Научная статья на тему 'Проблемы регулирования вынужденной миграции в России'

Проблемы регулирования вынужденной миграции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права человека / миграция / иностранные граждане / human rights / migration / foreign citizens

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Юрьевич Андрейцо

В статье раскрывается проблема регулирования правового статуса беженцев в России. Анализируются особенности признания, деятельность органов государственной власти, их взаимодействие с институтами гражданского общества. Рассматриваются ключевые акты, регламентирующие статус беженцев. Дается ряд рекомендаций государственным органам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of regulating forced migration in Russia

The article considers the problem of regulating the legal status of refugees in Russia. Features of recognition, activities of state authorities, their interaction with civil society institutions are analyzed. Key acts regulating the status of refugees are considered. A number of recommendations have been made to public authorities.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования вынужденной миграции в России»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 74 — 76. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):74—76.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342.724 NIION: 2007-0062-4/21-013

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-74-76 MOSURED: 77/27-004-2021-04-213

Проблемы регулирования вынужденной миграции в России

Сергей Юрьевич Андрейцо

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия, andreytso@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается проблема регулирования правового статуса беженцев в России. Анализируются особенности признания, деятельность органов государственной власти, их взаимодействие с институтами гражданского общества. Рассматриваются ключевые акты, регламентирующие статус беженцев. Дается ряд рекомендаций государственным органам.

Ключевые слова: права человека, миграция, иностранные граждане

Для цитирования: Андрейцо С.Ю. Проблемы регулирования вынужденной миграции в России // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 74-76. 10.24411/2073-3305-2021-4-74-76.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Problems of regulating forced migration in Russia

Sergey Yu. Andreitco

St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, andreytso@mail.ru

Abstract. The article considers the problem of regulating the legal status of refugees in Russia. Features of recognition, activities of state authorities, their interaction with civil society institutions are analyzed. Key acts regulating the status of refugees are considered. A number of recommendations have been made to public authorities. Keywords: human rights, migration, foreign citizens

For citation: Andreitco S.Yu. Problems of regulating forced migration in Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4): 74-76. (In Russ.). doi: 10.2441 1/2073-3305-2021-4-74-76.

Наиболее общим и всеобъемлющим международным инструментом, который регулирует статус беженца, является Женевская конвенция 1951 г. и Протокол к ней 1967 г. Целью принятия этих документов является установление стандартов зашиты беженцев в странах убежища.

Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом «О беженцах».

Говоря о направлениях совершенствования механизма защиты прав вынужденных мигрантов в административном праве, следует особо выделить доклад «Россия как страна убежища»,

© Андрейцо С.Ю., 2021

вышедший в 2015 г. [3]. Внимание заслуживает также статья В.А. Волоха [4].

Проблемам защиты прав беженцев уделено много внимания в международно-правовых [5] и конституционно-правовых работах [1]. Россия присоединилась к Конвенции в полном объеме в 1992 г., однако не было принято во внимание, что Конвенция допускает оговорки. Многие страны поставили себя в более выгодное положение тем, что, оценив реально ситуацию в стране, сделали определенные оговорки, когда рассматривали вопрос о присоединении к Конвенции и о том, что страна-убежище должна взять на себя достаточно серьезные обязательства в соблюдении стандартов обращения с беженцами.

Конвенцией установлена полная неприкосновенность лишь некоторых статей, в частности, ст. 1, которая дает определение беженца, ст. 3 о

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

недопустимости дискриминации, ст. 16, которая гарантирует право на обращение в суд, ст. 33 о принципе невысылки и некоторых других статей. Остальные статьи допускают оговорки. Для России присоединение к Конвенции означает согласие государства сотрудничать с международным сообществом и УВКБ ООН. Это дает возможность УВКБ участвовать в процессе и оказывать посильное содействие правительству, государственным органам при осуществлении деятельности по определению статуса беженца, гарантий прав беженцев в направлении совместных усилий для определения долгосрочных решений проблем беженцев.

Анализ международно-правового статуса беженцев позволяет сделать вывод, что он представляет собой комплекс прав и обязанностей, реализуемых через национальное законодательство государств. На международном уровне в целом выработано и нормативно закреплено единое понятие беженца, которое и используется в разного рода конвенциях и соглашениях. В то же время анализ международных документов указывает на то, что особенности получения и реализации статуса «беженец» зависят от ряда индивидуальных характеристик лица. Международные акты идут по пути расширительного толкования закрепленных в Конвенции 1951 г. признаков беженца, предлагая в каждом конкретном случае учитывать ситуацию, в которой находится лицо. На наш взгляд, следует приветствовать подобную практику, создающую условия «гибкости» права и дальнейшего его совершенствования в этой сфере. Существующие судебные решения говорят об актуальности данной проблемы как для законодательных, так и для правоприменительных международных органов. В рамках СНГ разработана собственная правовая база, регламентирующая общественные отношения в сфере обеспечения прав беженцев. Анализ актов СНГ в этой сфере свидетельствует о стремлении стран-участниц унифицировать нормы национальных законодательств с учетом целей, стоящих перед данными государствами. Активное участие в совершенствовании законодательства этого уровня принимает Экономический суд СНГ.

Анализ правового обеспечения статуса беженцев и вынужденных переселенцев позволяет выделить ряд положений. Анализ регионального миграционного законодательства приводит к выводу об имеющих место общих и специальных чертах правового сопровождения данного процесса. Это, в первую очередь, зависит от привлекательности конкретных регионов Россий-

ской Федерации для соответствующих лиц. Объективно наиболее привлекательны промыш-ленно развитые регионы (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область и др.). В этой связи законодательство данных регионов отличается проработанностью и охватывает различные направления реализации статусов беженцев и вынужденных переселенцев.

Как показало исследование, надлежащее обеспечение социальных гарантий для данной категории лиц во многом определяется эффективностью работы региональных институтов. В этой связи, предоставляя известную свободу региональным властям в обеспечении статуса беженцев и вынужденных переселенцев (освоении бюджетных средств, выделяемых на эти цели), возможно решить проблему нехватки трудовых ресурсов в конкретном регионе.

Основным направлением деятельности федеральных органов в этом случае видится осуществление контроля за расходованием бюджетных средств и закрепление основных прав и обязанностей беженцев и вынужденных переселенцев.

До 2002 г. на МВД не были возложены государственные функции в сфере обеспечения специальных прав беженцев и вынужденных переселенцев. Однако данные лица как иностранцы либо лица без гражданства являлись объектом специального контроля со стороны подразделений МВД (паспортно-визовой службы). В целом, на наш взгляд, это и стало решающим аргументом в отнесении беженцев и вынужденных переселенцев к объектам иммиграционного контроля со стороны органов внутренних дел. Позже позиция была пересмотрена, что привело к обособлению ФМС России в 2012 г.

Следует отметить, что МВД России внимательно контролировало деятельность своих подразделений по обеспечению прав и законных интересов беженцев и вынужденных переселенцев. В частности, в указании МВД России и Генеральной прокуратуры от 3, 10 ноября 1998 г. № 3, 76/7 «О неотложных мерах по устранению нарушений законодательства о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства», по сообщениям прокуроров, права граждан, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, ущемляются отдельными должностными лицами представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел, жилищных органов, органов социальной защиты, служб занятости [2, с. 101].

2021 / № 4 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

75

В сфере законодательства, регулирующего вынужденную миграцию, необходимо на основании опыта массового приема граждан Украины после событий 2014 г. учесть наработанный опыт. Результаты обобщения требуется закрепить в содержании ряда нормативных правовых актов, в части регулирования распределения и поддержки вынужденных мигрантов в случаях экстренного и массового прибытия на территорию Российской Федерации. Следует также отказаться от двухуровневой системы предоставления статуса беженца. Нужно еще раз вернуться к практически невостребованному институту политического убежища. Требуется расширить объем прав и привилегий, которые предоставляются в рамках временного убежища, рассмотреть вопрос о предоставлении его на более длительный срок, чем один год изначально, или в случае дальнейшего продления. Необходим учет данного статуса в случаях приема в российское гражданство. Сейчас крайне затруднительно, имея временное убежище, получить еще какой-либо статус в России.

Список источников

1. Авакьян СА. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция: монография. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005.

2. Андрейцо С.Ю. Министерство внутренних дел в регулировании вопросов миграции: проблемы теории и практики: монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019.

3. Буртина Е.Ю., Коростелева Е.Ю., Симонов В.И. Россия как страна убежища. М., 2015.

4. Волох В А Вынужденная миграция населения: состояние, проблемы, возможные пути оптимизации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2015. № 39. С. 23—29.

5. Колобов АВ. Международно-правовые акты и законодательство РФ в сфере социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев // Аграрное и земельное право. 2013. № 3 (99). С. 90—96.

References

1. Avakyan SA. Russia: citizenship, foreigners, foreign migration: monograph. SPb: Legal Center Press, 2005.

2. Andreitco S.Yu. Ministry of the Interior in the regulation of migration issues: problems of theory and practice: monograph. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg, Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019.

3. Burtina E.Yu., Korosteleva E.Yu., Simo-nov V.I. Russia as a country of asylum. M., 2015.

4. Volokh VA. Forced population migration: state, problems, possible optimization ways / / Analytical bulletin of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. 2015. No. 39. P. 23—29.

5. Kolobov A.V. International legal acts and legislation of the Russian Federation in the field of social and legal protection of refugees and internally displaced persons // Agrarian and land law. 2013. No. 3 (99). P. 90—96.

Информация об авторе С.Ю. Андрейцо — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правоведения и таможенного дела

Information about the author S.Yu. Andreitco — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the Department of law and customs

Статья поступила в редакцию 14.10.2021; одобрена после рецензирования 14.11.2021; принята к публикации 26.1 1.2021.

The article was submitted 14.10.2021; approved after reviewing 14.11.2021; accepted for publication 26.1 1.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.