оригинальная статья
DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-6-97-104 УДК 316.4(045)
Влияние научно-исследовательского потенциала студента на формирование его профессиональной субъектности*
Е. В. Воеводина3, П. Ш. Шихгафизов", А. В. Власова'
а ь с Финансовый университет, Москва, Россия а https://orcid. огд/0000-0001-6131-8301; ь https://orcid. огд/0000-0002-9154-8877; с https://orcid. огд/0000-0003-3979-8542
аннотация
В статье анализируется проблема места и роли научно-исследовательской деятельности в формировании профессиональной субъектности студентов российских вузов . В целях анализа данной проблемы в 2020 г исследовательский коллектив Финансового университета провел социологическое исследование с применением методов фокус-групп и массового количественного опроса. Рекрутинг участников фокус-группы осуществлялся среди студентов старших курсов бакалавриата. В массовом опросе приняли участие 6400 студентов . Был проведен контент-анализ научных исследований и литературных источников по выявлению методик научно-исследовательского потенциала и материалам изучения профессиональной субъектности. Выделены и рассмотрены основные подходы к изучению данного явления: экономический, правовой, социологический, культурно-ценностный и психологический. В заключение представлены общие рекомендации по стимулированию научно-исследовательского потенциала студентов .
Ключевые слова: студент; профессиональная субъектность; научно-исследовательский потенциал; исследовательские компетенции; научная деятельность; проектные исследования; научное руководство
Для цитирования: Воеводина Е. В., Шихгафизов П. Ш., Власова А. В. Влияние научно-исследовательского потенциала студента на формирование его профессиональной субъектности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(6):97-104. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-6-97-104
original paper
Impact of a student's Research Potential on the Formation of His Professional subjectivity
**
E. V. Voevodinaa, sh. P. shikhgafizovb, A. V. Vlasovac
a c Financial University, Moscow, Russia a https://orcid. org/0000-0001-6131-8301; b https://orcid. org/0000-0002-9154-8877;
c https://orcid. org/0000-0003-3979-8542
abstract
The process of forming a student's professional subjectivity is of great importance in the modern labour market . The role of the university in this process is crucial. A student acquires at the university hard and soft skills necessary in his professional activity. The article devotes considerable attention to the analysis of the place and role of research activities in the self-determination and formation of the professional subjectivity of Russian students. To analyse this problem, in 2020 a team of the Finance University under the Government of the Russian Federation conducted a sociological study using focus group and mass quantitative polling methods . The focus group we recruited from undergraduate students . The text provides valuable information on the results of the analysis of scientific research and literary sources on the identification of research capacity methodologies and
* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету в 2020 г (№ ВТК-ГЗ-ПИ-29-20) .
** The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds on the state order to the Financial University in 2020 (No.VTK-GZ-PI-29-20) .
© Воеводина Е .В ., Шихгафизов П.Ш., Власова А.В ., 2020
materials on professional subjectivity. The main approaches to studying this phenomenon are detailed: economic, Legal, sociological, cultural and psychological. It concludes with general recommendations to stimulate the research capacity of students
Keywords: student; professional subject; research capacity; research competence; scientific activity; project research; scientific management
For citation: Voevodina E. V., shikhgafizov sh.P., Vlasova A. V. Impact of a student's research potential on the formation of his professional subjectivity. Gumanitamye Nauki.Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin ofthe Financial University. 2020;10(6):97-104. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-6-97-104
Важной составляющей учебного процесса является участие студентов в научной работе. При этом овладение исследовательскими инструментами, аналитическими навыками рассматривается работодателями как необходимый компонент конкурентоспособной личности — по мнению экспертов, актуальность на российском рынке труда все чаще приобретают не узкопрофессиональные знания, а такие понятия, как «способность», «готовность», «умения» [1]. В свою очередь, данные качества, наряду с критическим мышлением, успешно формируются в процессе исследовательской деятельности.
Согласно данным социологического опроса студентов очной формы обучения, проведенного в ходе мониторинга экономики образования [2], исследовательской деятельностью в той ли иной форме занимались 36% студентов бакалавриата и специалитета (среди старшекурсников 3-6-го курсов — 43%). Кроме того, наблюдается положительная связь между участием в научной работе и академической успеваемостью студентов. Так, среди обучающихся бакалавриата и специалитета, являющихся «круглыми отличниками», научными исследованиями занимаются 65%; среди имеющих оценки «хорошо» и «отлично» — 42%, а среди «твердых хорошистов» — 28%. Наиболее распространенные формы участия студентов бакалавриата и спе-циалитета в научной работе — выступления на конференциях (в том числе студенческих) или семинарах: в них принимает участие 21% респондентов. Реже обучающиеся посещают научные семинары и другие мероприятия (12%), участвуют в конкурсах научных студенческих работ (9%), публикуют свои труды (8%), безвозмездно участвуют в научных проектах (4%, за плату — только 1%); 1% опрошенных студентов являются сотрудниками научных подразделений [3]. В совокупности с вышеизложенным данные обстоятельства актуализируют необходимость выявления и развития исследователь-
ского потенциала студентов и формирования их профессиональной субъектности.
В научной литературе категория научно-исследовательского потенциала студентов является недостаточно проработанной, при этом имеющиеся исследования ставят во главу угла преимущественно не студентов, а учащихся старших классов школы. В связи с этим нами предпринята попытка представить авторское определение данного термина, согласно которому профессиональная субъектность студента — это комплекс способностей студента, позволяющий ему считать себя профессионалом и действовать в различных ситуациях так, как того требует специфика его профессии. Очень важно понимать, что в такой интерпретации особым компонентом профессиональной субъектности выступает исследовательская субъектность.
При этом вопросы исследовательской субъектности затрагиваются не только в социологических, но и в психологических, и педагогических концепциях. Так, обобщая работы отечественных исследователей, анализирующих понятие субъектности, А. А. Каленов отмечает, что данное качество для личности является системообразующим и проявляется в «осознанном и активном отношении к окружающей действительности и самому себе» [4]. По мнению данного автора, в структуру субъектности входит осознанная активность, способность к це-леполаганию, саморегуляция, рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта. Российские исследователи А. С. Обухов и Б. А. Киселев отмечают, что для формирования исследовательской субъектности необходимо уделять внимание эмоционально-мотиваци-онной основе проявления исследовательского поведения — интересу обучающихся [5]. Данное обстоятельство требует от университета обеспечения не простого «механического» участия обучающихся в исследовательской работе, а поиска инновационных форм, повышающих их заинтересованность и личностную мотивацию.
Таблица 1 / Table 1
Обзор методик оценки научно-исследовательского потенциала студентов / Review of methodologies for assessing the research capacity of students
Название методики Авторы и стейкхолдеры исследования Задачи методики Основные характеристики методики
Диагностика исследовательского потенциала (ИП) на основании оценки потенциала студентов Научный коллектив под руководством Н.В . Бордовской Выявление одаренной молодежи Нацелена на оценку трех компонентов ИП: мотивационного, когнитивного и поведенческого
Оценка на основании контроля результатов и активности научно-исследовательской деятельности студента Российские университеты, согласно требованиям образовательных стандартов при государственной аккредитации вуза Получение данных о институциональном потенциале и исследовательской среде Контроль осуществляется в трех формах: устный, практический и в форме психологического тестирования, включая инструменты оценки фактической исследовательской деятельности студентов
Проект Санкт-Петербургского государственного университета (СПБГУ) «Исследовательский потенциал студента» Авторский коллектив СПБГУ Отбор претендентов на магистерскую программу в рамках конкурсного набора Процедура исследования включает предъявление магистрантам пакета психодиагностических методик и анкеты для описания своей научной активности, с необходимостью представить данные о курсовых работах и выпускных квалификационных работах, научной активности во внеучебных программах
Методика самооценки научно- исследовательского потенциала И. В . Клещева Оценка эффективности научно- исследовательской деятельности студентов Самоанализ проводится применительно к процессуальным действиям осуществления исследовательской деятельности и к полученным результатам
Источник/Source: составлено авторами / the authors .
В исследовании М. С. Галишевой и П. В. Зуева отмечается, что учебно-исследовательская деятельность обучающихся являет собой активный процесс получения учащимся новых знаний через применение «научного метода под руководством педагога», итогом которого становится «формирование личностных структур, в том числе научного мышления, научного мировоззрения и опыта исследовательской деятельности» [6]. Такое понимание актуализирует не только проблему поиска эффективных образовательных технологий, формирующих у студентов интерес к исследовательской деятельности, но и вопрос о роли научного руководства. При этом зарубежные исследователи Х. Кларк и Ч. Райан отмечают, что отношения исследователя и руководителя носят методологический характер, формируют
проектную работу и саму сферу деятельности [7]. Обобщая результаты исследований, авторы приходят к выводу об эффективности гибких моделей взаимодействия между обучающимся и научным руководителем в сравнении с иерархическими властными отношениями.
Содержательная социологическая интерпретация исследовательской субъектности представлена в работе А. Я. Большунова и А. Г. Тю-рикова, согласно которой исследовательская субъектность включает в себя две базовые взаимосвязанные составляющие:
1) освоение студентом «специфической логики» исследовательской деятельности и «специфической логики специфического предмета» исследовательской деятельности (входящих в сферуsoftskills);
2) формирование исследовательских компетенций — усвоение технологического содержания исследовательской деятельности (сфера hardskills) [8].
При этом, затрагивая вопросы исследовательской субъектности обучающихся, нельзя оставить без внимания еще одну значимую категорию — научно-исследовательский потенциал студентов и способы его измерения. Чаще всего под исследовательским потенциалом понимается системная, интегральная характеристика личности, включающая в себя ряд частных компонентов. Так, в одном из исследований, проведенных авторами Санкт-Петербургского государственного университета, отмечается, что данное понятие объединяет комплекс личностных ресурсов, как внутренних, так и приобретенных в процессе обучения: силу интеллекта, личностную зрелость информационно-когнитивной, мотивационно-ценностной, организационно-волевой сфер, которые необходимы для овладения и успешного самостоятельного ведения исследовательской деятельности [9]. Обзор отечественных исследований, посвященных методикам оценки научно-исследовательского потенциала студентов, представлен в табл. 1.
Актуальным, но недостаточно изученным остается вопрос о том, какое место занимает научно-исследовательский потенциал в процессе формирования профессиональной субъектности студента [10]. При таком рассмотрении проблемная ситуация заключается в социальном противоречии, которое сложилось между стремлением университета (как высшей школы) создать необходимые условия, способствующие развитию профессиональной субъектности студентов и заинтересованности самих студентов в реализации своего потенциала и формировании себя как молодых специалистов.
В целях анализа данной проблемы в 2020 г. коллектив Финансового университета провел социологическое исследование с применением методов фокус-групп и массового количественного опроса. В ходе фокус-групп было выявлено, что реализация научно-исследовательского потенциала способствует формированию профессиональной субъектности студентов. При этом студенты оценивают степень сформированности своего научно-исследовательского потенциала «ниже среднего» и «средне», одновременно отмечая, что его недостаточно для достижения личных и учеб-
ных целей. Деятельность в области исследований, по мнению участников фокус-группы, влияет на них только положительным образом: кому-то она помогла с получением стипендии, кому-то — с самоопределением и траекторией дальнейшего профессионального развития. Выявлено, что благодаря научно-исследовательской деятельности студенты развивают и hard, и soft-skills, приобретая опыт, который, по мнению самих опрошенных, является ценным преимуществом при их отборе на работу и стажировку. Благодаря научной работе студенты, по их собственному мнению, сформировали компетенции, необходимые для исследовательской работы и успешного трудоустройства, что свидетельствует о сформированности базового уровня профессиональной субъектности студентов.
Кроме того, при анализе результатов фокус-групп были обнаружены три важные тенденции. Во-первых, основным мотивом научно-исследовательской деятельности студентов является «перспектива на будущее». Однако под этим понимается не профессиональная научно-исследовательская деятельность, а планы и намерения поступить в магистратуру и собрать весомое портфолио для прохождения конкурсного отбора. Во-вторых, в каждой фокус-группе студенты отмечали, что наиболее эффективной формой реализации научно-исследовательского потенциала являются участие в реальных исследовательских проектах, публичные выступления на конференциях. При этом к написанию статей студенты относятся скептически, несмотря на то, что эта форма считается одним из самых популярных видов научной активности. Эффективнее статей для развития исследовательского потенциала участники считают обязательные исследования в рамках курсовых работ, что свидетельствует о том, что образовательный компонент неразрывно связан в вузе с пра-ктико-ориентированным. В-третьих, реализация научно-исследовательской деятельности в понимании респондентов дает им некоторое преимущество перед другими выпускниками вуза и претендентами на трудоустройство. Кроме этого, есть подтвержденные случаи среди респондентов, когда исследовательский опыт уже помог им пройти стажировку и даже трудоустроиться по специальности.
Выводы, полученные по итогам проведения фокус-групп, коррелируют с результатами
Таблица 2 / Table 2
Индексы и уровневые значения сформированности научно-исследовательских компетенций / Indices and level values of the formation of research competences
softskills Hardskills
Обладание стрессоустойчивостью 0,693 0,663 Способность выявить проблему исследования
Наличие креативного мышления 0,696 0,681 Умение аргументированно обосновать выявленную проблему
Инициативность, активная жизненная позиция 0,706 0,649 Способность определить гипотезу исследования
Способность организовать свое время и другие ресурсы для решения поставленных задач 0,713 0,663 Способность выстроить этапы научного исследования
Умение быстро ориентироваться в различных предметных областях 0,722 0,737 Умение пользоваться информационными ресурсами
Самоконтроль 0,734 0,724 Умение реферировать и извлекать требуемую информацию из основного содержания
Способность работать в команде 0,739 0,692 Умение пользоваться специализированными компьютерными программами
Стремление к саморазвитию, самообучаемость 0,742 0,649 Способность грамотного использования математико-статистического инструментария для анализа и обработки данных
Коммуникабельность, умение работать с людьми 0,745 0,671 Умение отстаивать результаты научно-исследовательской деятельности
Источник/Source: составлено авторами / the authors .
массового опроса студентов. Было выявлено, что общая оценка значимости научно-исследовательской деятельности студентами немного выше среднего и составляет 6,34 балла из возможных 10. Большинство опрошенных студентов указали, что заниматься научной деятельностью в Финансовом университете престижно (69%). Треть студентов (32%) указывают основную причину, препятствующую их активному и плодотворному участию в научной жизни, связанную с большой загруженностью и с трудностью совмещения учебной жизни с научной [11]. В ходе анкетирования респондентам было предложено оценить компетенции, необходимые для осуществления исследовательской деятельности — личностно-профессиональные (ЪаМзкШз) и универсальные (зойзЫШ). Анализ компетенций, необходимых на рынке труда и приобретаемых в высших
учебных заведениях, позволяет сравнить как внешнюю, так и внутреннюю оценку качества образовательных услуг через перечень конкретных базовых личностно-профессиональных и универсальных компетенций, приобретенных в процессе обучения. Преимуществом в таком компетентностном подходе является возможность оценки востребованности компетенций на рынке труда независимыми субъектами и возможность их уровневого измерения [12]. Построенные на основе полученных данных агрегированные индексы позволяют заключить, что обучающиеся хорошо владеют компетенциями, необходимыми в работе с информацией, но при этом затрудняются в реализации методических, инструментальных задач. В табл. 2 представлено значение индексов по отдельным компетенциям, подвергшихся оценке в ходе опроса.
Среди профессиональных компетенций фа^ЫШ) у обучающихся наиболее развиты навыки работы с информацией (умение работать с ресурсами, реферировать, извлекать информацию). Однако вузу следует уделить особое внимание формированию способности к выдвижению гипотез, использованию инструментов математического и статистического анализа, обработке данных — именно эти навыки развиты у опрошенных в меньшей степени. Среди softskills наиболее развитыми являются коммуникабельность, стремление к саморазвитию и способность работать в команде, а наименее — креативное мышление и стрессоустойчивость. Также в рамках исследования было важно измерить взаимосвязь исследовательского потенциала студента с его профессиональным развитием, желанием связать свою профессию с исследовательской деятельностью. Анализ коэффициентов корреляции, рассчитанных по критерию Спирмена, позволил зафиксировать данную взаимосвязь. Кроме того, часть студентов, ориентированных на научную и преподавательскую карьеру, проявила склонность к инбридингу — положительной оценке университета как перспективного места трудоустройства.
Результаты проведенного исследования позволили углубить теоретические представления и апробировать новые методические инструменты изучения научно-исследовательского потенциала студентов. Изучение влияния научно-исследовательской деятельности имеет огромное значение не только в решении вопросов профессионального самоопределения, но и в прикладных целях — формировании кадрового резерва наукоемких отраслей, сферы образования и исследовательских организаций, так как на базе университета студент может участвовать в разработке исследовательских проектов посредством грантов, государственных исследовательских заданий, прикладных разработок, творческих исследовательских конкурсов. Все это в совокупности играет не последнюю роль и при принятии решения посвятить себя дальнейшей научной деятельности.
При этом было выявлено, что студенты на всех курсах обучения ощущают недостаток компетенций, связанных с «продажей» собственного исследовательского продукта работодателю: умения формировать техническое задание, оформлять коммерческое предложение по сбору
данных в сфере экономики и финансов, договариваться с заказчиком и проводить бриф. Безусловно, эти компетенции являются важными, но сформировать их можно только на практике. Зато для большинства студентов-социологов не вызывает затруднений обработка первичных данных и проведение сбора социологической информации. Это также демонстрирует осознанность и значимость самостоятельной работы. Исходя из результатов проведенного исследования, можно выделить следующие виды стимулирования научно-исследовательского потенциала студентов в университете:
1. Материальное стимулирование студенческой науки (единовременные выплаты поощрительного характера; исследовательские стипендии, зависящие от «научных успехов», а не только от академической успеваемости; студенческие внутривузовские гранты).
2. Стимулирование публикационной активности студентов: введение системы материального поощрения «публикующихся» студентов; проведение семинаров, посвященных этике и алгоритму научно-публикационной деятельности.
3. Создание интернет-платформы, объединяющей студентов,заинтересованных научно-исследовательской работой, которая позволяла бы не только аккумулировать практически полезную информацию, но и стимулировала бы коммуникацию между обучающимися, преподавателями и работодателями.
4. Внедрение гибкой, партнерской системы взаимодействия научных руководителей и студентов, позволяющей выстраивать наиболее продуктивную коммуникацию.
5. Применение проектных технологий в обучении студентов, разработка системы мотивации преподавателей — научных руководителей студенческих исследовательских проектов.
Помимо вышеперечисленного, в данный список можно включить развитие системы стажировок, организации практик студентов в рамках малых инновационных предприятий университета, договоров с «внешними» партнерами-заказчиками. В то же время нужно учитывать, что для стимулирования научно-исследовательского потенциала и профессиональной субъектности студентов необходимы комплексные меры, сочетающие в себе несколько разнообразных инструментов, а также развитие общей ресурсной базы университетов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции профессионала как конкурентное преимущество на рынке труда. Современная конкуренция. 2008;4(10):96-104.
2. Власова В. В., Гохберг Л. М., Дьяченко Е. Л. и др. Российская наука в цифрах. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2018.
3. Бондаренко Н. В., Войнилов Ю. Л., Волкова Г. С. и др. Российская молодежь: образование и наука. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2017.
4. Каленов А. А. К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях. Образование и воспитание. 2017;1(11):3-7.
5. Обухов А. С., Киселев Б. А. Развитие субъектной позиции учащихся старших классов в условиях учебно-исследовательской деятельности. Преподаватель XXI век. 2010;(2-1):179-188.
6. Галишева М. С., Зуев П. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника: структурная модель и формулировка понятия. Педагогическое образование в России. 2019;(6):6-18.
7. Clarke H., Ryan C. Research Supervision as a Conversation. International Journal of Qualitative Studies in Education. 2006:19(4):477-497.
8. Андреева И. Г. Профессиональная субъектность будущих юристов как объект изучения и развития. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-subektnost-buduschihyuristov-kak-obekt-izucheniya-i-razvitiya.
9. Бордовская Н. В., Костромина С. Н., Розум С. И., Москвичева Н. Л. Исследовательский потенциал студента: содержание конструкта и методика его оценки. Психологический журнал. 2017;1(38):52-66.
10. Тюриков А. Г., Большунов А. Я. Профессиональная субъектность как продукт высшего образования и подходы к оценке профессиональной субъектности выпускника вуза. Инновации в образовании. 2018;(11):95-105.
11. Тюриков А. Г., Кунижева Д. А., Таракановская Е. В. Формирование и развитие научно-исследовательского потенциала молодежи в вузе. Власть. 2020;(4):163-170.
12. Тюриков А. Г., Разов П. В., Амерсланова А. Н. Участие потребителей в оценке качества и востребованности образовательных услуг вуза. Гуманитарные науки. 2018:8(6):68-75.
references
1. Bobienko O. M. Key competencies of a professional as a competitive advantage in the labour market. Sovremennaya konkurentsiya. 2008;4(10):96-104. (In Russ.).
2. Dyachenko et al., eds. Russian science in numbers National research. Moscow: HSE; 2018. URL: http://www. expeducation.ru/ru/article/view?id=170. (In Russ.).
3. Bondarenko N. V., Voynilov Yu.L., Volkova G. S. Russian youth: education and science. Moscow: HSE; 2017. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=170. Accessed on 08.05.2020). (In Russ.).
4. Kalenov A. A. To the question of understanding subjectivity and its structure in scientific research. Obrazovaniye i vospitaniye. 2017;1(11):3-7. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1930 Accessed on 24.08.2020). (In Russ.).
5. Obukhov A. S., Kiselev B. A. development of the subject position of high school students in the conditions of educational and research activities. Prepodavatel'XXIveka. 2010;(2-1):179-188. (In Russ.).
6. Galisheva M. S., Zuev P. V. Educational and research activities of school children: structural model and formulation of the concept. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 2019;(6):6-18. (In Russ.).
7. Clarke H., Ryan C. Research Supervision as a Conversation. International Journal of Qualitative Studies in Education. 2006:19(4):477-497.
8. Andreeva I. G. Professional subjectivity of future lawyers as an object of study and development. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-subektnost-buduschihyuristov-kak-obekt-izucheniya-i-razvitiya. Accessed on 15.04.2020). (In Russ.).
9. Bordovskaya N. V., Kostromina S. N., Rozum S. I., Moskvicheva N. L. Research potential of a student: The content of a construct and methods of its evaluation. Psikhologicheskiyzhurnal. 2017;1(38):52-66. (In Russ.).
10. Tyurikov A. G., Bolshunov A. Ya. Professional subjectivity as a product of higher education and approaches to assessing the professional subjectivity of a university graduate. Innovatsii v obrazovanii. 2018;(11):95-105. (In Russ.).
11. Tyurikov A. G., Kunizheva D. A., Tarakanovskaya E. V. Formation and development of research potential of youth in higher education. Vlast. 2020;(4):163-170. (In Russ.).
12. Tyurikov A. G., Rozov P. V., Amerslanova A. N. Participation of consumers in assessing the quality and relevance of educational services of the university. Gumanitarnye Nauki.Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2018:8(6):68-75. (In Russ.).
информация об авторах
Екатерина Владимировна Воеводина — кандидат социологических наук, доцент Департамента
социологии, Финансовый университет, Москва, Россия
Пирмагомед Шихмагомедович Шихгафизов — кандидат социологических наук, старший преподаватель Департамента социологии, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Ангелина Вячеславовна Власова — специалист учебно-научной социологической лаборатории Департамента социологии, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
ABOUT THE AUTHORs
Ekaterina V. Voevodina — Cand. Sci. (Sociology), Associate Professor, Department of Sociology, Financial
University, Moscow, Russia
Pirmagomed S. Shihgafizov — Cand. Sci. (Sociology), Senior lecturer at the Department of Sociology,
Financial University, Moscow, Russia
Angelina V. Vlasova — Specialist at the Educational and Scientific Sociological Laboratory of the Department
of Sociology, Financial University, Moscow, Russia
Заявленный вклад авторов:
Воеводина Е. В. — формулирование проблемы; дизайн исследования (выбор методов, определение инструментария); интерпретация полученных результатов. Шихгафизов П. Ш.— статистический анализ данных.
Власова А. В. — обзор источников; формирование аппарата исследования; сбор данных; интерпретация полученных результатов.
Authors' declared contributions:
Voevodina E. V.— problem formulation; research design (choice of methods, the definition of instrumentation); interpretation of the results obtained. Shikhgafizov P. Sh.— statistical data analysis.
Vlasova A. V.— a review of sources; formation of the research apparatus; data collection; interpretation of the results obtained.
Статья поступила 15.09.2020; принята к публикации 15.11.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article received on 15.09.2020; accepted for publication on 15.11.2020. The authors read and approved the final version of the manuscript.