Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ В КОНТЕКСТЕ КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ В КОНТЕКСТЕ КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2166
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / МОЛОДЁЖЬ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / КАЧЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC THEORY / ADAPTATION / PSYCHOLOGY / PUBLIC CONSCIOUSNESS / YOUTH / CORONAVIRUS PANDEMIC / SOCIAL TRENDS / QUALITATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яровова Татьяна Викторовна, Сидяков Данила Юрьевич

В статье на основе исследования социальных последствий, обусловленных распространением коронавирусной инфекции, проведён анализ основных тенденций, возникших как следствие адаптации населения к введённым ограничительным мерам. Выявлены основные тенденции и сформирован комплекс мер, направленных на преумножение и закрепление положительных социальных эффектов для эволюционного развития современного российского общества. Обозначена основополагающая роль развития общественного сознания и молодёжи Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яровова Татьяна Викторовна, Сидяков Данила Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL EFFECTS OF THE NEW CORONAVIRUS INFECTIONPANDEMICAS QUALITY DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article, based on a study of social effects caused by the spread of coronavirus infection, analyzed the main trends that have appeared as a result of the restrictive measures and society adaptation. The main trends have been identified and a set of measures has been formed aimed at multiplying and consolidating positive social effects for the evolutionary development of modern Russian society.Development comesfrom public consciousness and youth of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ В КОНТЕКСТЕ КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

Подкопаева. Самара, 2017 - 454 c. [Pedagogika i psihologiya, nauka i obrazovanie: teoretiko-metodologicheskie podhody i prakticheskie rezul'taty issledovanij. Monografiya I Pod redakciej V.A. Kurinoj, O.A. Podkopaeva. Samara, 2017 - 454 c. (In Russ)]

5.Chemiss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burn-out. In Professional of Burn-out: Recend Developments in Theory and Research.- London: TaylorandFrancis, 1993.-P. 135-149

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ В КОНТЕКСТЕ КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Яровова Татьяна Викторовна

канд. пед. наук, доцент, кафедра регионального управления и национальной политики

Факультет управления и политики МГИМО(у) МИД России СидяковДанила Юрьевич студент Международного института энергетической политики

МГИМО(у) МИД России

SOCIAL EFFECTS OF THE NEW CORONAVIRUS INFECTIONPANDEMICAS QUALITY DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

Yarovova Tatyana Viktorovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Regional Management and National Policy Faculty of Management and Politics MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs ofRussia

SidyakovDanilaYurevich Student of the International Energy Policy Institute MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs ofRussia DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.6.76.936

АННОТАЦИЯ

В статье на основе исследования социальных последствий, обусловленных распространением коронавирусной инфекции, проведён анализ основных тенденций, возникших как следствие адаптации населения к введённым ограничительным мерам. Выявлены основные тенденции и сформирован комплекс мер, направленных на преумножение и закрепление положительных социальных эффектов для эволюционного развития современного российского общества. Обозначена основополагающая роль развития общественного сознания и молодёжи Российской Федерации.

ABSTRACT

The article, based on a study of social effects caused by the spread of coronavirus infection, analyzed the main trends that have appeared as a result of the restrictive measures and society adaptation. The main trends have been identified and a set of measures has been formed aimed at multiplying and consolidating positive social effects for the evolutionary development of modern Russian society.Development comesfrom public consciousness and youth of the Russian Federation.

Keywords: socio-economic theory, adaptation, psychology, public consciousness, youth, coronavirus pandemic, social trends, qualitative development.

Ключевые слова: социально-экономическая теория, адаптация, психология, общественное сознание, молодёжь, пандемия коронавируса, социальные тенденции, качественное развитие.

Введение

Сегодня мир переживает ряд потрясений, связанных с распространением нового типа коронавирусной инфекции. Нарушение привычного образа жизни общества, дестабилизация международных политических и экономических отношений, безработица, социальные потрясения — все это последствия пандемии. Молниеносно распространяющийся вирус затронул не только экономическую, но и политическую, социальную структуру общества. Учитывая текущую ситуацию, необходимо действовать решительно: принимать эффективные меры, направленные на стабилизацию текущей ситуации. Исходя из этого, встаёт вопрос о

прогнозировании последствий, поиске путей минимизации негативного воздействия пандемии и возможности исследования социальных изменений, исходя из следующих основных задач.

Во-первых, необходимо исследовать проблему влияния распространяющегося вируса на социальную структуру общества в целом.

Во-вторых, требуется выявить научную основу, методическую базу исследования для определения взаимосвязи социальной и экономической сфер общества, выявления важности обеспечения эволюционного развития социальной сферы, совершенствования систем принятия и контроля решений, оказывающих влияние на данные сферы общества.

В-третьих, необходимо обозначить важность исследования социальной сферы для прогнозирования последствий грядущих изменений и оптимизации системы государственного планирования, которая определяет стратегию дальнейшего развития общества.

Для обеспечения самой возможности принятия грамотных решений ивведения ограничительных мер необходимо проводить анализ не только экономической, но и социальной составляющей общества, которая оказывает непосредственное влияние на процесс развития государства. Данное исследование направлено на выявление именно социальных тенденций для планирования дальнейших действий, позволяющих обеспечить стабильность общественных и экономических отношений. Для выполнения данной задачи необходимо:

Во-первых, выявить взаимозависимость социальной и экономической сферы общества, влияние социальной сферы на экономическую составляющую.

Во-вторых, обозначить важность

прогнозирования, базируясь именно на социальных и психологических факторах.

В-третьих, обозначить основные социальные тенденции развития общественных отношений в период пандемии СОУГО-19 и действующих ограничительных мерах.

В-четвёртых, выявить негативные факторы, влияющие на общественное сознание и как следствие дестабилизирующие взаимодействия в обществе, и обозначить пути предотвращения этих факторов.

Инфекция нового типа коронавируса продолжает распространяться, внося хаос во всю систему внутреннего и международного взаимодействия. В этой связи, необходимо принимать грамотные управленческие решения, основанные на психологических и социальных исследованиях. Необходимо принимать максимально эффективные меры, которые с наибольшей вероятностью получат поддержку и одобрение граждан Российской Федерации. Такие решения помогут сохранить и поддержать не только уровень социальной защищённости россиян, но и сохранить саму систему социально-экономических отношений. Именно поэтому, вопрос выявления основных тенденций развития социальной сферы жизни общества с целью прослеживания основных векторов общественного развития, их дальнейшего анализа в контексте обеспечения качественного улучшения социально -экономической составляющей является наиболее актуальным.

Цель исследования

Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе проведённого комплексного анализа выделить социальные последствия пандемии новой коронавирусной инфекции, обозначить их важность в контексте качественного улучшения общественных отношений и на основе

полученных данных сформулировать основные направления дальнейшего развития социальной сферы.

Методологическая основа и методическая база исследований

Методологическую основу исследования составили положения по изучению социальных институтов и факторов психологического влияния на общественное сознание, получивших отражение в трудах Алгазины А.А.[3], Андреева А.Л.[6], М. Вебера[9], Волкова Ю.Г.[11], Воронова В.В.[12], Э. Дюркгейма[17], Кона И.С.[23], Кравченко А.И. [24], Ленькова Р.В.[25, 26], Т. Парсонса[30], Тебекина А.В.[39, 40], Ярововой Т.В.[44, 45] и др.

Методическую базу исследований также составили известные результаты исследований по вопросам теорий общественного поведения[20], преодоления кризиса [28]и взаимодействия социально-экономических факторов[13].

Основные результаты исследований

Пандемия, затронувшая большинство стран современного мира, вызвала огромное количество изменений не только в наших привычках, потребностях или образе жизни; она изменила наше сознание, наше поведение и даже образ мысли. Именно поэтому, социологи со всех уголков мира тщательно исследуют психологическое воздействие пандемии СОУШ-19 на человека.

К сожалению, на сегодняшний день в открытом доступе находится не так много материалов, соответствующих данной тематике, даже несмотря на крайнюю степень актуальности данной проблемы. За основу взяты известныенаучно-исследовательские труды П. Сорокина, Б. Парыгина, а так же М. Вебера.

Питирим Сорокин в книге «Человек и общество в условиях бедствий»[2]рассматривает влияние войн, революций, голода и эпидемий на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь. Рассматриваемый научный труд носит итоговый характер и содержит в себе резюме многолетних исследований в данной области.

Борис Парыгин в своём труде«Основы социально-психологической теории»[31] исследует социальные отношения под влиянием психологического фактора. Автор уделяет большое внимание аспектам социально-психологического общения, важнейшим механизмам социальных отношений, общественному сознанию.

Макс Вебер в работе «Основные социологические понятия»[9] даёт определение роли социального действия в социологии. Вебер стоит у истоков классической теории социологии и трактует эту науку как стремящуюся понимать социальное действие, тем самым объясняя его процесс и воздействие[27].

Отдельного внимания заслуживает статья А. Егорова «Экономика эпидемий»[18], где рассматривается зависимость между негативными последствиями эпидемий и уровнем развития человеческого общества. Автор приходит к выводу о связи накопившихся в обществе изменений с

резонансной реакцией на коронавирус. Именно поэтому можно лишь частично основываться на опыте предыдущих эпидемий, внося корректировки и анализируя результаты внедряемых мер.

Помимо этого, следует упомянуть высокий уровень вовлеченности государства в процесс решения накопившихся проблем и устранения возможных негативных последствий. Это значит, что в нашем распоряжении также находятся официальные отчёты и статистические материалы, научные исследования, статьи и публикации, прогнозы ведущих аналитических агентств и государственных структур, материалы,

публикуемые авторитетными средствами массовой информации. Так же данное исследование основано на материалах, предоставляемых медицинскими учреждениями, центрами исследования психиатрии и неврологии, что говорит о важности не только социального, но и психологического исследования вопроса.

Уже на протяжении нескольких лет экономистами и социологами рассматриваются актуальные парадигмы взаимосвязи

социологической и экономической теории. Важность этого процесса сложно переоценить: уже сегодня многие исследователи говорят о социализации экономики, где главным ресурсом является человек. Человеческий ресурс сейчас ценен как никогда, ведь именно люди определяют вектор эволюционного развития общества. Совершенствуясь, человек позволят всему обществу шагнуть на новую ступень развития. Это касается не только технологических укладов или экономических ступеней развития; речь идёт об эволюции мысли, которая является началом всякого действия.

В данном контексте при изучении взаимовлияния экономики и социологии необходим комплексный, инновационный подход. В достаточной степени результативным поиск может оказаться в области социальной философии. Как известно, экономика - синтез экономических отношений в процессе производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ. Конкретно в данной ситуации, особенно когда социальные потрясения и негативные последствия распространения инфекции обостряют все несовершенства общественных отношений и систем прогнозирования, очевидным оказывается тот факт, что экономические отношения предопределены в первую очередь социальными взаимодействиями[42]. Безусловно, именно человек остаётся ведущим субъектом в данном взаимодействии.

Проецируя данный вопрос на Российскую Федерацию, можно сделать вывод об актуальности данного вопроса. Даже в России, где отмечена высокая степень результативности

ограничительных мер, наблюдались случаи бойкота рекомендаций от соответствующих государственных структур[34].

Следует упомянуть о важности стратегического аналитического управления как основы государственного планирования[15]. Особое место занимает возможность прогнозирования потребительского, социального поведения людей после снятия ограничений[16]. Данный аспект очень важен для обеспечения безопасности граждан и оздоровления экономической системы. Тщательное

прогнозирование и грамотные управленческие решения позволят избежать новой волны заболеваний и в кратчайшие сроки вывести экономику на курс не только количественного, но и качественного развития. Важность именно таких мер была многократно подчёркнута президентом Российской Федерации Владимиром Путиным[32].

Сегодня, когда перед Россией стоит цель укрепления стабильности социально-

экономического развития страны, ключевая роль отведена именно стратегическому планированию в контексте государственного управления. Прежде всего, необходимо учитывать множество аспектов, включая динамику общественных ожиданий и настроений, уровень легитимности, соблюдения гражданских прав и свобод человека. Стратегическим решениям должен предшествовать комплексный анализ ситуации[8]. В данном исследовании главная роль отведена именно социальному фактору, а так же фактору общественного сознания во время пандемии и после снятия ограничительных мер. Все это призвано оптимизировать процесс принятия эффективных решений.

Как уже отмечалось ранее, необходимо научиться «смотреть за горизонт», оценивать характер угроз и оперативно принимать решения, оптимальные для социально-экономической системы страны. Сейчас важнейшей задачей остаётся быстрое и качественноереагирование на глобальные вызовы и угрозы, с которыми столкнулась Российская Федерация. Акцент необходимо сделать именно на социальных тенденциях с учетом опыта пандемии как образца для действий в чрезвычайных ситуациях. Ведь многие исследователи заявляли об успешной адаптации людей к текущим событиям. И многие тенденции остаются актуальными и после карантинных мер. Учитывая всю важность сложившейся обстановки, необходимо комплексно подходить к оценке изменившихся потребностей россиян.

В настоящий момент мы сталкиваемся с ситуативным, сценарным планированием. Выработано несколько сценариев действий, ведь ситуация осложняется двумя факторами. Во-первых, невозможностью предугадать дальнейшее развитие событий и продолжительность введённых карантинных мер. Во-вторых, влиянием вируса на психологию общества, которое оказалось намного сильнее того эффекта, который он оказывает на экономику. Однако, помимо негативных последствий, пандемия, как уже говорилось ранее, обнажила все несовершенства, существующие в

современном обществе. К счастью, благодаря вовремя принятым мерам[10, 14], Российская Федерация смогла избежать ужасных экономических и социальных последствий, однако сейчас необходимо акцентировать внимание на пути оздоровления и восстановления наиболее важных сфер жизни.

Такое ситуационное принятие решений, безусловно, крайне эффективно в момент неопределённости, но при этом стоит помнить о важности быстрого и качественного анализа ситуации. Многие ошибочно долго поддаются такому эффекту, хотя, казалось бы, именно в это время и должна проводиться серьёзная аналитическая работа. Если «подхватить» положительные тенденции, то можно в кратчайшие сроки вернуть общество к «до карантинному» развитию и обеспечить высокие темпы производительности.

Рассмотрим психологический эффект от пандемии, в большей степени проявляющийся в состоянии неопределённости.

За материалом обратимся к исследованию «Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19»[36]. В данной работе изучался уровень тревожности людей и влияние ограничительных мер на общий уровень переживаний и стресса. Как оказалось, повышенный уровень стресса был непосредственно связан с соблюдением социальной дистанции и использованием антисептиков. Даже не сталкиваясь с инфекцией лично, люди испытывают критические последствия социальных

ограничений. Важным аспектом является адаптивное поведение людей в этой ситуации: некоторые люди превратили социальное дистанцирование в полное избегание социальных контактов, что, несомненно, является негативным проявлением адаптации. В связи с повышенным уровнем стресса некоторые люди были более склонны к девиантному поведению, что выражалось в бойкотировании ограничительных мер. И хотя это явление не приобрело массовый характер, оно стало показательным как проявление реакции на сложившуюся ситуацию.

В другой научной работе «Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии»[41] говорится о нарастающем тревожном состоянии, возникающем из-за ситуации неопределённости и необозримости будущего. Обозримость будущего не только для органов государственной власти, но и для граждан — ключ к стабильному развитию современного российского общества.

Как показывают результаты данных исследований, переживания гражданского населения неоднородны. В структуре доминирует тревога не только связанная с риском заражения, но и по поводу негативных, преимущественно экономических, последствий, что свидетельствует о высокой степени чувствительности граждан (особенно молодёжи) ко всем происходящим в странепреобразованиям.

Теперь уделим внимание непосредственно изменениям в поведении, общественном сознании, социальном взаимодействии, а также выявим основные положительные и отрицательные моменты таких преображений.

В данном контексте все социальные тенденции необходимо рассматривать как единое целое, определяя общие меры и развитие сопряженных областей, что позволит обеспечить повышение общего уровня реализации и скорейшее достижение поставленных целей и задач.

Многие философы и социологи отмечают важность самой мысли, как начала любого действия[43]. И поэтому крайне важным является аспект, связанный с изменением привычек, потребностей и поведения, а как следствие, результат иного образа мышления. Возможно, это связано с обострением уже имеющихся наклонностей отдельно взятых индивидов, будь то желание самосовершенствоваться или же склонность к депрессии. Подробнее рассмотрим данную тенденцию на примере исследования, проведённого НИУ ВШЭ[4].Данный анализ базируется на теории потребностей А. Маслоу. В аналитическом бюллетене об экономических и социальных последствиях коронавируса, авторы приводят результаты проведённого ранее опроса, в котором участвовало 88 человек. Каждого из респондентов попросили описать самоизоляцию одним словом или же указать самое яркое воспоминание, связанное с данным явлением. Как оказалось, около 35% ассоциаций имело негативный окрас, 23% позитивный, а 9% нейтральный. Хотя при этом, 60% опрошенных считают проведённое на самоизоляции время продуктивным. Многие люди нашли новые увлечения, научились лучше готовить, стали правильно питаться, следить за здоровьем, экономить деньги и самое главное ценить то, что имеют. Такую статистику подтверждает также факт изменения структуры трат граждан[19], что в свою очередь свидетельствует об изменении привычек и повышении уровня общественного сознания. Многие люди предпочитают сберегать средства, отказывая себе в сиюминутных прихотях. Граждане стали тратить деньги на покупку полезной пищи, превентивные медицинские мероприятия, образование и спорт. Меньше людей стали употреблять алкогольные и табачные изделия. Находясь на самоизоляции, многие не только защитили себя и своих близких, но и научились делать вещи, о которых раньше и не задумывались. Прослеживается положительная динамика, отражающая качественные изменения в обществе; в наших мыслях и поступках.

Именно сейчас необходимо обеспечить качественное улучшение тех отраслей, которые находятся под пристальным наблюдением граждан. Необходимо принимать эффективные меры, направленные на поддержание такой положительной тенденции. Улучшение структуры здравоохранения и превентивных медицинских мер, разветвлённая система оказания

образовательных услуг и социальной поддержки населению. Действовать нужно сейчас, когда граждане активно выступают за улучшение качества и доступности образования, за массовое развитие интеллектуальных способностей, освоение новых навыков, более гибкую систему здравоохранения и социальной помощи. Поддержав такое течение, направив финансирование в ключевые социальные отрасли, отвечающие за уровень образования и здоровья граждан, принимая перспективные управленческие решения, можно обеспечить качественное развитие общества.

Однако некоторые люди подвергались отрицательному влиянию пандемии: отвергали карантинные меры, намеренно не соблюдали режим самоизоляции и рекомендации властей. В соответствии с ранее упоминаемыми исследованиями, такие индивиды оказались склонны к девиантному поведению, что обострилось в момент социального потрясения и привело к созданию непредсказуемости и необозримости дальнейших действий. Многие намеренно дестабилизировали ситуацию, распускали слухи, дезинформировали население путём рассылок ложных фактов и материалов в социальные сети. Этот факторявляется негативным, препятствующим оздоровлению и развитию общественных отношений. Такое негативное отражение адаптации тормозит прогресс и общественное развитие, создавая тот самый момент непредсказуемости и неопределённости общественных действий.

В качестве примера непредсказуемости социального и потребительского поведения возьмем открытие люксового бутика Hermesв Гуанчжоу[35]. За первый день работы было продано изделий на сумму около 2,7 миллионов долларов. Многие были удивлены: казалось бы, эксклюзивные модели сумок не относятся ни к категории «полезная еда», ни к процессу популяризации спорта среди населения. Здесь виден факт удовлетворения лишь материальных, первичных потребностей, что также находит отражение в теории Маслоу. В то время, когда многие люди стремились получить дополнительное образование или полезные навыки, некоторые ограничились только лишь грандиозным удовлетворением первичных потребностей, что тоже является примером девиации в контексте потребительского поведения.

Минимизировать данное негативное последствия поможет поддержание второй социальной тенденции: тяги населения к образованию, познанию мира, личностному росту, потребность в полной осведомлённости о текущей ситуации и принимаемых мерах. В данной тенденции прослеживается все, что касается информации, образования и развития личности. Все это стало возможным благодаря переходу школ, институтов, библиотек, музеев, театров и иных культурно-образовательных учреждений в дистанционный формат работы. Необходимо

развить тенденцию доступности такого рода мероприятий. Кроме этого, нужно обеспечить доступность информации о текущей ситуации и реализуемых мерах. Ведь преимущественно, фактор стресса являлся следствием состояния необозримости. Граждане должны видеть чёткое и грамотное планирование, беспрецедентные меры, обеспечивающие доступность образования, социальную защиту населения, поддержку экономических отраслей. Будущее России должно быть обозримым не только для государственных структур, но и для граждан. Обеспечение развития и распространения данной тенденции очень важно в текущих условиях в контексте качественных преобразований в обществе и эволюционного развития общественного сознания в России.

Конечно, здесь также присутствует негативный фактор: с переходом на дистанционный формат многие люди потеряли работу, а фактор эмоционального выгорания и стирания границ между личной жизнью и работой стал встречаться куда чаще.

Хотя, даже при наличии такого негативного фактора, в соответствии с последними исследованиями сами сотрудники и даже многие работодатели оценивают продуктивность такого формата как «значительно более продуктивную», «более продуктивную» и «такую же продуктивную». Об этом свидетельствует исследование НИУ ВШЭ[5], где также упоминается исследование HarvardBusinessSchool, подтверждающее данные результаты и отмечающее 4,4% повышения эффективности дистанционной работы[1]. Негативные последствия, о которых говорилось выше, можно устранить поддержанием данной тенденции и реализацией мер, применимых к первой социальной тенденции. Обратимся к психологическим исследованиям, определяющим профилактику эмоционального переутомления и выгорания. В работе «Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания» [7] автором приводятся следующие методы борьбы с данным синдромом: определение и достижение краткосрочных и долгосрочных целей, профессиональное развитие и

самосовершенствование, использование

«технических перерывов», поддержание хорошей физической формы. Первая социальная тенденция уже определяет комплекс необходимых мер, обеспечивающих доступность всех методов борьбы с эмоциональным выгоранием.

Что же касается людей, потерявших работу [22] и фирм, находящихся на грани банкротства (особенно актуально для малой и средней формы предпринимательской деятельности). Здесь основополагающее место занимает тенденция, имеющая место не только среди граждан, но и среди государственных деятелей: повышенное внимание к социальной и экономической политике государства. С первых дней начала пандемии, соответствующие государственные структуры разрабатывали план оказания помощи тем, кто по

объективным причинам нуждается в поддержке в любое время. Под пристальным наблюдением и контролем социальных и экономических служб Российской Федерации оказались бездомные, пожилые, инвалиды, дети и сироты, жертвы домашнего насилия, мигранты и беженцы, люди с ВИЧ-инфекцией и ослабленной иммунной системой, малоимущие, безработные и заключенные. Вопросом безработицы и контролем функционирования служб труда и социальной защиты занимается лично президент Российской Федерации Владимир Путин[33]. Благодаря вовремя принятым мерам, России удалось минимизировать большинство негативных последствий. Была реализована система ежемесячных денежных выплат, были введены эффективные экономические и налоговые меры, позволяющие поддержать российское

предпринимательство. Построены несколько центров, оказывающих профессиональную медицинскую помощь, что внесло огромный вклад в предотвращение распространения

коронавирусной инфекции. Однако необходимо закрепить результат и обеспечить дальнейшее развитие всех задействованных сфер. Действенной мерой будет продолжать популяризацию важных отраслей, которые находятся под пристальным вниманием: здравоохранение, наука, культура и спорт. Решением, способным оказать положительное воздействие на важнейшие отрасли будет продолжать повторно реализовывать уже принятые меры[38].

Ключевую роль для эволюции современного общества играет необходимость всестороннего развития российской молодёжи[37, 44]. Все выявленные тенденции необходимо проецировать и на подрастающее поколение, которое является фундаментом будущего российского общества. Важное место занимает процесс внедрения программ и методик воспитания детей, формирующих духовно-нравственные ориентиры. Приоритетными направлениями являются внедрение и разработка таких инновационных программ, популяризация здорового образа жизни, выбора образовательной траектории, создание всех условий для многостороннего развития и формирования личности. Сейчас важно не упустить момент, когда инвестиции в наше будущее и повышение качества человеческого капитала дадут максимально положительный эффект, преумножая все усилия. Молодёжь является единственной социальной группой, чьи характеристики непосредственно и с небольшим временным периодом определяют характеристикистраны. Именно поэтому, качественно преобразуя подрастающее поколение, мы способны достичь беспрецедентных результатов в области развития современного общества, человеческого сознания и национальной экономики.

Вывод

Проведённый в рамках данного исследования анализ свидетельствует о ряде социальных тенденций, сложившихся в обществе в период

ограничительных мер, принятых для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Определён процесс социализации экономики и выявлена основополагающая роль человека как субъекта в данных взаимодействиях. В работе учитывалась экономическая, социальная и психологическая целесообразность развития появившихся тенденций, рассматривались уже действующие меры поддержки, обозначались проявления психологической адаптации общества к пандемии. Была отмечена высокая степень эффективности принимаемых руководством Российской Федерации решений, а также обозначены основные проблемные моменты, разработан комплекс мероприятий, направленных на нормализацию и обеспечение стабильности всех социальных и экономических отношений. Также в данном исследовании отведена отдельная роль фактору общественного сознания и необходимости всестороннего развития подрастающего поколения, которое является основой нашего будущего.

Поддержка данных тенденций, устранение негативных последствий, развитие сопряженных проектов и отраслей, позволяющих в кратчайшие сроки добиться поставленных целей и задач, повышение уровня общественного сознания, духовное, культурное и интеллектуальное развитие общества, социальная защищённость граждан, особое внимание к подрастающему поколению — все это, включая вышеупомянутые меры, является основополагающими в процессе качественного и интенсивного развития современного российского общества.

Литература

1.Harvard Business Review: 15 Questions About Remote Work, Answered.[Электронный ресурс]. URLhttps://hbr.org/2020/03/15-questions-about-remote-work-answered

2.Pitirim A. Sorokin. Man and society in Calamity. Greenwood Press, Publishers, New York, 1968. -336 с.

3.Алгазина А.А., Ражина Н.Ю. Психологические основы воздействия на массовое сознание. Вестник Омского университета. - 2011.

4.Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и мире. Высшая школа экономики. - №6. - 19.06.2020

5.Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и мире. Высшая школа экономики. - №8. - 03.07.2020

6.Андреев А.Л. Политическая психология : учеб.пособие для академическогобакалавриата -М. : Издательство Юрайт, 2018. - 162 с.

7.Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания. Трудный пациент. - 2009. - Т. 4. - № 12. - С. 42-46.

8.Бурутин А.Г., Сухарев А.Н. Стратегические аналитические решения - основа эффективного государственного планирования. Информационные войны. - 2012. - Т. 24. - № 4. - С. 29-36.

9.Вебер М. Основные социологические понятия- М., 1996.

10.Вести.т:Социально-экономические последствия пандемии. [Электронный ресурс]. URLhttps://www.vesti.ru/finance/article/2416548

П.Волков Ю. Г. Социология : учебник - Изд. 3-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 667 с.

12.Воронов В.В., Гришин А.А., Краско В.Д.Факторный анализ потребительских настроений в экономике. Учебное пособие. Даугавпилс:», 2014. -102 с.

13.Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности. Экономическая социология. - С. 44-58.

14.Гришин В.И., Домащенко Д.В., Константинова Л.В., Кошкин А.П., Устюжанина Е.В., Штыхно Д.А., Шубенкова Е.В. Жизнь после пандемии: экономические и социальные последствия. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2020. - №3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С.5-18.

15.Д.Ф. Курбанбаева, А.Д. Шматко. Разработка механизма государственного стратегического управления социально-экономическим развитием страны. Журнал правовых и экономических исследований. - 2011. - № 4. - С. 22-27.

16.Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических процессов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е издание.

- Сер. Университетская серия, 2010. -192 с.

17.Дюркгейм Э.Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.- М.: Канон, 1995.- 352 с.

18.Егоров А.В. Экономика эпидемий. Банковское дело. - 2020. - № 3. - С. 7-11.

19.Исследование: как коронавирус меняет привычки людей и экономики мира. [Электронный ресурс]. URLhttps://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/news/20200414-2113.html

20.Кинсбурский А. В. Социальное недовольство и общественное поведение. [Электронный ресурс]. URLhttp://www.civisbook.ru/files/File/Soc_nedovolst vo_Kinsbursky .pdf

21.Колбин А.С., Белоусов Д.Ю., Гомон Ю.М., Балыкина Ю.Е., Иванов И.Г. Социально-экономическое бремя СОУТО-19в Российской Федерации // Качественная клиническая практика.

- 2020. - №1. - С.35-44.

22.Коммерсантъ: В ООН прогнозируют сокращение 195 млн. рабочих мест из-за пандемии. [Электронный ресурс]. URLhttps://www.kommersant.ru/doc/4333300

23.Кон И.С. Социология личности. Москва: Издательство политической литературы, 1967.- 367 c.

24.Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. Москва: Академический Проект, 2003.- 384 c.

25.Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 189 с.

26.Леньков Р.В. Социология молодежи: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 357 с.

27.Мельник Н.Н. Генезис теории социального действия: классика и современность. Социальная теория.

28.Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В., Сидяков Д.Ю. Проблемы управления экономикой в период преодоления пандемии коронавируса. Журнал экономических исследований. - 2020. - Т. 6. - № 2. - С. 34-45.

29.Официальный сайт Счётной палаты Российской Федерации. Как коронавирус меняет социальную сферу: реализация на практике принципа «не оставлять никого в стороне». [Электронный ресурс].

URLhttps://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-sotsialnuyu-sferu-realizatsiya-na-praktike-printsipa-ne-ostavlyat-nikogo-v-s

30.Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения, 1966.

31.Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1971. -352 с.

32.Путин, В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России / В.В. Путин // Российская газета. - 2012. - 20фев. - № 35 (5708).

33.РБК: Путин попросил обратить внимание на данные по безработице в 8 регионах. [Электронный ресурс].

URLhttps://www.rbc.ru/economics/27/05/2020/5ece8 aaf9a7947db2587ec63

34.РИА Новости: В Екатеринбурге устроили дискотеку под окнами областного правительства.[Электронный ресурс]. URLhttps://ria.ru/20200718/1574533915.html

35.РИА Новости: За первый день работы бутик в Китае продал на 2,7 миллионов долларов [Электронный ресурс]. URL https://ria.ru/20200415/1570070571.html

36.Сорокин М.Ю., Касьянов Е.Д., Рукавишников Г.В., Макаревич О.В., Незнанов Н.Г., Лутова Н.Б., Мазо Г.Э. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2020. - №2. - С.87-94.

37.Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи. [Электронный ресурс]. URLhttps://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/docum ent/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf

38.ТАСС: Беспрецедентные, но необходимые: какие меры против коронавируса приняли власти Москвы. [Электронный ресурс]. URLhttps ://tass. ru/ob schestvo/8152147

39.Тебекин А.В. Анализ кризисов с позиций экономической теории. Журнал экономических исследований. - 2018. - Т. 4. - № 12. - С. 3-9.

40.Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений. Учебник / Москва, 2019.

Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.) — 431 с.

41.Тхостов А.Ш., Рассказова Е. И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги. Консультативная психология и психотерапия. -2020. - Т. 28. - № 2. - С. 70-89.

42.Филипповская Т.В. Социализация экономики в условиях взаимовлияния экономической теории и социальных наук. Journalofneweconomy. - 2014. - Т. 56. - № 6. - С. 22-27.

43.Шадриков В. Д. Эволюция мысли. Культурно-историческая психология.- 2015. - Т. 11. - № 2. - С. 118-128.

44.Яровова Т.В. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях. Среднерусский вестник общественных наук. -2015. - Т. 38. - № 2. - С. 107-112.

45.Яровова Т.В. Проблемы воспитания молодёжи в современной России. Учитель новой школы и вопросы воспитания подрастающего поколения. Москва, 2014.

Literature

1. Harvard Business Review: 15 Questions About Remote Work, Answered. [Electronic resource]. URLhttps: //hbr.org/2020/03/15 -questions-about-remote-work-answered

2. Pitirim A. Sorokin. Man and society in Calamity. Greenwood Press, Publishers, New York, 1968. -336 pp.

3. Algazina A.A., Razhina N.Yu. Psychological foundations of impact on mass consciousness. Omsk University Bulletin. - 2011.

4. Analytical bulletin of the National Research University Higher School of Economics on the economic and social consequences of the coronavirus in Russia and the world. High School of Economics. -No. 6. - 19.06.2020

5. Analytical bulletin of the National Research University Higher School of Economics on the economic and social consequences of the coronavirus in Russia and the world. High School of Economics. -No. 8. - 03.07.2020

6. Andreev A.L. Political psychology: study guide for academic bachelor's degree -M. : Yurayt Publishing House, 2018 .-- 162 p.

7. Babanov S.A. Occupational factors and stress: burnout syndrome. Difficult patient. - 2009. - T. 4. - No. 12. - P. 42-46.

8. Burutin A.G., Sukharev A.N. Strategic analytical decisions are the foundation of effective government planning. Information wars. - 2012. - T. 24. - No. 4. - P. 29-36.

9. Weber M. Basic sociological concepts - M., 1996.

10. Vesti.ru: Socio-economic consequences of the pandemic. [Electronic resource]. URLhttps: //www.vesti.ru/finance/article/2416548

11. Volkov Yu. G. Sociology: textbook - Ed. 3rd, erased. - Rostov n / a: Phoenix, 2014 .-- 667 p.

12. Voronov V.V., Grishin A.A., Krasko V.D. Factor analysis of consumer sentiments in the economy. Tutorial. Daugavpils: ", 2014. -102 p.

13. Granovetter M. Economic action and social structure: the problem of rootedness. Economic sociology. - S. 44-58.

14. Grishin V.I., Domashchenko D.V., Konstantinova L.V., Koshkin A.P., Ustyuzhanina E.V., Shtykhno D.A., Shubenkova E.V. Life after a pandemic: economic and social consequences. Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. -2020. - No. 3. - S. 5-18.

15. D.F. Kurbanbaeva, A.D. Shmatko. Development of a mechanism for state strategic management of the country's socio-economic development. Journal of Legal and Economic Research. - 2011. - No. 4. - P. 22-27.

16. Dubrova T.A. Forecasting socio-economic processes. Textbook for students of higher educational institutions, 2nd edition. - Ser. University series, 2010 .-- 192 p.

17. Durkheim E. Sociology. Its subject, method, purpose / Per. with French, compilation, afterword and notes by A. B. Goffman. - M .: Kanon, 1995. - 352 p.

18. Egorov A.V. Economics of epidemics. Banking. - 2020. - No. 3. - P. 7-11.

19. Research: how the coronavirus is changing the habits of people and the world's economy. [Electronic resource]. URLhttps: //xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/news/20200414-2113 .html

20. Kinsbursky A. V. Social discontent and public behavior. [Electronic resource]. URLhttp: //www.civisbook.ru/files/File/Soc_nedovolstvo_Kinsb ursky.pdf

21. Kolbin A.S., Belousov D.Yu., Gomon Yu.M., Balykina Yu.E., Ivanov I.G. Socio-economic burden of COVID-19 in the Russian Federation // Quality clinical practice. - 2020. - No. 1. - S. 35-44.

22. Kommersant: The UN predicts the reduction of 195 million jobs due to the pandemic. [Electronic resource]. URLhttps: //www.kommersant.ru/doc/4333300

23. Kon I.S. Sociology of personality. Moscow: Publishing house of political literature, 1967.- 367 p.

24. Kravchenko A.I. Sociology: a textbook for universities. Moscow: Academic Project, 2003 .-- 384 p.

25. Len'kov R.V. Social forecasting and design: study guide - 3rd ed., Revised. and add. - Moscow: INFRA-M, 2020 .-- 189 p.

26. Len'kov R.V. Sociology of youth: a textbook for universities - 2nd ed., Revised. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020 .-- 357 p.

27. Miller N.N. The genesis of the theory of social action: classics and modernity. Social theory.

28. Mitropolskaya-Rodionova N.V., Khoreva A.V., Sidyakov D.Yu. Problems of economic management during the period of overcoming the coronavirus pandemic. Journal of Economic Research. - 2020. - T. 6. - No. 2. - P. 34-45.

29. Official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation. How the coronavirus is changing the social sphere: putting no one behind in

practice. [Electronic resource]. URLhttps: //ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-sotsialnuyu-sferu-realizatsiya-na-praktike-printsipa-ne-ostavlyat-nikogo-v-s

30. Parsons T. The concept of society: components and their relationship, 1966.

31. Parygin BD Fundamentals of social and psychological theory. Moscow: Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, 1971. -352 p.

32. Putin, V.V. Be strong: guarantees of national security for Russia / V.V. Putin // Russian newspaper. -2012. - Feb 20. - No. 35 (5708).

33. RBC: Putin asked to pay attention to the data on unemployment in 8 regions. [Electronic resource]. URLhttps:

//www.rbc.ru/economics/27/05/2020/5ece8aaf9a7947 db2587ec63

34. RIA Novosti: In Yekaterinburg, they organized a disco under the windows of the regional government [Electronic resource]. URLhttps: //ria.ru/20200718/1574533915.html

35. RIA Novosti: For the first day of operation, the boutique in China sold for 2.7 million dollars [Electronic resource]. URL https://ria.ru/20200415/1570070571.html

36. Sorokin M.Yu., Kasyanov E.D., Rukavishnikov G.V., Makarevich O.V., Neznanov N.G., Lutova N.B., Mazo G.E. Psychological reactions of the population as a factor in adaptation to the COVID-19 pandemic. Review of Psychiatry and Medical Psychology. - 2020. - No. 2. - P.87-94.

37. Strategy for the development of youth of the Russian Federation for the period up to 2025. Official site of the Federal Agency for Youth Affairs.

[Electronic resource]. URLhttps:

//fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/9 8aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf

38. TASS: Unprecedented, but necessary: what measures have been taken by the Moscow authorities against the coronavirus. [Electronic resource]. URLhttps: //tass.ru/obschestvo/8152147

39. Tebekin A.V. Analysis of crises from the standpoint of economic theory. Journal of Economic Research. - 2018. - T. 4. - No. 12. - P. 3-9.

40. Tebekin A.V. Management decision-making methods. Textbook / Moscow, 2019. Ser. 58 Bachelor. Academic course (1st ed.) - 431 p.

41. Tkhostov A.Sh., Rasskazova EI Psychological content of anxiety and prevention in a situation of infodemic: protection against coronavirus or the "vicious circle" of anxiety. Counseling psychology and psychotherapy. - 2020. - T. 28. - No. 2. - S. 70-89.

42. Filippovskaya T.V. Socialization of the economy in the context of the mutual influence of economic theory and social sciences. Journalofneweconomy. - 2014. - T. 56. - No. 6. - P. 22-27.

43. Shadrikov V. D. Evolution of thought. Cultural-Historical Psychology. - 2015. - T. 11. - No. 2. - P. 118-128.

44. Yarovova T.V. Patriotic education of student youth in modern conditions. Central Russian Bulletin of Social Sciences. - 2015. - T. 38. - No. 2. - P. 107-112.

45. Yarovova T.V. Problems of education of young people in modern Russia. The teacher of the new school and issues of education of the younger generation. Moscow, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.