Научная статья на тему 'Актуальные вопросы адаптации и интеграции беженцев'

Актуальные вопросы адаптации и интеграции беженцев Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграция / незаконная миграция / иностранные граждане / беженцы / адаптация и интеграция / migration / illegal migration / foreign citizens / refugees / adaptation and integration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Юрьевич Андрейцо, Евгений Николаевич Хазов

Анализируется проблема адаптации и интеграции беженцев в современной России. Аргументируется необходимость проведения подготовки и переподготовки сотрудников, работающих с мигрантами. Указано на недостатки реализации миграционной политики в отношении беженцев. Выявлен ряд проблем, имеющих региональную специфику. Делается вывод о необходимости изменений в действующем законодательстве. Вносится ряд предложений, адресованных органам государственной власти, институтам гражданского общества, которые будут способствовать совершенствованию законодательства, гармонизации межнациональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергей Юрьевич Андрейцо, Евгений Николаевич Хазов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues adaptation and integration of refugees

The problem of adaptation and integration of refugees in modern Russia is analyzed. The necessity of training and retraining of employees working with migrants is argued. It points out the shortcomings in the implementation of migration policy with regard to refugees. A number of problems with regional specifics are identified. A conclusion is made about the need for changes in the current legislation. A number of proposals are made, addressed to public authorities and civil society institutions, which will contribute to the improvement of legislation and harmonization of interethnic relations.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы адаптации и интеграции беженцев»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-28-34 NIION: 2007-0083-4/23-345 MOSURED: 77/27-005-2023-04-545

Актуальные вопросы адаптации и интеграции беженцев

Сергей Юрьевич Андрейцо1, Евгений Николаевич Хазов2

1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП),

Санкт-Петербург, Россия, andreytso@mail.ru, ORCID 0000-0002-2778-0911

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, evg.hazow@yandex.ru

Аннотация. Анализируется проблема адаптации и интеграции беженцев в современной России. Аргументируется необходимость проведения подготовки и переподготовки сотрудников, работающих с мигрантами. Указано на недостатки реализации миграционной политики в отношении беженцев. Выявлен ряд проблем, имеющих региональную специфику. Делается вывод о необходимости изменений в действующем законодательстве. Вносится ряд предложений, адресованных органам государственной власти, институтам гражданского общества, которые будут способствовать совершенствованию законодательства, гармонизации межнациональных отношений.

Ключевые слова: миграция, незаконная миграция, иностранные граждане, беженцы, адаптация и интеграция

Для цитирования: Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н. Актуальные вопросы адаптации и интеграции беженцев // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 28-34. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-28-34.

Original article

Current issues adaptation and integration of refugees

Sergey Yu. Andreytso1, Evgeny N. Khazov2

1 St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (SUAI), St. Petersburg, Russia, andreytso@mail.ru,

ORCID 0000-0002-2778-0911

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

evg.hazow@yandex.ru

Abstract. The problem of adaptation and integration of refugees in modern Russia is analyzed. The necessity of training and retraining of employees working with migrants is argued. It points out the shortcomings in the implementation of migration policy with regard to refugees. A number of problems with regional specifics are identified. A conclusion is made about the need for changes in the current legislation. A number of proposals are made, addressed to public authorities and civil society institutions, which will contribute to the improvement of legislation and harmonization of interethnic relations.

Keywords: migration, illegal migration, foreign citizens, refugees, adaptation and integration

For citation: Andreytso S. Yu., Khazov E. N. Current issues of adaptation and integration of refugees. Criminological Journal. 2023;(4):28-34. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-28-34.

Современный мир существует в условиях политики глобализации, где важное значение имеют миграционные процессы. Согласно данным Организации объединенных наций [1] на 27 сентября 2022 г., количество беженцев, которые покинули Украину с 24 февраля 2022 г. вследствие специальной операции, составило порядка 7,5 млн человек.

Авторами статьи предлагаются рекомендации по решению проблем вынужденной миграции, учитывающие современное состояние данного вопроса и фактор нестабильности политической и экономической ситуации в мире, что позволит усовершен-

© Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н., 2023

ствовать системы поддержки и защиты беженцев на территории Российской Федерации [2].

Рассматриваемая проблема анализируется рядом авторов [3-9]. Материалы настоящей статьи включают рассмотрение ряда вопросов адаптации и интеграции беженцев на территории Российской Федерации, получение теоретических выводов и выработке практических рекомендаций по совершенствованию системы адаптации и интеграции беженцев в России (в том числе, на материалах Санкт-Петербурга).

Сегодня в юридической науке исследователям необходимо решить следующие задачи: исследовать

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

процесс развития вопроса беженцев в глобальном контексте; дать дефиницию понятия «беженец», исходя из правовой точки зрения; выявить содержание адаптации и интеграции беженцев; обосновать роль органов государственной власти, общественных организаций в системе адаптации и интеграции беженцев; сформулировать понятие государственного управления в области интеграции беженцев; обосновать точку зрения о необходимости повышения эффективности его функционирования в исследуемой сфере; провести анализ управления вынужденной миграцией в части касающейся интеграции, реализации социальных прав; разработать рекомендации по решению проблем вынужденной миграции [4].

Интеграция и адаптация иностранных граждан, в особенности такой категории мигрантов, как беженцы, важнейшая составляющая реализации миграционной политики [5].

Лат. integration — объединение в целое каких-либо частей, процесс взаимного приспособления и объединения национальных экономик — в последние годы этот термин стал применяться при характеристике процесса приживаемости иммигрантов в российском социуме. Суть интеграции заключается в том, что вновь прибывший человек становится частью той среды, в которую он (а) перемещается по тем или иным причинам, и имеет достаточные возможности для самореализации своего потенциала [6].

Адаптация от лат. adaptatio — приспособление. Отсутствие подтверждающих законность пребывания документов у лиц, ходатайствующих о получении статуса беженца, приводит к тому, что правоохранительные органы рассматривают их как незаконно пребывающих иностранцев на территории Российской Федерации, для которых в ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа и административного выдворения из страны, несмотря на то, что в Федеральном законе «О беженцах» формально закреплен запрет на их выдворение [7]. В результате такой ситуации лица не могут реализовать свое право на получение статуса беженца из-за несвоевременного рассмотрения государственными органами их ходатайства о признании беженцем и выдать им соответствующие документы.

Интересен региональный опыт. Так, на совещании в офисе Санкт-Петербургского омбудсмена обсуждались трудности о реализации прав лиц, содержащихся в Центре временного содержания ино-

странных граждан № 1 ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, возникшие в связи с реорганизацией органов миграции, отсутствием законодательного регулирования процедуры доставления содержащихся в ЦВСИГе граждан на судебные заседания (эта функция была снята с судебных приставов) и др. [8].

Накануне заседания предложения петербургского омбудсмена по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере миграции были направлены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. По итогам межсекторного совещания будет сформулирован новый пакет рекомендаций федеральным и региональным органам власти.

Участники встречи обозначили следующие проблемы:

1. Часть иностранных граждан и лиц без гражданства, освободившиеся из мест лишения свободы, сталкиваются с ситуацией, когда нет ни оснований для их дальнейшего нахождения в России, ни возможности административного выдворения — депортации. Указанная проблема неоднократно поднималась УФСИН по СПб и ЛО, общественными организациями, однако до сих пор не решена [9].

2. У лиц, снявшихся с регистрационного учёта на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, в связи с чем нарушается их право на гражданство [10].

3. Бездействие дипломатических и консульских учреждений при обращении за документами, подтверждающими выход из гражданства России, в отношении граждан, выехавших с территории Донецкой и Луганской областей Украины и приобретающих гражданство России. Аналогичная проблема имеется и по другим категориям граждан Украины. Представители Управления по вопросам миграции прокомментировали имеющиеся сложности и комплекс предпринимаемых мер для их устранения. Указывалось, что по данному вопросу неоднократно направлялись предложения в МВД России. Необходимо повторное рассмотрение указанных предложений и их реализация в рамках права законодательной инициативы.

4. В НКО города (ПСП-фонд, СПб отделение Красного креста) на обращении находится значительное число лиц с неурегулированным статусом. Необходимо решение их проблем, а также проработка статуса НКО в указанной сфере.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

5. Граждане Украины, выехавшие в Санкт-Петербург с Донецкой и Луганской областей в целях получения убежища, сознательно затрудняют интеграцию, рассчитывая и на сохранение гражданства Украины.

6. Вызывает обеспокоенность перспектива выдворения граждан Украины, участников столкновений на Донбассе в Украину, что нарушает международные обязательства России, а именно принцип невысылки, ставит жизнь указанных лиц под угрозу.

7. Отдельный комплекс проблем связан с реализацией иностранными гражданами в Санкт-Петербурге права на охрану здоровья и медицинскую помощь, безопасный труд.

Стратегические документы Российской Федерации последних лет (Стратегия государственной национальной политики РФ, Концепция государственной миграционной политики РФ и др.) [11] выделили в качестве приоритетных направлений социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, одновременно отнеся осуществление мер в этой области к предметам ведения субъектов РФ, вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов [12].

Отмечено, что направления интеграции расположены по степени снижения приоритетности для конкретного человека: главным условием интеграции является его возможность получения легального правового статуса, затем важны жилищные условия, работа и только потом его включенность в местное сообщество. При этом, конечно, человек обладает всеми правами одновременно. Типология лишь позволяет авторам, реализующим миграционную политику, определять приоритеты в политике интеграции [13].

Анализируя лишь стратегические элементы программ: цели, наименования основных разделов, отражающих задачи (и, соответственно, исключая практики реализации), можно сделать следующие выводы: содействию правовой, экономической и полноценной социальной интеграции, той, которая действительно необходима в первую очередь, программы не уделяют должного внимания. Главный приоритет — культурная интеграция. Это подтверждает закон политического управления о том, что реальное выражение политика приобретает в бюджетном процессе [14].

Главная рекомендация органам власти, экспертному сообществу, участвующему в определении по-

литики — пересмотреть принципы и приоритеты стратегии адаптации иммигрантов, заменить «борьбу с нелегальными мигрантами» (может ли человек быть нелегальным?) на комплексную интеграцию, начинающуюся с правовой и экономической.

Концептуальный документ (о миграции) только на национальном уровне уже существует. Важная проблема — мы до сих пор не можем понять даже на федеральном уровне, зачем нам мигранты и что мы хотим с ними делать.

Сейчас очень много говорится о том, что необходимо интегрировать и адаптировать мигрантов, но что будет результатом интеграции, какой должен быть интегрированный эмигрант?! К сожалению, такого вопроса не стоит. Соответственно, все это только начинается, предпринимаются первые шаги, но должны мы начинать с целеполагания. Нет и детализации касаемо исследуемой категории, беженцев.

Фактически государство сейчас проводит две линии противоположной политики. С одной стороны, государство признает необходимость определенного количества мигрантов и с точки зрения трудовых ресурсов, и демографических процессов. С другой, — государство не препятствует тому, чтобы активно распространялся язык вражды. Эти две противоположные тенденции сосуществует в рамках нынешней политики [15].

Утверждение, что успешная интеграция мигрантов способна уменьшить количество этнических конфликтов, следовательно, минимизировать совершение преступлений экстремистской направленности, является одной из аксиом российской миграционной политики [16].

Возвращаясь к вынужденной миграции и выработке соответствующих рекомендаций, акцентируем внимание на необходимость усовершенствования законодательства и правоприменительной практики: проблемы отказа в доступе к убежищу, двухступенчатая схема предоставления статуса беженца.

Необходимо изменение подходов к убежищу в России: расширение прав и привилегий, которыми обладают лица, получившие временное убежище; изменение подхода, при котором российские органы публичной власти ориентированы в значительной степени на предоставление статуса временного убежища, а не статуса беженца; разработка программ приема вынужденных мигрантов в случаях их массового прибытии в Российскую Федерацию [17].

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

В последнем случае необходимо изучение опыта, связанного с массовым прибытием иностранных граждан после событий в Украине 2014 г. Но при этом, следует помнить о том, что в тот период решения зачастую принимались в «ручном режиме». Сейчас необходимо еще раз обобщить опыт приема граждан Украины и принять соответствующие изменения в действующее федеральное и региональное законодательство, также необходимо принятие межведомственных приказов или Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующих специфику действия в случае массового прибытия вынужденных мигрантов. Также необходимо пересмотреть механизм их перераспределения в Российской Федерации и, наконец, изучить динамику перемещений. Так, изначально вынужденные мигранты из Украины перераспределялись практически по всем регионам России. В этой связи нужно отметить, что большинство стран сталкивались с ситуацией, когда после распределения граждан по территории страны, они в итоге перетекали в основные центры, наиболее привлекательные для иностранных граждан [18].

Авторами по заказу Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге проведено исследование реализации прав иностранных граждан. На основе экспертных интервью необходимо также продумать вопрос наличия жилья для временного размещения иностранных граждан. Практика показала, что часть иностранных граждан получали жилье на первоначальном этапе, однако в дальнейшем, сталкивались с проблемой поиска жилья уже самостоятельно [19].

Недопустима также ситуация, при которой вынужденных мигрантов на общих основаниях с остальными иностранными гражданами заставляют самостоятельно искать места постановки на миграционный учет. Здесь представляется, что, как это и возможно на основании действующего законодательства, иностранные граждане, должны вставать на миграционный учет по местонахождению миграционных органов [20; 21].

Таким образом, в ходе изучения актуальных вопросов адаптации и интеграции беженцев были сделаны следующие выводы.

1. Сформулировано понятие государственного управления в области интеграции беженцев, под которым понимается целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государствен-

ный власти Российской Федерации, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты, и преследует своей целью обеспечение гарантированным государством правом на убежище и иными связанными с адаптацией и интеграцией правами.

2. На основе анализа деятельности МВД России обоснована точка зрения о необходимости повышения эффективности его функционирования в рассматриваемой сфере [22].

3. Анализ управления вынужденной миграцией в части касающейся интеграции, реализации социальных прав показал, что ведущая роль в решении указанных задач принадлежит органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Для категории вынужденных мигрантов именно они являются основными, и ведущая роль в их решении принадлежит государству (в отличие от трудовой миграции, где решение ряда задач перекладывается на работодателя и самого трудового мигранта). Однако, имеющиеся модели реализации указанных задач на уровне субъектов следует признать малоэффективными, что следует из проведенного исследования и собранного материала. Необходимо разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области вынужденной миграции и их законодательного закрепления. Для повышения эффективности обеспечения социальных прав беженцев сформулирован ряд предложений.

4. Выделено три уровня механизма защиты прав вынужденных мигрантов:

1) международный; на данном уровне защита осуществляется Управлением верховного комиссара по делам беженцев ООН, Международной организацией по миграции и другими международными организациями. В рамках адаптации и интеграции беженцев существует взаимодействие с указанными организациями в сфере информационного обмена, проведения семинаров, конференций и круглых столов, проведения информационных кампаний и т. п. [23];

2) федеральный; на этом уровне координатором выступает Правительство РФ, большая часть полномочий принадлежит МВД России, также участвуют и другие органы исполнительной власти, Прокуратура РФ, суды. В силу недостатков управления миграционными процессами в целом и, в особенности, вынужденной миграцией адаптация и интеграция беженцев

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

на этом уровне весьма затруднена из-за отсутствия политики в области вынужденных мигрантов, органов, вовлеченных в защиту прав вынужденных мигрантов. Координация со стороны Правительства РФ и МВД представляется недостаточной [24];

3) региональный; обосновывается позиция о недостаточности полномочий в миграционной сфере у субъектов РФ. Как следствие, на этом уровне работа по адаптации и интеграции беженцев малоэффективна, однако проводится достаточно активная политика по вовлечению гражданского общества в решение проблем вынужденных мигрантов. Так, в рамках обеспечения социальных прав вынужденных мигрантов из Украины, многие субъекты РФ наладили систему социальной помощи исследуемой категории (Ростовская область, Москва, Санкт-Петербург и др.). На данном уровне ощущается недостаток взаимодействия с федеральной властью, вызванный отсутствием четкого разграничения полномочий в миграционной сфере. В субъектах, за редким исключением, отсутствуют органы по вопросам миграции (Санкт-Петербург один из регионов, являющихся исключением).

5. Для совершенствования системы управления в сфере адаптации и интеграции предлагается: на основе опыта приема граждан Украины обобщить имеющийся в регионах опыт приема, взаимодействия с региональными властями, общественными организациями; принять соответствующие Приказы МВД России, регламентирующие действия подразделений в условиях массового притока лиц, ищущих убежище, включающие порядок приема граждан в установленные законом сроки, вопросы правового информирования посредством ресурсов МВД, СМИ [25], перенаправления сотрудников из других отделов в системе Министерства внутренних дел (регионов) в отделы по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев; инициировать регулярное проведение межведомственных учений по массовому приему вынужденных мигрантов, разработать планы учений в части компетенции МВД; инициировать решение вопроса о подготовке и переподготовке сотрудников различных органов государственной власти в сфере работы с беженцами.

Список источников

1. Куандыков Т. А., Терновая Н. С. Миграционный кризис в Европе: проблема правового регулирования // Актуальные вопросы общественных наук:

социология, политология, философия, история. 2016. № 59-60. С. 81.

2. Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н. Актуальные проблемы правового регулирования отношений в сфере миграции // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 11-15.

3. Барциц И. Н., Егоров В. К., Романдовский К. О., Тюркин М. Л. Основы миграционной политики: учебно-методическое пособие. М., 2010.

4. Жестянников С. Г., Екимов И. В., Хазов Е. Н. Актуальные вопросы и основные направления адаптации и интеграции трудовых мигрантов в российское общество (на примере опыта работы УФМС России по Вологодской области) // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 172-175.

5. Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н. Современные тенденции реализации миграционной политики в России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 18-23.

6. Зинченко Е. Ю., Хазов Е. Н. Правовой статус иностранных граждан, признанных носителями русского языка. М., 2019.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 16 апреля 2022 г.) // Российская газета. 2001. 31 дек.

8. Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н. Уполномоченные по правам человека в России и их роль в защите прав потерпевших // Вестник экономической безопасности. 2021. № 2. С. 46-52.

9. Хазов Е. Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. Теоретические основы и проблемы реализации. М., 2013.

10. Левченко И. П., Прудников А. С., Калинин В. Н. и др. Российское гражданство. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2005.

11. Гасанов К. К., Хазов Е. Н., Белоновский В. Н. и др. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению Юриспруденция. 9-е изд., перераб. и доп. М., 2019.

12. Бышков П. А., Гасанов К. К., Егоров С. А. и др. Основы национальной безопасности. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2022.

13. Волох В. А. Международное и национальное право о статусе беженца: теория и практика // Социальная справедливость и право: проблемы теории и практики: мат. междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т. А. Сошниковой. 2016. С. 170-175.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

14. Зинченко Е. Ю., Хазов Е. Н. Добровольное переселение соотечественников, проживающих в странах СНГ, в Россию // Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ: ежегод. междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / под общ. ред. А. А. Беженцева. СПб., 2022. С. 103-110.

15. Исаков В. М., Хазов Е. Н. Миграционные процессы в странах СНГ и их влияние криминальную обстановку России // Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ: ежегод. междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / под общ. ред. А. А. Беженцева. СПб., 2022. С. 121-127.

16. Андрейцо С. Ю., Хазов Е. Н. Незаконная миграция в России в контексте правозащитной деятельности // Алтайский юридический вестник. 2022. № 2 (38). С. 7-10.

17. Богданов А. В., Пауков О. В., Хазов Е. Н. Миграционные процессы и их роль в современном государстве // Образование и право. 2022. № 1. С. 96-102.

18. Зинченко Е. Ю., Хазов Е. Н. Актуальные вопросы государственной миграционной политики России // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 79-83.

19. Зинченко Е. Ю., Хазов Е. Н. Особенности конституционно-правового статуса соотечественников в Российской Федерации // Международный журнал конституционного и государственного права. 2022. № 1. С. 19-25.

20. Ульянов М. В. Интеграция мигрантов как средство решения проблем предупреждения экстремистских правонарушений // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 4. С. 175-178.

21. Ястребова А. Вынужденная миграция и международное право // Отечественные записки. 2004. № 4. С. 47-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Богданов А. В., Комахин Б. Н., Хазов Е. Н. Современные вызовы и угрозы миграционных процессов // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2022. № 1. С. 83-88.

23. Хазов Е. Н., Борисов И. Д. Миграционные процессы Европейского Союза и их правовое регулирование // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2022. № 2. С. 62-68.

24. Богданов А. В., Макошин П. В., Хазов Е. Н. Состояние и тенденции развития миграционных

процессов в России // Международный журнал гражданского и торгового права. 2022. № 2. С. 15-21.

25. Портал оперативных данных ситуации беженцев // URL://https://data2.unhcr.org/en/situations/ ukraine.

References

1. Kuandykov T. A., Ternovaya N. S. Migration crisis in Europe: the problem of legal regulation // Current issues of social sciences: sociology, political science, philosophy, history. 2016. № 59-60. P. 81.

2. Andreytso S. Yu., Khazov E. N. Current problems of legal regulation of relations in the field of migration // Bulletin of Economic Security. 2022. № 4. P. 11-15.

3. Bartsits I. N., Egorov V. K., Romandovsky K. O., Tyurkin M. L. Fundamentals of migration policy: educational manual. M., 2010.

4. Zhestyannikov S. G., Ekimov I. V., Khazov E. N. Current issues and main directions of adaptation and integration of labor migrants into Russian society (based on the example of the work experience of the Federal Migration Service of Russia in the Vologda Region) // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 3. P. 172-175.

5. Andreytso S. Yu., Khazov E. N. Modern trends in the implementation of migration policy in Russia // Bulletin of economic security. 2016. № 2. P. 18-23.

6. Zinchenko E. Yu., Khazov E. N. Legal status of foreign citizens recognized as native speakers of the Russian language. M., 2019.

7. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 № 195-FZ (unit dated April 16, 2022) // Russian newspaper. 2001. 31th of December.

8. Andreytso S. Yu., Khazov E. N. Commissioners for Human Rights in Russia and their role in protecting the rights of victims // Bulletin of Economic Security. 2021. № 2. P. 46-52.

9. Khazov E. N. Constitutional guarantees of human and citizen rights and freedoms in Russia. Theoretical foundations and implementation problems. M., 2013.

10. Levchenko I. P., Prudnikov A. S., Kalinin V. N. et al. Russian citizenship. 2nd edition, revised and expanded. M., 2005.

11. Gasanov K. K., Khazov E. N., Belonovsky V. N., etc. Municipal law of Russia: a textbook for university students studying in the field of Jurisprudence. 9th edition, revised and expanded. M., 2019.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

12. Byshkov P. A., Gasanov K. K., Egorov S. A. et al. Fundamentals of national security. 2nd edition, revised and expanded. M., 2022.

13. Volokh V. A. International and national law on refugee status: theory and practice // Social justice and law: problems of theory and practice: materials of the international scientific and practical conference / ed. by T. A. Soshnikova. 2016. P. 170-175.

14. Zinchenko E. Yu., Khazov E. N. Voluntary resettlement of compatriots living in the CIS countries to Russia // Current problems of legislative regulation of migration processes on the territory of the CIS member states / Annual international scientific and practical conference: collection of articles / under General editorship of A. A. Bezhentsev. SPb., 2022. P. 103-110.

15. Isakov V. M., Khazov E. N. Migration processes in the CIS countries and their influence on the criminal situation in Russia // Current problems of legislative regulation of migration processes in the territory of the CIS member states / Annual international scientific and practical conference: collection of articles / under General editorship of A. A. Bezhentsev. SPb., 2022. P. 121-127.

16. Andreytso S. Yu., Khazov E. N. Illegal migration in Russia in the context of human rights activities // Altai Legal Bulletin. 2022. № 2 (38). P. 7-10.

17. Bogdanov A. V., Paukov O. V., Khazov E. N. Migration processes and their role in the modern state // Education and Law. 2022. № 1. P. 96-102.

18. Zinchenko E. Yu., Khazov E. N. Current issues of state migration policy in Russia // Education. The science. Scientific personnel. 2022. № 2. P. 79-83.

19. Zinchenko E. Yu., Khazov E. N. Features of the constitutional and legal status of compatriots in the Russian Federation // International Journal of Constitutional and State Law. 2022. № 1. P. 19-25.

20. Ulyanov M. V. Integration of migrants as a means of solving problems of preventing extremist offenses // Criminological Journal of the Baikal State University of Economics and Law. 2013. № 4. P. 175-178.

21. Yastrebova A. Forced migration and international law // Otechestvennye zapiski. 2004. № 4. P. 47-68.

22. Bogdanov A. V., Komakhin B. N., Khazov E. N. Modern challenges and threats of migration processes // Current problems of administrative law and process. 2022. № 1. P. 83-88.

23. Khazov E. N., Borisov I. D. Migration processes of the European Union and their legal regulation // Current problems of administrative law and process. 2022. № 2. P. 62-68.

24. Bogdanov A. V., Makoshin P. V., Khazov E. N. State and trends in the development of migration processes in Russia // International Journal of Civil and Trade Law. 2022. № 2. P. 15-21.

25. Portal of operational data on the refugee situation // URL://https://data2.unhcr.org/en/situations/ ukraine.

Информация об авторах

С. Ю. Андрейцо — доцент кафедры публичного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), кандидат юридических наук, доцент;

Е. Н. Хазов — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор.

Information about the authors

S. Yu. Andreytso — Associate Professor of the Department of Public Law of the St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (SUAI), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

E. N. Khazov — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.09.2023; одобрена после рецензирования 29.09.2023; принята к публикации 06.11.2023.

The article was submitted 14.09.2023; approved after reviewing 29.09.2023; accepted for publication 06.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.