Студенческая научно-исследовательская деятельность в контексте повышения качества кадрового потенциала
Яровова Татьяна Викторовна,
канд. пед. наук, доцент, кафедра регионального управления и национальной политики, Заместитель научного руководителя Международного института энергетической политики МГИМО МИД России E-mail: [email protected]
Сидяков Данила Юрьевич,
студент Международного института энергетической политики
МГИМО МИД России
E-mail: [email protected]
В статье на основе исследования актуальных аспектов развития студенческой научно-исследовательской деятельности проведён анализ, результаты которого указывают на наличие тесной связи между уровнем развития научной деятельности обучающихся высших учебных заведений и качественным совершенствованием кадрового потенциала Российской Федерации. Выявлены основные тенденции и условия, с учётом которых сегодня происходит развитие отечественной образовательной сферы. Обозначена основополагающая роль учреждений высшего образования в процессе подготовки квалифицированных специалистов, которые в будущем во многом будут определять основные направления развития российского государства. Выявлен комплекс навыков и компетенций, который является ключевым в контексте всестороннего развития личности студента. Показано, что одним из таких навыков, приобретаемых в процессе научно-исследовательской деятельности, является умение критически мыслить является одним из основополагающих факторов формирования сознательности индивида. Особо отмечено, что именно студенты играют важную роль в процессе качественного развития кадрового потенциала Российской Федерации.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, кадровый потенциал Российской Федерации, система образования, студенческие научные объединения, укрепление суверенитета Российской Федерации.
о с
U
см о см
03
В условиях нарастающей неопределённости экономических и иных отношений, сдвига социологической, культурной и образовательной парадигм и влияния научно-технологического прогресса на все сферы жизни общества вопрос обеспечения качественного развития кадрового потенциала любой страны является приоритетным направлением деятельности. В России данный аспект рассматривается на федеральном уровне, так как обеспечение высокого уровня образования граждан является одной из стратегических задач развития Российской Федерации [1].
Учитывая сложившуюся ситуацию, обусловленную высокой степенью конкуренции на рынке труда, а также нестабильную внешнеполитическую обстановку, повышается значимость проблемы подготовки профессионального кадрового резерва для сохранения и укрепления суверенитета Российской Федерации [7]. Исходя из этого, особое внимание уделяется как развитию соответствующих учреждений высшего образования, основной целью которых является подготовка высококвалифицированных и востребованных сотрудников, способных действовать и принимать необходимые решения в условиях крайней степени неопределённости, так и непосредственно студенческой научно-исследовательской деятельности, направленной на всестороннее личностное развитие и обеспечение возможности творчески применять в последующей практической деятельности достижения научно-технологического прогресса [3].
Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе проведённого комплексного анализа выявить приоритетные направления, по которым преимущественно осуществляется развитие студенческой научно-исследовательской деятельности в современном российском обществе, а также обозначить основополагающую роль учреждений высшего образования в контексте качественного совершенствования кадрового потенциала Российской Федерации.
На сегодняшний день, высшие учебные заведения выступают в качестве основных агентов в сфере научно-просветительской деятельности в государстве, во многом определяя его будущее. В связи с этим, очень важным является тот образовательный вектор, который задан руководством соответствующей организации, поскольку именно он определяет ориентир, в соответствии с которым можно объективно оценить вклад, который вносит деятельность учащихся в общенаучную систему. В таком случае, формирование такой обра-
зовательной траектории, создание благоприятной образовательной среды выступает в качестве основного фактора развития современной системы глобальных научных, экономических и общественных отношений.
Помимо этого, система образования должна быть устойчива и самодостаточна, университетам следует становиться самоуправляемыми конкурентоспособными организациями, а знания, должны позволять студентам решать задачи, которые ставит перед ними современное общество [12]. Поэтому необходимо осуществлять мониторинг и выявление тенденций, которые в период перехода к новому технологическому укладу, совершенствования государственных, экономических, политических, научных отношений, цифровизации большинства существующих систем будут играть определяющую роль в становлении нового прогрессивного миропорядка.
В таком случае, действенной мерой может выступить создание межвузовских кластеров, способствующих эффективному обмену знаний и технологий, модернизации отечественной образовательной системы, дальнейшему распространению процессных инноваций в сфере науки и высшего образования. На текущем этапе развития отечественных образовательных кластеров наблюдаются процессы, связанные с усовершенствованием их деятельности и расширением области применения данной организационной формы. Вместе с этим, требуется подготовить инфраструктурную, институциональную и материально-техническую базу, позволяющую обеспечить гармоничную интеграцию подобного образования с соответствующими российскими структурами. Такое нововведение, по мнению авторов. положительно отразится на большинстве образовательных учреждений, так как позволит своевременно обмениваться опытом и максимально эффективно проводить совместные исследования, а взаимосвязь научных центров и соответствующих отраслевых предприятий будет способствовать реализации практико-ориентированной студенческой деятельности и согласованию потребностей глобального рынка труда со сферой предоставления образовательных услуг [9].
Основные направления развития студенческой исследовательской деятельности должны во многом отвечать существующим вызовам, формировать и развивать необходимые компетенции и учитывать происходящие сегодня изменения. Необходимо научить студентов быть чувствительными к колебаниям в различных сферах как международных, так и внутригосударственных отношений, чтобы в будущем своевременно производить учет рисков и объективно оценивать свои возможности [6]. Более того, вопрос компетентности студентов, будущих управленцев, экономистов, государственных деятелей, также рассматривается как наиболее значимый аспект обеспечения государственной целостности и суверенитета Российской Федерации. Реалии таковы, что большинство
проектов, будь то национальные стратегии развития или план деятельности предприятия на определённый временной период могут быть реализованы с максимальной эффективностью только при условии активного вовлечения в процесс реализации компетентных кадров. Именно поэтому, основная задача высших учебных заведений - обучить студента наиболее важным аспектам профессиональной деятельности с учетом современных тенденций и постоянного совершенствования методологии обучения [11].
Одним из важнейших навыков, на развитии которого необходимо сделать акцент во время студенческой исследовательской деятельности, является умение критически мыслить. В условиях преобладания клипового мышления, наибольшую ценность приобретает умение грамотно и объективно оценивать ситуацию, выявлять риски и угрозы на ранних стадиях, путём принятия грамотных управленческих решений минимизировать негативные последствия кризисных ситуаций [10]. Выработать данное умение можно только путём постоянных тренировок и ментальных практик благодаря проведению обучающимися собственных фундаментальных исследований. В процессе воспитания такого важного качества огромную роль играет деятельность научного руководителя. Перед преподавателем, курирующим научный проект, стоит задача реализации творческих и исследовательских начал студента путём осуществления управленческих функций контроля и мотивации [12].
Ещё одним ценным навыком, который можно получить в результате рассматриваемой в статье деятельности, служит умение мыслить нестандартно. Как уже отмечалось ранее, в современном стремительно меняющемся мире, где высока вероятность возникновения факторов, оказывающих дестабилизирующее воздействие на все структуры общественных отношений, подобного рода умение позволит находить решение в любых ситуациях, даже в условиях крайней степени неопределённости.
Каждая система в отдельности имеет свой собственный набор объектов, категорий, свойств и отношений. Зачастую, во время комплексного, системного анализа определённой проблемы или построения модели необходимо изменить существующий набор для перехода к новому состоянию при помощи доработки уже существующей системы, что и происходит во время научных исследований. Именно поэтому, взаимодействие двух ментальных умений, критического и нестандартного подхода, позволяет обеспечить мультипликативный эффект, что в результате сделает возможным применение комплексного подхода к изучению определённого объекта, процесса или явления. Более того, перечисленные навыки уже являются в достаточной степени существенной базой для приобретения и освоения других умений.
Любое исследование направлено прежде всего на выявление необходимых инструментов для
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
решения определённой проблемы или удовлетворения соответствующей потребности. В таком случае обязательно должен учитываться критерий не только экономического и инвестиционного, но и социального эффекта. Таким образом, по итогам публикации результатов исследования можно судить об уровне социальной полезности зная уровень положительного влияния результатов на процесс решения общезначимых социальных проблем.
Вместе с этим, наличие сознательности положительно влияет на процесс воспитания человека. В эпоху преобладания цифровых технологий, повсеместной роботизации процессов и использовании информационных новаций, аспект, связанный с личным воспитанием каждого конкретного индивида, оказывается очень значимым.
Помимо вышеперечисленных навыков, активное участие в исследовательских работах позволяет также значительно улучшить когнитивные способности, расширить кругозор, развить память, логическое мышление, умение быстро ориентироваться и принимать волевые решения в ситуациях неопределённости, усовершенствовать умение систематизации знаний, поиска причинно-следственной связи. Для обучающихся развитие всех перечисленных навыков является важной стороной дальнейшей профессиональной деятельности, поэтому и руководство образовательных организаций, и преподаватели уделяют огромное внимание развитию комплекса мер по поддержке студенческих научных инициатив.
Так, в Международном институте энергетической политики Одинцовского филиала МГИМО МИД России организован студенческий научный «Инновационный клуб», целью которого является повышение осведомленности студентов МГИМО о важности процессов инновационного развития в контексте стратегических приоритетов Российской Федерации. Клуб помогает студентам вести разнообразную общественную деятельность при тесном сотрудничестве с Центром стратегических исследований в области инноваций и цифровой экономики МИЭП и кафедрой управления инновациями. Уже с самого начала деятельности активисты клуба имеют публикации в ведущих научных изданиях.
Инновационный клуб МИЭП МГИМО МИД России является одним из организаторов «Газового диалога» в Сколково и ежегодной Инновационной недели при поддержке фонда развития МГИМО, на которую приглашаются руководители ведущих отечественных и зарубежных компаний. Начиная с 2019 года, конференции «MGIMO Innovation Week» посетило более 500 студентов. В качестве спикеров в пленарном заседании приняли участие руководители концерна Eni S.p.A., ГПБ (АО), Один-5 цовской торгово-промышленной палаты, Тоталь-g Россия, представители ПАО «НК Роснефть», «Ка-S лашников», ПАО «Промсвязьбанк», компаний ° «Град», «Литосфера», «Газпром недра», «Газпром 1 межрегионгаз Москва», «Equinor ASA» (Норвегия),
Института проблем нефти и газа Российской академии наук, МГТУ им. Н.Э. Баумана и ряда других крупных отечественных и зарубежных корпораций и научно-исследовательских центров.
Студенты принимают активное участие в международных научных конференциях «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества», «Энергостарт» с фундаментальными исследованиями и докладами, в том числе и на иностранных языках. Регулярно Инновационный клуб организует мастер-классы специалистов ПАО «Газпром», ГК «Росатом», Российской академии наук, экспертов ООН и других широко известных организаций.
В контексте обеспечения безопасности и стабилизации как внутренних, так и внешних отношений, студенты, будущие квалифицированные специалисты, занимают важное место в системе кадрового потенциала Российской Федерации. Важность стимулирования студенческой научной деятельности регулярно подчеркивается Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным [8]. Также, неоднократно в нормативных документах указывается важность совершенствования системы научно-исследовательской работы студентов. В Федеральной программе развития системы образования на период с 2016 по 2020 год среди основных направлений развития образовательной системы отмечены мероприятия, напрямую касающиеся развития научного и творческого потенциала студентов, стимулирования научно-исследовательской деятельности обучающихся, создание специализированных фондов и грантов поддержки студенческих научных разработок. Исходя из этого, можно судить о том, что научно-исследовательская деятельность учащихся высших учебных заведений является объектом повышенного внимания как со стороны руководства учебных центров, так и со стороны федеральных органов власти [2].
Подводя итоги, проведённый в рамках данного исследования анализ свидетельствует о крайней степени важности развития научной деятельности студентов в контексте обеспечения качественного развития кадрового потенциала Российской Федерации. Сегодняшние студенты в ближайшее время во многом будут определять основные направления развития российского государства [4]. Именно поэтому особое внимание уделяется качественной профессиональной подготовке студентов. Будущие управленцы, политики и дипломаты, специалисты в сфере международной энергетики или внутренних экономических и общественных связей должны обладать комплексом навыков и умений, необходимых для эффективной работы на благо российского государства в условиях неопределённости и дестабилизации международных отношений. Умение мыслить нестандартно, применять методы критического анализа, чувствовать тенденции и изменения, происходящие в обществе и приводящие к новому миропорядку - все эти навыки, полученные в результате фундаментальной научной деятельности, являются в совре-
менных условиях необходимыми. Поэтому на протяжении всего периода обучения студентов необходимо системно и целенаправленно осуществлять подготовку будущих специалистов к выполнению научной, общественной и государственной деятельности.
Литература
1. Указ Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 (ред. от 22.11.2017) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
3. Архипова Н.И., Назайкинский С.В. Кадровый потенциал российской экономики: угрозы и возможности // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2019. - № 4. -С.154-165.
4. Валькович О. Н., Коротких Л.В. Совершенствование кадровой политики государства и предприятия как фактор развития трудового потенциала России // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - № 5. - С. 29-31.
5. Григорьев Н. Ю., Чвякин В.А. Социальная эффективность как проблема управленческой деятельности // Социально-гуманитарные знания. - 2020. - № 3. - С. 242-253.
6. Коган Е.А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе // Человеческий капитал. - 2020. - № 8. - С. 179-187.
7. Магомедов К.О. Кадровый потенциал России: социологический анализ проблем формирования и развития // Коммуникология. - 2017. -№ 1. - Т. 5. - С. 134-146.
8. ТАСС: Путин поручит своей администрации проработать меры поддержки научных объединений студентов [Электронный ресурс]. URL https://tass.ru/obschestvo/10540053
9. Харламова М. В., Бартош Д.К. Международный образовательный кластер как основа реализации сетевых образовательных программ и исследований // Педагогика и психология образования, 2018.
10. Якунина Н.А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2019. -№ 4(42). - Т. 18. - С. 21-26.
11. Яровова Т.В. Высшее образование в пространстве глобальной экономики: анализ тенденций развития современного университета // Педагогическое образование и наука. - 2018. -№ 2. - С. 84-86.
12. Яровова Т.В. Научно-исследовательская деятельность студентов как основа развития творческого потенциала // European Social Science Journal. - 2018. - № 10. - С. 454-458.
STUDENT RESEARCH ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF IMPROVING THE QUALITY OF HUMAN RESOURCES
Yarovova T.V., Sidyakov D. Yu.
International Energy Policy Institute MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
In the article, based on the study of the current aspects of the development of student research activities, an analysis is carried out, the results of which indicate the presence of a close connection between the level of development of scientific activities of students of higher educational institutions and the qualitative improvement of the human resources of the Russian Federation. The main trends and conditions are identified, taking into account which the development of the domestic educational sphere is taking place today. The fundamental role of higher education institutions in the process of training qualified specialists, which in the future will largely determine the main directions of development of the Russian state, is outlined. A complex of skills and competencies has been identified, which is key in the context of the comprehensive development of the student's personality. It is shown that one of these skills, acquired in the process of research activities, is the ability to think critically, which is one of the fundamental factors in the formation of an individual's consciousness. It was especially noted that it was students who play an important role in the process of qualitative development of the human resources potential of the Russian Federation.
Keywords: research activity, human resources potential in the Russian Federation, education system, student scientific associations, strengthening sovereignty of the Russian Federation.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation V.V. Putin "National goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024".
2. Resolution of the Government of the Russian Federation of 23.05.2015 N 497 (ed. of 22.11.2017) "The Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020".
3. Arkhipova N. I., Nazaykinsky S.V. Personnel potential of the Russian economy: threats and opportunities // Bulletin of the RSUH. Series «Economy. Management. Right.» - 2019. - No. 4. - pp. 154-165.
4. Valkovich O. N., Korotkikh L.V. Improving the personnel policy of the state and enterprise as a factor in the development of the labor potential of Russia. // Society: politics, economics, law. -2017. - No. 5. - pp. 29-31.
5. Grigoriev N. Yu., Chvyakin V.A. Social efficiency as a problem of managerial activity // Social and humanitarian knowledge. -2020. - No. 3. - pp. 242-253.
6. Kogan E.A. The attitude of university students to research work / / Human Capital. - 2020. - No. 8. - pp. 179-187.
7. Magomedov K.O. Personnel potential of Russia: sociological analysis of the problems of formation and development / / Kom-munikologi. - 2017. - No. 1. - Vol. 5. - p. 134-146.
8. TASS: Putin will instruct his administration to work out measures to support scientific associations of students [Electronic resource]. URL https://tass.ru/obschestvo/10540053
9. Kharlamova M. V., Bartosh D.K. International educational cluster as a basis for implementing network educational programs and research // Pedagogy and Psychology of Education, 2018.
10. Yakunina N.A. Critical thinking: analytical understanding of the concept / / Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. -2019. - № 4(42). - Vol. 18 — p. 21-26.
11. Yarovova T.V. Higher education in the global economy: analysis of trends in the development of a modern university // Pedagogical education and science. - 2018. - No. 2. - pp. 84-86.
12. Yarovova T.V. Research activity of students as a basis for the development of creative potential / / European Social Science Journal. - 2018. - No. 10. - pp. 454-458.
C3
о
CO
-a
I=i А —i о
C3 t; о m О от
З
ы о со