Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА РЕГИОНАЛЬНАЯ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОЛОГО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ / ТОПЛИВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Недялькова А.М., Тарасенко Е.С.

Статья посвящена исследованию проблемы сбалансированного эколого-энергетического развития региональных топливно-энергетических комплексов, анализу инструментов разработки и реализации региональной эколого-энергетической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Недялькова А.М., Тарасенко Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROTECTION AND SOCIAL POLICY IN THE EUROPEAN UNION

The article investigates the problem balanced ecological and energy development of regional fuel and energy complexes, analysis tools and implementing regional environmental-energy policy.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ»

ь на рынкй о: HILL M.i 1010). истическим :я частным ельству. анностей шательств?

Согласно ииваться ■ловеческие со стаже\ в первун (то уровень sa доходов ой модели /да, и его обия,такие ) на основе шеей того

1чных критериях. Примером такого подхода может быть типология сделанная Сарацено, гствующая реальным политикам во главе со странами Союза.[4]

Страны Франция, Бельгия являются прямыми примерами беспосредственной гики, которая направлена на детей и их правильное социальное развитие.

Политика скандинавских стран основана на концепции индивидуализации цанских прав, в том числе индивидуальных прав ребенка, прав престарелых и иидов, а также принятии во внимание обеспечения равные возможности для женщин и шн на рынке труда и за его пределами. Основным инструментом этой политики )тся социальные услуги, а не денежные пособия. В Германии, Австрии и Нидерландах часть семейной политики основана на принципе гндиарностн и предохранении собственных граждан, которая проявляется в их участии в аховой системе. Общественная поддержка из государственного и местных учреждений юв местного самоуправления) связан с принципом самопомощи общества. В большей :ени используется денежная помощь. Эта политика предназначена для более тесного держания традиционной семьи с детьми и одним работающим родителем.

В Великобритании и Ирландии социальная и семейная политика основана по -:ципу: семья должна в первую очередь нести ответственность за себя. В результате, гнький диапазон социальной поддержки является универсальным. Доминирует помощь семей с низкими доходами, семейная политика в настоящее время сосредоточена на с нищетой, в основном среди детей. В политике стран южной Европы доминируют шп субсидиарности и солидарности в семье. [6]

Эта модель 1 решение щерживат значимы! } процесса юсти, а не эане. Еа х пробле* .ie пособи >сти как кредитны: й и семе« эт полнун работы твиснт . В OCHOE дества 1аемость

оделью, . Модед ы семьи •спечивае дарства вномернс политик

rences

ANIOL W.: Europejska polityka spoleczna. Implikacje dla Polski. lnstytnt Polityki :znej UW, Warszawa 2003; patrz takze: KSIEZOPOLSKI M.: Modele polityki spo/ecznej. :owania PBZ, IPiSS. Warszawa 1999. Za: FIRLIT- FESNAK G. SZYLKO-SKOCZNY M. (red.): Polityka., op.cit. Za: LAVALETTE M. PRATT A. (red.): Polityka ..., op.cit. RAJKIEWICZ A. SUPINSKA J. KSIEZOPOLSKI M. (red.): Polityka, op.cit. RAJKIEWICZ A. SUPINSKA J. KSIEZOPOLSKI M. (red.): Polityka, op.cit. Zob.szerzej: GAUTHIER A.H.: Trends in policies for family-friendly societies, [w:] ."RA M. McDONALD A.L. HAUG W. (eds.) The new demographic regime. Population pes and policy responses. New York and Geneva. United Nations, 2005; HANARIS L.: Living : family in Europe, [w:] HANTRAIS L. PHILIPOV P. BILLARI F.C.: Policy Implications of ing Family "Population Studies" no 49, 2005, Council of Europe Publishing.

Applied Economic Researches, SA LLC, 2014

Social and environmental policies and development of regional

fuel-energy complexes

ManolovNedyalkova, Doctor of Economics. Professor3, Tarasenko E.S., postgraduate11

"Chernohzets Hrabar Free University of Varna, Chavka Resort. Varna. Bulgaria. 9007 ' Moscow Academy of Enterprise under the Government of Moscow, 125319, Moscow, Planetnaya St., 36

i являете ваться

Abstract

The article investigates the problem balanced ecological and energy development of regiona fuel and energy complexes, analysis tools and implementing regional environmental-energy policy.

Keywords: regional policy, fuel and energy complex, region, sustainable development ecological and energy efficiency, fuel and environmental issues.

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2014

Социально-экологическая политика и развитие региональных топливно-энергетических комплексов

Анна Манолова Недялкова, д.э.н. профессор а;Тарасенко Е.С., аспирант'1.

" Варненский свободный университет им. Черноризца Храбра, Болгария, г. Варна, к. к. Чайка. 9007; ьМосковская академия предпринимательства при Правительстве Москвы». 125319, г. Москва, ул. Планетная.

d. 36

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы сбалансированного эколога энергетического развития региональных топливно-энергетических комплексов, анализ] инструментов разработки и реализации региональной эколого-энергетической политики.

Ключевые слова: политика региональная, топливно-энергетический комплекс регион, устойчивое развитие, эффективность эколого-энергетическая, топливно экологические проблемы.

Региональная социально-экологическая политика в современных условиях являета одним из стратегических направлений реализации социально-экономической политик государства, в целом. Региональная политика является специфической сферой деятельносг государства по регулированию социально-экономическими, социально-экологическим процессами развития в территориальном, пространственном аспектах различных регионе страны.

Региональный аспект социально-экономического развития отражает, прежде всеп отношения между обществом, государством, регионами, их внутрирегиональным* территориальными образованиями, предприятиями, организациями и учреждениями [1].

В качестве объектов социально-экономической политики региона служат предприятн отраслей и сфер народного хозяйства, социальные классы и страты, различного рода групга населения.

Субъектами социально-экономической политики региона являются руководящи органы федеральной, региональной, муниципальной власти, различные предпрпятш организации и учреждения регионального народного хозяйства.

Любая региональная социально-экономическая политика призвана учитывать, с одна стороны, стратегии федеральной социально-экономической политики государства, в целом.) другой же, отражать особенности и интересы социально-экономической политш конкретного региона с учетом сложившихся природно-экономических, нацнональи исторических, социальных, экологических и иных аспектов регионального развития.

Главная цель региональной социально-экономической политики должна бьг направлена на формирование такой системы управления, которая бы обеспечива; эффективное и рациональное использование всего регионального ресурсного потенциал способствовала непрерывному поиску баланса интересов между федеральным центром

ами, различными отдельными регионами, между регионами и их муниципальными ваниями.

Стратегическими направлениями разработки и реализации региональной социально-тической политики должны являться:

систематическое изучение, мониторинг и учет особенностей ресурсного потенциала ов, исходя из учета их роли места в территориальной разделении труда;

- создание эффективной системы регулирования и управления территориальным 1ем, способной обеспечить оптимизацию структуры регионального социально-лческого развития, адекватную имеющимся в регионе природным, экономическим, лшм, экологическим и иным условиям;

• формирование механизмов согласования интересов субъектов регулирования риального развития. Создание и реализация этих механизмов представляются ыми только при условии учета региональной специфики, поскольку именно я выступает фактором, формирующим региональный интерес в государственном вании территориального развития;

определение целей и задач регулирования социально-экономических отношений с имеющихся природно-экономического потенциала и главных направлений .ального развития региона;

- повышение эффективности, комплексного и рационального использования всех "ентов регионального природно-экономического потенциала;

- сохранение и расширенное воспроизводство окружающей природы, обеспечение гетов стратегии экологизации экономической деятельности во всех отраслях и сферах "ности регионаи др. [2]

Стратегическая цель социально-экономической политики региона состоит в гвании максимально благоприятных предпосылок, факторов и условий для 1вного использования особенностей региональных и внутрирегиональных "леств субъектов Российской Федерации их пропорционального и сбалансированного

Социально-экономическая политика региона, осуществляемая федеральными и льными органами государственной власти должна обеспечивать оптимизацию льного использования природного, экономического, социального, финансового, ческого и иных потенциалов народного хозяйства регионов. Региональная социально-экономическая политика осуществляется, как правило, по дам основным направлениям:

- региональная экономическая политика;

- региональная отраслевая политика;

- региональная финансовая политика;

- региональная административная политика;

- региональная инфраструктурная политика;

- региональная муниципальная политика;

- региональная социальная политика;

- региональная поселенческая политика;

- региональная научно-техническая политика;

- региональная социально-экологическая политика и др.

Специфическим направлением региональной социально-экономической политики я социально-экологическая политика. Современная цель социально-экологической политики в регионах заключается в ении устойчивого эколого-энергетнческого регионального развития. Такая цель ьно-экологической политики должна представлять специфическую деятельность льных, региональных, муниципальных властей, а также руководителей предприятий отраслей народного хозяйства, организаций, учреждений, обеспечивающих альное использование, эколого-сбалансированное, гармоничное сохранение

региональных энергетических комплексов.

Под топливно-энергетическим комплексом, как правило, принято понт подсистему топливно-энергетического комплекса, деятельность которой направлена системное преобразование природно-энергетических ресурсов в разнообразные в мобильной энергии и энергоносителей, их распределение, передачу и потребление предприятиях различных отраслей экономики.

Изучение литературных источников свидетельствует о том, что подавляю большинство авторов в состав энергетического комплекса, как правило, включают тг подсистемы, как подсистему электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, снабже топливом и другие.

Вместе с тем, мы придерживаемся той точки зрения, что неотъемлемым компонен энергетического комплекса является подкомплекс, в котором осуществляв непосредственное потребление энергетических и топливных ресурсов. Это явля> завершающей стадией функционирования энергетического комплекса лю( иерархического уровня, поскольку использование здесь энергии превращает те или и ресурсы в готовый произведенный продукт (вместе с тем следует учитывать, что про) потребления энергетических ресурсов непосредственно осуществляется на мнкроурс энергетического комплекса, то есть в рамках конкретных мероприятий, осуществляющи или иную экономическую деятельность - фабрики, заводы, сельскохозяйствен предприятия, энергетические системы, предприятия транспорта и т.п.).

В научной литературе выделяют различные иерархии энергетических комплексов:

а) федеральный энергетический комплекс;

б) региональный энергетический комплекс;

в) муниципальный энергетический комплекс;

г) хозяйственный энергетический комплекс.

Под энергетическим комплексом региона принято понимать региональ территориально-производственные системы предприятий отраслей энергетическог топливно-энергетического комплекса субъектов федерации.

Основными субъектами региональных энергетических комплексов являются:

- региональные энергопромышленные предприятия;

- региональные компании и предприятия муниципальных энергетических систем;

- региональные и внутрирегиональные системы коммунатьного энергоснабжения;

- региональные промышленные и прочие объекты оптовой генерации энергии, а тг индивидуальные потребители и перепродавцы топливно-энергетических ресурсов;

- региональные системы предприятий тепловых систем;

- региональные атомные электростанции;

муниципальные организации и предприятия в сфере энергоснабж! коммунального хозяйства;

- оптовые перепродавцы и потребители энергии;

- региональная муниципальная энергетика (системы передачи тепловой энер системы передачи электроэнергии);

региональные технологические схемы, осуществляющие генера! транспортировку и обеспечивающие сбытовую деятельность энергии;

Проблема повышения эффективности региональных энергетических комплексов объектов социально-экологической политики в регионах должна решаться на ос системного подхода при комплексном рассмотрении региональных энергетиче комплексов как региональных энергетических систем.

Региональные энергетические системы являются ключевыми функциональн подсистемами региональных экономик.

Региональные энергетические комплексы для различных территорий страны явля1 одним из главных источников социально-экономического развития.

понимат эавлена на ;ные видь :бление на

давляюще чают такие снабжение

мпоненто* 1ествляется ) является любого или иные то процесс 1кроуровнг ляюших шственные

тексов:

иональныч (ческого

истем; кения; ии, а такя

снаожени

1 энергия

■енерациь

лексов ка на основ гетическн

энальныч

.1 являют

В научной литературе существуют различные взгляды ученых на выделение :еленных элементов структуры региональных энергетических комплексов. Такие . нальные энергетические комплексы включают в себя следующие основные >мплексы:

- добычи;

- переработки;

- транспорта;

- хранения;

- производства;

- распределения;

- учета энергоносителей и др. [3]

Главной целью регионального энергетического комплекса является обеспечение гбойного снабжения потребителей энергией и топливом.

Развитие регионального энергетического комплекса должно быть направлено, прежде \ на повсеместное развитие и рациональное использование местных категорий топлива «личных, включая нетрадиционные, источники энергии.

Вместе с тем региональные социально-экономические системы представляют собой тьно сложные комплексы взаимопереплетающихся, взаимовлияющих и ¡содействующих между собой отраслей и сфер деятельности региональной экономики, а ^е окружающей природной среды. Однако до настоящего времени в науке и практике шому исследованию эколого-энергетических комплексов в региональных социально-омических системах не уделялось достаточного внимания. В научных трудах раскрыты теоретико-методологические и методические подходы к юванию проблемы изучения региональных эколого-энергетических систем. Региональная экологическая система характеризуется как система взаимно >щих различного рода живых и неживых организмов, взаимодействующих между а также условия и факторы их взаимного существования как результата обменного :сов круговорота вешеств и потоков энергии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Энергетическая региональная система являет собой систему имеющих место на >й территории всего разнообразия имеющихся топливно-энергетических ресурсов, »логий их добычи, распределения, преобразования и использования. В состав такой гетической региональной системы также включены разнообразные технико-логические системы, способные обеспечивать снабжение топливно-энергетическими сами на предприятиях различных отраслей народного хозяйства. Исходя из понятий «региональная экологическая система» и «региональная ическая система» региональная эколого-энергетическая система характеризуется как _-екс взаимодействующих составляющих энергетической и экологической подсистем. Региональные эколого-энергетические системы имеют следующие специфические и герные признаки:

а) такие системы являются динамичными системами, которые находятся в =нном развитии и совершенствовании, как в пространстве, так и во времени;

б) эти системы в определенной степени являются самоорганизующимися системами, ле, энергетически и структурно открытые и регулярно функционируют в равновесно-

шом состоянии;

в) эти системы являются вероятностными системами, так как в их развитии во ш и пространстве довольно таки сложно предсказать все особенности многообразия зствий динамических процессов;

г) подобные системы являются в определенной мере адаптивными системами, мцими возможностями, адаптирующихся к определённым изменяющимся условиям;

л) эти системы являются специфическими моделями кибернетических систем, 1Н словами, управляемыми системами.

References

1. http://sbiblio.corn/BlBLIO/archive/11ikolaeva_ekon/O6.aspx

2. http://laboureconomics.rn/regioneconomics/89-targetseconomics

3. http://www.newtemper.com/spravki/transport/toplivno-energeticheskiy_kompleks_respubliki_belarus_ 1684

Applied Economic Researches, SA LLC, 2014

Theoretical and methodological aspects of the innovation systems

forming

Sandu I.S., Doctor of Economics, professor3, Ryshzenkova N.E., PhD, Associated

professor1.

" Russian Stale Research Instutulefor Agriculture Economy,head of the department for Economic issues of scientific

and technological development of the AIC, 123007, Moscow. Khoroshovskoe shosse, 35/2, office 200 ь Russian Stale Research Instututefor Agriculture Economy,officer of the department for Economic issues of scientific and technological development of the AIC,123007, Moscow, Khoroshovskoe shosse, 35/2, office 200

Abstract

Transition economy on an innovative type of development is not possible without th formation of a globally competitive national innovation system. The authors consider the concept с the innovation system in the interpretation of various authors, outlines the elements of th innovation system, formulated its main purpose. The role of innovation systems, the methodologies principles of their formation and construction. Listed indicators characterizing innovation systen the tasks and functions of the innovation system. Analyzed foreign experience of development an the formation of innovation systems.

Keywords: innovation system: innovation policy; foreign experience.. Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2014

Теоретические и методологические аспекты формирования

инновационных систем

Санду И.С., д.э.н., профессор'1; Рыженкова Н.Е., к.э.н., доцент'1.

° / 71У ВНИИЭСХ ФАНО, зав отделом экономических проблем научно-технического развития AIJK, 123007, г

Москва. Хорошевское шоссе, д. 35. корпус 2, к. 200;

ь ГНУ ВНИИЭСХ ФАНО.вед.н. сотрудник отдела экономических проблем научно-технического развития АГ1.

123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корпус 2, к. 200.

Аннотация

Переход экономики страны на инновационный тип развития невозможен « формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационно системы. Авторами рассмотрено понятие инновационной системы в интерпреташ различных авторов, выделены элементы инновационной системы, сформулирована <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.