобильностью. В связи с этим для достижения успеха в постцифровую эру необходимо создавать на рабочем месте культуру непрерывного обучения, проводить поиск скрытых талантов среди сотрудников,
обеспечивать эффективное распределение должностных обязанностей. В борьбе за квалифицированные кадры важно учитывать не столько стартовое состояние сотрудника, а его нацеленность на непрерывное профессиональное саморазвитие и самосовершенствование, способность успешно сотрудничать в межпрофессиональных и межкультурных сообществах.
К перспективным направлениям модернизации кадрового обеспечения аграрной сферы эксперты относят создание привлекательного образа профессиональной деятельности, модернизацию профессиональной подготовки студентов, увеличение числа бюджетных мест в вузах для подготовки будущих «агроинфор-матиков», снижение уровня цифрового неравенства, повышение информационной безопасности личности, общества и государства, создание центра повышения квалификации преподавателей, создание сервисов на открытых интернет-площадках для самообразования сельских товаропроизводителей, функционирование экспериментальных цифровых фермерских хозяйств, использующих сквозные цифровые технологии [7, 8, 9, 11, 12].
В 2020 г. на отечественном образовательном рынке в нескольких вузах России, включая Брянский государственный аграрный университет, начата подготовка обучающихся, способных работать в экономических субъектах цифрового сельского хозяйства. Наиболее востребованными специалистами в области цифрового сельского хозяйства, безусловно, будут мехатроники (специалисты, имеющие компетенции в области механики, информатики, микропроцессорной техники), операторы облачного пространства, разработчики точных систем отрасли, автоэлектрики. Эти профессии относятся к разряду «человек-техника» [9, 10]. Основными задачами агроинформати-ка/агрокибернетика становятся разработка сельскохозяйственного оборудования и техники, предназначенной для производства, обработки и хранения продукции животноводства и растениеводства; настройка, контроль за работой, использование аппаратуры и программных средств, задействованных на цифровом предприятии; модернизация существующего оборудования и системы ведения хозяйства на фермерском комплексе с использованием цифровых технологий; установка, техническое обслуживание и ремонт средств связи и автоматики, контрольно-измерительных приборов, электрооборудования, компьютерного оснащения на предприятии; проектирование техноло-
гических процессов производства, переработки и хранения растениеводческой и животноводческой продукции; подбор агрорешений для роста производительности труда; участие в испытании программных комплексов, средств автоматизации, технологического оборудования, сельскохозяйственных машин; расчет стоимости реализации проектов, расходов на эксплуатацию и содержание оборудования, материальных и трудовых ресурсов, возможных потерь от брака и простоев.
Отметим, что для аграрной сферы характерны неопределенность, нелинейность, турбулентность, гетерогенность, цикличность, наличие многовариантных и многокритериальных решений, принимаемых в отрасли на основе анализа слабоструктурированных и противоречивых данных. В ходе исследования нами установлено, что качество подготовки обучающихся в аграрном вузе определяется взаимосвязанными социокультурными, психолого-педагогическими и социоэколого-экономи-ческими факторами. Востребованы критическое и креативное мышление, трансдисципли-нарность, вычислительное мышление, умение продуктивно работать в виртуальных командах, социальный и эмоциональный интеллект [10]. Вследствие этого основной единицей содержания подготовки выступает проблемная ситуация, нацеленная на формирование междисциплинарного и трансдисциплинарного подхода, продуктивного мышления обучающегося. В связи с этим направления цифровой трансформации профессионального образования включают развитие цифровой инфраструктуры системы аграрного образования, совершенствование цифровых учебно-методических материалов и цифрового оценивания, переход к персонализированной организации образовательного процесса [5].
Технологическая поддержка подготовки профессионально мобильного, конкурентоспособного будущего специалиста осуществляется на основе использования практико-ориентированного обучения, интерактивного и адаптивного обучения, онлайн обучения, технологии проектной деятельности, кейс-технологии, технологии совместной деятельности и др.
В настоящее время значительно возросло число экономических субъектов, стремящихся автоматизировать кадровый менеджмент на основе использования информационных технологий, позволяющих в течение небольшого промежутка времени получать различные отчеты в соответствии с существующим законо-
дательством, повышала уровень принимаемых управленческих решений, автоматизировать рутинные процессы. К ним относят экспертные системы, программы расчета заработной платы, системы управления персоналом. Для решения кадровых проблем широко применяются автоматизированные системы подбора, найма и развития сотрудников на основе использования облачных технологий и сервисов, мобильных приложений, социальных сетей, job-сайтов, онлайн-инструментов оценки кандидатов на вакантные должности, технологии электронного обучения. Digital-технологии существенно модернизируют бизнес-процессы управления персоналом. Борьба за таланты в условиях глобальных вызовов приводит к совершенствованию HR-технологий с элементами искусственного интеллекта. Огромные объёмы качественных и количественных данных (BigData) анализируются программными продуктами для оценки будущих сотрудников. Использование digital-технологий поддерживает создание виртуальных офисов и рабочих мест, обеспечивающих в условиях глобальных вызовов личностно-профессиональное саморазвитие и самореализацию, проведение НК-аналитики и управление эффективностью кадров.
Брянская область располагает значительными земельными ресурсами. Сельские товаропроизводители используют около 1900 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. около 1170 тыс. га пашни. В аграрной сфере работают более 650 сельскохозяйственных организаций, около 300 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, около 250 тысяч личных подсобных хозяйств [3]. В сфере АПК трудятся около 50 тысяч человек (рисунок 1). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в аграрной отрасли на уровне со средней заработной платой в регионе и в 2019 г. составила 29461,7 рублей (рисунок 2).
Однако в структуре сельского населения почти 29% составляют граждане старше трудоспособного возраста (рисунок 3).
Отметим, что в последнее время происходит значительный рост объемов производства сельскохозяйственной продукции. В структуре валового регионального продукта доля сельского хозяйства возросла до 19 %. В условиях внедрения высокоэффективных технологий, реализации крупных инвестиционных проектов в несколько раз возросла урожайность основных сельскохозяйственных культур, повысилась продуктивность животных.
Рисунок 1 - Среднегодовая численность занятых в экономике всего, тыс.чел. (составлено авторами)
Рисунок 2 - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (составлено авторами)
Структура с ель с кого населения Брянской области по категориям
20'9-, 16,6 54.6 28г8
2013". 16,8 55,1 28,1
20'7". 16г9 55, £ 27,5
20'5". 17 56 27
2015". 16,9 56,5 26,6
20'0 г. 15,9 58,5 25,6
2005". 17,1 55 27,9
50%
10% 2Zr, 30% 40% 50% 60% 7С%
Iv'MOi-tíe трудоспособного, ■■i, ■ Трудосп особь oe^ Старше трудов посо 5 но го, %
Рисунок 3 - Возрастная структура сельского населения Брянской области, % (составлено авторами)
Рисунок 4 - Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (составлено авторами)
Анализ данных свидетельствует о том, что за период с 2005 г. по 2019 г. значительно возрос вклад крупных агроформирований, однако по-прежнему велико значение К(Ф)Х и хозяйств населения (рисунок 4). В Брянской области активно осваиваются технологии точного земледелия и цифровые технологии в животноводстве преимущественно крупными агрохолдингами. В ближайшее время в Брянской области будут подготовлены электронные карты сельскохозяйственных земель, электронный реестр земель, содержащий информацию о свободных и занятых землях. Согласно данным Росстата, в Брянской области в 2019 г. общее число экономических субъектов, использующих ИКТ, составило более 2100, тогда как в сельском хозяйстве этот показатель равен 45. На территории области всеми экономическими субъектами используются более 86000 компьютеров, при этом в аграрной сфере лишь около 3000 ПК. Если в регионе совокупные затраты на цифровиза-цию в 2019 г. составили более 6,5 млрд. рублей, то из них в аграрной сфере около 50 млн. рублей. Реализуются региональные программы по поддержке начинающих фермеров, развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, внедряется проект по созданию системы поддержки фермеров и развитию сельской кооперации. В регионе функционирует ГБУ «Центр компетенций АПК Брянской области» [3]. Широко внедряются результаты научных исследований, полученные учеными Брянского государственного аграрного университета.
Несмотря на неоспоримые достижения в аграрной сфере, в Брянской области существуют вакансии агронома, ветеринарного фельдшера, тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства, оператора животноводческих ферм, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, специалиста-программиста, специалиста по защите информации и по информационным системам, разработчика веб-приложений и др. Например, агрохолдинг «Мираторг» в 2021 г. в связи с расширением бизнеса приглашает на вакансию агронома, ведущего менеджера по подбору персонала для организации, менеджера по документообороту, специалиста по закупкам, ведущего специалиста отдела контроля активов и др. Претендентам гарантированы комфортные условия работы и профессиональный рост при условии, что будущие
сотрудники обладают высокими коммуникативными навыками, нацеленностью на результат, аналитическим складом ума, системным подходом к решению проблем, владеют офисными программами на уровне уверенного пользователя, способностью работать с большим объемом информации.
Образовательный проект «Школа фермера», предназначенный для начинающих бизнесменов в сельском хозяйстве, в 2021 г. стартовал в 15 регионах, в том числе в Брянской, Курской и других областях. Бесплатный курс по основам фермерства пройдут как главы К(Ф)Х, так и начинающие фермеры. Для каждого субъекта РФ выбран свой профиль обучения. Для реализации программы усилия объединят местные власти, бизнес и образовательное сообщество. Также важно, что «Школа фермера» будет работать на поднятие престижа всей аграрной отрасли. Уникальный проект «Школа фермера» в Брянской области реализуется на базе Брянского государственного аграрного университета. Достижения учёных и практиков станут доступны будущим предпринимателям. Важнейшая роль в цифровой трансформации АПК принадлежит молодым предпринимателям, обладающим цифровыми компетенциями, современными знаниями об аграрной сфере и ее связям с другими сферами жизнедеятельности общества, использующим природоподобное управление бизнес-процессами, опирающееся на ноосферную теорию и жизнедеятельностный подход.
Для решения проблем кадрового менеджмента целесообразно использовать современные НК-технологии. Эффективное решение многокритериальных, слабоструктурированных недетерминированных кадровых задач на основе обработки больших массивов качественных и количественных данных, использования аддитивных и мультипликативных моделей Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна позволяет цифровому предприятию достигать стратегические цели. В связи с этим в кадровом менеджменте интеллектуальные технологии находят свое применение [10].
Выводы. Обобщая полученные результаты в ходе выполненного исследования, отметим основные тенденции в кадровом менеджменте в рыночных субъектах аграрной сферы: поступательное снижение среднегодовой численности персонала сельскохозяйственных организаций, в том числе с высшим образованием, снижение доли населения, занятого в сельскохозяйственных организациях в общей
численности сельского населения, сохранение относительно высоких показателей движения кадрового состава работников отрасли, рост диспропорций с основными финансовыми показателями деятельности хозяйствующих субъектов, снижение уровня мотивированности работников.
В связи с развитием навигационных решений, беспроводной передачи данных снизится зависимость производственных процессов от человеческого фактора. В ближайшем будущем в аграрной сфере будут востребованы бизнес-аналитики, понимающие бизнес-задачи отрасли и способные поставить задачу по разработке цифровых решений, менеджеры проектов, которые смогут качественно реализовать проекты по цифровизации, консолидировать усилия внутри команды, взаимодействовать с вендором или системным интегратором, специалисты в области Data Science. Считаем возможным в условиях дальнейшей урбанизации воспользоваться аутсорсингом, в результате снизится себестоимость единицы сельскохозяйственной продукции.
Опережающее развитие сельских территорий возможно только в процессе тесного сотрудничества государства, аграрной науки с образованием и предприятиями отрасли. Считаем необходимым к перспективным направлениям совершенствования кадрового ме-
неджмента отнести модернизацию аграрного образования, улучшение имиджа работы в сельской местности, преобразование аграрной сферы в высокотехнологичную и наукоемкую с целью привлечения профессионалов, развитие инфраструктуры, снижение уровня внутренних и внешних информационных угроз для личности, общества и государства, рост числа бюджетных мест для будущих ИТ-специалистов, развитие системы дополнительного образования и системы самообразования студентов и преподавателей на основе открытых интернет-платформ, формирование современной предпринимательской культуры. Аграрные вузы вместе с научными организациями Российской академии наук становятся проводниками цифровизации сельского хозяйства, выступают в качестве проводников технологических, социально-экономических и экологических инноваций в регионах. Целесообразно создание единой непрерывной системы аграрного образования (школа-техникум-вуз-предприятие), включение в попечительские советы образовательных организаций руководителей крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также ГГ-компаний с целью обеспечения междисциплинарной и практико-ориентированной подготовки кадров для рыночных субъектов цифрового сельского хозяйства.
Список использованных источников
1. Доклад о развитии цифровой экономики в России. Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации. - Международный банк реконструкции и развития // Всемирный банк, 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roscongress.org/materials/doklad-o-razvitii-tsifrovoy-ekonomiki-v-rossii-konkurentsiya-v-tsifrovuyu-epokhu-strategicheskie-vyz/
2. Цифровизация сельскохозяйственного производства России на период 2018-2025 годы // Исследование кооперационного проекта «Германо-Российский аграрно-политический диалог» -Москва, 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://agrardialog.ru/files/ prints/apd_studie_20l8_russisch_fertig_formatiert.pdf.
3. Официальный сайт Департамента экономического развития Брянской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://econom32.ru/activity/nat_project
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru.
5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики. - 2019. - 344 с.
6. Рейтинг регионов по цифровизации сельского хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20200619/1573163101.html
7. Трухачев В.И. О приоритетах развития аграрных вузов в контексте формирования Программы стратегического академического лидерства. - М., 2020. - 21 с.
8. Мухина Л.В. Трудовые ресурсы аграрного сектора: проблемы и тенденции их формирования // Региональный вестник. - 2016. - № 1. - С. 6-8.
9. Состояние цифровой трансформации сельского хозяйства / В.Е. Ториков, В.А. Погоны-шев, Д.А. Погонышева, Г.Е. Дорных // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020. - № 9. - С. 6-13.
10. Погонышев В.А., Погонышева Д.А., Хвостенко Т.М. Профессиональная подготовка будущих предпринимателей в вузе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2020. - № 1 (50). - С. 210-217.
11. Как вырастить кадры для АПК будущего [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://expert.ru/south/2020/06/
12. Кадры в эпоху цифровой экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20191230/1562653998.html
Spisok ispoFzovanny'x istochnikov
1. Doklad o razvitii cifrovoj e'konomiki v Rossii. Konkurenciya v cifrovuyu e'poxu: strategicheskie vy'zovy' dlya Rossijskoj Federacii. - Mezhdunarodny'j bank rekonstrukcii i razvitiya // Vsemirny'j bank, 2018. [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://roscongress.org/materials/doklad-o-razvitii-tsifrovoy-ekonomiki-v-rossii-konkurentsiya-v-tsifrovuyu-epokhu-strategicheskie-vyz/
2. Cifrovizaciya sel'skoxozyajstvennogo proizvodstva Rossii na period 2018-2025 gody' // Issledovanie kooperacionnogo proekta «Germano-Rossijskij agrarno-politicheskij dialog» - Moskva, 2018 [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://agrardialog.ru/files/ prints/apd_studie_2018_russisch_fertig_formatiert.pdf.
3. Oficial'ny'j sajt Departamenta e'konomicheskogo razvitiya Bryanskoj oblasti [E'lektron-ny'j resurs] - Rezhim dostupa: http://econom32.ru/activity/nat_project
4. Oficial'ny'j sajt Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.gks.ru.
5. Trudnosti i perspektivy' cifrovoj transformacii obrazovaniya: monografiya / A. Yu. Uvarov, E\ Gejbl, I. V. Dvoreczkaya i dr.; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina. - M.: Izd. dom Vy'sshej shkoly' e'konomiki. - 2019. - 344 s.
6. Rejting regionov po cifrovizacii sel'skogo xozyajstva [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/20200619/1573163101.html
7. Truxachev V.I. O prioritetax razvitiya agrarny'x vuzov v kontekste formirovaniya Pro-grammy' strategicheskogo akademicheskogo liderstva. - M., 2020. - 21 s.
8. Muxina L.V. Trudovy'e resursy' agrarnogo sektora: problemy' i tendencii ix formirovaniya // Regional'ny'j vestnik. - 2016. - № 1. - S. 6-8.
9. Sostoyanie cifrovoj transformacii sel'skogo xozyajstva / V.E. Torikov, V.A. Pogony'shev, D.A. Pogony'sheva, G.E. Dorny'x // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. -2020. - № 9. - S. 6-13.
10. Pogony'shev V.A., Pogony'sheva D.A., Xvostenko T.M. Professional'naya podgotovka bu-dushhix predprinimatelej v vuze // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psixologiya. - 2020. - № 1 (50). - S. 210-217.
11. Kak vy'rastit' kadry' dlya APK budushhego [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://expert.ru/south/2020/06/
12. Kadry' v e'poxu cifrovoj e'konomiki [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/20191230/1562653998.html