Научная статья на тему 'Актуальные вопросы информационного обеспечения государственной политики РФ в области физической культуры и спорта'

Актуальные вопросы информационного обеспечения государственной политики РФ в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
623
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / INFORMATION SUPPORT / STATE POLICY IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / THE IMPACT OF PUBLIC POLICY / SPORT INFRASTRUCTURE / QUALITATIVE PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юсупов Ш. Р., Юсупов Р. А.

Цель. В условиях стремительного развития информационного общества и информационных технологий органы исполнительной власти РФ нуждаются в качественном, оперативном, объективном освещении своей деятельности, в информационном сопровождении всех направлений государственной политики с помощью традиционных каналов коммуникации, а также с привлечением современных медиа. В этом смысле проблематика информационного обеспечения государственной политики РФ в области физической культуры и спорта занимает особое место. Методы и организация исследования. В рамках данной статьи проводится сравнительный анализ наиболее значимых полномочий в сфере информационной деятельности Министерства спорта России и Министерства спорта РТ. Результаты исследования и их обсуждение. Отмечается высокий уровень координации информационной работы между федеральными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственную политику в области физической культуры и спорта. Вместе с тем отмечается избыточность структурных департаментов, осуществляющих информационную работу, отсутствие единого центра обработки и распространения информации. Заключение. Необходимо, чтобы в обществе сформировалось понимание о долгосрочности программы по модернизации инфраструктуры ФКиС в России. В то же время государство в лице Министерства спорта РФ и других органов исполнительной власти должно демонстрировать свою готовность продолжать эту работу. Министерству уже сегодня следует подготовить широкую информационную антикризисную кампанию в СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Юсупов Ш. Р., Юсупов Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF INFORMATION SUPPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION STATE POLICY IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The purpose. With the rapid development of the information society and information technologies executive authorities of the Russian Federation feel the need for high-quality, prompt, objective coverage of their activities, and for the information support of all areas of public policy, through traditional communication channels and modern media. In this sense, issues of information support of the state policy of the Russian Federation in the field of physical culture and sport occupy a special place. Research methods and organization. The paper focuses on comparative analysis of the most significant authorities in the field of information activities of the Ministries of Sport of Russia and the Republic of Tatarstan. Research results and discussion. The study demonstrated a high level of information coordination between federal and regional executive bodies carrying out state policy in the field of physical culture and sports. At the same time, the study revealed abundance of structural departments responsible for information activities, and the lack of the central body for processing and distribution of information. Conclusion. It is necessary to develop social understanding of a long-term program for modernization of the infrastructure for physical culture and sports in Russia. At the same time, the Ministry of Sport of the Russian Federation and other executive bodies representing state authority should demonstrate their willingness to continue this activity. Today, the Ministry should deliver a wide information anti-crisis campaign in mass media.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы информационного обеспечения государственной политики РФ в области физической культуры и спорта»

УДК 32.019.51 DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-125-129

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Ш.Р. Юсупов1, Р.А. Юсупов2

1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

2 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева КАИ (КНИТУ-КАИ), Казань, Россия

Для связи с авторами: neoshom@rambler.ru

Аннотация

Цель. В условиях стремительного развития информационного общества и информационных технологий органы исполнительной власти РФ нуждаются в качественном, оперативном, объективном освещении своей деятельности, в информационном сопровождении всех направлений государственной политики с помощью традиционных каналов коммуникации, а также с привлечением современных медиа. В этом смысле проблематика информационного обеспечения государственной политики РФ в области физической культуры и спорта занимает особое место.

Методы и организация исследования. В рамках данной статьи проводится сравнительный анализ наиболее значимых полномочий в сфере информационной деятельности Министерства спорта России и Министерства спорта РТ.

Результаты исследования и их обсуждение. Отмечается высокий уровень координации информационной работы между федеральными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственную политику в области физической культуры и спорта. Вместе с тем отмечается избыточность структурных департаментов, осуществляющих информационную работу, отсутствие единого центра обработки и распространения информации.

Заключение. Необходимо, чтобы в обществе сформировалось понимание о долгосрочности программы по модернизации инфраструктуры ФКиС в России. В то же время государство в лице Министерства спорта РФ и других органов исполнительной власти должно демонстрировать свою готовность продолжать эту работу. Министерству уже сегодня следует подготовить широкую информационную антикризисную кампанию в СМИ.

Ключевые слова: информационное обеспечение, государственная политика в области физической культуры и спорта, результативность государственной политики, спортивная инфраструктура, качественные показатели эффективности.

CURRENT ISSUES OF INFORMATION SUPPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION STATE POLICY IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS Sh.R.Yusupov1, R.A. Yusupov2

1 Kazan Federal University, Kazan, Russia

2 Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev - KAI Kazan, Russia Abstract

The purpose. With the rapid development of the information society and information technologies executive authorities of the Russian Federation feel the need for high-quality, prompt, objective coverage of their activities, and for the information support of all areas of public policy, through traditional communication channels and modern media. In this sense, issues of information support of the state policy of the Russian Federation in the field of physical culture and sport occupy a special place.

Research methods and organization. The paper focuses on comparative analysis of the most significant authorities in the field of information activities of the Ministries of Sport of Russia and the Republic of Tatarstan. Research results and discussion. The study demonstrated a high level of information coordination between federal and regional executive bodies carrying out state policy in the field of physical culture and sports. At the same time, the study revealed abundance of structural departments responsible for information activities, and the lack of the central body for processing and distribution of information.

Conclusion. It is necessary to develop social understanding of a long-term program for modernization of the infrastructure for physical culture and sports in Russia. At the same time, the Ministry of Sport of the Rus-

sian Federation and other executive bodies representing state authority should demonstrate their willingness to continue this activity. Today, the Ministry should deliver a wide information anti-crisis campaign in mass media.

Keywords: information support, state policy in the sphere of physical culture and sports, the impact of public policy, sport infrastructure, qualitative performance indicators.

ВВЕДЕНИЕ

Государственная политика РФ в области физической культуры и спорта (далее ФКиС) реализуется органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Деятельность в области ФКиС в нашей стране координируется Правительством РФ. Профильным министерством, осуществляющим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта, является Министерство спорта РФ (далее Министерство). Значительное место в деятельности федерального и региональных министерств спорта в нашей стране занимает информационное обеспечение государственной политики в области ФКиС. В то же время в целях повышения эффективности данной работы необходимо внести ряд корректив как в структуру департаментов, занимающихся информационной деятельностью в министерствах, так и в способы обработки и распространения информации. Целью данного исследования является выявление проблем в координации информационной работы между различными департаментами в министерствах спорта как на федеральном, так и на региональном уровне, а также разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве метода исследования рассматриваемой проблемы применяется сравнительный анализ структуры департаментов Министерства спорта России и Министерства спорта РТ, в той или иной степени занимающихся информационно-аналитической, научно-информационной деятельностью, а также взаимодействующих со СМИ. В содержательном смысле логика исследования построена на изучении внутренних положений, регулирующих деятельность де-

партаментов в структуре министерств спорта, определяющих их полномочия, в том числе и в сфере информационного обеспечения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Положение о Министерстве спорта РФ предусматривает широкий перечень полномочий, которые позволяют осуществлять всестороннее информационное сопровождение своей деятельности. Среди них наиболее значимыми представляются следующие:

- п. 4.4. определяет основные направления пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

- п. 4.6. организует конгрессы, конференции, семинары и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Министерства;

- п. 4.10. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- п. 4.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- п. 4.16. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;

- п. 4.30. осуществляет научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организацию издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту. [1, с.6-8]

Перечисленные выше полномочия Министерства позволяют ему самостоятельно осуществлять широкое освещение своей деятельности через все доступные каналы коммуникации с

другими органами и ветвями власти, средствами массовой информации и обществом. Кроме того, Министерство располагает и значительным административным ресурсом. Министерство спорта Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- п. 5.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;

- п. 5.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерства, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

- п. 5.7. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства. [1, с.9] Аналогичными по структуре и содержанию, в соответствии с действующим федеральным законодательством, являются полномочия и права органов исполнительной власти в субъектах РФ, которые на региональном уровне призваны вести информационно-аналитическую работу на местах.

Так, Министерство спорта Республики Татарстан располагает следующими полномочиями в информационной сфере:

- организация комплексного анализа и прогнозирования развития государственной молодежной политики, физической культуры и спорта;

- содействие в создании доступных для каждого гражданина информационных ресурсов по вопросам государственной молодежной политики, физической культуры и спорта;

- осуществление информационной и издательской деятельности в области государственной молодежной политики, физической культуры и спорта.

Указанные полномочия предусматривают следующие права Министерства спорта РТ:

- запрашивать в установленном порядке у исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления информацию по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

- в пределах своих полномочий осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей. [2. 4-6]

Вертикальное распределение полномочий между федеральными и региональными «спортивными властями» позволяет эффективно взаимодействовать и координировать работу по информационному сопровождению государственной политики в области ФКиС. Вместе с тем в самой структуре Министерства спорта РФ нет самостоятельного департамента, который бы аккумулировал все информационные потоки и формировал информационный контент для СМИ. В настоящее время целый ряд департаментов федерального Министерства выполняет различные задачи информационного характера. Например, департамент науки и образования осуществляет информационно-аналитическое сопровождение и обеспечение открытости деятельности Министерства, в том числе посредством Интернет-портала Министерства и взаимодействия со средствами массовой информации, общественностью и экспертным сообществом. Департамент управления делами и контроля осуществляет организацию, контроль за своевременным и объективным рассмотрением обращений граждан; обеспечивает потребности Министерства в создании, развитии и обслуживании информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также средств связи; организует работы по созданию, внедрению, эксплуатации и развитию информационных систем Министерства. Департамент государственной политики в сфере спорта и международного сотрудничества отвечает за обеспечение продвижения и защиты интересов российского спорта на международной арене; взаимодействие Министерства с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

органами местного самоуправления, общероссийскими спортивными федерациями, Олимпийским комитетом России, Комитетом национальных и неолимпийских видов спорта России, иными общественными объединениями и организациями по вопросам выработки и реализации основных направлений государственной политики в установленной сфере деятельности; взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти и спортивными организациями иностранных государств, а также международными физкультурными и спортивными организациями в установленной сфере дея-тельности.[3]

В той или иной степени и другие департаменты Министерства выполняют различные информационные задачи.

Приведенные выше аргументы позволяют сделать вывод о том, что исходя из находящейся в открытом доступе информации довольно сложно определить, каким образом осуществляется координация всей информационной работы. Представляется, что наличие единой информационно-аналитической структуры в рамках Министерства оказало бы заметный положительный эффект в информационном обеспечении его деятельности. Еще один аспект, требующий пристального внимания в рамках рассматриваемой проблемы, следует охарактеризовать как общую проблему в деятельности всех государственных структур как федерального, так и регионального уровня. Зачастую органы исполнительной власти рассматривают информационное обеспечение своей деятельности как форму отчетности, в которой доминируют количественные, а не качественные критерии и показатели. Несомненно, это важная, но далеко не единственная часть информационной работы любой государственной структуры. Сегодня существует реальная потребность в выработке качественных критериев эффективности государственной политики в области ФКиС, которые могли бы в дальнейшем доводиться до широкой общественности. Наиболее остро потребность в таких измерениях существует на местах. Субъекты РФ отличаются по своей площади, климатиче-

ским условиям, численности населения и уровню экономического развития. Этими же особенностями объясняется и значительный разрыв в достигнутых регионами результатах в рассматриваемой сфере. Меньшая часть регионов ( Краснодарский край, Республика Татарстан, Красноярский край, Московская область) выступает в качестве регионов «опережающего развития» в области развития инфраструктуры физической культуры и спорта; в то же время большая часть регионов России демонстрирует незначительные успехи. Кроме того, в ряде регионов нашей страны модернизация инфраструктуры физической культуры и спорта осуществляется точечно. Это связано, прежде всего, с тем, что положительная динамика в так называемых «дотационных регионах» возможна лишь в комплексе социально-экономических мероприятий (ремонт и строительство объектов спортивной инфраструктуры, дорожное строительство, подготовка квалифицированных кадров для отрасли, развивающееся в регионе промышленное производство, сельское хозяйство, рост уровня доходов населения и т.д.). Качественные критерии эффективности государственной политики в области ФКиС должны учитывать данное обстоятельство, то есть реальное положение дел в каждом регионе. Этой же цели должно служить и информационное сопровождение мер, предпринимаемых государством по дальнейшей модернизации отрасли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо, чтобы в обществе сформировалось понимание о долгосрочности программы по модернизации инфраструктуры ФКиС в России. В то же время государство в лице Министерства спорта РФ и других органов исполнительной власти должно демонстрировать свою готовность продолжать эту работу.

В этом смысле Министерству уже сегодня следует подготовить широкую информационную антикризисную кампанию в СМИ. Исходя из запланированных бюджетом РФ на 2017-2019 гг. ассигнований на физическую культуру и спорт, в 2017 году достигнут максимальный

показатель в 90 млрд. рублей. В 2018-2019 гг. финансирование значительно сокращается [4]. Так, в 2018 году бюджетное финансирование на физическую культуру и спорт составило 60 млрд. рублей [5]. Согласно пояснительной записке Министерства финансов РФ по проекту федерального бюджета на 2019-2021 гг., в 2019 году бюджетные ассигнования на развитие физической культуры и спорта составят 51,57 млрд. рублей, в 2020 году —50,47 млрд. рублей и в 2021 году — 43,72 млрд. руб. Тенденция к снижению расходов федерального бюджета в рассматриваемой сфере продолжится и в дальнейшем. К

2025 году объем бюджетных ассигнований не будет превышать 33-35 млрд. рублей. Очевидно, что сократится и объем федерального финансирования государственной политики в области ФКиС, а также количество проектов в данной сфере. Перечисленные выше особенности информационного обеспечения государственной политики РФ в области ФКиС не являются исчерпывающими. Кроме того, темой отдельного исследования является информационное сопровождение и информационная защита отечественного спорта на международной арене.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Российской Федерации Положение «О министерстве спорта Российской Федерации» от 19 июня 2012 г. № 607

2. Постановление Кабинета Министров РТ «Положение о Министерстве по делам молодежи и спорту Республики Татарстан от (в ред. Постановлений КМ РТ 11.03.2014 № 150consultantplus://offline/ref=981894 41FFA5984E83663E17B7E0B45647C8CD7A0F84D55E EFB7BFEEDD8D5129C65997AB5E00BF0A160B4Br1D 7F, от 16.05.2014 № 325consultantplus://offline/ref=9 8189441FFA5984E83663E17B7E0B45647C8CD7A0F8 5D45EEEB7BFEEDD8D5129C65997AB5E00BF0A160B

REFERENCES

1. Resolution of the Government of the Russian Federation "About the Ministry of Sport of the Russian Federation" [Postanovlenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii Polozhenie "O ministerstve sporta Rossiiskoi Federatsii] dated 19 June 2012. №607.

2. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan "Statute of Ministry of Youth Affairs and Sports of the Republic of Tatarstan" [Postanovlenie Kabineta Ministrov RT "Polozhenie o Ministerstve po delam molodezhi i sportu Respubliki Tatarstan] (reviewed by resolutions dated on 11 March 2014 №150,16 May 2014 №325,30 June 2015 №472, 13 May 2016 №301)

4Ar1D3F, от 30.06.2015 № 472, от 13.05.2016№ 301)

3. Министерство спорта РФ. Официальный сайт. - http:// minsport.gov.ru/ministry/structure/departamenty-ministe/107/4 http://minsport.gov.ru/ministry/structure/ departamenty-ministe/1477/

http://minsport.gov.ru/mi n istry/structure/ departamenty-ministe/1478/

4. Расходы по госпрограмме "Физкультура и спорт" в 2017 г. выросли до 88,4 млрд. рублей - http://tass.ru/ sport/3744293

5. Бюджет России на 2018 год. Инфографика. Аргументы и факты. AIF.RU http://www.aif.ru/dontknows/ infographics/byudzhet_rossii_na_2018_god_infografika

3. Ministry of Sport of Russia. Official website. http:// minsport.gov.ru/ministry/structure/departamenty-ministe/107/

http://minsport.gov.ru/ministry/structure/departa-menty-ministe/1477/

http://minsport.gov.ru/ministry/structure/departa-menty-ministe/1478/

4. Costs of the "Physical culture and sports" State Programme increased to 88,4 billions rubles in 2017. http://tass.ru/sport/3744293

5. Russian budget 2018. Infographics. Arguments and facts [Argumenty_i_fakty]. AIF.RU http://www.aif.ru/dontknows/infographics/by-udzhet_rossii_na_2018_god_infografika

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Юсупов Шамиль Ринатович (Yusupov Shamil Rinatovich) - кандидат политических наук, доцент; Казанский (Приволжский) федеральный университет; 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18; e-mail: neoshom@rambler.ru; ORCID: 0000-0001-8380-9144.

Юсупов Ринат Андарзянович (Yusupov Rinat Andarzianovich) - доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры и спорта; Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева; 420111, г. Казань, ул. К. Маркса, 10; e-mail: rinatbox@rambler.ru; ORCID: 0000-0001-5472-4555.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Юсупов Ш.Р. Актуальные вопросы информационного обеспечения государственной политики рф в области физической культуры и спорта / Ш.Р Юсупов, РА Юсупов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т 7, № 3. - С. 125-129. РО!: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-125-129

FOR CITATION

Yusupov Sh.R., Yusupov R.A. Current issues of information support of the russian federation state policy in the sphere of physical culture and sports. Science and sport: current trends, 2019, vol. 7, no. 3, pp. 125-129 (in Russ.). DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-125-129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.