Научная статья на тему 'ПРОБЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ'

ПРОБЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционно-правовой статус беженцев / беженец / миграция / вынужденная миграция / пробелы миграционного законодательства / constitutional and legal status of refugees / refugee / migration / forced migration / gaps in migration legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марьям Ибрагимовна Абдурахманова

Статья посвящена исследованию пробелов правового регулирования муниципального законодательства по вопросам миграции беженцев. Раскрыт масштаб проблемы воздействия миграции на внутриполитическую обстановку в стране. Отмечается, что проблема восстановления прав беженцев и лиц, ищущих убежище на территории Российской Федерации, во многом сопряжена с трудностями легализации иммигрантов по месту пребывания и жительства. Обозначено, что пребывание данных лиц на территории Российской Федерации может быть чревато негативными последствиями в случае отсутствия правового регулирования статуса лиц данной категории. Выделены пробелы правового регулирования конституционно-правового статуса беженцев, предложены меры по совершенствованию миграционного законодательства. На основе проведенного анализа делается вывод о необходимости дальнейшего исследования конституционно-правового статуса беженцев, отмечена необходимость ведения жесткой политики по регулированию правил пребывания беженцев на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAPS IN THE LEGAL REGULATION OF THE MUNICIPAL LEGISLATION ON REFUGEE MIGRATION

The article is devoted to the study of gaps in the legal regulation of municipal legislation on refugee migration. The scale of the problem of the impact of migration on the internal political situation in the country is revealed. It is noted that the problem of restoring the rights of refugees and asylum seekers on the territory of the Russian Federation is also largely associated with the difficulties of legalizing immigrants at the place of stay and residence. It is indicated that the stay of these persons on the territory of the Russian Federation may be fraught with negative consequences in the absence of legal regulation of persons of this category. Gaps in the legal regulation of the constitutional and legal status of refugees are highlighted, measures are proposed to implement migration legislation. On the basis of the analysis, it is concluded that it is necessary to further study the constitutional and legal status of refugees, and the need for a tough policy to regulate the rules of stay of refugees on the territory of the Russian Federation is noted.

Текст научной работы на тему «ПРОБЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-60-62

ПРОБЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ

Марьям Ибрагимовна АБДУРАХМАНОВА,

магистрант 1-го курса программы «Конституционно-правовые проблемы организации и деятельности государственной и муниципальной власти в Российской Федерации» Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: З.М. Мусалова, доцент кафедры конституционного и международного права

Юридического института Дагестанского государственного университета

Аннотация. Статья посвящена исследованию пробелов правового регулирования муниципального законодательства по вопросам миграции беженцев. Раскрыт масштаб проблемы воздействия миграции на внутриполитическую обстановку в стране. Отмечается, что проблема восстановления прав беженцев и лиц, ищущих убежище на территории Российской Федерации, во многом сопряжена с трудностями легализации иммигрантов по месту пребывания и жительства. Обозначено, что пребывание данных лиц на территории Российской Федерации может быть чревато негативными последствиями в случае отсутствия правового регулирования статуса лиц данной категории. Выделены пробелы правового регулирования конституционно-правового статуса беженцев, предложены меры по совершенствованию миграционного законодательства.

На основе проведенного анализа делается вывод о необходимости дальнейшего исследования конституционно-правового статуса беженцев, отмечена необходимость ведения жесткой политики по регулированию правил пребывания беженцев на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: конституционно-правовой статус беженцев; беженец; миграция; вынужденная миграция; пробелы миграционного законодательства.

GAPS IN THE LEGAL REGULATION OF THE MUNICIPAL LEGISLATION

ON REFUGEE MIGRATION

Maryam Ibragimovna ABDURAKHMANOVA,

1st year Master Student of Programs "Constitutional

and legal problems of the organization and activities of state and municipal

authorities in the Russian Federation", Institute of Law

of the Dagestan State University

E-mail: [email protected]

Scientific adviser: Z.M. Musalova, Associate Professor at the Department of Constitutional and International Law, Institute of Law of the Dagestan State University

Abstract. The article is devoted to the study of gaps in the legal regulation of municipal legislation on refugee migration. The scale of the problem of the impact of migration on the internal political situation in the country is revealed. It is noted that the problem of restoring the rights of refugees and asylum seekers on the territory of the Russian Federation is also largely associated with the difficulties of legalizing immigrants at the place of stay and residence. It is indicated that the stay of these persons on the territory of the Russian Federation may be fraught with negative consequences in the absence of legal regulation of persons of this category. Gaps in the legal regulation of the constitutional and legal status of refugees are highlighted, measures are proposed to implement migration legislation.

On the basis of the analysis, it is concluded that it is necessary to further study the constitutional and legal status of refugees, and the need for a tough policy to regulate the rules of stay of refugees on the territory of the Russian Federation is noted

Keywords: constitutional and legal status of refugees; refugee; migration; forced migration; gaps in migration legislation.

Как следует из доклада Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Россия в 2016 г. приняла на своей территории 228 990 беженцев, заняв по этому показателю пятое место в Европе. Актуальность изучения конституционно-правового статуса беженцев заключается в том, что не урегулированные правовыми нормами процессы миграции на территории России могут оказать отрицательное воздействие на внутриполитическую ситуацию в стране.

В очереди для подачи ходатайства о предоставлении статуса беженца стоят тысячи иностранцев. В связи с правовыми пробелами и бюрократическими препятствиями многие из них оказываются в положении нелегальных иммигрантов. Возникают вопросы: что следует понимать под вынужденной миграцией и каковы критерии признания лица беженцем?

С.А. Авакьян отмечал по данному поводу, что «вынужденная миграция — один из видов перемещения людей, при котором люди, спасаясь от угрозы для жизни и иных преследований, вынужденно покидают места своего постоянного жительства и ищут убежища на других территориях — в границах государства своей гражданской принадлежности или за его пределами»1.

Что касается термина «беженец», в научной литературе конституционного и муниципального права содержатся схожие по смыслу трактовки представленной дефиниции. Ввиду этого в рамках настоящего исследования мы остановимся лишь на позиции международного и внутригосударственного права относительно понятия «беженец».

В соответствии с Конвенцией ООН 1951 г. беженцем признается лицо, которое «в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г., и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероис-

поведания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений»2.

Законодатель в свою очередь конкретизирует данное понятие, указывая основные факторы, по которым лицо может быть признано беженцем. Так, согласно Федеральному закону РФ «О беженцах», «беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений»3.

Пребывание данных лиц на территории Российской Федерации может быть чревато негативными последствиями в случае отсутствия правового регулирования лиц данной категории. Отметим основные из них.

В частности, исследователи поднимают вопрос относительно заключения беженцами и иными иностранными гражданами фиктивных браков в целях получения гражданства Российской Федерации. Примечательным является мнение

2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

61

К.М. Кожевникова, который указывает, что «данная проблема нуждается в правовом разрешении и представляет собой огромный пробел современного миграционного законодательства»4.

Не менее остро в настоящее время стоит вопрос трудоустройства иностранцев, прибывающих в Российскую Федерацию. Нельзя не отметить тот факт, что в теневом секторе иностранная рабочая сила представляет собой привлекательный ресурс для работодателя5. Вследствие такой практики наблюдается вытеснение коренного населения из отдельных сфер рынка труда, формируется и закрепляется клановая система трудоустройства нелегальных мигрантов.

Указанные негативные проявления способствуют сохранению значительной доли теневой экономики, создающей условия для коррупции, криминализации хозяйственно-финансовых отношений, и, как следствие, содействуют активности незаконной миграции, а также препятствуют обоснованному территориальному расселению трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах6.

К содержанию трудового договора с иностранным работником предъявляются как общие требования (ст. 57 ТК РФ), так и специальные (ст. 327.2 ТК РФ). Последние предполагают указание в трудовом договоре сведений о документах, подтверждающих законность пребывания (проживания) на территории страны. Вместе с тем российское законодательство не содержит правило о составлении трудового договора на языках обеих сторон, предусмотренное в Рекомендации № 86 МОТ «О трудящихся мигрантах»'.

На основании изложенного можно сделать ряд выводов.

1. Миграционная политика Российской Федерации основывается на неблагополучном про-

гнозе в сфере демографии и ожидаемом дефиците рабочей силы и носит чрезмерно «мягкий» характер.

2. В Российской Федерации не урегулирован вопрос об ответственности иностранцев за заключение фиктивных браков без намерения создать семью.

3. Не менее остро в настоящее время стоит вопрос трудоустройства иностранцев, прибывающих в Российскую Федерацию.

1 См.: Авакьян СА. Проблемы реформы Конституции // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации. М., 2000. С. 27—33.

2 Конвенция о статусе беженцев: принята 28 июля 1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г. // Действующее международное право. Т. 1.

3 Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» // Российская газета. 1993. № 54.

4 См.: Кожевников K.M. Борьба с незаконной миграцией требует новых подходов // Законность. 2011. № 9. С. 6—7.

5 См.: Морозов Ю.В. Актуальные вопросы противодействия незаконной миграции // Законодательство. 2017. № 9.

6 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.

7 Рекомендация № 86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах» (Вместе с «Типовым договором о временной и постоянной миграции трудящихся, включая миграцию беженцев и перемещенных лиц»): принята в г. Женеве 1 июля 1949 г. на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.