Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 26-35. Economic Systems. 2022;15(2(57)):26-35.
Научная статья УДК 338.2
DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-26-35
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Михаил Владимирович Рыбин1, Александр Аннаярович Степанов2 Маргарита Витальевна Савина3
1 2 Одинцовский филиал МГИМО МИД России, Москва, Россия
3 Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва, Россия
1 m.rybin@odin.mgimo.ru
2 step-916@yandex.ru
3 marg.savina@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам теории и методологии разработки научных основ современной эколого-энергетической политики как стратегического инструмента управления развитием топливно-энергетического комплекса страны и регионов в парадигме международной политики декарбонизации и перехода к альтернативным источникам энергии.
Ключевые слова: эколого-энергетическая политика, эколого-энергетические комплексы, экологический кризис, устойчивость и эффективность развития
Для цитирования: Рыбин М.В., Степанов А.А., Савина М.В. Актуальные вопросы формирования эколого-энергетической политики // Экономические системы. 2022. Том 15, № 2 (57). С. 26-35. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-2-26-35.
Original article
TOPICAL ISSUES OF FORMATION OF ENVIRONMENTAL AND ENERGY POLICY
Mikhail V. Rybin1, Alexander A. Stepanov2 , Margarita V. Savina3
1 2 Odintsovo branch MGIMO MFA of Russia, Moscow, Russia
3 Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I.M. Gubkin, Moscow, Russia
© Рыбин М.В., Степанов А.А., Савина М.В., 2022
1 m.rybin@odin.mgimo.ru
2 step-916@yandex.ru
3 marg.savina@yandex.ru
Abstract. The article is devoted to topical issues of the theory and methodology of developing the scientific foundations of modern environmental and energy policy as a strategic tool for managing the development of the fuel and energy complex of the country and regions in the paradigm of the international policy of decarbonization and the transition to alternative energy sources.
Keywords: ecological and energy policy, ecological and energy complexes, ecological crisis, sustainability and efficiency of development
For citation: Rybin M.V., Stepanov A.A., Savina M.V. Topical issues of formation of environmental and energy policy. Economic Systems. 2022;15(2(57)):26-35. (In Russ.). DOI 10.29030/23092076-2022-15-2-26-35.
Введение
Энергетика является важнейшей отраслью любой экономики мира. Одна из серьезнейших проблем ее развития сегодня - масштабный экологический кризис [8].
Хорошо известно, что отрасль энергетики оказывает масштабное разрушительное воздействие на окружающую природную среду, что в значительной степени снижает эффективность социально-экономического развития. К негативным факторам влияния энергетики на окружающую природную среду следует отнести: постоянно возрастающие масштабы и объемы использования не-возобновляемых природных ресурсов для производства энергии; угрожающие масштабы загрязнения атмосферы как следствие выделения больших объемов выбросов пыли и газов; загрязнения водоемов выбросами и отходами; загрязнение и разрушение литосферы в результате захоронения отходов и транспортировки энергии; негативное влияние электромагнитных полей линий электропередач, а также загрязнение токсичными и радиоактивными отходами окружающей природной среды и т. п.
Вместе с тем до настоящего времени в мировой науке и практике отсутствуют научно обоснованные теоретические и методические концепции и рекомендации, посвященные решению важной народнохозяйственной проблемы разработки и реализации эффективной эколого-энергетической политики.
Предлагаемая читателю статья является одной из первых авторских попыток сформулировать позицию по проблеме формирования научных основ эффективной эколого-энергетической политики.
Основная часть
Разработка и реализация основ эколого-энергетической политики - сегодня важнейшее направление политики государства в любой из экономически развитых стран мира [3].
Эколого-энергетическая политика - это система стратегий, принципов, механизмов и методов, определяющих основные направления сбалансированного развития двух важнейших сфер обитания человека в процессе его хозяйственной деятельности: энергетики и окружающей природной среды.
Эколого-энергетическая политика призвана отражать отношение общества и государства к проблемам эколого-энергетического развития, а также определять его цели, направления и формы реализации.
Такая политика тесно связана с научно-технической политикой государства и ориентирована на формирование объективных предпосылок и механизмов эффективного и устойчивого развития эколого-энергетических комплексов как на уровне страны в целом, так и в регионах. Эколого-энергетические комплексы в XXI в. должны стать базовыми элементами, ключевыми системообразующими структурами в процессах социально-экономического развития на всех иерархических уровнях экономики.
Эколого-энергетическая политика - это инструмент обеспечения устойчивых прогрессивных социально-экономических изменений, происходящих в экологии, энергетике и обществе в целом. Ее цель - повышение эколого-энергетической устойчивости и эффективности социально-экономического развития национальной и региональных экономик. При этом основными направлениями такой политики являются:
• обоснование перспектив и приоритетов политики государства и каждого отдельного региона в сфере энергетики и экологии;
• создание системы прогнозирования и планирования развития национального и региональных эколого-энергетических комплексов;
• формирование концепций, направлений, программ эколого-энергетической политики, а также направления ее государственной поддержки;
• внедрение эффективных организационно-экономических механизмов сбалансированного развития эколого-энергетических комплексов на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса;
• создание эффективных организационно-экономических и правовых механизмов и предпосылок, обеспечивающих устойчивость и эффективность функционирования национального и региональных эколого-энергетических комплексов;
• активизация процессов влияния научно-исследовательских структур в направлении обеспечения устойчивого повышения эколого-энергетической эффективности;
• создание необходимой инфраструктуры, способной обеспечить функциональное развитие эколого-энергетических комплексов;
• формирование благоприятного инновационного и инвестиционного климата и др.
Эколого-энергетическая политика должна служить инструментом обеспечения устойчивых прогрессивных социально-экономических изменений в сферах энергетики и экологии, происходящих в обществе.
Указанная политика, определяя пути рационального использования природно-экономических ресурсов, призвана обеспечивать развитие не только эффективного расширенного воспроизводства экономики, но и природно-экологической системы в целом. Она должна охватывать все иерархические уровни экономики: национальный, отраслевой, региональный и хозяйственный. При этом необходимо иметь в виду, что каждый иерархический уровень должен отражать специфические цели, стратегии, задачи и особенности организационно-экономических механизмов ее реализации.
Стратегическим направлением развития национальной и региональной эколого-энергетической политики должно являться эффективное и рациональное использование энергетического потенциала национальной и региональных экономик при сохранении и расширенном воспроизводстве окружающей природной среды. Отсюда очевидно, что объектами эколого-энергетической политики должны служить национально-государственный, региональные и хозяйственные эколого-энергетические комплексы.
Сегодня эколого-энергетические комплексы - это социально-экономические системы, обеспечивающие сложные взаимодействия между энергетической сферой - системообразующим элементом всего народного хозяйства - и всеми другими отраслями и сферами народного хозяйства на различных иерархических уровнях экономики.
Эколого-энергетические комплексы являются управляемыми территориально-экономическими системами, а эффективность их функционирования предопределяется рациональностью построения моделей взаимодействия и взаимосвязей составляющих их элементов.
Возможность создания действенных систем управления эффективностью функционирования эколого-энергетических комплексов основывается на следующих методических положениях:
- эколого-энергетические комплексы - это разновидность объективно функционирующих самоорганизующихся динамично развивающихся по определенным закономерностям во времени и пространстве территориально-экономических систем;
- эколого-энергетические комплексы - это открытые системы, представляющие собой неотъемлемую часть национальных социально-экономических систем;
- эколого-энергетические комплексы представляют собой динамичные системы, которые постоянно развиваются;
- эколого-энергетические комплексы являются вероятностными системами: тенденции их развития, функционирования и последствий возможно предвидеть несмотря на значительную неопределенность влияющих на них условий и факторов;
- эколого-энергетические комплексы - адаптивные территориально-экономические системы; их деятельность постоянно приспосабливается к изменениям конкретных условий внешней и внутренней среды, и эти закономерности позволяют управлять их развитием и т. д.
Мировая практика свидетельствует о том, что разработка и реализация эколого-энергетической политики в различных странах осуществляются с учетом функций, выполняемых различными государственными органами, ведомствами и министерствами. Такими ключевыми функциями органов государственного управления в процессе разработки и реализации эколого-энергетической политики служат:
• определение приоритетов научно-технических программ и проектов, направленных на внедрение достижений научно-технического прогресса в деятельность предприятий и организаций энергетической сферы;
• создание современной высокоэффективной инфраструктуры функционирования эколого-энергетических комплексов;
• формирование институтов обеспечения эффективного устойчивого развития эколого-энергетических систем;
• разработка и принятие нормативно-правовой базы, способствующей эффективному развитию эколого-энергетических комплексов;
• формирование системы государственного регулирования работы национальных и региональных организаций и предприятий эколого-энергетических комплексов и др.
Национальная и региональная эколого-энергетическая политика реализуются посредством разработки и реализации программ повышения эколого-энергетической эффективности в конкретных предприятиях и организациях.
Развитию региональных эколого-энергетических комплексов в современной экономике должно уделяться все большее значение как важнейшей базовой системе, определяющей стратегическое направление, а также эффективность развития региональной экономики в целом. Именно региональные эколого-энергетические комплексы как ключевые функциональные драйверы развития региональной экономики определяют ее важнейшие качественные характеристики.
Важнейшая задача современной социально-экономической политики государства и регионов - совершенствование инструментов и методов управления развитием эколого-энергетических комплексов в национально-государственном и региональном территориально-пространственном аспектах.
Национально-государственная эколого-энергетическая политика должна определять основные направления реализации подобной политики в регионах с учетом их потенциальных возможностей на основе:
- учета роли и места регионов в системе межрегионального и внутрирегионального разделения труда, а также возможности обеспечения эффективной территориальной организации топливно-энергетического комплекса;
- развития структуры региональной экономики в соответствии с ее целями и задачами, местом и ролью в территориальном разделении труда в едином народнохозяйственном комплексе на принципах повышения эколого-энергетической эффективности;
- формирования эффективных инструментов поиска и согласования баланса интересов субъектов-участников эколого-энергетических систем с учетом региональных особенностей;
- обоснования приоритетных направлений и задач в области регулирования развитием регионального эколого-энергетического комплекса и др.
Принципиально важный вопрос решения проблемы повышения эколого-энергетической эффективности - разработка адекватных организационно-экономических и управленческих механизмов. Формирование управленческих механизмов обеспечения эколого-энергетической эффективности и безопасности должно быть нацелено на обеспечение надежного регулирования постоянными изменениями в развитии эколого-энергетического комплекса регионов.
Обеспечение устойчивого эколого-энергетического развития сегодня как никогда приобретает большое значение в рамках формирования национально-государственной и региональной эколого-энергетической политики.
Устойчивость - одна из универсальных характеристик развития практически любых систем, в том числе и эколого-энергетических. От устойчивости функционирования эколого-энергетических комплексов напрямую зависит устойчивость социально-экономического развития экономики регионов и страны в целом.
Устойчивость эколого-энергетического развития - один из главных системообразующих факторов, гарантирующих сбалансированное и гармоничное развитие экономики в целом как в настоящее время, так и в будущем. Эта характеристика свидетельствует, с одной стороны, о позитивных результатах социально-экономического развития, с другой - о степени сохранения или расширенного воспроизводства окружающей природной среды.
Обеспечение устойчивого развития эколого-энергетических комплексов связано с необходимостью сохранения баланса двух взаимосвязанных, но в то же время противоположных тенденций развития. С одной стороны, это потребности в обеспечении роста приоритетных направлений социально-экономического развития, с другой - в ограничении негативного влияния внедрения достижений научно-технического прогресса на разрушения и загрязнения окружающей природной среды.
Поэтому стратегическим направлением устойчивого эколого-энергетического развития следует считать удовлетворение возрастающих общественных потребностей региональной и национальной экономики в необходимых объемах энергии при сохранении и расширенном воспроизводстве окружающей природной среды как важнейшей предпосылки дальнейшего эффективного развития экономики.
Устойчивое развитие эколого-энергетических комплексов связано с естественным воспроизводством сложившихся региональных экосистем; стабилизацией численности населения; рациональностью структуры и объемов потребления; уровнем экологизации производства и др. [2].
К признакам устойчивости развития региональных эколого-энергетических комплексов ряд авторов относит гуманизацию целей и содержания эколого-энергетических интересов региональных властей и общественности, возмож-
ность альтернативности и многовариантности направлений развития эколого-энергетических комплексов, вектор направленности эколого-энергетических процессов в регионе и т. п. [7].
Функционированию эколого-энергетических комплексов присуща противоречивость в направленности тенденций их развития - тенденций прогресса и регресса. Отсюда очевидно, что процесс регулирования развития эколого-энерге-тических комплексов на любых иерархических уровнях должен базироваться с учетом таких ключевых императивов управления устойчивым развитием [5], как:
• обеспечение долгосрочного характера эколого-энергетического развития в соответствии с тенденциями и перспективными концепциями социально-экономического развития;
• оптимизация хозяйственного использования ресурсов природной среды;
• создание объективных предпосылок для дальнейшего сокращения негативных последствий хозяйственной деятельности и ее разрушительного воздействия на окружающую природную среду региона;
• обеспечение широкомасштабного внедрения экологически чистых и безопасных технологий в процессы хозяйственного использования и эксплуатации природных ресурсов региона;
• разработка и реализация проектов по воспроизводству ресурсов окружающей природной среды в результате осуществления хозяйственной деятельности;
• соблюдение баланса интересов и поиск консенсуса между различными социальными группами населения и властными структурами в вопросе эффективного использования ресурсов окружающей природной среды и др.
Заключение
Устойчивость эколого-энергетического развития систематически подвергается вызовам и угрозам, что в конечном итоге приводит к их дестабилизации и разбалансировке.
Обеспечение устойчивости развития эколого-энергетических комплексов возможно лишь при условии их защищенности и невосприимчивости к внутренним и внешним угрозам. В связи с этим очевидно, что необходима серьезная проработка концепции противодействия кризисным явлениям в эколого-энергетической сфере.
Основной угрозой устойчивого развития эколого-энергетических комплексов следует считать прежде всего снижение эффективности использования производственно-экономического потенциала в результате:
- истощения и разрушения ресурсов природной среды, что создает предпосылки для развития напряженной экологической обстановки и существенным образом сдерживает возможности повышения эффективности социально-экономического развития;
- внедрения экологически небезопасных, разрушающих и загрязняющих окружающую природную среду техники и технологий в топливно-энергетическом ком-
плексе, что приводит к резкому возрастанию эколого-экономических издержек, которые в дальнейшем трансформируются в социальные издержки;
- разрушения и деградации окружающей природной среды, что отрицательно влияет на все компоненты социально-экономической системы общества и др.
Эффективная реализация эколого-энергетической политики неразрывно связана с определением научно обоснованных стратегий устойчивого и высокоэффективного эколого-эффективного развития. Такие стратегии должны определять генеральную цель, инструменты, методы и модели реализации направлений эколого-энергетической политики. При этом их реализация должна осуществляться по следующим трем направлениям. Первое - реализация мер по сдерживанию деградации природно-энергетического потенциала как следствия возрастающих масштабов разрушительного воздействия на природную среду. Второе -создание эффективного организационно-экономического механизма управления всей системы социально-экономических отношений, обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие национально-государственного и региональных эколого-энергетических комплексов. И, наконец, третье направление -активное предотвращение прогнозируемых угроз в эколого-энергетической сфере.
Очевидно, что разработка и реализация концепции эколого-энергетической политики неразрывно связаны с оценкой ее эффективности.
Категория эколого-экономической эффективности представляет собой сложное понятие, которое включает в себя разнообразные формы ее проявления. Такое множество вызвано специфическими эколого-энергетическими процессами и особенностями функционирования эколого-энергетических комплексов.
Исследования подтвердили правомерность оценки эффективности управления эколого-энергетический политикой по основным результатам ее реализации [4]. Причем такую оценку целесообразно осуществлять по трем ключевым блокам критериев. Первый блок: а) оценка функциональных результатов эколого-энергетической политики, что дает представление о достижении целей социально-экономического развития; б) оценка экономических результатов как соотношения эколого-энергетических результатов и ресурсных затрат, обусловивших их; в) социальные результаты, которые характеризуют результативность эколого-энергетической политики в плане ее влияния на повышение уровня и качества жизни населения. Второй блок - оценка специфических результатов, непосредственно влияющих на состояние эколого-энергетических комплексов и прежде всего энергетические результаты, т. е. результаты использования непосредственно энергетических ресурсов, а также экологические результаты, отражающие уровень сохранности или разрушения, или воспроизводство природной среды. Третий блок - оценка результативности и эффективности системы управления развитием эколого-энергетических систем.
Список источников
1. Вагапов Э.К., Савина М.В. Разработка системы показателей экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли // Управление рисками - современные вызовы : межвуз. научн.-практ. конф. : сб. статей. М., 2021. С. 24-29.
2. Дегтярев К.С., Соловьев А.А. Энергообеспечение России - проблемы и возможности решения // Молодой учёный. 2011. Т. 1, № 8 (31). С. 107-112.
3. Морозова Н.В., Рыбин М.В., Степанов А.А. Тенденции формирования энергетической политики Польши в системе ТЭК стран ЕС // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 2 (119), № 11. С. 161-168.
4. Рыбин М.В., Савина М.В., Степанов А.А. Управление эффективностью цифровой трансформации: вопросы теории и методологии // Энергетическая политика и стратегии инновационного развития компаний топливно-энергетического комплекса в парадигме цифрови-зации : сб. науч. тр. профессорско-преподавательского состава и студентов по результатам Межд. науч.-практ. конф. «Инновационная неделя МГИМО». М. : ИТК «Дашков и Ко», 2022. С. 259-272.
5. Императивы реализации инновационной политики в концепции цифровой трансформации : монография / Я. Собонь, А.А. Степанов, А.А. Юрьева [и др.] ; под ред. А.А. Степанова. М. : РУСАЙНС, 2020. С. 28-34.
6. СтепановА.А., Щербакова М.А. Инновационное развитие региона: проблемы и особенности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 6, № 10. С. 64-73.
7. Тарасенко Е.С. Стратегии и принципы региональной политики эколого-энергетической безопасности // Управление экономическими системами. 2012. № 10 (46).
8. Экологические проблемы энергетического обеспечения человечества. URL: http:// nuclphys.sinp.msu.ru/ecology/ecol/ecol05.htm (дата обращения: 29.03.2022).
References
1. Vagapov E.K., Savina M.V. Development of a system of indicators of economic security of oil and gas industry enterprises // Risk management - modern challenges: mezhvuz. scientific.-practical conference : collection of articles. Moscow, 2021. Р. 24-29. (In Russ.).
2. Degtyarev K.S., Soloviev A.A. Energy supply of Russia - problems and solutions. Molodoj uchenyj = Young Scientist. 2011;1(8(31)):107-112. (In Russ.).
3. Morozova N.V., Rybin M.V., Stepanov A.A. Trends in the formation of Poland's energy policy in the fuel and energy complex system of the EU countries. Ekonomikaiupravlenie:problemy, resheniya = Economics and Management: problems, solutions. 2021;2(119)(11):161-168. (In Russ.).
4. Rybin M.V., Savina M.V., Stepanov A.A. Digital transformation efficiency management: issues of theory and methodology. Energy policy and strategies of innovative development of fuel and energy complex companies in the paradigm of digitalization : collection of scientific tr. of faculty and students according to the results of the International Scientific and Practical Conference «MGIMO Innovation Week». Moscow : РТС «Dashkov & Co.»., 2022. Р. 259-272. (In Russ.).
5. Imperatives of the implementation of innovation policy in the concept of digital transformation : monograph /Ya. Sobon, A.A. Stepanov, A.A. Yurieva [et al.] ; ed. by A.A. Stepanov. Moscow : RUSAINS, 2020. Р. 28-34. (In Russ.).
6. Stepanov A.A., Shcherbakova M.A. Innovative development of the region: problems and features. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya = Economics and management: problems, solutions. 2018;6(10):64-73. (In Russ.).
7. Tarasenko E.S. Strategies and principles of regional policy of ecological and energy security. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami=Management of economic systems. 2012;(10(46). (In Russ.).
8. Environmental problems of the energy supply of mankind. URL: http://nuclphys.sinp.msu.ru/ ecology/ecol/ecol05.htm. (In Russ.).
Информация об авторах
М.В. Рыбин - доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой управления инновациями;
А.А. Степанов - доктор экономических наук, профессор кафедры управления инновациями; М.В. Савина - доктор экономических наук, профессор кафедры безопасности цифровой экономики и управления рисками.
Information about the authors
M.V. Rybin - doctor of technical sciences, associate professor, head of Department innovation management;
A.A. Stepanov - doctor of economic sciences, professor of the Department innovation management; M.V. Savina - doctor of economic sciences, professor of the Department of Security digital economy and risk management.
Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 10.04.2022; принята к публикации 20.04.2022.
The article was submitted 07.04.2022; approved after reviewing 10.04.2022; accepted for publication 20.04.2022.