Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - № 1. - С. 3-12.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
УДК341. 342.7
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ИНСТИТУТЕ БЕЖЕНЦЕВ: СРАВНИТЕЛЬНО - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИИ И УКРАИНЫ
Адельсеитова А. Б.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
В статье исследуется юридическая природа понятия «беженец», анализируются некоторые сравнительно - правовые аспекты правового института беженцев в международных актах, практика государств по вопросам беженцев, а также документы специальных международных органов, созданных для защиты прав беженцев: документы Лиги наций, Организации Объединенных Наций, региональные международные соглашения и современное законодательство Российской Федерации и Украины.
Анализируя определения по различным категориям мигрантов в законодательстве государство было выявлено отличие беженцев от других категорий мигрантов. Понятие «беженец» включает в себя как положительные особенности, при наличии которых лицо признается беженцем, так и отрицательные особенности, при которых лицо не может быть признано беженцем или утрачивает статус беженца.
Ключевые слова: беженец, миграция, международные акты, права человека, национальное законодательство.
Одной из актуальных проблем мирового сообщества на современном этапе является массовая миграция. Огромное количество беженцев мигрирующих по миру привлекают внимание всего общества, которое в XXI ст. столкнулось с миграционным кризисом, возникшим по политическим, экономическим, религиозным и другим причинам. Большинство переселенцев, пересекая государственные границы (легально или не легально) прибывают в государства, которые не всегда могут решить сложные вопросы правового статуса таких лиц, вопросы гражданства и обеспечения прав человека. Для разрешения подобного рода вопросов, которые являются проблемой государственного уровня, рассмотрим юридическую природу понятия «беженец». В этом контексте особый интерес представляют некоторые сравнительно-правовые аспекты правового института беженцев в законодательстве РФ и Украины.
В науке конституционного и международного права исследуемая тема неоднократно являлась предметом изучения. Весомый вклад в исследовании проблем правового статуса беженцев внесли такие ученые как Е. Гончаренко, А. Жеребцов, Д. Иванов, Н. Каткова, И. Киселёва, М. Лебедев, В. Радул, Т. Регент, Л. Васильева, В.
3
Андриенко, Ю. Билуха, М.Буроменский, В. Гринчак, А. Копыленко, О. Малиновская, В. Погорилко, Ю. Тодика, О. Фрицкий, С. Чехович, Ю. Шемшученко и др.
Но, несмотря на значительное количество работ в данной области, проблема правового статуса беженца остается актуальной. Впервые мировое сообщество обратило внимание на проблему беженцев и попыталось посредством международных договоренностей создать им определенные гарантии после Первой мировой войны. Беженцы существуют так же давно, как и общество. Во все времена существовали люди, которые спасались от личной опасности бегством, ища себе защиты и убежища, где спокойнее. Первые сведения об убежище, дошедшие до наших дней, содержатся в исторических источниках Древней Греции, Рима, Индии, Вавилона, древнееврейских царств. В период феодальной раздробленности Руси получило распространение предоставление убежища соперникам враждующих государств. Так, на Волыни скрывался претендент на византийский престол, в Венгрии находили защиту волынские князья, а наиболее известным примером было бегство Андрея Курбского от Ивана IV из Москвы в Литву, где ему было предоставлено убежище [1, с. 14].
Определение понятия «беженец» в разные периоды исторического развития общества было различным и зависело от того, на каком уровне развития находился институт прав беженцев. Понятие беженца формировалось на основании международных соглашений и практики государств по вопросам беженцев, а также документов специальных международных органов, созданных для защиты прав беженцев: документов Лиги Наций, Организации Объединенных Наций, региональных международных соглашений. В своем развитии понятие «беженец» прошло путь от узкого, специального понятия к такому, которое имеет универсальный характер.
Еще в начале двадцатого века Первая мировая война и революция 1917 г. в России привели к появлению и перемещению беженцев по всему миру. Под влиянием этих событий в международном праве началось формирование понятия «беженец». Таким термином определялись лица, добровольно покинувшие места своего проживания, занятые врагом, или которые находились под угрозой быть занятыми врагом, или лица, которые были высланы из этих мест по распоряжению гражданских или военных властей [2, с.188].
Впервые в международно-правовых документах понятие «беженец» в отношении определенной группы лиц было сформулировано в мае 1926 году в Женеве на специальной конференции Лиги Наций по российским и армянским беженцам. В соответствии с пунктом 2 Соглашения о выдаче удостоверений личности российским и армянским беженцам, принятым на этой конференции, беженцем считалось любое лицо соответствующего национального и этнического происхождения, которое не пользуется защитой своего правительства и не получило другого гражданства. Принятые в 1928 году Лигой Наций соглашения относительно правового статуса российских и армянских беженцев и Соглашение о распространении на другие категории беженцев мер, используемых в пользу российских и армянских беженцев, содержали аналогичные критерии по определению беженцев[3, с.10,13]. Характерный признак вышеупомянутых определений заключается в том, что они не имели универсального характера, поскольку касались ограниченного круга лиц указанных национальностей и не определяли причин бегства беженцев из стран своего гражданства или постоянного проживания. Аналогичные критерии определения понятия
4
беженца позже были включены во Временное соглашение о статусе беженцев из Германии 1936 [3, с. 22]. В указанных соглашениях, заключенных под эгидой Лиги Наций, был использован групповой, коллективный подход. Обстоятельства, когда лицо или группа лиц находятся за пределами страны своего происхождения и не пользуются защитой правительства этого государства, а также и защитой других государств, составляли необходимое и достаточное условие для признания такого лица беженцем. Приобретение беженцем гражданства любого государства исключало возможность его международно-правовой защиты: такое лицо не признавалась беженцем. Дальнейшее расширение критериев международно-правового определения понятия беженца было определено в соответствии с политическими противоречиями, которые имели место в Европе в тридцатые годы двадцатого века. В резолюции "Правовой статус апатридов и беженцев", принятой еще в 1936 году на сессии Института международного права, беженец определялся «как индивид, у которого внезапно возникли политические события на территории государства его гражданской принадлежности и он оставил добровольно или принудительно эту территорию» и «который не приобрел новое гражданство и не пользуется дипломатической защитой другого государства» [4, с. 5]. Анализ приведенного определения свидетельствует, что среди причин появления беженцев выделяются политические события на территории государства гражданской принадлежности, которые привели к отсутствию защиты.
Вторая мировая война резко увеличила численность беженцев во всем мире, что повлекло обострение проблемы. После окончания войны стало налаживаться сотрудничество государств по созданию международно-правовой системы защиты беженцев, а также были пересмотрены критерии определения понятия "беженец". Все это нашло свое отражение в принятом в 1946 году Уставе Международной организации по делам беженцев (МОБ), который расширил понятие «беженец», включив в него жертв нацистских и фашистских преследований некоторых лиц еврейской национальности, а также иностранцев, апатридов, ставших жертвами нацистских режимов, так же, как и лиц, признанных беженцами до начала Второй мировой войны по признакам расы, религии, национальности или политических взглядов. Кроме того, беженцами по Уставу МОБ считались лица, которые не желали или не могли воспользоваться защитой своего государства и имели обоснованные опасения считать, что на родине их будут преследовать по вышеуказанным признакам [3, с. 46]. В Уставе МОБ впервые в международно-правовой практике сформулировано понятие беженец с использованием термина «преследования», хотя и без толкования последнего. Новым и важным положением Устава МОБ было также положение, согласно которому на признание лица беженцем не влияет хранение или утрата им своего гражданства в момент получения статуса беженца. В 1950 году был принят Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) [5, с. 82]. В этом документе были обобщены и расширены критерии существующих определений понятия «беженец», содержавшихся в ранее принятых документах. Устав УВКБ ООН относит к беженцам "лиц, в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства или политических взглядов находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не
5
желают пользоваться такой защитой, или вследствие таких опасений, или причинам, не связанным с соображениями личной выгоды, или, не имея соответствующего гражданства, находясь вне страны своего обычного проживания, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений, или по причинам, не связанным с соображениями личной выгоды». Это определение значительно расширяло круг лиц, которые считались беженцами, так как не связывало их с конкретной национальной или этнической принадлежностью и охватывало как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Дальнейшее развитие понятия «беженец» получило в Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года (далее - Конвенция о статусе беженцев), которая разрабатывалась в 1947 - 1951 годах одновременно с Уставом УВКБ ООН [6, с. 283]. По смыслу Конвенции о статусе беженцев беженцем признается лицо, через обоснованные опасения «стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает воспользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений». Таким образом, Конвенция о статусе беженцев в определение понятия «беженец» включает и дополнительный признак, по которому может преследоваться лицо, - принадлежность к социальной группе. Конвенция о статусе беженцев разрабатывалась для урегулирования положения беженцев, которые стали жертвами Второй мировой войны, и распространялась только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. Позже, в 1967 году, был принят Протокол к Конвенции о статусе беженцев, статьей 1 которого установлено, что Конвенция о статусе беженцев распространяется также и на тех лиц, которые стали беженцами в результате более поздних событий, и применяется без каких-либо географических ограничений [6, с .300].
Конвенция о статусе беженцев от 28.07.1951 г. стала универсальным и основным международным документом, закрепляющим определение понятия "беженец" в международном праве, которое адаптировали в своем национальном законодательстве большинство государств, в том числе РФ (РФ присоединилась к Конвенции и Протоколу 1967 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года) и Украина (Украина ратифицировала конвенцию и Протокол 1967 г. 10.01.2002 г).
Была попытка урегулировать проблему беженцев в рамках СНГ и дать единое определение понятия беженца для всех стран СНГ. В сентябре 1993 года в Москве частью государств-участников СНГ было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам [7, с.40]. Особенностью определения понятия "беженец" в этом документе является тот факт, что в нем конкретизируется понятие "преследования" и указывается на насилие как одну из форм преследования лица. То есть: в самом определении указывается причина появления беженцев - насилие, как одна из форм преследования. Российская Федерация подписала вышеупомянутое Соглашение, которое было ратифицировано 22 ноября 1994 г., Украина по определенным причинам не являлась стороной указанного соглашения, хотя и до этого уже столкнулась с проблемой беженцев. Ю. Рымаренко в научной статье «Зако-
6
нодательство Украины о беженцах: проблемы, перспективы, пути оптимизации" отмечает, что после распада Советского Союза в Украину, по разным оценкам, прибыло 624 000 репатриантов, 250000 бывших депортированных и их потомков, 85000 беженцев из Чечни, Абхазии и Приднестровья, почти полтора миллиона иммигрантов, среди которых почти 65 000 незаконных. Около 140 000 человек обратились с просьбой предоставить им статус беженца [15, с. 17]. Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русскоязычных граждан оказались жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Когда началась массовая вынужденная миграция населения в Российскую Федерацию (всего за 1996 - 2004 гг. в России было официально зарегистрировано более 1,6 млн. вынужденных переселенцев и беженцев) [8]. На сегодняшний день вопрос о вынужденных переселенцах и беженцах в РФ не утрачивает своей актуальности, как и в начале 90-х г. XX века. Законом, регулирующим правовое положение беженцев в Российской Федерации, является Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (в редакции Федерального закона от 22 декабря 2014 г N 446-ФЗ). Определение понятия "беженец", содержащееся в рассматриваемом Федеральном законе, практически в полном объеме воспроизводит определение Конвенции ООН 1951 года и Протокола 1967 года. Исключение составляет лишь один момент - указание на национальность в ст. 1 Закона в числе признаков, по которым лицо подвергается преследованию. Исходя из п. 1 ст. 1, беженцем признается лицо, подпадающее под следующие основные признаки [9]:
• это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, т. е. им может быть как зарубежный гражданин (иностранец), так и лицо, не имеющее определенного гражданства (апатрид);
• находящееся вне страны своей гражданской принадлежности либо вне страны своего прежнего обычного местожительства из-за вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
• не имеющее возможности или не желающее пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности вследствие имеющихся у данного лица опасений (для иностранного гражданина);
• не имеющее возможности или не желающее вернуться в страну своего прежнего обычного местожительства в результате вышеназванных опасений (для лица, не имеющего определенного гражданства).
В п. 2 данной статьи дается определение субъекта, который может ходатайствовать о признании себя беженцем. Таковыми могут быть лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, которые по перечисленным выше обстоятельствам (см. п. 1 ст. 1) подали соответствующее заявление. В их число входят иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), которые желают прибыть либо прибывшие на территорию России или уже находящиеся на территории Российской Федерации на законных основаниях.
Законом установлены лица, которые не могут признаваться беженцами: лицо, в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах,
7
составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации, в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; лицо, которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. Также закон устанавливает основные понятия, порядок признания лица беженцем, их права и обязанности, гарантии и прочие существенные вопросы правового статуса. Российское законодательство определяет понятие «беженца» в соответствии с нормами принятыми в международных документах. Исходя из анализа статей Федерального закона Российской Федерации «О беженцах в Российской Федерации», статус беженца может получить как один человек, так и его родные, в случае, если все они были подвергнуты гонениям на родине по следующим признакам: расовая или национальная принадлежность; принадлежность к социальной группе; политические убеждения; вероисповедание; язык. Отдельные вопросы правового положения статуса беженца определяются в Указах Президента, постановлениях Правительства Российской Федерации. Например, Указ Президента № 978 от 12.07.2012 «О внесении изменений в положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденный указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. №746, Постановление Правительства РФ от 28 мая 1998 г. № 523 «О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу [10]», Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 679 «Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами [11]», Постановление Правительства РФ от 7 октября 1998 г. №1162 «О проездном документе беженца [12]».
Достаточно сложный эволюционный процесс правового института беженцев проходил и в суверенной Украине. Первая попытка дать определение понятия "беженец" в Украине была сделана в Постановлении Кабинета Министров Украины от 8 июля 1992 года № 378 "Об утверждении Временного положения о порядке определения статуса беженцев из Республики Молдова и предоставления им помощи". Статья первая этого положения определяла, что беженцами признаются лица, вынужденно покинувшие место своего постоянного проживания в районе боевых действий в Республике Молдова вследствие угрозы для своей жизни и здоровья и прибывших на территорию Украины для временного пребывания. Это определение охватывало лишь узкую категорию лиц, прибывших из Молдовы, и не распространялось на категории мигрантов из других стран. Такая формулировка понятия "беженец" не учитывала уже существующие в международном праве критерии определения понятия "беженец" и по своей сути была переходной. Универсального понятия беженца этот подзаконный акт не закреплял. При этом положительным в нем было то, что указывалось на временный характер статуса беженцев. Впоследствии выше-
8
упомянутое Временное положение утратило силу. Закон Украины "О беженцах" в редакции от 24 декабря 1993 определял понятие «беженец» более конкретно: под понятием "беженец" понимается иностранец (иностранный гражданин или лицо без гражданства), который в результате обоснованных опасений стал жертвой преследований по признаку расы, национальности, отношения к религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и вынужден покинуть территорию государства, гражданином которого он является (или территорию страны своего постоянного проживания), и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие указанных опасений и относительно которого в порядке и в условиях, определенных этим Законом, принято решение о предоставлении ему статуса беженца [13]. Законодатель отказался от политической интерпретации беженцев, рассматривая этот институт как правовой, как реализацию абсолютных прав человека. Принятие Закона Украины "О беженцах" вводило в правовое поле Украины законодательное определение понятия "беженец" и дало начало развитию общественных отношений по определению правового статуса беженцев в Украине. Но понятие беженца в первой редакции Закона не в полной мере соответствовало Конвенции о статусе беженцев, поскольку содержало формулировки "вынужден оставить", который не содержит вышеупомянутая Конвенция. Поэтому из-под действия этого определения исключались те лица, которые выехали из страны своего проживания добровольно, а не как беженцы, то есть без обоснованных опасений стать жертвой преследования, но стали такими из-за событий, произошедших в их отсутствие, или в результате собственных действий, совершенных за пределами собственной страны, в связи с чем они отказались вернуться. Такие беженцы получили в международном праве название беженцы "sur place" - беженцы на месте [12, с. 15]. Главное несоответствие первой редакции Закона Украины "О беженцах" Конвенции о статусе беженцев заключалась в том, что беженцами признавались лишь те, кому предоставлен статус беженца в Украине. Во второй редакции Закона Украины "О беженцах" от 21 июня 2001 понятие "беженец" употребляется в таком значении: беженец - лицо, не являющееся гражданином Украины и вследствие вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь вне страны своего прежнего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений [13]. Анализ показывает, что определение понятия беженца, которое содержит последующая редакция Закона Украины "О беженцах", сформулировано юридически конкретнее и в соответствии с определением Конвенции о статусе беженцев. Сравнивая определение понятия беженца в первой и второй редакции Закона Украины "О беженцах" отметим, что во второй редакции закона понятие беженца связывается только с предоставлением лицу такого статуса в Украине. Это принципиально важно, поскольку такое определение распространяет систему защиты и права беженцев, в том числе право не быть высланным в обстановку преследований, и на тех лиц, которые только должны получить статус беженца -соискателей статуса беженца в Украине. Другой особенностью определения являет-
9
ся то, что в нем прямо указывается статус беженцев - они не являются гражданами Украины. Из этого определения можно выделить те элементы понятия "беженец", которые, по нашему мнению, являются необходимыми и достаточными для признания лица беженцем в Украине: наличие преследования или опасения (страх) преследования; преследование должно происходить только по указанным в определении признакам: расе, вероисповеданию, национальности или социальной принадлежности, политическим убеждениям, гражданству (причем достаточно преследования только по одному из признаков) отсутствие защиты со стороны государства от таких преследований; проживание за пределами страны происхождения вследствие бегства или нежелания возвращаться на родину. Перечисленные элементы образуют положительные критерии, то есть такие, которым лицо должно удовлетворить, чтобы быть признанным беженцем. Определение понятия беженца содержит также негативные критерии, при которых лицо не может быть признано беженцем или перестает быть беженцем, и исключается из-под действия Конвенции о статусе беженцев и Закона Украины "О беженцах". Эти негативные критерии определены статьей 10 Закона Украины "О беженцах" в соответствии со статьей 1 (С) - (Б) Конвенции о статусе беженцев: статус беженца не предоставляется лицу, совершившему преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества и человечности, как они определены в международном праве; совершившее тяжкое преступление неполитического характера за пределами Украины до прибытия в Украину с целью получения статуса беженца, если такое деяние отнесено Уголовным кодексом Украины к тяжким преступлениям; виновного в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций, которое до прибытия в Украину было признано беженцем или получило убежище в другой стране; которое до прибытия в Украину с намерением получить статус беженца находилось в третьей безопасной стране (это условие не распространяется на детей, разлученных с семьями, а также на лиц, которые родились или постоянно проживали на территории Украины, а также их потомков (детей, внуков), если в отношении лица установлено, что условия, при которых предоставляется статус беженца, для них отсутствуют.
Закон определяет порядок регулирования общественных отношений в сфере признания лица беженцем, лицом, нуждающимся в дополнительной или временной защите, потери и лишения этого статуса, а также установление правового статуса беженцев и лиц, нуждающихся в дополнительной защите и которым предоставлена временная защита в Украине. В 2012 году в Украине было усовершенствовано законодательство регулирующее статус беженцев с принятием Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите»[14]. Указанный закон регулирует статус не только беженцев, но и лиц, нуждающихся в дополнительной или временной защите. Так, в частности, в соответствии со статьей 1 Закона беженец - это лицо, которое не является гражданином Украины и вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь вне страны своего прежнего постоянного
10
проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений. При анализе этих положений мы не обнаруживаем существенных изменений в понятийном аппарате, лицо, определяемое беженцем, ранее определялось подобным образом и в Законе Украины в редакции от 24.12.1993 № 3818-Х1, и в законе в редакции от 21.06.2001 № 2557-111. Законодатель ввел в правовое поле Украины новое понятие - лицо, требующее дополнительной защиты - это лицо, которое не является беженцем в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом о статусе беженцев 1967 и этого Закона, но нуждается в защите, поскольку такое лицо вынуждено было прибыть в Украину или остаться в Украине из-за угрозы его жизни, безопасности или свободе в стране происхождения, из-за опасений применения к нему смертной казни или исполнения приговора о смертной казни или пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, или общераспространенного насилия в ситуациях международного или внутреннего вооруженного конфликта или систематического нарушения прав человека, которое не может или не желает вернуться в такую страну вследствие указанных опасений.
Лица, нуждающиеся во временной защите, - это иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории страны, имеющей общую границу с Украиной, которые массово вынуждены искать защиты в Украине в результате внешней агрессии, иностранной оккупации, гражданской войны, столкновений на этнической основе, природных или техногенных катастроф или других событий, нарушающих общественный порядок в определенной части или на всей территории страны происхождения. В указанном законе определяется, что беженец или лицо, нуждающееся в дополнительной защите или которому предоставлена временная защита, не может быть выслано или принудительно возвращено в страны, где оно может подвергнуться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания или из которых оно может быть выслано или принудительно возвращено в страны, где его жизни или свободе угрожает опасность по признакам вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, а также по другим причинам, которые признаются международными договорами или международными организациями, участниками которых является Украина, как и такие, которые не могут быть возвращены в страну происхождения.
Таким образом, следует отметить, приведенные определения по различным категориям мигрантов позволяют четче понять отличие беженцев от других категорий мигрантов: беженец является лицом, преследуемым со стороны государства в собственной стране происхождения, право на жизнь и физическую неприкосновенность которого не гарантируется со стороны государства и нарушается, или может быть возбуждено самим государством. Современное определение понятия беженца, которым пользуются в международном праве и которое адаптировано правовыми системами большинства государств, в том числе РФ и Украиной закреплено в Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года. Нормы стали частью национального законодательства государств. Установлено, что это понятие включает в себя как положительные особенности - те, которым лицо должно соответствовать, чтобы стать беженцем, так и отрицательные особенности, при которых лицо не может быть признано беженцем либо утрачивает статус беженца.
11
Список литературы
1. Чехович С.Б. 1нститут права притулку як конституцшно-правова гаранпя захисту прав людини // Право Украши. - 2000. - №4.- С.14-16.
2. Международное публичное право / Под ред. К.А.Бекяшева. - М.: Проспект, 1998. - 608 с.
3. Сборник международно-правовых документов и национальных законодательных актов по вопросам беженцев // Сост. Ю.Л.Сарашевский, А.В.Селиванов. - Минск: Тесей, 2000.- 464 с.
4. Кузьменко О.В. Адмшстративно-правовий статус б1женщв в Украш. - Дшпропетровськ: Наука i освгга, 2001. - 108с.
5. Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции.- М.: Международная организация по миграции, 1994.- 367 с.
6. Конвенция ООН 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года о статусе беженцев // Действующее международное право. В 3-х томах / Сост.Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова. Том 1.-М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996.- С.283-302.
7. Фисенко И.В. Беженцы и вынужденные переселенцы в содружестве независимых государств: определение понятий // Московский журнал международного права.- 1997.- №4.- С.39-55.
8. Аналитический доклад «Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития» / Под ред. С.Н. Градировского. М., 2005. С. 27.
9. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий Федерального закона "О беженцах" -"Юридическая литература", 1998 г С.28
10. Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2475 ^Ар//^^^ szrf.ru/doctitle.phtml>
11. Собрание законодательства Российской Федерации от 6 июля 1998 г., N 27, ст. 3196
szrf.ru/doctitle.phtml>
12. Собрание законодательства Российской Федерации от 12 октября 1998 г., N 41, ст. 5030^йр://%'%'%г. szrf.ru/doctitle.phtml>
13. Закон Украши "Про б1женщв" вщ 24 грудня 1993 р. // Вщомосп Верховно! Ради Украши.-1994.- №16.- Ст.90. zakon.rada.gov.ua.>
14. Закон Украши «Про б1женцш та оаб, яю потребують додаткового або тимчасового захисту» //(Вщомосл Верховно! Ради Укра!ни (ВВР), 2012, № 16, ст.146) 1з змшами, внесеними зпдно 1з Законами № 1251-VII в!д 13.05.2014, ВВР, 2014, № 27, ст.911 <http://www://zakon.rada.gov.ua.>
15._Ю. Рымаренко. "Законодательство Украины о беженцах: проблемы, перспективы, пути оптимизации"//Укра!нський часопис прав людини. Видання Укра!нсько! Правничо! Фундаци / За ред. В.Свштова. -К.: Право, 1997. - №1.- 248 с.
Adelseitova A. On the question about legal institution of refurees: comparative-legal aspects of Russian Federation's and Ukraine's legislation // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science. - 2015. - № 1. - P. 3 - 12.
This article reveals a juridical interpretation of the concept "refugee", analyzes various comparative-legal aspects of their legal institution in the international acts, practice of different states on refugee's issues including considering the documents of special international organizations, which were created to protect the rights of refugees: documents of the League of Nations, The United Nations, regional international conventions and modern legislation of Russian Federation and Ukraine.
In the process of analysis the definitions of various categories of migrants it was revealed that refugees differ from other categories of migrants. The concept «refugee» includes as positive features when the person is granted refugee status as negative peculiarity - when the person can't be a refugee or stops being a refugee.
Keywords: refugee, migration, international acts, human rights, national legislation.
12