УДК 620.9:331.108
В.И. Салыгин, И.А. Гулиев1
ВНЕШНЯЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПОДГОТОВКА КАДРОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ
Статья посвящена глобальным трендам и изменениям в современной энергетике, экономике и дипломатии, а также влиянию фундаментальных трансформаций энергетического сектора на современное высшее образование. Структурные преобразования энергетического сектора ставят перед высшими учебными заведениями задачи по обеспечению подготовки высококвалифицированных современных кадров, способных преодолевать вызовы современной энергетической реальности. Невозможно организовывать процесс обучения в отрыве от происходящих событий на поле энергетической дипломатии и экономики, соответственно глобальная цель образовательных учреждений состоит в том, чтобы будущие специалисты, которые будут драйверами российской экономики и энергетики, были способны эффективно справляться с существующими и предстоящими вызовами. В рамках данной статьи представлен опыт Международного института энергетической политики и дипломатии по успешной подготовке высококвалифицированных специалистов в энергетическом секторе.
Ключевые слова: кадры-международники, энергетическая политика, энергетическая дипломатия, высококвалифицированные кадры, обучение, МИЭП, ТЭК.
Сегодня мировая и российская энергетика развивается в условиях непростой геополитической ситуации, которая пока, как мы видим, во многих аспектах обостряется и характеризуется чрезвычайно сложными и неоднозначными геополитическими процессами. В наибольшей степени испытывает на себе влияние политических факторов энергетика. При этом важной тенденцией развития мировой энергетики сегодня является переход от ресурсной глобализации на мировом энергетическом рынке к стремлению ведущих стран-импортеров к диверсификации поставок и собственной энергетической самодостаточности.
Необходимо отметить ключевые факторы и тенденции развития мировой энергетики. Это потенциал рынка природного газа. Это также значительные перспективы освоения арктического шельфа. Необходимо обратить внимание и на переориентацию в мировой торговле от экспорта-импорта сырья к продаже новых технологий и сервисных услуг. Отметим также развитие возобновляемой энергетики.
С учетом современной ситуации и тенденций развития энергетики перед энергетической политикой России стоят принципиально новые вызовы и задачи. Новые вызовы - это ужесточение
конкуренции на ключевых мировых энергетических рынках, в том числе за счет использования альтернативных и нетрадиционных видов энергоресурсов. Сложная геополитическая ситуация и новые тенденции в развитии глобальной энергетической системы оказывают влияние на конкурентные преимущества России как одного из ведущих мировых поставщиков энергоносителей.
Стоят задачи укрепления своих позиций на мировых энергетических рынках, а также изменения структуры экспорта и увеличения доли нефтепродуктов.
Все это обусловило поиск новых путей и возможностей в области энергетической политики и дипломатии, выработку действенных мер по укреплению и повышению эффективности международного взаимодействия в сфере энергетики и его адаптации к изменяющимся условиям на мировом энергетическом рынке.
Прогнозирование изменений энергетики напрямую связано с устойчивым развитием. Данная тенденция - современный тренд, новый принцип энергетических рынков, который уже включен в законодательство стран Северной Америки, Евросоюза и некоторых стран АТР. Как будет развиваться глобальная энергетиче-
1 Валерий Иванович Салыгин - директор Международного института энергетической политики и дипломатии (МИЭП) МГИМО МИД России, д.т.н., чл.-корр. РАН, профессор, e-mail: miep@mgimo.ru;
Игбал Адиль оглы Гулиев - заместитель директора МИЭП МГИМО МИД России, к.э.н., e-mail: guliyevia@mail.ru
ская система является одним из главных вопросов концепции устойчивого развития. С одной стороны, на современном этапе энергетика является как решением некоторых глобальных проблем человечества, так и причиной их появления. В этой связи для того чтобы выявить общемировые тенденции развития энергетики и спрогнозировать ее будущее состояние некоторые специализированные международные организации, отраслевые эксперты и исследовательские институты сосредотачивают свои усилия на поиске важнейших движущих сил и факторов, которые способны определять направление и динамику развития энергетической системы.
Устойчивое развитие, как новый тренд экономики, ставит приоритетную задачу по рациональному использованию природных ресурсов, другими словами, энергоэффективность и энергосбережение. Учитывая вышеуказанные особенности прогнозирования сценариев развития, невозможно со 100-процентной вероятностью утверждать, что данный тренд даст плоды в среднесрочной и краткосрочной перспективе. Тем не менее базовый принцип и концепция уже дают результаты, и многие государства уже включили такую концепцию в национальное законодательство.
Еще одной тенденцией современной мировой экономики являются резкие структурные изменения на энергетических рынках. Информатизация и глобализация экономики и технологии привели к мультипликации и ускорению различных процессов. Такое ускорение усложняет среднесрочный прогноз развития энергетических рынков, так как даже предсказуемое событие может произойти намного быстрее и привести к более серьезным последствиям по причине отсутствия адекватного противодействия. В качестве примера можно привести снижение спроса на нефть в развитых странах по причине развития ВИЭ, смещения фокуса в сторону газа и нетрадиционных методов добычи энергоресурсов.
На современном этапе мировая экономика все более часто сталкивается с новыми вызовами и стремительно меняется. В течение по-
следних нескольких лет мировая энергетическая система также претерпела значительные изменения. Цены на нефть существенно снизились, а наряду с ними и цены на прочие виды топлива в большинстве регионов мира. Ряд стран, в том числе Индонезия и Индия, воспользовались падением цен на нефть для того, чтобы ускорить постепенную ликвидацию субсидий на ископаемое топливо. На фоне нестабильности на Ближнем Востоке на нефтяной рынок вернулся Иран - один из наиболее крупных в мире обладателей углеводородных ресурсов. На глобальные тенденции огромное влияние оказывает Китай, вступающий в новый, значительно менее энергоемкий, этап своего развития. В развитом мире на возобновляемые источники энергии уже приходится практически половина новых электрогенерирующих мощностей, при этом в глобальной энергетической структуре наблюдаются кардинальные изменения.
Несмотря на множество мнений о том, что ископаемое топливо в ближайшем будущем может отойти на второй план, существуют и иные оптимистичные для ископаемого топлива сценарии, один из которых, например, содержится в Прогнозе мировой энергетики (World Energy Outlook)2 до 2040 г., составленном Международным энергетическим агентством. Здесь предполагается, что, несмотря на рост ВИЭ и сокращение доли углеводородов в мировом энергетическом балансе, эта доля останется высокой -к 2040 г. 55% электричества будет производиться на основе угля, природного газа и нефти (сегодня 68%), а доля возобновляемых источников составит 33% при росте потребления энергии на 37%, а электричества на 80%.
В перспективе наиболее динамично растущим видом ископаемого топлива станет природный газ (1,8% в год)3, в связи с тем, что является наиболее экологичным из углеводородных ресурсов. Нефтяной рынок будет расти стабильными темпами (0,9% в год), при этом тенденции снижения его доли в общем объеме первичных источников энергии сохранятся. В отличие от роста рынка нефти и газа, рост угольного рынка резко снизится и составит 0,5% в год, и к 2035 г.
2 Официальный сайт МЭА. URL: https://www.eia.gov/outlooks/ieo/pdf/0484(2017).pdf
3 URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/energy-outlook-2016/bp-energy-outlook-2016.pdf
доля угля на глобальном рынке энергоресурсов станет минимальной. Доля угля снизится за счет увеличения доли газа - второго по величине топливного ресурса. Доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) будет ежегодно расти (на 6,6% в год) в течение всего периода 2017-2035 гг., таким образом их доля на рынке вырастет с 3% в 2017 г. до 9% к 2035 году.
Согласно прогнозу компании ВР4, к 2035 г. Россия все еще будет оставаться одним из ведущих поставщиков ископаемых видов топлива в мире, ее доля в мировом производстве будет составлять 10%. Производство газа в России увеличится на 30%, если спрос на газ на мировом рынке будет расти. Кроме того, к 2035 г. в России на ископаемое топливо будет приходится 86% потребления первичной энергии, что несколько ниже уровня 2014 г. (88%). Природный газ будет доминирующим видом топлива в топливной структуре, его доля составит 52% (в 2014 г. - 54%). Доля нефти к 2035 г. повысится до 23%, по сравнению с 22% в 2014 г., при этом доля угля понизится с 12 до 10%.
Несмотря на ожидаемое к 2035 г. десятикратное увеличение, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) все еще будут иметь небольшую долю в общем спросе на энергию в России - менее 2% (в государствах БРИКС за этот же период, согласно прогнозу, доля ВИЭ в общем спросе составит 8%). Ведущая роль природного газа в производстве электроэнергии сохранится, даже несмотря на то, что его доля уменьшится с 58% в 2014 г. до 55% в 2035 году. Доля атомной энергии повысится с 14 до 16%, доля гидроэнергии останется на уровне 2017 г. -13%, доля угля понизится с 14 до 12%.
Исходя из вышеизложенных тенденций в энергетическом секторе и анализа развития инновационного рынка можно отметить несколько основных тенденций развития мировой энергетики. К ним относятся: рост спроса на электроэнергию; рост применения природного газа и стремительное увеличение добычи нетрадиционного газа; коммерциализация технологий чистого угля; мировое возрождение ядерной энергетики, во главе которой стоят, в первую очередь Китай, Индия и Россия; развитие возобновляе-
мой энергетики (особенно в Европе); улучшение структуры управления и мониторинга сетей; внедрение умных технологий; повышение энергоэффективности; развитие высокоэффективных систем накопления энергии; либерализация рынка, которая ограничивает деятельность крупных энергетических монополистов и приводит к возникновению конкуренции.
Подготовка высококвалифицированных кадров
Функция высшего образования заключается в том, чтобы воспитать гармонично и всесторонне развитую личность. Обучение студента в вузе включает нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое и правовое воспитание.
Однако наиболее важной функцией образования является подготовка хорошего специалиста, профессионала в некоторой области знаний. Тем не менее современные вузы с этим не справляются. Это связано с тем, что в российских университетах курс обучения в основном состоит из одной теории и очень мало внимания уделяется практике. В результате получается, что, покидая стены вуза, молодой специалист является специалистом лишь по теории, совсем не знакомым с практикой и реальными российскими условиями работы. На практике молодой специалист не знает не только о том, как применить сложные концепции и теорию в работе, но и даже - с какой стороны начать решать поставленные перед ним задачи и проблемы. В итоге работодатели вынуждены переучивать молодых специалистов за свой счет.
Таким образом, общей для всех российских вузов проблемой и вызовом российскому образованию в целом является проблема оторванности образования от реальности. Наряду с тем, что молодые специалисты совсем незнакомы с практикой, зачастую преподаваемая им теория морально устарела и лектор не менял содержание читаемого материала еще с советских времен. Это во многом связано и с низким уровнем зарплат профессорско-преподавательского состава, что не привлекает молодых людей в эту отрасль.
4 Официальный сайт ВР. иЯХ: https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/energy-outlook/country-and-regional-insights/russia-insights.html
Также российское образование сталкивается и со специальными вызовами, привязанными именно к экономике и изменениям в энергетике. Согласно статистике, большое количество молодых специалистов по экономике не могут найти работу, а успехом на рынке труда пользуются лишь те выпускники, которые во время обучения работали и смогли приобрести довольно значительный опыт работы. Кроме того, многие работодатели предпочитает самостоятельно готовить для своей компании экономистов. На российском рынке труда не хватает практически подготовленных специалистов, которые, наряду со специальными умениями и навыками, обладают способностью принимать решения в области экономических отношений. Недостатком обучения на многих экономических специальностях является то, что молодые специалисты, демонстрируя великолепное владение фактологическим материалом в области, требующей воспроизведения готовых знаний и их использования в знакомой ситуации, не знают, что предпринять при возникновении нестандартной ситуации или при нетрадиционной постановке вопросов. Специалисты в области экономики и энергетики, привыкшие к стандартной постановке вопроса в реальной ситуации, которая, как правило, всегда отличается от теоретической, неспособны систематизировать, интегрировать, структурировать теоретические выкладки в практический опыт. В итоге их активность снижается.
Необходимо развивать в молодых специалистах умение быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, навыки находить необходимую информацию, умения критически осмыслить и использовать на практике полученную информацию. В данном контексте наибольшую актуальность приобретает проблема развития критического мышления у студентов и способности решать нестандартные производственные задачи.
В первую очередь необходимо сделать процесс обучения и преподавания более инновационным. Существует большое разнообразие различных новейших инновационных методик как преподавания, так и обучения. Одним из наи-
более простых является использование метода case study, когда студенты на занятиях разбирают реальные случаи из практики российских и зарубежных компаний. Другим способом разнообразить теорию практикой является приглашение на должности лекторов специалистов, работающих в ведущих компаниях, которые могут поделиться реальным опытом работы, привести примеры из своей практической деятельности, привлечь внимание студентов. Также необходимо привлечь в отрасль образования молодых специалистов, которые готовы к изменениям и использованию инновационных методов преподавания.
Таким образом, современное образование сталкивается со следующими вызовами.
Общие вызовы:
- преподавание преимущественно теории в рамках курса обучения;
- недостаток практических знаний у студентов;
- постоянное устаревание преподаваемой информации, как аксиома процесса обучения;
Специальные вызовы подготовки специалистов в сфере энергетики:
- недостаток практически подготовленных специалистов в области энергетики. Многие специалисты отмечают, что в энергетике присутствует такой феномен, как «кадровый голод»5;
- отсутствие целевой подготовки специалистов для нужд нефтегазовой отрасли России;
- неспособность вузов при подготовке специалистов в области энергетики развить у студентов умение быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, навыки находить необходимую информацию, умения критически осмыслить и использовать на практике полученную информацию;
- необходимость в привлечении и изучении зарубежного опыта с целью выявления достоинств и недостатков.
5 Официальный сайт РБК+. URL: http://www.rbcplus.ru/news/5935d2ae7a8aa9107ca65130
Эффективным методом подготовки современных инновационных кадров является сотрудничество с компаниями и ТНК, которые в них заинтересованы. Работники ведущих российских компаний с многолетним опытом - это ценные носители практических знаний, которые так необходимы молодым специалистам. Кроме того, они знакомы именно с передовыми и инновационными технологиями, о которых часто не упоминается в теории, однако именно применение которых предоставляет компаниям преимущество перед конкурентами.
Именно данный метод активно применяется в Международном институте энергетической политики и дипломатии (МИЭП), в котором предпочтение отдается практико-ориенти-рованной подготовке, мастер классам, методу case study. Созданный в МГИМО в 2000 г. МИЭП объединил два важнейших направления энергетику и дипломатию и впервые в России развернул многоуровневую подготовку кадров в сфере энергетической дипломатии и геополитики, международного энергетического сотрудничества.
Причиной создания МИЭП стала острая потребность государственных структур и ведущих нефтяных, газовых и энергетических компаний в специалистах в сфере энергетической политики и дипломатии, международного права, мировой экономики, финансов, менеджмента, маркетинга, связей с общественностью, обладающих подготовкой, необходимой для решения приоритетных задач международного энергетического сотрудничества и интеграции российского ТЭК в мировое экономическое сообщество.
Основным преимуществом МИЭП является именно практико-ориентированная подготовка специалистов. В МИЭП 9 специализированных кафедр, на которых готовят специалистов для конкретных компаний, и на которых также преподают и принимают экзамены представители и работники этих компаний. Например, особое место среди специализированных кафедр занимают базовые кафедры крупнейших российских компаний «Роснефть», «Транснефть», «Норильский никель», «Росгеология», «Газпромбанк». Наличие базовых кафедр ведущих корпораций предоставляют возможность наряду со штатными преподавателями привлекать к учебному
процессу - проведению мастер-классов, чтению лекций, руководству стажировками, практиками, подготовкой выпускных работ - большое количество уникальных экспертов-практиков руководящего звена, которые работают в компаниях. Таким образом, при подготовке специалистов в МИЭП используется экспертный потенциал ключевых российских и зарубежных корпораций. Так, кафедры возглавляют руководители компаний.
Большое внимание уделяется практико-ори-ентированной подготовке. Как уже было сказано выше, основным вызовом современного образования является некий разрыв между процессом обучения и будущей профессиональной рабочей деятельности. Подход нашего института базируется на целевой подготовке специалистов с возможностью пройти практику как в компаниях, так и в государственных органах, что фактически составляет весь круг участников рынка энергетики. Студенты имеют возможность пройти практику в МИД РФ, Минэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, АО «Газпромбанк», ПАО НК «Роснефть», ПАО «Транснефть», АО «Росгеология», ПАО «ГМК «Норильский никель» и в других структурах и компаниях. Таким образом, уже на этапе получения диплома бакалавра студенты МИЭП проходят практику в ведущих компаниях и министерствах России, что, как раз, существенно сокращает разрыв между практикой и обучением. Дополнительным инструментом практико-ориентированной подготовки является привлечение специалистов ведущих компаний. Большинство преподавателей МИЭП имеют практический опыт работы в сфере энергетики. Институт проводит мастер-классы и конференции, что позволяет наладить диалог студентов и опытных специалистов.
Также необходимо затронуть важный вопрос о привлечении лучшего мирового опыта в целях совершенствования подготовки кадров для энергетической политики. У МИЭП МГИМО есть хорошо зарекомендовавшая себя практика создания совместных структур и программ с ведущими университетами Великобритании, Германии, Франции, Италии, Норвегии и Исландии. Успешно действуют международные магистерские программы в области энергетической политики, устойчивого развития, эконо-
мики, менеджмента, международного нефтегазового бизнеса, а также программы МВА для руководителей и специалистов нефтегазовой и электроэнергетической отраслей. Активно осуществляются совместные научно-аналитические проекты, в которых принимают участие наши студенты и аспиранты.
К примеру, принимая во внимание важность реализации арктических шельфовых проектов, совместно с известным британским университетом Сент-Эндрюс создан Центр арктических исследований. Научно-практической базой для подготовки студентов МИЭП МГИМО к участию в решении вопросов внешней энергетической политики служит Центр стратегических исследований и геополитики в области энергетики. Он выполняет проекты по заказам ключевых министерств и ведомств, а также ведущих корпораций ТЭК, активно взаимодействует с ключевыми государственными органами, а также со структурами ООН, ОПЕК, МАГАТЭ,
Международным энергетическим агентством, Форумом стран-экспортеров газа и другими крупными международными организациями.
Таким образом, в МИЭП особое внимание уделяется практико-ориентированной подготовке студентов, которую обеспечивают специализированные кафедры института. В МИЭП успешно работают базовые кафедры крупнейших российских компаний, регулярно проводятся мастер-классы руководителей и ведущих экспертов, организованы практики и стажировки, руководство выпускными работами студентов, обеспечивается трудоустройство выпускников. Большинство выпускников программ МИЭП получают по окончании института приглашение на работу и сразу включаются в реализацию важнейших для России энергетических проектов. Таким образом, в МИЭП в сотрудничестве с ключевыми министерствами и ведущими компаниями России успешно решаются вопросы по сути целевой подготовки кадров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Салыгин В.И. Будущее российской энергетики - на студенческой скамье МИЭП МГИМО // Энергетика. 2013. № 6.
2. Constantini V., Martini C. The causality between energy consumption and economic growth: A multi-sectoral analysis using non-stationary cointegratedpanel data / V. Constantini, C. Martini. // Energy Economics. Vol. 32. Iss. 3. May 2010. Pp. 591-603.
3. Кравченко С.А, Салыгин В.И. Новый синтез научного знания: становление междисциплинарной науки // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 22-30.
4. Салыгин В.И. Международное энергетическое сотрудничество - залог устойчивого развития ТЭК//Академия энергетики. 2006. № 2(10).
5. Салыгин В.И. Энергетика и управление инновациями: финансовые аспекты программы ЕС «Горизонт 2020» // Финансовый бизнес. 2017. № 2. С. 25-32.
6. Социокультурная динамика рисков в контексте «стрелы времени»: востребованность гуманистического поворота / С.А. Кравченко,
В.И. Салыгин // Научный результат. 2016. Т. 1, № 4 (6). С. 47-54.
7. Annual Energy Outlook 2014 with projections to 2040 / US Energy Information Administration. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.eia.gov/forecasts/aeo/pdf/0383(2015).pdf (дата обращения 31.03.2016).
8. BP Energy Outlook 2035 / BP. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bp.com/ content/bp-responsive/en/global/corporate/energy-economics/energy-outlook-2035 (дата обращения 31.03.2016).
9. BP Energy Outlook, 2016 Edition, Outlook to 2035, BP, 2016 URL: https://www.bp.com/content/ dam/bp/pdf/energy-economics/energy-outlook-2016/ bp-energy-outlook-2016.pdf
10. Culka M. Applying Bayesian model averaging for uncertainty estimation of input data in energy modelling / Energy, Sustainability and Society 2014, Vol. 1, p.1. [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www. energsustainsoc.com/content/4/1/21 (дата обращения 31.03.2016).
11. David L. Greene. Long-term Energy Scenario Models: A Review of the Literature and Recommendations/ Oak Ridge National Laboratory. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www1.eere.energy. gov/ ba/pba/pdfs/models2050.pdf (дата обращения 27.04.2015).
12. Energy Indicatorsfor Sustainable Development: Guidelines and Methodologies / IAEA, UNDESA, IEA, EUROSTAT и European Environmental Agency / IAEA. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www-pub. iaea.org/MTCD/publications/PDF/ Pub1222web.pdf (дата обращения 27.04.2015).
13. Energy outlook, country and regional insights: Russia, BP, 2017. URL: https://www.bp.com/en/ global/corporate/energy-economics/energy-outlook/ country-and-regional-insights/russia-insights.html
14. Energy Perspectives. Long-term macro andmarket outlook / Statoil. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.statoil.com/en/NewsAndMedia/ News/2015/Downloads/Energy%20Perspectives%20 2015.pdf (дата обращения 31.03.2016).
15. Energy Scenario Development Analysis: WECPolicy to2050/WorldEnergy Council. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. enerdata.net/docssales/press-office-20th-world-energy-congress.pdf (дата обращения 27.04.2015).
16. International Energy Outlook 2017, U.S. Energy Information Administration, сентябрь 2017. URL: https://www. eia.gov/outlooks/ieo/pdf/0484(2017).pdf
17. Официальный сайт РБК+. URL: http:// www.rbcplus.ru/news/5935d2ae7a8aa9107ca65130
Поступила в редакцию 09.10.2017 г.
V.I. Salygin, I.A. Guliyev6
FOREIGN ENERGY POLICY AND IR EXPERT TRAINING
This article is devoted to global trends of energy sector transformation, relevant in economics and diplomacy, as well as the influence of such fundamental changes on modern university education. Structural shifts in energy sector set particular targets for academic institutions to ensure that graduated highly skilled professionals possess competencies to overcome energy challenges. It is impossible to organize educative process in isolation from energy diplomacy and economy. Consequently, the goal should be to ensure that graduates - that are further to drive Russian economy and energy - are able to effectively manage contemporary and with existing and forthcoming challenges. This article discusses the experience of International Institute of Energy Policy and Diplomacy in constituting highly qualified specialists for energy sector.
Keywords: international specialists, energy policy, energy diplomacy, training, high-qualified staff, International Institute of Energy Policy and Diplomacy.
6 Valery I. Salygin - Director of the International Institute of Energy Policy and Diplomacy, MGIMO University, Vice-President of the International Fuel and Energy Development Academy, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences. Dr., Professor, e-mail: miep@mgimo.ru; Igbal A. Guliyev - Deputy Director of the International institute of Energy Policy and Diplomacy of MGIMO University. PhD, Economics, e-mail: guliyevia@mail.ru