Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ВЫВОДОМ КАПИТАЛОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ВЫВОДОМ КАПИТАЛОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / таможенные органы / оперативно-розыскная деятельность / оперативное подразделение / вывод капиталов / утечка капиталов / незаконные валютные операции / нерепатриация денежных средств / валютный контроль / подложные документы / economic security / customs authorities / detective activity / operational unit / withdrawal of capital / capital leakage / illegal currency transactions / non-repatriation of funds / currency control / forged documents

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.А. Стуканов

актуальность темы обусловлена комплексом обстоятельств, напрямую влияющих на организацию обеспечения внешнеэкономической безопасности России. Объектом исследования является оперативно-розыскная деятельность, предметом – борьба таможенных органов с выводом капиталов. Цель исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию противодействия данным преступным посягательствам. Эмпирическую основу составил личный опыт службы автора в таможенных органах Российской Федерации, кроме того, применены диалектический метод, логический метод, метод системного анализа и синтеза, метод теоретического моделирования. Разработанность темы, на взгляд автора, носит недостаточный характер, вместе с тем в настоящей статье были проанализированы наработки и развиты идеи ряда российских исследователей. В рамках статьи дана криминологическая характеристика преступлений, ответственность за которые установлена ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, приведены основные схемы их совершения, освещены сопутствующие и предикатные им составы, выявлены проблемные вопросы во взаимодействии оперативно-розыскных и функциональных подразделений таможенных органов, неоднозначное толкование отдельных положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности, недостаточность имеющихся полномочий таможенных органов как органов дознания, низкая эффективность инструментов международного сотрудничества. В целях совершенствования механизмов оперативно-розыскной деятельности в борьбе таможенных органов с выводом капиталов за пределы Российской Федерации выдвинуты предложения по внесению изменений в уголовно-процессуальное законодательство, законодательство об оперативно-розыскной деятельности, а также разработке четких алгоритмов взаимодействия структурных подразделений, позволяющих использовать все полномочия таможенных органов как субъектов оперативно-розыскной деятельности и органов валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF THE STRUGGLE OF CUSTOMS DETECTIVE UNITS WITH THE WITHDRAWAL OF CAPITAL OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION

the relevance of the research topic is due to a set of circumstances that directly affect the organization of ensuring Russia’s foreign economic security. The object of the study is detective activity, the subject is the struggle of customs authorities with the withdrawal of capital. The purpose of the study is the development of proposals to improve the counteraction to these criminal encroachments. The empirical basis is the personal experience of the author’s service in the customs authorities of the Russian Federation; dialectical method, logical method, method of system analysis and synthesis, method of theoretical modeling. The elaboration of the topic, in the author’s opinion, is insufficient, at the same time, in this study, the developments and ideas of a number of Russian researchers were analyzed and developed. In the course of the study of the phenomenon of illegal withdrawal of capital outside the Russian Federation, the criminological characteristics of crimes for which responsibility is established by art. 193 and 193.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, the main schemes of their commission are given, the accompanying and predicate compositions are highlighted, problematic issues in the interaction of detective and functional divisions of customs authorities are identified, ambiguous interpretation of certain provisions of the legislation on detective activities, insufficiency of the existing powers of customs authorities as bodies of inquiry, low efficiency of instruments of international cooperation. In order to improve the mechanisms of the detective activities in the struggle of customs authorities with the withdrawal of capital outside the Russian Federation, proposals have been put forward to amend the criminal procedure legislation, the legislation on detective activities, as well as to develop clear algorithms for the interaction of structural units that allow using all the powers of customs authorities as subjects of detective activities and currency control bodies.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ВЫВОДОМ КАПИТАЛОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ВЫВОДОМ КАПИТАЛОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

TOPICAL ISSUES OF THE STRUGGLE OF CUSTOMS DETECTIVE UNITS WITH THE WITHDRAWAL OF CAPITAL OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 343.98:343.37

И.А. СТУКАНОВ,

аспирант

(Российская таможенная академия, Россия, Люберцы) ilyastukanov@yandex.ru

ILYA A. STUKANOV,

Postgraduate (Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia)

Аннотация: актуальность темы обусловлена комплексом обстоятельств, напрямую влияющих на организацию обеспечения внешнеэкономической безопасности России. Объектом исследования является оперативно-розыскная деятельность, предметом - борьба таможенных органов с выводом капиталов. Цель исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию противодействия данным преступным посягательствам. Эмпирическую основу составил личный опыт службы автора в таможенных органах Российской Федерации, кроме того, применены диалектический метод, логический метод, метод системного анализа и синтеза, метод теоретического моделирования. Разработанность темы, на взгляд автора, носит недостаточный характер, вместе с тем в настоящей статье были проанализированы наработки и развиты идеи ряда российских исследователей. В рамках статьи дана криминологическая характеристика преступлений, ответственность за которые установлена ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, приведены основные схемы их совершения, освещены сопутствующие и предикатные им составы, выявлены проблемные вопросы во взаимодействии оперативно-розыскных и функциональных подразделений таможенных органов, неоднозначное толкование отдельных положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности, недостаточность имеющихся полномочий таможенных органов как органов дознания, низкая эффективность инструментов международного сотрудничества. В целях совершенствования механизмов оперативно-розыскной деятельности в борьбе таможенных органов с выводом капиталов за пределы Российской Федерации выдвинуты предложения по внесению изменений в уголовно-процессуальное законодательство, законодательство об оперативно-розыскной деятельности, а также разработке четких алгоритмов взаимодействия структурных подразделений, позволяющих использовать все полномочия таможенных органов как субъектов оперативно-розыскной деятельности и органов валютного контроля.

Ключевые слова: экономическая безопасность, таможенные органы, оперативно-розыскная деятельность, оперативное подразделение, вывод капиталов, утечка капиталов, незаконные валютные операции, нерепатриация денежных средств, валютный контроль, подложные документы.

Для цитирования: Стуканов И.А. Актуальные вопросы борьбы оперативно-розыскных подразделений таможенных органов с выводом капиталов за пределы Российской Федерации // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 3. - С. 90-95.

Abstract: the relevance of the research topic is due to a set of circumstances that directly affect the organization of ensuring Russia's foreign economic security. The object of the study is detective activity, the subject is the struggle of customs authorities with the withdrawal of capital. The purpose of the study is the development of proposals to improve the counteraction to these criminal encroachments. The empirical basis is the personal experience of the author's service in the customs authorities of the Russian Federation; dialectical method, logical method, method of system analysis and synthesis, method of theoretical modeling. The elaboration of the topic, in the author's opinion, is insufficient, at the same time, in this study, the developments and ideas of a number of Russian researchers were analyzed and developed. In the course of the study of the phenomenon of illegal withdrawal of capital outside the Russian Federation, the criminological characteristics of crimes for which responsibility is established by art. 193 and 193.1 of the Criminal Code of

the Russian Federation, the main schemes of their commission are given, the accompanying and predicate compositions are highlighted, problematic issues in the interaction of detective and functional divisions of customs authorities are identified, ambiguous interpretation of certain provisions of the legislation on detective activities, insufficiency of the existing powers of customs authorities as bodies of inquiry, low efficiency of instruments of international cooperation. In order to improve the mechanisms of the detective activities in the struggle of customs authorities with the withdrawal of capital outside the Russian Federation, proposals have been put forward to amend the criminal procedure legislation, the legislation on detective activities, as well as to develop clear algorithms for the interaction of structural units that allow using all the powers of customs authorities as subjects of detective activities and currency control bodies.

Keywords: economic security, customs authorities, detective activity, operational unit, withdrawal of capital, capital leakage, illegal currency transactions, non-repatriation of funds, currency control, forged documents.

For citation: Stukanov I.A. Topical issues of the struggle of customs detective units with the withdrawal of capital outside the Russian Federation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2023. - № 3. - P. - P. 90-95.

Внешнеэкономическая деятельность, осуществляемая хозяйствующими субъектами в нашей стране, является мощным драйвером экономического развития, служит налаживанию новых связей в условиях мировой глобализации и разделения труда, способствует активизации интеграционных процессов в рамках различных межгосударственных объединений. Вместе с тем она несет определенные риски для нормального функционирования экономики. Одним из опаснейших вызовов экономической безопасности является утечка капиталов - незаконный вывод денежных средств за пределы Российской Федерации [1].

Важность борьбы с оттоком капитала неоднократно подчеркивалась Президентом России В.В. Путиным, что подтверждается формулировкой целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, а именно подп. 17 п. 67 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1. Президентом России также уделяется особое внимание вопросам усовершенствования механизмов борьбы с негативными последствиями теневой финансовой деятельности, а именно возврата из-за рубежа ранее выведенных активов, в том числе полученных преступным путем2.

Особенную актуальность данное направление принимает в условиях неблагоприятной внешнеполитической обстановки, сложившейся в настоящее время между Российской Федерацией и рядом зарубежных государств, общего изменения структуры внешнеэкономической

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Стенограмма расширенного заедания коллегии Генеральной прокуратуры от 17.01.2021 [Электронный ресурс]. -

URL: https://kremlin.ru/events/president/news/65165/

деятельности по причине беспрецедентного санкционного давления, переориентацией финансовых и товарных потоков на государства - члены Евразийского экономического союза и страны азиатско-тихоокеанского региона. Борьба с незаконным выводом капиталов выступает одним из важнейших инструментов по стабилизации макроэкономической ситуации как в рамках законодательно установленных правил, так и в соответствии с временными ограничениями, введенными в 2022 г. рядом подзаконных нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации3. Проблемные вопросы, возникающие в процессе борьбы с оттоком капиталов, требуют разработки соответствующих предложений по их решению в практической деятельности.

Несмотря на недостаточную степень проработанности данной темы в научном сообществе, в настоящем исследовании были проанализированы наработки и развиты идеи ряда российских авторов, в частности Удаловой З.В., Соловьева В.В., Поздышева Р.С., Мантусова В.Б., Шкляева С.В. Кроме того, источниками исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации в области уголовного права, оперативно-розыскной деятельности, валютного регулирования и валютного контроля.

В эмпирическую основу исследования лег многолетний личный опыт службы автора в таможенных органах Российской Федерации на различных должностях, в том числе в оперативно-розыскных подразделениях, непосредственное участие в выявлении и пресечении преступлений, отнесенных к их компетенции. Основу данного исследования также составил комплекс

3 Власти установили ограничения на вывод валюты из России за рубеж. Кого и как они могут затронуть [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/finances/28/02/2022/62 1ceedc9a79478e1966294f

общенаучных и частнонаучных методов, а именно: диалектический метод, логический метод, метод системного анализа и синтеза, метод теоретического моделирования.

Характеризуя предмет исследования, следует начать с нормативно-правового акта, регламентирующим отношения в данной сфере, которым является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 174-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»4. Данный закон устанавливает единые правила осуществления внешнеэкономических операций, права и обязанности резидентов, в том числе обязанность по возврату уплаченных денежных средств за импортируемые товары и услуги в случае, если таковые не были поставлены (оказаны), либо принятию мер по зачислению денежных средств на счета резидента в случае, если экспортируемый товар не был оплачен.

Согласно подп. «б» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»5 Федеральная таможенная служба является органом валютного контроля [2,3]. Кроме того, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации6 и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»7 наделяют таможенные органы полномочиями органа дознания и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

За нарушение требований валютного законодательства установлена уголовная ответственность по двум составам преступлений:

- уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации8);

- совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерези-

4 Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

5 Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (ред. от 15.08.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.09.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8 Далее - УК РФ.

дентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ).

При совершении незаконного вывода денежных средств за пределы Российской Федерации используются различные схемы, в числе которых:

- примитивный невозврат уплаченных денежных средств за непоставленный на территорию Российской Федерации товар или неоказанные услуги либо непринятие мер по оплате нерезидентом экспортируемого товара (непроведение претензионной работы, неиспользование возможностей международного арбитража и пр.) [4];

- завышение таможенной стоимости импортируемых товаров (предметом вывода является ценовая разница между реальной и заявленной стоимостью);

- заключение внешнеторговых контрактов на оказание услуг иностранными контрагентами -разработка программных продуктов, рекламное продвижение и пр. (предметом вывода являются денежные средства, оплаченные за услуги, факт оказания которых проверить затруднительно) [5];

- использование в цепочке валютных переводов организаций, зарегистрированных на территории государств Евразийского экономического союза (в условиях единого экономического пространства контроль за операциями между государствами-участниками ослаблен, а при отсутствии наднациональных правоохранительных и таможенных органов проверить факт поставки товаров или оказания услуг данным организациям возможно только путем использования каналов международного сотрудничества, что характеризуется значительными временными затратами) [6];

Зачастую совершение этих преступлений сопряжено с иными составами:

- незаконное образование юридического лица (ст. 173.1, 173.2 УК РФ - в случае когда злоумышленники целенаправленно привлекают к руководству организацией и осуществлению ею незаконной внешнеэкономической деятельности «номинальных» лиц, фактически не преследующих цели управления организацией);

- «отмывание» денег (ст. 174, 174.1 УК РФ -в случае когда за рубеж для дальнейшего «обналичивания» выводятся денежные средства, полученные преступным путем) [7];

- уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ - в случае если вывод денежных средств за рубеж осуществляется в качестве расчетов за ранее совершенный «серый» импорт).

Оперативные подразделения и подразделения валютного контроля таможенных органов при выявлении признаков сомнительных ва-

лютных операций действуют совместно в рамках приказа Федеральной таможенной службы России9 от 12.12.2016 № 232810. На подразделения валютного контроля возложены функции по проведению валютной проверки в отношении участника внешнеэкономической деятель-ности11, допустившего нарушение валютного законодательства, подсчет по итогам данной проверки общей суммы невозвращенных денежных средств. Оперативные подразделения со своей стороны, путем сбора сведений в рамках Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности», оценивают, усматриваются ли в данном нарушении признаки уголовно наказуемого деяния.

Следует отметить, что конкретные действия, предпринимаемые в рамках взаимодействия оперативно-розыскными и функциональными подразделениями таможенных органов, настоящим приказом не установлены. Перечень таковых действий установлен письмом ФТС России от 16.06.2020 № 0111/3196512, однако они не всегда применимы в практической деятельности, в частности в случаях, когда первичная информация добывается путем, отличным от анализа сведений из имеющихся в распоряжении баз данных и автоматизированных систем [8].

Одним из принципиальных проблемных вопросов, с которыми сталкиваются оперативные подразделения таможенных органов в противодействии незаконным валютным (финансовым) операциям, является взаимодействие с банковскими организациями в получении необходимых для проведения проверочных мероприятий сведений. Порядок получения документов, составляющих банковскую тайну, предусматривает необходимость обращения в суд за получением судебного решения; ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (с изменениями и дополнениями) «О банках и банковской де-

9 Далее - ФТС России.

10 Приказ ФТС России от 12.12.2016 № 2328 «Об организации взаимодействия подразделений валютного контроля, оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации при выявлении признаков преступлений, предусмотренных статьями 193, 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (ред. от 12.12.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

11 Далее - ВЭД.

12 Письмо ФТС России от 16.06.2020 № 01-11/31965 «О на-

правлении перечня мероприятий» [Электронный ресурс]. До-

ступ из СПС «КонсультантПлюс».

ятельности» предусмотрен исчерпывающий перечень документов, для получения которых необходимо судебное решение, а именно: справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также по операциям, счетам и вкладам физических лиц. Получение иных сведений предусмотрено ст. 6, 13, 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Несмотря на это, некоторыми банками предъявляются необоснованные требования, связанные с получением судебных решений на получение копий внешнеторговых контрактов; подтверждающих совершение валютных операций документов; сведений об 1Р-адресах, с которых осуществляется управление расчетными счетами проверяемых организаций и т.д.

Следует также отметить, что ранее таможенные органы были вправе возбуждать уголовные дела по ст. 193, 193.1 УК РФ только лишь в случае наличия основания для производства неотложных следственных действий. Однако, исходя из практического опыта, органы прокуратуры не всегда поддерживали позицию о наличии оснований для их производства, что впоследствии могло привести к отмене постановления о возбуждении данного уголовного дела.

По истечении десятидневного срока, отведенного законодателем для производства неотложных следственных действий, уголовное дело передавалось по подследственности в органы внутренних дел в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации13. Однако большая загруженность органов внутренних дел не всегда позволяла следователям в полной мере принимать все необходимые в рамках расследования действия и отдавать надлежащие поручения оперативным подразделениям таможенных органов, в результате чего возбужденное уголовное дело могло оказаться нераскрытым.

Учитывая указанные обстоятельства, в 2022 г. законодателем внесены изменения в УПК РФ14, ч. 1 ст. 193 и ч. 1 ст. 193.1 УК РФ отнесены к подследственности дознавателей таможенных органов, что в настоящее время позволяет более эффективно бороться с преступными посягательствами в данной сфере. Однако указанная проблема остается актуальной и при выявлении

13 Далее - УПК РФ.

14 Федеральный закон от 7 октября 2022 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

480130315332

признаков данных преступлений с более тяжкими квалифицирующими признаками, которые также остались в подследственности органов внутренних дел.

Также сохраняется проблема различной квалификации аналогичных деяний в суверенных национальных юрисдикциях. Запросы о правовой помощи в рамках проверки сведений о выводе капиталов, направляемые в такие государства, как КНР и Турция, не исполняются по причине ненаказуемости данных деликтов. Недобросовестные субъекты предпринимательской деятельности широко используют данные факторы при организации каналов незаконного вывода капиталов за пределы Российской Федерации и совершении других внешнеэкономических преступлений [9].

В целях усовершенствования взаимодействия оперативно-розыскных и функциональных подразделений таможенных органов, представляется целесообразным разработать четкие алгоритмы действий, предпринимаемых в случаях выявления признаков нарушения действующего валютного законодательства Российской Федерации. Таковыми действиями могут являться:

- получение информации из банков, в которых стояли на учете внешнеторговые контракты, а также открыты расчетные счета организации, в действиях которых усматриваются признаки сомнительных финансовых операций (выписки по счетам, перечень лиц, имевших к ним доступ, образцы подписей руководителей и печатей организации, копии контрактов, 1Р-адреса, при помощи которых осуществлялось взаимодействие с системой «Клиент-Банк» и пр.) [10];

- анализ полученной информации о движении денежных средств между счетами организаций и установление на его основе лиц, возможно являющихся конечными выгодоприобретателями преступной деятельности;

- получение информации из налоговых органов (расширенная выписка из ЕГРЮЛ, копии регистрационных документов, сведения формы 2-НДФЛ и 3-НДФЛ в отношении руководителей, учредителей и работников организации);

- получение информации из организаций, осуществляющих выдачу сертификатов электронных цифровых подписей; оказывающих услуги по таможенному декларированию;

- получение информации из органов Росфин-мониторинга на предмет признаков иных сомнительных финансовых операций, а также связей с аффилированными организациями;

- направление международных запросов в компетентные органы страны принадлежности

нерезидента и использование каналов Интерпола с целью подтверждения собранной доказательной базы;

- проведение исследования полученных документов, в том числе почерковедческого, криминалистического и компьютерно-технического, установление причастности к совершению преступления руководителей организации и иных лиц, от имени которых заключались внешнеторговые контракты и совершались валютные переводы на счета нерезидентов;

- опрос руководителей организации, а также работников, занимающихся обеспечением ВЭД, иных лиц, располагающих информацией о возможном преступном деянии.

В качестве решения проблемного вопроса взаимодействия с кредитно-финансовыми учреждениями в рамках оперативно-розыскных мероприятий «Наведение справок», предлагается внести изменения в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. 395-1 (с изменениями и дополнениями) «О банках и банковской деятельности», исключающие некорректное толкование его положений, касающихся сведений, составляющих банковскую тайну, и требующих вынесения судебного решения в целях беспрепятственного и незамедлительного получения необходимых сведений.

Кроме того, представляется целесообразным расширить практику расширения подследственности и отнести к компетенции таможенных органов всю ст. 193 УК РФ, включая ч. 2 и ч. 3. Еще более перспективной мерой могло бы стать создание в структуре таможенных органов собственных следственных подразделений, что позволило бы расследовать данные уголовные дела, включая возбужденные по ч. 2 и ч. 3 ст. 193.1 УК РФ, вплоть от момента их возбуждения до направления в суд.

Углубление взаимодействия оперативно-розыскных и функциональных подразделений таможенных органов на всех уровнях, расширение полномочий таможенных органов, применение инструментов межведомственного и международного сотрудничества позволят успешно противостоять преступным посягательствам на экономическую безопасность страны. Использование методов оперативно-розыскной деятельности в совокупности с инструментами валютного контроля и полномочиями органа дознания обуславливают эффективное выявление, расследование и раскрытие уголовно наказуемых нарушений валютного законодательства, позволят сохранить и развить роль Федеральной таможенной службы как ключевого элемента в системе борьбы с выводом капиталов за пределы Российской Федерации.

Литература

1. Мантусов В.Б., Шкляев С.В. Реализация ФТС России функции органа валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. - 2020. - № 3. - С. 16-24.

2. Мантусов В.Б., Шкляев С.В. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 1. - С. 7-16.

3. Тимохин А.Ю., Дорожкина Т.В. Содействие ФТС России развитию нормативной базы по осуществлению валютного контроля // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - Т. 3. - № 5. - С. 89-92.

4. Поздышев Р.С. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным выводом капитала за рубеж (ст. 193 и 193.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации) // Вестник Воронежского института МВД России. - 2021. - № 4. - С. 233-239.

5. Мантусов В.Б., Шкляев С.В. Противодействие таможенных органов сомнительным валютным операциям при осуществлении внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. - 2021. - № 3. - С. 9-22.

6. Удалова З.В., СоловьевВ.В. Контроль импортных операций с целью предотвращения вывода капитала за рубеж // Вестник Российской таможенной академии. - 2016. - № 4. - С. 14-20.

7. Овсянников С.А. Роль таможенных органов в обеспечении мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма // Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции, 6 апреля 2017 г. - Саратов, 2017. С. 7-12.

8. Липатова Н.Г., Жеребен Е.В. Применение цифровых технологий во взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Журнал правовых и экономических исследований. - 2019. -№ 4. - С. 158-167.

9. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» // под ред. В. Б. Мантусова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 463 с.

10. АбусуфяноваЗ.Т. Роль таможенных органов в системе контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2020. - № 2. - С. 77-84.

References

1 Mantusov V.B., Shklyaev S.V. Realizaciya FTS Rossii funkcii organa valyutnogo kontrolya pri osushchestvlenii vneshnetorgovoj deyatel'nosti // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2020. - № 3. - S. 16-24.

2. Mantusov V.B., Shklyaev S.V. Valyutnyj kontrol' kak vid gosudarstvennogo kontrolya, osushchestvlyaemogo tamozhennymi organami Rossijskoj Federacii // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2017. - № 1. - S. 7-16.

3. Timohin A.Yu., Dorozhkina T.V. Sodejstvie FTS Rossii razvitiyu normativnoj bazy po osushchestvleniyu valyutnogo kontrolya // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. - 2019. - T. 3. - № 5. - S. 89-92.

4. PozdyshevR.S. Osobennosti rassledovaniya prestuplenij, svyazannyh s nezakonnym vyvodom kapitala za rubezh (st. 193 i 193.1 Ugolovnogo Kodeksa Rossijskoj Federacii) // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2021. - № 4. - S. 233-239.

5. Mantusov V.B., Shklyaev S.V. Protivodejstvie tamozhennyh organov somnitel'nym valyutnym operaciyam pri osushchestvlenii vneshnetorgovoj deyatel'nosti // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2021. - № 3. - S. 9-22.

6. Udalova Z.V., Solov'ev V.V. Kontrol' importnyh operacij s cel'yu predotvrashcheniya vyvoda kapitala za rubezh // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2016. - № 4. - S. 14-20.

7. Ovsyannikov S.A. Rol' tamozhennyh organov v obespechenii mer po protivodejstviyu legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniya terrorizma // Aktual'nye voprosy valyutnogo kontrolya v sovremennyh usloviyah: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 6 aprelya 2017 g. - Saratov, 2017. S. 7-12.

8. Lipatova N.G., Zhereben E.V. Primenenie cifrovyh tekhnologij vo vzaimodejstvii tamozhennyh i nalogovyh organov pri provedenii tamozhennogo kontrolya posle vypuska tovarov // Zhurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovanij. - 2019. - № 4. - S. 158-167.

9. Torgovye ogranicheniya. Eksportnyj i valyutnyj kontrol': uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti «Tamozhennoe delo», napravleniyu podgotovki «Ekonomika», profil' «Mirovaya ekonomika» // pod red. V. B. Mantusova. - Moskva: YuNITI-DANA, 2018. - 463 s.

10. Abusufyanova Z.T. Rol' tamozhennyh organov v sisteme kontrolya za soblyudeniem valyutnogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii // Yuridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2020. - № 2. - S. 77-84.

(статья сдана в редакцию 12.03.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

480130315332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.