ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
УДК 341.43 Е.Г. БЕЛЬКОВА
ББК 67.91 зав. кафедрой гражданского права и процесса
Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук, доцент, г. Иркутск
e-mail: belkova-eg@isea.ru
БЕЖЕНЦЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ: РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Исследовано понятие «беженец» в российском законодательстве и международных договорах. Рассмотрено понятие «переселенец». Дан сравнительный анализ этих понятий. Показаны отличия правового статуса беженцев от правового статуса переселенцев.
Ключевые слова: беженцы, переселенцы, международный договор.
Понятие «беженец» вошло в международное право с Первой мировой войны. Оно было выработано и закреплено в 1926 г. в Женеве на конференции по проблемам русских и армянских беженцев.
Беженцами признавались лица соответствующего национального или этнического происхождения, не пользующиеся защитой своего государства и не получившие другого гражданства. Как отмечает A.M. Ибрагимов, характерной чертой данного определения является то, что оно охватывает в основном лиц русской, армянской, ассирийской, турецкой, халдейской национальностей, в нем нет указаний на причины ухода беженцев из стран своего гражданства или с постоянного места жительства1.
В 1936 г. на очередной сессии Института международного права понятие «беженцы» было уточнено и зафиксировано в резолюции «Правовой статус апатридов и беженцев». Согласно названному документу, беженец — это индивид, который по причине внезапно происшедших политических событий на территории государства его гражданской принадлежности покинул данное государство добровольно или принудительно, не приобрел нового гражданства и не пользуется дипломатической защитой какого-либо государства.
Обострение проблемы беженцев после Второй мировой войны усилило сотрудничество государств по созданию международно-
правовой системы защиты прав и интересов беженцев. Центром такого сотрудничества стала Организация Объединенных Наций (ООН), в рамках которой в 1947 г. была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ). В 1950 г. для содействия решению проблемы беженцев Организация Объединенных Наций учредила Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В октябре 1992 г. было создано его региональное представительство в Москве и заключен ряд соглашений по сотрудничеству с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Вопросами беженцев на территории России занимается Федеральная миграционная служба, созданная в соответствии с указом Президента РФ «О Федеральной миграционной службе России» от 14 июня 1992 г. и действующая на основании Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. (в редакции от 3 марта 2008 г.).
Правовое положение беженцев определяется в соответствии с рядом международно-правовых актов: Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 г., Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1966 г. Значение также имеет Устав Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев1959 г., в котором определяются полномочия Вер-
© Е.Г. Белькова, 2008
ховного комиссара по вопросам оказания помощи беженцам.
Согласно Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г., беженцем признается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г., и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться защитой вследствие таких опасений. В ст. 33 Конвенции предусмотрено, что договаривающиеся государства не будут никаким образом высылать беженцев или возвращать их на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Государства — участники Конвенции в обеспечение своих международных обязательств включают в свои внутренние законодательные акты положения, касающиеся запрета преследования по различным мотивам.
Договаривающиеся государства принимают на себя обязательства применять положения Конвенции к беженцам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, вероисповедания и страны происхождения.
У каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится. В силу этих обязательств, в частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, принимаемым для поддержания общественного порядка.
Личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом, в частности вытекающие из брака, признаются при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем.
В Конвенции закреплен принцип национального режима для осуществления и защиты авторских и промышленных прав беженцев, права обращения в суд, права на
начальное образование, а также трудовых прав и права на социальное обеспечение. К примеру, в ст. 24 установлен принцип национального режима в отношении вознаграждения за труд, продолжительности рабочего дня, сверхурочной работы, оплачиваемых отпусков, труда женщин и т.д.
В отношении приобретения движимого и недвижимого имущества и прочих связанных с ним прав, а также в отношении арендных и иных договоров, касающихся движимого и недвижимого имущества, права на участие в ассоциациях, права на занятие свободными профессиями, жилищных прав участвующие в Конвенции государства обеспечивают беженцам, законно проживающим на их территории, возможно более благоприятное правовое положение, во всяком случае, положение не менее благоприятное, чем то, которое обычно имеют иностранные граждане при тех же обстоятельствах.
Конвенция о статусе беженцев, подписанная в Женеве 28 июля 1951 г., распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г.
В 1966 г. был подписан Протокол, касающийся статуса беженцев, с целью охватить всех лиц, подпадающих под определение беженца независимо от даты 1 января 1951 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции и Протоколу в ноябре 1992 г.
Обострение социально-политической обстановки после распада СССР, межнациональные и религиозные конфликты, экономический кризис привели к значительному увеличению числа беженцев. 19 февраля 1993 г. был принят закон РФ «О беженцах» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), в соответствии с которым были разработаны другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, касающиеся беженцев.
В соответствии с законом «О беженцах» в Российской Федерации беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной
Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)
Е.Г. БЕЛЬКОВА
группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Данное в законе Российской Федерации «О беженцах» определение в основном соответствует понятию «беженец», используемому в Конвенции ООН о статусе беженцев. Вместе с тем закон РФ предусматривает более широкий перечень причин, вынуждающих покинуть свою страну.
Решение о признании лица беженцем принимает соответствующий территориальный орган миграционной службы в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства гражданина о признании его в этом качестве (ст. 4 закона «О беженцах»). Лицу, признанному беженцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных беженцами членах семьи, не достигших 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Удостоверение действительно на территории всей России.
Следует отметить, что беженцем не может быть признано лицо:
- в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества;
- которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании его беженцем;
- которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
- за которым компетентные органы власти государства, где проживало данное лицо, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
- которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Закон РФ «О беженцах» не распространяется и на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Особенностью правового положения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, является то, что при отказе в таковом они обязаны покинуть территорию России.
Лицам, получившим статус беженцев, предоставляются определенные права. В законе «О беженцах» предусмотрены экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев.
От лиц, имеющих статус беженцев, следует отличать такие категории физических лиц, как переселенцы и вынужденные переселенцы.
Переселенец — это лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее на постоянное место жительства в другую страну.
Россия заключила с рядом государств соглашения, регулирующие как процесс переселения, так и вопросы защиты прав переселенцев. Так, в соглашении с Азербайджанской Республикой предусмотрено осуществление переселенцами права собственности в полном объеме, права на вывоз движимого имущества, за исключением предметов, запрещенных к вывозу законом государства выезда.
Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с одной стороны, и заинтересованными лицами — с другой, решаются в судебном порядке на территории государства выезда в соответствии с его законодательством и указанным соглашением.
Соглашения, регулирующие процессы переселения и вопросы защиты прав переселенцев, заключены Россией с Республиками Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Латвийской Республикой и другими государствами.
Вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов
Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)
его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Кроме того, вынужденным переселенцем признается гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением российского гражданства, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца обустройству на территории Российской Федерации. В соответствии с указанным законом статус вынужденных переселенцев
могут получить также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах этой территории по обстоятельствам, названным в законе. Однако принципиальное отличие вынужденного переселенца от беженца состоит главным образом в том, что вынужденный переселенец является гражданином Российской Федерации. Поэтому, исходя из наличия или отсутствия иностранной характеристики субъекта, физические лица признаются беженцами или вынужденными переселенцами. Беженцы являются субъектами международного частного права, а вынужденные переселенцы таковыми не являются.
Примечание
1 Ибрагимов A.M. Понятие и критерии установления беженцев в международном частном праве // Российский юридический журнал. 1997. № 2. С. 98.
В.А. СЕМЕУСОВ
зав. кафедрой предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права, доктор юридических наук, профессор, г. Иркутск
А.В. КУЛИШ
заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
e-mail: kyllex@mail.ru
О ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТАХ И СУБЪЕКТАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматривается проблема научного познания института рыночных субъектов хозяйствования (экономических субъектов). Исследуются взгляды и подходы, применяемые к понятию хозяйствующих субъектов. Приводится его значение в российском законодательстве. Кроме того, освещается аспект признания государства субъектом гражданского оборота.
Ключевые слова: хозяйствующий субъект, предпринимательская деятельность, гражданское право, конкуренция, монополистическая деятельность.
УДК 346(47) ББК 67.99(2)3
В современной российской экономической науке как постулат воспринимается утверждение о существовании проблемы рыночных субъектов хозяйствования (эконо-
мических субъектов). К слову сказать, как ни странно, анализу деятельности субъектов хозяйствования и их трансформации в переходной экономике России посвящены труды
© ВА. Семеусов, А.В. Кулиш, 2008