ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН АЗИИ
УДК 343.22 ББК 67.408
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ЗАРУБЕЖНЫМИ АНАЛОГАМИ
А. П. Детков
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия), Е. П. Сафонова
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
В уголовном законодательстве любого государства правовой статус несовершеннолетнего включает в себя множество специфических признаков. В статье проведен краткий анализ института уголовной ответственности несовершеннолетних на примере стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и стран дальнего зарубежья.
Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовная ответственность, наказание, исправление, зарубежные страны.
A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE INSTITUTION OF CRIMINAL LIABILITY OF MINORS WITH FOREIGN COUNTERPARTS
A. P. Detkov
Altai State University (Barnaul, Russia) E. P. Safonova
Altai State University (Barnaul, Russia)
In the criminal legislation of any state, the legal status of a minor includes many specific features. The article provides a brief analysis of the institution of criminal liability of minors using the example of the EAEU member countries and non-CIS countries.
Keywords: minors, criminal liability, correction, punishment, foreign country.
Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2019)4.7
В настоящее время большинство стран отграничивают уголовную ответственность несовершеннолетних от уголовной ответственности взрослых правонарушителей. В уголовном законодательстве любого государства правовой статус несовершеннолетнего включает в себя множество специфических признаков, таких как возрастные рамки привлечения лица к уголовной
ответственности, особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде, а также особенности назначения и отбывания наказаний.
Страны, которые на сегодняшний день входят в состав Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Киргизская Республика), ранее входившие в состав СССР, являясь одним государством, имели единое законодательство, в настоящее время имеют сходные нормы уголовного законодательства. Однако в каждой из этих стран нормы, регулирующие сферу уголовной ответственности несовершеннолетних, отличаются друг от друга.
Страны дальнего зарубежья, такие как США, Франция, Германия, Швеция, имеют отличную от привычной нам систему уголовной ответственности несовершеннолетних. Не во всех странах существует дифференциация ответственности для данной категории лиц. В зависимости от правовой системы несовершеннолетние могут нести ответственность как в общем, так и особом порядке.
Это обусловлено наличием у каждой страны собственной культуры, особенностей исторического развития, национальных традиций, а также собственного пути развития уголовного законодательства.
В связи с этим считаем необходимым провести анализ некоторых особенностей привлечения к уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в этих странах для того, чтобы уяснить, какой современный зарубежный опыт в данной сфере может быть заимствован уголовным законодательством Российской Федерации.
Нормы уголовной ответственности несовершеннолетних в странах ЕАЭС выделены в самостоятельные разделы или главы уголовных кодексов. Их названия могут различаться. Например, в соответствии с УК Республики Беларусь он носит название «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет», в УК Армении и России — «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в УК Казахстана — раздел 6 «Уголовная ответственность несовершеннолетних», в УК Киргизской Республики — «Особенности наказаний, применяемых к несовершеннолетним».
В странах дальнего зарубежья существует иная форма закрепления норм уголовного права, регулирующих данный вопрос, — существование самостоятельного нормативного правового акта, регламентирующего вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних.
Например, в Германии действует закон «О правосудии несовершеннолетних», в Англии — закон «О детях и молодых людях», в Швеции, помимо норм УК, вопросы ответственности несовершеннолетних регулируются Актом о приведении в исполнение закрытого перечня над несовершеннолетними, Актом о специальных службах, во Франции Ордонансом 1945 г. «О правонарушениях несовершеннолетних» [1].
Такая форма существования уголовно-правовых норм об ответственности несовершеннолетних наиболее распространена в мире. По мнению В. А. Быстрова, она эффективна в том плане, что в одном законодательном акте сгруппированы и полно раскрыты вопросы привлечения несовершеннолетних к ответственности [2, с. 4].
Несмотря на такие различия, большинство государств признают привилегированное положение несовершеннолетних правонарушителей.
Одним из главных аспектов привлечения лица к уголовной ответственности является его возраст. Международные договоры в своем большинстве не указывают возраст привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности. Только ст. 40.3 Конвенции о правах ребенка 1989 г. устанавливает «минимальный возраст, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство».
Уголовное законодательство стран ЕАЭС несовершеннолетним признает лицо в возрасте от 14 до 18 лет. Таким же образом вопрос о возрасте привлечения к уголовной ответственности решен и в Японии, Австрии, Германии, Италии, Испании, Македонии, Болгарии, Азербайджане, Таджикистане и Вьетнаме.
В Финляндии, странах Скандинавии, Польше и Словакии лицо несет уголовную ответственность с 15 лет; в Бельгии, Португалии — с 16 лет, в Люксембурге — с 18 лет.
Существуют страны, в которых установлен очень низкий возраст привлечения к уголовной ответственности. Например, в Ирландии, Иордании, Египте, Ливане за тяжкие и особо тяжкие пре-
ступления лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в возрасте 7 лет. В Англии по некоторым составам преступления ответственность наступает с 10 лет, в Нидерландах — с 12 лет, во Франции — с 13 лет.
В США возраст уголовной ответственности имеет разные границы, в зависимости от штата он варьируется от 10 до 15 лет. В штатах, где минимальные границы привлечения к уголовной ответственности не установлены, за тяжкие и особо тяжкие преступления подростки несут ответственность наравне со взрослыми [3].
Однако бывают случаи совершения преступления лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности. По данным официальным данным ГУ МВД РФ на территории Алтайского края за первое полугодие 2019 г. семь преступлений было совершено лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности [4].
В 2018 г. на территории Российской Федерации малолетними совершено 517 преступлений, на территории Кыргызской Республики зарегистрировано 823 преступления [5].
На протяжении нескольких лет российскими юристами на обсуждение выносится вопрос о снижении возраста уголовной ответственности в связи с тем, что каждый год увеличивается число преступлений, совершенных малолетними лицами.
Сторонниками идеи снижения возраста уголовной ответственности являются депутаты Госдумы РФ, в частности, Владимир Поневежский считает, что такая процедура будет иметь широкое профилактическое значение. В защиту своего мнения он приводит возрастные границы привлечения несовершеннолетних лиц к уголовной ответственности, установленные законодательством ранее перечисленных стран.
Среди противников такой идеи президент Ассоциации детских психологов Александр Кузнецов, который уверен, что Россия пока не готова к этому, так как не созданы учреждения ювенальной юстиции. Дмитрий Вяткин отметил, что снижение возраста уголовного наказания не решит проблему детской преступности, пока нет эффективного комплекса санкций. Павел Астахов считает, что «понижая возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, мы расписываемся в собственном бессилии. Заключение в тюрьму — это последний рубеж обороны, когда преступление уже совершено, поэтому нужно заниматься профилактикой детских правонарушений» [6, с. 361].
Таким образом, на сегодняшний день прийти к единому мнению по данному вопросу не представляется возможным.
Следующей составляющей правового режима ответственности несовершеннолетних является система наказаний.
Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. запрещено применение в отношении несовершеннолетних высшей меры наказания в виде смертной казни. На международном уровне также запрещено применение пожизненного лишения свободы, в случае, если у несовершеннолетнего нет возможности досрочного освобождения. В большинстве стран, в число которых входят страны ЕАЭС, Польша, Финляндия, Украина и другие, запрещено назначать несовершеннолетнему наказание в виде пожизненного лишения свободы. Законодательство США, Великобритании, ЮАР позволяет применять данный вид наказания к несовершеннолетним [7].
Рассматривая систему наказаний в странах ЕАЭС, следует отметить, что они достаточно похожи. Однако существуют различия как в самих видах наказания, так и их сроках и размерах. Например, УК Республики Армения и УК Республики Беларусь включают в этот список наказание в виде ареста на срок от 15 дней до двух месяцев и от одного месяца до двух месяцев соответственно.
Наказание в виде штрафа, лишения свободы закреплено во всех уголовных законах стран ЕАЭС. Стоит отметить, что в странах дальнего зарубежья эти виды наказания также довольно часто применяются. Отличительной особенностью применения штрафа в европейских странах и США является его размер: по сравнению с российской практикой размеры его гораздо выше. Это обусловлено уровнем социально-экономического развития государства.
Большинство стран устанавливают сокращенные сроки при назначении наказания в виде лишения свободы на определенный срок, при этом максимальные сроки зависят от возраста несовершеннолетнего. Максимальный срок лишения свободы в России установлен в виде 10 лет. В Республике Казахстан, Финляндии — 12 лет, а во Франции этот срок достигает 20 лет [4].
Во всех странах наказание в виде лишения свободы отбывается несовершеннолетними в специализированных воспитательных колониях с целью исключения общения со взрослыми осужденными, которое может спровоцировать рост детской преступности.
В Киргизской Республике наряду с основными видами наказаний выделяются дополнительные, в качестве которых выступают штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 106 УК Киргизской Республики).
В некоторых мусульманских странах, таких как Катар, Судан, Зимбабве, до сих пор применяются телесные наказания к лицам в возрасте от 17 до 20 лет, поскольку такой вид наказания не запрещен на международном уровне, а нормы международного характера носят лишь рекомендательный характер.
Система наказаний для несовершеннолетних в Англии в основном направлена на исправление подростков. Законодательством Великобритании предусмотрены такие виды наказания, как предоставление бесплатных услуг обществу, приказ об опеке, обязанность законных представителей обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, штраф, возмещение ущерба или судебных издержек, направление несовершеннолетних в закрытые воспитательные центры, пробация, лишение права на вождение автомобиля, лишение права заниматься определенной деятельностью, общественные работы.
Несовершеннолетнему в соответствии с английским законодательством может быть назначено наказание в виде пожизненного ограничения свободы, что обосновано необходимостью защиты общества [7].
Существует практика применения к несовершеннолетним закрытого попечения над несовершеннолетним на определенный период (Швеция), перевоспитания и подготовки к общественно полезному труду (Болгария).
Основная цель привлечения лиц к уголовной ответственности — их исправление и предотвращение совершения новых преступлений. Одним из способов достижения этой цели является освобождение от ответственности и наказания. От наказания несовершеннолетний может быть освобожден при условии, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры воспитательного воздействия также нашли свое отражение в законодательстве множества стран.
Отмечается, что в ряде государств принудительные меры воспитательного воздействия используются не как альтернатива уголовной ответственности, а как одна из ее форм реализации, т. е. в роли санкции. Применение таких мер в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, является наиболее перспективным путем развития, поскольку они способствуют наиболее эффективному исправлению, возвращению к нормальной жизни, ограничению общения с другими преступниками и предупреждению совершения новых преступлений.
В Польше вместо наказания могут быть применены также меры воспитания, лечения или исправления [1].
Как следует из литературных источников, при назначении наказания несовершеннолетнему суды зарубежных стран учитывают возраст преступника, особенности его психики, окружение, обстоятельства совершения преступления, в частности, степень решимости совершить преступление.
При рассмотрении уголовного дела суд решает вопросы о том, должно ли побуждение совершить преступление быть порицаемо с точки зрения общественного блага и моральных принципов или его следует простить; каковы мотивы совершения преступления и какое наказание поспособствует исправлению несовершеннолетнего [7].
На протяжении многих лет на территории постсоветского пространства возникает государственный и общественный интерес к такому институту, как «ювенальная юстиция». В частности, в Республике Казахстан на протяжении некоторого времени проходит фаза интенсивного развития данного института.
Правовой базой его становления служит международная правовая база, представленная следующими договорами: Декларацией прав ребенка 1959 г., Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г., Пекинскими правилами 1995 г., Руководящими принципами ООН для предупреждения преступности в отношении несовершеннолетних 1990 г., Правилами ООН, касающимися защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г.
Также важные вопросы нормативной и институциональной базы ювенальной юстиции закреплены в национальном законодательном акте — Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. № 949.
Наличие института ювенальной юстиции заключается в тесном взаимодействии органов уголовного преследования, прокуратур, суда, адвокатур и психологов. В первую очередь роль ювенальной юстиции заключается в выявлении причин преступности несовершеннолетних, их профилактике и возвращении юного правонарушителя в общество.
Важным звеном в системе ювенальной юстиции является суд. Казахстан является первой страной на постсоветском пространстве, в которой появились ювенальные суды. На территории Республики Казахстан с 2012 г. действует 19 специализированных судов по делам несовершеннолетних.
Ювенальным судам подсудны дела административного, гражданского и уголовного производства. Уголовное судопроизводство состоит в рассмотрении дел по преступлениям, совершенным несовершеннолетними, преимущественно это преступления против собственности, а также по некоторым преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних.
Суды работают с разной категорией несовершеннолетних — беспризорными, из неполных неблагополучных семей, уязвимыми, находящимися в до- и послеразводном состоянии родителей, усыновляемыми.
С 1 января 2015 г. с принятием нового уголовно-процессуального кодекса расширен перечень уголовных дел, подсудных ювенальному суду. Однако количество дел, рассматриваемых судом, снизилось, потому что появилось и значительное количество примирительных процедур, медиация. Таким образом, до суда доходит только 50% уголовных дел, по которым стороны не смогли примириться. В 2008-2009 гг. количество рассматриваемых дел составляло 180-190 уголовных дел, в 2017-2018 гг. их количество в среднем составляет 70-80 дел [8].
Это обусловлено тем, что главной целью ювенальных судов является не наказание, а исправление подростка, преступившего закон. Отправление ребенка в места лишения свободы не всегда позволяет его исправить, поэтому ювенальный суд старается дать ему еще один шанс.
Во всех специализированных судах работают психологи. В первую очередь они помогают раскрыть психологические характеристики подростка и его окружения, а также вносят предложения по применению мер, необходимых для предотвращения совершения преступлений вновь, и поиску путей адаптации и коррекции его поведения.
Большой вопрос уделяется социальной адаптации подростков. С этой целью заключаются специальные соглашения с рядом общественных фондов. В работе с несовершеннолетними основной акцент делают на организацию досуга детей. Организовывается изучение иностранных языков, плавание, походы на природу, обучение в музыкальных школах, проведение спортивных мероприятий и т. д.
Следует отметить, что деятельность ювенальных судов сказывается на сокращении преступности среди несовершеннолетних, так как реабилитация проходит с привлечением возможностей общественных фондов, обеспечивается занятость лиц, прошедших через ювенальный суд. В результате снижается количество рецидивов.
Одним из результатов работы ювенальных судов можно считать, что начиная с 2015 г. в Казахстане были закрыты три из четырех воспитательных колоний для несовершеннолетних. Также в Казахстане действует ювенальная полиция, ювенальная адвокатура. В 2016 г. был создан институт детского омбудсмена, что более укрепило ювенальную систему.
В 2017 г. в ювенальном суде Астаны был запущен пилотный проект «Комната для проведения слушаний и интервью с несовершеннолетними детьми». Его суть заключается в проведении допроса несовершеннолетнего лица в форме беседы с психологом и педагогом. Беседа напрямую транслируется в зал судебного заседания и фиксируется посредством аудио- и видеозаписи.
На сегодняшний день законодателями Республики Казахстан продолжается изучение международного опыта Швеции, Исландии, Франции, Польши и Болгарии, так как становление ювенальной системы — очень сложный и длительный процесс, требующий дальнейшего реформирования. В том числе был поставлен вопрос о разработке единого Кодекса Республики Казахстан «Об охране детства».
В России на сегодняшний день нет закона о ювенальной юстиции. Однако существует нормативная база, направленная на защиту прав несовершеннолетних, представленная главой 22 Семейного кодекса РФ, ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-
шеннолетних», постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
Несмотря на то, что в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие деятельность системы ювенальных органов, в некоторых российских регионах уже предпринимались попытки внедрения ювенальных судов.
Так, в 2001 г. в Ростовской области реализовывался проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних». Интерес к ростовскому опыту был проявлен специалистами Волгоградской, Воронежской, Кемеровской и Иркутской областей.
В 2004 г. Постановлением Президиума Ростовского областного суда было принято решение о создании ювенальных судов в Таганроге. На основании данного постановления был образован специальный судебный состав по делам несовершеннолетних. Позже ювенальные элементы стали использоваться судами общей юрисдикции Ленинградской, Камчатской, Липецкой, Московской областей, Пермского края, республик Хакасия и Карелия. Однако выборочное введение ювенальных элементов вносит диссонанс в судебную систему и нарушает конституционное право равенства всех перед законом и судом [9].
На сегодняшний день вопрос создания ювенальных судов обсуждается. Федеральным Конституционным законом РФ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность создания специализированных судов. Таким образом, на законодательном уровне не должно возникнуть проблем создания полноценной законодательной базы, регламентирующей деятельность ювенальных судов, и повсеместного учреждения специальных судебных составов во всей субъектах Российской Федерации.
На основании вышеизложенного следует отметить, что система уголовной ответственности несовершеннолетних требует постоянного улучшения и актуализации. Зарубежный опыт назначения наказания несовершеннолетним неоднозначный. Несомненно, существуют эффективные методы профилактики детской преступности, однако при заимствовании тех или иных положений следует адаптировать их под российскую правовую систему, а не слепо копировать.
Для профилактики подростковой преступности в первую очередь необходимо повышать уровень правовой культуры, и не только у несовершеннолетних, а у всех категорий населения.
Считаем, что снижение возраста уголовной ответственности не снизит уровень детской преступности. Следует выработать механизм раннего выявления подростков, находящихся в «группе риска», для профилактики совершения преступлений такими лицами.
Создание детско-юношеских организаций, работающих на постоянной основе, поможет вовлечь подростков в общественно-полезную деятельность, тем самым ограничивая их общение с лицами, носящими форму девиантного поведения.
Создание специального нормативного правового акта позволит урегулировать вопросы привлечения несовершеннолетних лиц к уголовной ответственности, назначения и исполнения наказания, воспитания несовершеннолетних.
Библиографический список
1. Зырянов В. Н., Долгополов К. А. Сравнительно-правовое исследование назначения наказания несовершеннолетним в зарубежном уголовном законодательстве // Правовая культура. 2013. № 2 (15).
2. Быстров В. А. Уголовная ответственность несовершеннолетних в России и за рубежом // Молодой ученый. 2016. № 8.1. С. 3-5. URL: https://moluch.ru/archive/112/28025/ (дата обращения: 30.11.2019).
3. Канкишев Е. Д. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних по законодательству России и зарубежных стран // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2 (18).
4. Официальный сайт ГУ МВД РФ по Алтайскому краю. URL: 22.xn-b1aew.xn-p1ai/
5. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики URL: www.stat.kg/ru/
6. Еременкова Ю. И. Снижение возраста уголовной ответственности несовершеннолетних: за и против // Молодой ученый. 2015. № 17. С. 361-362. URL https://moluch.ru/archive/97/21740/ (дата обращения: 30.11.2019).
7. Руденко А. С. Некоторые особенности уголовной ответственности несовершеннолетних по зарубежному законодательству // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2016. № 2 (8).
8. О ювенальной юстиции в Республике Казахстан. URL: www.adilet.gov.kz/ru/node/195/
9. «Детские суды» в России. 03.10.2016. URL: thewallmagazine.ru/juvenile-courts-in-russia/
10. Уголовный кодекс Республики Армения [Принят 18.03.2003 № 3Р-528]. URL: www.parliament. am/legislation.php/
11. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Принят 09.07.1999 № 275-3]. URL: www.pravo.by/
12. Уголовный кодекс Республики Казахстан [Принят 03.07.2014 № 262-VI]. URL: www.adilet.zan. kz/rus/
13. Уголовный кодекс Российской Федерации [Принят 24.05.1996 № 63-ФЗ]. URL: www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10699/
14. Уголовный кодекс Кыргызской Республики [Принят 22.12.2016 № 19]. URL: www.continent-online.com/document/