ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ
И.А. КОНОВАЛОВА,
декан юридического факультета, заведующая кафедрой уголовного права Московского государственного областного университета, кандидат юридических наук, доцент
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С КОРЫСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Реформирование в середине 80-х годов XX в. политического, государственного и экономического устройства СССР, привело к распаду государства и кризису во всех сферах жизнедеятельности. Этот процесс постепенно привел и к самопроизвольному распаду созданной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. После 1990 г. система профилактики стала терять свои ключевые звенья -субъектов профилактической работы среди несовершеннолетних. Профилактическая деятельность утратила системный подход, при этом наиболее критичной оказалась утрата опыта, накопленного в республиках бывшего Союза.
Ключевые слова: корыстная преступность, несовершеннолетние, уголовный закон, наказание, преступление, профилактика, законодательство.
I.A.KONOVALOVA,
dean of law department, manager
of chair of criminal law of the Moscow state regional university, candidate of jurisprudence, associate professor
TOPICAL ISSUES OF FIGHT AGAINST MERCENARY CRIME OF MINORS IN NEIGHBORING COUNTRIES
Reforming in the mid-eighties XX century political, state and the USSR economic system, led to disintegration of the state and crisis in all spheres of activity. This process gradually led and to spontaneous disintegration of the created system of the prevention of offenses of minors. After 1990 the system of prevention began to lose the key links - subjects of scheduled maintenance among minors. Preventive activity lost system approach, thus loss of the experience which has been saved up in the republics of the former Union appeared the most critical.
Keywords: mercenary crime, minors, criminal law, punishment, crime, prevention, legislation.
Специфика построения государственной структуры и высокая концентрация власти в СССР совершенно однозначно определяла формы и направления борьбы с преступностью в целом, в том числе и с преступностью несовершеннолетних. Использовались различные методы — от введения в 1935 году уголовной ответственности в СССР с 12 лет и до создания в начале 80-х годов XX в. разветвленной системы профилактики, которой был присущ постоянный, плановый характер работы с несовершеннолетними. Деятельность субъектов профилактики охватывала практически все направления социализации несовершеннолетних: воспитательное, образовательное, профессиональное, идейное (идеологическое), нравственное, моральное, этическое, культурное, спортивное, оздоровительное, патриотическое, информационное, правовое, общеорганизаторское и контрольное. Иначе говоря, была создана система воздействий, которые осуществлялись на общем (общесоциальном), групповом и индивидуальных уровнях работы с несовершеннолетними. Подобный подход давал положительные результаты: в Российской Федерации, начиная с 1992 года, несовершеннолетними ежегодно совершается столько преступлений, сколько в 1988 году регистрировалось по всему бывшему СССР. Если же сравнивать с аналогичными показателями 1961 года (года, с которого ведется постоянное статистическое наблюдение по стабильным показателям), то в 4,7 раза больше.
Реформирование в середине 80-х годов XX в. политического, государственного и экономического устройства СССР, привело к распаду государства и кризису во всех сферах жизнедеятельности. Этот процесс постепенно привел и к самопроизвольному распаду созданной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. После 1990 г. система профилактики стала терять свои ключевые звенья — субъектов профилактической работы среди несовершеннолетних. Профилактическая деятельность утратила системный подход, при этом наиболее критичной оказалась утрата опыта, накопленного в республиках бывшего Союза.
В настоящее время для разработки и внедрения наиболее эффективных мер противодействия распространению подростковой преступности целесообразно обращаться не только к опыту стран западной Европы и Америки, но и максимально полно исследовать опыт построения системы профилактики преступности несовершеннолетних в странах СНГ. Это весьма актуально, поскольку, с одной стороны, опыт Украины, Белоруссии, Казахстана и других государств — бывших союзных республик основывается на зарубежных тенденциях, с другой - почва для внедрения зарубежных методов профилактики и борьбы с подростковой преступностью наиболее близка к российской в силу исторической общности менталитета, уровня развития, политической, правовой и экономической ситуаций.
Казахские ученые-криминологи рассматривают корыстную преступность как совокупность преступлений, совершенных с целью противоправного получения безвозмездной прибыли1. В соответствии со ст. 15 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - РК) от 16 июля 1997 года2 правоспособные лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за совершение отдельных корыстных преступлений: кражи (ст. 175 Уголовного кодекса РК), грабежа (ст. 178 Уголовного кодекса РК), разбоя (ст. 179 Уголовного кодекса РК), вымогательства (ст. 181 Уголовного кодекса РК), неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения при отягчающих обстоятельствах (ч. 2-4 ст. 185 Уголовного кодекса РК), хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 255 Уголовного кодекса РК), хищения либо вымогательства наркотических средств или психотропных веществ (ст. 260 Уголовного кодекса РК), а также убийства из корыстных побуждений, по найму либо сопряженного с разбоем, вымо-
1 См.: Алауханов Е.О. Криминологические проблемы предупреждения корыстно-насильственных преступлений: Автореферат дисс...докт.юрид.наук. - Алматы, 2004. С. 11.
2 Уголовный кодекс Республики Казах-
стан / Под ред. Р.М. Асланова, А.И. Бойцо-ва. - СПб: Юридический центр ПРЕСС,
2001. С. 18.
гательством либо бандитизмом (п. «з» ч. 2 ст. 96 Уголовного кодекса РК); в остальных случаях к уголовной ответственности привлекается лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Среди корыстных преступных посягательств, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, наиболее распространено вымогательство. Проведенные казахскими криминологами исследования показали, что возраст 57,8 % вымогателей - 16-24 года. Если обратиться к статистическим данным, то уже в 1994 году 50 % фактов вымогательства по Казахстану были совершены молодыми людьми указанного возраста, в настоящее время только число несовершеннолетних среди осужденных за вымогательство составляет 15-17 %3.
23,6 % лиц, привлекаемых в Казахстане ежегодно к ответственности за кражу оружия, - несовершеннолетние. Классификация подсудимых по их социальному положению и профессии, показывает, что 1,9% из них - студенты учебных заведений, 36,3 % нигде не учатся и не работают, 11 % аналогичных преступлений совершены школьниками.
Анализ криминогенной ситуации в подростковой среде в период с 1998 по 2006 год показывает, что основной пик роста преступлений, совершаемых несовершеннолетними, при-
3 См.: Алауханов Е.О. Криминологические проблемы предупреждения корыстно-насильственных преступлений: Автореферат дисс.докт.юрид.наук. - Алматы, 2004. С. 37-38.
шелся на 2002 год, удельный вес составил 8,4% от общего количества всех зарегистрированных преступлений. Так, в 1998 году было зарегистрировано 7 197 преступлений, совершенных лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности, в 1999 году — 7 159 преступлений, в 2000 году - 7 359 преступлений, в
2001 году — 8 184 преступления, в
2002 году — 8 237 преступлений, в
2003 году — 7 001 преступление, в
2004 году — 6 528 преступлений, в
2005 году 6 273 преступления, в 2006 году — 5 814 преступлений4 . В течение последних четырех лет в результате принимаемых Министерством внутренних дел, совместно с другими государственными органами и институтами гражданского общества, организационно-практических мер удалось преодолеть тенденцию роста количества преступлений, совершаемых подростками в стране, и добиться ежегодного снижения их количества более чем на 6 %, в том числе и особо тяжких преступных посягательств. В 2006 году уровень подростковой преступности, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился на 7,3%, удельный вес составил 7,3% от общего количества преступлений совершен-
4 См.: Информация о проводимой Министерством внутренних дел работе по профилактике подростковой преступности и защите прав несовершеннолетних. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Ьир://-№-№-№.шуё^/тёех.рЬр?р = razdel шоге&1ё5=476&1ё1=5
ных в стране5. На первое июня 2007 года в воспитательных колониях республики содержалось 448 несовершеннолетних осужденных, в следственных изоляторах 255 несовершеннолетних, кроме того, на учетах уголовно-исполнительных инспекции состояло 967 несовершеннолет-них6.
Анализ оперативных данных департамента внутренних дел об учащихся, совершивших преступления, и деятельности заинтересованных ведомств по выявлению причин их совершения показывает, что наиболее распространенными и актуальными причинами подростковой преступности являются следую-щие7:
- отсутствие должного и эффективного взаимодействия образовательных учреждений с участковыми
5 См.: Информация о проводимой Министерством внутренних дел работе по профилактике подростковой преступности и защите прав несовершеннолетних. // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Казахстан, http://www.mvd.kz/index.php?p = razdel_more&id5=476&id1=5
6 См.: Садыбеков Б. О ювенальной юстиции в Республике Казахстан // Юридическая газета (Республика Казахстан). 2007. 21 июня.
7 См.: КулжабаеваЖ.О. Аналитическая справка по закону Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591 «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» // Институт Законодательства Республики Казахстан, http://www.instzak.kz/?content= 37&article=472&lang=ru
инспекторами и инспекторами групп по делам несовершеннолетних;
- несвоевременное выявление подростков, склонных к девиантному поведению, и неблагополучных семей;
- недостаточный уровень правовой культуры и правового сознания в семейном воспитании, слабый контроль со стороны родителей;
- работа с несовершеннолетними по факту совершения правонарушений;
- обучение в одном коллективе детей, неоднократно совершивших преступления, имеющих устойчивый негативный жизненный опыт родительской семьи, состоящих на учете у психиатра с диагнозами, обусловливающими асоциальное поведение, и детей с позитивными ценностными ориентациями;
- большое количество неблагополучных семей, которые являются основной средой формирования личности детей-правонарушителей. Как и другим странам центрально-азиатского региона, Казахстану присуща такая особенность, как многочисленность членов семьи. Если брать в целом по республике, то среднее количество человек в одной семье - 5,5; в некоторых областях - 6; тогда как в европейских странах этот показатель составляет всего лишь 3,2 человека. Полных семей 68 %, неполных - 32%; на момент совершения несовершеннолетним преступления 17,4 % семей жили в состоянии не утихающего конфликта между родителями, а в 16,1 % родители были во временном разводе.
В процессе проведения социологического исследования в Казахстане на вопрос «Что оказало отрицательное влияние на подростка?» были получены следующие ответы: 7,5 % респондентов указали на преступления, совершенные родственниками, 14,1 % - на алкогольную зависимость членов семьи, 2,3 % - домашние скандалы, 73,6 % - влияние улицы. Только одна третья часть опрошенных с уважением отозвалась о своих родителях, 2,3 % выразили уважение к авторитету школьного учителя, преподавателя, 4,0 % -тренера, руководителя кружка, 3,7 % - коллектива, где работали или в котором учились. 37,5 % родителей полагают, что подростки, прежде всего, считаются с авторитетом сверстников, а 7,5 % придерживаются мнения, что для подростков непререкаем авторитет организатора преступления или взрослого лица, подтолкнувшего к совершению преступного деяния. Семьи 31 % осужденных пытались уберечь своих детей от уголовного «поприща», 20 % - не предпринимали никаких действий, будучи в курсе преступных деяний своих детей8.
Система профилактики преступности несовершеннолетних в Казахстане начала свое становление с формирования нормативно-правовой базы. После принятия Конституции 1995 г. радикально изменились под-
8 См.: Алауханов Е.О. Криминологические проблемы предупреждения корыстно-насильственных преступлений: Автореферат дисс.докт.юрид.наук. - Алматы, 2004. С. 31-32.
ходы к деятельности по профилактике правонарушений детей и подростков, акцент был сделан на обеспечение их прав и свобод, на создание условий для развития подрастающего поколения. С принятием в 1997 г. нового уголовного, уголовно-процессуального и семейного законодательства ситуация стала меняться в сторону гуманизации и защиты прав ребенка, как наименее защищенного социального элемента общества, сформировался новый подход к проблеме предупреждения подростковой преступности с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите. В уголовном и уголовно-процессуальных кодексах появились отдельные главы, предписывающие при назначении наказания несовершеннолетнему «учитывать условия его жизни, и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц» (п. 1 ст. 80 Уголовного кодекса РК).
Основополагающим нормативно-правовым актом в области предупреждения преступности несовершеннолетних стал Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591 «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». Реализация положений закона предполагает создание комплексной системы мер по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних на основе координации действий всех заинтересованных ведомств и рас-
ширения материально-технической базы социально-педагогической среды государства при соблюдении принципов комплексности и результативности, выполнимости, преемственности, системности, адресной направленности9. Положения Закона находят свою детализацию в ряде подзаконных актов, например в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года № 1355 «О Программе профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2005-2007 годы»; Программе дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1376; Приказе Министра юстиции Республики Казахстан от 21 октября 2004 года № 305 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях Министерства юстиции Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.02.2006 г.); Приказе Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 февраля 2005 года № 68 «Об утвер-
9 См.: КулжабаеваЖ.О. Аналитическая справка по закону Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591 «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». // Институт Законодательства Республики Казахстан, http://www.instzak.kz/?content=
37&article=472&lang=ru
ждении Положения об организациях образования с особым режимом содержания»; Приказе Министра внутренних дел Республики Казахстан от 25 декабря 2004 года № 708 «Об утверждении Положения о Центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних».
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана 28 февраля 2007 г. «Новый Казахстан в новом мире» решение проблем подростковой преступности и принятие мер для ее снижения отнесены к важнейшим направлениям внутренней политики государства, одним из приоритетов названа необходимость сфокусировать внимание на растущей проблеме подростковой преступности и предусмотреть меры для ее сниже-ния10. В целях реализации поставленной задачи 15 мая 2007 года в г.Астане под эгидой Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) проведено совещание на тему «Совершенствование работы государственных органов, работающих в сфере профилактики противоправного поведения несовершеннолетних в Республике Казахстан» с участием Председателя Конституционного совета Рогова И.И., Председателя Коллегии по уголовным делам Верховного Суда Жукенова А.Т.,
10 См.: Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 г. «Новый Казахстан в новом мире» // Официальный сайт Министерствавнутренних дел Республики Казахстан, http://www.mvd.kz/ index.php?p=razdel_more&id5=610&id1=28
вице-министра внутренних дел Шпекбаева А.Ж., депутатов Парламента, руководителей структурных подразделений Министерств образования и науки, социальной защиты населения, юстиции, местных исполнительных органов власти. Участники совещания обсудили разрабатываемый МВД межведомственный План по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, направленный снижение уровня правонарушений в подростковой среде, предотвращение вовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность, а также защиту прав несовершеннолетних; были определены основные направления развития комплексной системы социальной профилактики правонарушений в подростковой среде с целью формирования механизмов поддержки конкретной «социально изолированной» семьи, адресной социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации11 .
Таким образом, в настоящее время в Казахстане действует определенная система защиты прав детей, профилактики их безнадзорности и правонарушений. Несмотря на это, анализ законодательной базы и практической ситуации в Республике Ка-
11 См.: Информация для СМИ о совершенствовании профилактики противоправного поведения несовершеннолетних (г. Астана, 15 мая 2007 года). // Официальный сайт Министерствавнутренних дел Республики Казахстан, http:// www.mvd.kz/index.php?p = razdel_ more&id5=621&id!=5
захстан в области уголовного правосудия по делам несовершеннолетних, позволяет констатировать наличие ряда проблем, требующих дополнительного правового регулирования. Во-первых, необходимо более тщательно проводить работу по выяснению причин противоправных действий и поступков несовершеннолетних, уровня их психического развития и иных особенностей их личности. Во-вторых, между правоохранительными органами, осуществляющими наказание, и учреждениями системы профилактики по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей отсутствует преемственность. Кроме того, весьма затруднено отслеживание судьбы конкретного ребенка-правонарушителя, оказавшегося в контакте с судебно-правоохрани-тельными и другими органами.
Одним из наиболее актуальных и востребованных направлений социальной политики в области детства является формирование системы ювенальной юстиции в Казахстане.
В понятие «ювенальная юстиция» входит не только специализированный ювенальный суд, но еще некий набор технологий, призванных предупредить противоправное поведение ребенка, реализуемый через работу учреждений системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Учреждения образования, входящие в систему профилактики, имеют с системой ювенальной юстиции ряд точек соприкосновения: профилактическая работа с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жиз-
ненной ситуации («группы риска»), а также работа по реабилитации и ре-социализации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы и, вернувшихся после отбывания наказания. Система психолого-педагогического сопровождения, существующая сегодня в большинстве образовательных учреждениях, является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает в виде комплексной технологии, особой культуры поддержки и помощи ребенку в решении основных задач: развития, обучения, воспитания, социализации.
Основной целью проекта по созданию ювенальной юстиции в Казахстане является создание и обеспечение функционирования специализированной системы правосудия для несовершеннолетних, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления. В рамках ювенальной юстиции планируется широко использовать неюридические специальные познания, учесть требование специального изучения социальных условий жизни и социально-психологических признаков личности несовершеннолетнего в судебном процессе.
В отличие от процесса в судах общей юрисдикции, где для участия также приглашаются эксперты и специалисты, в рамках ювенальной юстиции происходит наполнение всего судебного процесса данными из неюридических источников, что означает не только участие экспертов и специалистов, но и использование данных, полученных судом от служб ювенального профиля.
Предполагается создать систему ювенальной юстиции в Казахстане, состоящей из следующих элементов:
- специализированных служб системы ювенальной юстиции: Юве-нальная полиция, Ювенальная прокуратура, Ювенальная юридическая консультация, Ювенальные суды/ судьи, Служба пробации (уголовно-исполнительные инспекции).
- межведомственных координирующих органов системы ювеналь-ной юстиции, созданные на примере Экспертного совета и Рабочей группы проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане». Они могут состоять из Республиканского Совета по юве-нальной юстиции при Заместителе Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, курирующем работу правоохранительных органов и судов и областных советов и советов в городах республиканского значения12.
В системе профилактики подростковой преступности большую роль играет потенциал неправительственных организаций, которые осуществляют свою деятельность совместно с правоохранительными органами13 . Позитивным примером
12 См.: Садыбеков Б. О ювенальной юстиции в Республике Казахстан. // Юридическая газета (Республика Казахстан). 2007. 21 июня.
13 См.: Малаева М.К. Взаимодействие УИП ПДН и НПО в предупреждении преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. // ОО «Центр развития и адаптации «Феникс», http://phenix.pushkinlibrary.kz/odnuob. htm#wt, 26.05.2006.
сотрудничества можно назвать взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних, УОБ ДВД ВКО с ОО «Центр развития и адаптации «Феникс».
Во-первых, в рамках указанного взаимодействия осуществляется работа с сотрудниками - оказание методической помощи (организация круглых столов с участием УИП ПДН, проведение информационных кампаний (распространение буклетов, плакатов, брошюр, стикеров). Кроме того, осуществляется организация образовательных семинаров, обучающих участковых инспекторов навыкам и методам работы с несовершеннолетними детьми из групп риска, девиантного поведения, совместно разрабатывается стратегия и тактика работы с трудными детьми.
В рамках правозащитной деятельности НПО «Феникс» участвует в правовом всеобщем обучении: проводят тренинги для детей с целью информирования подростков о проблеме торговли детьми, наихудших формах детского труда (рабство, насилие, донорство), с которыми они могут столкнуться в результате безнадзорности и бродяжничества. Специалисты НПО «Феникс» обучают подростков правилам личной безопасности на улице, в социально-опасных, кризисных ситуациях. В образовательных семинарах раскрывают понятия в целях профилактики, разбирают конкретные случаи детской преступности (телефонный терроризм, вымогательство денег, кражи и др.) и меру уголовной ответственности.
В рамках социального направления совместной деятельности Центра «Феникс» и УИП ПДН, через действующий телефон доверия своевременно выявляются подростки из «группы риска» и те, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
Как полагают аналитики, когда работа специальных органов профилактики осуществляется правильно и своевременно, есть возможность пресечения каждых двух преступлений из трех. На сегодняшний день МВД Республики Казахстан проводит целенаправленную работу по формированию целостной системы профилактики подростковой преступности, организуется работа с государственными органами и институтами гражданского общества. Одной из применяемых специальных мер является борьба с преждевременным прекращением учебы. По статистическим данным Министерства юстиции республики, среди несовершеннолетних, совершивших корыстно-насильственные преступления, ежегодно не посещали школу 30-35 %. Развивается институт школьных инспекторов полиции, численность которых составляет 830 единиц. Ими полностью укомплектованы городские школы Астаны, Ал-маты и Мангистауской области. 13 августа 2007 г. на заседании Правительства Премьер-Министром поручено акимам областей решить вопрос о введении школьных инспекторов полиции во всех городских и крупных сельских школах страны. Министерством инициированы дополнения в Административный кодекс, предусматривающие ответствен-
ность родителей за употребление алкоголя детьми в возрасте до 16 лет, ограничения реализации и употребления алкогольных напитков на улицах и общественных местах, в том числе и пива, а также законопроект, определяющий порядок нахождения несовершеннолетних в досуговых и развлекательных учреждениях14.
Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 г. № 2341-Ш15 предусматривает, что уголовная ответственность за совершение преступления наступает в полном объеме с шестнадцатилетнего возраста. Однако за совершение ряда преступлений, в том числе и корыстных преступных посягательств, уголовная ответственность установлена для лиц, достигших четырнадцати лет. Так, с 14 лет возможно привлечение к ответственности за кражу (статья 185, ч. 1 ст. 262, ч. 1 ст. 308 Уголовного кодекса Украины), грабеж (ст.ст. 186, 262, 308 Уголовного кодекса Украины), разбой (ст. 187, ч. 3 ст. 262, ч. 3 ст. 308 Уголовного кодекса Украины), вымогательство (ст. 189, 262, 308 Уголовного кодекса Украины), незаконное завладение транспортным средством (ч . 2 и ч. 3 ст. 289 Уголовного кодекса Украины).
14 См.: Пресс-релиз о мерах по усилению борьбы с преступностью среди несовершеннолетних (г. Астана, 13 сентября 2007 г.). // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Казахстан, http://www.mvd.kz/index.php?p= razdel_more&id5=836&id1=5
15 Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 г. № 2341-Ш (ст. 22) // Ведомо-
сти Верховной Рады Украины. 2001. № 25-26. Ст. 131.
По мнению Первого заместителя председателя Верховного суда Украины П. Пилипчука, в части динамики подростковой преступности в Украине наблюдается несколько противоречивая тенденция. По данным Министерства внутренних дел, начиная с 1992 года, отмечается, пусть незначительный, но все-таки спад уровня преступности несовершеннолетних: в 1992 году зарегистрировано почти 35 тысяч таких преступлений, а в 2002-м - 32,3 тысячи. Если же проанализировать данные о количестве несовершеннолетних, осужденных за совершение преступлений, налицо будет абсолютно иная картина - из года в год этот показатель растет, причем достаточно высокими темпами. Если в 1992 году было осуждено 11,6 тысячи несовершеннолетних, то спустя десять лет почти вдвое больше - 20 тысяч16.
Подобная тенденция с одной стороны, позволяет говорить о несовершенстве применяемой в Украине системы учета преступлений несовершеннолетних, а с другой стороны, позволяет предположить значительный рост групповой преступности несовершеннолетних.
В целом в Украине отмечается тенденция омоложения преступности. Начиная с 1992 года количество 14-15-летних, осужденных за совершение преступлений, в общем массиве осужденных несовершеннолетних неуклонно растет. Если в 1992 г. этот показатель составлял 16,6%, то
16 См.: Примаченко А. Недетская проблема // Зеркало недели (Украина). № 22 (447). 14-20 июня 2003 г.
в 2002 г. - уже 28,6%, хотя уголовная ответственность этой возрастной категории несовершеннолетних наступает только за четко очерченный небольшой круг преступных посяга-тельств17.
Следует отметить, что, по данным исследователей, наиболее часто несовершеннолетние совершают преступления против собственности -85 % «детского криминала» совершается с целью наживы. Если в 1999 году за посягательства на чужую собственность было осуждено 8,7 тысячи несовершеннолетних, то в 2002 году - уже 16,2 тысячи. Такое возрастание происходит за счет краж. В том же 1999 году за совершение краж было осуждено 6,7 тысячи несовершеннолетних, а в 2002 году почти вдвое больше - 12,9 тысячи. За 2004 год в одной только Киевской области по статье 185 Уголовного кодекса Украины (кража) в отношении несовершеннолетних возбуждено почти 700 уголовных дел, что на 30% больше, чем за 2003 год18 .
Среди основных причин роста подростковой преступности в Украине называется утрата рычагов формирования мировоззрения молодого поколения на фоне кризисных явлений в экономике, деморализации общества, расслоения его на очень богатых и очень бедных, массированная пропаганда культа силы, денег, добытых любым путем. Кроме того,
17 См.: Там же.
18 См.: Фомичев Д. Несовершеннолетняя катастрофа. // Украина криминальная, http://www.cripo.com.ua/index.php? sect_id=6&aid=15022, 02.03.2006.
45% несовершеннолетних преступников воспитывались одним родителем, а 6% — и вовсе без них. 36% малолетних совершают преступления совместно со взрослыми, 75% подростков — в составе группы, 17% несовершеннолетних — в состоянии алкогольного и наркотического опьяне-ния19.
Можно выделить некоторые тенденции преступности несовершеннолетних и молодежи в Украине.
1. Процесс омоложения преступности обусловлен, как правило, вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность путем передачи криминального опыта и подстрекательства уголовными элементами.
2. Все больше молодых людей вовлекаются в сферу организованной преступности. Это создание группировок для контроля над определенной территорией или видом деятельности с целью получения прибыли в виде преступного промысла (рэкет, проституция, торговля, наркотиками).
3. Рост рецидива: в последние годы он составляет более 40%.
4. Феминизация молодежной преступности. Только за 1987-1992 гг. преступность девушек возросла в 2 раза и составляет 1:8 по отношению к мужской (раньше она составляла 1:10). Это кражи, соучастие в мошенничестве, вымогательстве. В целом молодые люди в возрасте от 14 до 29
19 См.: Примаченко А. Недетская проблема // Зеркало недели (Украина). № 22 (447). 14-20 июня 2003 г.
лет совершают 57% всех зарегистрированных преступлений.
Что касается причин преступности, то помимо общих причин деви-антного поведения можно выделить и специфические причины преступности несовершеннолетних и молодежи:
- отрицательные влияния в семье. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено прямое отрицательное влияние родителей и старших членов семьи (пьянство, грубость, жестокость, асоциальный образ жизни). Типичными для родителей несовершеннолетних преступников являются низкая культура, престижно-потребительские установки;
- отрицательные влияния в ближайшем окружении: бытовом, учебном, производственном со стороны как сверстников, так и взрослых;
- проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями (пропаганда наркотиков, культа силы, половой распущенности);
- рост криминогенного значения неумения или нежелания педагогов формировать позитивные идеалы у учащихся;
- распад системы трудоустройства подростков и молодежи и воспитания их в трудовых коллективах, как следствие — длительное отсутствие определенных занятий у части молодежи.
Эти обстоятельства и формируют криминогенную личность, для которой характерны утрата интереса к учебе, равнодушие к проблемам общества, существенные искажения
нравственного и правового сознания, в частности, толкование долга, совести, дозволенности исходя из личных желаний или групповой солидарности, ориентацию на сиюминутные удовольствия, равнодушие к переживаниям и страданиям других людей, жестокость, лживость.
Уголовный кодекс Украины (ч. 1 ст. 97) предусматривает возможность применения к несовершеннолетним, совершившим впервые преступления небольшой тяжести, принудительных мер воспитательного воздействия с освобождением от уголовной ответственности. В прошлом году были применены меры воспитательного характера в отношении 4 213 несовершеннолетних, преступивших закон. Закон предусматривает достаточно широкий спектр таких мер: предостережение, обязательство попросить прощение у потерпевшего, передача под присмотр родителей или школы, ограничение досуга и направление в специальное учебное учреждение. Из этих 4 213 несовершеннолетних в отношении 3 200 была применена мера воспитательного характера в виде передачи на воспитание родителям. Однако эффективность применения подобной меры весьма сомнительна, поскольку родители этих несовершеннолетних уже продемонстрировали свою неспособность воспитывать ребенка надлежащим образом, а некоторые из них сами втянули ребенка в преступную деятельность. В учебно-воспитательные учреждения было направлено около 500 детей, хотя заполнены они лишь на треть. Это обусловлено несколькими
причинами. Помещение в такие учреждения возможно лишь при условии, когда ребенок относительно здоров. Существует довольно обширный перечень болезней (инфекционные, венерические, ряд хронических заболеваний типа бронхиальной астмы и язвы желудка), которые становятся препятствием для определения ребенка в спецучреждение. Суды не всегда достаточно полно выясняют состояние здоровья подростка и поэтому ограничиваются менее строгими мерами воспитательного характера. Кроме того, несовершеннолетние, которые конфликтуют с законом, очень часто болеют теми заболеваниями, которые есть в упоминаемом перечне. Исходя из этого, относительно больных подростков суд вынужден либо применять меры воспитательного характера, которые заведомо не будут эффективными (например, передавать их под надзор родителей, которые не в состоянии оказать эффективное воспитательное воздействие) либо применять меры уголовного наказания.
В качестве альтернативы лишению свободы в Уголовном кодексе Украины предусмотрена возможность применения к несовершеннолетним наказаний в виде штрафа, общественных работ, исправительных работ, ареста (ч. 1 ст. 98). Тем не менее, к лишению свободы осуждается примерно четверть несовершеннолетних, представших перед судом. Процент осужденных к такой мере наказания среди несовершеннолетних лишь на 10-15% меньше по сравнению со взрослыми преступниками.
Следует отметить, что уголовное законодательство Украины весьма непоследовательно в установлении пределов уголовной ответственности за ряд преступлений. В частности, ответственность за кражу (ст. 185 Уголовного кодекса Украины) наступает с 14 лет, независимо от того, по какой части этой статьи квалифицируются действия. Часть 1 статьи 185 Уголовного кодекса Украины, предусматривает ответственность за кражу в виде штрафа, или исправительных работ, или лишения свободы сроком до трех лет. Но в соответствии со ст. 98 Уголовного кодекса Украины штраф не применяется в отношении подростков 14-15 лет, исправительные работы также не могут применяться в отношении данной возрастной категории. Часть 2 этой статьи предусматривает ответственность за кражу, совершенную по предварительному сговору группой лиц, которая наказывается ограничением свободы либо лишением свободы. Но применение наказания в виде ограничения свободы в отношении несовершеннолетнего не допускается. Таким образом, и в том и другом случае уголовное законодательство допускает применение наказаний, не связанных с лишением свободы только к взрослым, а к несовершеннолетнему суд должен применить только лишение свободы. И это далеко не единственная дискриминационная по отношению к несовершеннолетнему статья в Уголовном кодексе Украины.
В Украине существует специализация судей, занимающихся делами, связанными с несовершеннолетними.
К сожалению, на сегодняшний день она носит несколько формальный характер. В декабре 2002 года в письме Председателя Верховного Суда Украины акцентировалось внимание на специализации как чрезвычайно эффективном средстве, позволяющем избегать судебных ошибок. Юве-нальный суд как базовый орган в системе ювенальной юстиции должен не только выяснять обстоятельства преступления, но и изучать причины и условия, способствующие асоциальному поведению подростка, требовать их устранения и контролировать деятельность других органов, которые входят в эту систему. Цель ювенального правосудия - найти причины, порождающие преступность среди несовершеннолетних, и устранить их. Однако, по мнению П. Пилипчука, на пути к ее становлению стоит серьезная преграда: ювенальные суды необходимы только на районном уровне, на областном уровне создание их представляется излишним. Однако Конституция Украины предписывает создание специализированных судов только в виде вертикали - местный, апелляционный, Высший суды и соответствующая палата Верховного Суда Украины. Создание такой вертикали требует больших финансовых затрат и не представляет большой необходимость, однако внесение соответствующих изменений в Конституцию Украины также не представляется возможным. Но элементы ювенальной юстиции постепенно внедряются: в Киевской области на базе районных судов по согласованию со всеми заинтересованными струк-
турами проводится подобный эксперимент. Если опыт окажется удачным, будет возможно его распространение и на другие регионы20.
Статья 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - РБ) от 9 июля 1999 г. № 275-з21 определяет общий возраст уголовной ответственности - шестнадцать лет, а также устанавливает возможность привлечения к ответственности за совершение ряда преступлений с 14 лет. Среди них такие корыстные преступные посягательства, как кража (ст. 205 Уголовного кодекса РБ), грабеж (ст. 206 Уголовного кодекса РБ), -разбой (ст. 207 Уголовного кодекса РБ), вымогательство (ст. 208 Уголовного кодекса РБ), угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214 Уголовного кодекса РБ), хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294 Уголовного кодекса РБ), хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (ст. 327 Уголовного кодекса РБ), а также за убийство (ст. 139 Уголовного кодекса РБ); похищение человека (ст. 182 Уголовного кодекса РБ) и захват заложника (ст. 291 Уголовного кодекса РБ), совершаемые из корыстных побуждений.
Несовершеннолетним, совершившим преступление, может быть
20 См.: Колычев В. Четыре дела в час // 2000 (Украина). 2006. 17 марта. № 11.
21 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-з // Ведомо-
сти Национального собрания Республики
Беларусь. 1999. № 24. Ст. 420.
назначено наказание в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ареста, ограничения свободы (только если на момент вынесения приговора лицу уже исполнилось 18 лет) и лишения свободы (ст. 109 Уголовного кодекса РБ). При совершении преступления, не представляющего большой общественной опасности, либо совершении впервые менее тяжкого преступления к несовершеннолетнему также могут быть применены принудительные меры воспитательного характера: предостережение, возложение обязанности публично принести извинение потерпевшему, возложение обязанности возместить причиненный ущерб (для лиц, достигших пятнадцатилетнего возраста на момент постановления приговора), ограничение свободы досуга, помещение в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение (п. 2 ст. 117 Уголовного кодекса РБ).
Следует отметить, что к числу воспитательных мер, которые применяются наряду с вынесением обвинительного приговора, не относится передача несовершеннолетнего под наблюдение родителей. Указанная мера применяется в качестве альтернативы привлечения к уголовной ответственности только к несовершеннолетним, совершившим преступление, не представляющее большой общественной опасности22 , и
22 К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, Уголовный кодекс РБ относит умышлен-
только при условии внесения залога родителями (лицами, их заменяющими), на попечение которых передается несовершеннолетний. В случае совершения лицом, переданным под наблюдение, в течение года нового умышленного преступления сумма внесенного залога поступает в доход государства (ст. 118 Уголовного кодекса РБ).
По словам начальника управления профилактики МВД Беларуси Д. Фираго, за десять лет (19942004 гг.) количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, уменьшилось на 15,5%23, однако в последнее время вновь наблюдается рост количества преступлений, совершаемых подростками. Так, в 1997 году в Республике Беларусь было зарегистрировано 9 990 преступлений, совершенных лицами в возрасте до 18 лет (удельный вес в общей структуре преступности составил 10,4%), в 1998 году — 9 889 преступлений (10,4%), в 1999 году — 9 344 преступления (10,2%), в 2000 году — 9 028 преступлений (8,3%), в 2001 году — 7 349 преступлений (10,4%), в 2002 году — 7 516 преступлений (10,1%), в 2003 году — 8 635 преступлений (9,6%), в 2004 году 9 047
ные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание (ч. 2 ст. 12).
23 См.: В Беларуси снижается уровень преступности среди несовершеннолетних. // Белорусский портал TUT.BY, http:// news.tut.by/54111.html, 08.06.2005.
преступлений (8,8%), в 2005 году -9 096 преступлений (8,1%), в 2006 году - 8 133 преступления (7,8%)24.
В худшую сторону изменилась структура подростковой преступности. В структуре преступности несовершеннолетних подавляющее большинство составляют корыстные посягательства: кражи — 4 714 преступлений (58%), грабежи — 684 преступления (8,4%), разбои - 137 преступлений (1,8%)25. В частности, одним из направлений криминальной активности несовершеннолетних становится фальшивомонетничество, в чем «большую «помощь» им оказывает имеющийся во многих семьях персональный компьютер. Так, в мае 2005 года при сбыте фальшивых 10 тысяч белорусских рублей был задержан ученик одной из школ Пинска26.
Основы прав несовершеннолетних закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе РБ «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г., в основу которого положены нормы Конвенции о правах ребенка. В Конвенции, как и в Законе, прямо определен гарант прав и свобод ребенка — государство в лице его органов.
24 См.: Удельный вес преступности несовершеннолетних. // Официальный сайт МВД Республики Беларусь, http:// www.mvd.gov.by/images/gumob/210207/ image003.gif
25 См.: Преступления по видам. // Официальный сайт МВД Республики Беларусь, http://www.mvd.gov.by/images/ gumob/210207/image004.gif
26 См.: В Беларуси снижается уровень преступности среди несовершеннолетних. // Белорусский портал TUT.BY, http:// news.tut.by/54111.html, 08.06.2005.
Специальным нормативно-правовым актом, установившим основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый 31 мая 2003 г., на основе которого было разработано более десяти нормативно-правовых актов, касающихся вопроса предупреждения преступности несовершеннолетних, а также внесены соответствующие изменения в Кодекс о браке и семье.
Кроме того, в Республике реализуется ряд целевых программ направленных на совершенствование работы по обеспечению благополучия детей и защите их прав. Реализация государственных целевых программ позволяет определить на национальном уровне задачи и пути комплексного решения проблем детей, нуждающихся в особой социальной защите и психолого-педагогической помощи и поддержке (детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС), а также меры по защите детей в сфере охраны здоровья, выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развития системы социального обслуживания детей, организации летнего отдыха.
В Республике Беларусь сложилась многоуровневая инфраструктура органов, занимающихся вопросами предупреждения правонарушений и преступности детей. Наиболее важными государственными институтами, которые занимаются вопросами защиты прав детей, а также профилактической работой по предупреждению правонарушений со стороны несовершеннолетних, являются:
1) Национальная комиссия по правам ребенка, созданная в 1996 году, проверяющая деятельность министерств, других центральных и местных органов управления, общественных объединений по соблюдению Конвенции ООН о правах ребенка и национального законодательства, касающуюся защиты прав и интересов детей;
2) Комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь, осуществляющая предусмотренные законодательством Республики Беларусь меры по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) органы государственного управления образованием и учреждения образования, которые осуществляют общие меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних;
4) органы опеки и попечительства;
5) органы по труду и социальной защите;
6) органы государственного управления здравоохранением;
7) органы государственной службы занятости;
8) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, в том числе и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для подростков-правонарушителей;
9) органы внутренних дел (инспекции по делам несовершеннолетних, приемники-распределители для несовершеннолетних, воспитательные колонии).
Таким образом, все субъекты профилактики преступности несовершеннолетних можно рассматривать как четырехуровневую структуру, в которую входят государственные органы (1 уровень), должностные лица (2 уровень), общественные формирования (3 уровень) и граждане (4 уровень). Благодаря тому, что в процессе задействованы субъекты всех уровней, возможны как профилактика, предотвращение, так и пресечение противоправного поведения.
Основой профилактики преступности несовершеннолетних выступает нейтрализация и устранение криминогенных факторов, оказывающих негативное воздействие на подростков. Профилактическое воздействие осуществляется путем ранней профилактики, представляющей собой комплекс мер, направленных на изменение социальной ориентации подростка, и путем экстренной профилактики, применяемой на этапе, непосредственно предшествующем
совершению преступного посягательства.
Таким образом, можно выявить определенные тенденции динамики преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь:
- сокращение общего количества ежегодно совершаемых подростками преступлений,
- уменьшение удельного веса преступлений несовершеннолетних в общей массе совершаемых ежегодно в республике преступлений,
- преобладание в структуре подростковой преступности посягательств корыстной направленности (около 70%).
В Узбекистане особенности уголовной ответственности несовершеннолетних регламентируются нормами Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее — РУ), утвержденного Законом РУ № 409-1 от 25 апреля 1997 года27. Уголовное законодательство Узбекистана выделяет пять возрастных категорий. Малолетние до 13 лет не подлежат уголовной ответственности. Лица, которым до совершения преступления исполнилось тринадцать лет, подлежат ответственности лишь за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 97 Уголовного кодекса РУ). В соответствии со ст. 17 Уголовного кодекса РУ «ответственности подлежат физические вменяемые лица,
27 Уголовный кодекс Республики Узбекистан / Под ред. Асланова Р.М., Бойцова А.И. — СПб: Юридический центр ПРЕСС, 2001.
которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет».
Лица, которым до совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, подлежат ответственности за совершение ряда преступлений, в том числе за похищение человека (ст. 137 Уголовного кодекса РУ), разбой (ст. 164 Уголовного кодекса РУ), вымогательство (ст. 165 Уголовного кодекса РУ), грабеж (ст. 166 Уголовного кодекса РУ), кражу (ст. 169 Уголовного кодекса РУ), незаконное завладение огнестрельным оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами (ст. 247 Уголовного кодекса РУ), угон транспортного средства (ст. 267 Уголовного кодекса РУ), незаконное завладение наркотическими средствами (ст. 271 Уголовного кодекса РУ). Кроме того, ст. 17 Уголовного кодекса РУ прямо предусматривает, что за совершение ряда преступлений ответственности подлежат только лица, которым до совершения преступления исполнилось восемнадцать лет (это преступления, предусмотренные статьями 122, 123, 127, 144, 146, 193-195, 205-210, 225, 226, 230, 232, 234, 235, 279-302 Уголовного кодекса РУ).
К лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, возможно применение наказаний в виде штрафа, исправительных работ, ареста, лишения свободы. Применение дополнительных видов наказания к лицам до восемнадцати лет не допускается. В отношении несовершеннолетнего, впервые совершившего менее тяжкое преступле-
ние, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет, или совершившего повторно преступление, не представляющее большой общественной опасности, суд обязан обсудить вопрос об освобождении его от наказания и применении принудительной меры. При существенном отставании возрастного развития несовершеннолетнего, лишающем его способности в полной сознавать значение совершенного деяния, суд обязан обсудить вопрос целесообразности вместо наказания применить принудительные меры.
Предусмотрены следующие виды принудительных мер, применяемых к несовершеннолетним: возложение обязанности принести извинение потерпевшему в форме, определяемой судом; возложение на лицо, достигшее шестнадцати лет, обязанности возместить или устранить причиненный ущерб своими средствами или трудом; помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение.
Возложение обязанности возместить или устранить причиненный ущерб своими средствами или трудом применяется в случае, если ущерб не превышает десяти минимальных размеров заработной платы. В иных случаях назначается наказание, а ущерб возмещается в гражданско-правовом порядке.
По результатам проведенного Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в 2002 году исследования социально-экономического благополучия населения в странах Центральной и Восточной Европы и в СНГ, общий уро-
вень преступности в Республике Узбекистан за годы независимости сократился на одну треть и составил в 2002 году 298 случаев на 100 тысяч населения. За тот же промежуток времени в России преступность выросла в два раза (2 056 случаев на 100 тысяч населения). В Украине, Молдове и Казахстане уровень преступности в три раза выше, чем в Узбекистане. А по уровню преступности среди несовершеннолетних Россия более чем в 15 раз опережает аналогичные показатели Узбекистана, Украина — в десять раз, Казахстан — в шесть раз28. Несмотря на то, что в Узбекистане самый низкий уровень подростковой преступности среди государств СНГ, в последние годы наблюдается рост преступлений несовершеннолетних.
Следует отметить, что в Узбекистане ведется планомерная работа по приведению национального законодательства в соответствие со стандартами ООН правосудия в отношении несовершеннолетних.
В результате осуществляемых реформ сокращены формальные основания привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, воссозданы Комиссии по делам несовершеннолетних, налаживается работа по профилактике преступности среди несовершеннолетних. Так, на заседании комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете
28 См.: Узбекистан — лидер постсоциалистического пространства. // Сайт информационно-аналитического агентства МиК, http://old.iamik.ru/11309.html, 15.10.2003.
Министров Республики Узбекистан в апреле 2006 года было отмечено, что в результате всестороннего усиления социальной защиты молодежи и проведения последовательной профилактической деятельности в республике снижается уровень преступности среди несовершеннолетних.
Хорошие результаты при этом дают различные мероприятия по повышению правовой культуры несовершеннолетних, проводимые при участии ответственных руководителей правоохранительных органов во всех учебных заведениях. В частности, был отмечен положительный эффект проводимых Министерством народного образования Узбекистана совместно с общественным движением молодежи «Камолот» и другими ведомствами воспитательно-профилактических мероприятий по предупреждению беспризорности и безнадзорности детей29.
Республика Узбекистан в декабре 1992 года в связи с вступлением в ООН подписала один из важнейших документов международного права -«Конвенцию о правах ребенка», которая в числе прочих своих положений содержит и требование отделения ювенальной юстиции от общей системы правосудия.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О со-
29 См.: Состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Узбекистана. // Сайт Национального Университета Узбекистана, http://www.nuu.uz/news/?news_id = 451&type=news&ln=ru, 13.04.2006.
вершенствовании деятельности комиссий по делам несовершеннолетних» от 21 сентября 2000 г. № 360, Разъяснениями Пленума Верховного Суда Республики Узбекистан «О судебной практике по делам несовершеннолетних» от 15 сентября 2000 г. в Узбекистане были созданы организационные основы системы ювеналь-ной юстиции. Однако до сих пор в республике нет специальной системы правосудия в отношении несовершеннолетних, детских судов, специализированных судей, которые «могли бы решать судьбу несовершеннолетних правонарушителей»30.
По мнению специалистов, необходим комплексный подход к решению этого вопроса, предусматривающий реализацию в республике целой системы экономических, социальных, организационных и правовых мер31 , в том числе путем:
- разработки, утверждения и реализации правительственной программы, посвященной становлению ювенальной юстиции в Республике Узбекистан;
- разработки и принятия Закона Республики Узбекистан «О ювеналь-ной юстиции»;
30 Цит. по: Материалы к семинарам по вопросам развития ювенальной юстиции в Узбекистане и обсуждения проекта закона «О ювенальной юстиции». - Ташкент, ЮНИСЕФ Центр изучения правовых проблем, 2007. С. 2.
31 См.: Материалы к семинарам по вопросам развития ювенальной юстиции в Узбекистане и обсуждения проекта закона «О ювенальной юстиции». - Ташкент, ЮНИСЕФ Центр изучения правовых проблем, 2007. С. 4.
- создания социальной службы для несовершеннолетних в системе органов юстиции;
- внесения изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Семейный кодексы РУ, а также в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, в Законы РУ «Об органах самоуправления граждан» и «О негосударственных некоммерческих организациях». Коррективы должны быть направлены на повышение роли общин и неправительственных организаций в системе предупреждении преступности несовершеннолетних, создание условий благоприятствующих развитию молодежи, оказание семье необходимой помощи в воспитании детей, усиление работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, а также вступивших в конфликт с законом, содействие реинтеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей;
- специализации управлений и отделов правоохранительных органов и адвокатуры для работы с несовершеннолетними;
- принятия Закона «Об омбудсме-не по правам ребенка»;
- проведения специальных тренингов для юристов и иных специалистов, которые будут работать в системе ювенальной юстиции;
- повышения осведомленности и солидарности семьи и общества в сфере прав ребенка через активизацию СМИ;
- поиска и развития альтернатив лишению свободы, а также реализации внесудебных мер воздействия на
несовершеннолетних, совершивших противоправные действия;
- собственно создания системы ювенальных судов.
При таком подходе целесообразно разработать механизм поэтапного введения в Республике Узбекистан ювенальных судов. Первый этап предполагает введение строгой специализации судей (предусматривающей обучение судей) на рассмотрении дел, касающихся несовершеннолетних, и создание коллегий по делам несовершеннолетних в областных судах. На втором этапе будет осуществлено постепенное введение ювенальных судов в регионах32.
Проведенное исследование законодательного и практического опыта предупреждения подростковой преступности в ряде стран СНГ позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование нормативно-правовой базы как основы для становления системы профилактики преступности несовершеннолетних в рассмотренных странах СНГ практически завершено. Государства создают правовые основы борьбы с подростковой преступностью, безнадзорностью и беспризорностью на основе норм международного права в области защиты прав ребенка.
2. Предпринимаются попытки выделить производство по делам несовершеннолетних с учетом специфи-
32 См.: Материалы к семинарам по вопросам развития ювенальной юстиции в Узбекистане и обсуждения проекта закона «О ювенальной юстиции». - Ташкент, ЮНИСЕФ Центр изучения правовых проблем, 2007. С. 4-5.
ки участвующих субъектов в отдельную отрасль судопроизводства и сформировать систему ювенальной юстиции.
3. Наблюдается тенденция постепенного снижения уровня преступности несовершеннолетних с одновременным увеличением количества корыстных и корыстно-насильственных преступлений в структуре подростковой преступности. Это свидетельствует о недостаточной эффективности мер профилактики, применяемых к подросткам с ярко выраженным девиантным поведением, склонностью к насилию и четко выраженной корыстной мотивацией.
4. В целом системы правовых норм, направленных на борьбу с подростковой преступностью, в России и рассмотренных странах СНГ весьма схожи в силу общности исторического и правового наследия СССР, что выражается не только в единстве подходов к установлению возраста уголовной ответственности, мер уголовно-правового и воспитательного воздействия на подростков, совершивших преступления, но и в общности возникающих трудностей в реализации правовых предписаний. Так, в странах СНГ, как и в Российской Федерации, предусмотрены альтернативные лишению свободы виды уголовного наказания, но в силу невозможности (объективной либо субъективной) их применения к несовершеннолетнему в конкретных случаях основным видом наказания остается лишение свободы.
5. Следует отметить, что в странах СНГ более активно привлекаются к работе по профилактике подро-
стковой преступности негосударственные органы, учреждения, уделяется большее внимание организации досуга подростков, контролю за посещением ими учебных заведений и качеством обучения, а также в большей степени, чем в России, осуществляется взаимодействие государственных органов, должностных лиц, негосударственных учреждений и граждан в области профилактики преступности несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности.
Библиографический список:
1. Алауханов Е.О. Криминологические проблемы предупреждения корыстно-насильственных преступлений: Автореферат дисс. ... докт. юрид. наук. - Алматы, 2004. С. 11.
2. В Беларуси снижается уровень преступности среди несовершеннолетних. // Белорусский портал TUT.BY, http:// news.tut.by/54111.html, 08.06.2005.
3. Информация для СМИ о совершенствовании профилактики противоправного поведения несовершеннолетних (г. Астана, 15 мая 2007 года). // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Казахстан, http:// www.mvd.kz/index.php?p = razdel_ more&id5=621&id1=5
4. Колычев В. Четыре дела в час // 2000 (Украина). 2006. 17 марта. № 11.
5. Кулжабаева Ж.О. Аналитическая справка по закону Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591 «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской без-
надзорности и беспризорности» // Институт Законодательства Республики Казахстан, http://www.instzak.kz ?content = 37&article=472&lang=ru
6. Шалаева М.К. Взаимодействие УИП ПДН и НПО в предупреждении преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. // ОО «Центр развития и адаптации «Феникс», http://phenix.pushkinlibrary.kz/odnuob. htm#wt, 26.05.2006.
7. Материалы к семинарам по вопросам развития ювенальной юстиции в Узбекистане и обсуждения проекта закона «О ювенальной юстиции». - Ташкент, ЮНИСЕФ Центр изучения правовых проблем, 2007. С. 2.
8. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 г. «Новый Казахстан в новом мире» // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Казахстан, http://www. mvd.kz / index.php?p = razdel_ more&id5=610&id1=28
9. Примаченко А. Недетская проблема // Зеркало недели (Украина). № 22 (447). 14-20 июня 2003 г.
10. Садыбеков Б. О ювенальной юстиции в Республике Казахстан. // Юридическая газета (Республика Казахстан). 2007. 21 июня.
11. Уголовный кодекс Республики Казахстан / Под ред. Р.М. Асланова, А.И. Бой-цова. - СПб: Юридический центр ПРЕСС, 2001. С. 18.
12. Фомичев Д. Несовершеннолетняя катастрофа. // Украина криминальная, http://www.cripo.com.ua/index.php? sect_id=6&aid=15022, 02.03.2006.