Научная статья на тему 'НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЦСИ - МИЭП - МГИМО": ОПЫТ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ'

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЦСИ - МИЭП - МГИМО": ОПЫТ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / КОМПАНИИ ТЭК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулиев И. А., Рыбин М. В., Степанов А. А.

В статье освещаются опыт создания и реализации научно-образовательного проекта «ЦСИ - МИЭП - МГИМО» на базе Центра стратегических исследований в области управления инновациями Международного института энергетической политики МГИМО МИД России и возможности его дальнейшего использования в практике научно-образовательной деятельности других образовательных и научно-исследовательских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECT "CSI - MIEP - MGIMO": EXPERIENCE OF SUCCESSFUL IMPLEMENTATION

The article highlights the experience of creating and implementing the scientific and educational project «CSI-MIEP-MGIMO» on the basis of the Center for Strategic Research in the Field of Innovation Management of the International Institute of Energy Policy of MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia and the possibilities of its further use in the practice of scientific and educational activities of other educational and research institutions.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЦСИ - МИЭП - МГИМО": ОПЫТ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ»

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЦСИ - МИЭП - МГИМО»: ОПЫТ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Гулиев И.А., Рыбин М.В., Степанов А.А.

ГУЛИЕВ Игбал Адилевич - кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России, Москва, Российская Федерация. E-mail: guliyev@miep-mgimo.ru

РЫБИН Михаил Владимирович - доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой управления инновациями МИЭП МГИМО, г Одинцово, Российская Федерация. E-mail: m.rybin@odin.mgimo.ru

СТЕПАНОВ Александр Аннаярович - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления инновациями МИЭП МГИМО, г Одинцово, Российская Федерация. E-mail: step-916@yandex.ru

Аннотация. В статье освещаются опыт создания и реализации научно-образовательного проекта «ЦСИ - МИЭП - МГИМО» на базе Центра стратегических исследований в области управления инновациями Международного института энергетической политики МГИМО МИД России и возможности его дальнейшего использования в практике научно-образовательной деятельности других образовательных и научно-исследовательских учреждений.

Ключевые слова: инновационный центр, компании ТЭК, образовательная деятельность, научно-исследовательская работа, научно-образовательно-просветительская деятельность, коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности, интеграция университетской науки и образования.

Для цитирования: Гулиев И.А., Рыбин М.В., Степанов А.А. Научно-образовательный проект «ЦСИ - МИЭП - МГИМО»: опыт успешной реализации // Экономические системы. 2021. Том 14. № 3 (54). С. 167-175. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-167-175.

Введение

В последние годы человечество столкнулось с новой непознанной реальностью, обусловленной корона-кризисом COVID-19. Этот кризис предопределил изменения в традиционных моделях организационных механизмов и структур управления устойчивым социально-экономическим развитием. В то же время кризис - это не только испытание, но и возможность выйти из порочного круга непредсказуемости, неопределенности, ненужности, возможности поиска новых форм и инструментов расширения горизонтов своего участия в активной жизни общества, в том числе в научно-образовательной сфере.

В этих условиях как никогда актуально создание механизмов реализации синтеза энергии молодых и опыта маститых ученых, вовлечения студентов в процессы активного участия в образовательной, научной и практической деятель-

ности, придания этой энергии общественной значимости, а молодежи - статуса авангарда инновационного развития.

Вместе с тем в кризисный период (время сужения экономического пространства, схлопывания огромного числа предприятий и даже отраслей) открываются возможности углубления и расширения инновационной ниши в сфере экономики и управления.

Это время - время организации кросс-функционального взаимодействия и совместной работы людей разных видов деятельности в общем пространстве в целях достижения синергетического эффекта от постоянных дискуссий и выработки общих совместных решений для повышения эффективности реализации инновационной политики.

В этот сложный период особую координирующую роль должны играть образовательные, научные и научно-исследовательские учреждения для созидательного корпоративного единства, способного оживить, зажечь участников идеей «Давайте решать проблемы вместе!».

Таким центром координации молодежного студенческого движения является Центр стратегических исследований в области инноваций и цифровой экономики, действующий в течение нескольких лет в Одинцовском кампусе Международного института энергетической политики и управления инновациями (МИЭП) МГИМО.

Основная часть

Центр стратегических исследований (ЦСИ) в области инноваций и цифровой экономики - структурное подразделение МИЭП МГИМО (Одинцовский филиал).

К компетенциям деятельности Центра как ведущего научно-исследовательского и научно-образовательного подразделения МГИМО относятся: научно-исследовательская работа; научно-образовательная и научно-просветительская деятельность, а также коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности ЦСИ.

Миссия ЦСИ - это стремление к общественному благополучию на основе достижения наивысшего мирового уровня в образовании, научных исследованиях, разработке и внедрении инновационных проектов; предоставление высокой квалификации, необходимой для осуществления эффективной инновационной деятельности и достижения личного успеха на принципах партнерства и взаимодействия с ведущими компаниями ТЭК.

Цель ЦСИ - воспитывать активных, преданных делу профессионалов в сфере управления инновационной деятельностью в компаниях ТЭК, формировать у молодежи инновационное мировоззрение в современном социокультурном пространстве.

Участники ЦСИ призваны быть лучшими из лучших членов студенческого инновационного сообщества, создавать новое знание, актуальное для теории и практики, развития научного потенциала университета, обеспечивать преем-

ственность поколений в научном сообществе университета, активно развивать интеграцию университетской науки и образования.

В задачи ЦСИ входят:

- совершенствование идеологии и пропаганды идей инновационного развития как главного инструмента эффективного внедрения новейших достижений научно-технического прогресса в компаниях топливно-энергетического комплекса;

- привлечение широких масс молодежи к активному участию в инновационной деятельности ЦСИ и компаний топливно-энергетического комплекса;

- создание сетевых образовательно-консалтинговых молодежных проектов инновационного развития компаний ТЭК на основе технологий самоорганизации в принципиально новых условиях информационного технологического способа производства;

- обучение и воспитание кадрового потенциала инновационной экономики для работы в системе компаний топливно-энергетического комплекса;

- организация на базе ЦСИ инновационно-образовательных проектов, в частности, Студенческого инновационного клуба, где молодым участникам предоставляется возможность профессиональной и консалтинговой поддержки в получении образования, организации и развитии собственного бизнеса;

- привлечение к участию в инновационной деятельности ЦСИ детей среднего и старшего школьного возраста на основе создания инновационно-образовательного проекта «Школа юных инноваторов», где предполагается ре-ализовывать образовательные и просветительские программы по разъяснению преимуществ участия молодежи в инновационном движении: создание молодежных стартапов, бизнес-инкубаторов и т. п.;

- организация и реализация научно-исследовательских проектов по актуальным проблемам науки, в том числе для выдвижения на соискание грантов и других форм поддержки научных исследований;

- обеспечение условий для наиболее полного раскрытия творческих способностей молодых ученых университета, создание востребованных в практической деятельности интеллектуальных продуктов;

- взаимодействие представителей ЦСИ с отечественными и зарубежными ведущими научно-образовательными центрами;

- организационное сопровождение процесса внедрения научных результатов ЦСИ в образовательную деятельность университета и практическую деятельность компаний нефтегазового комплекса.

Коллектив ЦСИ формируется на базе ведущих кафедр МИЭП МГИМО Одинцовского кампуса. Центр возглавляет ведущий ученый в области управления инновациями, доктор технических наук, член-корреспондент РАН, профессор Валерий Иванович Салыгин.

Работа в Центре осуществляется по трем основным направлениям, в которых и работают студенты.

I. Научно-исследовательская работа:

а) развитие ЦСИ в качестве центра научно-теоретического, методологического и методического обеспечения проведения фундаментальных и прикладных НИР. Организация разработки научных концепций в области создания эффективных механизмов управления социально-экономическими системами в сфере топливно-энергетического комплекса в парадигме цифровой трансформации экономики; проведение в Одинцовском филиале МГИМО постоянно действующих семинаров, консультаций, круглых столов по обсуждению актуальных проблем управления социально-экономическим развитием в условиях цифровизации;

б) формирование ЦСИ как теоретико-методологического центра аналитической и экспертной подготовки соискателей, аспирантов и докторантов МИЭП (проведение постоянно действующих круглых столов, семинаров-консалтингов, например, по программе «Креатив в подготовке и защите диссертации» и др.); гармонизация и синхронизация тем диссертаций в соответствии с планами научно-исследовательской работы ЦСИ;

в) совершенствование научно-методического обеспечения реализации главной функции МИЭП МГИМО - подготовки высококвалифицированных кадров в области управления инновациями. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий XXI века - технологий креативной авторизации, гей-мификации и других, позволяющих сформировать у обучающихся принципиально новые, необходимые в сфере управления инновационными процессами профессиональные компетенции креативно-инновационного мышления и поведения, флексибильности, креативности, коллаборации, и др.

г) организация проведения научно-исследовательских работ в соответствии с планами и договорами НИР по заданиям, определенным организациями-заказчиками (Роснефть, Транснефть и др.);

д) привлечение студентов бакалавриата, магистрантов, соискателей, аспирантов и докторантов к работе в Центре в качестве его сотрудников для выполнения научно-исследовательских проектов и заданий, связанных с решением проблем управления инновационным развитием компаний топливно-энергетического комплекса.

II. Научно-образовательно-просветительская деятельность:

а) издание монографий, сборников научных трудов ЦСИ, учебников и учебных пособий для освещения, популяризации и продвижения в научном сообществе результатов деятельности ЦСИ;

б) проведение научно-теоретических и научно-практических конференций, открытых публичных лекций, семинаров-консалтингов для заинтересованных организаций и лиц по проблемам управления инновациями и развития цифровой экономики.

III. Коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности ЦСИ:

а) реализация в компаниях-заказчиках обучающих программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, научно-просветительских

лекций, мастер-классов, семинаров-консалтингов для практического освоения и использования персоналом компаний в повседневной профессиональной деятельности результатов НИР;

б) проведение открытых научно-просветительских лекций, мастер-классов, семинаров-консалтингов по популяризации и продвижению результатов НИР для заинтересованных сторонних организаций и лиц по следующим направлениям: «Управление инновационными проектами в режиме реального времени», «Управление работой команд инновационных проектов», «Управление коммерциализацией инновационной деятельности», «Самоменеджмент» и др.

Студенты принимают активное участие в работе Центра стратегических исследований. Это, конечно, вопрос мотивированности и целеполагания, но студенты понимают, для чего они приходят в университет. Большинство из них ощущает потребность в достижениях и успехе. В ЦСИ студентам прививают интерес к накоплению знаний, умению ориентироваться в информационном потоке, а также непрерывному самообразованию.

В последние годы по инициативе студентов был создан Студенческий инновационный клуб, где в рамках круглого стола «Цифровая трансформация в условиях современной экономики», на ежегодных научно-практических конференциях MGIMO Innovation Week были продемонстрированы промежуточные результаты научных исследований.

Эта практика успешно продолжается в деятельности постоянно действующего научного семинара, который посвящен памяти известного российского ученого, члена Президиума РАН Николая Павловича Лаверова. На семинаре заслушиваются преподаватели и студенты с результатами НИР, в первую очередь по направлениям подготовки МИЭП как Одинцовского филиала, так и МГИМО в целом. На семинар приглашаются коллеги из других вузов - партнеров МГИМО.

По итогам заседаний клуба на постоянной основе издаются сборники трудов, проводятся информационные встречи со студентами о результатах и дальнейших направлениях деятельности Центра стратегических исследований в рамках научно-педагогических программ.

Для студенческой молодежи Одинцовского кампуса МГИМО, задействованной в деятельности ЦСИ, предоставляется возможность принимать активное участие в демонстрационных семинарах-консалтингах и мастер-классах: «Мастер креативного менеджмента», «Креативный менеджмент в компаниях ТЭК», «Муниципальный менеджмент: творческое решение городских проблем», «Креатив в подготовке и защите диссертации», «Самоменеджмент», «Креативные предвыборные программы: как голосуешь, так и живешь» и др. Слушатели таких программ знакомятся с опытом поиска инновационных, оригинальных и не-копируемых решений управленческих проблем известными отечественными и зарубежными предпринимателями. В процессе занятий слушатели отрабатывают алгоритмы принятия и реализации инновационных нестандартных решений в различных моделируемых ситуациях.

Программа «Фабрика звезд креативного менеджмента» - это триггер репу-тационного проекта «Инновационный университет XXI века» по формированию и продвижению имиджа, бренда и репутации Одинцовского кампуса МИЭП МГИМО МИД России на отечественном и зарубежных рынках образовательных услуг, деятельность которого направлена на дальнейшую активизацию инновационного движения в условиях цифрового общества.

Результаты деятельности ЦСИ отражаются в защищенных диссертациях, опубликованных монографиях, учебниках, учебных пособиях, научных статьях, выступлениях на научных конференциях, круглых столах, семинарах, симпозиумах, полученных патентах, выданных свидетельствах о регистрации интеллектуальной собственности и др. Это также служит хорошим опытом и информационной основой для написания выпускных квалификационных работ для бакалавров и магистерских диссертаций.

В настоящее время ЦСИ принимает участие в выполнении технических заданий ПАО «Транснефть», ПАО «Роснефть», таких как: «Анализ перспективных научных исследований техники и технологий зарубежных компаний трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов», «Комплексные исследования и разработка методов оптимального управления бизнес-процессами предприятий крупнотоннажного судостроения на основе применения цифровых технологий», «Комплексные исследования международного опыта по развитию и внедрению искусственного интеллекта. Разработка рекомендаций для ПАО «НК «Роснефть», «Исследование мирового опыта ведущих зарубежных нефтегазовых компаний в сфере повышения энергоэффективности» и др.

В ходе проведенных исследований были разработаны рекомендации по повышению эффективности управления инновационной деятельностью отечественных компаний ТЭК, опубликованы научные статьи, в том числе в ведущих зарубежных периодических изданиях из ресурсов Бкориэ, WoS и др.

Студенческая молодежь МИЭП МГИМО (Одинцовский кампус) в течение учебного года принимает активное участие в научной жизни ЦСИ: проводят комплексный анализ деятельности конкретных компаний, составляют аналитические отчеты по исследованию их опыта и практик внедрения организационных и технологических инноваций и т. д. Это позволяет им совершенствовать аналитические способности, применять знания иностранных языков при изучении официальных отчетов и документации зарубежных компаний, а также в целом расширять свои знания в области инноваций и возможности их применения в различных сферах. Работа в ЦСИ дает возможность успешно совмещать учебу в университете с работой в Центре стратегических исследований в области инноваций и цифровой экономики МИЭП МГИМО (Одинцовский кампус) благодаря удобному гибкому графику.

Студенты активно участвуют в популяризации результатов своей научной деятельности, совместно с ведущими учеными ЦСИ принимают активное участие в пропаганде и доведении до широкой общественности результатов научно-исследовательских и информационно-аналитических работ.

Ведущие ученые Центра стратегических исследований совместно со студентами МИЭП МГИМО опубликовали учебное пособие на английском языке «Creative management. Practica! work on creative management. Training Toolkit». Готовится к изданию учебник «Управление инновационными процессами» для магистрантов и бакалавров Международного института энергетической политики и управления инновациями, обучающихся по направлению «Экономика и управление инновациями», сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава Международного института энергетической политики и управления инновациями «Энергетическая политика и стратегии инновационного развития компаний топливно-энергетического комплекса в парадигме цифровизации», словарь-справочник «Управление инновациями», другие научные и учебные издания.

Заключение

Современный управленец в сфере инновационного развития должен владеть профессиональными навыками осознанного описания авторизованных методик инновационного процесса, обоснования их логики еще до начала его запуска. Подготовка специалистов в области управления инновационной сферы - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах инновационного развития общества и государства. Такая подготовка должна обеспечивать завершенный цикл образовательного процесса, характеризующегося определенной единой совокупностью требований и компетенций. Такой процесс по своему содержанию должен способствовать развитию творческой личности, обеспечить совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, компетенций и опыта для активной и эффективной работы в инновационной сфере.

Подготовка квалифицированных управленческих кадров для инновационной сферы - одна из ключевых задач современной системы образования. Такое образование для инновационной сферы должно представлять собой систему профессиональных образовательных мероприятий, направленных на решение задач подготовки работников соответствующей квалификации в соответствии с потребностями инновационной политики государства. Подготовка квалифицированных кадров для работы в постоянном инновационном режиме в новых условиях должна отличаться от общепринятых ранее образовательных моделей. Решению этой задачи способствуют изучение и тиражирование положительного опыта привлечения студентов и магистрантов к научно-исследовательской и образовательной деятельности посредством создания научно-образовательных центров.

Опыт создания и реализации научно-образовательного проекта «ЦСИ - МИЭП -МГИМО» и дальнейшее тиражирование его опыта в других образовательных и научно-исследовательских учреждениях страны даст новый импульс к овладению знаниями, навыками и компетенциями в области научно-практической инновационной деятельности.

Источники

1. Актуальные вопросы управления устойчивым инновационным развитием предприятий в информационно-цифровой экономике : монография / В.И. Салыгин [и др.]; под общ. ред. А.А. Степанова, М.В. Рыбина, И.А. Гулиева. Москва : Научный консультант, 2019. 224 с.

2. StepanovA.A., Rybin M.V., Morozova N.V. The System of Key Performance Indicators of Innovative Activity as Management Innovation in Oil and Gas Companies // Conference proceedings ISCI 2019 «Industry Competitiveness: Digitalization, Management, and Integration». URL: https:// www.springer.com/gp/book/9783030407483 (дата обращения: 04.08.2021).

3. РыбинМ.В., СтепановА.А., Яровова Т.В. Профессиональные компетенции управленческих кадров в инновационной сфере // Педагогическое образование и наука. 2021.

4. Концептуальные проблемы инновационной политики в сфере образования : монография / М.В. Савина [и др.]. Москва : ИТК «Дашков и Ко», 2020. 132 с.

5. Императивы реализации инновационной политики в концепции цифровой трансформации : монография / А.А. Степанов [и др.]; под ред. А.А. Степанова. Москва : РУСАЙНС, 2020. 184 с.

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECT «CSI - MIEP - MGIMO»: EXPERIENCE OF SUCCESSFUL IMPLEMENTATION

Guliyev I.A., Rybin M.V., Stepanov A.A.

GULIYEV Igbal Adilevich - Ph.D. in economic sciences, associate professor, deputy director of the International institute of energy policy and diplomacy MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia. E-mail: guliyev@miep-mgimo.ru

RYBIN Mikhail Vladimirovich - doctor of technical sciences, associate professor, Head of the Department of innovation management of MIEP MGIMO, Odintsovo, Russia. E-mail: m.rybin@odin.mgimo.ru

STEPANOV Alexander Annayrovich - doctor of economic sciences, professor, professor of the Department of innovation management of MIEP MGIMO, Odintsovo, Russia. E-mail: step-916@yandex.ru

Abstract. The article highlights the experience of creating and implementing the scientific and educational project «CSI-MIEP-MGIMO» on the basis of the Center for Strategic Research in the Field of Innovation Management of the International Institute of Energy Policy of MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia and the possibilities of its further use in the practice of scientific and educational activities of other educational and research institutions.

Keywords: innovation center, fuel and energy companies, educational activities, research work, scientific, educational and educational activities, commercialization of research results, integration of university science and education.

For citation: Guliyev I.A., Rybin M.V., Stepanov A.A. Scientific and educational project «CSI - MIEP - MGIMO»: experience of successful implementation. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 3 (54). P. 167-175. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-167-175.

References

1. Topical issues of management of sustainable innovative development of enterprises in the information and digital economy: monograph / V.I. Salygin [et al.]; ed. by A.A. Stepanov, M.V. Rybin, I.A. Guliyev. Moscow : Scientific Consultant, 2019. 224 p.

2. Stepanov A.A., Rybin M.V., Morozova N.V. The System of Key Performance Indicators of Innovative Activity as Management Innovation in Oil and Gas Companies. Conference proceedings ISCI 2019 «Industry Competitiveness: Digitalization, Management, and Integration». URL: https:// www.springer.com/gp/book/9783030407483 (accessed: 04.08.2021).

3. Rybin M.V., Stepanov A.A., Yarovova T.V. Professional competencies of managerial personnel in the innovation sphere. Pedagogical education and science. 2021.

4. Conceptual problems of innovation policy in the field of education : monograph / M.V. Savina [et al.]. Moscow: РТС «Dashkov & Co.», 2020. 132 p.

5. Imperatives of the implementation of innovation policy in the concept of digital transformation : monograph / A.A. Stepanov [et al.]; ed. by A.A. Stepanov. Moscow : RUSAINS, 2020. 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.