DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_82 УДК 342.7
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ TOPICAL ISSUES OF INSTITUTIONALIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES
МИНИНА Анна Александровна,
кандидат псих. наук, доцент, доцент кафедры юридических и специальных дисциплин Ставропольского филиала РАНХиГС.
355002, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 189. E-mail: ann247@yandex.ru;
БОГАТЫРЕВА Аминат Тамерлановна,
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Ставропольского института кооперации (филиал) БУКЭП. 355035, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Голенева 36. E-mai l: bogatyreva.amina@mail. ru;
Minina Anna Alexandrovna,
Ph. D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Legal and Special Disciplines
of the Stavropol Branch of the RANEPA.
355002, Stavropol Territory, Stavropol, Lermontov str., 189.
E-mail: ann247@yandex.ru;
Bogatyreva Aminat Tamerlanovna,
Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines of the Stavropol Institute of Cooperation (branch) BUKEP. 355035, Stavropol Territory, Stavropol, Goleneva str., 36. E-mail: bogatyreva.amina@mail.ru
Краткая аннотация: в статье на основе действующего правового регулирования, законодательных инициатив авторы приходится, что процесс институционализации просветительской деятельности находится в начальной стадии. Предполагает, что в дальнейшем законодательное регулирование просветительной деятельности не ограничиться только поправками в Закон № 273-ФЗ.
Abstract: in the article, on the basis of the current legal regulation, legislative initiatives, the authors note that the process of institutionalization of educational activities is in the initial stage. It assumes that in the future the legislative regulation of educational activities will not be limited only to amendments to Law No. 273-FZ.
Ключевые слова: просветительская деятельность, просветительское мероприятие, институционализация просветительской деятельности, образование, информация.
Keywords: educational activity, educational event, institutionalization of educational activity, education, information.
Для цитирования: Минина А.А., Богатырева А. Т. Актуальные вопросы институционализации просветительской деятельности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 82-84. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_82.
For citation: Minina A.A., Bogatyreva A.T. Topical issues of institutionalization of educational activities // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 82-84. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_82.
Статья поступила в редакцию: 15.05.2023
Современные социальные сети - это не только способ общения, но и способ ведения предпринимательской деятельности. Для некоторых лиц, ведение блога - основное занятие, а сам блог - источник дохода.
Сегодня для многих профессиональный блогер - это ресурс для получения информации о здоровом питании, правилах визажа и дизайна и т.д. При этом, профессиональные блогеры очень часто монетизируют свой контент за счёт проведения различных марафонов, мастер-классов, семинаров. Формально деятельность по организации таких мероприятий подпадает под понятие «просветительская деятельность».
Просветительская деятельность в основном является объектом педагогических исследований. Как правило, научное освещение имеют вопросы влияния конкретного контента или конкретных форм организации просветительской деятельности на компетентностную составляющую функциональной грамотности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-Ф3) просветительская деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ. При этом согласно легальной дефиниции она направлена на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Примечательно, что Закон № 273-Ф3 определяет, что просветительская деятельность затрагивает как образовательные правоотношения, так и правоотношения, регулируемые в рамках иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Таким образом, получается, что содержание и объём понятия «просветительская деятельность» охватывают значительную сферу общественных отношений, границы которых могут быть весьма подвижны и условны, так как анализируемая деятельность выходит за предмет регулирования образовательного законодательства.
Просветительская деятельность получила правовое регулирование в нашей стране в 2021 году. Так, Федеральным законом от 05.04.2021 № 85-ФЗ в Закон № 273-Ф3 были внесены изменения, в частности была введена ст. 12.2 определившая общие требования к организации просветительской деятельности.
В качестве законопроекта Федеральный закон № 85-ФЗ был внесён в Государственную Думу в конце 2020 года. Совершенствование правового регулирования образовательной деятельности было определено в качестве цели принятия документа. В пояснительной записке было указано, что отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации пропагандистских мероприятий дискредитирующих проводимую в нашей стране государственную политику.
Теоретико-исторические правовые науки
Стоит обратить внимание на то, что Законопроект подвергся критике, как со стороны учёных, так и со стороны журналистов. Активисты создали петицию против поправок о просветительской деятельности, которая собрала 247 689 подписантов1. Обеспокоенность, прежде всего, вызвала необходимость согласования своей позиции с чиновниками, в которой общественность увидела ограничения свободы творческой и научной деятельности2.
Дискуссия о целесообразности нововведений продолжились и после подписания Президентом РФ Закона № 85-ФЗ. Одни эксперты стали склонятся к тому, что поправки помогут очистить в первую очередь онлайн-пространство от мошеннических курсов, онлайн-семинаров и иных мероприятий; другие увидели в нём способ осуществления цензуры3.
В литературе можно встретить мнение о том, что Закон № 85-ФЗ является одним из знаковых нормативных правовых актов в образовательной сфере за последние годы4. Бесспорно, правовое регулирование негосударственного просвещения - это способ защиты российских граждан от вредных и опасных знаний. Однако апелляция к внешним угрозам возвели его в ранг «популистского закона».
Примечательно, ст.12.2 Закона № 273-ФЗ указывает на то, что просветительская деятельность может осуществляться «при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Таким образом, получается, что законодатель допускает издание в будущем нормативных правовых актов, регулирующих просветительскую деятельность. Кроме того, ст. 12.2 Закона № 273-ФЗ делегировала Правительству РФ определить порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности. Соответствующий документ был принят высшим исполнительным органом страны 1 июля 2022 года (Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности»), который определили некоторые процедурные правила организации просветительской деятельности. В частности, пункт 4 Правил указывает, что просветительская деятельности должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации. Кроме того, установлено, что если просветительское мероприятие проводится за счёт бюджетных средств или для несовершеннолетних оно должно сопровождаться Программой просветительской деятельности. При этом Министерство просвещения Российской Федерации должно провести оценку указанной Программы на соответствие законодательству Российской Федерации.
Из пункта 5 Правил следует, что основное содержание просветительской деятельности состоит в передаче информации от организатора просветительской деятельности к просвещаемым — потребителям данной информации5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 2 определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Данный закон содержит два определения, обозначающих действия по передаче информации: «предоставление информации» и «распространение информации». Очевидно, что просветительская деятельность, по сути, процесс «предоставления информации», то есть передача информации определенному кругу лиц. Распространение информации как действие, направленное на получение информации неопределенным кругом лиц.
Анализируя выше описанные документы, следует признать, что законодательство так или иначе регулирует правовой статус организаторов просветительской деятельности, при этом статус просвещаемых никак не определяется.
Сегодня по действующему законодательству организаторами просветительской деятельности могут выступать самые разнообразные лица, вне зависимости от статуса, формы собственности. Просветительская деятельность не требует наличия учебной документации, получения лицензии, соответствия квалификационным требованиям или профессиональным стандартам ни для организаторов, ни для лиц, непосредственно транслирующих информации.
Рассматривая проблему «профессиональной составляющей» просветительских мероприятий можно обратиться к исследованию, проведённому американскими учёными в 2020 году, результаты которого представлены на сайте медицинского научно-практического портала в виде статьи под название: «Наука, пропаганда или шарлатанство: анализ противоречивых советов и недостатков популярных книг о здоровом питании»6.
Статья описывает результаты анализа текстов наиболее популярных книг по здоровому питанию. Так, исследователями были отобраны 100 книг за период 2008-2015 гг. В избранные книги не включались рекомендации для беременных, а также издания о красоте и моде, приготовлении блюд и содержащие описание рецептов.
Не вдаваясь в подробности исследования относительно содержательной части книг, хотелось бы остановиться на части исследования относительного профессиональных навыков их авторов. Так, только треть из них практикующие врачи и (или) лица с медицинским образованием, остальные представители других профессий: актеры, блогеры, редакторы, предприниматели, звезды реалити-шоу, пожарные и спортсмены.
Итак, проблема транслирования не верифицированной наукой информации не нова. Пожалуй, ею и обусловлен Законопроект
просветительской-деятельности-1е607а97-а61 a-49b9-a7a7-80da49172ccf?recruiter=119563575&recruited_by_id=da631707-6400-4dc7-95a4-247b93bdc38b&utm_source=share_petition&utm_medium=copylink&utm_campaign=psf_combo_share_initial&utm_term=psf_combo_share_initial
2 «Глупо и безграмотно»: ученые выступили против Закона о просветительской деятельности [Электронный ресурс] // Новые Известия. 11.01.2021. URL: https://newizv.ru/news/society/11 -01-2021/glupo-i-bezgramotnouchenye-vystupili-protiv-zakona-o-prosvetitelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.05.2023)
3 Поправки о просветительской деятельности: экспертные разногласия и нерешенные вопросы [Электронный ресурс]// Гарант. ру URL: https://www.garant.ru/news/1457445/ (дата обращения 05.05.2023)
4 Андреев, К.Г. Закон о просветительской деятельности: причины принятия, общественная реакция и последствия // Administrative Consulting. - 2021. - № 2. - С. 6-15.
5 Чеха В. В. Просветительская деятельность: правовые и организационные аспекты // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 1. — С. 198-210.
6 Наука, пропаганда или шарлатанство: анализ противоречивых советов и недостатков популярных книг о здоровом питании [Электронный ресурс] // Lvrach.ru: Медицинский научно-практический портал URL: https://www.lvrach.ru/foreign_articles/15437627 (дата обращения 30.04.2023)
Против поправок о просветительской деятельности [Электронный ресурс] // Change.org. URL: https://www.change.org/p/государственная-дума-рф-против-поправок-о-
№ 349009-8, находящийся на рассмотрении Государственной Думы (внесён в апреле 2023 года). Так, документ предлагает всеобуч в сферах риска (например, медицина, оккультные науки) обеспечивать программами просветительской деятельности, содержащими информацию об отсутствии гарантий и обещаний в будущем эффективности. Автор документа полагает, что это позволил ликвидировать практику распространения ложной, опасной и недостоверной информации.
В мае 2023 года на рассмотрение Государственной Думы внесён Законопроект № 352246-8, предусматривающий дополненные Закона об образовании новой статьёй 12.3. Судя по содержанию проектируемых правил, цель нового правового регулирования - государственный контроль за деятельность организаторов просветительской деятельности. В частности, предлагается создание Реестра организаторов просветительской деятельности.
Целесообразность принятия Законопроекта обосновывается случаями злоупотребления доверием граждан, распространения организаторами просветительской деятельности опасных и недостоверных знаний.
По замыслу авторов документа посредством данного информационного ресурса станет возможным, с одной стороны, обеспечение законности и транспарентности просветительской деятельности, а с другой, осуществление сбора аналитических данных при разработке стратегии развития образования и науки. Кроме того, он окажет содействие ФНС России в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Идея институционализации просветительской деятельности не нова. Так, в 2002 году на пленарном заседании Межпарламентской ассамблее государств-участников СНГ Постановлением № 20-15 был принят Модельный закон о просветительской деятельности. Документ определил, что просвещение - это целенаправленный процесс информирования расчленённых групп аудитории, который не предполагает формализованного контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений. При этом просветительская деятельность определена в качестве неформального образования.
Помимо понятийного аппарата, документ определяет систему просвещения (раздел 2), права граждан в сфере просвещения (раздел 3), требования к просветительским программам (раздел 4), правовой статус просветительских учреждений (раздел 5), управление системой просвещение (раздел 6) и др. Примечательно, что Модельный закон определяет требования к кадровому корпусу системы просвещения. В частности, устанавливается необходимость соответствия квалификации работников просветительской деятельности характеру и уровню сложности их обязанностей в системе образования.
В 2016 году на 44-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановлением № 44-11 Модельный закон о просветительской деятельности был принят в новой редакции. Не пытаясь сопоставить оба документа, обозначим лишь тот факт, что они государственную политику в сфере просветительской деятельности обозначают в качестве составной части государственной политики в области образования.
Итак, сегодня наше государство пытается активно воздействовать со всех сторон на «предпринимательство с образовательной составляющей». Есть предпосылки полагать, что процесс институционализации просветительской деятельности только на начальной стадии. Не исключено, что законодательное регулирование просветительной деятельности не ограничиться только поправками в Закон № 273-ФЗ. Возможно, в дальнейшем анализируемая деятельность получит собственный нормативный правовой акт.
Очевидно, что просветительские правоотношения имеют сложный состав участников. Помимо организаторов и просвещаемых, ими могут быть заказчики и исполнители просветительских услуг. При этом, представляется, что их правовые статусы должны быть легально определены. В свою очередь это позволит осуществлять противодействие деструктивной зарубежной пропаганде: распространению идей, подрывающих доверие к власти, искажающих общепризнанную трактовку исторических событий и т.д.
Библиогра фия:
1. Андреев, К.Г. Закон о просветительской деятельности: причины принятия, общественная реакция и последствия II Administrative Consulting. -2021. - № 2. - С. 6-15
2. «Глупо и безграмотно»: ученые выступили против Закона о просветительской деятельности [Электронный ресурс] II Новые Известия. 11.01.2021. URL: https://newizv.ru/news/societyZ11-01-2021/glupo-i-bezgramotnouchenye-vystupili-protiv-zakona-o-prosvetitelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.05.2023)
3. Наука, пропаганда или шарлатанство: анализ противоречивых советов и недостатков популярных книг о здоровом питании [Электронный ресурс] // Lvrach.ru: Медицинский научно-практический портал URL: https://www.lvrach.ru/forelgn_artlcles/15437627 (дата обращения 30.04.2023)
4. Поправки о просветительской деятельности: экспертные разногласия и нерешенные вопросы [Электронный ресурс]И Гарант. ру URL: https://www.garant.ru/news/1457445/ (дата обращения 05.05.2023)
5. Против поправок о просветительской деятельности [Электронный ресурс] II Change.org. URL: https:IIwww.change.orgIpIгосударственная-дума-рф-против-поправок-о-просветительской-деятельности-1 e6d7a97-a61 a-49b9-a7a7-80da49172ccf?recruiter=119563575&recruited_by_id=da631707-6400-4dc7-95a4-247b93bdc38b&utm_source=share_petltlon&utm_medlum=copyllnk&utm_campalgn=psf_combo_share_lnltlal&utm_term=psf_combo_share_lnltlal
6. Чеха В. В. Просветительская деятельность: правовые и организационные аспекты II Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 1. — С. 198-210.
References:
1. Andreev, K.G. The law on educational activities: reasons for adoption, public reaction and consequences // Administrative Consulting. - 2021. - No. 2. - pp. 6-15
2. "Stupid and illiterate": scientists opposed the Law on educational activities [Electronic resource] // Novye Izvestia. 11.01.2021. URL: https://newizv.ru/news/society/11 -01-2021/glupo-i-bezgramotnouchenye-vystupili-protiv-zakona-o-prosvetitelskoy-deyatelnosti (accessed: 05/04/2023)
3. Science, propaganda or charlatanism: analysis of contradictory tips and disadvantages of popular books about healthy eating [Electronic resource] // Lvrach.ru : Medical Scientific and Practical Portal URL: https://www.lvrach.ru/forelgn_artlcles/15437627 (accessed 30.04.2023)
4. Amendments on educational activities: expert disagreements and unresolved issues [Electronic resource]// Garant. ru URL: https://www.garant.ru/news/1457445 / (accessed 05.05.2023)
5. Against amendments on educational activities [Electronic resource] // Change.org . URL: httpsV/www.change.org/p/государственная-дума-рф-против-поправок-о-просветительской-деятельности-1e6d7a97-a61 a-49b9-a7a7-80da49172ccf?recruiter=119563575&recrulted_by_ld=da631707-6400-4dc7-95a4-247b93bdc38b&utm_source=share_petltlon&utm_medlum=copyllnk&utm_campalgn=psf_combo_share_lnltlal&utm_term=psf_combo_share_lnltlal
6. Chekhov V. V. Educational activity: legal and organizational aspects // Actual problems of Russian law. — 2023. — Vol. 18. — No. 1. — pp. 198-210.